Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Амурсана - герой или нет?

Кто для вас Амурсана?  

36 проголосовавших

  1. 1. Кто для вас Амурсана?

    • Герой
      12
    • Не герой
      16
    • Затрудняюсь ответить
      6


Рекомендуемые сообщения

Я говорил не о том, что там кочевал Галдан-Церен, а о том, что область Ховда была утеряна после его смерти.

Крепость Кобдо была основана маньчжурами в 1731 г. (официальная версия), по некоторым данным - в 1718 г., т.е. еще войсками Фу Эрданя, составлявшими Северную колонну цинских войск, направленную против Цэвэн Равдана, а Галдан Цэрэн правил в 1727-1731 годах. Как джунгары могли потерять после 1745 г. то, что уже в 1731 г. им не принадлежало?

Побежал наверное по той же причине, что и халхаские ханы, и дербетские зайсаны. Не думаю, что в те времена были такие понятия как патриотизм, была лишь преданность сюзерену и свои права владетеля. Попав в опалу Лама-Доржи, а затем Дабачи, под угрозой физической смерти с их стороны, Амурсане оставалось искать другого сюзерена, как сделали это до него многие другие монгольские и ойратские тайши и владетели. Именно из-за активного участия монголов в войне с джунгарами, в нашей народной памяти эта война осталась как война с монголами и манджи, а не с какими-то китайцами.

1. Для начала он сам привел казахов Аблая, потом начал интриговалть против Давачи, потом пригласил маньчжуров. Успел бы - привел бы и русских, т.к. уже сам пригласил, да настоять не успел (ну, русские не больно-то и хотели - еще какую-то проблемную орду спасать, от которой у самих проблемы часто были).

Так что его личная безопасность всецело зависела от его выбора. А он выбрал свою единоличную власть. И проиграл. Причем не просто ценой своей головы, а ценой независимости и жизни целого народа. Своего.

2. Зеленознаменные войска (из этнических ханьцев) активно сражались в 1755-1760 годах, но преимущественно на Южной дороге, т.е. в Восточном Туркестане. Есть даже портреты 1760 г. 2 героев-военачальников Зеленознаменных войск, павших в битвах с уйгурами - Доу Бинь (Курман, февраль 1758) и Гао Тяньси (Яркенд, ноябрь 1757).

http://www.nsu.ru/aw/resource.do?id=281

Есть также распоряжение Цяньлуна от 13 июня 1754 г., предписывающее направить на Южную дорогу (Наньлу) Зеленознаменные войска из внутренних провинций:

"С западного направления необходимо перебросить 20 тысяч солдат, из Внутренних земель в Ганьчжоу и Лян 8 тысяч войск Зеленого знамени и 20 тысяч в Синин, Лянчжуан, Сиань, Гуйхуачэн, Тумотэ, Чахар, вплоть до земель вновь покорившихся элютов. Ежели вести дело таким образом, то такой перегруппировки войск будет достаточно".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Крепость Кобдо была основана маньчжурами в 1731 г. (официальная версия), по некоторым данным - в 1718 г.,

Крепость Ховд была построена в 1731 (или раньше), а Улиастай - в 1733 г.

Если их строили для войск Фу Эрданя (или может эти самые войска их и строили), которые шли против ойратов.

У меня вопрос.

Ховд находится намного западнее, чем Улиастай.

Войска Фу Эрданя , мне кажется, шли с востока на запад.

Тогда почему построили сначала более западную крепость (Ховд), а потом более восточную (Улиастай)?

И еще вопрос. Читал, что Джа-Лама в 1912 г. начал вести строительство новой столицы Ховд, относительно недалеко от старой крепости Ховд.

А чем его не устраивала старое местоположение крепости Ховд?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда почему построили сначала более западную крепость (Ховд), а потом более восточную (Улиастай)?

Скорее всего, как часто бывает на войне - сначала строили форпост, а потом обеспечивали путь к нему.

Читал, что Джа-Лама в 1912 г. начал вести строительство новой столицы Ховд, относительно недалеко от старой крепости Ховд.

А чем его не устраивала старое местоположение крепости Ховд?

Не знаю, первый раз слышу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, первый раз слышу.

Книга Ломакина И. И. Голова Джа-Ламы. Улан-Уде – СПб.: Экоарт, 1993.

Стр. 83 "Джа-лама решил в местности Мунджик, возле монастыря Шар-цеке, возводить свой хошунный центр и приказал всем данникам сниматься со старых мест и кочевать туда".

Стр. 87. "На карте Кобдоского округа, которая была сделана по заказу Джа-ламы, Мунджик (ставка его хошуна, а в мечтах - главный город Западной Монголии) был виден сразу. От разрушенного им, засиженного китайцами Кобдо - верст шестьдесят".

Стр. 87. "Джа-лама объяснял, почему сюда нужно будет перенести из Кобдо центр округа: здесь "гораздо удобнее заготовлять лес на соседних горах и сплавлять по Кобдо" для разворачивающегося строительства, и отсюда до русской границы прямой путь на шестьдесят верст короче; сама река Кобдо послужит препятствием, если возобновятся столкновения с китайцами или "набегут" киргизы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книга Ломакина И. И. Голова Джа-Ламы. Улан-Уде – СПб.: Экоарт, 1993.

Стр. 83 "Джа-лама решил в местности Мунджик, возле монастыря Шар-цеке, возводить свой хошунный центр и приказал всем данникам сниматься со старых мест и кочевать туда".

Стр. 87. "На карте Кобдоского округа, которая была сделана по заказу Джа-ламы, Мунджик (ставка его хошуна, а в мечтах - главный город Западной Монголии) был виден сразу. От разрушенного им, засиженного китайцами Кобдо - верст шестьдесят".

Стр. 87. "Джа-лама объяснял, почему сюда нужно будет перенести из Кобдо центр округа: здесь "гораздо удобнее заготовлять лес на соседних горах и сплавлять по Кобдо" для разворачивающегося строительства, и отсюда до русской границы прямой путь на шестьдесят верст короче; сама река Кобдо послужит препятствием, если возобновятся столкновения с китайцами или "набегут" киргизы".

Ну вот, Вы сами ответили на все вопросы :) Только мадам Ломакину терпеть не могу - могла многое, но скатилась на дешевку. И про Джа-ламу у нее уже из разряда скандальных книг. Лучше бы писала так, как писала в свое время о Марзане Шараве - без истеричной склонности к дешевой славе, на основе фактов.

На самом деле Вы не могли не заметить, что, по ее словам, Джа-лама только учредил свою ставку в Мунжик. И его мечты - вещь недокументированная. Так что говорить о строительстве новой столицы Монголии в Мунжик очень сложно - надо поднимать кучу архивов, многие из которыхпросто недоступны, т.к. темой никто не интересовался и документы неразобраны. А на мадам Ломакину опираться - там можно многое узнать :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Крепость Кобдо была основана маньчжурами в 1731 г. (официальная версия), по некоторым данным - в 1718 г., т.е. еще войсками Фу Эрданя, составлявшими Северную колонну цинских войск, направленную против Цэвэн Равдана, а Галдан Цэрэн правил в 1727-1731 годах. Как джунгары могли потерять после 1745 г. то, что уже в 1731 г. им не принадлежало?

По маньчжурско-джунгарскому соглашению 1739 года граница между Цинами и Джунгарией была установлена по Алтайскому хребту и озеру Увс-нур. До этого времени территория при Ховде переходила из рук в руки.

1. Для начала он сам привел казахов Аблая, потом начал интриговалть против Давачи, потом пригласил маньчжуров. Успел бы - привел бы и русских, т.к. уже сам пригласил, да настоять не успел (ну, русские не больно-то и хотели - еще какую-то проблемную орду спасать, от которой у самих проблемы часто были).

К русским постоянно обращались и Галдан-Бошокту-хан, и Цеван-Рабдан и Галдан-Церен. Что значит - "привел казахов Аблая"? Обратился к своему дяде Аблаю, тот и пришел на помощь со своими албату. Опять же смотрите с евопейских позиций. Не было тогда понятий - китайская нация или казахская, монгольские и ойратские ханы, тайши и зайсаны не доросли до понятия - "интересы нации, государства", все действовали сугубо из личных соображений.

Так что его личная безопасность всецело зависела от его выбора. А он выбрал свою единоличную власть. И проиграл. Причем не просто ценой своей головы, а ценой независимости и жизни целого народа. Своего.

Мог конечно, как халхаские и чахарские владетели оставаться цинь-ваном, но не остался же. За это и благодарны ему потомки.

А говорить о жизни и независимости народа неправильно. Ойратские племена из-за постоянных войн с Китаем постепенно убывали, а выбор буддизма в качестве основной религии ойратов - привел бы рано или поздно к восстанию мусульманских подданных.

Джунгарское ханство было обречено, но винить в этом одного Амурсану - неправильно и не имеет смысла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, что: Аблай был дядей Амурсана?

Он был женат на сестре матери Амурсаны, был зятем Галдан-Церена. Может поэтому Средний жуз казахов, султаном которого он был, и не был завоеван джунгарами, в отличие от Старшего жуза, и убегать далеко не пришлось, как Младшему жузу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По маньчжурско-джунгарскому соглашению 1739 года граница между Цинами и Джунгарией была установлена по Алтайскому хребту и озеру Увс-нур. До этого времени территория при Ховде переходила из рук в руки.

Посмотрите карту - крепость Кобдо находится на восточном склоне хребта, по которому был установлен рубеж. Дословно описание границы формулировалось так: "ойратам и алтайцам запрещается переходить реку Завхан-гол". Крепость Кобдо, которая была построена, как минимум, в 1731 г., ни разу не была в руках ойратов. О каком "переходе из-рук в руки" можно говорить?

http://www.skitalets.ru/trips/2004/mongoli...%20Mongolia.GIF

К русским постоянно обращались и Галдан-Бошокту-хан, и Цеван-Рабдан и Галдан-Церен.

Да, но они были правителями, которые прибегали к нехитрой дипломатической уловке в сложных внешнеполитических условий с целью зондажа. Никто из них не шел далее обещаний принять подданство при определенных условиях - передаче в ведение Джунгарии двоеданцев, посылки военной помощи на "Восточный фронт", уступке территорий и т.д. А Амурсана готов был продаться кому угодно за личную власть.

Еще раз - не путайте легенды с исторической личностью.

Что значит - "привел казахов Аблая"? Обратился к своему дяде Аблаю, тот и пришел на помощь со своими албату.

То и значит - привел казахов Аблая, которые разграбили ойратские кочевья еще в 1751 г. (это он тогда с Давачи еще вместе был) и увели массу пленных в Казахстан, и в 1755 г. и так до самой смерти. Это во-первых.

Во-вторых, с чего он - племянник Аблая? Он являлся сыном наследника хошоутского Лхасан-хана Данзана и дочери Цэвэн-Равдана Ботолог. Потом, после казни Данзана в 1717 г., ее выдали замуж за "официального" отца Амурсаны. И Аблай тут не причем.

Опять же смотрите с евопейских позиций. Не было тогда понятий - китайская нация или казахская, монгольские и ойратские ханы, тайши и зайсаны не доросли до понятия - "интересы нации, государства", все действовали сугубо из личных соображений.

Вы уверены? Ханьцы очень давно сформировались как единая нация с сильнейшим самосознанием. Маньчжуры даже предпринимали в 1740-х годах серьезнейшие попытки обезопасить себя от ассимиляции в среде ханьцев. Монголы четко позиционировали себя как отдельную нацию, а ойраты всегда противоставляли себя монголам и казахам. И очень четко прослеживается государсвтенная позиция всех великих хунтайджи Джунгарии - не идти на подчинение Цинам, обеспечить гегемонию Джунгарии в регионе.

Мог конечно, как халхаские и чахарские владетели оставаться цинь-ваном, но не остался же. За это и благодарны ему потомки.

Если они остались. Он погубил свой народ. Война с Давачи была бы слишком опасна для Цинов, но из-за того, что единство ойратов рухнуло с предательством Амурсаны, задача для маньчжуров облегчилась. И остался бы он цинь-ваном - ойраты сейчас были бы одним из самых многочисленных монголоязычных народов в регионе.

А говорить о жизни и независимости народа неправильно. Ойратские племена из-за постоянных войн с Китаем постепенно убывали, а выбор буддизма в качестве основной религии ойратов - привел бы рано или поздно к восстанию мусульманских подданных.

Неправильно именно Ваше суждение. Оно не основано на фактах. Без двойного предательства Амурсаны ойраты могли бы или а) отбиться на внешнем фронте и перейти под покровительство России или б) созранить автономию в рамках 4 ханств, на которые Цяньлун планировал разбить Джунгарию (он даже хошуны там вводить сначала не хотел!). А отношения с Туркестаном были не в рамках прямой военной оккупации, а вассальных отношений, что к этнической катастрофе при изменении политической обстановке не привело бы.

Джунгарское ханство было обречено, но винить в этом одного Амурсану - неправильно и не имеет смысла.

Амурсана - ключевая фигура в разрушении ойратской государственности. Историческая обреченность Джунгарии не зависела от него, но ее реальная гибель - его рук дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда хоть убей не пойму, за что поставлен этот памятник Амурсане в Ховде? И почему алтайцы собираются перенести его прах на Алтай?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда хоть убей не пойму, за что поставлен этот памятник Амурсане в Ховде? И почему алтайцы собираются перенести его прах на Алтай?

Разницу между историей и легендой понимаете?

У сербов национальным героем является Марко Кралевич, который стал одним из первых вассалов турок, и погиб в одном из походов турецкого султана, сражаясь на стороне турок.

А национальным предателем стал Вук Бранкович, который дольше всех сражался против турок и не принимал вассалитета.

Такие случаи бывают. Просто надо их (историю и легенду, или, если хотите, популярные редставления об истории в народе по истечению многих лет) тщательно разделять.

Да, а что сделал Амурсана конкретно для алтайцев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А, что: был об этом разговор?

Я первый раз слышу об этом. Но тут уж каждый фантазирует по своему.

Вопрос остается конкретным - что Амурсана сделал конкретно для Алтая и его населения? И еще - как можно говорить о случайностях в его политике, когда он все время кого-то предавал и куда-то бежал?

Если бы он был так очевидно и однозначно воспринят своими современниками-соплеменниками, то почему часть ойратов выступила против него даже после того, как он в октябре 1755 г. поднял восстание против Цинов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он был женат на сестре матери Амурсаны, был зятем Галдан-Церена. Может поэтому Средний жуз казахов, султаном которого он был, и не был завоеван джунгарами, в отличие от Старшего жуза, и убегать далеко не пришлось, как Младшему жузу.

Если Аблай был родственником Амурсаны, то почему в 1757 г. он (Аблай) посылал своего батыра Кочкорбая (Кошкарбая) на территорию Онгудайского и Усть-Канского районов, и тот перегонял алтайское население и скот за Иртыш?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр невский тоже является вроде бы символом независимости России, хотя всегда

ратовал за противное. Или Ленин. Именно он подписал Брестский мир, продал Россию

Интернационалю, но считается создателем Державы....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Аблай был родственником Амурсаны, то почему в 1757 г. он (Аблай) посылал своего батыра Кочкорбая (Кошкарбая) на территорию Онгудайского и Усть-Канского районов, и тот перегонял алтайское население и скот за Иртыш?

Вообще, есть сведения, что еще в начале ХХ века алтайский фольклор сохранял память о страшном Кошкарбае, которым даже детей пугали.

А Аблай был заинтересован в набегах на Алтай - казахи очень много увели в плен алтайцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если Аблай был родственником Амурсаны, то почему в 1757 г. он (Аблай) посылал своего батыра Кочкорбая (Кошкарбая) на территорию Онгудайского и Усть-Канского районов, и тот перегонял алтайское население и скот за Иртыш?

Чтобы русским и китайцам не достались наверное. Есть аналогичные приказы для алтайских зайсанов Чаадака и Боокола, ставших цинскими подданными (хотя Бооокол просился в российское подданство, впоследствии все равно ушел к старым кочевьям), и их походы до р. Маймы. Такой же приказ, по угону не принявших российское подданство алтайцев к Бийской и Колыванской крепостям был дан комендантам крепостей, есть данные о том, что была снаряжена команда из казаков для этих целей.

Кошкарбай действовал больше не на территории Усть-Канского и Онгудайского районов, через эти территории он как раз убегал от преследовавшего его отряда зайсана Чаадака, при преследовании которым Кошкарбай и был убит. Основной район действий отрядов Кошкарбая и Барака был Кош-Агачский район и нынешний Баян-Ульгийский аймак Монголии. Цинцы сквозь пальцы смотрели на действия казахских банд, считая наверное, что это способствует ослаблению ойротов. Но зимовка Кошкарбая возле нынешнего Чаган-Узуна и рейды совместно с подоспевшим отрядом Барака в долину реки Ховд были расценены Цинцами как недопустимые действия, и на просьбы зайсана Чаадака, к тому времени принявшего цинское подданство о помощи, ему была оказана помощь снаряжением. Отряд Чаадака преследовал Барака через долину Аркыта и Бухтармы, а Кошкарбай видимо уходил через Иню и Уймонскую долину, так как на него напал отряд Будуку баатыра (согласно народному преданию), в одной из стычек Кошкарбай был убит, и его людей возглавил уже сын. Чаадак же преследовал казахов до Иртыша, возле которого его продвижение остановили казаки. Впоследствии Чаадак вернулся в долину Ховда, где были его кочевья (потомки его албату это наверное Цэнгэльские и Ховдские тувинцы), а Будуку баатыр недолго спустя после этих событий погиб в стычке то ли с казаками, то ли с казахами. Факт то, что впоследствии казахи нападали и грабили уже не так интенсивно, и переселились туда только спустя больше ста лет. Могила Будуку-баатыра находится возле нынешнего села Оро Усть-Канского района.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще, есть сведения, что еще в начале ХХ века алтайский фольклор сохранял память о страшном Кошкарбае, которым даже детей пугали.

Интересную легенду о долине Шиверты записал алтайский художник Чорос-Гуркин. «Два брата – Толдой и Тузагаш – одержали победу над Кочкорбаем хитростью. Старшего брата Толды казахи убили в схватке, а младшего ранили. Раненый Тузагаш спрятался в укрытии на боме Шиверты. И когда казахи во главе с Кочкорбаем проезжали мимо этого утеса, он крикнул: «Подстреленный тобой олень здесь лежит!» Кочкорбай оглянулся и Тузагаш выстрелил в него последней пулей».

Мне в фольклере казахов встречались тексты, где батыр Кошкарбай показан положительным героем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы русским и китайцам не достались наверное.

Здесь все гораздо проще - не стало ойратов - значит можно взять в плен их подданных . Простой грабеж с целью обогащения. И ни какого государственного уровня.

Получается, предателю Амурсане Вы чуть ли не молитесь, а простому грабителю Кошкарбаю приписываете дальновидные планы!

Есть аналогичные приказы для алтайских зайсанов Чаадака и Боокола, ставших цинскими подданными (хотя Бооокол просился в российское подданство, впоследствии все равно ушел к старым кочевьям), и их походы до р. Маймы.

Приказы кого? И походы на кого?

Такой же приказ, по угону не принявших российское подданство алтайцев к Бийской и Колыванской крепостям был дан комендантам крепостей, есть данные о том, что была снаряжена команда из казаков для этих целей.

Может, у Вас еще и ссылка на источник найдется, что русским вообще алатайцы были нужны, что их аж насильно угоняли? Вообще-то, опубликованная переписка русских пограничных властей по вопросу о принятии в русское подданство алтайских зайсанов, вышедших на русскую территорию и просивших о принятии в подданство, однозначно показывает, что никого никуда не только посылать не собирались, но и вообще, долго не соглашались принимать алтайцев в подданство.

Так что источник об угоне русскими алтайцев - в студию!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

насчет принадлежности региона Ховда ойратам. до разграничении в 1739 году это ойратские территории, после пограничного договора туда переселяли халхасцев из Засакту ханского аймака и в их свободившиеся передвинули сайнноеновцев, а на их территории тушетухановских. но впоследствии переселении в Ховд ойратских групп, засактуханских халхасцев обратно переселял в их старое кочевье, которые тем временем уже заселенные плотно пришельцами. хотя по императорскому указу им надлежало освободить старые кочевье засактухановцев, это так и было не исполнено, и территория Засактуханского аймака значительно сократился.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь все гораздо проще - не стало ойратов - значит можно взять в плен их подданных . Простой грабеж с целью обогащения. И ни какого государственного уровня.

Получается, предателю Амурсане Вы чуть ли не молитесь, а простому грабителю Кошкарбаю приписываете дальновидные планы!

Кочкорбая вроде Аблай-султан командировал. Так что являясь грабителем и мародером, вполне мог выполнять Аблаевские дальновидные планы, в это время у Аблая же появился "туленгутский ОМОН" :kg1: , и Аблай используя его начал претендовать на ханский престол казахов.

Вообще, если смотреть на Аблая, то его действия от действий Амурсаны мало чем отличаются по духу, просто ему повезло больше...

Приказы кого? И походы на кого?

Приказы ховдского амбаня. Походы не на кого, а за кем - за албату.

Может, у Вас еще и ссылка на источник найдется, что русским вообще алатайцы были нужны, что их аж насильно угоняли? Вообще-то, опубликованная переписка русских пограничных властей по вопросу о принятии в русское подданство алтайских зайсанов, вышедших на русскую территорию и просивших о принятии в подданство, однозначно показывает, что никого никуда не только посылать не собирались, но и вообще, долго не соглашались принимать алтайцев в подданство.

Так что источник об угоне русскими алтайцев - в студию!

У Самаева читал. Русским требовались не алтайцы, которые после принятия российского подданства должны были креститься и депортироваться в Ставрополь-на-Волге (нынешний Тольятти) к крещеным калмыкам, это было обязательным условием, а территории наверное. Таким образом например была переселена семья зайсана Омбо - основного инициатора принятия российского подданства, сам же он умер в Колыванской крепости, находясь в аманатах, и прах его ныне захоронен на Алтае (в Усть-Канском районе). Так что нынешние алтайцы - это потомки тех алтайцев, кто российского подданства не принял, не крестился и не переселился на Волгу, а тех, кто спрятался от русских и китайских зондеркоманд, и отбился от казахских мародеров. :tw2:

Завтра спрошу у Самаева про источники и приведу ссылки на архивные документы, которые он приводил в своей книге "Ойроттон - Арасайга".

Также есть интересный текст - указ комендантам крепостей Колывано-Кузнецкой линии (на имя Дегарриги кажется), о принятии мер по принятию джунгарских беженцев в российское подданство, там прямо говорится, что в нынешнем состоянии (зайсан Омбо неосмотрительно обещался нести военную службу тысячей всадников зимой, и двумя тысячами - летом) ойроты не нужны, и необходимости обязательного переселения принимающих российское подданство джунгар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но зимовка Кошкарбая возле нынешнего Чаган-Узуна и рейды совместно с подоспевшим отрядом Барака в долину реки Ховд были расценены Цинцами как недопустимые действия, и на просьбы зайсана Чаадака, к тому времени принявшего цинское подданство о помощи, ему была оказана помощь снаряжением.

Амыр, а точно, что Кошкарбай зимовал возле нынешнего Чаган-Узуна? Речь идет о зиме 1756 - 1757 гг.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таким образом например была переселена семья зайсана Омбо - основного инициатора принятия российского подданства, сам же он умер в Колыванской крепости, находясь в аманатах, и прах его ныне захоронен на Алтае (в Усть-Канском районе).

Амыр, а в каком месте захоронен прах Омбо Вы знаете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

насчет принадлежности региона Ховда ойратам. до разграничении в 1739 году это ойратские территории, после пограничного договора туда переселяли халхасцев из Засакту ханского аймака и в их свободившиеся передвинули сайнноеновцев, а на их территории тушетухановских. но впоследствии переселении в Ховд ойратских групп, засактуханских халхасцев обратно переселял в их старое кочевье, которые тем временем уже заселенные плотно пришельцами. хотя по императорскому указу им надлежало освободить старые кочевье засактухановцев, это так и было не исполнено, и территория Засактуханского аймака значительно сократился.

Значит, будем разграничивать и систематизировать сведения.

Разграничение 1739 г. произошло по статус-кво на момент его заключения, не менявшемуся с 1732 г, т.е. после реванша Цинов за поражение от Цэрэн Дондова в 1731 г. После этого поражения обе стороны прекратили активные военные действия, причем ойраты начали искать способы заключить мир.

Я несколько неточно передал формулировку о границе. Там сказано так: "монголам, маньчжурам и китайцам запрещено пересекать реку Завхан-гол, ойратам - пересекать Алтай". Соответственно, между владениями обоих государств создавалась обширная буферная зона, запретная для кочевок (как с Россией на Амуре). Улясутай стоит на притоке Завхан-гола, видимо, построен в 1733 г. для предотвращения повторных прорывов ойратов, аналогичного прорыву 1731 г.

Соответственно, Галдан Цэрэн и в 1731 г. сам не был в войсках - ими командовал Цэрэн Дондов. И ранее там постоянно находились халхаские воины Засакту-хана (они там еще при Галдан Бошокту-хане кочевали).

Ни разу не был ойратами взят ни Кобдо, ни Улясутай. Поэтому можно говорить лишь о принадлежности бассейна нижнего течения реки Ховд (существенно ниже крепости Кобдо) Джунгарии, причем с очень редким населением (в приграничных районах в те годы населения много не бывало).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кочкорбая вроде Аблай-султан командировал. Так что являясь грабителем и мародером, вполне мог выполнять Аблаевские дальновидные планы, в это время у Аблая же появился "туленгутский ОМОН" :kg1: , и Аблай используя его начал претендовать на ханский престол казахов.

Вообще, если смотреть на Аблая, то его действия от действий Амурсаны мало чем отличаются по духу, просто ему повезло больше...

1) кого предавал Аблай, чтобы сравнивать его с Амурсаной?

2) набеги казахские феодалы могли совершать без всякого ведома Аблая, а если даже он и был бы против - то запретить реально не мог.

3) теленгуты-воины у Аблая - это, в первую очередь, дружины 2 ойратских нойонов - Юлбулды и Баира, которые были родными братьями его жены-ойратки, сына которой Аблай усыновил (впоследствии известен как Бира-султан).

Приказы ховдского амбаня. Походы не на кого, а за кем - за албату.

Обычная практика в регионе. Известна с незапамятных времен. Зачем ее выделять?

У Самаева читал. Русским требовались не алтайцы, которые после принятия российского подданства должны были креститься и депортироваться в Ставрополь-на-Волге (нынешний Тольятти) к крещеным калмыкам, это было обязательным условием, а территории наверное. Таким образом например была переселена семья зайсана Омбо - основного инициатора принятия российского подданства, сам же он умер в Колыванской крепости, находясь в аманатах, и прах его ныне захоронен на Алтае (в Усть-Канском районе). Так что нынешние алтайцы - это потомки тех алтайцев, кто российского подданства не принял, не крестился и не переселился на Волгу, а тех, кто спрятался от русских и китайских зондеркоманд и отбился от казахских бандитов. :tw2:

Вы за речью иногда следите :angry:

Алтайские зайсаны сами просили выслать к ним команду из 100 драгун с офицером для того, чтобы обозначить свое подданство перед Цинами. А если русские власти не согласятся, то они просили послать крупного чиновника для встречи с цинскими военачальниками для официального объявления им о русском подданстве алтайцев. См. рапорт коменданта Чагирской крепости капитана Теснинского от 1 февраоя 1756 г. о приезде от Омбо-зайсана посольства Тики Обреимова.

Переселение ойратов и алтайцев именно на Волгу было не обязательным - по договоренности от 1731 г. (посольство асхани-амбаня Даши)с Цинами руские должны были лишь:

1) не принимать принявших цинское подданство албату

2) выдавать нойонов и зайсанов

3) расселить принятых албату (которые не принимали цинского подданства) на расстоянии от границы, причем переселенцам на выбор предлагалось откочевать к Волге или на Байкал, т.е. к бурятам или калмыкам, но на существенное расстояние от границы, чтобы избежать в будущем конфликтов, а прежние их улусы предусматривалось раскассироват среди местных административно-территориальных единиц, чтобы избежать компактного проживания переселенцев.

Также есть интересный текст - указ комендантам крепостей Колывано-Кузнецкой линии (на имя Дегарриги кажется), о принятии мер по принятию джунгарских беженцев в российское подданство, там прямо говорится, что в нынешнем состоянии (зайсан Омбо неосмотрительно обещался нести военную службу тысячей всадников зимой, и двумя тысячами - летом) ойроты не нужны, и необходимости обязательного переселения принимающих российское подданство джунгар.

Это все проистекает из нежелания вступать в конфликт с Цинами - см. выше про посольство 1731 г. Земли, кстати, тоже можно было забрать по соглашению 1731 г., но, по большей частью, русские власти этими возможностями не воспользовались. Омбо вполне осмысленно пообещал служить России, т.к. это была норма - служить в обмен на покровительство. Только от его "службы" возникло бы слишком много проблем:

"При том же при всем из них, заисангов, Омбо и с сыном его болотом, к здешней стороне напредь сего показал многие неудовольствии воровскими подбегами к здешним границам и убивством людей и отгонов лошадей и скота, яко же и возвращенной ныне с вашей стороны Василей Федоров, в зенгорской плен попался по их же коварству... (следует описание обстоятельств пленения Федорова) И для того повелено его, Омбу, и с сыном его, Болотом, от границы под крепким караулом прислать сюда". 20 мая 1757 г., выдержка из письма Сената в Лифаньюань с ответом на требование цинской стороны выдать принявших цинское подданство алтайцев (а они успели даже чины получить).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...