Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Согласен с Чиялом. Сам как то раз был очень удивлен, когда один из узбеков в Араване в беседе сообщил мне, что он тоже кыргыз, так как он кыпчак.

по Азаттык рассказывали о несчастных кыргызов, которых записали узбеками :) щас попробую найти по ютубу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Сталинграде воевало трое моих родных дяди. Только один дошел до Берлина, двое погибли, вернее один погиб точно, другой пропал. Дядя был вторым ребенком из десятерых детей бабушки и дедушки. Умер в 80-х годах, после себя оставил тоже десятерых детей.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После монографии Камалова выходили ли монографии затрагивающие вопросы истории каракалпаков 17-18 веков?

 

Есть попытка Пискуновой И.В. более менее обобщить новые архивные данные на момент 1995 года (нынче появились более интересные архивные данные) с уже имеющимися сведениями относительно сырдарьинских каракалпаков 18 века. Дана оценка тому, что каракалпаки в этот период все же были раздроблены, основная часть сохраняла самостоятельность, но некоторые группы были включены в состав соседних ханств. Рассматривается взаимоотношения каракалпаков с народами России (башкирами, калмыками и др.). 

 

Не раскрыта до конца ханская династия каракалпаков, относительно происхождения Ишим Мухаммеда дается несколько версии, предлагают отдельного исследования этого вопроса. И вовсе не раскрыты взаимоотношения сырдарьинских каракалпаков с казахскими ханами. 

 

Автореферат: "Сырдарьинские каракалпаки и Россия в 18 веке".

 

http://cheloveknauka.com/syrdarinskie-karakalpaki-i-rossiya-v-xviii-veke

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, раскрываются цель и задачи исследования, а также хронологические рамки, новизна и значимость работы, дан историографический обзор литературы по теме и краткий анализ источников.

В первой главе диссертации «Сырдарышские каракалпаки и Российская империя в первой половине XVIII века» рассматриваются каракалпакско—калмыкские, каракалпакско—башкирские, каракалпакско—русские -военно—политические отношения в системе внешней политики России на Востоке и в центральноазиатском регионе, в частности, в первой половине XVIII в., когда отношения сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи претерпели несколько этапов, что было связано с общей исторической обстановкой и конкретной политикой царской России. Непосредственные контакты сырдарьинских каракалпаков с народами России в конце XVII—начале XVIII вв. носили скорее военный, чем мирный характер на границах, что было связано в первую очередь с давлением джунгар на казахские жузы. Территория проживания каракалпаков, по русским источникам, в то время достаточно обширна. В основном документы касаются сырдарьинских каракалпаков, так как через территорию их проживания проходили караванные дороги нз России в Центральную Азию.

После военных удач джунгарских феодалов, часть сырдарьинских каракалпаков была вынуждена покинуть привычные места обитания и вместе с казахами искать новые пастбища, что привело к резкому обострению каракалпакско-калмыкских отношении, а само Калмыкское ханство смогло продолжить существование благодаря военно—политической помощи России. Сырдарьинские каракалпаки оказались в худшем положении, чем соседние народы, так как были еще разделены в пределах казахских жузов после смерти хана Тауке (1680—1718) и втягивались в борьбу за власть казахской родоплеменной знатью. Найти хорошего союзника или сильного покровителя в создавшихся условиях становится объективной необходимостью для сырдарьинских каракалпаков. Поэтому, начиная с 20—х годов XVIII в. видно желание части каракалпакских биев вступить в подданство Российской империи. Но по этому вопросу нет единого мнения даже в ближайшем окружении известного Ишим— Мухаммад—хана. Относительно борьбы за верховную власть внутри каракалпакской родо—племенной верхушки в первой половине XVIII в. не выявлено по источникам, но предполагается, что такая борьба велась, что находит более четко выраженное отражение в вопросах подданства и при переходах сырдарьинских родо—племенных каракалпакских групп. Ряд экономических и политических интересов толкал царское правительство на переговоры с каракалпакскими биями. Беглый анализ разбора по составу родо-племенных подразделений каракалпаков, принявших присягу вторично уже 10 ноября 1743 г. и некоторые сопоставления с данными этнографов приводят к выводу о преобладании тяги к русскому подданству среди биев арыса онторт уру. Предполагаем, что часть сырдарьинских каракалпаков, прибывших на р. Эмба и р. Урал (Яик), объединяется с уже жившей здесь западной группой каракалпаков. Каракалпакско— башкирские отношения в это время носили сложный характер и зависели от общей обстановки и политики России как в Башкирии, так и в центральноазиатском регионе.

Во второй главе диссертации «Сырдарьинские каракалпаки и Российская империя во второй половине XVIII века» дана картина взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с казахскими жузами, считавшимися подданными России, с другими народами царской России. В это время сырдарьинские каракалпаки продолжали находиться в крайне тяжелом положении—подчиняясь разным правителям, вели борьбу за свое существование. Почти непрекращающиеся набеги казахских феодалов, разобщенность родо—племенных подразделений каракалпаков, сильнейший удар казахских феодалов в 1762—м г. ускорили переход сырдарьинских каракалпаков. Наблюдалось разногласие среди биев «нижних» каракалпаков, которое вылилось в отход некоторой их части к «верхним» каракалпакам и дальнейшее движение к Ташкенту, Бухаре, Самарканду, в Ферганскую долину. А другая часть «нижних» каракалпаков переходит в жана-дарьинский оазис и далее в пределы Хивинского ханства и Аральского владения. При этом процессе вновь отдельные группы каракалпаков шли в Бухарское ханство. Наблюдался также обратный переход. Уход с р. Сырдарьи был длительным и продолжался вплоть до конца XVIII—начала XIX вв. Политических связей с царской Россией сырдарьинские каракалпаки в это время не имели, но торговые связи не прерывались. Какой—либо существенной поддержки сырдарьинским каракалпакам не оказывалось, а в случаях просьб казахских ханов уладить отношения между ними и каракалпаками, царская администрация бездействовала. Такое положение было связано с общей политикой России в этом регионе во второй половине XVIII века.

В заключении диссертации подводится итог проведенному исследованию. На протяжении XVIII в. резко менялась обстановка и, как следствие, политика царизма в центральноазиатском регионе и в степях Казахстана. Но основная линия внешней политики Российской империи сводилась к упрочению своих позиций здесь разными методами. Именно в таком русле развивались отношения сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи.

Исследуя первоисточники и данные этнографии пришли к выводу, что какая—то группа сырдарьинских каракалпаков осваивала путь в Туркестан с р.Волги со времени завоевания русскими войсками Казанского и Астраханского ханств на протяжении второй половины XVI—XVII в.в.

Предполагаем о существовании полусамостоятельного каракалпакского ханства очень непродолжительное время в горах Уллы-тау во времена хана Тауке (1680—1718), сумевшего объединить на время казахские жузы. Считаем, что султан Тэа-тыр, разделивший управление государственным объединением с каракалпакским советом старейшин, был сыном хана Тауке. В это время каракалпаки, проживающие в низовьях р. Амударьи по правому берегу, на среднем и нижнем течении р. Сырдарьи были также объединены. Ими управляли султаны и бии. Из известных султанов и биев времен хана Тауке—Табурчак султан, султан Батыр, Казий султан управляли каракалпаками, занимавших среднее и нижнее течение р. Сырдарьи, а каракалпаки правобережья р. Амударьи управлялись каракалпакским Сасыкбием. Согласно первоисточникам каракалпаки представляли достаточно самостоятельную группу населения среди казахов, а хан Тауке, имевший ставку в Туркестане, делился с ними при сборе пошлин с городов. Учитывая, что через города Туркестана проходили торговые пути, а сама территория долгое время была спорной между казахскими ханами и потомками узбеков Шейбанидов, предполагаем, что казахский хан был вынужден считаться с каракалпаками не только в вопросах сбора пошлин. Учитывая также слабость объединения казахских жузов и расстояние от правобережья р. Амударьи до ставки хана, предполагаем относительную независимость этой группы каракалпаков от ханской власти. И, если хан Тауке назначал ханов каракалпакам, то тосле его смерти сырдарьинские каракалпаки оказались в зависимости от разных казахских ханов и разделенными территориально в пределах казахских жузов. Поэтому в начале XVIII в. в русских источниках упоминаются многие каракалпакские ханы и даже несколько одновременно. Ханская власть была относительно слабой и во многом зависела от позиции биев. что наблюдалось и в казахских жузах. Видимо в царском правительстве об этом знали, так как в грамотах, кроме хана, обязательно шло обращение к родо-племенной верхушке и духовной знати каракалпаков.

Относительно каракалпакских чингизидов нами не найдено никаких сведений среди русских источников и среди исторических исследований, кроме данных об Ишим—Мухаммаде—хане. Относительно его происхождения есть разные точки зрения. Одни исследователи связывают его родство с домом сибирского хана Кучума, другие—с домом казахского хана Тауке, третьи исследователи подтверждают его каракалпакское происхождение. Считаем, что вопрос о каракалпакских чингизидах — проблема отдельного исследования.

В конце XVII—начале XVIII в. в. решающую роль в политической жизни сырдарьинских каракалпаков играла родо-племенная верхушка и духовная знать, а рядовые члены рода подчинялись ее решениям, что было связано с особенностями и пережитками родо-племенного деления и особенностями хозяйственной жизни каракалпаков. Родо-племенная структура носила устойчивую форму, внутри которой имелась неделимая единица — коше — сохраненная дольше всего, независимо от преобладения рода хозяйственной деятельности каракалпаков. Внутри родов наблюдалась классовая дифференциация, которая была слабо выражена и плохо зафиксирована источниками.

У сырдарьинских каракалпаков были рабы. Первоисточники говорят о них очень скудно. Можно отметить, что рабство было патриархальным, численность рабов относительно небольшая, при возможности каракалпаки обменивали пленных рабов на соотечественников, отпускали рабов на волю за выкуп.

В начале XVIII в. возникли обоюдные интересы для политических отношений сырдарьинских каракалпаков и России, усиливается борьба части каракалпаков с калмыками за пастбища на реках Волга, Эмба, Урал (Яик). Оказавшись между двумя сильными государствами, каракалпакские бии ищут выход в поддержке одного из них. Ишимхан, видимо, имеющий улусы поблизости от башкир и волжских калмыков, первым из сырдарьинских каракалпаков обращается за помощью к России. Но в окружении Ишим-хана не все поддерживали его решение. Собственно, сам термин «подданство» обеими сторонами понимался неоднозназно — для каракалпакских биев оно означало в первую очередь военную или политическую поддержку, а для царской России — включение в состав государства.

Внутри Бухарского и Хивинского ханств часть каракалпакских биев ориентируется на Россию, о чем свидетельствали некоторые данные из писем Ф. Беневени Петру 1. Но мы полагаем, что какая-то часть каракалпакских биев сотрудничала с хивинским ханом во время похода А. Бековича — Черкасского, хотя основная часть каракалпакского населения, проживающего в переделах Аральского владения, действовала совместно с аральцами против власти хивинских ханов.

В 30-е годы XVIII в. «нижние» каракалпаки находятся как бы в двойном подданстве, продолжая платить ясак казахскому хану Абулхаиру, но и присягая на верность царской России. На эти обстоятельства накладывался фактор скрытой борьбы между царскими чиновниками, имеющими отношение к каракалпакам, башкирам, казахам, калмыкам, например, неприязненные отношения между В. Н. Татищевым и И. К. Кириловым.

В 40-х г.г. XVIII в. связи с приходом к власти-нового императора в Российской империии, бии «нижних» каракалпаков вновь присягали, имели намерение платить ясак России, которое не было выполнено практически из-за разгрома их в 1743 г. Конфликт был заложен еще в условиях присяги 30-х г.г., однако условия договора 40-х г. г. XVIII в. не исправляли его, даже усугубляли. Если, после вторжения войск шаха Надира в Хиву, российское правительство подтвердило подданство «нижних» каракалпаков, что, по мнению академика АН РУ С. К. Камалова избавило сырдарьинских каракалпаков от угрозы завоевания, то, после разорения их в 1743 г., Россия не предприняла ни одного шага для выполнения своих обязательств.

Наблюдалась тесная связь сырдарьинских каракалпаков с башкирским народом — этнокультурная, торговая, военная. Каракалпакско-русские отношения через Башкирию носили такой характер, который зависел от общего состояния и обстановки в Средней Азии и Казахстане. Так, некоторое обострение каракалпакско-башкирскнх отношений наблюдалось в первой половине XVIII в. в периоды восстаний в Башкирии, когда сами башкиры делились на восставших и на помощников царских властей, когда прибывали сюда в большом количестве каракалпаки после событий 1723 года. Первоисточники показывают, что в Башкирии каракалпакии упоминаются чаще всего на Ногайской и Сибирской дорогах. По мнению исследователя С. К. Камалова, западная группа каракалпаков не признавала подданства России. Но это, в свою очередь, вносило путаницу в каракалпакско-русские отношения, так как царские чиновники какое-то время не знали о разделении сырдарьинских каракалпаков на «верхних» и «нижних» и вообще принимали все группы каракалпаков за единое целое.

С середины XVIII в. сырдарьинские каракалпаки испытывают почти постоянные военные набеги со стороны казахских феодалов. Россия мало делала для поддержки отношений с сырдарьинскими каракалпаками и для улаживания отношений между ними и казахами, хотя эти народы юридически были подданными царской" России, которая несла обязательство поддержки отношений мира между своими подданными. Отметим лишь указ 1752 г., по которому каракалпакам разрешалось селиться в Башкирии, в Уфимской провинции.

К концу XVIII в.в. России накопилась большая информация о каракалпаках, которую использовали историки. Так, П. И. Рынков проанализировал народные предания каракалпаков при описании этого народа, М. Д. Чулков дал широкую картину каракалпакско-русским отношениям первой половины XVIII века, В. Н. Татищев упоминул место обитания каракалпаков, дал описание Аральского моря.

Во второй половине XVIII в. не было политических связей с Россией у сырдарьинских каракалпаков, так как на настоящее время не известны какие-либо документы по этому вопросу. Но торговые связи сохранились. Относительно подданства Российской империи не было единства среди биев сырдарьинских каракалпаков. Но и в царском правительстве тоже не было твердого решения по этому вопросу. Сырдарьинским каракалпакам в подданстве не отказывалось, но не было уверенности, что каракалпакские бии не изменят своему решению. С середины XVIII в. каракалпакские бии не присягали русским императорам, хотя по положению была необходима присяга от подданных народов вновь вступающему на российский престол. Для народов Российской империи указы издавались Правительствующим Сенатом, но основополагающая документация о каракалпакском народе в продолжении XVIII в. проходила в основном через Коллегию иностранных дел. Тем не менее, начиная с донесений Ф. Беневени и вплоть до 70-х годов XVIII в. высказывались предложения о переселении каракалпаков в тот пли иной район для укрепления позиций Российского государства, подчеркивался миролюбивый характер народа и выгоды от таких переселений. Во второй половине XVIII в. царские чиновники сомневались и не знали в каких вопросах можно причислять сырдарьинских каракалпаков к подданым России народам. В силу того, что тенденция и намерение сырдарьинских каракалпаков платить ясак и вступить в подданство Российской империи без посредников практически не осуществились в первой половине XVIII в., российская сторона стала принимать территорию проживания сырдарьинских каракалпаков во второй половине XVIII в. как зону своих интересов, а сам термин «подданство» понимался неоднозначно обеими сторонами с самого начала, мы пришли к выводу, что юридически «нижние» -каракалпаки продолжали считаться подданными Российской империи в XVIII в., а фактически — нет. История взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи в XVIII в. показывает, что в позиции царского правительства руководящее положение занимали собственные интересы экономики и политики, которое умело использовало в достижении своих целей трудности и стремления отдельных народов, в частности, сырдарьинских каракалпаков.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпаки= в основном потомки татар Золотой Орды (а именно племени кунграт, которое под руководством династии Суфи первыми отсоединилось от Золотой Орды)+ осколки более мелких 14 родов. (Асан-Кайгы)

 

Под словом "татар" имеется ввиду население Золотой Орды в летописях западных авторов до распада самой ЗО. 

"Кунграт" это нынешний Арыс Конрат у каракалпаков, включающий в свой состав собственно племя конрат, а также киятов и муйтенов, а вот, "+ осколки более мелких 14 родов" указано неправильно. Это не осколки 14 родов, а Арыс Онторт уру (14 родов), который включает в свой состав - мангытов, кипчаков, кенегесов и ктаев.

Арысами всегда правили разные бии, которые объединялись в трудные минуты, как бы два крыла одного целого, похожее на казахские Жузы, которые существовали обособленно, а когда нужно объединялись.

Я пока точно незнаю, с какого времени существовали эти Арысы, но в 18 веке они уже существовали в период правления Ишим Мухаммеда. В середине 18 века у Арысов были разногласия с определением - к кому присоединиться, а в конце 18 века насмерть рассорились два бия - Айдос бий (Арыс конрат) и Маман бий (Арыс Онторт уру), первый звал всех Хиве, другой - к российской империи. После убийства Маман бия, Айдос бий не бросил Арыс Онторт уру на произвол судьбы, а увел с собой под хивинское покровительство. В хивинском ханстве такая структура сохранялась и в течение 19 века, а бии арысов назывались Беглербеги и подчинялись Агабию, у которого был только один господин - хивинский хан. Это означает, что каракалпакская автономия в составе хивинского ханства существовала уже с середины 19 века, хотя она должна была существовать еще при Айдос бие, но понимание слова подданство, сторонами - Айдос бийем и хивинским ханом - принимались по разному, за что предкам пришлось пролить много крови.

 

Хотелось бы узнать, что вообще означает термин "Арыс"? Есть ли такие подразделения у других тюркских народов?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

После монографии Камалова выходили ли монографии затрагивающие вопросы истории каракалпаков 17-18 веков?

 

Есть попытка Пискуновой И.В. более менее обобщить новые архивные данные на момент 1995 года (нынче появились более интересные архивные данные) с уже имеющимися сведениями относительно сырдарьинских каракалпаков 18 века. Дана оценка тому, что каракалпаки в этот период все же были раздроблены, основная часть сохраняла самостоятельность, но некоторые группы были включены в состав соседних ханств. Рассматривается взаимоотношения каракалпаков с народами России (башкирами, калмыками и др.). 

 

Не раскрыта до конца ханская династия каракалпаков, относительно происхождения Ишим Мухаммеда дается несколько версии, предлагают отдельного исследования этого вопроса. И вовсе не раскрыты взаимоотношения сырдарьинских каракалпаков с казахскими ханами. 

 

Автореферат: "Сырдарьинские каракалпаки и Россия в 18 веке".

 

http://cheloveknauka.com/syrdarinskie-karakalpaki-i-rossiya-v-xviii-veke

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, раскрываются цель и задачи исследования, а также хронологические рамки, новизна и значимость работы, дан историографический обзор литературы по теме и краткий анализ источников.

В первой главе диссертации «Сырдарышские каракалпаки и Российская империя в первой половине XVIII века» рассматриваются каракалпакско—калмыкские, каракалпакско—башкирские, каракалпакско—русские -военно—политические отношения в системе внешней политики России на Востоке и в центральноазиатском регионе, в частности, в первой половине XVIII в., когда отношения сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи претерпели несколько этапов, что было связано с общей исторической обстановкой и конкретной политикой царской России. Непосредственные контакты сырдарьинских каракалпаков с народами России в конце XVII—начале XVIII вв. носили скорее военный, чем мирный характер на границах, что было связано в первую очередь с давлением джунгар на казахские жузы. Территория проживания каракалпаков, по русским источникам, в то время достаточно обширна. В основном документы касаются сырдарьинских каракалпаков, так как через территорию их проживания проходили караванные дороги нз России в Центральную Азию.

После военных удач джунгарских феодалов, часть сырдарьинских каракалпаков была вынуждена покинуть привычные места обитания и вместе с казахами искать новые пастбища, что привело к резкому обострению каракалпакско-калмыкских отношении, а само Калмыкское ханство смогло продолжить существование благодаря военно—политической помощи России. Сырдарьинские каракалпаки оказались в худшем положении, чем соседние народы, так как были еще разделены в пределах казахских жузов после смерти хана Тауке (1680—1718) и втягивались в борьбу за власть казахской родоплеменной знатью. Найти хорошего союзника или сильного покровителя в создавшихся условиях становится объективной необходимостью для сырдарьинских каракалпаков. Поэтому, начиная с 20—х годов XVIII в. видно желание части каракалпакских биев вступить в подданство Российской империи. Но по этому вопросу нет единого мнения даже в ближайшем окружении известного Ишим— Мухаммад—хана. Относительно борьбы за верховную власть внутри каракалпакской родо—племенной верхушки в первой половине XVIII в. не выявлено по источникам, но предполагается, что такая борьба велась, что находит более четко выраженное отражение в вопросах подданства и при переходах сырдарьинских родо—племенных каракалпакских групп. Ряд экономических и политических интересов толкал царское правительство на переговоры с каракалпакскими биями. Беглый анализ разбора по составу родо-племенных подразделений каракалпаков, принявших присягу вторично уже 10 ноября 1743 г. и некоторые сопоставления с данными этнографов приводят к выводу о преобладании тяги к русскому подданству среди биев арыса онторт уру. Предполагаем, что часть сырдарьинских каракалпаков, прибывших на р. Эмба и р. Урал (Яик), объединяется с уже жившей здесь западной группой каракалпаков. Каракалпакско— башкирские отношения в это время носили сложный характер и зависели от общей обстановки и политики России как в Башкирии, так и в центральноазиатском регионе.

Во второй главе диссертации «Сырдарьинские каракалпаки и Российская империя во второй половине XVIII века» дана картина взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с казахскими жузами, считавшимися подданными России, с другими народами царской России. В это время сырдарьинские каракалпаки продолжали находиться в крайне тяжелом положении—подчиняясь разным правителям, вели борьбу за свое существование. Почти непрекращающиеся набеги казахских феодалов, разобщенность родо—племенных подразделений каракалпаков, сильнейший удар казахских феодалов в 1762—м г. ускорили переход сырдарьинских каракалпаков. Наблюдалось разногласие среди биев «нижних» каракалпаков, которое вылилось в отход некоторой их части к «верхним» каракалпакам и дальнейшее движение к Ташкенту, Бухаре, Самарканду, в Ферганскую долину. А другая часть «нижних» каракалпаков переходит в жана-дарьинский оазис и далее в пределы Хивинского ханства и Аральского владения. При этом процессе вновь отдельные группы каракалпаков шли в Бухарское ханство. Наблюдался также обратный переход. Уход с р. Сырдарьи был длительным и продолжался вплоть до конца XVIII—начала XIX вв. Политических связей с царской Россией сырдарьинские каракалпаки в это время не имели, но торговые связи не прерывались. Какой—либо существенной поддержки сырдарьинским каракалпакам не оказывалось, а в случаях просьб казахских ханов уладить отношения между ними и каракалпаками, царская администрация бездействовала. Такое положение было связано с общей политикой России в этом регионе во второй половине XVIII века.

В заключении диссертации подводится итог проведенному исследованию. На протяжении XVIII в. резко менялась обстановка и, как следствие, политика царизма в центральноазиатском регионе и в степях Казахстана. Но основная линия внешней политики Российской империи сводилась к упрочению своих позиций здесь разными методами. Именно в таком русле развивались отношения сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи.

Исследуя первоисточники и данные этнографии пришли к выводу, что какая—то группа сырдарьинских каракалпаков осваивала путь в Туркестан с р.Волги со времени завоевания русскими войсками Казанского и Астраханского ханств на протяжении второй половины XVI—XVII в.в.

Предполагаем о существовании полусамостоятельного каракалпакского ханства очень непродолжительное время в горах Уллы-тау во времена хана Тауке (1680—1718), сумевшего объединить на время казахские жузы. Считаем, что султан Тэа-тыр, разделивший управление государственным объединением с каракалпакским советом старейшин, был сыном хана Тауке. В это время каракалпаки, проживающие в низовьях р. Амударьи по правому берегу, на среднем и нижнем течении р. Сырдарьи были также объединены. Ими управляли султаны и бии. Из известных султанов и биев времен хана Тауке—Табурчак султан, султан Батыр, Казий султан управляли каракалпаками, занимавших среднее и нижнее течение р. Сырдарьи, а каракалпаки правобережья р. Амударьи управлялись каракалпакским Сасыкбием. Согласно первоисточникам каракалпаки представляли достаточно самостоятельную группу населения среди казахов, а хан Тауке, имевший ставку в Туркестане, делился с ними при сборе пошлин с городов. Учитывая, что через города Туркестана проходили торговые пути, а сама территория долгое время была спорной между казахскими ханами и потомками узбеков Шейбанидов, предполагаем, что казахский хан был вынужден считаться с каракалпаками не только в вопросах сбора пошлин. Учитывая также слабость объединения казахских жузов и расстояние от правобережья р. Амударьи до ставки хана, предполагаем относительную независимость этой группы каракалпаков от ханской власти. И, если хан Тауке назначал ханов каракалпакам, то тосле его смерти сырдарьинские каракалпаки оказались в зависимости от разных казахских ханов и разделенными территориально в пределах казахских жузов. Поэтому в начале XVIII в. в русских источниках упоминаются многие каракалпакские ханы и даже несколько одновременно. Ханская власть была относительно слабой и во многом зависела от позиции биев. что наблюдалось и в казахских жузах. Видимо в царском правительстве об этом знали, так как в грамотах, кроме хана, обязательно шло обращение к родо-племенной верхушке и духовной знати каракалпаков.

Относительно каракалпакских чингизидов нами не найдено никаких сведений среди русских источников и среди исторических исследований, кроме данных об Ишим—Мухаммаде—хане. Относительно его происхождения есть разные точки зрения. Одни исследователи связывают его родство с домом сибирского хана Кучума, другие—с домом казахского хана Тауке, третьи исследователи подтверждают его каракалпакское происхождение. Считаем, что вопрос о каракалпакских чингизидах — проблема отдельного исследования.

В конце XVII—начале XVIII в. в. решающую роль в политической жизни сырдарьинских каракалпаков играла родо-племенная верхушка и духовная знать, а рядовые члены рода подчинялись ее решениям, что было связано с особенностями и пережитками родо-племенного деления и особенностями хозяйственной жизни каракалпаков. Родо-племенная структура носила устойчивую форму, внутри которой имелась неделимая единица — коше — сохраненная дольше всего, независимо от преобладения рода хозяйственной деятельности каракалпаков. Внутри родов наблюдалась классовая дифференциация, которая была слабо выражена и плохо зафиксирована источниками.

У сырдарьинских каракалпаков были рабы. Первоисточники говорят о них очень скудно. Можно отметить, что рабство было патриархальным, численность рабов относительно небольшая, при возможности каракалпаки обменивали пленных рабов на соотечественников, отпускали рабов на волю за выкуп.

В начале XVIII в. возникли обоюдные интересы для политических отношений сырдарьинских каракалпаков и России, усиливается борьба части каракалпаков с калмыками за пастбища на реках Волга, Эмба, Урал (Яик). Оказавшись между двумя сильными государствами, каракалпакские бии ищут выход в поддержке одного из них. Ишимхан, видимо, имеющий улусы поблизости от башкир и волжских калмыков, первым из сырдарьинских каракалпаков обращается за помощью к России. Но в окружении Ишим-хана не все поддерживали его решение. Собственно, сам термин «подданство» обеими сторонами понимался неоднозназно — для каракалпакских биев оно означало в первую очередь военную или политическую поддержку, а для царской России — включение в состав государства.

Внутри Бухарского и Хивинского ханств часть каракалпакских биев ориентируется на Россию, о чем свидетельствали некоторые данные из писем Ф. Беневени Петру 1. Но мы полагаем, что какая-то часть каракалпакских биев сотрудничала с хивинским ханом во время похода А. Бековича — Черкасского, хотя основная часть каракалпакского населения, проживающего в переделах Аральского владения, действовала совместно с аральцами против власти хивинских ханов.

В 30-е годы XVIII в. «нижние» каракалпаки находятся как бы в двойном подданстве, продолжая платить ясак казахскому хану Абулхаиру, но и присягая на верность царской России. На эти обстоятельства накладывался фактор скрытой борьбы между царскими чиновниками, имеющими отношение к каракалпакам, башкирам, казахам, калмыкам, например, неприязненные отношения между В. Н. Татищевым и И. К. Кириловым.

В 40-х г.г. XVIII в. связи с приходом к власти-нового императора в Российской империии, бии «нижних» каракалпаков вновь присягали, имели намерение платить ясак России, которое не было выполнено практически из-за разгрома их в 1743 г. Конфликт был заложен еще в условиях присяги 30-х г.г., однако условия договора 40-х г. г. XVIII в. не исправляли его, даже усугубляли. Если, после вторжения войск шаха Надира в Хиву, российское правительство подтвердило подданство «нижних» каракалпаков, что, по мнению академика АН РУ С. К. Камалова избавило сырдарьинских каракалпаков от угрозы завоевания, то, после разорения их в 1743 г., Россия не предприняла ни одного шага для выполнения своих обязательств.

Наблюдалась тесная связь сырдарьинских каракалпаков с башкирским народом — этнокультурная, торговая, военная. Каракалпакско-русские отношения через Башкирию носили такой характер, который зависел от общего состояния и обстановки в Средней Азии и Казахстане. Так, некоторое обострение каракалпакско-башкирскнх отношений наблюдалось в первой половине XVIII в. в периоды восстаний в Башкирии, когда сами башкиры делились на восставших и на помощников царских властей, когда прибывали сюда в большом количестве каракалпаки после событий 1723 года. Первоисточники показывают, что в Башкирии каракалпакии упоминаются чаще всего на Ногайской и Сибирской дорогах. По мнению исследователя С. К. Камалова, западная группа каракалпаков не признавала подданства России. Но это, в свою очередь, вносило путаницу в каракалпакско-русские отношения, так как царские чиновники какое-то время не знали о разделении сырдарьинских каракалпаков на «верхних» и «нижних» и вообще принимали все группы каракалпаков за единое целое.

С середины XVIII в. сырдарьинские каракалпаки испытывают почти постоянные военные набеги со стороны казахских феодалов. Россия мало делала для поддержки отношений с сырдарьинскими каракалпаками и для улаживания отношений между ними и казахами, хотя эти народы юридически были подданными царской" России, которая несла обязательство поддержки отношений мира между своими подданными. Отметим лишь указ 1752 г., по которому каракалпакам разрешалось селиться в Башкирии, в Уфимской провинции.

К концу XVIII в.в. России накопилась большая информация о каракалпаках, которую использовали историки. Так, П. И. Рынков проанализировал народные предания каракалпаков при описании этого народа, М. Д. Чулков дал широкую картину каракалпакско-русским отношениям первой половины XVIII века, В. Н. Татищев упоминул место обитания каракалпаков, дал описание Аральского моря.

Во второй половине XVIII в. не было политических связей с Россией у сырдарьинских каракалпаков, так как на настоящее время не известны какие-либо документы по этому вопросу. Но торговые связи сохранились. Относительно подданства Российской империи не было единства среди биев сырдарьинских каракалпаков. Но и в царском правительстве тоже не было твердого решения по этому вопросу. Сырдарьинским каракалпакам в подданстве не отказывалось, но не было уверенности, что каракалпакские бии не изменят своему решению. С середины XVIII в. каракалпакские бии не присягали русским императорам, хотя по положению была необходима присяга от подданных народов вновь вступающему на российский престол. Для народов Российской империи указы издавались Правительствующим Сенатом, но основополагающая документация о каракалпакском народе в продолжении XVIII в. проходила в основном через Коллегию иностранных дел. Тем не менее, начиная с донесений Ф. Беневени и вплоть до 70-х годов XVIII в. высказывались предложения о переселении каракалпаков в тот пли иной район для укрепления позиций Российского государства, подчеркивался миролюбивый характер народа и выгоды от таких переселений. Во второй половине XVIII в. царские чиновники сомневались и не знали в каких вопросах можно причислять сырдарьинских каракалпаков к подданым России народам. В силу того, что тенденция и намерение сырдарьинских каракалпаков платить ясак и вступить в подданство Российской империи без посредников практически не осуществились в первой половине XVIII в., российская сторона стала принимать территорию проживания сырдарьинских каракалпаков во второй половине XVIII в. как зону своих интересов, а сам термин «подданство» понимался неоднозначно обеими сторонами с самого начала, мы пришли к выводу, что юридически «нижние» -каракалпаки продолжали считаться подданными Российской империи в XVIII в., а фактически — нет. История взаимоотношений сырдарьинских каракалпаков с народами Российской империи в XVIII в. показывает, что в позиции царского правительства руководящее положение занимали собственные интересы экономики и политики, которое умело использовало в достижении своих целей трудности и стремления отдельных народов, в частности, сырдарьинских каракалпаков.

 

 

Я думаю документы РГАДА не использовались нормально. Там думаю будет масса информации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы узнать, что вообще означает термин "Арыс"? Есть ли такие подразделения у других тюркских народов?

Арыс - это родоплеменная объедение у каракалпаков и у казахов! Например у казахов МЖ - Жетиру - Табын и у них ест род Токал - табын, они о себе говорят "7 арыс токал". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпаки= в основном потомки татар Золотой Орды (а именно племени кунграт, которое под руководством династии Суфи первыми отсоединилось от Золотой Орды)+ осколки более мелких 14 родов. (Асан-Кайгы)

 

В каракалпакских легендах  Асан Кайгы ищет для своего потомства землю, где летом и зимой одинаково тепло.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хотелось бы узнать, что вообще означает термин "Арыс"? Есть ли такие подразделения у других тюркских народов?

Арыс - это родоплеменная объедение у каракалпаков и у казахов! Например у казахов МЖ - Жетиру - Табын и у них ест род Токал - табын, они о себе говорят "7 арыс токал". 

 

 

Это общеизвестно, что Арыс - объединение племен. Но когда это появилось и чем было связано такое название? Я например где-то читал, что Арысами называли только те племена, которые в случае войны могли выставить не меньше 50 тысяч войск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Хотелось бы узнать, что вообще означает термин "Арыс"? Есть ли такие подразделения у других тюркских народов?

Арыс - это родоплеменная объедение у каракалпаков и у казахов! Например у казахов МЖ - Жетиру - Табын и у них ест род Токал - табын, они о себе говорят "7 арыс токал". 

 

 

Это общеизвестно, что Арыс - объединение племен. Но когда это появилось и чем было связано такое название? 

 

Пардон, перепутал "токал" один из 7 арсов, а правильно будет "7 арыс Лабак", т.е. Лабак союз 7 родов из племени Табын - Жетиру - МЖ казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Каракалпаки= в основном потомки татар Золотой Орды (а именно племени кунграт, которое под руководством династии Суфи первыми отсоединилось от Золотой Орды)+ осколки более мелких 14 родов. (Асан-Кайгы)

 

В каракалпакских легендах  Асан Кайгы ищет для своего потомства землю, где летом и зимой одинаково тепло.

 

 

Я привел отрывок из сообщения Асана-Кайгы (ник), по поводу населения Золотой Орды. Ты кажется говоришь про исторического Асан-Кайгы.

Есть археологические работы Ягодина о существовании Кердерского культурного хозяйственного типа (КХТ), где он делает выводы о тесной связи Кердерского КХТ с каракалпакским КХТ. Содержание его работы сводится к тому, что некоторая часть наших предков кочевала в пределах Арал-Урала, то есть, зимой зимовали у берегов Арала, а летом пасли скот на Урале, тем самым все время находились в одинаково теплых условиях. На Урале найдены много предметов семейного обихода, женских украшений и др., схожих с предметами хорезмского типа, с кем кердерцы имели тесный контакт. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кердерский КХТ включает в себя комплекс хозяйствования - земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, ремесленничество и др. Каракалпакский тип хозяйствования полностью аналогичен такому типу хозяйствования.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Каракалпаки= в основном потомки татар Золотой Орды (а именно племени кунграт, которое под руководством династии Суфи первыми отсоединилось от Золотой Орды)+ осколки более мелких 14 родов. (Асан-Кайгы)

 

В каракалпакских легендах  Асан Кайгы ищет для своего потомства землю, где летом и зимой одинаково тепло.

 

 

Я привел отрывок из сообщения Асана-Кайгы (ник), по поводу населения Золотой Орды. Ты кажется говоришь про исторического Асан-Кайгы.

Есть археологические работы Ягодина о существовании Кердерского культурного хозяйственного типа (КХТ), где он делает выводы о тесной связи Кердерского КХТ с каракалпакским КХТ. Содержание его работы сводится к тому, что некоторая часть наших предков кочевала в пределах Арал-Урала, то есть, зимой зимовали у берегов Арала, а летом пасли скот на Урале, тем самым все время находились в одинаково теплых условиях. На Урале найдены много предметов семейного обихода, женских украшений и др., схожих с предметами хорезмского типа, с кем кердерцы имели тесный контакт. 

 

:rolleyes: да я про исторический Асан Кайгы  :turkmen1:

вот я о нем:

29bf3bd9147d.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асан-кайгы разве каракалпак? У нас в школе учили, что он казах...

 

Спорный вопрос, возможно у него вообще нет национальности.

Полат не говорил, что он каракалпак, но Асан Кайгы есть в каракалпакских легендах. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Годы жизни Асана Кайгы неизвестны, но предполагается между 1320-1456 годами, тем самым привязывая период его жизни к разным историческим датам.

В энциклопедии Башкирии излагается только его творчество, которое в большей степени сохранилось у казахов и каракалпаков.

 

http://ufa-gid.com/encyclopedia/asan_kaigi.html

 

АСАН КАЙГЫ — АСАН КАЙГЫ (15 в., период правления золотоордынских ханов Джанибека и Улу Мухамета, гг. жизни неизв.), йырау. Док. сведений о его жизни не сохранилось. В казахском эпосе "Айса, сын Амата" указывается, что А.К. долгие годы жил в долинах Агидели (см. Белая), на Урале. В нач. 20 в. записано неск. кубаиров А.К. Один из них, "Песня Асан-Ата" ("Асан-Ата йыры"), опубл. в кн. "Тауарих хамса" ("Пять историй"), вышедшей в Казани в 1911. Ряд ученых-литературоведов считает А.К. йырау (жырау) казахов, башкир, ногайцев и каракалпаков, находившихся в 15-16 вв. в составе Ногайской Орды. Большая часть поэтического наследия А.К. сохранилась у казахов и каракалпаков. При сравнительном изучении казахских, каракалпакских и баш. текстов выяснилось, что нек-рые ныне сохранившиеся анонимные баш. кубаиры, напр., "Идель - наша родина" ("Изелер"), "Достоинство родины - в достоинстве батыров" ("Ил kэзере - ир kэзере") имеют авторство А.К. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

 

Я говорю об этом же, когда выразился, что у него нет национальности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Асан-кайгы разве каракалпак? У нас в школе учили, что он казах...

Выражаяс на современном Асан Кайгы общий наследие народов посзолотоордынских народов, а именно каракалпаков, казахов, киргизов, узбеков, ногаев, татаров и башкиров. Казахи и каракалпаки считает Асан Кайгы своим, так как в народном фольклоре много наследие от него.

Каракалпакский историк Бердиев Жамиет Торемуратович в своих исследование "Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв." пишет что "каракалпаки пришли в Уллы тау, когда Асан кайгы было 80 лет.":

 

 

В казахских легендах Асан Кайгы ищет "обетованной земли Жер-Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыбы, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения.", а в каракалпакских легендах говорится что он ищет обетованный землю предков (Адам Ата) "Жер Жаннети".

На каракалпакском "уюк" или вернее "уйық" даёт смысл "бездна" и "болото", а так же и на казахском;

 
ұйық

I. шерстяные носки
II.
1) топкое место; трясинаболото
машина дөңгелегі ұйыққа батты → машина завязла в трясине
2) рыб. бой (место удобное для икрометания)

 

 

 

а как я понимаю смысл слово "Жерұйық" в казахских легендах слово "ұйық" от каракалпакского "уйыў" и от казахского "ұйыту":

 

 

ұйыту

1. гл.
1) кваситьзаквашиватьзаквасить
айран ұйыту → делать простоквашу
2) перен. привлекать внимание; убеждать
ол сөйлегенде жұртты ұйытып әкетеді → он, когда говорит, приковывает к себе внимание публики
2. и.д.
1) квашение
2) перен. привлечение внимания

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

Так зачем тогда школьникам мозги пудрить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

Так зачем тогда школьникам мозги пудрить?

 

Это "национальная историческая традиция", формируемая элитами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асан-кайгы разве каракалпак? У нас в школе учили, что он казах...

Выражаяс на современном Асан Кайгы общий наследие народов посзолотоордынских народов, а именно каракалпаков, казахов, киргизов, узбеков, ногаев, татаров и башкиров. Казахи и каракалпаки считает Асан Кайгы своим, так как в народном фольклоре много наследие от него.

Каракалпакский историк Бердиев Жамиет Торемуратович в своих исследование "Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв." пишет что "каракалпаки[/size] пришли в Уллы тау, когда [/size]Асан кайгы[/size] было 80 лет.":[/size]

 

 

В казахских легендах Асан Кайгы ищет "обетованной земли Жер-Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыбы, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения.", [/size]а в каракалпакских легендах говорится что он ищет обетованный землю предков (Адам Ата) "Жер Жаннети".

На каракалпакском "уюк" или вернее "уйық" даёт смысл "бездна" и "болото", а так же и на казахском;

 

ұйық

I. шерстяные носки

II.

1) топкое место; трясинаболотомашина дөңгелегі ұйыққа батты → машина завязла в трясине

2) рыб. бой (место удобное для икрометания)

 

а как я понимаю смысл слово "Жерұйық[/size]" в казахских легендах слово "ұйық" от каракалпакского "уйыў" и от казахского "ұйыту":

 

 

ұйыту

1. гл.

1) кваситьзаквашиватьзакваситьайран ұйыту → делать простоквашу

2) перен. привлекать внимание; убеждатьол сөйлегенде жұртты ұйытып әкетеді → он, когда говорит, приковывает к себе внимание публики

2. и.д.

1) квашение

2) перен. привлечение внимания

Уйыту и уйык это два разных слова. Уйык скорее всего произошло от уйя - гнездо, теплое место, укромное место. На казахском болото - батпак, шалпык, сазды жер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

Так зачем тогда школьникам мозги пудрить?

Это "национальная историческая традиция", формируемая элитами.

Асан Кайгы был одним из влиятельных сановников хана Золотой Орды, впоследствии основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда. В 50-е годы XV века во время политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кыпчаке он занял сторону противников хана Абулхаира — султанов Керея (Гирея) и Жанибека, основавших в 1456 году в Западном Семиречье Казахское ханство. Был идеологом нового ханства, сторонником объединения всех казахских родов и племён.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...