Перейти к содержанию
Гость arzawa

Хетты и Евреи

Рекомендуемые сообщения

Из одной этнографической статьи.
А что за статья если не секрет? :huh:
Кстати, название Kittim (Крит?) также явно восходит к названию Хеттского царства Hatti.
На самом деле Крит в Библии называется Кафтор, и неясно откуда взялась бредовая идея что осторова (а не один остров) Киттим в Библии - это Крит.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По Инету.

В двадцать третьей главе Книги Бытия говорится о том, как Авраам купил пещеру Махпелу (для погребения Сарры) и поле, на которой она находилась, у Ефрона "Хеттеянина" (ст. 10). Внук Авраама, Исав, женился на двух женщинах-хеттеянках (Быт. 26:34). Одним из спутников Давида был Ахимелех, хеттеянин (1 Цар. 26:6), и всем хорошо известно прелюбодеяние Давида с Вирсавией, женой Урии-хеттеянина (2 Цар. 23:39). Доктор Айра Прайс писал об этих отрывках: "Хеттеи (хеттеяне) часто упоминаются в Ветхом Завете. В других отношениях, они были забытым народом вплоть до второй половины девятнадцатого столетия. Отсутствие вне-библейских свидетельств их существования привело некоторых исследователей к отрицанию их историчности. Они высмеивали идею о том, что Израиль нашел союзников с таким несуществующим народом, как хеттеи, о чем говорится в 4 Книге Царств 7:6. Но эти высказывания превратились в пар".

Название "хеттеи", очевидно, употребляется в Ветхом Завете в двух различных значениях. Во-первых, оно относится к этнической группе, проживавшей в Ханаане в течение патриархального периода (Быт. 15:20; 23:10 и т.д.). Во-вторых, оно употребляется в отношении большой империи, охватывавшей всю Сирию "от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря [Средиземного] к западу солнца" (Иис. Н. 1:4). Некоторые исследователи предполагают, что ханаанские хеттеи не были тем же самым народом, что хеттеи с севера (их названия схожи, но это не одно и то же); другие полагают, что ханаанские хеттеи переселились на эту территорию из какой-то части великой страны хеттеев за много лет до этого. Как отмечает Дж.А. Томпсон, известно, что "в начале второго тысячелетия на древнем Ближнем Востоке происходили значительные передвижения народов, и в Ханаане можно ожидать присутствия представителей совершенно разных народов". Таблички Эблы свидетельствуют о большом количестве переселений в патриархальный период

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прекрасно, уважаемый Василий. Вот теперь есть что обсуждать. В принципе хеттеи действительно упоминаются в Ветхом Завете как один из народов населяющих Ханаан. Вполне возможно что вот в этом процитированном вами месте:

"от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря [Средиземного] к западу солнца" (Иис. Н. 1:4)
, - упоминается Страна Великая Хатти. В то время как проживал частично на территории Ханаана именно народ хатти а не неситов. Так же как в Эдоме согласно Библии насколько я помню до прихода семитских племён жили хурриты.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то немцы себя считают потомками хеттов!

Когда наконец Хаттусу нашли и начались раскопки, археологов удивило, что им почти не встречались предметы из золота и серебра, украшения из драгоценных камней, статуи. Город был дочиста разграблен врагами? Нет, скорее, эвакуирован. В последние годы ученые лишь укрепились в этом мнении.

Может быть, все-таки Хаттуса постепенно пришла в упадок? И сами хетты во главе с царем покинули ее, вывозя оттуда все самое ценное? Они покидали город не в спешке. Переезд был тщательно спланирован. Вопрос только: «Куда?» Куда была перенесена хеттская столица около 1200 года до новой эры

Почему же в Малой Азии после падения Хеттской державы не осталось хеттов? Куда они исчезли? За сто лет исследований появлялись самые неожиданные версии. Вот одна из них. Ее изложил на страницах книги «Хетты. Народ тысячи богов» Иоганн Леман. Для этого он обратился к давнему прошлому германцев.

Римлянин Тацит, описывая германские племена, упомянул и хаттов: «Этот народ отличается особо крепким телосложением, сухощавостью, устрашающим обликом, необыкновенной непреклонностью духа. По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско».

Это германское племя жило между реками Рейн и Везер, там, где сейчас лежит федеральная земля Гессен. Конечно, созвучие имен выглядит простым совпадением.

В конце концов греки потеряли Милет. Тогда они попытались завоевать плацдарм в другой части полуострова — в Трое (Вилусе/Илионе). Этот богатый, цветущий город давно привлекал их внимание. Они устремились в поход.

Может быть, навстречу им двинулась армия хеттов? Быть может, война греков и троянцев на самом деле была войной греков и хеттов? Историки отмечают несколько любопытных стихов «Одиссеи»: «Так, Эврипила, Телефова сына, губительной медью Он [Неоптолем. — А.В.] ниспроверг, и кругом молодого вождя все кетейцы Пали его» (ХI, 519 -521).

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2519.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то немцы себя считают потомками хеттов!

Почему же в Малой Азии после падения Хеттской державы не осталось хеттов? Куда они исчезли? За сто лет исследований появлялись самые неожиданные версии. Вот одна из них. Ее изложил на страницах книги «Хетты. Народ тысячи богов» Иоганн Леман. Для этого он обратился к давнему прошлому германцев.

Римлянин Тацит, описывая германские племена, упомянул и хаттов: «Этот народ отличается особо крепким телосложением, сухощавостью, устрашающим обликом, необыкновенной непреклонностью духа. По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско».

Это германское племя жило между реками Рейн и Везер, там, где сейчас лежит федеральная земля Гессен. Конечно, созвучие имен выглядит простым совпадением.

Хех, ну подобная омонимия нередко встречается. На самом деле хетты (то есть неситы) никуда не пропадали. Часть их видимо была известна позже как каппадокийцы (область Катпадука), а другой частью весьма возможно были лидийцы, которые собственно на неситском языке и говорили. Ну а что касается совпадения названий хатти (малоазиатское племя) и германских хаттов, то подобная омонимия далеко не редкость. В частности существует достаточно широко растиражированная на Кавказе версия согласно которой хатти связаны с адыгским (черкесским) племенем Хаттиукай. И хотя эта версия выглядит более достоверной имея ещё под собой совпадение названия под которым были известны в средневековье адыги - кашки, и имени древнего племени жившего на Среднем Востоке - также кашки, но я честно говоря и в неё не верю. По крайней мере эпизодические отрывки надписей оставшихся на языке хатти с позиций абхазо-адыгских языков расшифровать не смогли (хотя они как предполагаются им родственны). А пока что-то не доказано увы, принимать это на веру не приходится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а что касается совпадения названий хатти (малоазиатское племя) и германских хаттов, то подобная омонимия далеко не редкость
.

Кеты – хетты. Котты – хатты. Этот же сибирский этникон есть в этнониме хант.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До сих пор Черкесы( Адыги) когда интересуються "кто ты" спрашивают " Уи Хэт"- Ты хет(хат)

Понятие «культура» охватывает многообразные явления человеческого бытия. Феноменология культуры заключается в том, что она многоцветна, калейдоскопична, содержит неистощаемое богатство форм и оттенков. В этом и заключается трудность осмысления мира культуры. И одним из первых шагов ее познания является выявление отдельных форм. Без этого невозможно понять суть культуры. Однако познающая мысль не может остановиться на этом первом шаге. Пытливый взор исследователя устремлен к тому, чтобы проникнуть внутрь явлений (феноменов), выявить их глубинную сущность, ту подоснову, которая позволяет объединить многоразличные отдельности в единой целостности, мозаику единичностей заключить под одну общую рамку 1, как указывает один из крупных специалистов современности по проблемам культурологии В. Е. Давидович.

Уровень «духовного плодородия» человечества, его «духовного гумуса» в достаточной степени можно определить при широкомасштабном изучении культуры всех – и многочисленных, и малочисленных – народов нашей планеты, ибо каждый из них уникален по-своему и внес что-то свое в мировую цивилизацию.

Однако, чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо еще перейти вброд реку времени, совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.

Уже в античном обществе, когда человек начинает предпринимать первые попытки «окультуривания» растений и животных, начинается процесс становления и развития культуры. С этого времени человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Человек, воздействуя на природу, создал культуру, свою же природу. Но как не похожи внешне и внутренне друг на друга разные народы, так и их культуры. Это многообразие по своей культуре народов делает само человечество более привлекательным и сложным в своем проявлении.

В этом смысле исследование феномена культуры одного из древнейших обитателей Кавказа – адыгов представляется и с научной, и с практической сторон небезынтересным. Изучение их культуры актуально еще и тем, что она не только уходит своими корнями в глубокую древность и создана в том регионе нашей планеты, где происходил процесс становления человека как разумного существа, но и развивалась в условиях постоянного «отстаивания» своих важнейших принципов перед внешним врагом и успешно выдержала испытание временем.

Адыги (адыгэ) самоназвание современных кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыгейцы в свою очередь подразделяются на несколько в прошлом крупных адыгских племен. Наиболее многочисленные из них: шапсуги, абадзехи, натухайцы, бжедуги, темиргоевцы, жанеевцы, бесланеевцы и др.2

Адыгский язык относится к абхазо-адыгской языковой группе. В нее еще входят абхазский, абазинский, убыхский языки. Эта группа в свою очередь подразделяется на три подгруппы: адыгскую (адыгейский и кабардино-черкесский языки), абхазскую (абхазский и абазинский) и убыхскую (убыхский язык) 3. Непосредственными предками адыгов являлись племена синдов, меотов, дандариев, фатеев, керкетов, торетов, тариетов, досхов, псессов, зихов и др., которые проживали в IV–III тысячелетиях до н. э. на Северном Кавказе. Самыми ближайшими родственными племенами были хатты, кашки (каски), которые проживали в рассматриваемый период в Передней Азии 4. С периода средневековья адыги среди восточных и западных народов известны под названием «черкесы».

Адыго-черкесы создали особый тип культуры, в котором выработали уникальную систему воспитания, взаимоотношений людей, не похожую ни на одну в мире. Название ей – «адыгэ хабзэ» (адыгский этикет). Его невозможно было создать в одночасье, тем более никакими постановлениями, решениями тех или иных правящих органов. Для того чтобы создать такую уникальную культуру, которая признана во всем мире и воспринята во многом почти всеми соседними народами, потребовались тысячелетия, все это время она утверждала свою жизнеспособность, несмотря на многочисленные «атаки» на нее. Именно поэтому многие ее принципы и элементы переняли некоторые народы.

Но культура любого народа не может ни появляться, ни существовать, ни развиваться в отрыве от ее создателя и носителя – самого народа. Культура каждого народа – ее история во всем объеме ее проявления. Но ни одна культура не появляется на голом месте, и она не может функционировать изолированно от других культур, как не может существовать отдельный народ изолированно от других.

Огромную роль в становлении культуры адыгов и абхазов сыграла цивилизация хаттов и касков, которые являются, по признанию многих авторитетных ученых как отечественных, так и зарубежных, одними из предков абхазо-адыгов. О близком родстве хаттов, касков и абхазо-адыгов свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, сходство их языка, уклада жизни, традиций и обычаев, религиозных верований, топонимика и многое другое.

В свою очередь хатты имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии и сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа, особенно абхазо-адыгов.

В частности, о непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т. е. хаттами, свидетельствует всемирно известная Майкопская археологическая культура, относящаяся к III тысячелетию до н. э. 5. На Северном Кавказе, именно в среде обитания адыгов, благодаря активным связям со своими родственными племенами в Малой Азии – хаттами, сложилась Майкопская культура. Именно поэтому мы находим удивительные совпадения в обрядах погребения могущественного вождя в Майкопском кургане и царей хаттов в Аладжа-Хююке Малой Азии.

Следующим свидетельством связей абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы-дольмены. Многочисленные научные исследования свидетельствуют, что носителями майкопской и дольменной культур были предки абхазо-адыгов. Не случайно адыги-шапсуги называли дольмены «испун», «спыун» («дома испов»6), вторая часть слова образована от адыгского «унэ» – («дом»), а абхазы – «адамра» («древние могильные дома»). Хотя дольменную культуру связывают с древнейшим абхазо-адыгским этносом, считается, что сама традиция строительства дольменов занесена на Кавказ извне. Например, на территориях современных Португалии и Испании дольмены были сооружены еще в IV тысячелетии до н. э. далекими предками современных басков, язык и культура которых довольно близки абхазо-адыгскому 7.

Следующим доказательством того, что хатты являются одними из предков абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И. М. Дунаевский, И. М. Дьяконов, В. В. Иванов, В. Г. Ардзинба, Э. Форрер и др., установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Все это позволило ученым установить родство хаттского и абхазо-адыгского языков.

Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (г. Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары. Ученые полагают, что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттский и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал примерно 7 тыс. лет назад. Прежде всего к северокавказским языкам относятся абхазо-адыгская и нахско-дагестанская ветви 8.

А что касается касков или кашков, то в древних ассирийских письменных источниках кашки (адыги) и абшела (абхазы) упоминаются как два разных направления одного и того же племени. Однако этот факт может свидетельствовать о том, что кашки и абшела в ту далекую пору уже являлись отдельными, хотя и близкородственными племенами.

Помимо языкового родства отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских древних религиозных верований. Например, это прослеживается в именах богов: хаттского Уашхо и адыгского Уащхъуэ. Кроме этого, мы наблюдаем сходство и хаттских мифов с некоторыми сюжетами героического нартского эпоса абхазо-адыгов.

Специалисты указывают, что древнее имя народа «хати» до сих пор сохранилось в названии одного из адыгских племен – хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие, как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хьэтыкъуэ (Хатуко) и др.

С именем хаттов следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьэтыякIуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла» – одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.

Одним из неопровержимых доказательств того, что хатты и абхазо-адыги родственные народы, являются примеры топонимики. Так, в области Трапезунда (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т. д., оставленных предками абхазо-адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности Н. Я. Марр.

К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» («вода», «река»): Арипса, Супса, Акампсис и т. д., а также названия с элементом «къуэ» («овраг», «балка») и т. д. 9 Один из крупных кавказоведов XX в. З. В. Анчабадзе признавал бесспорным, что именно кашки и абшела – предки абхазо-адыгов проживали еще в III–II тысячелетии до н. э. в северо-восточном секторе Малой Азии и они были связаны единством происхождения с хаттами 10.

Другой авторитетный востоковед Г. А. Меликишвили отмечал, что в Абхазии и южнее на территории Западной Грузии встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс. Ламыпс, Дагарыпш и др. Он полагает, что эти названия были даны теми адыгскими племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек 11.

Таким образом, хатты, которые проживали в Малой Азии еще за несколько тысячелетий до н. э., являются одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствуют вышеприведенные факты. И надо признать, что невозможно понять феномен адыгской культуры хотя бы без беглого ознакомления с цивилизацией Древней Хаттии, которая занимает значительное место в истории мировой культуры. Ибо цивилизация хаттов не могла не оказывать существенного влияния на культуру абхазо-адыгов, являющихся одними из их потомков.

Занимая огромную территорию (от Малой Азии до современной Чечни), многочисленные родственные племена – древнейшие предки абхазо-адыгов – не могли находиться на одинаковом уровне развития. Одни ушли вперед в экономике, политическом обустройстве и культуре, другие отставали от первых. Но эти родственные племена не могли развиваться без взаимовлияния культур, уклада жизни и т. д.

Научные исследования специалистов по истории и культуре хаттов красноречиво указывают на большую роль, которую играли они в этнокультурной истории абхазо-адыгов. Можно полагать, что контакты, имевшие место на протяжении тысячелетий между этими племенами, оказали существенное влияние не только на культурно-экономическое развитие древних абхазо-адыгских племен, но и на формирование их этнического облика.

Общеизвестно, что Малая Азия (Анатолия) была естественным мостом в передаче культурных достижений и в древнейшую эпоху (VIII–VI тысячелетие до н. э.). Здесь сложились культурные центры производящего хозяйства. Именно с этого периода хатты начали выращивать много злаковых растений (ячмень, пшеницу), разводить различные виды домашнего скота. Научные исследования последних лет неопровержимо доказывают, что именно хатты впервые получили железо и оно появилось через них у остальных народов нашей планеты.

Еще в III – начале II тысячелетия до н. э. существенное развитие получает у хаттов торговля, которая являлась огромным катализатором многих социально-экономических и культурных процессов, протекавших в Малой Азии.

Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы, хатты. В Анатолию купцы ввозили ткани, хитоны. Но главными статьями торговли были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашурские (восточные семиты Малой Азии.– К. У.) торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом: он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5–8 раз дороже золота. Этим металлом было железо, изобретателями способа его выплавки из руды были хатты. Отсюда металлургия железа распространилась в Передней Азии, а потом и в Евразии в целом. Вывоз железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен. Именно этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи его контрабандного вывоза, описанного в ряде текстов 12.

Хатты не только оказывали влияние на родственные им племена, проживавшие на огромном пространстве (вплоть до современной территории расселения абхазо-адыгов), но и сыграли существенную роль в социально-политическом, экономическом и духовном развитии тех народов, которые оказались в их среде обитания. В частности, в течение длительного времени в области расселения хаттов происходило активное проникновение племен, говоривших на индоевропейском языке. Их в настоящее время называют хеттами, но сами они себя именовали неситами. По своему культурному развитию неситы значительно уступали хаттам. И у последних они заимствовали название страны, многие религиозные обряды, имена хаттских богов.

Хатты сыграли значительную роль в образовании во II тысячелетии до н. э. могущественного Хеттского царства, формировании его политической системы. Например, система государственного устройства Хеттского царства характеризуется рядом специфических черт. Верховный правитель страны носил титул хаттского происхождения Табарна (или Лабарна). Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул Тавананна (адыгское слово «нана» – ((«бабушка», «мать»); женщина имела такое же огромное влияние на быт и в сфере культа.– К. У.) 13.

Многие литературные памятники, многочисленные мифы, переложенные хеттами с хаттского, дошли до нас.

В Малой Азии – стране хаттов были впервые применены легкие колесницы в армии. Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Анатолии встречается в древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев войска приходилось 40 колесниц (в одной колеснице находились 3 человека.– К. У.) А в одном из боев участвовало 20 тысяч пехотинцев и 2500 колесниц 14.

Именно в Малой Азии впервые появились многие предметы ухода за лошадьми и обучения их тренингу. Главной целью этих многочисленных тренировок лошадей была выработка у них выносливости, необходимой для военных целей.

Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы военных действий, обучения воинов были применены впервые ими. Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считает, что первыми мореходами планеты были хатты.

Все эти и другие достижения хаттов – одних из предков абхазо-адыгов – не могли пройти мимо последних.

источник:http://www.kbsu.ru/~adcult/book/2g.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

адыгское слово «нана» – ((«бабушка», «мать»);

Рус. "няня", англ. "nanny". Думаю, похожие слова найду в куче языков от африки до южной америки и австралии.

Нельзя такие слова приводить в качестве примеров, потому что они восходят к общечеловеческому праязыку, и не доказывают близкого родства народов.

Что касается Хеттов, то "протоабхазы" Хатти были полностью ассимилированы в индо-европейскую культуру Хеттов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Танах (Ветхий Завет) повествует, что «хатта» (видимо, хатти) жили в Палестине давно (до прихода племени «Авраам», т.е. до ХХ в. до н.э.- "Отцы Авраама", http://www.hapiru.ru/) и повсеместно. При многократном перечислении народов, населяющих Ханаан, Священное Писание постоянно упоминает их в числе автохтонных племён (хетты (хатта) Танаха носили ханаанейские имена), хотя оно их, и амореев считает «незаконными» в Ханаане (Иез.16. 3). Существует предание о том, что Нарам-Син, царь Шумера и Аккада, сражался с коалицией из семнадцати царей, среди которых упоминается и царь Хатти по имени Памба. Как известно, до прихода хеттов в восточную часть Малой Азии в начале II тыс. до н.э., Восточную Анатолию населяли племена хатти, протохетты, предшественники этнически не родственных им индоевропейцев-хеттов. Хатти, как и протоханаанеи, входили в ареал куро-араксской культуры и, вероятно, были близки этнически. В соответствии с тщательно выполненными египетскими памятниками, существовало, по крайней мере, два типа хеттов, один из которых являл собой ярко выраженные «арменоидные» черты. Профессор Оливер Р. Герни, широко известный хеттолог и ассириолог («Хетты»,1980), предполагает, что «арменоидный» тип представлял основную массу (автохтонного) населения хеттов (протоханаанеи этнически – типичные «арменойды», см. «Земля ханаанейская» http://www.hapiru.ru/book2.html ). Название этноса: «хатти, хетты»,- аккадское, "חטא" ("хатта"), ивр.,- "грешник" (возможно, из-за распространённого среди них скотоложства, которое в Пятикнижии трижды осуждается, как великое преступление).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...