Перейти к содержанию
Гость Rust

Хунну - Сюнну - Гунны

Рекомендуемые сообщения

некоторые ученые достигли такой удивительной непоследовательности как Ширатори, который в 1900 г. (см. цитату выше) доказал, что они были тюрками, а в 1923 г.(Journal Asiatique, 1923, pp.71ff) доказал, что они были смесью монголов и тунгусов. Нет никаких сомнений в том, что он был прав в первый раз, не прав - во второй.

На исправление пошел? Поздравляю :kz1: Увы не все достойные люди были казахами, некоторые монголами! :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы задать вопрос. Можно ли отнести деление на бузоков и учоков тюркского времени на хуннов? Согласно С.Г.Кляшторному, такое деление "восходит к глубокой древности", он также считает, что деление на 24 племени огузов в "Огуз-намэ", это отражение реалий хуннского времени. В таком случае к какому крылу относится группа европейских гуннов и болгар?

С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Rene Grousset "Empire of the Steppes"

p.xxiii

7-я строка снизу:

"...это были скорее Хунну (Hsiung-nu), которые под именем Гуннов (Huns) пришли установить прото-Тюркскую империю в южной России и в Венгрии. (Венгерская степь является продолжение русской степи, так же как и русская степь является продолжением азиатской)..."

с.20 (второй абзац):

"Согласно китайскому историку Ssu-ma Chi'en это случилось во второй половине 3-го века до н.э. когда Хунну стали единой сильной нацией. Они были предводимы лидером под названием шанъю, чей полный титул записывался по-китайски как Ченг-ли Ку-ту Шан-ю - что переводится с китайского как "Величественный Сын Неба" В этих словах можно найти Тюрко-Монгольские корни: "Ченг-ли" -это транскрипция Тюркского и Монгольского слова "Тенгри" - Небо. У шанъю служили два сановника - королевские "ту-чи", что происходит от Тюркского слова doghri - прямой, верный..."

с.21, 3 строка сверху:

"...Эта нация кочевников, народ на марше, была организована как армия. Общая ориентация была на юг, так же привычно как и у "Тюрко-Монгольских" народов; такой же феномен наблюдался у потомков Хунну - Тюрков 6-го века н.э., как и у "Монголов" Чингиз хана."

с.23 - середина:

"...Они ели только мясо (привычка который произвела глубокое впечатление на гораздо более вегетарианских китайцев) , одевались в кожи, спали на мехах и жили лагерями в войлочных юртах (tents). Их религией был неопределенное шаманство основанное на культе Тенгри, или Неба, и поклонении определенным священным горам. Их шанъю - верховный монарх - собирал их всех осенью ("время года когда лошади тучны") для пересчета людей и животных..."

с.24, 4 строка сверху:

"Что касается лингвистической позиции Хунну среди "Тюрко-Монгольской" группы народов, некоторые писатели, такие как Kurakichi Shiratori склонны относить их к Монголам. Pelliot, напротив, исходя из нескольких взаимных проверок которые удалось сделать из китайских транскрипций, считает, что весь этот народ был Тюркским - особенно их политические лидеры."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще к вопросу о том, что сохранившиеся хуннские фразы читаются по-тюркски только с большими натяжками, и такой уровень натяжек позволяет их с не меньшей вероятностью читать и по-монгольски (а для "чэнли куту шаньюй" так и вообще монгольское прочтение предпочтительно, потому что в монгольском есть "сын" keь, а в тюркских ничего подобного нет).

Однако в пользу тюркоязычия хуннов говорит то, что они по китайским хроникав выводятся из Ордоса, и как раз Ордос (наряду с Маньчжурией) представляет, согласно современным данным лингвистической палеонтологии, то место, где мог помещаться пратюркский. Так что если допустить, что хунны по языку монголы (или вообще кто угодно, но не тюрки), то как будто возникает противоречие.

В этой связи ключевой является возможность не только ордосской, но и маньчжурской тюркской прародины. Если хунны не тюркоязычны, то пратюркам есть место только в Маньчжурии. И вот здесь-то и раскрываются кое-какие любопытные факты. Во-первых, обнаруживается изрядно тюркизмов в чжурчженьском, причем среди них много таких слов, которые в монгольском отсутствуют или имеют заведомо отличную форму, т.е. заимствование через монгольский исключено. Во-вторых, я могу привести как минимум одну лексическую параллель тюркского с нивхским: тюрк. оғул - нивх. оғла "ребенок, сын". Изученность лексических связей нивхского с тюркскими на нуле, так что можно подозревать, что там еще много чего найдется. Сюда же сепаратные (и потому вряд ли восходящие к праалтайскому) тюркско-корейские и тюркско-киданьские параллели, и т.п.

Тогда появление тюрков как значимого элемента в степях Монголии можно связать с сяньбийским движением. Но чувашам, которые в любом случае отделились значительно раньше, от Маньчжурии до Волги пилить и пилить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Еще к вопросу о том, что сохранившиеся хуннские фразы читаются по-тюркски только с большими натяжками, и такой уровень натяжек позволяет их с не меньшей вероятностью читать и по-монгольски (а для "чэнли куту шаньюй" так и вообще монгольское прочтение предпочтительно, потому что в монгольском есть "сын" keь, а в тюркских ничего подобного нет).

Однако в пользу тюркоязычия хуннов говорит то, что они по китайским хроникав выводятся из Ордоса, и как раз Ордос (наряду с Маньчжурией) представляет, согласно современным данным лингвистической палеонтологии, то место, где мог помещаться пратюркский. Так что если допустить, что хунны по языку монголы (или вообще кто угодно, но не тюрки), то как будто возникает противоречие.

В этой связи ключевой является возможность не только ордосской, но и маньчжурской тюркской прародины. Если хунны не тюркоязычны, то пратюркам есть место только в Маньчжурии. И вот здесь-то и раскрываются кое-какие любопытные факты. Во-первых, обнаруживается изрядно тюркизмов в чжурчженьском, причем среди них много таких слов, которые в монгольском отсутствуют или имеют заведомо отличную форму, т.е. заимствование через монгольский исключено. Во-вторых, я могу привести как минимум одну лексическую параллель тюркского с нивхским: тюрк. оғул - нивх. оғла "ребенок, сын". Изученность лексических связей нивхского с тюркскими на нуле, так что можно подозревать, что там еще много чего найдется. Сюда же сепаратные (и потому вряд ли восходящие к праалтайскому) тюркско-корейские и тюркско-киданьские параллели, и т.п.

Тогда появление тюрков как значимого элемента в степях Монголии можно связать с сяньбийским движением. Но чувашам, которые в любом случае отделились значительно раньше, от Маньчжурии до Волги пилить и пилить...

Яглакар - буквально вчера выложил сайт С. Миняева в своем домене - xiongnu.eurasica.ru - так вот его данные подтверждают Вашу версию о прародине Сюнну :) в Маньчжурии:

Такой подход позволяет сейчас, несмотря на крайний недостаток данных, наметить район, где могли первоначально обитать сюнну. Это лесостепные районы юго-западной Маньчжурии, где в долинах рек Ляохэ и Ляохахэ обнаружены в последнее время несколько особых погребальных памятников скифской культуры VIII-1V вв. до н. э. Эти памятники обладают как раз теми признаками, которые в III-I вв. до н. э. проявляются именно в памятниках рядового населения сюнну: тело погребенных вытянуто на спине, деревянные гробы в неглубокой яме, небольшая каменная кладка на поверхности. Возможно, именно в намеченном районе сформировалось ядро племенного союза сюнну, откуда, после известных нам событий, его влияние распространилось на обширные территории азиатских степей. Разумеется, предложенная версия- не решение проблемы, но ее разработка; возможно, она поможет нам существенно продвинуться в понимании тех процессов, которые привели к образованию племенного союза сюнну. Во всяком случае, близких к сюнну памятников скифской эпохи нет в других районах Центральной Азии- эти районы были заняты племенными коллективами, которые характеризуются принципиально иными признаками, чем сюнну.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вот еще фрагмент с сайта http://www.xiongnu.eurasica.ru/skk.shtml

Основные данные о сюнну собраны в "Шицзи"- "Исторических записках" Сыма Цяня (145?-87 гг. до н.э.), в 110 главе этого труда "Сюннулечжуань" (Повествование о сюнну). Фрагмент этой главы, охватывающий события конца III в. до н.э. - от конца эпохи Чжаньго до первых лет правления ханьской династии - имеет принципиальное значение как для определения района, где находились сюннуские кочевья накануне образования племенного союза, так и для определения начальной даты распространения сюннуского влияния в Центральной Азии.

Данный текст 110 главы "Шицзи" позволяет большинству историков считать, что в эпоху Чжаньго (403 -221 г.г. до н.э.) сюнну обитали на плато Ордос в северной излучине Хуанхэ (земли хэнань, т.е. к югу от реки), при императоре Цинь Шихуане были вытеснены на север полководцем Мэн Тянем и вновь вернулись в Ордос после падения Цинь. Считается что именно отсюда шаньюй Маодунь, убивший отца и захвативший власть, начал свои завоевательные походы, которые привели к распространению сюннуского влияния на огромные пространства азиатской части степного пояса.

Текст “Шицзи” и комментарии к нему позволяют восстановить хронологию этих событий. Захват власти Маодунем датируется первым годом правления сына Цинь Шихуана - Эр-Ши, т.е. 209 г. до н.э.; первый этап сюннуских завоеваний определяется в пределах 206 - 202 гг. до н.э. (см. подробно Миняев, 1991).

Если приведенные даты могут считаться вполне надежными, то трактовку Ордоса как исходного района для сюннуских завоеваний можно считать ошибочной. Тщательный анализ источников показывает, что “ордосская версия” сюннуской прародины основана на произвольной обработке текста 110 главы позднеханьскими историками, что существенно исказило смысл сведений Сыма Цяня. Оригинальный текст “Повествования о сюнну” свидетельствует, что они появляются в Ордосе после 209 г. до н.э., наиболее вероятно, в 206-202 гг. до н.э. во время первого этапа завоеваний Маодуня. Нет никаких свидетельств обитания их в Ордосе ранее названного времени. Этот регион был заселен племенами лоуфань-байян, которые обитали здесь уже в эпоху Западного Чжоу, в конце III в. до н.э. были подчинены сюнну но сохранили районы своих кочевий и были вытеснены из Ордоса ханьскими войсками лишь в конце II в . до н.э.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почитал Хелимского. Он фактически доказал что (ранние) авары и жуань-жуани - маньчжуроязычны. Многие их титулы были заимствованы в тюркские, монгольские и славянские языки - каган, катун, таркан и т.д. Отсюда вполне возможно что и хунну были тунгусоязычны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почитал Хелимского. Он фактически доказал что (ранние) авары и жуань-жуани - маньчжуроязычны. Многие их титулы были заимствованы в тюркские, монгольские и славянские языки - каган, катун, таркан и т.д. Отсюда вполне возможно что и хунну были тунгусоязычны.

а что за книга?

Самодийско-тунгусо-маньчжурские лексические связи. М.: Языки славянской культуры, 2007

эта?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предки тюрков - кочевники-хунну - 1000 лет правили Кореей, а все корейцы с фамилией Ким - их потомки.

http://www.chinahistoryforum.org/index.php?showtopic=25851

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позволю себе довести до знание всех Уважаемых Форумчан, что отредактировал и дополнил мое сообщение на стр. 24 в пункте 6.7, который приобрел следующего вида:

6.7.1. В действительности и на самом деле, князь Игорь женился на дочь болгарского царя Симеона, на княжну Елену. Княгиня Ольга-Елена довела до конца полагание основ Русской Державы, укрепила и утвердила ее во внутреннем и международном плане.

Приехавший сюда вместе с ней, в качестве ее личного священника, презвитер Григорий принес с собой на Руси известный Изборник Святослава. Во время своего престоя в Киеве и в другие города он крестил и обучил грамоте немало руссов.

6.7.2. В Корсуне князь Владимир обручился не на греческую, а на болгарскую княжну Анну, дочь болгарского царя Борис ΙΙ. Там его крестили болгарский эпископ и священники, которые приехали туда вместе с княжной Анной.

Точно болгарский эпископ и священники, присланные Владимиру болгарским царем Самуилом, крестили киевлян, принеся с собой и всю необходимую богослужебную литературу и даже церковную утварь. Болгарские духовники являются еще и первыми священниками, монахами и учителями новосозданных русских церквей, монастирей и школ.

6.7.3. Болгары являются сооснователями и утвердителями Русской Державы, как и первыми приносителями руссам книжевности, писменности и православной культуры.

Они являются еще основателями Русской Церкви, Русского Училища и Русского Суда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позволю себе довести до знание всех Уважаемых Форумчан, что отредактировал и дополнил мое сообщение на стр. 24 в пункте 6.7, который приобрел следующего вида:

6.7.1. В действительности и на самом деле, князь Игорь женился на дочь болгарского царя Симеона, на княжну Елену. Княгиня Ольга-Елена довела до конца полагание основ Русской Державы, укрепила и утвердила ее во внутреннем и международном плане.

Приехавший сюда вместе с ней, в качестве ее личного священника, презвитер Григорий принес с собой на Руси известный Изборник Святослава. Во время своего престоя в Киеве и в другие города он крестил и обучил грамоте немало руссов.

6.7.2. В Корсуне князь Владимир обручился не на греческую, а на болгарскую княжну Анну, дочь болгарского царя Борис ΙΙ. Там его крестили болгарский эпископ и священники, которые приехали туда вместе с княжной Анной.

Точно болгарский эпископ и священники, присланные Владимиру болгарским царем Самуилом, крестили киевлян, принеся с собой и всю необходимую богослужебную литературу и даже церковную утварь. Болгарские духовники являются еще и первыми священниками, монахами и учителями новосозданных русских церквей, монастирей и школ.

6.7.3. Болгары являются сооснователями и утвердителями Русской Державы, как и первыми приносителями руссам книжевности, писменности и православной культуры.

Они являются еще основателями Русской Церкви, Русского Училища и Русского Суда.

professore, вы потерялись как во времени, так и в пространстве :huh:

болгары и всякие там князья, безусловно, интересно для обсуждения...

но, объясните мне - дикому казаху, почему именно в теме " Хунну - Сюнну - Гунны" :huh: :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

professore, вы потерялись как во времени, так и в пространстве...

болгары и всякие там князья, безусловно, интересно для обсуждения...

но, объясните мне - дикому казаху, почему именно в теме " Хунну - Сюнну - Гунны"?

Потому что хунну-сюнну это одно из нескольких наименований центрально-азиатских болгарских племен и народов примерно до начало 5-ого века.

Мигрируя на запад, болгары основали и Первого Болгарского Царства, основная часть населения и князья которого были болгарами.

Все это надлежащим способом отмечено в соответствующих абзацах моего сообщения, так что никаких оснований для беспокойство за моей темпорально-локальной ориентацией.

На основе анализа-синтеза всех доступно-наличных исторических, лингвистических, эпиграфических, палеографических, археологических, антропологических, этнографических, этногеографических и других сведений и данных, при том с непременным учетом уже хорошо наблюдаемого факта, что в последнее время особенно интенсивно и широкомасштабно во всей мировой исторической и лингвистической науках имплицитно или эксплицитно проявляется и берет верх тенденция безоговорочно полного(!!?) или по крайней мере частичного(!!!) отождествления центрально-азиатских хунну/сюнну и европейских гуннов с болгарами/булгарами тюркской этнолингвистической семьи, минимальный, но вполне достатычный набор и состав фундаментальных принципов болгаристики, должен быть следующим:

1. Их называли по разному: китайцы звали их хунну/сюнну, из кит. ху ”инородец” (Боровкова), о-кут (огур), полюхан (болгар), пугу (булк), шан-ху; сасанидские персы – туран, торкан, эфталиты; древние армяне - болкар, булх, чены (китайцы), хунны; древние греки и римляне – хунны, скифы, варвары, тюрки, булгары, булгарос, вулгарос, оногуры, уногондуры; арабы - булган, бурджан, сакалиба; будисткие тибетцы и индусы – хуна, уйгуры, но в действительности и в основном это были болгары, которые во всей мировой тюркологической науке хорошо известны больше как булгары (Н. Баскаков), а в современной болгарской науке – как прабългари.

2. Не считая тюркутов, которые действительно совершили масштабный по глубине, но все таки единственно и только боевой поход до Крыма, позднеантичные и раннесредневековые болгары по существу являются первыми и единственными тюрками, выходившими на историческую сцену в первой половине ІІ тыс. до Н.Э., и которые на протяжении 10-12 веков мигрировали, распространялись, общались, заселяли и владели многими территориями и народами с Алтая до Балкан и Рейна.

2.1. Болгары шли во главе Великого Переселения Народов; именно они являются первопричиной воздвижения Великой Китайской Стены; гораздо позднее, вытесняя восточные и западные римляне за Балканские Горы и Средний Дунай, подготовили гибели и участвовали в свержении Римской Империи, а таким образом и в свержении рабовладельческого строя и установления феодального строя в истории всемирного человечества.

6.3. При своем движении на запад былгарские племена создали, организовали и возглавили болгарскую Восточнохунскую Империю в Центральной Азии, болгарскую Западнохунскую Империю в Европе, Кавказскую Барсилию, приазовскую Великую Болгарию, Хазарский Хаганат, Волжскую Болгарию, придунайскую империю Первого Болгарского Царства, Аварский Хаганат, Керамисийскую Болгарию в Македонии, болгарское в своей основе и начале Венгерское Королевство, а в Древнем Китае были и полностью болгарские по происхождению монархические династии, при том самостоятельные болгарские княжества или жупанства образовались по всему пути миграции былгаров на запад, например, Дуглаты в сегодняшнем Казахстане, но их было немало и в Трансильвании и Панонии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позволю себе довести до знание всех Уважаемых Форумчан, что отредактировал и дополнил мое сообщение на стр. 24 в пункте 6.7, который приобрел следующего вида:

6.7.1. В действительности и на самом деле, князь Игорь женился на дочь болгарского царя Симеона, на княжну Елену. Княгиня Ольга-Елена довела до конца полагание основ Русской Державы, укрепила и утвердила ее во внутреннем и международном плане.

Вообще-то первый раз слышу о том,что княгиня Ольга была болгаркой.У вас есть доказательства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже Болгары являются доказательством того, что Тюрки - прародители Славян.

Во-первых, Болгары считаются первыми Славянами (Протославяне на Балканах).

Во-вторых, Болгары с их ханом Аспарухом и другими предводителями явно выходцы из Тюрков, Гуннов, Хунну, Теле и др.Прототюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже Болгары являются доказательством того, что Тюрки - прародители Славян.

Во-первых, Болгары считаются первыми Славянами (Протославяне на Балканах).

Во-вторых, Болгары с их ханом Аспарухом и другими предводителями явно выходцы из Тюрков, Гуннов, Хунну, Теле и др.Прототюрков.

Не путайте булгар-кочевников,и болгар-славян.Это два разных народа.Болгары-кочевники-вымерший народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже Болгары являются доказательством того, что Тюрки - прародители Славян.

Во-первых, Болгары считаются первыми Славянами (Протославяне на Балканах).

Во-вторых, Болгары с их ханом Аспарухом и другими предводителями явно выходцы из Тюрков, Гуннов, Хунну, Теле и др.Прототюрков.

Уважаемый Mansur. Вы, когда пишите подобного рода ахинею, хотя бы смайлик в конце вашего опуса ставте! А то сразу и не разберёшь, то ли Вы шутите так, то ли и в правду так думаете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...
Уважаемый Акскл, почему бы Вам не собрать весь свой материал и не издать книгой (или книгами). В современном мире сформированную книгу можно выпускать только заявленным количеством экземпляров (даже по одной, все зависит от цены вопроса).

Например: Проф.А.Н.Гаркавец (специалист по армяно-кипчакской письменности) собрал в одной книге (1304 стр.) все упоминания о Великой Степи в античных и византийских источниках. Очень удобно для работы - полностью указаны источники, откуда взяты сведения (если сомневаешься, можешь перепроверить).

Уважаемый Mansur. Вы, когда пишите подобного рода ахинею, хотя бы смайлик в конце вашего опуса ставте! А то сразу и не разберёшь, то ли Вы шутите так, то ли и в правду так думаете.
Хорошо, держите смайлик: В каждой шутке есть доля шутки :rolleyes: ! Давайте вернемся к этим шуткам лет через 2-3. Главный лекарь от заблуждений - это время. Гипотезу озвучивать не возбраняется никому (даже если кому-то это показалось ахинеей). А терять спокойствие и переходить на оскорбления в приличном обществе возбраняется.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то первый раз слышу о том,что княгиня Ольга была болгаркой.У вас есть доказательства?

Довольно много и все они в моей еще незаконченной студии, части которой уже публиковал вот здесь: http://nauka.bg/forum/index.php?showtopic=6955&st=0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот кое-что из книжки для детей

"Они были первыми"

Ш. Кумисбаев, книга издательства "Алматыкiтап баспасы", Алматы, 2007 г.

ЗАВОЕВАТЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ СТОРОН СВЕТА

Мы начнем наш рассказ издалека. Большая часть гуннов еще в IV веке организовала в низовьях Волги (в то далекое время эта река называлась Едиль, впрочем, как и сейчас по-казахски) империю кочевников, которая в течение столетия переместилась к границам Европы. Имя вождя гуннов Аттилы было записано в европейских летописях, хрониках и книгах по-разному. Немцы звали его Этцель, скандинавы – Атчи, датчане – Артала, испанцы – Атила, китайцы – Этил, в нашем же народе его звали Едиль, по древнему названию Волги. Скорее всего, вождь гуннов родился на берегу этой великой древней реки, поэтому его так назвали.

Уходя от засухи и холода, пришедших в Приаралье из-за изменений направления течения Гольфстрима в Атлантике, в третьем столетии нашей эры гунны перекочевали на западные территории у Черного моря. Там они находились вплоть до 450-480 годов. Перекочевывали гунны с Востока на Запад не одно десятилетие, и сам этот переход дался нелегко. В 374 году юный принц Баламыр, в пятнадцатом колене потомок великого императора Моде, собрав большое количество народа, заложил свою ставку на берегах реки Едиль.

В те далекие времена между гуннами и Римской империей находились племена германцев и готов. В том же 374 году гунны разбили их и пошли вслед за ними в земли Центральной Европы. Таким образом, в течение одного-двух поколений гунны из Центральной Азии переселились в Европу. Сын Баламыра, его наследник, принц Жулдуз продолжил начатое отцом дело, дав команду кочевью двигаться дальше, что в конечном итоге привело к большим географическим изменениям... Началось движение огромных масс людей, которое позднее было названо учеными «Великим переселением народов».

В течение нескольких десятков лет гунны дошли до западных границ континента, вышли к берегам Атлантического океана, захватив Андалусию. Историки, описывавшие испанский поход гуннов, пишут, что путь им был открыт, никто не мог им противостоять. Племена варваров, поочередно побеждаемые гуннами, до этого яростно терзали Западную Римскую империю, с которой уже мало кто считался. Тем не менее, в результате всех этих движений и перемещений готы, вандалы, бургунды, аланы, саксонцы были отогнаны на север Европы, подальше от границ Римской империи. Дело в том, что римляне заключили с гуннами союз, обмениваясь пленными и рабами.

Сын хана Жулдуза Каратон (410-415 годы правления), а потом и сын Каратона Мунжук (415-422 годы правления) вынудили Византию платить гуннам дань. В качестве компенсации за дань гунны отогнали германцев и от Византии. Таким образом, гунны контролировали большую часть Европы.

В 434 году, после смерти императора гуннов Руа, к власти пришли два брата – Едиль (Аттила) и Бледа. Они были племянниками предыдущего правителя, Мунжука. Совместное правление было недолгим. Едиль устранил Бледу и стал единоличным хозяином. Период его правления – пик процветания и мощи империи гуннов. Историками это время называется «золотым периодом империи гуннов». При Едиле границы империи раздвинулись от Волги до Франции, кордоны гуннов стояли у Ла-Манша.

Византийцы, не имея такой сильной армии, как у гуннов, и боясь противостоять им открыто, начали строить козни, пытаясь посеять рознь между гуннами. Они пригласили к себе группу гуннских вождей, отстраненных Едилем от реальной власти, и под разными предлогами, то подкупом, то лестью, пытались настроить их против правителя. «Если выступите против Едиля, мы вам окажем большую помощь!» – стали говорить они. Но вожди не пошли на измену.

Когда Едиль двинул войска на Византию, чтобы покорить ее окончательно и лишить независимости, римский военачальник, имя которого Аэтиус, вступился за византийцев и уговорил гуннов даровать Византии свободу. В качестве гарантии он оставил заложником у гуннов своего сына. Но через семь лет Византия все-таки оказалась в полном подчинении у гуннов. При этом они были вынуждены платить дань в еще большем количестве, часть этой дани гунны требовали золотом.

В 451 году было нарушено мирное соглашение с Римом. Западная Римская империя стала убежищем для большого количества людей, убегавших от непрекращающихся войн. Едиль потребовал от Рима подчинения... Не дождавшись ответа, хотя и были некоторые договоренности, Едиль начал войну. Римляне, собрав остатки былой мощи, объединив приграничные племена самых разных народов, выступили против гуннов с 200-тысячной армией. Едиль составил из гуннов и своих союзников войско только в 100 тысяч солдат. Знаменитое Каталаунское сражение (под нынешним городом Орлеаном) длилось более суток, и обе стороны по- несли огромные потери. Никто не мог понять, кто победил, а кто проиграл битву. На следующую ночь римляне вместе со своими союзниками отошли назад, признав поражение. Едиль не стал их преследовать. Он решил идти прямо на Рим...

Народ Рима, не зная дальнейших планов Едиля, в сильном страхе ожидал самого худшего. Сенат сообщил народу Вечного города, что пойдет на любые условия ради достижения мирного соглашения. Но этого не понадобилось. Когда делегация Папы Римского вышла навстречу войскам гуннов, Едиль поприветствовал священников, и повел свою армию в обход столицы мировой культуры, не дав солдатам войти в город и разграбить его...

Еще несколько лет Едиль сдерживал племена варваров, постоянно отгоняя их от Рима. В 452 году Едиль умер загадочной смертью, обстоятельства которой так и не были выяснены до конца.

К власти пришли его сыновья Илек, Денгезек и Ирнек. Во время их правления империя гуннов стала постепенно ослабевать. Гунны ушли на свои исконные земли у Аральского и Каспийского морей. После их ухода на Рим хлынули бесчисленные орды северных варваров и германских племен, которые окончательно разрушили Римскую империю.

Едиль-патша, или Аттила, – царь не случайно носил это имя. В казахской эпической поэме «Аланкай батыр» говорится, что родился он на берегу реки Едиль, поэтому так и назван. «Аттила» – европейское озвучание древнетюркского имени. Но любопытно следующее обстоятельство. Во многих европейских эпических и лирических произведениях Едиля-патшу называют «справедливым царем». В вариантах германского эпоса «Вальтарий» и «Песне о Нибелунгах» Этцель-Едиль предстает в виде могущественного и великодушного монарха, прежде всего справедливого. В «Песнях об Атли» и «Речах Атли» из «Большой Эдды» Едиль представлен царем-жрецом, справедливым судьей. В исландских эддических песнях, в «Саге о Вельсунгах», в норвежской «Саге о Тидреке» Едиль борется с королем бургундов Гуннаром. Имеется даже «Гренландская сага» об Атли – Едиле.

Слава справедливого и великодушного царя закрепилась за Едилем не случайно. Как мы помним, у Гомера, Страбона и других древних авторов кочевники всегда были справедливейшими и добропорядочными людьми. Воевали они только в тех случаях, когда кто-нибудь, как персы, приходил завоевывать их землю. Во всех остальных случаях кочевники довольствовались только необходимым.

Едиль действительно был справедливейшим царем, не позволившим своим воинам войти в Рим. Не в пример ему, германские вожди, после того, как гунны ушли из Европы, не один раз захватывали и грабили древний Рим, пока вообще не уничтожили античную цивилизацию. В «Военной энциклопедии» издания 1911 года (Санкт-Петербург, с.250) отмечается: «Ему (Едилю) Европа обязана спасением от господства германской расы».

У древних тюрок с давних времен существует должность справедливого судьи «адиль-казы», которую заимствовали в своем судопроизводстве древние греки, иллирийцы и народы Малой Азии – эдил… Едиль-Аттила-Этцель-Этла-Атли – имя «справедливого царя гуннов». Похоже, что Едиль-Аттила – это не подлинное имя, а приобретеное при жизни прозвище, как наиболее характерная черта человека, отличавшегося справедливостью…

но интересует меня не это,

вот наткнулся на одном форуме на такую фразу:

aттила-атлы с керейтского роду племени каш тамга ихняя тобиш крест..но не христианский :с:

мнения по сему поводу - не имею, но забавно - танба/тамга (общая) кереев действительно крест +, где-то слышал о том, что символом христианства крест стал через армян, которые "получили" его от гуннов...

есть идеи? (у меня никаких) ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то первый раз слышу о том,что княгиня Ольга была болгаркой.У вас есть доказательства?

Да мелькнуло в какой-то летописи, правда, только в одной, и довольно поздней. Точное название не помню.

Косвенной уликой в пользу этой версии служит то, что Святослав, ее сын, собирался перенести столицу в Преславу, и вел себя так, будто он имеет неоспоримые права на Болгарский трон.

Но, разумеется, это не единственная версия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...