Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Халхи и буряты говорят, что у них есть найманы, но это не так. У западных бурят есть маленькое племя хонгодоры, у которых есть ответвление наймангуды. Так вот эти хонгодоры на самом деле пришельцы ойраты с времен войн Цинь-Джунгария. Пришли эти племена с запада, т.е. восточный Казахстан(Алтай), где и поныне живут казахи-найманы. Все мы знаем, что некая часть тюрков-найман была под властью ойрат и вот именно эти найманы и от кочевали в сторону Бурятии спасаясь от войны, а может их просто заставили. Что касается халхов, то они мне напоминают толкинистов, прочли ССМ совсем не давно и сами же начали себе племена раздавать. Смешно.

 

Правитель найманского улуса в труде Саган Сэцэна назван бэтэкин-найманским Даян ханом. Бэтэкин сравнивается с племенем тикин у Рашид-ад-дина, в составе ордосских монголов был бэтэкинский оток.

 

Между прочим, найманский род бэтэгин до сих пор здравствует среди монголов Баянхонгорского и Архангайского  аймака.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Халхи и буряты говорят, что у них есть найманы, но это не так. У западных бурят есть маленькое племя хонгодоры, у которых есть ответвление наймангуды. Так вот эти хонгодоры на самом деле пришельцы ойраты с времен войн Цинь-Джунгария. Пришли эти племена с запада, т.е. восточный Казахстан(Алтай), где и поныне живут казахи-найманы. Все мы знаем, что некая часть тюрков-найман была под властью ойрат и вот именно эти найманы и от кочевали в сторону Бурятии спасаясь от войны, а может их просто заставили. Что касается халхов, то они мне напоминают толкинистов, прочли ССМ совсем не давно и сами же начали себе племена раздавать. Смешно.

 

Правитель найманского улуса в труде Саган Сэцэна назван бэтэкин-найманским Даян ханом. Бэтэкин сравнивается с племенем тикин у Рашид-ад-дина, в составе ордосских монголов был бэтэкинский оток.

 

Между прочим, найманский род бэтэгин до сих пор здравствует среди монголов Баянхонгорского и Архангай

 

1.Монгол улсын Цагдаагийн байгууллагын тухай хуулийн 15 дугаар зүйлийн 3 дахь хэсэгт зааснаар хариуцагч Найман овогт Жигмэдцэрэнгийн Нямдолгор нь нэхэмжлэгч Дорнод аймгийн Засаг даргын дэргэдэх Цагдаагийн газарт баривчлах байрны төлбөр 46500 төгрөг төлөхийг хүлээн зөвшөөрснийг баталж, хэргийг хэрэгсэхгүй болгосугай.

http://www.dornod.mn/shuukh/index.php?o ... Itemid=169

 
Найман овогтой Цэвэгсүрэнгийн Энхтөрөөс

http://shuukh.mn/irgenanhan/19842/view

 

Найман-монгольское племя. Найманы  в северо-восточных аймаках Монголии.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Aza-Hooker-Mongol, давайте лучше послушаем авторитетное мнение о найманах знатока Рашид-ад-дина, а не Азбаяра из Говь-Алтая:  :)

 

"Джами-ат-таварих". Гл. Племя найман,которого имеется несколько ветвей:

... Ранее эпохи Чингиз-хана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-каан. 
... Буюрук и Таян были сыновьями Эниат-каана.

... Эти племена [найманов] были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые в равнинах.

... Места, на которых они сидели, как упомянуто, таковы: Большой Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, горы: Элуй -Сирас и Кок-Ирдыш – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, – по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, – до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров. ... У их царей в древние времена имя было кушлук-хан или буюрук-хан.

... Значение [слова] кушлук-хан – сильный и великий государь. 

 

Из текста четко видно, что ни о какой Монголии, а тем более о ее северо-восточной части, и речи не идет. Историческая область найманов локализуется средневековым автором там же, где они огромной массой проживают до сегодняшнего дня, это верховья Иртыша, западные отроги Большого Алтая, ВКО, а также река Эмиль (Емель) впадающая в оз.Алакуль, где Угедей построил ханскую ставку, соседями которых были (как и поныне) - кереи, кыргызы, уйгуры.

Уже не говоря о личных именах найманов... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему впрочем найман - восемь, а не БАЙМАН как личное имя, имя прародителя? B) Оно очень распространено у казахов в двух вариантах - Байман и Баймен. 

 

Ведь на Алтае их осколки племени известны под названием майман, а как известно фонемы "м" и "б" в тюркских языках взаимозаменяемы. Почему это алтайцы говорят "майман", но не "найман". Вряд ли им нужен логопед :), вероятнее всего в таком произношении что-то есть. 

 

При таком варианте слово (имя) легко объясняется, первая половина означает богатство и достаток "бай - май", а второе импенная приставка "ман". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А почему впрочем найман - восемь, а не БАЙМАН как личное имя, имя прародителя? B) Оно очень распространено у казахов в двух вариантах - Байман и Баймен. 

 

Ведь на Алтае их осколки племени известны под названием майман, а как известно фонемы "м" и "б" в тюркских языках взаимозаменяемы. Почему это алтайцы говорят "майман", но не "найман". Вряд ли им нужен логопед :), вероятнее всего в таком произношении что-то есть. 

 

При таком варианте слово (имя) легко объясняется, первая половина означает богатство и достаток "бай - май", а второе импенная приставка "ман". 

 

Да ладно Вам, Тогда ваши найманы сейчас почему не байманы или майманы? А почему то тупо по-монгольски найманами называются? Не порядок.

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С таким же успехом можно сказать найман на КИДАНЬСКОМ, которые и есть сами осколки киданей

 

а найман у монголоязычных - это от киданей (найманов) ?

 

и письменость от Тататунги и Таян хана найманского кому пренадлежит?

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

 

 

Chapter VII. Chakhars and the Fourty-nine Banners.

 

 

p.394

 

The Naimans

 

NAIMAN means seven in Mongol, AND THIS TRIBE HAS NOTHING TO DO WITH THE NAIMANS OF THE DAYS OF JINGIS, WHO WERE TURKS....

 

 

Перевод

 

Найман означает семь по монгольски (восемь - А.), и это племя (у халха-монголов - А.) не имеет ничего общего с найманами времен Чингиз хана которые были тюрками...

 

 

 

NOTES, CORRECTIONS, AND ADDITIONS

 

 

p.693

 

...I have remitted the proof that the Naimans were Turks to these notes, and I will now adduce them:-

 

Schmidt and D'Avezac have leaned to the opinion that they were Mongols, relying almost entirely on the fact that a small and obscure tribe of the Forty-nine Banners is still called Naiman. Beyond this, I do not know of a tittle of evidence to support such a conclusion. Now, as Naiman merely means eight in Mongol, this coincidence in name proves very little, while the evidence that the Naimans against whom Jingis fought were Turks seems to me irresistible. In the first place, if there is a small tribe of Eastern Mongols called Naiman, there several very important tribes of Turks so called. Thus one division of the Uzbegs is called the Uighur Naiman. The Uzbegs are typical Turks. So are the Kazakhs (Kirgiz Kazaks)....

 

 

с.693 Перевод

 

...Я отослал к доказательству того что найманы были тюрками к этим заметкам, и сейчас я их представлю:

 

Шмидт и Д'Авезак склонились к мнению, что они были монголами, опираясь почти полностью на тот факт, что одно маленькое и неизвестное племя Сорока-девяти Знамен все еще называется найман. И я не знаю ни малейшего свидетельства помимо этого в поддержку такого вывода. Теперь, найман означает "восемь" по-монгольски, но это совпадение в названии очень мало что доказывает, в то время как свидетельства того, что найманы, против которых воевал Чингис, были тюрками, кажется мне неопровержимыми. С одной стороны мы имеем маленькое племя восточных монголов под названием найман, а с другой - несколько очень значительных племен у тюрков с таким же названием. Одно из отделений узбеков называется уйгур-найманы. Узбеки являются типичными тюрками. Так же как и казахи. ...

 

 

Далее на 3-х страницах Х.Х.Ховорт приводит доказательства тюркоязычия найманов времен Чингис Хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое интересное, что ни каких дововдов кроме названия найман ( на монгольском) нет. Только расуждения. Все остальное незначительно, т.е. имена Кучлук, Буйрук, Инанач Бильге Буку Хан принмается как бы приемственность с Уйгуров (письменность тоже). Самоназвание ни переписи конечно же не имеются, так ли ?. У Казахских Найманов самоназвание Найман: Тогыз танбалы. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так, о какой преемственности можем говорить найманов с уйгуров, если сами не участвоали в этом? Найманы легко общались с енисейскими кыргызами ( искали у них подержки, пратялись у них и возвращались обратно " против темучина"). Само название найманов говорит о тюркоязычности (Тогуз тамбалы "тамгалы"), хотя их же восемь. Да всамом деле имеется виду восемь, по тому что, девятый род Уйгуы.и (или) правящий род (Мойун Чура), 

Зелиди Велиди Тоган, в своем Огуз-Наме приводил родословную найманов с огузами (Уйгурами). Копия огуз наме мне была подарена в турции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найманский проект сегиз-огузов

 

С падением Древнеуйгурского каганата связано исчезновение политического значения династии древнеуйгурских яглакар-эдизов. С этим фактом связано и то, что в восточном Туране утратил свое политически обобщающее значение политоним тогуз-огузов. Их царский или «главенствующий» улус Он-уйгур перестал упоминаться в Восточной степи, переместившись в северную Евразию.
С падением эдизских Яглакаров летописи некоторое время безмолвствовали о судьбе тогуз-огузов, хотя, как мы видели, они никуда не «исчезли». Но само политическое объединение девяти-племенных тогуз-огузов не исчезло. С уходом «ханского аймака» (он-уйгурского улуса) оно превратилось в союз восьми-племенных сегиз-огузов, названными в китайских источниках «западными Дзюбу», то есть «западными кочевниками». А в некоторых источниках имя «западных Цзу-Бу» дублируется именем «секиз-огуз». Улус Теле, ранее свергнувший тюркутскую орду, а затем освободившийся от владычества сиров-кыпчаков, наконец-то, освободился от манихействующей династии.
И ведь также никуда не исчезли и их предшественники и другие теле-огузские племена. Телесцы подпадали под политическую власть каганатов и их родовые имена скрывались под политическими именами господствующих династий. И хотя бы именно телесцы всегда выступали против притеснений центральной власти, но все древние каганаты «воевали их силами», используя их ополчения, как это заведено среди кочевников, в первой волне атаки. Но под всем этим политическим господством государственнических династий в среде телесцев неминуемо продолжалась их туранская родоплеменная жизнь, которая также неизбежно возобновляла конфедеративность улусов. И после падения последних каганатов, туранская конфедеративность телесцев и других массивных группировок тогуз-огузов была политически восстановлена.
Под властью древнетюркских империй и, особенно, в рамках последнего восточно-тюркского «суперпроекта» Древнеуйгурского каганата народнические подразделения тюрков переформатировались и образовали нечто суперэтническое целое в восточном Туране. Но при этом они продолжали туранскую родоплеменную традицию и сохраняли союзнические блоки. В них входили, прежде всего, сами он-уйгуры, тогуз-огузы, сменившие их яглакарскую династию эдизы со своим двух составным народом. Кроме того, сохраняли свои народничества другие телеские огузы, среди них сиры-кыпчаки (или же «народ шести бегов»), а также реликты древнетюркских имперских племен (в частности, орхонские тюрки). Это обширное народничество порой и взрывалось, а в 747 году впервые проявилось имя «сегиз-огузов» и «тогуз-татар», которые подняли мятеж, не признавая каганскую власть Моян-чура (то есть принца, или князя Мояна).
Тогда «часть народа – «восемь огузов» (найманы) и «девять татар», от него отложились, объявив своим каганом старшего сына Тай Бильге-тутука» (Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край). Здесь несколько смущает указание на то, что «мятеж» поднял «старший сын», но этот вопрос требует отдельного исследования, а историю пишут победители. Написал ее каган Моянчур. И «после смерти уйгурского хана - Кутлуг Бильге Кюль кагана в 747 г. ему наследовал его сын Моюн Чур, принявший как и его отец титул Тэнгридэй болмыш Иль-итмиш Бильге каган».
Таким образом, этноним «сегиз-огуз» и политическое значение этого народнического объединения (или телеского союзничества) проявилось впервые в 747 году. Знаменательным здесь является прямое указание на «восемь огузов», так как это косвенным образом указывает на недовольство части самой «тогуз-огузской» массы правящим режимом. Всё это подтачивало единство империи восточного Турана и стало одной из причин ее падения. …

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К.И.Петров

 

ГЛАВА II
КЫМАКСКО-КЫРГЫЗСКИЕ И ДРУГИЕ ПЛЕМЕНА ЕНИСЕЙСКО-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ ДО XIII в.*
§ 3. Уйгуры и токуз-огузские племена Алтайско-Хангайского нагорья.

… при выяснении происхождения двух больших массивов племен или народов, сменивших в XI—XII вв. тогуз-огузов, а именно: найман на Хангайско-Алтайском нагорье и соседних с ними уйгур Восточного Тянь-Шаня.
По нашим исследованиям, большая группа племен народа найман и группа племен Восточного Тянь-Шаня, за которыми с XI в. закрепилось название уйгур, существовали с дав­них времен. Их объединение в общем именовалось народом тогуз-огузов с первоначальным значением «родственные огузы». Одна из групп называлась уйгуры, другая — секиз-огузы. Происхождение названия уйгур, по некоторым древним легендам связывается с тюркским глаголом уймак—присоединять. Может быть, оно действительно означало примерно «объединившиеся, союзные племена».
По древним преданиям, такое название возникло в связи с присоединением уйгур к собственно огузским племенам легендарного Огуз-хана. Может быть, в этих преданиях есть доля истины, поскольку уйгуры, объединившиеся с секиз-огузами в составе тогуз-огузов (родичей огузов), находились на особом положении.
… сакиз—восемь как «восьмиплеменное» объединение. А уйгуры стали рассматриваться в качестве девятого племени объединения тогуз-огуз (о действительной численности племен мы скажем далее). Тюркскому числительному секиз (8) в монгольском языке соответствовало числительное найман. Первое время объединение сохраняло тюркское название, затем за ним закрепилось монгольское найман.
… уйгуры являлись частью тогуз-огузов. Племя—народ уйгур было многочисленным. По преданиям, оно имело 10 родов и именовалось «он уйгур—десятиродовые уйгуры». Группа уйгурских родов долгое время занимала первенствующее положение в племенном объединении токуз-огузов. Секиз-огузы — найманы стояли на втором месте.
… борьбы тюркского кагана против токуз-огузов после их возвращения из Китая. В част­ности, в надписи в честь Могиляна говорится: «Часть их (токуз-огузов) вернулась и подчинилась мне…, а другие умерли. Спустившись вниз по Селенге и сильно тесня их, я там разорил их дома. Уйгурский эльтебер (князь) убежал приблизительно со 100 людьми на восток».
Это «неожиданное» упоминание о бегстве уйгурского князя с сотней человек от общей массы токуз-огузов определенно указывает на вхождение уйгур в состав токуз-огузов.
… в надписи собственно уйгурского кагана (хана), в которой рассказывается о событиях спустя 10 лет после смерти Могиляна. Народ тюркского кагана «властвовал над (поколениями) он-уйгур и над (всеми) токуз-огузами сто лет… я собрал и соединил мой собственный народ токуз-огуз». Это — надпись в честь кагана уйгур и токуз-огузов Моюн-Чура
… в надписи в честь Моюн-Чура (Гули Цэйло). В ней подробно описывается, как он вел борьбу со своими «секиз» племенами, собирая и соединяя их в единый народ токуз-огуз. Восемь племен везде именуются «секиз-огу-зами». Его прямое обращение к ним в надписи: «Вы мой народ, — сказал я, — следуйте (за мной) и придите ко (мне)… Они не пришли. Я опять погнался за ними… сразился… победил… забрал их скот… женщин. Они пришли все до последнего. Секиз-огузы… пришли все до последнего».

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чанчунь чжэнжэнь сию цзи (кит. 长春真人西游记, «Описание путешествия на Запад истинного мужа Чанчуня»)

"Учителя снабжали каждый день более пpежнего. Потом, чеpез четыpе дня пути на запад, пpибыли к Таласу мулян (мулян значит pека)305; pека глубока и шиpока, течет на севеpо-запад; выходя с востока, она пpоpезывает Инь шань. Hа юг от pеки тоже опять снежные гоpы. 10-й луны 1-го числа, пеpеплыв pеку на судне, мы пpибыли на юг к одной большой гоpе, по севеpную ее стоpону, где небольшой гоpод. Далее, мы пять дней ехали на запад. Так как учитель, по импеpатоpскому повелению ехавший, мало-помалу пpиближался к месту пpебывания Чингиса, то посланец отпpавился впеpед доложить ему о том. Учителя сопpовождал только Чжень хай гун. Ехавши далее семь дней на запад, мы пеpеехали одну гоpу, на юго-запад, и встpетили здесь китайского посла, возвpащавшегося в Китай306, он поклонился учителю пеpед его палаткой. Учитель спpосил его: "Когда он отпpавился?" Посланец отвечал, что он являлся в последний pаз Чингису 7-й луны 12-го числа и что Импеpатоp с войском пpеследует Суань дуань хана307до Индии. Hа дpугой день выпал большой снег; мы пpибыли в небольшой гоpод хойхэсский; снегу выпало на фут; но с восходом солнца он pастаял, 16-го числа, напpавляясь на юго-запад, мы пеpеехали pеку, досчатым мостом и к вечеpу пpибыли к подошве южных гоp. Здесь владение Да ши Линья (Да ши - министp, Линья - его имя). Здешний госудаpь есть потомок династии Ляо; когда гиньские войска покоpили Ляо, Да ши Линья, во главе нескольких тысяч человек, бежал на севеpо-запад; более десяти лет пеpеходил он с места на место, пока, наконец, не дошел до сей стpаны308. Здешняя стpана климатом и воздухом pазлична от стpаны по севеpную стоpону Цзинь шань; здесь весьма много pавнин; жители занимаются земледелием и шелководством; вино выделывают из виногpада; плоды те же, что в Китае; только целое лето и осень не бывает дождя; поэтому поля оpошаются водою из pек, посpедством канав; отчего хлеба и поспевают. Hа севеpо-востоке и Юго-западе, налево гоpы, напpаво долины, тянутся беспpеpывно на 10 000 ли. Госудаpство здешнее существовало около ста лет; когда найманы потеpяли свое владение, они пpибегли к Да ши; но когда усилились войском, то насильственно овладели этою стpаною; потом Суань дуань309отнял у них западную часть310. Когда войска Чингиса311пpишли сюда, найманы были скоpо истpеблены и Суань дуань тоже низвеpжен. Мы слышали, что пpедстоящая доpога тpудна; в это самое вpемя одна телега у нас сломалась; мы и оставили ее. 18-го числа мы ехали подле гоp, на запад, дней 7 или 8, когда гоpы вдpуг пошли на юг; на доpоге попалось нам каменное гоpодище; камни совеpшенно кpасного цвета; есть следы давнего военного становища312. Hа западе есть большие насыпи могильные, pасположенные, как звезды в Медведице. Потом пеpеехали чеpез каменный мост и по напpавлению юго-западных гоp сделали пять пеpеходов до гоpода Сай лань313. Здесь небольшая башня".

http://royallib.ru/read/chan_chun/opisanie_puteshestviya_daosskogo_monaha_chan_chunya_na_zapad.html#102400

Что дало основания Ли Чжи Чану считать что найманы были истреблены?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найманское ханство это не государство секиз огузов ( на этом я хочу настаивать), но ханство образовалось на основе (костяке или части остатков этих секиз огузов) и впитало в себя все компоненты пришедщих на опустевшие монгольские просторы, оставшихся или других групп кочевых племен. Огузы если и были то не в большом количестве и современем преоброзовализь в нечто более другоее (я бы сравнил с нынешними казахами куда входят многие элементы кочевых племен). Те Найманы которые бежали с Кучлюком и якобы все истреблены не являются полностью одной целой (ИМХО).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

4. Кидане и найманы
 

 

Катуни, напротив Кер-кечу (выше устья Большого Ульгуменя), заметны следы приспособлений для перевоза в виде дыр, просверленных в уступах скал, словно это было сделано для устройства канатного, китайского типа, моста, какие бывают в Юннане, Тибете и Гималаях. Среди алтайцев весьма распространена легенда о строительстве моста через Катунь богатырем Сартакпаем. Последнее обстоятельство, как увидим дальше, позволяет относить строительство сооружений для переправы к более позднему периоду — к периоду монгольского владычества на Алтае. Сейчас их потомков интересует продажа земли в Екатеринбурге и покупка земель на Алтае.

В XII в. государство кара-китаев простиралось от Енисея до Таласа. Главная ставка верховного главы, носившего название «гурхан», находилась в Семиречье на берегу р. Чу. Кара-китаи перенесли в завоеванные области китайскую культуру, усвоенную ими еще на своей прежней родине.

Владычество кара-китаев, видимо, тяжело отразилось на экономическом состоянии населения Алтая в смысле понижения уровня его жизни: они «ввели в покоренных областях китайскую систему подворного обложения», исчислявшегося в денежных единицах. По свидетельству персидского историка XIII в. Джувейни, «кара-китайские сборщики податей, в противоположность прежнему времени, сильно притесняли народ.

К концу XII в., в связи с ослаблением могущества кара-китаев, на исторической арене в восточной части Центральной Азии выдвинулись монголоязычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами, а также частично и на отрогах Алтая. Найманы, оттеснившие кара-китаев, образовали могущественный союз орд и племен, границей которого на западе являлся Иртыш, а на юге — восточный Туркестан. С этого времени и до начала XIII в. население Алтая находилось под властью найманских ван-ханов, которым и платило дань. Отдаленные потомки найманов, видимо сохранились на Алтае до нашего времени. Название «найман» сохранилось в наименовании некоторых родов современных алтайцев, как и наименование «меркиты», которые в XII в, составляли многочисленный народ, населявший северную часть современной Монголии, и князья которых, будучи разбиты Чингис-ханом (в первой четверти XIII в.), искали убежища и собирали новые силы для борьбы с Чингисом в горах Алтая.

У нас нет, хотя бы кратких, данных о положении алтайцев и характере их жизни в период господства найманов. Известно только, что этому господству был положен конец в начале XIII в.

http://www.altaj.ru/kidane_i_najmany?page=0%2C1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найманский Таян или Даян хан - Батмөнх Даян хаан

даян - по-халхаски: все

даян хан/даян хаан - князь/царь, властвующий всех

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%8F%D0%BD-%D1%85%D0%B0%D0%BD

 

Даян аварга - звание монгольской национальной борьбы

http://mn.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%8F%D0%BD_%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название найманов было монгольским и это имя сохранилось до сех пор. Это не скажет что-то? Самое главное - это название их  монгольское слово и название Даян-хана тоже монгольское. Если они были огузами то название их должно быть огузом.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название найманов было монгольским и это имя сохранилось до сех пор. Это не скажет что-то? Самое главное - это название их  монгольское слово и название Даян-хана тоже монгольское. Если они были огузами то название их должно быть огузом.

Название само по себе мало о чем говорит в таких вопросах. Оно не может быть главным доказательством в утверждении. 

Например: Табын — одно из племен казахов Младшего жуза, входящее в Жетыру. Этноним табын восходит по мнению одних исследователей к слову «табыну» — служить, поклонятся, по мнению других к монгольскому «пять» (табун), числительные часто используются в тюрко-монгольской этнонимики. Но вот в чем дело, слово "табын" в том же казахском можно перевести как "стадо" или (естественно) "табун". 

Не думаю что следует полностью исключать версию, что какие-то тюркские слова потерялись и ни вошли в совр. тюркские языки (имею ввиду слово "найман"). Думаю не стоит строить из этого предположения, но лучше просто учитывать такую вероятность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Булган аймаг дахь Сум дундын шүүхийн шүүгч Н.Нарангэрэл би Тэшиг сумын Булган хөгжил “Энэ-Биш” сангийн нэхэмжлэлтэй,

Хариуцагч Булган аймгийн Тэшиг сумын 5-р багт оршин суух, ГЙ 80102611, БУ 3503941 дугаарын иргэний үнэмлэхтэй Найман овогт Д. М холбогдох зээл, зээлийн хүү нийт 1793200 төгрөг гаргуулахыг хүссэн нэхэмжлэлийг хүлээн авч хянаад 

 

 

http://www.court.bu.gov.mn/index.php/irgenii-shiidver/18-irgenii-shiidver-2011/189-shiidver-020

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где то здесь на форуме кто то говорил, что найманы возможно потомки китайцев, бежавших в степь. Учитывая данные генетики (гаплогруппа О3), версия вполне правдоподобная. Возможно военное подразделение китайцев ушло в степь и взяли себе в жены женщин из тюркского племени. В пользу этой версии говорят и данные об относительно высоком культурном уровне найманов во времена наличия у них государственности. По вопросу монголоязычности найманов я что то сомневаюсь, чего бы им переходить на тюркский язык, тем более, считая, что чингизидовы монголы говорили на монгольском. Хотя я считаю, что большая часть войск Чингизхана говорили на тюркском

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где то здесь на форуме кто то говорил, что найманы возможно потомки китайцев, бежавших в степь. Учитывая данные генетики (гаплогруппа О3), версия вполне правдоподобная. Возможно военное подразделение китайцев ушло в степь и взяли себе в жены женщин из тюркского племени. В пользу этой версии говорят и данные об относительно высоком культурном уровне найманов во времена наличия у них государственности. По вопросу монголоязычности найманов я что то сомневаюсь, чего бы им переходить на тюркский язык, тем более, считая, что чингизидовы монголы говорили на монгольском. Хотя я считаю, что большая часть войск Чингизхана говорили на тюркском

 

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

 

 

 

§ 202. Когда он направил на путь истинный народы, живущие за войлочными стенами, то в год Барса (1206) составился сейм, и собрались у истоков реки Онона. Здесь воздвигли девятибунчужное белое знамя и нарекли ханом - Чннгис-хана. Тут же и Мухалия нарекли Го-ваном. И тут же повелел он Чжебею выступить в поход для преследования Найманского Кучулук-хана. По завершении устройства Монгольского государства( перевод неправильный ), Чингис-хан соизволил сказать: "Я хочу высказать свое благоволение и пожаловать нойонами-тысячниками над составляемыми тысячами тех людей, которые потрудились вместе со мною в созидании государства". И нарек он и поставил нойонами-тысячниками нижепоименованных девяносто и пять нойонов-тысячников: 1) Мунлик-эциге; 2) Боорчу; 3) Мухали-Го-ван; 4) Хорчи; 5) Илугай; 6) Чжурчедай; 7) Хунан; 8) Хубилай;

9) Чжельме; 10) Туге; 11) Дегай; 12) Толоан; 13) Онгур; 14) Чулгетай; 15)Борохул; 16) Шиги-Хутуху; 17) Гучу; 18) Кокочу; 19)Хоргосун; 20)Хуилдар; 21)Шилугай; 22) Чжетай; 23) Тахай; 24) Цаган-Гова; 25) Алак; 26) Сорхан-Шира; 27) Булган; 28) Харачар; 29) Коко-Цос; 30) Суйкету; 31) Наяа; 32)Чжунсу; 33) Гучугур; 34) Бала; 35)Оронартай; 36) Дайр; 37) Муге; 38) Бучжир; 39) Мунгуур; 40) Долоадай; 41) Боген; 42) Худус; 43) Марал; 44) Чжебке; 45) Юрухан; 46) Коко; 47) Чжебе; 48) Удутай; 49) Бала-черби; 50) Кете; 51) Субеетай; 52) Мунко; 53) Халчжа; 54) Хурчахус; 55) Гоуги; 56) Бадай; 57)Киш-лык; 58)Кетай; 59)Чаурхай; 60)Унгиран; 61)Тогон-Темур; 62)Мегету; 63) Хадаан; 64) Мороха; 65) Дори-Буха; 66) Идухадай; 67) Ширахул; 68) Давун; 69) Тамачи; 70) Хауран; 71) Алчи; 72) Тобсаха; 73) Тунгуй-дай; 74)Тобуха; 75) Ачжинай; 76) Туйгегер; 77) Сечавур; 78) Чжедер; 79) Олар-гурген; 80) Кинкиядай; 81) Буха-гурген; 82) Курил; 83)Аших-гурген; 84) Хадай-гурген; 85) Чигу-гурген; 86) Алчи-гурген; 87 - 89, (три тысячника на) три тысячи икиресов; 90) Онгудский Алахуш-дигитхури-гурген и 91 - 95) (пять тысячников на) пять тысяч Онгудцев. Всего, таким образом, Чингис-хан назначил девяносто пять (95) нойонов-тысячников из Монгольского народа, не считая в этом числе таковых же из Лесных народов.

 

 

 

 

§ 202. Tedui šisķai-tourğa-tu ulus-i šidurğutqaĵu, Bars ĵil, Onan-no teriun-e quriĵu, yesun koltu čağaan tuq baiuluat, Čiŋķis-qağan-na qan nere tende okba. Muqali-da ķo-van nere tende-ķu okba. ĵebe-i Naiman-o ķučuluk-qan-i nekeulun, tende-ķu ĵauraulba. Moŋğolĵin ulus-i ĵibšiyerun baraĵu, Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun: 

 

Правильный перевод-люди или народ по языку монголы или люди или народ по происхождению монголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не убедительно. В России тоже всех независимо от национальности называют Россиянами, в Казахстане - казахстанцами и т.д.

Найманский язык это язык киданеи(каракытай).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...