Перейти к содержанию
Гость Урал

Башкорты-Башкиры

Рекомендуемые сообщения

В IX веке вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули родовые подразделения нескольких древнебашкирских родов, таких как Юрматы, Еней, Кесе и ряда других. Они вошли в состав древневенгерской конфедерации племён, которая располагалась в стране Леведия, в междуречье Дона и Днепра. В начале X века венгры вместе с башкирами под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии, основав Венгерское королевство[39].

В X веке первые письменные сведения о башкирах Венгрии встречаются в книге арабского учёного Аль-Масуди «Мурудж аз-захаб». Он называет и венгров, и башкир башгирдами или баджгирдами.[39] По мнению известного тюрколога Ахмад-Заки Валиди, численное доминирование башкир в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки башкирских племен Юрматы и Еней в XII в. привели к тому, что этноним «башгирд» (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства[39].

В XIII веке Ибн Саид аль-Магриби в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд) — тюркоязычных мусульман, которые проживают южнее реки Дунай, и венгров (хункар), которые исповедуют христианство. Он пишет, что у этих народов разные языки. Столицей страны башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии.[39][40] Абу-ль-Фида в произведении «Таквим аль-булдан» пишет, что в Венгрии башкиры жили на берегах Дуная по соседству с германцами. Они служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу[39][40].

Средневековый географ Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини (1203—1283) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией. Он так описывает башкир: «Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане, которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определенное жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнем, не находя нигде сопротивления»[41].

Польский историк Т. Левицкий в статье «Madjar, Madjarstan»[42] приводит информацию о башкирах, принявших в 1241 г. активное участие в вооруженном сопротивлении венгров татаро-монголам из армии Бату-хана. Т. Левицкий приводит сведения об участии башкир в составе объединенного германо-венгерского войска в разгроме одного из отрядов татаро-монголов возле города Шибеник на берегу Адриатического моря[39].

Уважаемый прежде чем так голословно утверждать о составе древнебашкирских племен, сперва определитесь с этим списком племен, носителей политэтнонима или самоназвания башkорт. Они когда уходили вовсе не были древними башкирами. Это древние башкиры их от туда согнали, а часть присоединили к себе. А башкиры туда попали вместе с печенегами, где то на рубеже 11-12 в.в. Вот дам вам интересный источник с молдавского сайта: http://oldstory.info/index.php?/topic/6883-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B8/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Башкиры: угорский след

Сибирский журавль стерх - "родная" птица для финно-угров Урала и Зауралья

Инфоцентр FINUGOR представляет статью Александра Моисеева, опубликованную ранее на сайте "Южноуральская панорама". В материале раскрывается древняя история башкир, во многом сложившихся как народ на основе древних финно-угорских этносов.

* * *

Ни одна птица в башкирском народе не опоэтизирована так, как журавль. Это сродни русскому, где его называют не иначе, как журавушка. А у башкир воспеты и журавлиные танцы, и курлыканье. Пожалуй, нигде более его не называют журавлиной песней. А сколько поверий, преданий связано с журавлем.

Они поклонялись журавлям

Вот документальное подтверждение из книги арабского путешественника X века Ибн-Фадлана о «северных странах»: «Мы видели, как (одна) группа из них поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они (когда-то) вели войну с (какими-то) людьми из числа своих врагов, причем они (враги) обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них (врагов), так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство (этих) башкир!

Поэтому они (башкиры) стали поклоняться журавлям и говорят: «Эти журавли — наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются».

Тюрки-степняки в древности не обожествляли журавля, это угорское божество. Все угорские народы в прошлом поклонялись болотной птице. Не случайно финно-угорский культурный центр у нас называется «Стерх» (белый журавль). У всех угров журавль именуется сходно. У манси — тари, у хантов — тари, у мадьяр-венгров — дару, дьер.

К каким же временам следует отнести действие преданий о журавлиных людях? Речь идет о войнах ранее IX века. Исследователи относят их к V–VIII векам, в течение которых угры противостояли надвинувшимся на их земли с востока тюркам. Поле битвы простиралось от Урала до Арала. Именно здесь передвигалось пограничье первых тюркских держав-каганатов.

Древние тюрки оставили памятные письмена на могильных камнях своих каганов. Среди врагов Кюль-Тегина (VIII век), к примеру, называются оногуры, катай и бурджаны. Огус-хан (тоже VIII век) воевал с ними же в Оногурии к западу от своих владений. Оногурию помещают в районе Южноуралья.

Родичи Салавата Юлаева

Помимо племен, по сути, общих кровей, считавших своим предком журавля — «журавлиных» людей, вошедших в венгерский и башкирский народы: мадьяры (в Башкирии было племя медьер), дьермат-юрматы, тарья-тамьян, тырнаклы, в башкирский народ вошло еще более десятка заметных родственных им угорских племен, в основном в число северных башкир. Некоторые же из них, особенно среди горнолесных башкир сохранили чистоту угорской крови, переняв лишь тюркский язык и обычаи.

Среди племен, участников мадьярского похода на Дунай, называются еней и кудей. Первое племя, судя по перечню волостей, Х VIII века обитало на крайнем северо-западе Башкирии, а вот кудейцы в наших пределах, в башкирском пограничье, в северо-западном углу области. С ними связаны события Пугачевского восстания в этих местах и более того, героя башкирского народа Салавата Юлаева. Он из рода шайтан-кудей, его отец Юлай Азналин был старшиной местной волости.

Кунгурский бургомистр Юхнев отмечает Кудейскую (Кудинскую) власть в списке 1725 года в Сибирской дороге, насчитывая в ней 225 кошей — дворов и 675 душ мужского пола, способных носить оружие воинов. На картах 1773 года и в документах об участии башкир в восстании отмечается Шайтан-кудейская волость севернее Симского и Усть-Катавского заводов. Центр ее Юлай-йорт находился на Юрюзани в современном пограничье Башкорто-стана и нашей области.

Шайтан-кудейцы активно участвовали в башкирских восстаниях XVIII века и пугачевском бунте под началом старшины Юлая Азналина и его сына Салавата. Причина — заводы были поставлены на их землях чуть ли не обманом. В легенде о происхождении близкого рода урман-кудей говорится об общем предке с юрматы Юрмане-Юрми-хане.

В дупле рожденные. Куваканцы

Южными соседями шайтан-кудейцев были куваканцы. Куваканская волость в XVIII веке занимала территории нынешних Саткинского, Катав-Ивановского и Учалинского (Башкирия) районов. Название притока Юрюзани — Тюлюк толкуется по куваканским преданиям как «тюлюк — гнездо, кровля», вероятно, именно здесь находилось родовое гнездо племени.

Следует, однако, сказать, что племя куваканцев, как и прочие башкирские, было очень разнородным. Помимо коренных родов горных башкир, входили в него и тюрки-пришельцы из степей, которые появились здесь поздно при великом переселении наров в ходе татаро-монгольского нашествия. В числе куваканских родов называют сатка-саткей, давший название речкам Сатка и городу на ней, и тюбеляк, родовой йорт которого перерос в современное село Тюбеляс.

Куваканцы участвовали в Пугачевском восстании под началом Кукея Бикбулатова, Иксана Якупова. В наполеоновских войнах серебряными памятными медалями были отмечены урядники Кылыс Кизяев и десять рядовых. Сегодня потомки куваканцев проживают в деревнях Байрамгулово и Булатово Аргаяшского и одноименной деревне Уйского районов.

«Речные» люди. Упейцы

Упейцы (упе) — очень древнее племя. В названии улавливается самодийское слово «упе, упа — река», так что «речные люди». Родство с племенем сызгы также предположительно самодийских корней. Общий диалект, несколько отличный в племенах. Значительное смешение с татарами. Островками проживали по соседству с сызгинцами от Кунгура до Южного Урала и Зауралья. На землях упейцев находилась лесная дача Нязепетровского завода.

По версии ученых упейцы из местных или пришедших из Западной Сибири угров или самодийцев. Они обитали в верховьях Уфы и есть предположение, что река названа по этому племени. В низовьях башкиры называли ее в прошлом Караидель, а название Уфа объяснить не могут. Обращает внимание окончание самоназвания упей с именами чувашских языческих богов (финно-угорская основа) Мелекей, Ермей, Опай.

В древнем упейском селении Шокур-упей (Шокурово) на реке Уфа недалеко от Нязепетровска записано предание, что пришли упейцы сюда с Иртыша. Исследователь XIX века Н.Л. Скалозубов отмечал особость упейцев: «не устраивают Сабантуя, столь любимого степными башкирами, называют их кунгурами».

Следы угорской колыбели

Тысячелетия финно-угорской прародины в наших лесах и лесостепях, а затем долгие угорские века (угры, ставшие скотоводами, кочевали и в степях Южноуралья), конечно, не могли не оставить следов на карте края. Обращаясь к финно-угорской версии толкования некоторых южноуральских названий, нельзя не соблазниться цитированием известного романа А.Н. Толстого «Петр Первый»: «Шведы поздно заметили на высоком берегу речонки Ая ушастых всадников с луками и конскими хвостами на копьях. Подполковник Ливен вышел к речке с двумя ротами и пушкой.

На том берегу косоглазые варвары подняли изогнутые луки, пустили стаю стрел…» Разве не вызывает этот эпизод недоумение? Ай — речка уральская, всадники, судя по всему, башкиры. Но при чем здесь шведы? Сроду они у нас не жили. Но все так и было, писатель в своем романе ничего не напутал, описывая первую победу русских в войне со шведами. Произошла описываемая схватка в декабре 1701 года в Эстляндии под Дерптом на речке Ай. Она и сейчас течет в тех местах.

Видный московский ученый, много работавший в наших местах, Г.Н. Матюшин принадлежит к числу археологов, которые своими находками в Уральских горах и на озерах опровергли бытовавшую в прошлом гипотезу, что прародина финно-угров Прибалтика, с территории которой они якобы разошлись на север и восток до Западной Сибири. Найденные при раскопках Г.Н. Матюшина артефакты позволяют считать, что расселение финно-угров в каменном веке началось именно с Южного Урала и Зауралья.

Ушла часть племен, сегодня потомки оставшихся на Урале и в Приуралье — это современные мари и коми, удмурты и манси, в Сибирском Зауралье — ханты. Некоторые оставшиеся в наших местах угры образовали целый ряд племенных групп, вошедших в башкирский народ. Каким же путем расселялись финно-угры? Археологические находки показали, что их путеводными нитями были реки.

Понятно, насколько важен для них был уральский водораздел, здесь несколько узлов «голубых дорог» древности — истоков рек, текущих в разные стороны света. Потому и прежде всего в названиях этих рек надо искать следы угорских языков, а также языков народностей, имевших, возможно, с ними общих предков. Такими являются кеты и селькупы, что ныне проживают в Западной Сибири.

Специалисты по топонимике находят в названиях характерные признаки угорских языков. Скопление таких названий в предгорном Зауралье: озера Арашкуль, Мисяш, Аргаяш, Инышко, Иртяш; речки: Аша, Арша, Ергалаш, Ангрышты, Югуш, Кидыш, Та-гуш, Тундуш; горы Нургуш, Лукаш (Нукаш), Нугуш, Казимаш.

В прошлом наши места считались сибирским пограничьем, еще в XVIII веке границей Сибири считался Урал-тау. О сибирах осталась память в легендах местных народов. «Старых людей», то есть тех, кто обитал на их месте в прошлом, ханты называют «себар», «савар», манси — «сипыр», «супыр»; ненцы — «сиберти»; иртышские татары — «сыбер», «сывер», кстати, манси они называют «сипырами». Отметим, что мось — одно из племенных подразделений манси — своей прародительницей (тотемом) считало лягушку — «сипыр».

Значительные материалы, собранные в последние десятилетия археологами, специалистами других направлений науки, ждут анализа угроведов. Думается, открытие древней Югории на Южном Урале не за горами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья доктора исторических наук Б.А. Азнабаева "Возобновление Российского подданства башкир в 1722 году".
С.У. Таймасов первым из исследователей обратил внимание на то, что в результате восстания башкирам удалось временно обрести самостоятельность. Именно в 20-е гг. XVIII в. в официальной документации впервые появляется политоним «Башкирская орда». Ротмистр А. Аничков употребил это выражение в следующем контексте: «На многих походах их отцы и родственники побиты и в полон пойманы и до ныне живут посреди Башкирской орды… и их город стал украинной и от иных городов в дальнем расстоянии и посреди оной басурманской воровской орды». Появление термина «Башкирская орда» фактически означало официальное признание независимого статуса башкирского объединения. Интересно то, что даже после возобновления российского подданства, состоявшегося в 1722 г., в сенатских в делах по-прежнему продолжали именовать коренное население Уфимской провинции «ордой». Таким образом, на протяжении почти 12 лет, с 1711 по 1722 г. башкиры были предоставлены сами себе. Они имели все возможности для создания собственной государственности во главе с ханом. Как показывают события первых двух десятилетий XVIII в. башкиры в этот период не испытывали недостатка в претендентах на ханский престол. Башкиры в 20-30-е гг. XVIII в. отнюдь не представляли собой народ, нуждающийся в протекторате великой державы. Тем не менее, несмотря на избыток претендентов на ханство, башкиры в 1719 г. приняли решение восстановить свое российское подданство. Что ими двигало?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1722 году Ишим Мухаммед из династий Кучумовичей обращается российской империи о дружбе и добрососедстве от имени каракалпакского народа, до этого подобных обращений не было, более того, запутана роль Кучумовичей в управлений над башкирами и каракалпаками, то ли это общее руководство, то ли попытка Кучумовичей держать под своей властью своих единомышленников... Тем не менее Кучук, ставший собственно каракалпакским ханом был убит башкирами, скорее всего сторонниками присоединения к России, но вопрос о мести каким-то образом был улажен сторонами, так сказать - простили друг друга. Сын Кучука,  Мурат султан, приглашенный для ханства над башкирами был казнен русскими. Эта казнь списала с восставших башкир "личные грехи" перед империей.

 

Я задумываюсь над вопросом "Что двигало башкирами при восстановлении российского подданства?" и мне кажется, что решение Ишим Мухамеда и решение башкир каким-то образом связаны между собой.

 

Ув. Вахит, есть ли у Вас более подробные сведения о политических обстоятельствах этого периода относительно башкирского народа?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Башкыр 

Более важны те сведения, которые Геродот в начале V в. до н.э. сообщил о древних башкирах – аргиппеях. Во-первых, он отметил, что страны и народы, живущие между Древней Грецией и аргиппеями, хорошо известны, у них бывают скифы и греки – торговцы из торговых городов северного побережья Черного моря. Геродот описал и внешний облик древних башкир: аргиппеи лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Среди башкирских родов известен род Тазлар – «лысые люди». Едва ли они были лысыми от рождения. Давно известна склонность башкир брить голову и бороду. Возможно, в обычаях народа в древности бритье головы имело место не только у мужчин, но и у женщин и детей или это был какой-то религиозный обряд. Не исключено, что это было вызвано гигиенической необходимостью. Так или иначе, «лысые люди» Геродота, аргиппеи сохранились в башкирском этносе в виде рода Тазлар. Селения с таким названием есть и сегодня в Бураевском районе Республики Башкортостан. Тазлары жили и на берегах Юрюзани в нашей деревне Каратаулы.


http://www.vatandash.ru/index.php?article=1645
 


 Аргимпеи (аргипеи, чаще — аргиппеи; и др.; греч.; άργιμπάτοι; οργιμπάτοι и т. д.; лат. Arimpfaioi, Rimphaces, Aremphaei и т. п.) — народ (обычно) северо-востока Скифии[1], который античные авторы характеризовали со времён Геродота. Соседи гипербореев и ряда других этносов.

Подробности у Геродота (История. Книга 1У/ 19 — 25) о локализации этноса следующие: «22. За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты — многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки[19]. … Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю. 23. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная[20]. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками[21]. Говорят они на особом языке, одеваются по скифски, а питаются древесными плодами…. Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа — аргиппеи. 24. Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо известны, так как к ним иногда приходятскифы. Ведь сведения о них можно легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской торговой гавани (в устье Днепра: П. З.)и прочих понтийских торговых городов. Скифы же, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках. 25. Итак, области до этих лысых людей нам еще знакомы, о том же, что выше их, никто с точностью сказать не может. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами — другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Этому то я уж вовсе не верю. Области к востоку от лысых достоверно известны: там живут исседоны. Но о землях к северу от исседонов и лысых мы ничего не знаем, кроме того, что они сами рассказывают»[2].

Наиболее полный свод сведений о них суммировал еще в 1969 г. И. В. Пьянков[3]

В частности, по наблюдениям историка, у Геродота аргимпеи обитают у подножия высоких гор, у Гиппократа — Рипейских; у Геродота — среди них плешивы мужчины и женщины; у Гиппократа — растительность на теле отсутствует у мужчин и женщин. Это свидетельство ведут от Аристея 7 века до н. э. Позже плешивость объяснялась от воды (снеговой или ледяной), которую этнос употреблял. Римские авторы, включая Плиния и Аммиана, чаще указывали этнос у оконечности Рифейских гор. Допускают, что это регион истоков Хронуса (Немана) и Вистулы (Вислы). «Плешивость» связывается с традициями стрижки казаков, оставлявших только чубы.

Аргипеи отвечали за конец главной «скифской торговой дороги». Но конец этой дороги мог иметь разные ответвления. Локализация этноса в связи с горами Рипами (Рифами) позволила Пьянкову аргументировать версию, что первоначальными именем этноса могло быть οργеμπάτοι . Живут они в лесах, не строят домов, не употребляют животной пищи. Не имеют волос из-за качества воды или волосатость у них признается позором. Нравы имеют кроткие. Слывут священными. Неприкосновенны для соседей и имеют право укрывать у себя всех, кто просить защиты. Допускается связь этноса с культом скифской Аргимпасы (Афродита, Венеры). Но профессиональной жреческой корпорацией, связанной с культом богини Аргимпасы, были энереи (Her., IV, 67-68);[4] Устойчива версия, что аргиппеи (возможно, Агриппеи; опалённоликие) — древний народ на Урале. Якобы имели монголоидные черты, занимались скотоводством. Предположительно соответствуют носителям ананьинской культуры[5].

М. 3. Закиев обратил внимание на подробности у Геродота — аргиппеях питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого употребляют в пищу, — понтик[6]. Спелый плод его выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием асхи. Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки [Геродот, IV, 23]. Ряд историков отождествили аргиппеев с башкирами. Предки башкир при знакомстве с греками могли представиться с гордостью как ират ‘настоящие мужчины’ и, возможно, при этом попытались перевести это на греческий язык, но перевели только вторую часть — ат-гиппей. Так могло появиться слово аргиппей.

Понтик и асхи могут быть этимологизированы, по М. З. Закаеву, как понтик — бун-тек — бунлык, где древне-тюркское слово бун ‘суп, похлебка’, а понтик значит предназначенное для изготовления похлебки; и как асхи~асгы, то есть пригодный для употребления в пищу (ас-аш ‘пища’). Из гущи асхи тюрки действительно сушат пастилу.[7] Версия о связях аргипеев с пращурами башкир относится к наиболее распространённым.

Общепринятой трактовки этноса в реальной науке нет.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%B8

 

БАШКУРТ , БАШЖУРТ , БОЗКУРТ  как только не склоняют это название .

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно ли что этноним башкир происходит от bäsh ogur (пят огурских племен).

 

Название «башкиры», возможно, происходит от «биш» + «огур», а затем видоизменилось на «баш» + «корт»

«О проблематике соотношений тюрков и угров на примере мишарей и мадьяров» М. З. Хайретдинов

 

Но скорее от «биш» + «гур» - пятая стрела (область) Западнотюркского каганата.

 

«гур»

гурхан (по китайски go-han) значит "властитель мира"http://www.onlinedics.ru/slovar/brok/h/xan.html

 

ДТС

QUR  I стрела

QUR II положение, чин, достоинство, ранг; QUR VI -qor I

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

1. Урианхан овогт Мөнхбаатарын Дашбазар, Борзон овогт Төрбатын Баттулга нарыг бусдын эд хөрөнгө хулгайлсаны улмаас бага бус хэмжээний хохирол учруулах гэмт хэргийг орон байранд нэвтэрч бүлэглэн үйлдсэн гэм буруутай болохыг тогтоосугай.

 

http://old.shuukh.mn/eruuanhan/4058/view

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Башкиры: угорский след

название Уфа объяснить не могут. 

Помнится, что Уфа= у-фа вода -вода , на разных древних языках.

Кстати и АГидель река-река,  АГа-течь(река!), Идель-Итиль также река, Называют Белая, так белое- АК!, но не АГ.

В древности истоком известной Итили (ныне Волга) считали именно нынешнюю Белую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Каргатуй, карга боткасы (карга туйы, от тат. карга — ворона, туй — праздник, свадьба), карга-буткахы (ҡарга бутҡаһы, от тат. и баш. карга — ворона, бутка — каша, тат. карга боткасы) — традиционный татаро-башкирский праздник. Проводится также и у других тюркских народов.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B9
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Башкарды - видимо древние сородичи современных башкир.

 

 

Осталось ещё только их протестировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

происхождение буркутов от некоего Буркыт-быя необосновано

Дафтар Чингиз-наме - фольклорный источник, а не исторический

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы VII Всероссийской тюркологической конференции (с международным участием), посвященной 95-летию видного ученого-тюрколога Э.Р. Тенишева. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. – 448 с.
https://vk.com/doc704697_437564179?hash=c6660323e544f2b277&dl=9cf36f5593f5a9bb46

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...