Рекомендованные сообщения

Кто может дать информацию о горных мекритах на Памире?

Как они туда попали и ассимилировались с кыргызами.

Из сайта о предках ингушей - аланах.

Жители области Кулу и Тауса упорно сопротивлялись. При войске Тимура находился специальный отряд для ведения войны в горных условиях, составленный из представителей племени мекритов из Памира, которые, по словам Йезди, «в ходьбе по горам были так ловки и искусны, что заберутся в любое место, куда только серна может забраться». С помощью мекритов, которые взобрались на скалы, на которых стояли укрепления, Тимуру удалось взять «крепости» Кулу и Тауса. Кулу и Таус были взяты в плен и убиты. В этом сражении, по свидетельству хронистов, было убито множество защитников крепостей, а «те, которые остались в живых, оказались бродящими, растерянными и бездомными».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гость Leo

Имеются в виду не меркиты ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Василий

В одном восточном источнике Ван-хан не имевший равных по своему богатству и численности войск в то время, назван царем кереитов и сахаитов. В западном источнике сын пресвитера Иоанна Унк-хан назван владыкой критов и меркитов. В западных источниках Чингис после страны меркитов покоряет и страну мекритов, в то время кереиты в этих источниках отсуствуют. Пелльо отсюда считал, что мекриты – это кереиты. Может мекриты – это смесь меркитов и кереитов, обьединенное племя-войско? Интересно, какие данные на этот счет в китайских источниках?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость demon

А может это те мукри о которых писал гумилев. Часть тюргешей, прикочевавшая из манчжурии. После падения тюргешского каганата и наступления с севера карлуков, они могли переселиться в горы, как до этого переселялись усуни.

Кстати вторая часть мукри так и осталась в восточной монголии до конца тюркской эпохи. Дальше не знаю, что с ними было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мукри и авары составили тюргешей. Тиргеши есть у алтайцев и кажется у узбеков.

Меркитов табгачи писали как милиге, аймак миликей.

А эти мекриты - горные егеря в армии Тамерлана были курдами по национальности!

В Курдистане было говорят племя мукрин или диалект мукри в уезде...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мукри и бильбасы

В Северо-Восточном Курдистане самым многочисленным племенным объединением является мукри. Территория расселения мукри (Мукристан) находится в бассейне р. Малый Заб и оз. Урмия. Расположение на торговом пути из: Ирана в Ирак исторически обусловило его тесные экономические связи как с Ираном (северо-западным), так и с Ираком (северо-восточным).

На протяжении всей средневековой истории Мукристан подвергался бесконечным нападениям различных кочевых племен, и эти своеобразные волны наложили отпечаток на расселение здесь курдов (Тюрко-монгольские племена многое переняли от курдов: монголы в период своего господства в Западной Азии (XIII-XIV вв.) присвоили названия некоторых курдских кланов. Например, имя мукри носит племя, хорошо известное на Дальнем Востоке). В раннефеодальную эпоху (VII в.) сюда перекочевали курдские племена шуль (позже это племя переселилось в районы Исфахана и Шираза, где было ассимилировано племенами тюрко-монгольского происхождения) и равенд. Несколько столетий спустя (в IX-Х вв.) здесь появились и другие курдские племена. В XIV в. тюрко-монголы, покорившие часть территории края, частично потеснили остальное население.

В первой половине XV в. в Мукристан пришли новые курдские племена, которые постепенно вытеснили тюрко-монголов (в Мукринском Курдистане обитают остатки тюркских кочевых племен - афшары, мукаддамы и др. Тюрко-монгольские элементы отражены также в топонимике края, в таких названиях, жак Сулдуз, Секкез, Соуджбулак, Ахтечи, Джагатау-чай, Татаву-чай и т.д.). Среди пришедших одними из первых были бильбасы и кавалисы. Оба эти племени раньше входили в состав бабанской конфедерации. Позже бильбасы создали отдельное объединение, хотя некоторые по-прежнему рассматривают их как часть союза племен мукри.

Конфедерация бильбасов объединяет пять племен: мангур, мамаш, пиран, синн и рэмки. Часть племени мангур живет в торах по обе стороны р. Лавен, другая часть - в равнинной местности в Ираке, где делится на две ветви: мангур зуди и мангур рифа. Мангуры равнины признают власть рода горных мангуров, глава которых каждый год назначает одного или двух человек (не из своего рода) для управления отдельными ответвлениями (тайфами) на равнине.

Другим значительным племенем, входящим в союз племен бильбас, является племя мамаш, которое живет в Северо-Восточном Курдистане, к востоку от р. Лавен и на севере от мангуров. Одна ветвь мама-япей проживает в Ираке под именем мамаш-а-решка ("черные мамаши").

То же самое можно сказать и о племени пиран, одна ветвь которого живет в горах в Иране, на севере от мангур, западнее р. Лавен, а другая-в Ираке.

Что касается племен синн и рэмки (рэмки подразделяются на две группы: кечел-у-клхау спин ("наголо остриженные") и фейк вейсы ("белые шапки"). Иногда к бильбасам относят к группу оджак, проживающую в Юго-Восточном Курдистане, выше мангур зуди, в восьми деревниях близ границы), предки которых входили в состав конницы Надир-шаха, то в середине XVIII в. они были изгнаны из Шахризура Селимом Бабаном (1743-1757). Их деревни, некогда процветавшие, пришли постепенно в упадок.

Согласно Вагнеру, при разборе племенных дел все члены ллемени пользовались равными правами. Так, за кровь убитого у бильбасов платили скотом. Нарушителя супружеской верности карали смертью. Девушкам никогда не разрешалось выходить .замуж за человека из другого племени.

Бильбасские вожди носят звание Базин (Великий). Прерогативы вождя переходят к сыну или брату, в зависимости от того, кто из них признается более храбрым.

Иногда к бильбасской конфедерации относят и курдов-гевриков. Во всяком случае, курды этого племени сами приписывают себя к бильбасам. Из племен, входящих в группу гевриков, следует отметить зенди, ранее могущественное (один из его вождей, Керим-хан, управлял Ираном во второй половине XVIII в.). В настоящее время зенди - небольшое племя.

Название "мукри" происходит от одноименного племени, ранее входившего в шахрезурскую группу бабан. Шереф-хан Битлиси тоже свидетельствует, что первые правители мукри свое происхождение связывали с бабанскими правителями. Один из потомков последних, по имени Сайфаддин, был человеком хитрым и коварным. Его часто называли "макри" (по-персидски - "черт") или "макру" ("истина, ведомая Аллаху"). Но, как бы то ни было, Сайфаддин прославился непреклонностью помыслов и проницательным умом. В конце господства туркменских племен кара-коюнлу (1410- 1468) и ак-коюнлу (1468-1502) Сайфаддин собрал под своим началом большой отряд из аширета бабан и других племен Курдистана и отобрал у племени чапаклу округ Дерйяс (Шах-Вей-ран), в 11 км от современного Мехабада. Затем постепенно он начал расширять свои владения, присоединил Дул-и-Берик, Ах-тачи, Ил-Теймур и Сулдуз. Сайфаддину никто не смог оказать сопротивления, и племена, подчиненные ему, стали называться мукри.

После установления в Иране господства кызылбашей глава новой династии шах Исмаил Сефеви (1502-1524) несколько раз пытался силой покорить Мукринский Курдистан, но всякий раз безрезультатно. В 1507 г. мукринские курды под предводительством Сарума, сына Сайфаддина, нанесли шахским войскам поражение. Шах Исмаил пытался разбить курдов мукри с помощью кызылбашского племени шамлу, однако и эта попытка оказалась тщетной. Правда, эта победа и для мукринского предводителя оказалась пирровой, и вскоре он вынужден был признать власть сефевидского государя.

В 1583 г. турецкий султан Мурад III поручил новому вождю-мукринских курдов Амир-беку управлять обширной территорией, населенной курдами (Мосул, Шахризур, Эрбиль и т.д. - до Мараги). Наследник Сайфаддина Хейдер-хан Мукри свое господство распространил также на Марагу, Аджери, Лейлан, Миандоаб и Сару Курган.

Курды мукри и бильбас в XV в. образовали большую и мощную племенную федерацию. Объединенные в союз, они быстро" расширили занятую ими территорию и упрочили свое положение в Центральном Курдистане. После этого мукринские бекзаде играли все большую роль при дворах османского султана и иранского шаха. Шах Аббас I опирался на курдов, составлявших большую часть его вооруженных сил, и назначил множество мукринских бекзаде на высокие командные посты. В 1624 г. он разбил турок в крупном сражении благодаря поддержке мукринских курдов, составляющих ядро его армии. Позже воинственные и смелые мукри составляли ядро армий в походах Надир Шаха и Фатх Али-шаха.

Ханы мукри относились к пяти ветвям, восходившим к Баба Эмиру, или Баба Миру. Нынешние бекзаде свое происхождение связывают с именем одного из потомков бабанской династии Будак-хана, жившего в конце XVIII - начале XIX в. До прихода к власти каджарской династии он поддерживал зендов, а после восшествия на престол Фатх Али-шаха был признан эмиром мукри и дважды участвовал в походах Аббас Мирзы против бильбасов. На службе у каджаров находились и другие знатные мукри, например Меджид-хан, имевший чин серхенга, и Исмаил-ага Дебокри, есаул при дворе иранского шаха.

Один из вождей мукри, Азиз-хан, сердар из рода баба-мири, в годы правления Мохаммед-шаха (1834-1848) и Насред-дин шаха (1848-1896) занимался военно-дипломатической деятельностью и в середине XIX в. дослужился до поста военного правителя (аджудан баши) Тегерана, а позже был произведен ?в генералиссимусы иранской армии.

Почти в течение двух столетий (XVII-XVIII вв.) Мукринский Курдистан представлял собой крупное полунезависимое "феодальное владение сердара Мукри, номинально входившее в состав иранской монархии и распадавшееся на значительное количество более мелких владений курдских феодалов. Правящие круги Турции и Ирана не раз пытались подчинить их, однако мукри всегда оказывали упорное сопротивление.

Прогрессивные элементы Мукринского Курдистана сыграли большую роль в Иранской буржуазной революции 1905- 1911 гг., особенно в образовании революционных энджуменов (советов) в таких курдских городах, как Мехабад, Секкез и др. После окончания первой мировой войны мукринские курды активно участвовали в антииранском движении курдов племени шеккак, предводительствуемых Исмаилом Симко.

Последний мукринский сердар был убит турками в декабре 1914 г., а в 30-е годы иранская администрация окончательно упрочила свои позиции, после того как Реза-шах послал против амукринских курдов карательные войска.

В годы второй мировой войны создались благоприятные условия для самоуправления курдов района, и в январе 1946 г. в Мукринском Курдистане была провозглашена курдская автономная область с центром в г. Мехабаде. Курдская автономия просуществовала всего 11 месяцев, но она оказала большое влияние на подъем национально-освободительного движения курдов, проживающих в соседнем Ираке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас