Перейти к содержанию
Ilyas Xan Astraxanski

Мамлюки

Рекомендуемые сообщения

В том то и дело, что адыги в массовом количестве появились на Ближнем Востоке значительно позже. В XVIII-XIX вв. Во время российской экспансии на Кавказ. Османы совершенно естественно поддерживали кавказцев, потому что сами претендовали на эту территорию, но надеялись ее взять не силой оружия, а силой страха единоверцев перед другим захватчиком. Но не срослось и массы адыгов (не такие уж и большие надо сказать) потянулись в Порту, которая расселяла их по всему Серебряному Полумесяцу и в Анатолию. Часть поселили даже в Восточной Фракии. Черкесами тогда звали всех кавказцев, включая кумыков, карачаевцев и балкарцев.

А то, что адыги на Ближнем Востоке служат исключительно в армии и полиции - опять же по той же причине. Их надо было чем-то занять и наиболее выгодным оказалось делать полицией - уменьшался риск коррупции и непотизма, к коему так склонны арабы. Кроме того примите во внимание крайнюю ленность арабов именно в вопросах обороны и безопасности.

В путанице с этнонимом Черкес виноваты в первую очередь Османы и Россия.

А мелкий (на самом деле) род Шеркеш считается самым древним у Байулы, в составе которых он находится. Мангыты тоже мелкий род, а ведь когда-то мангытами звали всех ногайцев Северного Прикаспия.

Ну вот вы всё это пишите. А заглянуть в источники вы удосужились? Я тоже например могу много и дёшево трепаться с солидным видом и например сочинить теорию про то как древние галлы в 3 веке до нашей эры галлы переселились на Ближний Восток, а оттуда в Эфиопию и там стали известны под именем племени Галла. И даже подвести источниковую базу под это. Ведь действительно в третьем веке произошло нашествие галлов на восточную Европу и Балканы, и в самом деле они переселились в Малую Азию и постоянно в войсках эллинистических государств Востока (если почитать Полибия) галлы служили. А проку то от этого всего?

Мне представляется что не Османы поддерживали адыгов, а наоборот последние лавировали между имперской политикой Турции и России (поддерживая то одну то другую). Естественно что массовое появление адыгских колоний связано с переселением мухаджиров на Ближний Восток. Гулямы были рабами своих хозяев и быстро растворялись среди арабов, так что никаких колоний они основать не могли. И дело не в том что турки и арабы так называли карачаево-балкарцев и кумыков. Просто карачаево-балкарцев и кумыков было мало сравнительно с черкесами. Движение мухаджиров затронуло прежде всего адыгов - вот на Востоке и не слишком отличали остальных горцев от черкесов. Почитайте например древнерусские документы по сношению с Северным Кавказом - там периодически окуки (чеченцы) и другие горцы тоже называются черкасами. Но кумыков то как раз русские довольно ясно от черкасов отличали. А то что адыги на Ближнем Востоке служат в армии и полиции... Так они и в России ментовский народ. Съездите например в КБР и обнаружите что даже в районах компактного расселения балкарцев преобладают силовики-адыги. Что касается России (не знаю как насчёт Османов), то в России то как раз черкасов и кумыков не путали. То что Шеркеш у Бай-улы считается самым древним родом тоже в общем-то никакого отношения к кавказской этнонимике не имеет. Генеалогическая память у племён слишком короткая. Возьмите например шекджире. Разве в современных шеджире кыпчаков или джалаиров вы найдёте упоминание о событиях времён Чингис-хана, которые нам известны из восточных летописей? Так что эта древность весьма виртуальная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А то что адыги на Ближнем Востоке служат в армии и полиции... Так они и в России ментовский народ. Съездите например в КБР и обнаружите что даже в районах компактного расселения балкарцев преобладают силовики-адыги.

Самый "ментовской" народ - казахи. 90% нации страдает патологической любовью к погонам. :D Это вам даже узбеки подтвердят.

Что же по шежире и короткой памяти, то в любом казахском ауле Жетысу найдется хотя бы один старик, который тебе скажет, как на самом деле звали скажем Челубея и где живут его потомки :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) У кого есть, пусть поднимет ЛНГ и посмотрит. Я не помню, но по-моему именно у него говорится, что чёрные - не мамлюки.

2)Черкесами называли не всех кавказцев. Чечены и осетины не входят в число черкесов. Про дагестанцев не скажу, не помню, но, кажется, они тоже не черкесы? Вроде бы черкесы это жители западного Кавказа, т.е. адыги, карачаи-балкары, возможно ногаи. Чечены точно не черкесы. Помнится, был фильм про иорданских черкесов, и там специально было подчёркнуто, что чечены не входят в их число.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черкесами называли не всех кавказцев. Чечены и осетины не входят в число черкесов. Про дагестанцев не скажу, не помню, но, кажется, они тоже не черкесы? Вроде бы черкесы это жители западного Кавказа, т.е. адыги, карачаи-балкары, возможно ногаи. Чечены точно не черкесы. Помнится, был фильм про иорданских черкесов, и там специально было подчёркнуто, что чечены не входят в их число

Уважаемый Ilyas Xan Astraxanski!

Значения этнонимов меняются со временем. Кроме того, у разных нардов они могут означать разное. Речь то шла о 18-19 веках

Сейчас Черкес - это представитель народа, говорящего на языке абхазо-адыгской группы. К этим языкам относятся: абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский языки.

Но в 18-19 веках Черкес часто означало "северо-кавказский горец вообще".

Пример: во времена СССР любого человека с этого форума где-нибудь в Европе назвали бы Русским, независимо от его настоящей национальности. Так и с Черкесами, по названию наиболее известного народа называли всех.

В Российской империи первым народом, оказавшим вооруженное сопротивление России были именно Черкесы. К моменту, когда начали воевать с Чеченами, Русские с Черкесами давно уже жили в мире и дружбе, но часто всех немирных горцев по привычке называли Черкесами.

У Лермонтова часто одних и тех же людей называют то Чеченами, то Черкесами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) У кого есть, пусть поднимет ЛНГ и посмотрит. Я не помню, но по-моему именно у него говорится, что чёрные - не мамлюки.

2)Черкесами называли не всех кавказцев. Чечены и осетины не входят в число черкесов. Про дагестанцев не скажу, не помню, но, кажется, они тоже не черкесы? Вроде бы черкесы это жители западного Кавказа, т.е. адыги, карачаи-балкары, возможно ногаи. Чечены точно не черкесы. Помнится, был фильм про иорданских черкесов, и там специально было подчёркнуто, что чечены не входят в их число.

1) Ай, Ильяс-афанде, в том то и дело, что первоначально слово мамлюк употреблялось и к чёрным и к белым рабам. Но в современном значении оно употребляется обычно именно как белый раб. Это не должно вводить в заблуждение. Возможно просто сейчас говоря про чёрного раба арабы употребляют خرطاني или другие подобные выражения обозначающие именно чёрного раба. В любом случае и сейчас употребить слово мамлюк в отношении чёрного раба вполне можно. Это не ошибка.

2) В том то и дело что ни чеченцы, ни осетины, ни карачаево-балкарцы, ни тем более ногаи черкесами не назывались. Но не всегда иностранцы различали эти народы между собой. В принципе уважаемый jvarg правильно сказал про употребление этнонима. Например во времена СССР любого из нас на Западе назвали бы русским, а в позднем средневековье как ни парадоксально русских часто называли татарами. Так и слово черкес зачастую обозначало вообще любого горца северо-западного Кавказа. Так когда в 1640 русские послы едущие в Грузию впервые проехали через Карачай, они назвали его карачаевской Кабардой, а его жителей, если не ошибаюсь, карачаевскими черкесами (что и неудивительно если учесть что в те времена Карачай входил в вассальные владения кабардинских князей). Что касается кумыков то их как раз и русские и турки чётко отличали от черкесов, потому что у кумыков было своё могучее государство на Кавказе - шамхалат, который подмял под себя фактически весь Дагестан и часть Чечни. На Северном Кавказе кумыки как раз были главными политическими соперниками кабардинских князей-черкесов и боролись с ними за влияние на Центральный Кавказ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самый "ментовской" народ - казахи. 90% нации страдает патологической любовью к погонам. :D Это вам даже узбеки подтвердят.

Что же по шежире и короткой памяти, то в любом казахском ауле Жетысу найдется хотя бы один старик, который тебе скажет, как на самом деле звали скажем Челубея и где живут его потомки :)

Вообще-то и во времена Ивана Грозного кабардинские князья стояли во главе опричнины. Но в общем мне понятны ваши сосмнения. Чтобы развеять их достаточно посмотреть в книгу описывающую события 15 века. Не думаю что племя Шеркеш могло быть настолько трусливо чтобы татары тех времён обзывали их "бабами".

§ 28. Военные люди в высшей степени храбры и отважны, причем настолько, что некоторые из них, при особо выдающихся качествах, именуются «талубагатер», что значит безумный храбрец. 68 Такое прозвище рождается в народе, подобно тому как у нас «мудрый» или же «красивый», отчего и говорят — Петр такой-то, по прозванию «Мудрец», или Павел такой-то, по прозванию «Красавец». Эти богатыри имеют одно преимущество: все, что бы они ни совершали, даже если это в известной мере выходит за пределы здравого смысла, считается правильным, потому что раз это делается по причине отваги, то всем кажется, что богатыри просто занимаются своим ремеслом. Среди них есть много таких, которые в случаях военных схваток не ценят жизни, не страшатся опасности, но мчатся вперед и, не раздумывая, избивают врагов, так что даже робкие при этом воодушевляются и превращаются в храбрецов. Прозвище их кажется мне весьма подходящим, потому что я не представляю себе отважного человека, который не был бы безумцем. Разве, по-вашему, это не безумство, когда один отваживается биться против четверых? [147] Разве не сумасшествие, когда кто-нибудь с одним ножом готов сражаться с многими, да еще вооруженными саблями?

§ 29. По этому поводу расскажу, что однажды случилось при мне, когда я был в Тане. Стоял я как-то на площади; пришли в город татары и сообщили, что в роще, мили за три отсюда, спрятались черкесы-наездники, числом около сотни, которые задумали совершить набег под самый город, как это было у них в обычае. Я сидел в лавке мастера по выделке стрел; там же был еще один купец-татарин, пришедший туда с цитварным семенем. 69 Узнав о черкесах, он встал и сказал: «Почему бы нам не отправиться захватить их? сколько там этих всадников?». Я ответил ему: «Сто человек». — «Вот и хорошо», — сказал он, — «нас пятеро, а у вас сколько найдется всадников?». Я ответил: «Сорок». А он сказал: «Черкесы не мужчины, а бабы. Идем, схватим их!». Услышав все это, я пошел искать мессера Франческо и рассказал ему об этих речах, он же со смехом спросил меня, хватит ли у меня духу пуститься туда. Я ответил, что хватит.

И вот мы сели на лошадей, приказали нашим людям прибыть по воде и к полудню налетели на этих черкесов. Они стояли в тени, некоторые из них спали, но, к несчастью, случилось так, что немного раньше, чем мы достигли их, наш трубач затрубил. Поэтому многие успели бежать; тем не менее и убитыми, и пленными нам досталось около 40 человек. Но вся красота этого дела относится к тому, что говорилось о «безумных храбрецах». Тот татарин, который предлагал ехать хватать черкесов, не удовольствовался добычей, но в одиночку бросился в погоню за беглецами, хотя мы все кричали ему: «Ты же не вернешься, никогда ты не вернешься!». Он возвратился спустя почти целый час и, присоединившись к нам, жаловался, говоря: «Горе мне, не смог я поймать ни одного!» — и сильно сокрушался. Судите сами, каково было его безумство, — ведь если бы хоть четверо из черкесов обернулись против него, они изрубили бы его на мелкие куски. Более того, когда мы упрекали его, он все обращал в шутку.

ИОСАФАТ БАРБАРО

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАНУ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В данном случае, уважаемый Керим-хан, Барбаро говорит о "татарах", имея в виду кочевников Восточного Дешта (казахов). ;)

С.Г. Кляшторный Т.И. Султанов " Государства и народы евразийских степей"

Отрывок из главы 7 . Судьба властной элиты Восточного Дешт-и-Кипчака (специально посвящена вопросам казахской государственности, Казахскому ханству и т.д.)

По рассказам очевидцев, среди кочевников Дешт-и-Кипчака "есть много таких, которые в случаях военных схваток не ценят жизни, не страшатся опасности, но мчатся вперед и, не раздумывая, избивают  врагов, так что  даже робкие при этом воодушевляются и превращаются в храбрецов" (Барбаро и Контарини, с.146)

Или

Воинская доблесть высоко ценилась, и тот, кто на поле брани больше других "рубил голов, проливал кровь",  пользовался общим уважением  в кочевническом государстве.

За личную храбрость в сражении и за умелое руководство военными действиями присваивался почетный титул "батыр" (бахадур, багатур).

Особо выдающиеся рубаки, многократные герои поля брани получали, как свидетельствует источник 15в., титул или  прозвище "толубатыр" (толубахадур) - "полный богатырь", т.е.  человек безмерной отваги, стойкости, силы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Керимхан, достаточно этой непонятной истории? Потому что там черкесы изображены трусами, Qasqyr и все остальные должны отказаться от своих подозрений? Вы постоянно перегибаете. Сложно сказать, что вы такое городите и почему.

Я задам такие вопросы - Я вообще не пойму как можно путать шеркеш и адыг! Слово керкеты адыги не используют, у них вообще нету такого слова. Почему они черкесы? Может они об-адыгенные ногаи, или просто в наше время не хотят отказываться от названия черкес? Ногаи (вы все знаете прекрасно) были самым большим этносом на Кавказе, никто и рядом не стоял, покуда их террорист Суворов геноциду подверг, и калмыки их добили. Часть бежала в Турцию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В данном случае, уважаемый Керим-хан, Барбаро говорит о "татарах", имея в виду кочевников Восточного Дешта (казахов). ;)

Необязательно именно казахов. Есть еще ногайцы, сибирские татары и каракалпаки (что бы там Ильяс-Хан не говорил).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Необязательно именно казахов. Есть еще ногайцы, сибирские татары и каракалпаки (что бы там Ильяс-Хан не говорил).

Про сибирских татар ничего в той главе не говорилось. Речь в ней идет непосредственно (и только!) о казахах и свидетельствах современников и очевидцев их (казахов) жизни, начиная с 1428г.

Цитата приведенная мной взята из раздела "Военное дело" 7-й главы (описываются особенности военного дела именно казахов, а не ногаев или каракалпаков).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про сибирских татар ничего в той главе не говорилось. Речь в ней идет непосредственно (и только!) о казахах и свидетельствах современников и очевидцев их (казахов) жизни, начиная с 1428г.

Цитата приведенная мной взята из раздела "Военное дело" 7-й главы (описываются особенности военного дела именно казахов, а не ногаев или каракалпаков).

Так о том и речь ведь что западные авторы называли во времена Барбаро и Контарини и казахов, и ногайцев, и каракалпаков, и крымцев, и казанцев татарами. А черкесов чётко от них отличали. Собственно у Барбаро татары это кочевники Большой и Малой Орды. Ни казахов ни ногаев как таковых в то время ещё не было - они просто не выделились от общей массы золотоордынцев. Ногайскую орду ведь основал сын беклярбега Идигу Мансур - во времена Барбаро это было только вчера считайте. А сам этноним Ногай зафиксирован только в 16 веке - сначала ногаи по имени своего главного племени называли себя мангытами. Да и Казахское ханство насколько я помню во времена путешествия Барбаро ещё не было основано. Так что слово казак тогда значило просто вольных молодцов. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иосафат Барбаро совершил путешествие в Тану с 1436 по 1452 гг. и в Персию с 1473 по 1479 гг. и описываемые им "татары" ну никак не подходят под описание тех же татар Поволжья. Барбаро совершенно четко описывает степняков-кочевников. В данном случае, видимо, кочевых узбеков (суть , в последующем казахов).

Отложение Гирея и Джанибека от Абу-л-Хайр-хана и их перекочевка в Моголистан произошла в 1459-1460гг.

Возвращение "казаков" в Узбекский улус и образование (непосредственно) Казахского ханства с 1469 по 1471гг. ( Как минимум во время второго путешествия Барбаро собственно Казахское ханство было уже основано).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иосафат Барбаро совершил путешествие в Тану с 1436 по 1452 гг. и в Персию с 1473 по 1479 гг. и описываемые им "татары" ну никак не подходят под описание тех же татар Поволжья. Барбаро совершенно четко описывает степняков-кочевников. В данном случае, видимо, кочевых узбеков (суть , в последующем казахов).

Ну так мы татары Поволжья тоже ведь в то время не очень-то отличались от казахов. Оно и понятно что Барбаро пишет о кочевых узбеков (впрочем мои то собственные предки из поволжья тоже тогда были узбеками) а не о поволжцах - он ведь не через Казань ехал. А что поволжцы что казахи тогда не слишком то сильно ещё различались. :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тана это, вообще-то, на Азовском море.

***

Итак, подтверждено, что кумыки это не черкесы.

Кстати, черкесами (черкасами) называли и донских и запорожских казаков и вообще всех украинцев, кроме западных, т.е. жителей Полтавы, Житомира и пр.

***

Tile (Täle) Bahadur - безумный, сумасшедший герой.

Вообще-то Барбаро пишет про жителей Таны - купцов, торговцев и пр.

Вообще-то, лучше почитать оригинал, чем пересказы, пусть и Кляшторного.

Я как-то разговаривал с ним, он мне очень понравился. Дедушка с прибабахом, но видно, что он искренне любит предмет своих штудий, т.е. тюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

арабы употребляют خرطاني

Уважаемый Керим-хан!

Не все умеют читать арабицу :(

Вставляйте, хотя бы в скобках, транскрипцию русскими или латинскими буквами, пожалуйста...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

описываются особенности военного дела именно казахов, а не ногаев или каракалпаков

Я и сейчас могу даже не кавказского, а крымского ногайца принять за казаха. Про каракалпаков вообще молчу. Прошлый раз встретил гастарбайтеров рядом с Арбатом, услышал их речь и сильно напрягся мол неужели казахи. Потом правда решился спросить их кто откуда - оказались каракалпаки из Нукуса.

Я к тому, что если сейчас спутать легко, то тогда все точно были не то, чтобы на одно лицо, а одной однородной массой. Это как москвичи и нижегородцы. В результате все равно русские.

Не забывайте, что Алимы Меньшего Жуза - ногайцы, присоединившиеся к Казахскому Ханству после развала Большой Ногайской Орды.

ИМХО описания относятся ко всем сразу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из работы профессора каирского университета Амина аль-Холи «Связи между Нилом и Волгой в 13-14 вв»

«…Нилом в этой работе именуется египетское государство, объединявшее в то трудное время Египет и большую часть Сирии. Столицей государства был Каир, верховная власть принадлежала с 648 по 784 к х. [с 1250/51 по 1382/83 г.] бахритским мамлюкам". Мамлюки почти все или в большинстве своем были кипчаками. Связи с Волгой начали устанавливаться около 660 г. х. [1261/62) Бейбарсом, правившим в 658-676 г. х. [1259/60 -1277/78).

Волга - река, которую арабы называли аль-Итиль. В данном исследовании Волгой называется государство, возникшее после раздела Чингисханом своих владений между сыновьями. Это государство занимало территорию между Уральскими горами и рекой Волгой. Границами его были Дон, Черное и Каспийское моря на юге, Мавераннахр и Восточный Туркестан на востоке, "скованная холодом" земля на севере и русские княжества на западе. Центральной областью этого татарского государства была обширная Кипчакская степь, или Дешт-и Кипчакг.

Северное татарское государство писатели прошлого называли no-разному: Государством кипчаков, Золотым Племенем или Золотой Ордой. Кипчакская степь - только часть этого государства, кипчаки - лишь один из народов, населявших страну. Но государство так называли, очевидно, потому, что в этом районе - на Волге - находились его столица Сарай, большая часть кипчакского войска, летняя резиденций ханов и т. д. Страна была известна также по именам правителей, как Государство Берке или Земля Берке, Государство Узбека или Страна Узбека, а иногда по наименованию столицы - Государство Сарай; по географическому положению - Северное государство или Государство северных татар.

Кыфджак, кыбджак или кыбшак * название как страны, так и народа. Кипчаки - древние племена, родственные татарам. После завоевания кипчакских земель татарами они полностью ассимилировались с ними. Поэтому Государство северных татар известно еще как Государство кипчаков*. Поддерживая тесные связи с Русью, кипчаки часто вступали в браки с русскими и в большей степени, чем другие народы, смешались с ними.

Кипчакское государство имело разносторонние связи с Нилом. Одному мамлюкскому султану принадлежат слова: "Мы и татары -из одного рода, один от другого не отречется1*. Кипчаки занимали командные посты в египетской армии, а некоторым из них даже удалось положить начало правящим династиям, каждая из которых

существовала более сотни лет. Известно, что султан Бей-барс родом из Государства кипчаков; Калаун, потомки которого правили в стране 103 года, тоже был кипчаком10, как и Кусун - великий эмир, собравший к себе на службу третью часть всего египетского войска11.

С Волги в Каир часто приезжали люди по разным делам, в частности связанным с широко развитой в то время работорговлей. Египетские султаны стремились иметь как можно больше рабов с Волги. У них были тысячи мамлюков. По одной из версий Калаун имел 12 тыс. мамлюков12. Его сын ан-Насир, судя по рассказам, приведенным в хрониках, тоже купил 12 тыс. мамлюков1*. Существуют разные версии о суммах, которые султаны тратили на приобретение рабов. По одной из них, только в течение пяти лет ан-Насир заплатил за невольников 4700 динаров'4.

Когда мамлюк возвышался и становился эмиром, он сам покупал невольников. Сарагатмыш, например, имел 800 мамлюков'9, а Ялбек - более 3 тыс,1*.

Кроме рабов-мужчин, в Государстве кипчаков покупали невольниц. Даже в домах людей, кровно не связанных с правящими мамлюками, были сотни кипчакских невольниц. В доме некоего Арьяна ас-Сайда находилось 400 невольниц", а султан Калаун имел 120Q1".

Сообщения источников свидетельствуют о том, что султаны не довольствовались деятельностью работорговцев, хотя торговля рабами была широкой и интенсивной, и искали иных путей для приобретения рабов1'.

Число мамлюков в Египте постоянно возрастало еще и потому, что преуспевающие мамлюки вызывали к себе родных и близких, по мере сил выдвигали их помогать. Известно, что к одному мамлюку в течение только нескольких дней приехало около сотни человек. Он заботился о них, оделял подарками. Некоторые из них остались в Каире, другие вернулись на родину". Когда отец Ялбега узнал, что его сын пользуется благосклонностью ан-Насира, он приехал в Египет с сыновьями Истадмором и Карагезом, и султан пожаловал ему титул эмира*1. Приезжали в Каир родители и родственники эмира Бигаруса, эмира Аргуна и наиба Халеба; к эмиру Таза приехали его отец и брат черкесы1*.

Когда с севера на помощь Хулагу были присланы сотни воинов, Берке, двоюродный брат Хулагу, поссорился с ним и приказал своим воинам вернуться или уехать в Египет. Часть воинов, приехавших в Египет, осели в районе Нижнего Нила. Султан принял их с почетом, одарил конями и деньгами. Старших назначил начальниками, и они стали эмирами. Султан выделил для воинов ряд должностей, назначил жалованье. Когда татары узнали об этом, они стали приезжать в Египет целыми группами. Им также был оказан очень милостивый прием. Численность татар в Египте росла23.

Таким образом, в Египте были как рабы-кипчаки, так и свободные люди из Государства кипчаков. Последних было так много, что их пребывание в стране оставило заметный след в истории Египта. В Каире известен целый квартал под названием "Орду" - татарский лагерь; в искаженном виде это наименование приводится в "аль-Хитат" аль-Макризи как "адар", что значит "дома"24. К именам некоторых правителей даже прибавляли прилагательное "вафиди" (прибывающий), например Исмаил аль-Вафиди".

Мамлюки-кипчаки предстаиляли собой наиболее значительную силу в Египте. Но в какой степени они были связаны с египетским народом, насколько они смешались с ним? Некоторые ученые , утверждают, что мамлюки в Египте были изолированы от народа, и в доказательство приводят имеющийся в источниках указ хаджибу о запрещении простолюдинам покупать мамлюков. А у кого из простых людей есть мамлюки, гласил указ, тот должен его продать, у кого же найдут мамлюка, о том должно быть доложено султану. Однако не все люди продали своих мамлюков, некоторые их спрятали2*.

Однако исследователь не может делать выводов об изолированности мамлюков от народа на основании указа о запрещении "писцам и простолюдинам" покупать мамлюков. Совершенно ясно, что мамлюки постепенно ассимилировались с народом, в частности путем смешанных браков. Обращает на себя внимание версия о женитьбе Бейбарса на арабке-бедуинке: матерью Саламыша ибн аз-Захира Бейбарса ибн аль-Бадавийя была бедуинка27. Доказательством ассимиляции мамлюков с народом могут служить также рассказы о связях мамлюков с мулатками. Матерью султана аль-Ашрафа Шабана была мулатка Хатун Берке, или Берке бинт Абдаплах28 -"нзбожиая, добрая, милосердная и кроткая". В Египте до сих пор

сохранилась память о ней: есть школа и мечеть в ат-Таббане, постройку которых приписывают ей.

Связи с мулатками были очень распространены даже среди мамлюкских султанов. Всячески домогался их любви ан-Насир. Когда ему указывали дом, где были невольницы-мулатки, он требовал, чтобы хозяин отдал их ему". Он- предписывал правителям египетских провинций присылать ему невольниц-мулаток.

Аль-Мансур, внук Калауна, взял в жены двух мулаток-невольниц. Составителю брачного договора он пожаловал 10 тыс. дирхемов. Каждой из двух невольниг он приказал дать в приданое по 100 тыс. динаров30.

В истории Египта получила известность смуглая или чернокожая женщина по имени Иттифак. По словам аль-Макризи, она была мулаткой, а по утверждению Ибн Тагрибарди это была "черная-черная, как смоль, невольница, не мулатка"31. Ибн Хаджар писал: "Она не была красивой, но стала женой ас-Салиха. А когда после него стал султаном брат его аль-Камиль, она спала с ним. Потом на ней женился аль-Музаффар, который бросил к ее ногам 60 кусков атласа. Она родила ребенка ас-Салиху, аль-Камилю и, наконец, стала женой везира".

Нередко в интересах политического сотрудничества, когда требовалось укрепить связи между мамлюками и арабами, невольницы-татарки попадали в дома арабов, а арабские девушки во дворцы мамлюков.

Огромное число невольниц было в домах египтян, у арабов-кочевников. Так, аль-Микдам ибн Шаммас - кочевник-араб из Верхнего Египта имел 400 невольниц32. Среди них, конечно, были к татарки, привезенные из Государство кыпчаков.

Восстание продолжалось долго, много было пролито крови, и Манташ, стремясь получить помощь арабов, женился на арабской девушке". И хотя эта женитьба произошла за несколько лет до начала правления бахритских мамлюков, тем не менее этот случай может служить примером того, как мамлюки ассимилировались с народом, с судьбой которого были связаны их судьбы...

Когда же мамлюк лишался власти, а это случалось часто, он и его семья еще быстрее ассимилировались с народом.

Разносторонние связи, существовавшие между Нилом и Волгой, определили взаимовлияние различных по культуре и традициям народов.

По рассказам, султан ан-Насир, совершая в 720 г. х. (1320/21) паломничество к святым местам, встретил группу арабов-кочевников. Они вели себя с султаном вольно, не соблюдая придворного этикета. Один из кочевников, Муса ибн Мехна, встал, протянул руку к бороде султана и, коснувшись ее, сказал:

"-Достойный отец! Если бы ты дал мне такое-то имение, то облагодетельствовал бы меня. Тогда начальник войска воскликнул:

- Пусть отсохнет рука твоя, пусть отсечет её Аллах! Ты смел протянуть руку к султану! - Султан улыбнулся.

- Кади, - сказал он, - это бедуинский обычай. Когда они обращаются к знатному лицу с просьбой, то в знак признания величия касаются его бороды, как бы желая сказать, что уже получили просимое.

Начальник войска разгневался и поднялся со словами:

- Клянусь Аллахом, это злополучные люди и обычай их злополучный..."53.

Обычаи египетского народа в целом близки обычаям и обрядам бедуинов, а мамлюки, наводнившие Египет и Сирию, принесли с собой обычаи и традиции, незнакомые и чуждые народу Нила. Например, египтянам было странно видеть как татарин Кусун, который добился в Египте успеха, обставлял свой выезд по монгольским (читай-тюркским) традициям: впереди ехали 300 всадников в два отряда, перед каждым отрядом -,музыкант, играющий на татарском ударном инструменте84.

Мамлюки ездили на повозках, подобных тем, которые описаны у Ибн Батгуты, видевшего их в стране кипчаков**.

Многие обычаи жителей Волги были усвоены на Ниле и в близлежащих областях. Некоторые сведения об этом можно найти в источниках, посвященных описанию жизни правителей и т. п.

Сообщается, что при мамлюках на мясо наряду с коровами и баранами стали забивать лошадей. Для стола одного из эмиров ежедневно забивали одну лошадь и 50 баранов86. Лошадей резали и к официальным празднествам. Аль-Макризи писал, что к одному свадебному пиру было забито 50 лошадей57, к другому - "много пошадей"; для торжества по случаю открытия дворца забили 20

32

лошадей58.

С появлением в Египте мамлюков там научились изготовлять кумыс - напиток из кобыльего молока. Бейбарс устраивал даже приемы, на которых пили кумыс59. Такие приемы стали одной из обычных церемоний в египетском государстве. В 791 г. х. [1388/89] султан Захир Рукн ад-Дин Бейбарс предписал эмирам каждую среду собираться на площади у цитадели пить кумыс. Они сидели в парадной одежде и тюрбанах, а слуги наливали им кумыс в фарфоровые чашки80.

В Египте со времени появления в стране мамлюков стали носить татарский кафтан81 и тюбетейку, которую носят без чалмы. В тюбетейках ходили на рынок, в мечеть, не считая это зазорным. Как писал аль-Макризи, до мамлюков считалось неприличным выходить на улицу без чалмы82.

В стране появилось множество татарских тканей, например, "татарийят" - расшитая шелковая атласная материя. Сохранилось, в частности, название материи "щеки Ибн Тиналя", происшедшее от имени одного монгола - у него было красивое, румяное лицо83.

В источниках неоднократно сообщается о громадном; количестве разнообразных мехов, которые привозили из-Государства кипчаков. Их было так много, что даже простолюдины могли одеваться з меха64.

В подражание татарам в Египте стали справа от султанского шатра ставить юрту-мечеть с максурой для султана85.

Обратное влияние - влияние Нила на быт народов Волги -весьма слабое. Так, Джалаль ад-Дин Абу-аль-Музаффар Махмуд Джанибек ибн Узбек, как говорят, приказал всем жителям своей страны носить чалму и "фараджийят" - широкое прямое верхнее платье, что было непривычно для татар8*. Некоторое подражание египетским порядкам можно обнаружить и в общественной жизни татар. Гораздо больше переняли у египтян северные татары в области культуры, науки и искусства. Произведения изобразительных искусств и отчасти археологические находки также помогают определить степень влияния Нила на Волгу.

Значительное влияние оказали связи между Волгой и Нилом на правовую систему последнего. В Египте со времени появления там ислама единственным сводом законов был шариат. Татары-мамлюки принесли с собой ясак, или яса, - законы Чингисхана, записанные, как говорят, на стальных пластинах™. (На самом деле понятие Яса (делай, выполняй –тюрк.) существовала в Степи задолго до Чингисхана, также как в Европе понятие Кодекс существовало задолго до кодекса Наполеона – ред. Казак)

Мамлюки, живя в Египте, при решении всех дел руководствовались только яса и даже разграничили функции судей между кади и хаджибами. Люди, придерживавшиеся шариата, вызывали к себе пренебрежительное отношение мамлюков. Некий Бектемир аль-Хисами следовал предписаниям шариата, за что подвергся гонениям со стороны ·•мамлюков. Правда, несмотря на это, он все-таки во взаимоотношениях с людьми продолжал следовать законам шариата; с тех, кто оказывался неправ, он взимал штрафы, и т.д.71.

Мамлюкские султаны пренебрегали шариатом72 и утверждали решения суда, принятые в соответствии с законами шариата,

только после неоднократных настойчивых требований.

В одном из источников рассказывается, как какой-то эмир избил на рынке, зазывалу так сильно, что тот умер. Ближайшие родственники убитого потребовали платы за кровь. Убийца хитрил, но в концз концов отдал наследникам выкуп, и они простили его. Однако султан настаивал, чтобы свершился суд по татарским законам яса, и. лишь собравшись вместе, эмиры смогли упросить султана согласиться с решением дела, принятым в соответствии с шариатом.

Не только султаны придерживались яса, пренебрегая шариатом. В случаях, когда это было выгодно, люди требовали решения на основе яса. Так, в 734 г. х. (1333/34) персидские купцы пожаловались султану на то, что кади ханифитского толка посадил их в тюрьму. Султан повелел эмиру освободить купцов и компенсировать им убытки, т. е. он не признал решения кади. Эмир освободил купцов, но стал их преследовать и постепенно отобрал у них все имущество. Между тем хаджибы, которые судили по яса, имели возможность вершить произвол, как им вздумается7*.

Мамлюкские султаны всегда придерживались законов Чингисхана и считали слабыми тех правителей, которые вершили суд по шариату. Они вымогали деньги самыми различными методами; им было выгоднее пользоваться яса, нежели шариатом, в котором более четко определены все права и обязанности людей.

Постепенно основным сводом законов в Египте того времени становился яса. И даже кади, после того как им начали выплачивать содержание от казны, стали судить не по шариату, а как было угодно мамлюкам, "чиня,- по выражению аль-Макризи, -обиды рабам божьим"74.

Такое положение, конечно, повлияло и на развитие мусульманского правоведения - фикха75. В 1317 г. х. [1899/1900] в Египте была издана книга Шамс ад-Дина Ахмеда ибн Кайма Джоуэире, умершего в 751 г. х. [1350/51], "Мудрые пути в шариатской политике". Ибн Кайм пис ш о кризисе фикха.

Знаменитые учёные-кыпчаки.

Дия ибн Садалах ибн Мухаммед аль-Крими (умер в 778 г. х. -1376/77 г.), сын крымского кадия, переехал в Каир и заведовал там школой "Аль-Мадраса аль-Бейбарсийя", преподавал в "Аш-Шейхунийе", затем заведовал школой султана аль-Ашрафа. Султан аль-Ашраф приказал величать его "шейхом шейхов". Аль-Крими был очень сведущ в исламских науках: он обращался одновременно к постановлениям шафиитской и ханифитской правовых школ и издавал фетвы в соответствии с тем или другим толком. "Я, - говорил аль-Крими, - ханифит в главном и шафиит во второстепенном". Не менее искусен он был в риторике.

Рукн ад-Дин аль-Крими Ахмед ибн Мухаммед (умер в 783 г. х. -1381/82 г.) вырос на Волге и в течение тридцати лет был у себя на родине судьей. Затзм он переехал в Каир, где ведал изданием фетв и преподавал в мечети аль-Азхар. У него есть незаконченный комментарий к "Ас-Сахих" аль-Бухари. Некоторое время он жил в Сирии.

Шехаб ад-Дин ас-Сарайи, известный как Маулана заде аль-Аджами (умер в 791 г. х. -1388/89 г.), родился и вырос в Сарае. В родном городе и в Сирии он занимался науками. Затем Шехаб ад-Дин отправился в Каир, где ему было поручено преподавать хадисы в школе "Аль-Мадраса аз-Захирийя". Позже он преподавал в школе "Аль-Мадраса аль Сарагатмышийя".

Мы завершаем перечень ученых, переехавших в Египет именем Махмуда ибн Абдаллаха Абу-т-Тина ас-Сарайи аль-Кахири (умер в 801 г. х.-1398/99 г). Он отлично знал арабский, персидский и тюркский языки и был одним из образованнейших людей своего времени.

Египтяне реже ездили на Север, и только немногие из них извлекали пользу из таких путешествий. Махуд ибн Ахмед ибн Муса (умер в 855 г. х.- 1451 г.) в предисловии к своему комментарию "Омда аль-кари фи шарх сахих аль-Бухари" писал: "Когда я отправился в Сарай еще до 800 г. х. (1397/98), прихватив в поездку эту книгу, чтобы достоинства ее распространить среди людей, имеющих разум, я с помощью некоторых шейхов преуспел в постижении удивительного, столь же редкого и полезного, как прекрасные жемчужины..."80.

Значительный вклад в развитие культурных связей между Волгой и Нилом внесли мамлюки, занимавшие военные или гражданские посты в Египте и в то же время бывшие улемами, как, например, Аргун-наиб. Занявшись изучением фикха, он даже заслужил право издавать фетвы. Аргун в тонкостях знал школу Абу Хани-фы81. Халиль ибн Киклади аль-Алаи (умер в 761 г. х.-1359/60 г.) также сперва носил солдатскую форму, потом одеяние факиха. О нем слыла молва как о крупном знатоке фикха, грамматики и основ мусульманского права; его называли "хранителем Востока и Запада"82.

Постоянную связь между своей страной и Египтом, который в то время был центром культурной жизни на Ближнем Востоке, поддерживали также свободные татарские торговцы.

Литература, как и разные виды искусства, наиболее тонко отражает взаимовлияние, возникающее при общении народов. Когда наши литературный и художественный вкусы станут более тонкими, а исследования в области литературы достигнут уровня мирового литературоведения, тогда мы сможем обнаружить глубокие и скрытые следы связей нашей культуры с культурами других народов, с которыми мы общались. Это поможет проникнуть в тайны, заключенные в произведениях искусства и литературы.

Необходимо помнить о том, что кипчаки, жившие в Египте в течение нескольких веков, занимали в стране привилегированное положение и ьмели возможность оказывать влияние на все области жизни. Они оставили после себя Египту большое наследие в области искусства и литературы.

Прежде всего кипчакское влияние сказалось на лексике и форме литературных произведений. История сохранила, правда, в разрознеьных и кратких версиях, доказательства этого влияния.

Многие факты из исторических хроник свидетельствуют о том, что мамлюки, как правило, почти не получали арабо-мусульманского воспитания. Калаун, ставший султэном после многолетнего пребывания в Египте и Сирии83. Бейбарс, предшественник Калауна, не мог обходиться без переводчика с арабского языка. Не говорил по-арабски и хаджиб Алмас*4.

Правда некоторые знавшие арабский язык мамлюки отказывались говорить на нём. Так, Бештак аль-Кипчаки, один из самых высокопоставленных эмиров, разговаривал и переписывался со своим дворецким только с помощью переводчика - он знал язык, но не желал говорить по арабски**.

Поскольку мамлюки правили страной, многие арабы, стремясь заслужить их расположение, учились говорить по-кипчакски. В одном из источников приводится рассказ об арабе, который знал кипчакский язык и вмешивался в дела эмиров"6. Язык мамлюков старались изучить те, кому это было необходимо по роду их занятий, так и те, кто стремился снискать милость мамлюков. Например, шейх мечети аш-Шайхуни выучил тюркский язык, поскольку ему приходилось общаться с эмиром87; Ибн Тагрибарди сообщает о кади, который хорошо говорил по тюркски".

Тюркский язык знали принявшие ислам копты69. Отлично владел тюркским языком крупнейший знаток шариата и хадисов аль-Айни. Он читал султану историю, написанную по-арабски, но с комментариями на тюркском языке90

Широкие международные связи Египта, постоянное пребывание в стране многих иностранцев привели к тому, что арабскому языку пришлось конкурировать с другими языками. Переводчики заняли видное положение в обществе. Послания к кипчакским правителям чаще всего составлялись на тюркском языке. В некоторых источниках перечисляются лица, занимавшиеся перепиской с монголами. Для арабского литературного языка в Египте все это было суровым испытанием. Однако следует учитывать и то влияние, которое арабская среда оказывала на литературные вкусы мамлюков. Мамлюк Башкерд, ставший эмиром, имел пристрастие к арабскому языку. Он старался не говорить на родном языке, чтобы в совершенстве овладеть арабским. По-видимому, он добился этого. Известны даже его поэтические и прозаические произведения, которые высоко оценивались современниками. ., Аль-Ашраф Халиль, сын Капауна, также с усердием изучал арабский язык и достиг блестящих успехов. Он беседовал с литераторами, проявляя блестящий ум и замечательное остроумие. Ему было знакомо искусство композиции и гармонии в литературе. Его секретарь Ибн Абд аз-Захир писал о том, что никогда не знал более прекрасного литературного мастерства'1. Султан не только исправлял работы других авторов, но нередко комментировал и дополнял свои указы, чего никогда не делали его предшественники.

Трудно согласиться с мнениями некоторых историков литературы о засилье монгольского влияния в Египте в XIII-XIV вв. Пока этот вопрос еще не изучен глубоко и всесторонне.

С появлением в Египте мамлюков особое внимание в литературе стали уделять описанию и восхвалению красоты человеческого тела. Восхищение красотой мамлюков оставило след даже в лексике современного арабского языка. Можно услышать, как каирские женщины, восхищаясь красотой мужчины, говорят: "Он похож на мамлюка!"

В литературе появились новые художественные образы, сравнения и за критерий красоты всегда принималась красота мамлюков.

Среди мамлюков были талантливые поэты, писавшие по вдохновению, не обращаясь к правилам поэтики. Можно было бы перечислить мамлюков, которые, по рассказам, более или менее удачно писали стихи - и серьезные, и шутливые92. Мы ограничимся упоминанием лишь одного из них, которого называют "самым поэтичным тюрком".

Это ат-Танбага аль-Джавали, эмир-поэт Ала ал-Дин ибн Абдаллах (умер в 744 г. х. - 1343/44 г.), эмир Дамаска. Ибн Тагрибарди писал о нем: "Он один из выдающихся поэтов-тюрков. Я не знаю никого из сынов его племени, кто мог бы сравниться с ним в сочинении вдохновенных стихов, разве что имел бы [диван] "Айадмур аль-мехъяви"83.

Затронув вопрос о роли мамлюков в поэзии, сошлемся на их современников. Ибн аль-Адим аль-Катиб писал о диване "Айадмур аль-мехъяви" (диван, изданный Дар аль-кутуб):

Я всегда думал, что тюрок отличают

чарующие глаза и веки Я нашел божественные рифмы,

прекрасный диван, И уверился, что у них чудесно все.

Уже в самой гиперболичности стихов содержится высокая оценка татарско й литературы….»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иосафат Барбаро совершил путешествие  в Тану  с 1436 по 1452 гг. и в Персию с 1473 по 1479 гг. и описываемые им  "татары" ну никак не подходят под описание тех же татар Поволжья.  Барбаро совершенно четко описывает  степняков-кочевников.  В данном случае, видимо, кочевых узбеков (суть ,  в последующем казахов).

Барбаро посетил Тахт эли - то, что в русских текстах называлось Большой Ордой. Это владение располагалось между Волгой и Днепром, захватывая земли "черкесов" - часть Северного Кавказа (на Куме были ордынские просяные поля). Ногаи и казахи тогда еще этнически не сформировались, а составившие их впоследствии племена входили в Узбекский улус, т.е. государство, расположенное к востоку от Большой Орды и враждебное ей.

Образ жизни и военное искусство у кочевников были, конечно, сходными. Но Барбаро описывал все-таки не узбеков, а большеордынских татар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот я и говорю, что мамлюки были не рабы, а добровольцы. И "продавали" их также, как сейчас "продают" футболистов. Можно и продолжить эту аналогию - из приведенного текста видно, что среди них были и "свободные агенты".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот я и говорю, что мамлюки были не рабы, а добровольцы. И "продавали" их также, как сейчас "продают" футболистов. Можно и продолжить эту аналогию - из приведенного текста видно, что среди них были и "свободные агенты".

Из какого такого текста? Если вы имеете ввиду ссылку на то что к султанам и эмирам, получившим свободу и пробившимся к власти приезжали из-за границы их родственники, то это как раз никакого отношения не имеет к "формированию" мамлюков. Мамлюк по арабски просто значит раб вот и всё - именно так это слово и значится в словаре. Мамлюков покупали на работорговческом рынке. А родственники султанов никакими мамлюками не были. Султаны просто взбесились бы если бы встретив их вы им настойчиво пытались бы доказать что они с их августейшей роднёй являются рабами. :wacko:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Н-да. Я прямо таки живо себе представляю.

Вот ловят бедолагу, татарина ли, черкеса ли, неважно. Мутузят его, конечно, да полусмерти, наручники там, наножники - и на галеры. Везут его, значица, через Акдениз-Карадениз, и привозит в Миср. По пути, разумеется охаживают плетью, чтобы шевелился.

Привезли, там его как лошадь осмотрели - зубы там, сухожилия, нет ли грыжи какой или выпадения прямой кишки. И продали. Привели того в кандалах, потом расковали и сказали ему - Друг наш и брат! Производим тебя в Мамамуши, мой не врет ни капля, вот тебе сабля!

И что, такой будет воевать? Умирать за своего хозяина? Тогда в вашем понимании эти самые мамлюки скот домашний, и больше ничего.

Мне вот другая картина видится.

Молодой парень (опять же - черкес, татарин, какая разница. Хотя на черкесов непохоже, а на татар - да) мается от скуки. Неохота ему официантом работать, коровам хвосты крутить или носиться по степям , выпасая бесчисленные табуны белогривых кобылиц. И идёт он, скажем, в Тану. И приходит к корабельщикам, иговорит- где тут формруется транспорт в Александрию? Запишите и меня. Мой двоюродный брат пять лет назад уехал, сейчас уже баьальоном пожарной охраны командует. Поеду к нему, а не получится, ещё куда прибьюсь. И привезли его в Миср. И вывели на площадь. И вышел менеджер команды и закричал - новая команда - парни с низовьев Дона (вариант - верховьев Яика) - 30 человек, все молодые, годятся для кавалерийской службы (вариант - все отличные кашевары). Кто берёт. Ну, кто тендер выиграл, тот их с драфта и забирает, и приводит в казармы на острова. Или в БУРДЖ'и сажает.

Вот так мне кажется реально. А первая картинка - бред натуральный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот так мне кажется реально. А первая картинка - бред натуральный.

Это то что вы здесь нарисовали натуральный бред. Не надо заниматься гаданиями на кофейной гуще, а проще почитать биографии Бейбарса, Калауна, Себук-тегина и даже Ши Лэ. Судьба всех четырёх подробно описана источниками и детали схожие (несмотря на то что Ши Лэ попал в рабство не в Египте а в Китае в третьем веке нашей эры), так же как и вообще сам процесс торговли рабами на египетском рынке. Естественно что ни один нормальный человек не будет себя продавать в рабство по собственной воле просто от того ему не сидится на месте. Другое дело что руководствуясь обстоятельствами порой собственная семья могла предпочесть продать человека в рабство. И нарисованная вами картина про жестокие издевательства над рабами тоже не реалистична. Живые люди - самый дорогой товар на рынке. Чего ради над ними нещадно измываться? Чтобы повредить дорогой лот? А человек которого вытащили из ничтожного положения, накормили, напоили, одели, обласкали и дали в руки оружие как раз и будет наиболее преданным слугой своего хозяина и сделает всё чтобы подняться ещё выше, получить свободу и власть. С рабами тоже ведь нужно уметь обращаться. :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот кстати упоминание чёрных мамлюков о котором вы спрашивали. На самом деле чёрные мамлюки были чуть ли не более многочисленны чем белые, но естественно меньше ценились на работорговческом рынке. Всё таки по нормам древнеарабской красоты чёрнокожие не считались эталоном. Да и вроде бы они их считали менее надёжными чем белых рабов.

'Абд ар-Рахман вновь был назначен на пост аги [корпуса мустахфазан] и занимал его его все время правления Исма'ил-бея. Когда Исма'ил-бей отправился в Верхний Египет для борьбы с мухаммадитами, он оставил 'Абд ар-Рахмана в Каире в качестве правителя, равно как это было в свое время, когда Мухаммад-бей уезжал в Сирию. Между тем, когда алавиты присоединились к мухаммадитам, предали Исма'ил-бея, тот, как об этом уже упоминалось, возвратился [из Верхнего Египта], и 'Абд ар-Рахман вместе с ним отправился в Сирию [и оставался при нем] до тех пор, пока дела [и намерения] их не разошлись. 'Абд ар-Рахман захотел переправиться и Верхний Египет. К нему присоединилось много солдат и мамлюков. Отправившись, они достигли ал-Адлийи, [откуда] 'Абд ap-Pахман послал к себе в дом чернокожего мамлюка, с тем чтобы тот захватил все необходимое к явился с этим в Хелуан, где 'Абд аp-Рахман его поджидал. Хелуан был илтизамом 'Абд ар-Рахмана. Вместе со своим отрядом он переправился через Нил и доехал до Хелуана, откуда его люди отправились дальше в путь, а 'Абд ар-Рахман, отделившись от них, остался и Хелуане поджидать своего слугу. Здесь он провел ночь.
АБД АР-РАХМАН АЛ-ДЖАБАРТИ

'АДЖА'ИБ АЛ-АСАР ФИ-Т-ТАРАДЖИМ ВА-Л-АХБАР

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вставляйте, хотя бы в скобках, транскрипцию русскими или латинскими буквами, пожалуйста...

Извините уважаемый jvarg, и в самом деле забыл поставить трнскрипцию. Хартаний - это диалектальное арабское слово обозначающее чёрных арабизировавшихся рабов и их потомков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот кстати что написал на рубеже 14-го и 15-го веков епископ Иоанн де Галонифонтибус о торговле рабами в Золотой Орде. Собственно он упомянул и о торговле черкесами (которые тогда расселялись фактически до самого Дона) и о продаже татарами в рабство своих детей. Вскоре впрочем черкесов из степей вытеснили ногайцы.

Город и порт Тана находится в этой же стране в Верхней Черкесии, на реке Дон, которая отделяет Европу от Азии. Об этих землях можно рассказывать много удивительных вещей, однако я здесь буду пренебрегать ими.

Подверженные частым войнам, эти области почти не заселены: из-за выкупов господа ежедневно продают своих слуг, кроме того даже родители продают своих детей, и в конце концов страна была разорена Тимур-ленгом, а ее жители пленены. Вследствие отсутствия золота и серебра, а их требует правитель, народ вместо них отдает ему своих сыновей и жен, и он сразу же продает их работорговцу. Вот почему страна растеряла свое население.

Известная река Волга, которая впадает в Каспийское море, протекает через эту страну, и говорят, что она разветвляется на сорок рукавов, одним из которых является река Дон, которая впадает в Азовское море 59, а оттуда — в Черное море. Река в течение года на несколько месяцев покрывается льдом, вследствие чего люди, так же как и лошади, телеги и верблюды, переходят реку по льду.

Татары исповедуют различные религиозные культы. Значительная часть народа и городов является последователями сарацинов, живущих вдоль границы. Жители центральных областей являются варварами или идолопоклонниками, многие являются христианами, а многие легко могли бы принять христианство, если бы не сарацины. С одной стороны, сарацины молятся о прекрасных вещах, и они веруют лишь в единого Бога и в его пророка Мухаммада. Но так как, с другой стороны, наша вера истинная, то к нам приходят только немногие, и даже те, что принимают христианство, с трудом когда-либо отказываются от своих идолов, которые помогают приносить им удачу и предохраняют их животных от диких зверей. Их ритуалы бесчисленны, а их перечисление — сама бесконечность. Во многих отношениях они подобны язычникам и приносят в жертву животных. Если они имеют более одной жены, то они продают некоторых своих сыновей так же, как они продают свой скот, ибо, как говорят они, в этом случае они много не поедят.

ИОАНН ДЕ ГАЛОНИФОНТИБУС

КНИГА ПОЗНАНИЯ МИРА

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...