Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

39 minutes ago, Zake said:

ВТ - это тер-я большая и персы скорее всего восточнее Кашгара не распространялись.

Персы распространялись другим путем  - морским;) Они так благополучно проникли в южный Китай. Де-факто на юге царила их торговая империя. На севере же правила Согдийская торговая империя - от Хорезма до ЧаньаниB)

39 minutes ago, Zake said:

Скажите, отличия напр между согдийцами и "хотано-саками" большие были в культурном плане? Вроде два оседлых вост иранских народа. Языки тоже совсем разные были, что друг друга не понимали?

О культурных различиях данных не встречал. По языкам тоже сказать ничего не могу - не знаю ни того, ни другого^_^ Образец хотано-сакского языка:

tcarrvą̄ dvīpvą̄ nama tsa-laka jabvī dvīpa baida rāauysanauda ranījai 
janavai vīra maistyai caiga rauda vara tta haṣḍa yanai ñaśa prravai 
śvahvāṃ raispūra hva pakyau ñaśa vą̄ bīsa vīrą̄ṣṭa rrvī parau ą̄ hvāṃ capastaka 
gauśta sa cai tta sa vasvai īra īya bīśai hą̄hą̄ ya ttyai capastaka 
īra ma yai dairsa kīṇa u hą̄ stai ma hą̄ rrvī nva parau tta tta gvą̄ra basta 

sa khū vą̄ gaisū dvassa śaca ttą̄ haira hūrū u ttyai ra vą̄ mūñai ī kaiṇa 
śvahvāṃ vą̄ṣṭa na tsai ttą̄htta-vadą̄ pada narrvai ttą̄ṣṭa janavai vīrą̄ṣṭa hą̄ysa 
tsai ttu dvī-sa śaca hai'ra tha śa ttą̄ṣṭa hą̄ysa buḍai ttą̄ṣṭa ttą̄ janavai 
vīrą̄ṣṭa tsamadai hvaina yai ca ttą̄ rrvī va tcainahū haṣḍą yanīna 
vaña ttā dvī-sa śaca ttu capastaka gauśta bīsai haira rrvī vī tcanahū 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Причем сай там дан для обеих стадий среднекитайского - и ранней (6-7 века), и поздней (8-9 века). L. это поздний среднекитайский, E. это ранний среднекитайский. Y. это юаньское произношение - его у Старостина нет вообще:P

Здесь все таки прав Старостин: в отдельных диалектах сохранился конечный взрывной (это, кстати, жушэнь). Вот:

Guangzhou: A: šak 41; B: čhɔi 31
Xiamen: A: sîk 41 (lit.); sueʔ 41; that 41; B: sai 31
Chaozhou: A: sak 41; B: sai 31
================================
Собственно, произношение в диалекте Гуанчжоу и определяет тон знака. В данном случае - это жушэнь (т.е. там был ауслаут "-k").
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Ермолаев said:

Здесь все таки прав Старостин: в отдельных диалектах сохранился конечный взрывной (это, кстати, жушэнь). Вот:

Guangzhou: A: šak 41; B: čhɔi 31
Xiamen: A: sîk 41 (lit.); sueʔ 41; that 41; B: sai 31
Chaozhou: A: sak 41; B: sai 31
================================
Собственно, произношение в диалекте Гуанчжоу и определяет тон знака. В данном случае - это жушэнь (т.е. там был ауслаут "-k").
 

Ну так если это спорный жушэн, то о чем спор?;) Суть в том, что мы не знаем наверняка, передавало ли сай «сак» или нет. Реконструкции даже среднекитайского разнятся у двух авторов, а для древнекитайского вообще темнота.

Из этого и все претензии по «хотано-сакам» :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Ну так если это спорный жушэн, то о чем спор?;) Суть в том, что мы не знаем наверняка, передавало ли сай «сак» или нет. Реконструкции даже среднекитайского разнятся у двух авторов, а для древнекитайского вообще темнота.

Из этого и все претензии по «хотано-сакам» :rolleyes:

Так все знаки, которые имели конечные взрывные согласные есть жушэнь. Собственно, это из определения термина. 

Ну, а как же племя Со, от коих ведут свое происхождение тюркюты? Они тоже "сак" как бы. Причем, интересно: племя Со жило к северу от сюнну, затем разбивается юэчжи, и уходит куда-то на юг. Через несколько веков появляются тюркюты, кои говорят, что наши предки Со (сак) были разбиты враждебным племенем (юэчжи?):

Цитата

Некоторые говорят, что предки туцзюе происходят из владения Со, находившегося от сюнну на севере. Старейшина их племени назывался Апанбу. Их было 17 братьев. Первый назывался Ичжи Нишиду, родился от волчицы. Панбу с прочими родичами был глуп, поэтому его владение было уничтожено.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 minutes ago, Ермолаев said:

Так все знаки, которые имели конечные взрывные согласные есть жушэнь. Собственно, это из определения термина. 

Ну, а как же племя Со, от коих ведут свое происхождение тюркюты? Они тоже "сак" как бы. Причем, интересно: племя Со жило к северу от сюнну, затем разбивается юэчжи, и уходит куда-то на юг. Через несколько веков появляются тюркюты, кои говорят, что наши предки Со (сак) были разбиты враждебным племенем (юэчжи?):

Дык там же разные иероглифы:) Разбитые юэчжи сай это 塞. А предки коктюрок (не тюркютов;)) это 索. И они как раз у Пуллиблэнка "саки".

101335453dbd.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Ашина Шэни сказал:

Дык там же разные иероглифы:) Разбитые юэчжи сай это 塞. А предки коктюрок (не тюркютов;)) это 索. И они как раз у Пуллиблэнка "саки".

Так ведь и кыргызов же по разному в разное время знали: "крык-кунь", "кынь-кунь", "кит-кут"...

Так слово-то одно и то же передают. Что там западно-ханьское "sǝ̄k", что тут среднекит. "sāk". Да и по легенде идет интересное совпадение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Ермолаев said:

Так ведь и кыргызов же по разному в разное время знали: "крык-кунь", "кынь-кунь", "кит-кут"...

Так слово-то одно и то же передают. Что там западно-ханьское "sǝ̄k", что тут среднекит. "sāk". Да и по легенде идет интересное совпадение.

Не одно и то же: в итоге современное произношение у них стало разным, да и в среднекитайском они по-разному звучали. Сай Бакстер-Сагар вообще как сакс восстановили вроде для древнего периода. 

Тем более для кыргызов указано, что это все имена одного народа. Но никто не пишет что сай и со это одно и то же. Тут чисто географически не работает это, потому что сай должеы быть к западу от юэчжи/Ганьсу, а не к северу от Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОТЛИЧАЛИСЬ ЛИ ДРУГ ОТ ДРУГА КОКТЮРКИ И ОРХОНСКИЕ УЙГУРЫ?

"Первые уйгурские правители считали себя продолжателями коктюркской традиции и претендовали на легитимность, связывая себя с Бумын-каганом, основателем Первого Тюркского каганата. Должно быть, разница, отделявшая коктюрок от уйгуров, была чисто политической. Как ясно видно из надписей, запечатлевших память о делах их великих личностей, коктюрки и уйгуры говорили на одном языке, использовали одно и то же руническое письмо и жили в одних и тех же географических границах. Если бы не их имя, уйгуры были бы неотличимы от коктюрок".

Американский тюрколог Денис Шинор

[Sinor, Denis. The Uighurs in Mongolia and the Kyrghyz //History of Civilizations of Central Asia. Volume IV - UNESCO Publishing, 1998 - p.197]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
4 часа назад, Ашина Шэни сказал:

ОТЛИЧАЛИСЬ ЛИ ДРУГ ОТ ДРУГА КОКТЮРКИ И ОРХОНСКИЕ УЙГУРЫ?

"Первые уйгурские правители считали себя продолжателями коктюркской традиции и претендовали на легитимность, связывая себя с Бумын-каганом, основателем Первого Тюркского каганата. Должно быть, разница, отделявшая коктюрок от уйгуров, была чисто политической. Как ясно видно из надписей, запечатлевших память о делах их великих личностей, коктюрки и уйгуры говорили на одном языке, использовали одно и то же руническое письмо и жили в одних и тех же географических границах. Если бы не их имя, уйгуры были бы неотличимы от коктюрок".

Американский тюрколог Денис Шинор

[Sinor, Denis. The Uighurs in Mongolia and the Kyrghyz //History of Civilizations of Central Asia. Volume IV - UNESCO Publishing, 1998 - p.197]

Здесь я пожалуй не соглашусь с Синором. Они были различны по происхождению, разные легенды о происхождении, разный погребальный обряд. Насколько помню из руники, они не относили себя к временам Бумына, относили себя к другим первым каганам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

насколько я понимаю тюрки Ашина с юга, а теле, т.е. сам народ, местные. уйгуры ведь и есть потомки тех теле. т.е. есть преемственность теле-тюрки = уйгуры но тюркуты-Ашина имеют др. происхождение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Ашина Шэни said:

ЧИСЛЕННОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕННЫХ КОЧЕВНИКОВ В ИМПЕРИИ ТАН 8 ВЕКА - ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ У КОЧЕВНИКОВ?

В дополнение к периодическим назначениям стандартных танских префектов для прямого контроля над вассальными племенами, проведение переписи населения было еще одним признаком того, что в управлениях префектурных областей имел место более интенсивный административный надзор. Данные 8 века о численности хозяйств и населения в вассальных округах, сохранившиеся в «Старой истории династии Тан», показывают, что в целом зарегистрированное население тюрко-монголов вдоль северной границы империи Тан составляло 15290 хозяйств и 59136 человек. Возможно, что это первая в истории перепись населения у степных кочевников. Эти тюрко-монголы, скорее всего, облагались налогом, поскольку танская администрация проводила перепись исключительно в целях налогообложения.

Американский синолог Джонатан Карам Скафф

[Skaff, Jonathan Karam. Sui-Tang China and Its Turko-Mongol Neighbors. Culture, Power and Connections, 580-800. Oxford University Press, 2012 - p.250]

0-aXTkdKngE.jpg

пояснения к таблице в книге Скаффа:

танские префектуры: Ючжоу (в современной провинции Бэйцзин/Пекин), Инчжоу (в современной Ляонин), Сячжоу (в современной Шэньси), Линчжоу (в современной Нинся), Лянчжоу (в современной Ганьсу)

Qay - Кай - си китайских хроник, татабы рунических надписей, кочевое племя в Маньчжурии

Yantuo - Яньто 延陀 - сеяньто, телесское племя

Tu[yu]hun - Ту[юй]хуни [] - тогонцы, ветвь сяньби

Qibi - Циби 契苾 - киби, токуз-огузское племя

Sijie - Сыцзе 思結 - сыгир, токуз-огузское племя

Hun - Хунь - кун, токуз-огузское племя

Xingxi - Синси 興昔 - кочевое племя неясного происхождения

Получается, что уже в 740х в районе Ганьсу было зарегистрировано порядка 25 тысяч токуз-огузов:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/25/2017 at 4:41 AM, кылышбай said:

насколько я понимаю тюрки Ашина с юга, а теле, т.е. сам народ, местные. уйгуры ведь и есть потомки тех теле. т.е. есть преемственность теле-тюрки = уйгуры но тюркуты-Ашина имеют др. происхождение

У коктюрок просто смешанное происхождение. Они в Ганьсу формировались из условно хуннов, согдийцев и всяких кочевников, оказавшихся волей судьбы в северной Лян. Потом еще на Алтае смешивались с местными. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Ашина Шэни сказал:

У коктюрок просто смешанное происхождение. Они в Ганьсу формировались из условно хуннов, согдийцев и всяких кочевников, оказавшихся волей судьбы в северной Лян. Потом еще на Алтае смешивались с местными. 

А уйгуры в свою очередь - это Гаоцзюй. По всей видимости потомки 'чи ди', чьи правящие кланы напрямую были сюннускими. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25/11/2017 в 14:33, Rust сказал:

Насколько помню из руники, они не относили себя к временам Бумына, относили себя к другим первым каганам.

Странно, насколько мне известно уйгурские каганы считали первым именно Бумына первым каганом. 

Можете дать информацию по ранним каганам? Исходя из руники это ведь был их третий [уйгурский] по счёту каганат. Что-то в этом есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Первые уйгурские каганы описаны в Тесинской стеле:

Цитата

Северная сторона
(7)

... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

(8)

... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

(9)

... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

(10)

... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

(11)

... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

http://www.kyrgyz.ru/articles/writing/tesinskaya_stela/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/25/2017 at 0:33 AM, Rust said:

Здесь я пожалуй не соглашусь с Синором. Они были различны по происхождению, разные легенды о происхождении, разный погребальный обряд. Насколько помню из руники, они не относили себя к временам Бумына, относили себя к другим первым каганам.

Собственно где у них там Бумын мелькает - 16-я строка Терхинской стелы. Что идет непосредственно перед и после этой строки к сожалению разрушено. 

Jolluγ qaγan Torïjan? qaγan Bumïn qaγan : üč qaγan olurmis : eki jüz jïl olurmiš

 
Йоллук каган Ториан? каган Бумын каган три кагана правили двести лет
 
 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 03.12.2017 в 06:08, Ашина Шэни сказал:

Собственно где у них там Бумын мелькает - 16-я строка Терхинской стелы. Что идет непосредственно перед и после этой строки к сожалению разрушено. 

Jolluγ qaγan Torïjan? qaγan Bumïn qaγan : üč qaγan olurmis : eki jüz jïl olurmiš

 
Йоллук каган Ториан? каган Бумын каган три кагана правили двести лет
 
 
 

Попробовал поиск по Бумын-кагану тюркскому, на некоторых ресурсах пишут, что его отцом был Йоллыг-каган. На чем основывается это предположение - честно не знаю. Все же источники четко различают тюрков и племена теле, среди которых были уйгуры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.11.2017 в 12:59, Zake сказал:

Как быстро, по вашему, иранские и прочие автохтоны ВТ перешли на тюркские языки? Если судить по письм источникам?

 

В 19.11.2017 в 02:38, Ашина Шэни сказал:

Интересный вопрос. Последние тохарские тексты это 8 век. Тексты согдийцев и «хотано-саков» заканчиваются после 10 века. Персов и бактрийцев в ВТ было ничтожно мало. Условно здесь выходит где-то 300-400 лет ассимиляции.

Если говорить о хотано-саках, то вероятно они были в массе истреблены и вытеснены во время войн с караханидами. Этой войне посвящено множество легенд, мазаров шахидов. Война длилась не одно деятилетие и закончилось ужасным поражением для них. Именно после этого исчезает и язык их и письменность и вера, а может и сами они. После этой войны Хотан мусульманская и тюркская земля. Так что была ли ассимиляция хотано-сакцев, вопрос. 

Реликты не тюркского населения, описывал Кашгари, канджаки, аргу. 

Тохары сошли со сцены за много веков до этого, последние их тексты полны тюркизмами, язык их был уже только письменный. 

Хотано-сакцы, судя по многочисленным находкам материальных памятников в виде статуэток и рисунков были смешанным расово населением с большой долей тибетцев. 

Согдийские колонии исчезли постепенно с формированием Идикутства и его народа средневековых уйгуров, поглотивших их. 

Было еще много тибетцев и ханьские колонии и те и другие и численно и политически не уступали хотано-сакам, согдийцам и тохарам, а скорее и превосходили. Что с ними стало не ясно. Может ушли, может смешались с местными или новыми пришлыми группами, может что то другое. 

В целом тюркизация региона началась с хунну и далее шла по нарастающей. Тюрки-шато, кок-тюрки, басмилы, карлуки, древние уйгуры и другие тюркские народности тех времен проживали на этих землях. Последний сильный форпост иранского мира в ВТ это эфталиты. Далее доминировали уже другие. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.11.2017 в 10:21, Zake сказал:

ВТ - это тер-я большая и персы скорее всего восточнее Кашгара не распространялись.

Скажите, отличия напр между согдийцами и "хотано-саками" большие были в культурном плане? Вроде два оседлых вост иранских народа. Языки тоже совсем разные были, что друг друга не понимали?

Персия это Иран. Это очень далеко. Персов там вообще не было, если не считать возможные мелкие группы. Это не Мавераннахр. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.11.2017 в 11:08, Ашина Шэни сказал:

Персы распространялись другим путем  - морским;) Они так благополучно проникли в южный Китай. Де-факто на юге царила их торговая империя. На севере же правила Согдийская торговая империя - от Хорезма до ЧаньаниB)

О культурных различиях данных не встречал. По языкам тоже сказать ничего не могу - не знаю ни того, ни другого^_^ Образец хотано-сакского языка:

tcarrvą̄ dvīpvą̄ nama tsa-laka jabvī dvīpa baida rāauysanauda ranījai 
janavai vīra maistyai caiga rauda vara tta haṣḍa yanai ñaśa prravai 
śvahvāṃ raispūra hva pakyau ñaśa vą̄ bīsa vīrą̄ṣṭa rrvī parau ą̄ hvāṃ capastaka 
gauśta sa cai tta sa vasvai īra īya bīśai hą̄hą̄ ya ttyai capastaka 
īra ma yai dairsa kīṇa u hą̄ stai ma hą̄ rrvī nva parau tta tta gvą̄ra basta 

sa khū vą̄ gaisū dvassa śaca ttą̄ haira hūrū u ttyai ra vą̄ mūñai ī kaiṇa 
śvahvāṃ vą̄ṣṭa na tsai ttą̄htta-vadą̄ pada narrvai ttą̄ṣṭa janavai vīrą̄ṣṭa hą̄ysa 
tsai ttu dvī-sa śaca hai'ra tha śa ttą̄ṣṭa hą̄ysa buḍai ttą̄ṣṭa ttą̄ janavai 
vīrą̄ṣṭa tsamadai hvaina yai ca ttą̄ rrvī va tcainahū haṣḍą yanīna 
vaña ttā dvī-sa śaca ttu capastaka gauśta bīsai haira rrvī vī tcanahū 

Хотано-саки были представителями индийского мира нежели иранского. Со всеми вытекающими. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Бахтияр said:

Хотано-сакцы, судя по многочисленным находкам материальных памятников в виде статуэток и рисунков были смешанным расово населением с большой долей тибетцев. 

Собственно Хотан и был изначально тибетским поселением:)

4 hours ago, Бахтияр said:

Было еще много тибетцев и ханьские колонии и те и другие и численно и политически не уступали хотано-сакам, согдийцам и тохарам, а скорее и превосходили. Что с ними стало не ясно. Может ушли, может смешались с местными или новыми пришлыми группами, может что то другое. 

Тибетцы лишь на юге Тарима были. С севера войска Уйгурского каганата их успешно прогнали в войнах 789-792 и 816-822 годов. Ханьская колония в Гаочане после восстания Ань Лушаня видимо постепенно была ассимилирована уйгурами, а остававшиеся в Тариме танские гарнизоны погибли под мечами тибетцев в 789-792 годах. 

4 hours ago, Бахтияр said:

В целом тюркизация региона началась с хунну и далее шла по нарастающей. Тюрки-шато, кок-тюрки, басмилы, карлуки, древние уйгуры и другие тюркские народности тех времен проживали на этих землях. Последний сильный форпост иранского мира в ВТ это эфталиты. Далее доминировали уже другие. 

Ну может быть и раньше хуннов началось^_^ Язык же эфталитов неизвестен, их официальные тексты написаны на бактрийском - языке автохтонов подчиненного ими северного Афганистана. Судя по китайским сведениям, эфталиты скорее тюрки: ясно указано, что они происходят с севера китайской границы, а до приход в Афганистан обитали на Алтае (Цзиньшань). Есть высокая вероятность того, что эфталиты это ветвь хуннов, судя по тому, что их индусы звали Huna - точно также в двух индийских текстах рубежа эр названы сюнну. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Собственно Хотан и был изначально тибетским поселением:)

Тибетцы лишь на юге Тарима были. С севера войска Уйгурского каганата их успешно прогнали в войнах 789-792 и 816-822 годов. Ханьская колония в Гаочане после восстания Ань Лушаня видимо постепенно была ассимилирована уйгурами, а остававшиеся в Тариме танские гарнизоны погибли под мечами тибетцев в 789-792 годах. 

Ну может быть и раньше хуннов началось^_^ Язык же эфталитов неизвестен, их официальные тексты написаны на бактрийском - языке автохтонов подчиненного ими северного Афганистана. Судя по китайским сведениям, эфталиты скорее тюрки: ясно указано, что они происходят с севера китайской границы, а до приход в Афганистан обитали на Алтае (Цзиньшань). Есть высокая вероятность того, что эфталиты это ветвь хуннов, судя по тому, что их индусы звали Huna - точно также в двух индийских текстах рубежа эр названы сюнну. 

Было бы конечно здорово если бы эфталиты оказались тюрками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Ашина Шэни said:

ВНЕ ВЛАСТИ АШИНА: МОНГОЛИЯ В 630-690 ГОДАХ ПО КИТАЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ

Джонатан Карам Скафф

Теле, позже ре-организованные и получившие имя токуз-огузов, были важным племенным союзом, изначально подчиненным Первому Тюркскому каганату. В китайских источниках в ходе 7 века наблюдается постепенный переход от использования названия теле к использованию названия цзю син, и к 8 веку первое название стало редкостью. Состав племен в союзе также испытал некоторые изменения. Цзю син 九姓, буквально означая «девять фамилий» в китайском языке, традиционно отождествляются с тогуз-огузами тюркских рунических надписей.

Уйгуры были лидирующим племенем в обоих союзах. После своего участия в успешном восстании в Монголии против коктюрок в 627 году, теле оказались под властью Чжэньчжу Бильге 真珠苾伽, кагана сеяньто. Затем в 646 году уйгуры встали во главе успешного восстания теле против сеяньто при поддержке войск империи Тан. Уйгурский эльтебер Тумиду 吐迷度 и несколько тысяч вождей теле совершили поездку в Линчжоу, где они провозгласили Тайцзуна своим Небесным Каганом. Не пожаловав Тумиду званием кагана, Тайцзун вместо этого назначил его главнокомандующим Ханьхайского 瀚海 управления в Монголии. Другие члены элиты получили посты главнокомандующих, префектов и менее высокопоставленных чиновников под юрисдикцией относительно далекого протектората Яньжань 燕然 (позже названного Сишоусян 西受降), расположенного во Внутренней Монголии к северо-западу от великого изгиба Хуанхэ. 

Тумиду обладал значительной автономией, и танский двор не стал реагировать, когда теле объявили Тумиду своим каганом без официального назначения со стороны Тан. Когда Тумиду был убит своим племянником в 648 году, танский вице-генерал-протектор Яньжаня, Юань Личэн, захватил и казнил этого племянника, заманив его обещаниями назначить того на должности Тумиду. Затем Тайцзун отправил посланника, чтобы назначить сына Тумиду Пожуня 婆潤/婆閏 на прежние должности его отца, официально дать ему тюркское звание эльтебера и наградить подарками.

В течение следующего десятилетии империя Тан и Пожунь продолжали взаимовыгодные отношения. Обе стороны извлекли из такого положения стратегическую выгоду, приступив к уничтожению своих общих врагов. В 650 войска Тан, уйгуров и пугу объединились для разгрома представителя правившего тюркского клана Ашина, кагана Чеби 車鼻, расположившегося к северу от Алтая и угрожавшего власти Пожуня в Монголии. В свою очередь, Пожунь предоставил империи Тан несколько десятков тысяч кавалеристов для кампаний против западных коктюрок в 650-х годах. В качестве вице-командира Пожунь лично принимал участие в разгроме Западно-Тюркского каганата империей Тан в 657 году. 

Однако отношения охладели после смерти Пожуня в 661 году. Преемник Пожуня столкнулся с Тан в короткой войне, которая закончилась, когда Циби Хэли 契苾何力 предложил мир. После этого теле исчезли из танских исторических записей на два десятилетия, не оставив никаких свидетельств сотрудничества или конфликта. Если бы в течение этого периода и продолжался танский протекторат, отношения были поверхностными и просто утверждали взаимное не-нападение.

Уйгурские рунические надписи середины 8 века говорят о двух более ранних уйгурских каганатах, второй из которых был увлечен в отношения с Тан (Табгач) и существовал неправдоподобно долгие 70 или 80 лет. Кляшторный переводит соответствующий пассаж в Тэсинской надписи как «они поднялись против Табгачей, но были уничтожены. [Потом] уйгурские каганы сидели на троне десять лет, [потом] еще семьдесят лет». Перевод Осавы гласит, что уйгурские каганы “примирились с Китаем [Табгач]” и правили семьдесят лет. Тэрхинская надпись пишет о второй династии, что правила восемьдесят лет, но не упоминает Тан.

Возвышение Второго Тюркского каганата изменило неопределенный статус-кво. Коктюрки победили уйгур и их ре-организованный племенной союз, который теперь назывался тогуз-огуз. К примерно 690 году некоторые тогуз-огузские племена остались в Монголии под властью коктюрок, а другие подчинились империи Тан. Отношения могли быть неспокойными. Племена тонгра и пугу виз союза тогуз-огуз, жившие в Хэси в 685 году, восстали против власти Тан и были затем завоеваны вновь. Позже, во время правления императрицы У Цзэтянь (690-705), тонгра и байси, недовольные коктюркской властью, мигрировали из Монголии, чтобы поселиться в Хэдуне под властью Тан. В то же время, племена уйгуров, циби, сыцзе и хуней бежали из Монголии на юго-запад в Хэси. Наследстванный лидер каждого племени был назначен главнокомандующим вассального округа.

[Skaff, Jonathan Karam. Sui-Tang China and Its Turko-Mongol Neighbors. Culture, Power and Connections, 580-800. Oxford University Press, 2012 - p.188-190, 343, 350]

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цзинь ши, цзюань 123

оригинал:

五年,北兵入大昌原...

忠孝一軍,皆回紇、乃滿、羌、渾及中原被俘避罪來歸者,鷙狠凌突,號難制。

http://ctext.org/wiki.pl?if=en&chapter=69419#p9 абзац 8 

перевод:

«В 5-й год [девиза правления Чжэн-да] (1228 г.) северные войска вступили в Дачанъюань...

«Армия Верных и почтительных» — это все те уйгуры, найманы, цяны и хуни 渾, что прибыли в Срединную равнину — или как захваченные в плен, или как спасавшиеся от наказания, или как перешедшие на сторону Цзинь».

[Храпачевский, Р.П. "Татары", "монголы" и "монголо-татары" IX-XII вв. по китайским источникам - Москва: Перо, 2015 - с.237]

Выходит токуз-огузское племя кун дожило до самого 13 века:wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.12.2017 в 12:21, Ашина Шэни сказал:

Не пожаловав Тумиду званием кагана, Тайцзун вместо этого назначил его главнокомандующим Ханьхайского 瀚海 управления в Монголии.

Ух ты! Топоним Хангай с того времени известен! Самое интересное, что монгольский топоним употребляется во время тюркского владычества и там, где монголоязычных традиционно не должно было быть. Вопрос: кто оставил топоним? Сяньби? Жужани? Хунну?

Халха-монг. "xаŋgаj" - гористая и лесистая местность, обильная травой и водой; от халха-монг. "xаŋgа-h" - удовлетворять; снабжать; обеспечивать. 

Очень интересно, надо будет отдельно топонимике посвятить время. Сейчас вот алтаизмами в древнекитайском занимаюсь, а их действительно очень много, ибо это практически все названия хищных птиц; пушных зверей; возможно, название хищного кошачьего (очень похоже на тюрк. "bаrs" древнекит. "preks" - тигр); два названия вороны (одно из них документ. с эпохи Хоу Чжоу) и т.д.

В общем, круг анимальной лексики понятен. Также наметил некоторые предметные глоссы и родовые обозначения (мать; отец - хотя, возможно и более поздние монголизмы XIII в., еще ими не занимался), кои нормально не этимологизируются с китайского. 

Интересно - жуть:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...