Перейти к содержанию
Воевода Владимир

Никита Яковлевич Бичурин

Рекомендуемые сообщения

Бичурин Никита Яковлевич

Сан: архимандрит

Дата рождения: 29.08. 1777 г. 18 век

Дата пострига: 1800 г. 18 век

Дата смерти: 11.05. 1853 г. 19 век

Церковная принадлежность Русская Православная Церковь

Биография

Иакинф (Бичурин Никита Яковлевич, 29.08.1777 - 11.05.1853), архимандрит, синолог. Сын дьячка с. Бичурина Чебоксарского уезда, Казанской епархии. Образование получил в Казанской духовной семинарии, где остался учителем даже после преобразования ее в академию. В 1800 г. постригся в монашество и через два года был определен ректором Иркутской семинарии и назначен настоятелем Вознесенского монастыря с возведением в сан архимандрита, но своими действиями возбудил там неудовольствие и был перемещен в Тобольскую семинарию учителем риторики с запрещением священнослужения. В 1805 г. был назначен начальником русской миссии в Китае, где он прожил более 14 лет. За "нежелательные явления внесенные им в жизнь миссии" он был судим, лишен сана и сослан в Валаамский монастырь. В 1826 г. освобожден из заточения, жил в Александро-Невской Лавре и состоял переводчиком в Министерстве иностранных дел. Академия Наук в 1828 г. избрала его в члены-корреспонденты и награждала его труды премиями. Состоял членом парижского Азиатского общества. В 1829-1830 гг. по поручению Азиатского департамента путешествовал за Байкал с бароном Шиллингом. В 1830 г. хотел сложить монашеский сан, но не получил разрешения от государя. В 1835 г. ездил в Кяхту для открытия и устройства училища китайского языка. Автор многочисленных сочинений, посвященных описанию нравов, обычаев, занятий жителей Китая, Тибета, Монголии, Туркестана, народов Средней Азии. В рукописи - китайские словари, географическое описание Китая в 18 томах и мн. др.

Сочинения:

1. История Тибета и Хухумора, с картой на разные периоды истории. СПб., 1833. 2 т.

2. Историческое обозрение ойратов или калмыков, с ХV столетия до нашего времени. СПб., 1834.

3. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. 3 ч., с картами. Манчжурия, Корея и Япония. СПб., 1851; М.-Л.: Академия Наук, 1950.

4. Китай в гражданском и нравственном отношении,: В 4-х ч. СПб., 1847.

5. Статистическое описание Китая,: С географ. картой. СПб., 1842.

6. Описание Чжунгарии и восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. / Пер. с кит. монахом Иакинфом. СПб., 1829. 2 ч.

7. Записки о Монголии. Описание Чжунгарии, восточного Туркестана и Пекина, с картою. СПб., 1828.

8. Земледелие в Китае. СПб., 1844.

9. Описание Тибета в нынешнем его состоянии. СПб., 1828.

10. Описание Пекина. СПб., 1829.

11. Описание первых четырех ханов из дома Чингисова. 1829.

12. Очерк истории сношения Китая с Тибетом. СПб., 1853.

13. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. 1840.

14. Китайская грамматика. Пекин, 1838, 1908.

15. Словарь Русско-китайский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Дружил с Пушкиным. Есть красивая история о причинах принятия монашества Бичуриным. Вроде полюбили вместе с братом одну барышню. Решили поступить справедливо - и спросить у самой девушки, кому она отдает предпочтение. Согласно уговору "проигравший" должен был принять монашество. Девушка предпочла будущему китаисту его брата.

Кстати по национальности вроде Бичурины были чувашами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Rust писал:

Кстати по национальности вроде Бичурины были чувашами.

Совершенно верно, а фамилии не имели. Никита Яковлевич поэтому в качестве фамилии взял название родного села - Бичурино.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
За "нежелательные явления внесенные им в жизнь миссии" он был судим, лишен сана и сослан в Валаамский монастырь.
Нам лектор говорил, что он открыл в Шанхае опиекурильню для получения средств на покупку рукописей. Потрясающий человек.

Еще одна деталь. Плыл я в 1997 г. по Волге. В Чебоксарах пристань упирается в ограду мужского монастыря, где некогда Бичурин сидел/служил. А рядом был женский монастырь когда-то. Якобы именно здесь случилась знаменитая история, когда монахи и монахини стали рыть навстречу друг другу подземный ход. И дамы прокопали 2 трети пути. :)

Он же Пушкину, как главному историку империи, кажется, свой трехтомник "Сведений" подарил? Значит А.С. читал про "Хягасов", динлинов и т.п. Потанин ведь еще много параллелей отметил из пушкинских сказок и монгольских преданий, уходящих еще в хуннской время. Мотив изоляции царского/ханского сына. Царь-Салтан, Остров Буян, Гвидон в бочке, родила царица в ночь не то сына, не то дочь... :) Такие ориентальные реплики. Таншихуай с Анахуанем. :)

Да и вообще, именно благодаря бичуринской транскрипции "кыргыз" в "хягас", хакасы так называются. А то были бы сейчас "киликидзе". Наверное, уже от Саакашвили отбивались бы. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, Стас.

А можете поточнее сказать о параллелях, которые Потанин: " отметил из пушкинских сказок и монгольских преданий, уходящих еще в хуннской время. Мотив изоляции царского/ханского сына. Царь-Салтан, Остров Буян, Гвидон в бочке, родила царица в ночь не то сына, не то дочь... "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А можете поточнее сказать о параллелях, которые Потанин: " отметил из пушкинских сказок и монгольских преданий, уходящих еще в хуннской время. Мотив изоляции царского/ханского сына. Царь-Салтан, Остров Буян, Гвидон в бочке, родила царица в ночь не то сына, не то дочь... "

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...150entry23150

http://history.kz/biogr/Alash.php

"...Несколько вариантов легенд об Алаша-хане записал Г. Н. Потанин. Его вариант начинается с изложения того, что хан-отец жил около города Туркестан во времена, когда еще был жив Котан, родоначальник казахского народа. Родоначальника в разных сказаниях называют именами Алача, Котана и других старцев.

"У хана не было детей от первой жены, и поэтому он взял вторую жену, девицу, которую где-то завоевал. От нее родился сын, но только пестрый. Первая жена стала завидовать и злиться. Ей удалось настроить хана против сына. Она стала говорить, что такой пестрый наследник может внести раскол в народ, и потому люди не будут жить в мире, не будут иметь между собою согласия. Хан согласился с доводами жены, посадил сына в сундук и пустил сундук в море. На другом берегу моря этот сундук с ханским сыном нашел нищий. Он взял мальчика и воспитал. Мальчик вырос богатырем и силачом.

Хан, его отец, узнав об этом, захотел повидать сына. Он послал за ним старшего сына Котана по имени Уйсын с сотней молодцов. А они остались около ханского сына. Затем хан послал среднего сына Котана - Булата. Ему также понравилась привольная жизнь. И, наконец, хан послал младшего сына родоначальника Котана - Алшына. Через некоторое время они решили выбрать хана, и так как пестрый богатырь, их предводитель, был ханский сын, то решили выбрать его. Они взяли алачу, широкий полосатый тканый половик, подняли на нем пестрого ханского сына и провозгласили его ханом. После того он стал называться Алаша-хан. От Уйсына и его молодцов пошло поколение Улу жуз, т. е. старшая сотня, от Булата и его молодцов пошло поколение Орта жуз, т. е. средняя сотня, а от Алчина и его сотни молодцов пошло поколение Киши жуз, т. е. меньшая сотня" [23. С. 67-68]."

Легенда о царском сыне и его матери в бочке имеет место у древних греков - это греческая Алангу - Даная, потомок "волчьего" Даная, к которой, когда она как хуннская царевна была в изоляции, через греческий "шанырак" проник Зевс в виде СВЕТА. От такого проникновения родился греческий Бодончар - Персей, которого вместе с матерью посадили в сундук-бочку и пустили в море.

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...540entry27540

Про "город ТУРКЕСТАН" - "страну Турок" - Трою , в котором тусовались султаны-САЛТАНЫ было недавно сообщение на форуме:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showt...439entry30439

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В Бичуринском трехтомнике - мотив соития дочери хуннского шаньюя, укрытой в замке на острове, кажется, с волком. И не только хуннской принцессы.

У Потанина - соспоставления вроде бы с монгольским материалом и прямое сопоставление с русскими сказками.

Про волка надо смотреть у Урманчеева. Кажется, Короглы сопоставлял с венгерской и чувашской сказкой (почти дословные совпадения). Бичурин, кстати, чуваш.

Приведенные Аром материалы посеместны. В хакасских сказках мотив изоляции ханского сына рассматривал П.А. Трояков. Изоляция - инициация - интронизация. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...