Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Эвенки

Рекомендуемые сообщения

Эвенки

самоназвание - орочон

evenks1b.jpg

Эвенки расселены от левобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура.

Общая численность в России, по данным последней переписи (1989 г.), составляет 30 908 человек. В Республике Саха (Якутия) проживает 15 106 эвенков, в Алданском улуе - 1890 человек, Анабарском - 372 человека, Булунском - 2086, Жиганском - 1836, Олекминском - 942, Оленекском - 2179, Усть-Майском - 1945, Нерюнгринском - 960, в г. Якутске - 861 человек.

Происхождение эвенков связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда они расселились по территории современного обитания. Раньше вели кочевой образ жизни. Основными занятиями были охота, рыболовство, оленеводство, а также они владели кузнечным делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, шили из них одежду, мастерили лодки, лыжи, нарты, домашнюю утварь из дерева и бересты.

Жили эвенки обычно в чумах, летом крытых берестой, а зимой - оленьими шкурами.

С установлением советской власти коренным образом изменилась жизнь эвенков. Кочевые группы перешли к оседлости. Наряду с традиционными отраслями начали развиваться земледелие, животноводство, звероводство.

А. Флегонтов, эвенк,

стажер ИЦ “Л”

http://www.indigenous.ru/russian/people/r_evenk.htm

------

Эвенки

Самоназвание - эвенки

Численность в России - 29,9 тыс человек.

Живут от побережья Охотского моря на востоке до Обь-Иртышского междуручья на западе; от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге.

Тунгусы - устаревшее русское название.

Говорят на эвенкийском языке.

Верующие эвенки - православные.

В средневековую эпоху торговля помогала эвенкам в повседневной жизни. На пушнину у русских выменивали металлические изделия, сукно, у якутов - скот и железные изделия, у манчжуров и дауров Приамурья - муку, ханшин /водку/, китайские ткани, посуду, украшения.

Эвенки расселились на огромных территориях Сибири, населяют различные климатические зоны, поэтому они отличаются друг от друга образом жизни. Охотников русские называли "бродячими", конных эвенков называли кочевыми.

Основное занятие "пеших" или "сидячих" эвенков - охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, горного барана, рысь, росомаху, волка, медведя, а также птицу. Позднее распространилась товарная пушная охота /соболь, лисица, белка, горностай, на севере - песец/. Охотились с помощью луков, самострелов, ловушек, петель и т. д. Другим орудием был кото и уткен - большой нож на длинной рукояти, применявшийся как оружие против медведя и для расчичтки зарослей при путешествии в тайге.

С конца XXVI века среди эвенков распространяется огнестрельное оружие, капканы и др. На оленя и лося охотились гоном ранней весной после окончания зимнего промысла. /Охотиться гоном - это значит гнать лося или оленя по твёрдому снежному насту ранней весной. Охотник продвигался на лыжах, а животное проваливалось сквозь наст, ранит ноги в кровь и в конце концов останавливается/. При охоте на оленя применялась берестяная труба /оревун/, имитировавшая крик самца. Косулю и кабаргу приманивали пищалкой /пичавун/. Охотники-эвенки использовали оленя-маншика - специально обученного оленя с опутанными ремнём рогами, в которых запутывались дикие олени, встепавшие с ним в драку. Были распространены поколки оленей на речных переправах. Оленеводы Яблонского и Станового хребтов охотились верхом на оленях, поэтому владельцы больших стад на охотничий сезон давали своих оленей малооленным эвенкам под часть добычи. Охотились с осени по весну по 2-3 человека. По тайге ходили на лыжах-голицах /голицы - "голые" деревянные лыжи, не обклееные мехом/ или подбитых камусом /камус - шкура с ног оленя, лося, лошади, самая крепкая её часть/. Иногда при скрадывании зверя лыжи одевали в чехол из шкуры собаки, волка или рассомахи; лыжная палка имела на верхнем конце крючок для цепляния за деревья при подъёмах. Груз везли на ручных санях, нарте или волокуше из покрытой льдом шкуры. Необходимой частью снаряжения охотника была поняга - наспинная дощечка на лямках с тесёмками, к которым привязывались необходимые в дороге предметы.

Оленеводчтво имело в основном транспортное значение, оно было развито в различной степени в разных районах. Преобладали стада по 25 голов. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили, пасли при помощи собак.

После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отела оленей места - возвышенные, сухие, богатые кормом и проточной водой. Для стельных важенок огораживали специальные участки. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ /временных посёлков/, где оставались семьи охотников, в то время как сами охотники были на промысле.

Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам - летом по водоразделам, зимой - по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам.

Упряжь оленя состояла из недоуздка, седла и подпруги; при езде верхом опирались о землю палкой. Нарты у эвенков различных типов, заимствованные у разныз народов.

Рыболовство имело подсобное значение. Орудия лова: ставные сети, плетёные морды в запорах, остроги, крючки.

По воде передвигались на лодках с двухлопастным веслом - долбленых, иногда с дощатыми бортами или берестяных. Использовали также плоты и лодки из лосиной кожи на каркасе. Были известны и дощатые лодки.

На Охотском побережье и Байкалк промышляли также тюленя, обычно весной. Охотники подползали к лежбищам, подражая движениям зверя, иногда маскировались в белые халаты.

Рымесло. Женщины занимались домашней обработкой шкур, бересты. Мужчинам было известно кузнечное ремесло.

Основная традиционная пища - мясо диких животных, у конных эвенков - конина, рыба. Мясо толкли в муку, которую заваривали кипятком или смешивали с ягодами. Праздничное блюдо - жареная медвежатина, её ели сообща. Пир возглавляла старшая женщина.

Летом употребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок. Молоко добавляли в чай, мучную кашу /мука была известна до прихода русских/. Из коровьего молока делали водку /араки/. Курили табак.

Зимние стойбища /поселения/ состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников - более того. Чум /дю/ имел конический остов из жердей, поерытых покрышками /нюками/ из ровдуги или бересты. При перекочёвках остов оставался на месте, нюки сворачивали во вьюки. В центре чума устраивался очаг. Места справа и слева от входа предназначались для хозяйки, дальше - для членов семьи, за очаго против входа - для гостей-мужчин. Спали в мешках вокруг очага. Бедные эвенки жили в конических шалашах из коры /голомо, утэн/, крытых землёй и дёрном, зимой - снегом.

Временным охотничьим жилищем служили палатки-пологи или маленькие сферические чумы. Для хранения мучных продуктов и зимней одежды строили свайные настилы. У богатых для этого служили амбары и лабазы.

Большую часть утвари делали из бересты: чуманы - квадратные и плоские сосуды, "чумашки" - мелкие чашки, иуясы - высокие сосуды для воды и др. Была распространена и деревянная долбленная посуда - покупная - котлы, чайники, чайные чашки. Освещался чум огнём очага или железной печи, в избах отдельных эвенков были лампы.

Традиционная одежда эвенков состояла из ровдужных и суконных натазников, ноговиц, кафтана из оленьей шкуры, полы котрого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник выше колен, сшитые из меховых полосок и завязывающийся завязками сзади; женский нагрудник украшался бисером, имел прямой нижний край; мужской нагрудник имел нижний край углом. В лесотундре в пути поверх парки надевали меховую глухую одежду - сокуй. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей /вачи/. Летняя обувь - из кожи, сукна, ровдуги; зимняя - из оленьего меха разной длины: до щиколоток /хомчура/, до паха /бакари/ и т. д.

Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом.

Эвенки часто носили одежду, похожую на одежду тех народов, возле которых жили. Эвенки-коневоды Забайкалья носили бурятский халат с широким запахом налево. В местах соседства с якутами были заимствованы мужской кафтан с отложным воротником и женская безрукавка. У русских переняли женскую нижнюю рубаху, превратившуюся в платье с оборкой по подолу.

Для эвенков характерна праздничная круглая шапочка, расшитая бисером; головной убор из целой шкуры с головы оленя: отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером. К югу от Нижней Тунгусски было распространено ношение мужчинами сложенных широким жгутом платков, повязанных вокруг головы.

Причёски. Волосы длиной до плеч носили распущенными, длинные волосы завивали пучком на макушке или затылке плоской материей, орнаментированной бисером, тесьмой или полоской ровдуги. Девушки носили головную повязку. Женщины Забайкальских эвенков заплетали косы. До XIX века у енисейских эвенков сохранялась татуировка лица /под кожей протягивались вымазанные в саже нитки, поэтому эвенков называли "шитолицыми"/.

Религиозные представления. Сохранялись культы духов, шаманизм, элемента тотемизма /культы медведя, лося и др. /. Были известны представления о душе /оми/, о существовании верхнего, среднего и нижнего миров, о соединяющей их шаманской реке, о сотворении мира двумя братьями. У шаманов были духи-помошники, при помощи которых он защищал членов своего рода от враждебных шаманов. Шаман имел специальный кафтан /самасик/ с бахромой и металлическими нашивками, колокольчиками и пр., шапку с бахромой, спускавшейся на лицо, иногда с рогами оленя. Шаман имел бубен неправильной формы с колотушкой, иногда - посох и длинный ремень. Полный шаманский костюм надевался при больших церемониях, обычное камлание происходило в обычной одежде.

Принятие эвенками христианства чаще всего сводилось к формальному исполнения обрядов и только тогда, когда прибывал священник.

Фольклор включал в себя песни-импровизации, мифы, исторические легенды, эпос, сказки о животных, загадки и пр.

Музыкальные инструменты: варган, высушенное птичье горлышко, охотничий лук. Танц - хоровод, исполняемый под песенную импровизацию.

У эвенков было развито ремесло: художественная пезьба по кости и дереву, обработка металла /мужчины/, вышивка бисером /женщины/.

Благодаря замшевым одеждам, богато расшитым бисером эвенки получили от учёных и путешественников полушутливое прозвище "сибирские индейцы".

Дополнительную информацию об этом народе Вы можете найти на таких сайтах:

http://express.irk.ru/cult/art/photo/ab/evenk/

http://www.ulan-ude.ru/culture/evenki_cult.htm

Источник: http://ou.tsu.ru/school2/other/tvor/history/evenk.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эвенки

evenkfamily.jpg

Эвенки вошли в орбиту российской государственности в XVII в. с этнонимом "тунгусы", который не будучи самоназванием, использовался для обозначения эвенков до начала XX в. и нередко до сих пор употребляется как синоним. Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Это объясняется в какой-то степени тем, что по сравнению с соседними этносами, ведущими более оседлый образ жизни, эвенки были менее доступны для исследователей, и их культура стала объектом серьезного изучения довольно поздно.

По языку эвенки принадлежат к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи, поэтому в языке наблюдаются как следы генетической общности с тюркскими и монгольскими языками, так и более поздние заимствования из якутского и бурятского языков в Прибайкалье и из самодийских - в северо-западных ареалах расселения. Эвенкийский язык имеет три основных наречия: северное, южное и восточное, каждое из которых состоит из многих говоров. Часть эвенков перешла на якутский и бурятский языки. Антропологически эвенки представляют южносибирский тип большой монголоидной расы.

По-прежнему остается загадкой, были ли эвенки ко времени прихода русских в этническом отношении единым в своей основе народом, отдельные группы которого оказались расселенными в различных природных и этнических условиях и приобрели в процессе приспособления к ним ряд отличительных, заимствованных признаков, или эвенкийские группы были разобщены и дальнейшее развитие шло, наоборот, по пути -нивелирования различий между ними. Несомненным фактом является лишь то, что до появления русского населения в Прибайкалье и Забайкалье предки эвенков проживали здесь уже несколько столетий.

Первые контакты эвенков с русскими относятся к 1605-1607 гг., когда те впервые вышли на Енисей. Через три десятилетия землепроходцы достигли Тихого океана, а еще через несколько лет - и берегов Амура (1644-1645 гг.), охватив уже в первой половине XVII в. основную территорию расселения эвенков. В документах того времени отмечается существование у них так называемых "землиц". Скорее всего, это территориальные общины, часто именуемые "родами", хотя реально они существенно отличались от архаических ролов общинно-родового строя. Им было свойственно определенное культурное единство, осознание общего происхождения и, судя по многочисленным локальным говорам, определенная языковая самостоятельность. Все это позволяет говорить об этносе в стадии формирования, а не о едином народе. Они не называли себя ни эвенками, ни тунгусами, ни каким-либо другим общим наименованием, но имели свои собственные этнонимы (самоназвания): илэ ("человек"), орочен, килэн. хамниган, солон, онгкор, манягир, кумарчен, мурчен. В то же время в отписках казачьих атаманов и воевод встречается немало указаний на то, что, сопротивляясь ясачной политике, в борьбе с русскими эвенки выступали организованно, выставляя против казаков по 100 и более воинов, т.е. объединялись по нескольку территориальных общин вместе.

На территории республики эвенкийское население в наши дни сосредоточено преимущественно в северных районах: Баунтовском, Северобайкальском, Курумканском, Баргузинском, что определяется, в первую очередь, местными природно-климатическими условиями, наиболее соответствующими хозяйственно-культурному типу эвенков. Возможно, эти территории вокруг Байкала и явилась зоной сформирования эвенкийских племен.

http://tradkulzab.narod.ru/HistoryEvenk.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эвенкийские рода

Род Боягир, Воягир (Ваягир, Ваяир, Вояир, Буяир) в виде отдельных представителей встречался в 20-х годах 20 века в Катангском и Усть-Кутском районах Иркутской области. Известная исследовательница Севера и собирательница северного фольклора Глафира Макарьевна Василевич встретила в 1925 году 3 семьи Вояиров на реке Непа, но раньше они проживали на реке Кута. Фамилия Воягир ни что иное, как вариант широко известной фамилии Боягир, Баягир. Род Баягир на Вилюе был представлен двумя группами: род Пуягир и род Тубуйский. В преданиях говорится, что «эвенкийский род во главе с сонингом Хатысмой присоединились к Буягирам, которых возглавил сонинг Эрпини, и они стали совместно бороться против Тыгына – военачальника якутов». В память о своем двойственном происхождении Баягиры делятся на 2 колена: потомки Эрпини, называемые старшими Баягирами, и потомки Хатысмы, младшие Баягиры. Интересно, что старейшина рода всегда избирался из старших Баягиров.

В 1627 году мангазейские воеводы Ефим Мыщецкий и Андрей Волохов сообщали в Москву о жителях Нижней Тунгуски следующее: «И живут-де вверх Тунгуски-реки многие люди: сыроядцы– буляши и тунгусы, и шелягирцы, и чапагиры, и синегирцы… и называют-де землю и реки своими». Здесь внимание привлекает определение «сыроядцы», что для эвенков нехарактерно.

Но такая особенность была отмечена у самодийцев. Еще одна колоритная черта буляшей – татуировка лица. В фольклоре говорится: «В те времена были племена, которые имели на лице прошитое швами изображение оленьего рода. Эти племена считались врагами» Слово «буляши» представляет русское произношение эвенкийского термина «булэсэл (булэшэл)» – враги, от «булэн» – враг. Основой термина булэн является эвенкийское слово булэ – болото, топь, трясина, в первоначальном, то есть буляш в буквальном значении – житель болот или житель тундры. Из этого можно предположить, что врагами эвенки называли недружественных им аборигенов Северной Сибири. Хотя к приходу русских эвенки успели ассимилировать основную часть аборигенов, традиция называть их врагами сохранилась. Она была перенесена и на некоторые группы смешанного тунгусо-аборигенного населения, которые по характеру языка или культуры заметно отличались от эвенков. Термин «булэн» совпадает с эвенкийским термином «чангит» в южных диалектах. В настоящее время термином «булэн» охотские эвены и эвенки обозначают юкагиров. Распад буляшей на мелкие этногруппы происходил в 17-18 веках и эти группы в виде отдельных молодых эвенкийских родов Баягир, Елогир, Кондогир вошли в Илимпийскую, Турыжскую, Кондогирскую ясачные волости Нижней Тунгуски и Ессейской волости. Культура буляшей во многом близка культуре чапагиров и других групп метисного происхождения. Одни из них больше внимания уделяли охоте, другие рыболовству. Отдельные группы имели откровенно каннибальский характер.

Род Маймага под названием «Майматцкого рода» (7 ясачных плательщиков) упоминался у якутов центральной части Якутии еще в 17 веке. В середине 19 века Маймаганский род вилюйских тунгусов находился на территории Верхоянского округа между рекой Леной и Анабарой. Во второй половине 19 века маймаганцы появились в районе озера Ессей. В метрической книге Туруханского монастыря указан якут Маймага Ботулу-Катыгинского наслега. Ессейский якут Христофор Ботулу говорит, что маймаганцы отличаются от других якутов светлой кожей лица. Род Маймага, возможно, является эвенкийским по происхождению, и происхождение слова «маймага» в якутском языке они объяснить не могут. Скорее всего, представители этого рода – объякученные эвенки рода Момогир.

Род Осогостох стал известен только во второй половине 19 века. По якутскому преданию, начало этому роду положил древний беглец из якутских земель по имени Ерсоготок или Елей, женившийся на воспитаннице Омогоя. Перепись 1897 года выявила несколько Осогостохских родов и наслегов у эвенков и якутов северо-запада.

Род Чорду имеет, видимо, самодийское происхождение. В состав северных якутов-оленеводов он вошел в результате ассимиляции эвенками энцев, у которых есть род Чор. Современный тувинский род Чорду (Чооду, Чогды) имеет самодийское происхождение. По рассказам стариков, предки чордунцев жили раньше на территории горного района к юго-западу от Якутска, но бежали оттуда, спасаясь от эпидемии оспы. Род Чорду еще до появления русских был почти истреблен соседними группами. В роду Чорду встречаются фамилии Бети (Бету), Батагай, Мотодур, Урюнэй.

Род Эспек представляет выходцев из Оспетской волости Якутии. Своим предком они считают некоего Петра Эспека, он был приглашен в Ессей ранними переселенцами как «закон знающий человек».

Род Ботулу можно считать потомками якутов Батулинской волости 17 века. Согласно преданию, легендарный Омогой (Омогон) происходил из рода Ботулу. Слово «ботулу» обозначает столб для привязывания лошадей. В 1926-1927 г.г. род Ботулу насчитывал 279 человек.

Род Уодай (Одай) представляет выходцев 17 века из якутской Одайской волости. Род Омолдон представлен выходцами якутов, жившими на притоках Алдана, Амге, Татте. Человек по имени Омолдон в 1670 г. приезжал к эвенкам и расспрашивал, куда ему лучше откочевать. Отца Омолдона звали Куликан, что явно указывает на его эвенкийское происхождение (слово кулин переводится с эвенкийского как змея). В пользу эвенкийского происхождения рода Омолгон свидетельствует и то, что такое же имя встречается у эвенков рода Лалкагир.

Род Эмис соответствует Эмисскому наслегу северных якутов. Этноним Эмис соответствует фамилии Эмидак у эвенков Нижней Тунгуски. Можно считать, что начало этому роду положил якут, женившийся на эвенке. Род Увалагир обитал в 17 веке на среднем Вилюе. Основу этнонима, как полагает ученый Б.О.Долгих, составляет эвенкийское слово увал, угала – «нести поклажу на себе». О тесной связи Увалагиров с дотунгусскими аборигенами свидетельствует татуировка, которая обычно покрывала их лица. Позднее этот род появился на Нижней Тунгуске под фамилией Увачан.

Род Оегир впервые появляется в ясачной документации 1760 г. Этноним «оегир» обозначает в эвенкийским языке (ое)– верхнюю часть чего-либо. Этот род являет собой отпочковавшийся молодой род эвенков чириндинской группировки. Один из многочисленных родов Илимпийского района.

Основной территорией проживания в прошлом Удыгиров, Удагиров была средняя Лена.

С приходом туда якутов они мигрировали в регион Нижней Тунгуски.

Род Хирогир почти не был известен до конца 19 века. Хирогиры входили в агатскую, чириндинскую, экондинскую, кочемо-тембенчинскую территориальные группировки. Около половины всех Хирогиров кочевало в районе Агатских озер. В 1897 г. 13 эвенков Хирогирского рода были зафиксированы в Олекминском округе Якутии. По преданию, в роде Хирогир был эвенк Эха (Эса), что означает «глаз». Этот Эса был женат на эвенке рода Кондогир. Кондогиры в войне перебили всех Хирогиров, но самого Эсу спас тесть, спрятав его.

Так Эса выжил и оставил после себя потомство. От него и пошел род Хирогиров.

Род Хукочар, Хукогир (букв. «топорики») был одним из многочисленных в Илимпийской управе. Хукочары входили в хантайскую, агатскую, кочумдекскую территориальные группировки. Агатские Хукочары были самыми богатыми оленеводами региона.

Род Мукто в 1926-1927 г.г. насчитывал 12 семей при 127 оленях, они проживали в основном в вивинской и учамской территориальных группировках. О собственном происхождении в роде Мукто (дословно «муктэ»-сырой прут) имеется своя легенда. Один из членов рода Кочениль на Подкаменной Тунгуске, женатый, по обычаю левирата, на вдове старшего брата, однажды побил жену сырым прутом, из-за чего она обиделась, забрала детей и ушла, сказав на прощанье: «Пусть теперь мои дети называются Мукто».

Род Чапагир. В 17 веке Чапагиры образовывали 2 крупные территориальные группировки – на Ангаре и Нижней Тунгуске. Ангарские Чапагиры жили на р. Чадобец. Нижнетунгусские Чапагиры упоминаются как проживающие по р. Илимпея. Слово «чапагир» происходит от «чапа»– то есть молока, икра, и «чапэ» – беличье гнездо. Чапагиры – это плод ассимиляции эвенков дотунгусского происхождения. Возможно, первоначальный род Куркагиров смешался с аборигенами Приангарья.

Русские в 18-19 в.в. выделяли Чапогиров из числа других эвенков по ряду характерных для них признаков. Прапорщик геодезии Козловский пишет: «по р. Карабула и р. Иркинеева кочует дикий народ роду Чопогирь». У Чапогиров имелись олени, но ездили на них «одни бабы».

Чапогиры татуировали лица: лоб и щеки вышивали узорами. «Вышивали оне и возле болнова места», т.е. занимались иглоукалыванием. Сержант Степан Попов видел Чапогиров, проплывая по р. Илимпея. Он описывает их так: «Зверовидные и дикообразные, и шитые рожи тонгусы».

Русских они не знали и передавали ясак в окно на копьях. Во время голода Чапогиры убивали «для пищи» не только чужеродцев, но и своих жен и детей. Своих князцов и старейшин Чапогиры слушались если хотели, но в случае провинности убивали и их.

Род Панкагир впервые появляется в ясачной переписи 1765 года как один из родов Чапогирской волости. Происхождение этого рода эвенкийский фольклор связывает с относительно недавними временами». Пангкагиры были горными жителями, они входили в полигусовскую, чунско-таймурскую, ванаварскую территориальные группировки.

Происходят Панкагиры, скорее, из рода Санягиров.

Санягиры (шонягиры) в фольклоре эвенков Подкаменной Тунгуски описываются как чужеродцы: они воевали с Куркагирами и с Чемдалями, а также с «лимпейскими эвенками» Нижней Тунгуски. Войны эти отличались большим упорством, пока с помощью Кичелей.

Санягиры не проложили себе путь на реку Тэтэрэ, откуда они потеснили Чемдалей. С родом Кемукагиров и Мукто Панкагиры-Санягиры поддерживали кровные родственные узы, обменивались женщинами. В войнах выступали вместе.

Род Елогир(Иологир) встречался в 17 веке на значительном протяжении Нижней Тунгуски.

Своей «коренной землей» илимпийские эвенки считают горный район верховьев реки Курейка, а также Тембенчи и Виви. В ясачной переписи 1682 года говорится, что открывает род Елогиров при летнем Гарагилском зимовье эвенк Олень, о котором сказано, что ясак он платит 65 лет и ныне по старости от него отставлен. Название рода Елогир, скорее всего, восходит к древнему этнониму «иологэ», которое носило известное племя Елоге в степях Монголии в начале 7 века на берегах реки Селенга. История этого племени очень долгая и сложная, часть его со временем вошла в состав уйгуров. В тюркском фольклоре это племя называется Джалаир, и оно широко представлено в Азии. Проникновение иологэ – джалаиров в Сибирь связывают у нас с событиями 13 века, когда джалаирский хан Чжебке бежал от Чингисхана в страну «Баргузинскую». Оттуда предки Елогиров, преследуемые монгольскими племенами, мигрировали на север. На востоке потомками этого древнего рода, вероятно, являются представители фамилии Иороку, проживающие в Манчжурии (Китай).

Екатерина КОРКИНА

К 75-летию округа. Кто вы, Боягиры?

http://www.evenkya.ru/rus/?id=ez&sid=ez&ar...article_id=2927

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день!

Пожалуйста, помогите узнать род моего деда.

Фамилия-Чупровы, проживал род в посёлке Токма Катангского района Иркутской области.

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эвенкийские рода

Род Маймага под названием «Майматцкого рода» (7 ясачных плательщиков) упоминался у якутов центральной части Якутии еще в 17 веке. В середине 19 века Маймаганский род вилюйских тунгусов находился на территории Верхоянского округа между рекой Леной и Анабарой. Во второй половине 19 века маймаганцы появились в районе озера Ессей. В метрической книге Туруханского монастыря указан якут Маймага Ботулу-Катыгинского наслега. Ессейский якут Христофор Ботулу говорит, что маймаганцы отличаются от других якутов светлой кожей лица. Род Маймага, возможно, является эвенкийским по происхождению, и происхождение слова «маймага» в якутском языке они объяснить не могут. Скорее всего, представители этого рода – объякученные эвенки рода Момогир.

Род Осогостох стал известен только во второй половине 19 века. По якутскому преданию, начало этому роду положил древний беглец из якутских земель по имени Ерсоготок или Елей, женившийся на воспитаннице Омогоя. Перепись 1897 года выявила несколько Осогостохских родов и наслегов у эвенков и якутов северо-запада.

Род Чорду имеет, видимо, самодийское происхождение. В состав северных якутов-оленеводов он вошел в результате ассимиляции эвенками энцев, у которых есть род Чор. Современный тувинский род Чорду (Чооду, Чогды) имеет самодийское происхождение. По рассказам стариков, предки чордунцев жили раньше на территории горного района к юго-западу от Якутска, но бежали оттуда, спасаясь от эпидемии оспы. Род Чорду еще до появления русских был почти истреблен соседними группами. В роду Чорду встречаются фамилии Бети (Бету), Батагай, Мотодур, Урюнэй.

Род Эспек представляет выходцев из Оспетской волости Якутии. Своим предком они считают некоего Петра Эспека, он был приглашен в Ессей ранними переселенцами как «закон знающий человек».

Род Ботулу можно считать потомками якутов Батулинской волости 17 века. Согласно преданию, легендарный Омогой (Омогон) происходил из рода Ботулу. Слово «ботулу» обозначает столб для привязывания лошадей. В 1926-1927 г.г. род Ботулу насчитывал 279 человек.

Род Уодай (Одай) представляет выходцев 17 века из якутской Одайской волости. Род Омолдон представлен выходцами якутов, жившими на притоках Алдана, Амге, Татте. Человек по имени Омолдон в 1670 г. приезжал к эвенкам и расспрашивал, куда ему лучше откочевать. Отца Омолдона звали Куликан, что явно указывает на его эвенкийское происхождение (слово кулин переводится с эвенкийского как змея). В пользу эвенкийского происхождения рода Омолгон свидетельствует и то, что такое же имя встречается у эвенков рода Лалкагир.

Род Эмис соответствует Эмисскому наслегу северных якутов. Этноним Эмис соответствует фамилии Эмидак у эвенков Нижней Тунгуски. Можно считать, что начало этому роду положил якут, женившийся на эвенке. Род Увалагир обитал в 17 веке на среднем Вилюе. Основу этнонима, как полагает ученый Б.О.Долгих, составляет эвенкийское слово увал, угала – «нести поклажу на себе». О тесной связи Увалагиров с дотунгусскими аборигенами свидетельствует татуировка, которая обычно покрывала их лица. Позднее этот род появился на Нижней Тунгуске под фамилией Увачан.

Екатерина КОРКИНА

К 75-летию округа. Кто вы, Боягиры?

http://www.evenkya.ru/rus/?id=ez&sid=ez&ar...article_id=2927

А вы уверены что это эвенки, да не фига. Вы таким образом можете серьезно оскорбить народ саха, у нас крутые нравы. :angry:

Во первых эти рода имеют свои параллели в центральных улусах. :angry:

Во вторых имеют якутский перевод этнонимов осогостоох, эмис. :angry:

В третьих они все составляют отедльную этнографическую группу северных якутов. :angry:

В третьих недостаточное знание языка, и типов хозяйствования дала ошибку в том что северных якутов назвали эвенками. :angry:

В четвертых эти роды по гипотезе Г.И. Ксенофонтова отнесены к монголским родам саха. :angry:

В пятых первопредок саха Омогой из народа могол (монгол/или бурят), племени боотулу (баатылы). Если известно что среди бурятов в 17 в. были племена батулу. :angry:

Вот что не суйте свой нос Эльтебер в дела которые хорошо не знаете!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

возможно вы потомок Боягиров

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы уверены что это эвенки, да не фига.
Читайте внимательно. Якутское происхождение многих перечисленных племен не отрицается.
Вы таким образом можете серьезно оскорбить народ саха, у нас крутые нравы.....

Вот что не суйте свой нос Эльтебер в дела которые хорошо не знаете!

Этот форум является дискуссионной площадкой где люди могут обменяться мнениями. Предлагаю вам вести обсуждение в конструктивном русле. Если не поменяете манеру общения ввиде угроз и потаканий, я уберу вас с этого форума. Надеюсь я предельно ясно выразился.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Тимирхан,

Вам выносится первое официальное предупреждение. Будете продолжать в том же тоне, лишим регистрации и поставим на бан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Рустам!

Я просто хотел высказать что эти якутские роды никак нельзя отнести к тунгусам. Извините за вспыльчивость. :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

evenks1.jpg

Вот интересно Эльтебер у эвенков на фотографии якутские национальные костюмы и украшения, а у эвенков они другие. Или это эвенки? и Откуда?

P.S. очень много эвенкийских костюмов видел я, и они очень различны. Музыкальный инструмент у женщин это якутский "тимир хомус"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот интересно Эльтебер у эвенков на фотографии якутские национальные костюмы и украшения, а у эвенков они другие. Или это эвенки? и Откуда?

P.S. очень много эвенкийских костюмов видел я, и они очень различны. Музыкальный инструмент у женщин это якутский "тимир хомус"

Фотография взята с одного из сайтов линки которых даны в первом сообщении этой темы. К сожалению они сейчас не работающие или убранные.

Вам как саха конечно виднее кто в каких костюмах. В принципе, это фото можно заменить на другое. Присылайте снимок подлинных эвенков в настоящих национальных костюмах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Архив РАН, фонд 94, опись 1, ед.хр.3. Историко-этнографические материалы.

По преданиям их, странствовать начали в лесах по причине вшествия из монгольской степи к ним войск китайских, удалились к северу и укрывались от преследований в горах лесистых, кочуя беспрестанно в отдаленнейшие только ими проходимых местах. Их же породы называемые дучарами откочевали к востоку от прибытия беспокойных якутов, и по причине часто многолюдных нападений, по нужде откочевали некоторые к Восточному океану; а иные к Ледовитому океану; через таковые долговременные походы привыкли доставать себе пищи с великими трудами от звероловства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эльтебер вот ссылка на изображения эвенков.

http://www.buryatia.ru/buryatia/gov/bur/demo/evenk.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тунгусы наз-ся сами евоенами, потому что праотца их звали Евоеном, также донками,

а иногда по примеру многих сибиряков, и просто людьми. Енисейские остяки и татары называют

их так, как и россияне тунгусами, произведши название сие ломано от слова Донки или от

Тонгон. Тогда подвластны были многие тунгусские поколения вытесненным недавно из Мон-

голии бурятам. Во время российских нападений оказали тунгусы больше мужества, нежели

другие сибиряки, и никакое поражение не могло их принудить к оставлению занятых ими

под жилища своих мест. Преодоленные бунтовали в последующие времена несколько крат.

ИОГАНН ГОТЛИБ ГЕОРГИ,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Вытесненным недавно из Монголии бурятам...

Не совсем понял, о чем речь. Кто их вытеснил?

PS Уважаемый Урянхаець! Не делайте, пожалуйста, искусственные переносы слов в ваших постах, а то при разрешении экрана меньше чем 1024х768 текст плохо выглядит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оказ-ся народ номадов! Даже поют сидя на коне! Антропологически тоже

похожи скорее на казахов или монголов, чем на тунгусов...

Китайская историография их считает выходцами из Китая.

Госартист Тумэн (главную роль Чингисхана исполнял) эвенк. :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжаем разговор об этом народе.

Очень интересные материалы о культуре, истории и языке эвенков есть на интернет-ресурсах, созданных Рустамом Юсуповым, это сайт "Эвенгус" и ЖЖ сообщество "Тунгусия".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАтангские? По моему там маугиры, нерумняли и прочие живут?

Этногенез эвенков затруднителен. Вроде бы все традиции и обычаи,

одежда и утварь отлично сохранились с неолитических времен, с глазковской культуры,

принадлежащей бурятам - потомкам эвенков. Но названия родов и сами самоназвания

повторяют дальневосточные, так называемые монгольские. Это эвены или ухуани-увани,

монголи, кояты, вокараи, сортолы, угуляты и прочие.

Вывод. Либо монголы на Амуре и в Якутии отунгусились, либо тунгусы в Монголии

приняли язык кытаев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом году по южно-монгольскому телевидению было показано один танец "ёохор", но я ничего не понимал из ихнего слова. До сих пор думал что "ёохор" - это бурятский танец...

Но эти ребята был "хамниган"-ы, т.е. эвенки. Впрочем танец, музыка и исполнение понравился. Опин из друзей мне прислал линк в ютюбе. Качество конечно не оочень, но можно вполне наслаждаться.

Сначала очень слышался что нибудь понимать, но совсем другой язык. И мне как-то странно было японский лад конец "...дес, ...дес...дес...дес". Эвенкийский "дес" и японский "дэсү" одинаковы по смыслу или просто ослушался? ...?...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тунгусы или тунгусы сибирские — сев. ветви тунгусского племени (см.), живущие в пределах громадного — до 90 тыс. кв. м — пространства Вост. Сибири, между р. Енисеем и Охотским морем, прибрежьями Ледовитого океана и границей Китая. В последнее время вместе с русскими появились даже на о-ве Сахалине и на побережье Татарского пролива (близ Де-Кастри). Русские впервые встретились с Тунгусы в начале XVII стол. Вскоре после основания первых острогов на р. Енисее казаки под начальством воеводы Молчанова совершили ряд походов для обложения их ясаком; Тунгусы, обитавшие по pp. Енисею и Тунгускам, сначала упорно ему сопротивлялись, но в конце концов должны были признать себя побежденными, после чего часть их обложена была ясаком, часть разбежалась в глубь непроходимой тайги, а некоторые удалились даже в пределы Китая. Около 1623 г. обложены были ясаком уже все Тунгусы, обитающие ныне в Енисейской губ. Позже были обложены им и все Тунгусы остальных губерний и областей Вост. Сибири. Русское название их, как полагают, татарского происхождения, и буквальный смысл его — "озерные жители"; по Клапроту, слово "тунгу" или "тунгху" надо понимать в смысле "восточных варваров", названных так китайцами; Паллас же видит в этом названии бранную кличку на тюркском языке. Сами Тунгусы зовут себя донки и бойе, из коих первое название применяется ко всему их народу, а второе отличает лишь одно из их племен, оба эти названия означают то же, что "люди". Тунгусы, обитающие в Якутской обл. (по Приклонскому), зовут себя овен, из них живущие ближе к океану зовут себя ламутами от слова лам — море. Центром их территории можно считать пространство между Байкалом и р. Леной, где, однако, они стеснены с юга бурятами и русскими, а с севера якутами; по нижнему течению Енисея они живут уже в этнологической области остяков. Несмотря на обширность пространств, определяющих район распространения Тунгусы, количество их относительно весьма незначительно; за отсутствием хотя бы приблизительно точных цифр различные исследователи показывают его различно; по-видимому, общая их численность простирается до 50—70 тыс. душ об. пола. Смотря по образу их жизни и роду занятий, русские делят их на оседлых, скотоводных (степных или конных тож), которые ведут с своими стадами кочевой образ жизни, и бродячих, которые делятся на оленных, собачьих и лесных. Некоторое число оседлых семейств Тунгусы почти совершенно ассимилировались с русскими, приняв их нравы, обычаи и образ жизни. Сравнительно более многочисленны Тунгусы, занявшиеся хлебопашеством, но не вошедшие в состав русских поселений, число их достигает 2000 душ, живут они в Нерчинском окр. Забайкальской обл., где они прежде составляли в Забайкальске тунгусский казачий полк. Прочие Тунгусы, кочующие и бродячие, не имеют родины: вся их жизнь проходит в беспрерывном передвижении с одного места на другое; в скитаниях за промыслом зверя Тунгусы не дают себе труда носить с собой даже жерди, бересту, кожи и т. п. предметы, необходимые для сооружения ураса или чума. Постоянно скитаясь по глухой тайге, многие Тунгусы никогда не выходят к русским поселениям, другие же, встречаясь с русскими в лесных дебрях и получая от них хлеб, чай, сахар, табак в обмен на продукты своей охоты, привыкли к хлебной пище и потому в известное время выходят уже к населенным пунктам, чтобы запастись припасами. Уйдя на сотни и тысячи верст от места, где он расставил свои западни, самострелы, капканы и силки (до которых никто из его сородичей не дотронется в его отсутствие), Тунгусы умеет безошибочно находить обратный к ним путь по ничтожным, незаметным для другого приметам. Психический склад Тунгусы весьма замечателен (физич. тип см. Тунгусское племя). Крайняя подвижность рядом с пылкостью характера, беззаботность, веселость и остроумие, добродушие, сострадательность, мягкосердечие, гостеприимство без расчета и замечательная честность составляют черты, присущие типичному не испорченному цивилизацией Тунгусы Начиная с Бранта, посетившего Сибирь в конце XVII в., все путешественники единогласно восхваляют качества Тунгусы К сожалению, под влиянием сношений с русскими и распространяющейся страсти к водке и картам симпатичные черты стали пропадать в Тунгусы, кочующих вблизи русских поселений. Религия их шаманская, основанная на веровании в злых и добрых духов; последним приносят в жертву оленей, предметы своего промысла, кусочки разных цветных тряпок и делают возлияния водкой (см. Шаманство). Характерной чертой религиозных воззрений Тунгусы — поклонение животным, в частности медведю. Всякий раз как привозится в дом убитый медведь, устраивается общественное празднество ("кук"), на котором поджариваются на масле разрезанные на кусочки сердце и печень медведя и каждый присутствующий, поднося ко рту кусок, кланяется медведю и извиняется перед ним, говоря, что в убийстве его отнюдь не повинны Тунгусы, а русские или американцы. Пока варится мясо, жены не смеют входить в юрту. Многие Тунгусы уже в течение нескольких поколений крещены в православие и, несмотря на полное непонимание догматов, часто проявляют искреннее, наивное, хотя и внешнее благочестие, но громадное большинство, не изменив ни образа жизни, ни нравов, продолжают все-таки держаться шаманской веры, отличаясь от некрещеных лишь наличностью христианского имени, которое они, однако, нередко забывают: у Тунгусы первое имя дается при рождении и соответствует обыкновенно или времени года, или каким-нибудь обстоятельствам, совпавшим с рождением новорожденного, напр. по имени человека, вошедшего в это время в урасу. Когда человек пришел в возраст и уже определились его индивидуальные особенности, меткое прозвище, данное ему кем-либо из родовичей и удачно определяющее какую-нибудь выдающуюся его особенность, делается иногда вторым его именем взамен первого, которое скоро забывается. Третье дается при крещении, но остается обыкновенно без употребления. Как у многих первобытных народов, женщина во время родов считается нечистой. Роженица сама уходит в тайгу и там одна разрешается от бремени. Традиционные обряды соблюдаются и при похоронах. Желая снабдить покойника всем необходимым для будущей жизни, Тунгусы кладут с ним ружье, котел, лыжи, лук со стрелами и т. п. По окончании погребального обряда снимают чум или урасу и переносят на новое место. Тела умерших не зарываются в землю. Если умер мужчина, то тело его, зашитое в оленью кожу, вешается на ветвях деревьев или кладется на лабаз, устроенный между деревьями на сажень от земли, таким образом, чтобы выдолбленная колода, в которой положено тело покойника, крепко утверждена была на концах срубленных дерев. Если умерла женщина, то, зашив ее в оленьи шкуры, хоронят на земле с принадлежащими ей вещами и заваливают деревьями. Весьма интересен обычай некоторых Тунгусы племеи класть умерших в маленькие челноки (ветки), покрывая их оленьей кожей. Еще при жизни Тунгусы его сопровождает такой челнок, сколоченный из трех досок в 2 м длины и 35 стм ширины. В брак Тунгусы вступают большей частью в зрелом возрасте, причем допускается и многоженство. Калымом обыкновенно служат олени; нередко будущий муж, не имея средств уплатить калым, отрабатывает за него натурой. Женщина-распорядительница домашнего хозяйства, не покладающая рук в повседневной работе; нравственность жен и девиц строго соблюдается у Тунгусы, кочующих вдали от населенных центров, в то время как у имеющих частое общение с русскими, особенно у кочующих вблизи приисков и приисковых дорог, она уже значительно упала и там уже можно встретить Тунгусы, торгующего своей женой за водку и деньги. Чрезвычайно воздержанные, привыкшие довольствоваться малым, не тронутые цивилизацией Тунгусы терпеливо выносят голод и жажду по целым дням; потребности их настолько нешироки, что почти все они могут считаться удовлетворенными, когда у Тунгусы имеется в распоряжении олень да береза. От первого они получают мясо, шкуры для одежд, кости, из которых вырезываются орудия, сухожилия, служащие нитками, и он же при постоянных перекочевках перевозит их семьи, жилища, имущество; а от второй получаются береста и кора для детских люлек и корзин, для обшивки урасов или юрт. Впрочем, при сокращении численности оленей и важном значении оленя в тунгусском хозяйстве Тунгусы только в крайних случаях убивают оленя на мясо, предпочитая употреблять для этого продукты звероловства и рыбу. Любимую пищу Тунгусы составляют непереварившееся содержимое желудка оленя в замороженном или засушенном виде с прибавлением ягод — для придания ему кислоты, сушеное оленье мясо и оленье же сало и мозг. Главную пищу Тунгусы, живущих близ океана, составляет рыба с примесью жира морских зверей. Приспособленное к легкому передвижению жилище Тунгусы, чум или ураса, состоит из десятков двух тонких жердей и нескольких десятков выделанных в виде замши оленьих шкур (ровдуга) с прибавлением кусков березовой коры. Такие жилища, несмотря на постоянно поддерживаемый в них огонь, едва защищают от зимних ветров, не давая возможности сидеть в них без меховой одежды; освобожденный от снега земляной пол урасы устилается невыделанными оленьими шкурами или хвойными ветками. Собравшись зимой на местах звериного промысла вдали от своих чумов и считая нужным остаться в известном месте сравнительно надолго, Тунгусы строят иногда "балаги" — более обширные помещения на 20—30 человек из стволов деревьев, которые забрасываются снаружи землей, мхом и снегом. Стройный и ловкий Тунгусы — самый изобретательный в украшении своей особы и самый щеголеватый из всех сибирских инородцев; особенной красотой и вкусом рисунка, а также совершенством деталей отделки, состоящей из бахромок и вышивок, отличаются Тунгусы, кочующие в бассейне Тунгуски. Одежда Тунгусы соответствует его подвижности — она делается главным образом из оленьих шкур, легка и имеет форму камзола с расходящимися полами, оторочена окрашенными бахромками из меха и изукрашена узорами из бисера; меховая шапка с такой же отделкой, панталоны тоже из меха оленя, и на ногах обувь, сделанная из кожи, снятой с ног оленя, шерстью вверх, тоже изукрашенная бисерными и др. узорами. У женщин та же одежда с прибавлением ленты, обвивающей косу, в которую вплетены металлические пуговицы и другие блестящие украшения. Некоторые татуируют себе лицо и подбородок в знак особенного достоинства; узор татуировки незамысловат; обыкновенно состоит из четырех параллельных дуг круга на каждой щеке от угла глаза до угла рта, с внутренней и наружной стороны кривой несколько поперечных линий. Тунгусы распадаются на роды, носящие имена предков или названия рек, около которых бродят; но многие роды, существование которых было отмечено в свое время прежними исследователями Сибири, в настоящее время или вымерли, при чем остатки их потерялись среди остальных родов Тунгусы, или утратили свои родовые прозвища. Несмотря на всю эластичность своего характера и силу сопротивления внешним влияниям, Тунгусы, сдавленные, так сказать, между русскими, якутами и бурятами и перемешанные как с этими народами, так и с остяками, самоедами и проч., подвергаются серьезной опасности исчезновения как самостоятельного народа. Главный враг Тунгусы — периодический голод, заразные болезни и оспа, скарлатина и корь. В глухой тайге, где прежде бродили целые роды Тунгусы, нердкость найти на месте прежних становищ только остатки брошенных чумов да группы гробов, висящих на деревьях. Еще сравнительно недавно экономическое благосостояние Тунгусы было довольно равномерно, хотя частная собственность на стада и охотничьи и звероловные территории издавна существовали уже в ясно определенной форме. Теперь экономическая дифференциация достигла значительных размеров, и рядом с владельцами крупных стад оленей есть бедняки, не имеющие ни одного оленя и живущие изо дня в день случайными дешевыми заработками. Исключая Тунгусы конных, или степных, занимающихся исключительно скотоводством, Тунгусы главным образом охотник и в этом промысле по храбрости, выдержке, выносливости едва ли имеет себе равного в Сибири. С своей характерной (на ножках) винтовкой за плечами Тунгусы-зверолов бродит по тайге по нескольку дней, а иногда и недель сряду, не возвращаясь в чум. Добыв крупную дичь, он, взяв с собой часть дичины в пищу семье, возвращается в свой чум и затем со всем своим скарбом и семьей перекочевывает к убитому зверю, где и остается, пока запас мяса не придет к концу и не понадобится идти в поиски за новой дичью и вновь перекочевать с только что занятого места. С помощью лыж, подбитых коротким оленьим мехом и потому легко скользящих по снегу, ловкий и легкий Тунгусы с невероятной быстротой пробегает громадные пространства в поисках зверя. Но количество зверя уменьшается с каждым годом, и теперь Тунгусы часто нанимаются к русским на поденщину. Таежные Тунгусы наш солнечный год считают за два года: летний и зимний; у них свои 13 месяцев по кругообращениям луны с названиями по временам года и по более выдающимся явлениям их жизни, каковы таяние льда, приплод оленей и т. п.; для верного высчитывания дней они делают насечки на палочках. Не имея собственной письменности, Тунгусы не имеют и своей литературы; но это народ с поэтической жилкой. Они любят пение, пляски, шумное веселье на пиру. Самое веселое время года — это окончание сезона охоты на соболя. Обыкновенно живущие вразброд Тунгусы съезжаются в одно место, раскидывают свои урасы и весело проедают вымененную на припасы и водку пушнину с тем, чтобы снова разбрестись на охоту за оленем. Тунгусы официально делятся на ведомства, последние на роды, во главе которых стоят старосты, являющиеся посредниками между ними и администрацией.

Литература. Паллас, "Путешествие" (т. III, ч. 1); Георги. "Описание народов" (III); Storch, "R. R." (I); Isbrand, "Isis" (30); Миллер, "Сибирская история"; Фишер, "Сибирская история"; Геденштром, "Путеш."; Словцов, "Историч. обозр. Сибири" ("Сибирский вестн.", 1820—23), Castren, "Ethnologish. Vorlesungen" ("Журн. Мин. вн. дел", 1844, 1852, 1853 и 1860), "Bull. de l'A c ad." (1859, XVI, 563—580); Маак, "Список населен. мест Енисейской губ."; В. и H., "Beitr ä ge" (VII, 105); Cottrell. "Sibirien" (I); Cochrane (I, 208); "Морской сборн." (1859); "Записки Географ. общ." (1863.I, 1864, II); "Зап. Сиб. общ." (1858, кн. IV); Шварц, "Труды" (1864, кн. VII); Von Baer, "Bull. de l'Acad. des sciences de St.-Petersb." (1872); Castren, "Nordische Reisen und Forschungen"; Э. Реклю, "Земля и люди" (кн. IV, т. 6—7,1898); Кривошапкин, "Енисейский округ"; Приклонский, "Три года в Якутской обл." ("Живая стар.", вып. I); Cari Hichisch, "Die Tungusen"; Castren, "V ölker des Altai", Klaproth, "Tableaux historiques"; Rittich, "Etnographie Russlands"; von Middendorff, "Sibirische Reise"; Radde, "Beiträ ge zur Kenntniss des Russisch; Reiches" (т. XXIII); Крапоткин, "Raphael Pumpelly"; Ганстен Кларк, "Тунгусы Берходенского окр." ("Зап.-Сиб. отд. Рус. геогр. общ.", 1863, № 6); Калачов, "Тунгусы Иркутской губ." ("Изв. Сиб. отд. Рус. геогр. общ.", 1871); "Народы России, Тунгусы и юкагиры" ("Природа и люди", 1880, № 4); Геккер, "Тунг. умирающая народность" ("Землеведение", 1898, № 3—4).

Л. Личков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оказ-ся народ номадов! Даже поют сидя на коне! Антропологически тоже

похожи скорее на казахов или монголов, чем на тунгусов...

Китайская историография их считает выходцами из Китая.

Госартист Тумэн (главную роль Чингисхана исполнял) эвенк. :kz1:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Kto_byli_mongoly/kto_byli_mongoly.htm

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]

Кто таковы были монголы. Напечатано в «Москвитянине» (1850, No 24, с. 85—92).

Династийная История дома Юань (Дом Чингис-ханов, царствовавших в Китае с 1260 года, принял название Юань), Юань-шу, представляет порядок предков Чингис-хановых до десяти колен, составлявших прямую линию Дома Монгол, но ни слова не говорит о происхождении самого Дома, давшего народное название племенам, сопредельным с Россиею от Аргуни на западе до Бухтармы. Китайская статистика, И-тхун-чжы, показывает восемь единоплеменных владетельных Домов, от которых монголы в продолжение двенадцати (С третьего столетия до Р.Х. до десятого по Р.Х) столетий получали народные названия, последовательно одно за другим. Сии Дома были: Хунну, Ухуань, Сяньби, Жужань, Дулга, Ой-хор, Сеняньто, Кидань. Заметим, что Дом монгол и в статистике не виден; одна только государственная летопись, тхун-гянь ган-му, сообщает некоторые сведения о происхождении сего Дома. Из сведений, сохраненных помянутой летописью, открывается что Дом Монгол вовсе не принадлежал к племенам того народа, которому в начале XIII столетия сообщил народное название, доныне им удержанное. Первобытные монголы были [289] тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

У Бичурина крайне интересный географический взгляд. В частности, он полагал, что тюркюты и уйгуры были монголоязычны, поскольку проживали в Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Бичурина крайне интересный географический взгляд. В частности, он полагал, что тюркюты и уйгуры были монголоязычны, поскольку проживали в Монголии.

Точно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...