Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

«Уйгуры в Восточном Туркестане и Китае

После создания империи Юань в Китае оставалась и часть уйгуров, пришедших с монгольскими завоевателями в эпоху походов Чингиз-хана и его первых приемников Угэдэйхана, Мункэ-хана. Среди военачальников монгольского войска, покорявшего Китай, китайские источники называют немало уйгуров.

 

Выдвижение уйгуров на важные посты в эпоху монгольского господства в Китае происходит после распада империи Чингиз-хана на отдельные монгольские государства, в разгар междуусобных войн его потомков за великоханский престол. При правлении Хубилай-хана население империи Юань был разделено на четыре категории: 1) монголы, 2) (сэму) или (сэмужэнь) – выходцы из Центральной и Западной Азии (по-китайски Сиюй – Западный край), в число  которых входили уйгуры, 3) кидани, чжурчжени, корейцы, китайцы из северных провинций, 4) китайцы из южных провинций, образовавшие наиболее неравноправную, но самую многочисленную часть населения страны.

 

Политическая роль «сэму» оказалась самой значительной. Уже на первых порах ключевые посты в империи Чингиз-хана в системе гражданской власти наряду с киданями и чжурчжэнями занимали и уйгуры. Ко времени образования империи Юань уйгуры занимали прочные позиции в системе монгольского государственного управления в Китае. Этому способствовало то обстоятельство, что в борьбе с сепаратистскими устремлениями монгольской аристократии, оспаривавшими великоханский трон, императоры Юань находили в уйгурах опору для проведения политики централизации. Уйгуры были одной из самых влиятельных группировок «сэму». 

 

Всего в китайских источниках монгольской эпохи упоминаются более 300 уйгуров, служивших монголам в Китае. Только в «Юань-ши» из 227 упоминаемых даругачи, монгольских наместников в Китае, 34 были уйгурами. До 1260 г. китайские источники упоминают 12 уйгуров занимавших должности наместников провинций – даругачи. Среди них Аринтимур, главный даругачи в Хэнани и других провинциях. Биография, посвященная Аринтимуру в «Юань-ши», содержит сообщения о многочисленных его наградах за верную службу монгольским ханам, о том, что он «занялся преобразованием опустошенных земель… Из текста этой биографии видно, что уйгуры были сторонниками той политической тенденции при монгольском дворе, которая характеризовалась стремлением к восстановлению земледельческого хозяйства, за управление Китаем по схеме традиционной китайской политической теории в интересах завоевателей, и вступала в противоборство с политической линией большинства монгольской знати, враждебной оседлой жизни, земледелию, сторонниками неупорядоченной, а хищнической эксплуатации и даже уничтожения оседлого населения. 

 

Уйгур из Хами Аркиштимур был крупным военачальником во время правления Мункэ-хана и принял участие под командованием монгола Чжалартая в походе на Корею. Его сын Атай унаследовал пост после отца, а затем был назначен Мункэ-ханом даругачи в округе Синпин. Ляньсисянь (1231-1280 гг.), уйгур из Бешбалыка начал служить монголам в окружении Хубилай-хана, когда последний еще не был великим ханом. В 1254 г. он был назначен на ответственный пост в районе Дайду. Впоследствии стал правым министром в Государственном Совете. Уйгуры, начиная с правления Хубилай-хана (1260 г.), становятся важной политической и военной опорой великих монгольских ханов – юаньских императоров в борьбе с сепаратизмом монгольской удельной знати, претендующей на великоханский трон, в подавлении выступлений китайского народа и его эксплуатации, в проведении активной завоевательной политики. В правление основателя империи Юань Хубилай-хана китайские источники сообщают данные более чем о 70 уйгурах, причем часть их служила и при преемниках Хубилай-хана.»

 

 (Из статьи «Уйгуры в эпоху монгольского владычества (XIII–XIV вв.)» доктора исторических наук, профессора Кадырбаева А.Ш. (Институт востоковедения РАН). Статья опубликована в сборнике «Исследования по истории и культуре уйгуров». Алматы: Мир, 2014)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Уйгуры в Восточном Туркестане и Китае

 

В период правления Чингиз-хана, когда монголам предстояла борьба со своими противниками на Востоке, и им было необходимо поддерживать тесные союзнические отношения с уйгурским идикутом, они довольствовались признанием зависимости и поднесением даров, но даругачи (наместники) к ним еще не назначались и не устанавливались обязательные нормы податей. Вплоть до правления великого хана Угэдэя – преемника Чингиз-хана – уйгурские идикуты пользовались известной самостоятельностью в вопросах внутренней политики. Одним из наиболее влиятельных деятелей при монгольском дворе являлся правитель уйгуров идикут Барчук. Имеется множество указаний на то, что уйгуры и их правитель Барчук обладали особым статусом при дворе Чингиз-хана.

 

Однако к началу междуусобных войн, т. е. к 1260 г., уйгурское Турфанское княжество все больше теряло остатки своей самостоятельности. Начиная с правления Угэдэй-хана (1239–1241 гг.), а возможно в конце царствования Чингиз-хана, уйгурское население, как и народы других покоренных монголами стран, также страдало от непосильных налогов, повинностей и злоупотреблений монгольских наместников-даругачи. Среди этих чиновников были и уйгуры, но действительная власть на местах принадлежала монголам или чужеземцам, назначенным монгольскими ханами. Среди первых даругачи Бешбалыка Джувейни отмечает мусульманина Сайф-ад-дина, у которого были противоречия с идикутом. Кроме сборов налогов даругачи осуществляли политический контроль за действиями уйгурской верхушки. После назначения монгольских даругачи идикуты постепенно теряли контроль над внутренней политикой в своей стране, их полномочия стали подвергаться контролю монголами в таких сферах, как, например, в сборе податей, наблюдений за трудовой повинностью, за деятельностью чиновников. 

 

Налоговый гнет усугубился еще и тем, что, как и в Китае, в Восточном Туркестане практиковалась отдача податей на откуп среднеазиатским мусульманским купцам. Эта система способствовала их злоупотреблениям по отношению к уйгурскому немусульманскому населению.

 

В Восточном Туркестане, как и в других завоеванных монголами странах, население страдало от непосильных налогов, податей и злоупотреблений чиновников. Но главной причиной дальнейшего упадка уйгурской государственности на территории Восточного Туркестана послужили междуусобные войны, которые начались в 1259 г. после смерти великого хана Мункэ и были вызваны соперничеством за великоханский престол среди двух братьев умершего хана: Аригбука был провозглашен великим ханом в Монголии, а Хубилай – в Китае. Оба старались подчинить уйгуров своей власти. Хотя эта война закончилась победой Хубилай-хана, однако вскоре против него образовалась новая сильная коалиция во главе с внуком Угэдэй-хана Хайду. Война между Хайду и Хубилаем охватила всю территорию Восточного Туркестана. В 1268 г. Хайду атаковал Бешбалык. Уйгурский правящий дом во главе с идикутом Кочкар-тегином покинул Бешбалык и направился к Кара-Кочо.

 

В 1275 г. противники Хубилай-хана монгольские царевичи Дува и Бусма полгода осаждали Кара-Кочо и сняли осаду после выдачи дочери идикута царевичу Дува в жены. Дочь идикута по имени Эли-икмиш-беки поставили на крепостной стене и на веревке опустили за городские стены. Дува, взяв девушку, отступил. После этого идикут прибыл ко двору Хубилай-хана, где был принят с радостью и награжден дорогими подарками. Кочкар-тегин погиб в бою с войсками антиюаньской коалиции на границе с Китаем. В 1286 г. Хайду захватил Бешбалык, который являлся опорной военной крепостью монгольских войск династии Юань в Восточном Туркестане. При Юань монгольские гарнизоны располагались до Хотана, Кашгара и других городов к югу от Тарима. Все походы войска совершали из Бешбалыка. Однако, отдельные успехи и помощь юаньских властей не могли улучшить неблагоприятную военно-политическую обстановку для династии Юань, которая сложилась в регионе и в итоге привела к падению Бешбалыка.

Хубилай-хан, занятый подавлением массовых народных восстаний в Китае, не смог оказать более эффективной поддержки уйгурскому идикуту. Двор идикута покинул Кара-Кочо и обосновался в Юнчане (район Ганьсу) под защитой империи Юань. И хотя периодически земли уйгуров вновь и вновь переходили под юаньский контроль, это носило непрочный и временный характер. После бегства в Ганьсу идикут превратился фактически в одно из должностных лиц, назначаемых монгольским двором.»

 

(Из статьи «Уйгуры в эпоху монгольского владычества (XIII–XIV вв.)» доктора исторических наук, профессора Кадырбаева А.Ш. (Институт востоковедения РАН). Статья опубликована в сборнике «Исследования по истории и культуре уйгуров». Алматы: Мир, 2014)

 

https://t.me/uighurcenter/56

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.11.2019 в 15:54, Rust сказал:

 

Еще даю информацию нашего Ашина Шэни (путь земля будет ему пухом!):

 

Многие упомянутые уйгурские племена из числа сюннуских, что не может не радовать. Даир (царствие ему небесное) видимо не без помощи ув. Igor указывал мне на это в личной переписке. 

Это доказывает гипотезу ув. Igor, что древний этноним сюнну=уйгур ко времени тюркских каганатов. И раз язык уйгуров зафиксирован как древнетюркский, значит надо полагать, что знать сюнну говорила на предке древнетюркского языка, а не на каком либо другом. Вероятно, древнетюркский - это койнэ сюннуского языка. 

Кого там начитался наш бурятский друг Baba Suba только он сам знает. Монгольского акб? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Карай сказал:

Разницу междлу несторианами и тэнгрианцами, я думаю, понимали и тогда. Даже, если несториан сами христиане часто считали еретиками, все-таки это были христиане, религия узнаваемая в то время.

ув.Буба-Суба. я все-таки не теолог, поэтому могу только изложить результат моих умозаключений в связи с прочитанным материалом. В теологии слишком много специальных подходов к обоснованиям. Я даже сильно религиозным человеком себя назвать не могу. Поэтому заранее прошу извинить, если мои сравнения были "топорными".

Я не про разницу вер а об ошибочной записи у некоторых авторов. 

Я про непонятки у Карпини, он смешивает в одну кучу различные веры различных групп людей, из чего сделан вывод о единобожии  монголов, о тенгрианстве. 

А у иных авторов адаптация под свою веру, "Силой Неба" записывают "Силой Господа" и т.д. 

Прим.    Гумилев считает что шаманизм западных бурят такой же как у сяньби. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Turk сказал:

Многие упомянутые уйгурские племена из числа сюннуских, что не может не радовать. Даир (царствие ему небесное) видимо не без помощи ув. Igor указывал мне на это в личной переписке. 

Это доказывает гипотезу ув. Igor, что древний этноним сюнну=уйгур ко времени тюркских каганатов. И раз язык уйгуров зафиксирован как древнетюркский, значит надо полагать, что знать сюнну говорила на предке древнетюркского языка, а не на каком либо другом. Вероятно, древнетюркский - это койнэ сюннуского языка. 

Кого там начитался наш бурятский друг Baba Suba только он сам знает. Монгольского акб? :D

Из ВИКИ:

Уйгурский каганат, Уйгуро-Орхонский каганат (Государство Тогуз-Огузов) — государственное образование VIII—IX веков н. э., пришедшее на смену Восточно-тюркскому каганату. Ибн Хордадбех упоминает о землях уйгуров (токуз-огузов): «Их область самая большая из тюркских стран, они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками»[3].

Его историческими предшественниками были раннегосударственные кочевнические образования:

Через 140 лет на территориях бывшего Восточно-тюркского каганата появился третий Уйгурский каганат. В 840 году это государство было уничтожено после двадцатилетней войны енисейскими кыргызами. Под натиском кыргызов уйгуры откочевали на юг в Восточный Туркестан. Очаги их государственности продолжали существовать на западе Ганьсу и в Турфанском оазисе. 

 

Первый УК (4 в - ?) --- древние уйгуры - монголоязычные (сяньби)

Жужаньский  каганат/древние татары и др./ - (4в - 555) --- Разгромлен после восстания Огуз-хана. ---- Огуз и его кузены - уйгуры (м/яз, потомки Могулл-хана по Абулгази), присоединившиеся канглы, кипчак, карлук ... - тюркоязычные племена (РАД, Абулгази)

Второй УК (523 - 603) --- раннесредневековые уйгуры (70-80 лет сражались с жужанями, прогнали их на восток -- Абулгази) --- тюркоязычные племена (и перешло их имя на всех) --- разбиты кок-тюрками 

Третий УК (743 - 840) --- т/яз. разбиты ен. кыргызами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 часов назад, buba-suba сказал:

Из ВИКИ:

Уйгурский каганат, Уйгуро-Орхонский каганат (Государство Тогуз-Огузов) — государственное образование VIII—IX веков н. э., пришедшее на смену Восточно-тюркскому каганату. Ибн Хордадбех упоминает о землях уйгуров (токуз-огузов): «Их область самая большая из тюркских стран, они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками»[3].

Его историческими предшественниками были раннегосударственные кочевнические образования:

Через 140 лет на территориях бывшего Восточно-тюркского каганата появился третий Уйгурский каганат. В 840 году это государство было уничтожено после двадцатилетней войны енисейскими кыргызами. Под натиском кыргызов уйгуры откочевали на юг в Восточный Туркестан. Очаги их государственности продолжали существовать на западе Ганьсу и в Турфанском оазисе. 

 

Первый УК (4 в - ?) --- древние уйгуры - монголоязычные (сяньби)

Жужаньский  каганат/древние татары и др./ - (4в - 555) --- Разгромлен после восстания Огуз-хана. ---- Огуз и его кузены - уйгуры (м/яз, потомки Могулл-хана по Абулгази), присоединившиеся канглы, кипчак, карлук ... - тюркоязычные племена (РАД, Абулгази)

Второй УК (523 - 603) --- раннесредневековые уйгуры (70-80 лет сражались с жужанями, прогнали их на восток -- Абулгази) --- тюркоязычные племена (и перешло их имя на всех) --- разбиты кок-тюрками 

Третий УК (743 - 840) --- т/яз. разбиты ен. кыргызами

Причем здесь жужани? Какое отношение они имеют к уйгурам? Уйгуры и другие огузские племена во главе с тюками как раз и уничтожили жужаньский каганат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Причем здесь жужани? Какое отношение они имеют к уйгурам? Уйгуры и другие огузские племена во главе с тюками как раз и уничтожили жужаньский каганат.

Татар-хан (Юйцзюлюй Датань (郁久閭大檀 Yùjiǔlǘ Dàtán)) - хан жужаней (414-429) и его брат-близнец Могулл-хан /Мунгл-хан/(по Абулгази). Придворный историк династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби. --- монголоязычные. Кара-хан - потомок Могулл/Мунгл/-хана, его сын Огуз поднял восстание против отца. --- они из ветви сяньби. --- Тех родственников, кто поддержал его (в т.ч. двоюродные братья), Огуз назвал УЙГУРами --- они из ветви сяньби, потомки  Могулл/Мунгл/-хана. 

То есть древние уйгуры - потомки Могулл/Мунгл/-хана из ветви сяньби --- монголоязычные

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
9 минут назад, buba-suba сказал:

Татар-хан (Юйцзюлюй Датань (郁久閭大檀 Yùjiǔlǘ Dàtán)) - хан жужаней (414-429) и его брат-близнец Могулл-хан /Мунгл-хан/(по Абулгази). Придворный историк династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби. --- монголоязычные. Кара-хан - потомок Могулл/Мунгл/-хана, его сын Огуз поднял восстание против отца. --- они из ветви сяньби. --- Тех родственников, кто поддержал его (в т.ч. двоюродные братья), Огуз назвал УЙГУРами --- они из ветви сяньби, потомки  Могулл/Мунгл/-хана. 

То есть древние уйгуры - потомки Могулл/Мунгл/-хана из ветви сяньби --- монголоязычные

Ну тогда вспомните и Яфета и Адама. Вы свято верите, что все написанное Бахадуром Абулгази это 100% правда?

Среди сяньби были тюркоязычные народы, те же племена тоба.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Rust сказал:

Причем здесь жужани? Какое отношение они имеют к уйгурам? Уйгуры и другие огузские племена во главе с тюками как раз и уничтожили жужаньский каганат.

По источникам Огуза поддержали тюркоязычные племена, предки карлуков, кыпчаков, каллачей, канкли. 70 (или 80) лет под предводительством сыновей Огуза (т.е. уйгуров) воевали с жужанями (древними татарами), прогнали их на восток. --- Это второй уйгурский каганат, тюркоязычные племена с ханами монголоязычными по происхождению, фактически двуязычными уйгурами - детьми Огуз-хана. "и имя их перешло на все племена" - уйгурами называют уже тюркоязычные племена. --- от древних уйгуров у них только название и ханы. 

Разбиты кок-тюрками. 

Токуз-огузы = уйгуры (средневековые) - уже только тюрки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
5 минут назад, buba-suba сказал:

По источникам Огуза поддержали тюркоязычные племена, предки карлуков, кыпчаков, каллачей, канкли. 70 (или 80) лет под предводительством сыновей Огуза (т.е. уйгуров) воевали с жужанями (древними татарами), прогнали их на восток. --- Это второй уйгурский каганат, тюркоязычные племена с ханами монголоязычными по происхождению, фактически двуязычными уйгурами - детьми Огуз-хана. "и имя их перешло на все племена" - уйгурами называют уже тюркоязычные племена. --- от древних уйгуров у них только название и ханы. 

Разбиты кок-тюрками. 

Токуз-огузы = уйгуры (средневековые) - уже только тюрки. 

Это бред.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Rust сказал:

Ну тогда вспомните и Яфета и Адама. Вы свято верите, что все написанное Бахадуром Абулгази это 100% правда?

Среди сяньби были тюркоязычные народы, те же племена тоба.

Так это не только у Абулгази, но и у РАДа, у др. персидских авторов. 

Считается, что империя основана родом Тоба, относившегося к монголоязычному племени сяньби.  - Вики. 

Поздние тоба могли сменить язык. Или перенять название.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
10.11.2019 в 13:19, buba-suba сказал:

Так это не только у Абулгази, но и у РАДа, у др. персидских авторов. 

Считается, что империя основана родом Тоба, относившегося к монголоязычному племени сяньби.  - Вики. 

Поздние тоба могли сменить язык. Или перенять название.

Не было никаких братьев Могола и Тюрка - это все мифология. Тобасцы были тюркоязычными, они стали предками урянхайцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
10.11.2019 в 13:19, buba-suba сказал:

Обоснование?

Цитата

По источникам Огуза поддержали тюркоязычные племена, предки карлуков, кыпчаков, каллачей, канкли. 70 (или 80) лет под предводительством сыновей Огуза (т.е. уйгуров) воевали с жужанями (древними татарами), прогнали их на восток.

Легенды об Огуз-кагане это легенды, возводящие все огузские племена к первопредку. Про жужаней в "Огуз-намэ" ничего нет. Или они там названы китайским термином? 

Цитата

- Это второй уйгурский каганат, тюркоязычные племена с ханами монголоязычными по происхождению, фактически двуязычными уйгурами - детьми Огуз-хана. "и имя их перешло на все племена" - уйгурами называют уже тюркоязычные племена. --- от древних уйгуров у них только название и ханы. 

Разбиты кок-тюрками. 

Токуз-огузы = уйгуры (средневековые) - уже только тюрки. 

Второй уйгурский каганат начинается с Гули Пэйло, с 745 года. Не было там монголоязычных ханов - откуда вообще это взяли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Rust сказал:

Не было никаких братьев Могола и Тюрка - это все мифология. Тобасцы были тюркоязычными, они стали предками урянхайцев.

"Не было никаких братьев Могола и Тюрка - это все мифология" --- Не Тюрка а Татара. 

"Тобасцы ... стали предками урянхайцев". --- лесных или дарлекинов? 

Табгачи или Тоба (拓拔;Tuòbá) — древнемонгольский кочевой народ, ответвление сяньбийцев

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Rust сказал:

Легенды об Огуз-кагане это легенды, возводящие все огузские племена к первопредку. Про жужаней в "Огуз-намэ" ничего нет. Или они там названы китайским термином? 

Второй уйгурский каганат начинается с Гули Пэйло, с 745 года. Не было там монголоязычных ханов - откуда вообще это взяли?

Легенды не появляются сами по себе. Тем более одинаковые у разных племен. Многие ведь пытались отождествлять Огуза с Модэ. Не срослось. 

 

Это третий, разбитый кыргызами. 

В 606 году несколько сотен уйгурских старейшин были казнены кок-тюрками.  --- элита (потомки Огуза) уничтожена. Уйгуры на 100% стали тюрками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.11.2019 в 18:11, Rust сказал:

Из Зориктуева:

Цитата

Между тем, анализ источников свидетельствует о генетическом родстве групп теле и туцзюэ, о большой их близости в сфере обычаев, традиций, нравов и, что особенно важно, языка. Поскольку туцзюэ – это тюрки-тукю, то данный факт, который невозможно подвергнуть сомнению, означает, что телеские и туцзюэские племена, а вместе с ними байырку и пугу тоже имели тюркское происхождение.

Не забывайте, что речь идет о конфедерации (союз племен). 

8. Баегу-Байырку (拔野古, 拔野固, 拔曳固) Жили севернее Гоби, восточнее пугу, но западнее мохэ. 60 000 юрт при 10 000 войска. В их стране прекрасные травы, отличные лошади и есть производство железа. В их землях протекает река Кангань (康幹河) в которую кидали на 3 года сосны и доставали их древесину, которая называлась канганьский камень (康幹石) (ср. морёный дуб). Баегу любят охоту и умеют охотиться на оленей на льду озёр, гоняясь за ними на лыжах. Обычаи как у теле, но наречия несколько различаются.  

Про отличия языков отмечается только у Баегу. И это вряд ли диалект, для китайцев небольшие отличия в говоре не имеют значения. 

"Также были малые роды/племена не обладавшие политической значимостью. Улохунь (烏羅渾, 烏洛侯, 烏羅護) на правом берегу Аргуни по обычаям сходны с мохэ. Увань (烏丸) или Гувань (古丸) и Цзюй (鞠) или Цзе (祴) жили на северо-восток от Баегу. Разводили оленей (鹿), шили из их шкур одежду жили в общих низких бревенчатых домах. Ююйчже (有俞折) похожи на Баегу. Мало лошадей и овец, но много соболей. Бома (駁馬) или била (弊剌) и элочжи (遏羅支) жили на севере от тюрок. Пашут землю, около 30 000 воинов. Воевали с енисейскими кыргызами-хагасами." 

Улохунь - тунгусо-манчжуроязычные, как и мохэ. Ююйчже - монголоязычные, как и Баегу.

"Бома пахали с помощью лошадей, разводили пегих коней. На лошадях верхом не ездили, разводили их из-за молока, а из него делали кумыс, который им служил в качестве пищи. На севере территория их страны доходила до моря. Бома часто воевали с кыргызами, внешностью не отличались от них, но говорили они на разных языках [3, с. 106]."

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pribaykalskoy-lokalizatsii-plemeni-boma-alaty-po-svedeniyam-kitayskih-istochnikov

Только не говорите, что Бома говорили на санскрите... :D

Элочжи возможно тоже санскритоговорящие... :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ГЮНЬМА, ИНАЧЕ БИЛА И ЙЕЛОЧЖИ

И. Бичурин понимает «гюньма» как название страны. Однако в нижеуказанном сочинении название «Гюньма» 32 («добрые кони») пишется другими иероглифами 33 «бомь» («пестрые кони»). И. Бичурин, правильно переведя наименование государства, не заметил, что в этом случае иероглиф должен читаться «бо», а не «гюнь» («цзинь»).

Била 34 может писаться сходными иероглифами и читается Бици и бицы.

«Юаньцзяньлэйхань», т. XVI, кн. I, гл. 241, стр. 9б—10а.

Бома. В «Новой Танской истории» говорится: Бома некоторые называют Била (Бицы) или Элочжи. [Расположено] прямо на север от туцзюэ, отстоит от столицы на 14 000 ли, кочуют, однако любят жить в горах. Отборного войска 30 000. Страна вся покрыта снегом, деревья не опадают (т. е. хвойные). Пашут поля на лошадях. Лошади мастью все пестрые (И. Б.: саврасые), отсюда [пошло] наименование государства. Хотя разводят лошадей, но не ездят [на них], пьют кумыс. Любят сражаться с цзйегу (хагасами). Жители походят на цзйегу, но языки непонятны. Соединяют деревья наподобие сруба колодца, покрывают берестою, [так] и делают дома. Каждый род (И. Б.: община) имеет малого правителя 35, [роды] не подчиняются друг другу.

«Вэньсяньтункао» говорит: Туцзюэ, говоря о бома, называют [их] хэла [или хэцы] 36, также государством Хэла [Хэцы]. Их страны близки к Северному морю [Байкалу]. Пройдя через [местности] пяти больших поколений туцзюэ, достигаешь [бома]. Лошадей [имеют] 300 000 голов. Государство управляется сыгином 37. Пределы их страны с востока на запад — один месяц езды, с юга на север — 15 дней езды. Их страна крайне холодна. [Жители] любят ловить рыбу и охотиться. Ловят рыбу, оленей, выдр, соболей, [мясо] употребляют в пищу, из шкур [53] делают одежду. Мало железных орудий, употребляют глиняные черепицу и котлы и бересту, из которой делают блюда в чашки.

В годы правления Юнхуй (650—656) Танской династии отправили посла представить дань к [китайскому] двору.

«Тайпинхуаньюйцзи», т. VI, кн. 6, гл. 200, стр. 1а—2б.

Бома находятся на север от цзйегу (хягасов). Их страна близка к Северному морю, отстоит от [китайской столицы] Чанъань на 14 000 ли. [Когда] пройдешь через [местности] пяти больших поколений туцзюэ, тогда достигнешь [бома]. Отборного войска 30 000 человек, лошадей 300 000 голов. Их государство управляется сыцзинем, от туцзюэ [у бома] нет разницы. Употребляют лук, стрелы, меч, копье, щит; не пребывают (т. е. не подразделяются на военные единицы) в лагерях и отрядах, начальствующим не делают наград и пожалований. Лошади масти одинаковой — пестрые (И. Б.: — саврасые 38). Поэтому так и называют [этот народ]. Их лошади не служат для езды, берут их молоко, употребляют в пищу на кумыс и только. С цзйегу часто взаимно воюют. Наружностью походят на цзйегу, но язык [их им] непонятен.

В годы правления Юнхуй (650—656) Танской династий отправили посла принести [китайскому] двору дань.

Туцзюэ, говоря о бома, называют их хэла (или хэцы, см. выше), также именуют их государством Хэла (или Хэцы).

Местоположение: пределы их страны с востока на запад — месяц пути, с юга на север — 50 дней пути. Страна близка к Северному морю, отстоит от страны Гуй (см. ниже) на 60 дней пути.

Местные обычаи и произведения.

Страна обычно жестоко холодная, каждую зиму скопляется снег, деревья не погружаются [в снег] только на один, два фута [от верхушки]. С наступлением тепла оттаивают с солнечной стороны. С помощью лошадей и людей пашут плугом, сеют пять хлебов, любят ловить рыбу и охотиться, ловят рыбу, оленей, выдр, соболей и пр. Мясо употребляют в пищу, из шкур делают одежду; мало железных орудий, употребляют глиняные котлы и бересту. Из корней делают блюда и чашки. Кочуют. Чтобы сделать дом, связывают деревья, делают колодезный сруб, кроют берестою. Земляные кровати, травяные тюфяки, [к этому] добавляют войлок и так спят. Когда трава кончается, то передвигаются, не имея определенного места. [54]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Rust сказал:

Легенды об Огуз-кагане это легенды, возводящие все огузские племена к первопредку. Про жужаней в "Огуз-намэ" ничего нет. Или они там названы китайским термином? 

Второй уйгурский каганат начинается с Гули Пэйло, с 745 года. Не было там монголоязычных ханов - откуда вообще это взяли?

Есть такой автор, публицист, как Кайрат Зарипхан. Он на Ютубе имеет свой канал, где он вещает об истории Тюрков. Так в одном своем видео, он как то заявил что вся верхушка у Тюрков была Монгольская.  Что они присоединились к Тюркам в годы гонений, потом путем хитростей и интриг возвысились над Тюрками. И что они вырезав прошлую правящую династию, сами стали Каганами. Поднявшись над Тюрками они их начали угнетать, превращая их в своих рабов. Стёрли из памяти Тюрков имена их прошлых правителей, переименовали названия их племен, разделя большие племена на маленькие. Затем присоединяя эти маленькие осколки к своим племенам, тем самым увеличивая свои племена.  Потом Тюрки восстали и прогнали пришлых угнетателей, но названия их племен у Тюрков остались. Я ни в коем случае никого не хочу обидеть,  просто если то что вы написали это правда. То получается Кайрат Зарипхан был прав. По этому у нас многие названия племен идентичны, хотя гаплогруппы не всегда сходятся. Мне вот интересно откуда он эту информацию берет? Иногда слушая его думаешь, полнейший бред! Но потом читая книги или листая форумы, приходиш к выводу что он был прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
21 час назад, buba-suba сказал:

Легенды не появляются сами по себе. Тем более одинаковые у разных племен. Многие ведь пытались отождествлять Огуза с Модэ. Не срослось. 

 

Это третий, разбитый кыргызами. 

В 606 году несколько сотен уйгурских старейшин были казнены кок-тюрками.  --- элита (потомки Огуза) уничтожена. Уйгуры на 100% стали тюрками.

Уйгуры и были тюрками. Монголов среди них не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
19 часов назад, buba-suba сказал:

Не забывайте, что речь идет о конфедерации (союз племен). 

8. Баегу-Байырку (拔野古, 拔野固, 拔曳固) Жили севернее Гоби, восточнее пугу, но западнее мохэ. 60 000 юрт при 10 000 войска. В их стране прекрасные травы, отличные лошади и есть производство железа. В их землях протекает река Кангань (康幹河) в которую кидали на 3 года сосны и доставали их древесину, которая называлась канганьский камень (康幹石) (ср. морёный дуб). Баегу любят охоту и умеют охотиться на оленей на льду озёр, гоняясь за ними на лыжах. Обычаи как у теле, но наречия несколько различаются.  

Про отличия языков отмечается только у Баегу. И это вряд ли диалект, для китайцев небольшие отличия в говоре не имеют значения. 

"Также были малые роды/племена не обладавшие политической значимостью. Улохунь (烏羅渾, 烏洛侯, 烏羅護) на правом берегу Аргуни по обычаям сходны с мохэ. Увань (烏丸) или Гувань (古丸) и Цзюй (鞠) или Цзе (祴) жили на северо-восток от Баегу. Разводили оленей (鹿), шили из их шкур одежду жили в общих низких бревенчатых домах. Ююйчже (有俞折) похожи на Баегу. Мало лошадей и овец, но много соболей. Бома (駁馬) или била (弊剌) и элочжи (遏羅支) жили на севере от тюрок. Пашут землю, около 30 000 воинов. Воевали с енисейскими кыргызами-хагасами." 

Улохунь - тунгусо-манчжуроязычные, как и мохэ. Ююйчже - монголоязычные, как и Баегу.

"Бома пахали с помощью лошадей, разводили пегих коней. На лошадях верхом не ездили, разводили их из-за молока, а из него делали кумыс, который им служил в качестве пищи. На севере территория их страны доходила до моря. Бома часто воевали с кыргызами, внешностью не отличались от них, но говорили они на разных языках [3, с. 106]."

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pribaykalskoy-lokalizatsii-plemeni-boma-alaty-po-svedeniyam-kitayskih-istochnikov

Только не говорите, что Бома говорили на санскрите... :D

Элочжи возможно тоже санскритоговорящие... :D

С каких пор Бома или Алакчины стали уйгурами? Зачем валить все в кучу? Байырку были тюрками. Наречие - это значит диалект, а не другой язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
13 часов назад, Turkmen Aday сказал:

Есть такой автор, публицист, как Кайрат Зарипхан. Он на Ютубе имеет свой канал, где он вещает об истории Тюрков. Так в одном своем видео, он как то заявил что вся верхушка у Тюрков была Монгольская.  Что они присоединились к Тюркам в годы гонений, потом путем хитростей и интриг возвысились над Тюрками. И что они вырезав прошлую правящую династию, сами стали Каганами. Поднявшись над Тюрками они их начали угнетать, превращая их в своих рабов. Стёрли из памяти Тюрков имена их прошлых правителей, переименовали названия их племен, разделя большие племена на маленькие. Затем присоединяя эти маленькие осколки к своим племенам, тем самым увеличивая свои племена.  Потом Тюрки восстали и прогнали пришлых угнетателей, но названия их племен у Тюрков остались. Я ни в коем случае никого не хочу обидеть,  просто если то что вы написали это правда. То получается Кайрат Зарипхан был прав. По этому у нас многие названия племен идентичны, хотя гаплогруппы не всегда сходятся. Мне вот интересно откуда он эту информацию берет? Иногда слушая его думаешь, полнейший бред! Но потом читая книги или листая форумы, приходиш к выводу что он был прав.

Это старая песня, идущая от Гумилева об династи Ашина как "А-Чино". На самом деле они "голубые тюрки" - asana. Нет там монголов. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Rust сказал:

Уйгуры и были тюрками. Монголов среди них не было.

Проанализируйте источники. Предварительно "забыв" выводы академ-истории. 

Уйгуры (древние) изначально были ветвью сяньби (первый каганат). При жужаньском каганате были среди правящих племен. Восстание Огуза, сына Кара-хана жужаней,  поддержали тюрки (входящие в каганат), жужаней прогнали на восток. Возник второй уйгурский каганат, где уйгуры (родственики Огуза) являются элитой, а дети Огуза стали ханами тюркских племен, время от времени деля племена на части. Уйгуры (раннесредневековые) - тюрки с правящей элитой из сяньби. Сначала тюркских племен было четыре (при Огузе), при детях Огуза их стало 24. Как думаете, откуда взялись 20 племен? И куда на некоторое время делись кыпчаки, карлуки, канглы и каллачи, поддержавшие Огуза? Через 80 лет второй УК разбит кок-тюрками, в 606 году элита уйгуров (Огузиды) казнена, остались только тюрки. С названием уйгуры (средневековые). 

Конечно, все дошедшие документы уйгуров будут тюркоязычными, если они и есть тюрки. И по происхождению и по языку. Только с названием, перешедшим от монголоязычных, ветви сяньби.  

Уйгуры и были стали тюрками. Монголов среди них не было осталось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 минуты назад, buba-suba сказал:

Проанализируйте источники. Предварительно "забыв" выводы академ-истории. 

Уйгуры (древние) изначально были ветвью сяньби (первый каганат). При жужаньском каганате были среди правящих племен. Восстание Огуза, сына Кара-хана жужаней,  поддержали тюрки (входящие в каганат), жужаней прогнали на восток. Возник второй уйгурский каганат, где уйгуры (родственики Огуза) являются элитой, а дети Огуза стали ханами тюркских племен, время от времени деля племена на части. Уйгуры (раннесредневековые) - тюрки с правящей элитой из сяньби. Сначала тюркских племен было четыре (при Огузе), при детях Огуза их стало 24. Как думаете, откуда взялись 20 племен? И куда на некоторое время делись кыпчаки, карлуки, канглы и каллачи, поддержавшие Огуза? Через 80 лет второй УК разбит кок-тюрками, в 606 году элита уйгуров (Огузиды) казнена, остались только тюрки. С названием уйгуры (средневековые). 

Конечно, все дошедшие документы уйгуров будут тюркоязычными, если они и есть тюрки. И по происхождению и по языку. Только с названием, перешедшим от монголоязычных, ветви сяньби.  

Уйгуры и были стали тюрками. Монголов среди них не было осталось.

В каком месте говорится о том, что уйгуры были частью сяньби? Это что новое в науке, не только академической, но и пожалуй в фольк-хистори. Все остальное бред.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...