Перейти к содержанию
enhd

Кыргызско-ойрато-монгольские отношения

Рекомендуемые сообщения

Цоросы.

Калмыки-цоросы характерны для этнического состава Дербетовских улусов, хотя отдельные группы цоросов по письменным источникам отмечены в Торгоутовском улусе нойона Бамбара в Калмыцком ханстве середины XVIII в., и позже цоросы зафиксированы мною в Эрдниевском аймаке Харахусовского улуса конца XIX в., где имелся аймак "цоросова рода" (7). Этнический компонент "цорос" присутствует в ряде станиц донских калмыков. Происхождение и этническая история калмыков-цоросов в составе Дербетовских улусов уже рассматривались нами (см. главу IV монографии). Отметим лишь, что цоросы являются тюркским по происхождению аристократическим правящим родом внутри племенной группы зюн-гар в средневековой Джунгарии. С 30-х годов XVII в. в Джунгарии утверждается вновь чоросская династия джунгарских ханов, находившаяся у власти вплоть до гибели Джунгарского ханства в 1757 году. Мы уже отмечали, что термин "чорос", или "цорос" имеет киргизское, т. е. тюркское происхождение, от слова "чоро" - богатырь, витязь (Юдахин. Киргизско-русский словарь), но он связан у ойратов и калмыков-дербетов с культом совы и дерева "урун-модун" как "предков" чоросов-зюнгаров, который нашел свое отражение в известном мифе о происхождении чоросов, распространенном как среди ойратов и западных бурят, так и среди калмыков. Существуют различные варианты этого мифа (См. Г. Н. Румянцев. Ук. соч.). Владимирцов считал "кэргудов" среди ойратов киргизами с Енисея, они входили в союз ойратов до начала XII в. (Владимирцов. М.-Л., 1934. С. 131).

Чоросы являются одним из тюркских компонентов в составе ойратов домонгольской эпохи. Они сыграли определенную роль в этногенезе ранних ойратов с начала XIV в. и позже в формировании племен средневековых "зюнгаров" и "дербетов" (до их раздела в конце XIV - начале XV в. - А. Г.). Чоросы, по моему мнению, представляют собой пришлый ("оруд улс") правящий клан у племени "зюнгар", ассимилировавшийся среди ойратов, но не связанный узами кровного родства с "чингизидами" из рода "борджигин-кият". Следовательно, чоросы представляли собой собственно новую ойратскую феодальную аристократию, впервые возникшую в послечингисовский или послеюаньский период (Санчиров, 1977). Из чоросов происходили известный тайша Махаму (Махмуд), Тогон, его сын Эсен и далее их потомки - Хара-Хула, в начале XVII в. — Батур-хунтайджи и т. д.

Г.О. Авляев "Происхождение калмыцкого народа".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут кто-то обещал дать легенду о происхождении рода чорос, но так и не пошло дело, вот кое-что из Кычанова:

"В легенде о происхождении ойратского рода Чорос, правившего Джунгарским ханством, говорится «В землях ойратов была одна высокая гора, над которой от времени до времени сгущались облака и закрывали ее от взоров людей. На вершине этой горы имелось небольшое озерко с прозрачной чистой водой, берега его были покрыты кругом густым кустарником. В то давнишнее время один молодой охотник случайно зашел на вершину этой горы. Проходя мимо озерка, она услыхал плескание воды... Движимый любопытством, он тихонько пробрался сквозь чащу кустарника и увидел в озерке купающихся тенгрин-окод, небесных дев». Страсть овладела юношей. Он «изловчился, бросил ремень и накинул петлю на одну из дев... Пойманную деву он привлек к себе... после чего он ее отпустил, и она опять исчезла в облаках». Дева забеременела, а когда пришло время родить, «она опять спустилась на берег того же озерко и там, родив сына, сделала люльку, положила в нее своего сына и затем повесила ее на деревца». «В то давнее время у обитавших в тех окрестностях жителей не было нойонов-князей. Время же требовало, чтобы они из своей среды выбрали старшего, который бы управлял всеми, но они не знали, кого и как выбрать в нойоны. Тогда было решено пойти за советом к мудрецу, жившему недалеко, и тот посоветовал пойти и поискать нойона около озерка на горе. Действительно, когда пришли на берег озерко, то в чаще услыхали плач сына небесной девы... Этого-то ребенка местные жители воспитали и сделали своим нойоном, который и стал родоначальником джунгарского княжеского дома».

Лично я сам также за "инородное" происхождение правящих родов в сильных государствах, включая тюрков, монголов, киргизов и ойратов, так как таким образом решается проблема верховной власти в сегментированных обществах: кто угодно только не сосед-родственник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр, большое спасибо за развернутый ответ.

У меня к Вам еще три вопроса.

1) А что это за род такой - уаки? Я первый раз слышу о них.

2) Правильно ли я понимаю, что мы говорим об абак-кереях и о других родах, которые проживают в Баян-Ульгийском аймаке Монголии?

3) А какие подразделения абак-кереев проживают в настоящее время в Баян-Ульгийском аймаке Монголии?

1. Уак переводится как маленький, небольшой. Уаки жили при кереях и найманах. Просхождение свое они выводят от онгутов (тюрки-шато).

2. Да, именно о монгольских казахах. Казахи Республики Алтай на 90 процентов - найманы, есть уаки и несколько семей кереев.

3. К сожалению по этому поводу не смогу дать развернутый ответ. Знаю только, что китайские казахи тоже являются кереями и родовой состав, а также язык у монгольских и китайских казахов идентичны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Уак переводится как маленький, небольшой. Уаки жили при кереях и найманах. Просхождение свое они выводят от онгутов (тюрки-шато).

2. Да, именно о монгольских казахах. Казахи Республики Алтай на 90 процентов - найманы, есть уаки и несколько семей кереев.

3. К сожалению по этому поводу не смогу дать развернутый ответ. Знаю только, что китайские казахи тоже являются кереями и родовой состав, а также язык у монгольских и китайских казахов идентичны.

У абак-кереев род называется словом "сеок" (как и у алтайцев), то есть "кость".

А как у абак-кереев называется подразделение рода?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У абак-кереев род называется словом "сеок" (как и у алтайцев), то есть "кость".

А как у абак-кереев называется подразделение рода?

Керей - это не сеок, а "ру". А абак-керей - это вот сеок (суек, если быть точнее).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут кто-то обещал дать легенду о происхождении рода чорос, но так и не пошло дело, ...

Вот легенды и гипотезы о происхождении чоросов:

Екеев Н.В. "Чоросы - ойротские князья"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то разговор наш совсем к казахам ушел. Вернемся к нашим ойрат-кыргызам.

Вот некоторые цитаты нашего уважаемого ENHDа и Songoolа, с бурятского форума, привожу их здесь для упорядочения наших сведений о тюркском компоненте в Джунгарии.

ENHD:

Мянгады состоят из трех главных костей (ясн):

Мянгад - главный род из которого происходят ноёоны (т.е. белая кость)

Басигид - из башкиров??

Хиргис - из хиргисов

хиргисы подразделяются на 3 обока: Хар Хиргис (черные хиргисы), Шар Хиргис (желтые хиргисы), модон Хиргис (деревянные хиргисы).

http://www.buryatia.org/modules.php?name=F...&highlight=

ENHD

Хойты (хотогойты, соёды, соёны) были большими сильными народами. Ихние тайджи, т.е. люди из белой кости, прислеживают предков своих из ойратского предводителя Хутука бэхи уже бывшего старшего человека во время возвышения Чингис хагана-Тэмуджина.

Да, сейчас они малочисленные.

Почему??? Их, уже очень редивших после уничтожения Джунгарской Империи, всех уничтожали во время подавления восстания хойтского хана Амурсана, кто остался в живых только та часть которые восставшие под предводительством Чингунжава которые в то время входили в составе халхасцев.

Хойты - это народ алтайского происхождения родственные с нынешними алтайцами-ойратами, хотя омноголившиеся.

Это все я читал в книгах об ойратов монгольского ученого Очира, и в других книгах.

http://www.buryatia.org/modules.php?name=F...sc&start=15

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хиргисы/Кыргызы/ в Баянхонгорском аймаке Монголии.

mongolia_bayankhongor_aimak.gif

1. Баян-Овоод: Урианхан, сартуул

2. Галуутад: Урианхан, найман, олхунуд, сартуул. хошууд, уйгад өөлд, хиргис, завар

3. Эрдэнэцогтод: Урианхан, өөлд, хошууд, хиргис

4. Баян-Өндөрт: бэсүд, хошууд

5. Баянцагаанд: бэсүд, хошуул

6. Гурванбулагт: сартуул, хошууд, хиргис

7. Жаргалангад: сартуул, урианхан

8. Заг суманд: сартуул, хошууд, уйгад. урианхан

9. Баацагаан: сартуул, хошууд. хиргис

10. Баянцагаанд: сартуул, хошууд

11. Бууцагаан: харчин, хошууд, бидэгүүн. хиргис

12. Богд суманд: харчин, өөлд

13. Хүрээмаралд: харчин, хошууд. хиргис

14. Өлзийтэд: өөлд, хошууд, хиргис

15. Баянлигт: өөлд, хошууд, хиргис

16. Бөмбөгөрт: хорхой нүдтэн. хошууд

17. Баянбүлагт: хошууд. бидэгүүн, хиргис

18. Жинстэд: хиргис

19. Шинэжинст: хошууд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

“булгачы“ - монг. слово означает буквально собольщик. “булга“ - соболь.

Кстати окончание “-ч, -чы“ имеет совершенно одинаковое значение в монг. и тюрк. языках.

“ичкилик“ - кыргызское слово “внутренние“ или “коренные“

То что они себя называли “могол“ т.е. “монгол“ означает что они имеют прямое отношение монголам. Конечно они и их потомки так далеки от сегодняшних монголов но очень близки древним предкам.

Уйсун, албан?, барулас, джалайр и т.д. коренные монгольские племена.

В “цагаадай“-ском языке был так много монголизмов что не встречается у других тюркских (туркских) языках.

Бай - общее монгольско-тюркское слово “богатый, богач“, а мурат думаю исламское имя. Монголы приняв религию ислам охотно брали исламские имена.

Мухаммед Хайдар Дулати в первую очередь дулат значит и казах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю что Тяньшаньские (Тэнгри таг – Тэнгэр уул) киргизы происходят в основном от алтай-ойратов (нежели от енисейских хиргисов), входили в состав коренного монгольского улуса, и разделялись и отошли к казахам или узбекам во время неразберихи и бесконечной войны после распада государства Юань.

Цитата: ... могольского рода "булгачы" некогда стоявшей во главе ичкиликов. "Хотя кыргызы также могольское племя, однако из-за многочисленных противоречий с хаканами они отделились от моголов", - пишет Мухаммед Хайдар ...

Моголы (моголистане) это “монголы“ в общем смысле, значит часть кыргызов входили в понятие “монголы“ т.е. считались.

Цитата: ... Согласно генеалогической линии, зафиксированный в "Маджу ат-таварих", Инга Тюра Баймурат Черик, был одним из представителей родовых вельмож моголов ...

Здесь имя Инга Тюра значит “Энгхэ Тюрэ“ (по классической монг. писмь-ти), или по современному Энхтюр – по русски значит “миролюбивая власть“. А Черик значит “цэрэг“ или “воин“ в монгольскои и тюркском языках. Можно считать воин или “тот кто из рода воинов“ Баймурат по имени (монгольский) Энгхэ тюрэ “Миролюбивая власть“.

************************************

Наверху использованные цитаты из статъи:

“ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КЫРГЫЗОВ В XV-XVI ВВ.“ Т. Асанова что публикован в сайте www.kyrgyz.ru

Мой предок - Мухаммед Хайдар Дулати!! я из рода дулат как он

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мой предок - Мухаммед Хайдар Дулати!! я из рода дулат как он

Значит Вы казах монгольского происхождения.

Из монгольского рода долагад, дулагад, долоод - семерки, семеро племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит Вы казах монгольского происхождения.

Из монгольского рода долагад, дулагад, долоод - семерки, семеро племен.

долагад, дулагад, долоод - из этих троих... именно от какого рода?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Мой предок - Мухаммед Хайдар Дулати!! я из рода дулат как он

Аскар - не надоело писать чушь? Мы уже поняли, что Вы из племени дулат. Не надо об этом писать во всех темах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув.Аза! Сможете ли Вы выставить карту Баян-Ольгейского аймака аналагичную Баянхонгорского аймака? С показом сумунов и расселением казахских племен. А до 1911 года расселение казахских племен по хошунам Кобдосского "края". Как я знаю о том, что до 1911 года БаянОльгейского аймака не существовало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А настоящий хиргис так и дрался вместе с ойратами напротив маньчжурцев, казахов, кыргызов и монголов и наконец только 1/40 остались в живых.

Алтын сөз :ozbek:

Горлог (Енисей)

Какая может быть здесь этимология, перевод?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтын сөз :ozbek:

Какая может быть здесь этимология, перевод?

По моему Горлос ,Куралас и Горлог(другое название Енисея) одно и то же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2011, Декабрь 9. Президент FIDE Кирсан Илюмжинов и депутаты Жогорку Кенеша обсудили пути популяризации шахмат в Кыргызстане. Передает пресс-служба парламента КР.Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов поделился намерением о проведении Кубка Среднеазиатских стран по шахматам на побережье озера Иссык-Куль в следующем году.

http://www.kyrtag.kg/?q=news/13792

Жашасын элет!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если этот вопрос задавался, то я дико извиняюсь, но если нет, то это дикость:

Почему это хиргис'ы живут в Баян-ХОНГОРском аймаке? (далековато до Кема)

и почему у хакасов, алтайцев, тувинцев и т.д. есть такое понятие как Хоңгорай, Коңгурей?

Что такое Хоңгор-коңгур, тот же Коңурбай - враг Манаса и вообще Коңур?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

наверное, все таки сөз, поскольку соз - это такая стыдная болезнь))

На кыргызском пишется - алтын сөз.

Соз - что за болезнь, первый раз слышу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...