Перейти к содержанию
Aryslan

Уйгуры

Рекомендуемые сообщения

Уйгуры представляли собой конфедерацию племен во главе с токуз-огузами, состоящую из басмалов, восточных карлуков, шести телеских племен и собственно уйгуров. Уйгуры по преданиям имели 10 родов - "он уйгур" Их предками, согласно китайским источникам, были хунны. Преемственность культуры уйгуров Тувы с культурой хуннов несомненна. "Предки дома ойхор (уйгур) были хунны" (1), что подтверждается и общей территорией расселения хуннов и уйгуров на р. Cеленге (2). В IV-V вв. уйгуры входили в объединение племен теле. При жужанях он-уйгуры ушли на север, а токуз-уйгуры на юг. В VIII в. при тюркютах шел процесс консолидации уйгурских племен, завершившийся при вожде Пейло (742-756). C образованием каганата уйгуры стали вассалами тюркютов.

Позже уйгуры возглавили племена "токуз-огузов", активно поддержавшие тюркютов при становлении Второго каганата. Происхождение "токуз-огузов" связывается с консолидацией собственно уйгуров с племенной группой найман - "секиз-огузами" (что дало при сложении "токуз-огуз"; "уйгур" - "уймак" - объединяться) (3). 

Уйгурское государство было конфедерацией. Многочисленные войны, предшествующие сложению Уйгурского каганата, изнурили кочевников, поэтому уйгуры решили установить мирные отношения с китайцами и признали себя их вассалами. Вместе с тем, уйгурам пришлось разбираться с другими соседями. Вождь уйгур Хан Моянчур усмирял татар и киданей, сразился с карлуками, кыргызами и чиками. Он смог отстоять целостность границ каганата и, более того, расширил владения благодаря победам над кыргызами и карлуками. Позже добровольно подчинились кидани. Встав во главе многочисленной конфедерации, уйгуры ограничились сбором дани с вассальных племен (4).

Часть уйгуров продвинулась на территорию Восточного Казахстана, где приняла участие в сложении кимако-кыпчакского этносоциального объединения. Возможно, именно уйгурам, как и во многих других местах, принадлежит организующая роль в процессе объединения и консолидации племен (6).

Но самая организованная часть уйгуров во главе с Бугу Цзунем ушла в Турфанский оазис, где создала самостоятельное княжество. Здесь далее уйгуры подверглись трансформации. Местное население до прихода уйгуров занималось земледелием. Животноводство играло подсобную роль. Достаточно развиты были феодальные отношения. Население исповедовало буддизм. Все это отразилось на новых пришельцах. Уйгуры вскоре занялись земледелием и приняли буддизм. Здесь уйгуры-кочевники проявили потенциальную возможность вообще тюрок-кочевников развивать и обогащать воспринятую культуру. "Уйгурские художники, восприняв живописное и скульптурное мастерство прежних школ, вводят черты портретности, изображают этнографические реалии, и к традиционной условности примешивается новая струя, идущая от реальной жизни" (7). Замечательные архитектурные сооружения: комплекс гробниц в Кочо, развалины храма Безеклик являются ярчайшими образцами уйгурского мастерства. Уйгуры не только восприняли прежние традиции, но и внесли свое. Громоздкие, подавляющие зрителя скульптурные изображения стали заменяться красочными картинами. Уйгурское искусство синтезировало индийское, тохарское, тюркское и китайское наследие. Ковры уйгуров пользовались славой в Китае. Путешественники отмечали любовь уйгуров к музыке. Уйгурские документы и другие данные говорят, что грамотность среди уйгуров распространилась сравнительно широко (8). Уйгурское государство стало типичным феодальным средневековым политическим образованием. Получили распространение рента земли и ростовщичество. Жители несли как феодальные, так и государственные повинности, частью натурой.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Карлуки были этнически близки к тюркютам. Но, несмотря на это, карлуки имели хорошие отношения с китайцами и оказывали им поддержку в военных операциях против тюркютов. За это карлукские вожди получили от китайцев почетные чины. Этот союз был впрочем, не крепким. Истинной близости между кочевниками и китайцами никогда не было. Так, в знаменитой Таласской битве между китайцами и арабами, карлукский удар в тыл китайцев предрешил исход битвы в пользу арабов. 

Первоначальным местом расселения карлукских племен были области между Западным Алтаем и Тарбагатаем. В "Истории династии Cуй" (581-681) карлуки названы по имени их главного рода - "булак" (боло) как обитатели склонов Актага (Алтая). В хронике династии "Таншу" (618-907) карлуки названы "гелолу". Их происхождение ведется от тюрок. Первоначально карлуки состояли из трех крупных родовых объединения: моула (булак), чжисы (чигиль) и ташили. 

После окончательного разгрома тюркютов в Центральной Азии карлуки были признаны китайцами "царями Алтая". Вскоре, карлуки победили тюргешей и стали полновластными хозяевами Средней Азии. К 766 г. они покорили Семиречье, Талас и долину реки Чу. Здесь оформилось политическое ядро карлуков, в которое вошли различные тюркоязычные племена (что опять подчеркивает конфедеративный характер тюркских объединений): тухси, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барханы, часть уйгуров. Уйгуро-карлукский союз позволил сложиться двум государствам - Караханидам и Туркестанской Уйгурии, о котором писалось выше. В обоих государствах имелся общий этнический субстрат.

Карлуки относились к европеоидной расе с примесью монголоидных черт. Арабские географы изображают их красивыми и мужественными. Махмуд Кашгарский называет их самым культурным народом среди тюркских кочевников того времени. 

Во второй половине VIII века карлуки подчинили западные земли до Ферганы. Несмотря на преобладающее положение в занятых областях, карлуки не создали централизованного государства. В VIII-IX вв. карлукам приходилось вести войны с уйгурами и арабами. Война на два фронта вынудила карлукского вождя «джабгу» признать зависимость и от арабов и от уйгуров.

Карлуки сопротивлялись натиску ислама до 960 г., когда они приняли мусульманскую веру. Это произошло уже намного позже, после признания зависимости от арабов и поражения от арабского полководца Фадл бен Cахла в 812 г. Часть карлуков бежала в страну кимаков. После разгрома уйгуров енисейскими кыргызами карлукский джабгу сделал попытку восстановить политическую гегемонию в Семиречье и объявил себя каганом в 840 г. Но в том же году карлуки потеряли земли у Исфиджаба в результате ударов Саманидов. В 893 г. Саманид Исмаил ибн Ахмед захватил Тараз, обороняемый каганом Огулчак Кадыр-ханом и пленил множество карлуков. Последние вынуждены были отступить на восток, в Кашгар.

На этих землях позже образовалось КАРАХАНИДСКОЕ государство. Это было конфедеративное государство, отразившее в своей структуре такой же племенной характер объединения, сформировавшее данное государство. Некоторые относят караханидов к уйгурам, некоторые - к алтайским тюркам. В.Бартольд считал, что основное ядро Караханидов состовляли чигили. Но ближе всего к истине, на мой взгляд, стоит Кляшторный с идеей конфедерации карлуков, чигилей и ягма. Конфедеративность присуща и внутреннему устройству данного государства. Страна была разделена на уделы, степень зависимости которых от главы государства определялась исключительно личными качествами последнего (10). Но, конечно, в конфедеративном государстве должен был быть этнос, из рядов которых выбирались ханы или внутри которого передавалась власть по наследству. Таким этносом могли быть карлуки. Предания рассказывают о Бильге Кюль Кадыр-хане, имевшим двух сыновей: Базыр Арслан-хан и Огулчак Кадыр-хан. Они нам уже известны по событиям последних лет правления карлуков. От них и ведут свое происхождение Караханидские ханы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собствено это всё что нужно знать об истории нашего народа после разрушения Уйгурского Каганата. 

Ядро хаканийских тюрков представляли собой Карлуки, Чигили (Шато, родственники уйгуров) и Ягма (собственно Току Огузы то есть уйгуры). Правящей стратой судя по всему были карлуки, именно поэтому их диалект был официальным. 

Теперь к лингвистике. Уйгурский и Караханидский языки наиболее близкие и родственные. Это были наречия одного языка - орхоно-уйгурского с поправкой на самостоятельное развитие и свои независимые языковые центры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Ашина Шэни said:

Уйгуроязычный приказ хана Ариг-Буки (1259)

Данный документ склеен с тремя другими текстами в один лист. Все они дают дату “год Овцы (qoyn yïl)” и несут одинаковые квадратные алые печати (их плохо видно на сканах факсимиле). Они таким образом должны быть примерно одного и того же времени. Четыре документа написаны скорописным почерком и поэтому датируются монгольским периодом. Сходство способа печати с тремя документами домонгольского времени дает основание полагать, что эти тексты происходят из раннемонгольской эры доминирования в Восточном Туркестане, до рождения империи Юань. В то время административная традиция домонгольского Идыкутства Уйгурия была еще хорошо укоренена у уйгурских чиновников.

Датировка определенно подтверждается личным именем arïq-bökä в нашем документе (чтения Качан-Кока у Радлова (Radloff, Uighurische Sprachdenkmäler, 1972, p.91) и Качыг-Кока у Тугушевой (Тугушева, Уйгурские деловые документы X-XIV вв. из Восточного Туркестана, 2013, с.136) должны быть исправлены). Нет сомнений, что оно должно быть идентифицировано с именем хорошо известного чингизида-принца Ариг-Буги, который был младшим братом четвертого монгольского императора Мункэ (1251-1259) и пятого императора Хубилая (1260-1294). Когда Мункэ отправился в 1256 годы в поход против южнокитайской империи южная Сун, Ариг-Буга был назначен управлять Монголией.

После смерти Мункэ в ходе похода (1259), началась гражданская война за имперский трон между Хубилаем и Ариг-Бугой. Ариг-Буга в итоге был повержен и сдался Хубилаю в 1264. Будучи членом имперской семьи, он избежал казни, но умер немного времени спустя в 1266 году. Таким образом период, когда Ариг-Буга мог политически влиять на Восточный Туркестан, был ограничен временем между коронацией Мункэ в 1251 и сдачей Ариг-Буги в 1264. Таким образом этот текст и три склеeнных с ним текста могут быть отнесены к 1259 году, единственному “году Овцы” в этом периоде.

оригинал, показаны наш текст и склеенный с ним другой документ, наш текст это левая половина листа:

RoKzYIr44sM.jpg


Транскрипция

1. arïq bökä-ning
2. qoyn yïl onunč ay bir
3. y(e)g(i)rmikä bor sïqturγalï
4. kelgüči qorla elči q(a)ra
5. elči soγdu elči
6. ol(ar)-qa balïq-ta müngü
7. altï at ulaγ-ta bačaγ(-ï)
8. taγ yüz-intä bolmïš
9. t(a)γ bir at iki kün
10. bérip üč baqïr kümüš
11. qubčïr-qa tutz-un

Перевод (Лилия Тугушева, с поправкoй имени в первой строке по Дай Матсуи)

[От] Ариг Буки, в год овцы, в десятом месяце, в одиннадцатый [день]. Прибывшим с целью отжима винограда [посланникам (поверенным) правителя] - Корла-эльчи1, Кара-эльчи, Согду-эльчи из шести ездовых лошадей,[необходимых] для езды в городе, пусть [из] стада, находящегося на горе Бачаг2, выдадут одну лошадь на два дня (букв.: в течение двух дней), и пусть [они] используют (букв.: держат) ее за три бакыра3 серебром в счет налога кубчир4.

Комментарий Лилии Тугушевой:

1. эльчи - посланник; поверенный; должностное лицо, ведающее сбором налогов

2. Бачаг - вариант, представленный в тексте как bačaγ(-ï) в данном случае, вероятнее всего, является лишь одним из способов начертания названия bačaγ (с дополнительными графическими чертами), но не его фонетическим вариантом.

3. бакыр - медь, денежная единица

4. кубчир (монголизм) - налог на пастбище или поголовье скота

описание и поправка: [Matsui, Dai. Dating of the Old Uyghur Administrative Orders from Turfan // M. Özkan, E. Doğan (eds.), VIII. Milletlerarası Türkoloji Kongresi bildiri kitabı, Vol.IV, Istanbul, 2013 - p.617-618]

оригинал, транскрипция, перевод и комментарий: [Уйгурские деловые документы X-XIV вв. из Восточного Туркестана. Предисловие, транскрипция, перевод с древнеуйгурского Л.Ю. Тугушевой; факсимиле рукописей //Памятники письменности Востока: CXXXVIII - М.: Наука-Вост. лит., 2013 - с.136-138, 166, 175, 191, 317]

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Ашина Шэни said:

ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ - КАРЛУКО-ОГУЗСКИЙ ЯЗЫК: НА ПРИМЕРЕ УЙГУРСКОГО ПРИКАЗА АРИГ БУКИ 1259 ГОДА

Я как глава проекта "Письменное наследие" был весьма рад увидеть, как в комментариях вк наши туркменские и уйгурские коллеги предоставили нам переводы опубликованного нами уйгурского приказа Ариг Буки 1259 года на соответственно туркменский и новоуйгурский языки. Это настолько замечательно, что я приведу здесь все три версии текста:

Транскрипция оригинала документа 13 века

1. arïq bökä-ning
2. qoyn yïl onunč ay bir
3. y(e)g(i)rmikä bor sïqturγalï
4. kelgüči qorla elči q(a)ra
5. elči soγdu elči
6. ol(ar)-qa balïq-ta müngü
7. altï at ulaγ-ta bačaγ(-ï)
8. taγ yüz-intä bolmïš
9. t(a)γ bir at iki kün
10. bérip üč baqïr kümüš
11. qubčïr-qa tutz-un

Перевод (Лилия Тугушева, с поправкoй имени в первой строке по Дай Матсуи)

[От] Ариг Буки, в год овцы, в десятом месяце, в одиннадцатый [день]. Прибывшим с целью отжима винограда [посланникам (поверенным) правителя] - Корла-эльчи1, Кара-эльчи, Согду-эльчи из шести ездовых лошадей,[необходимых] для езды в городе, пусть [из] стада, находящегося на горе Бачаг2, выдадут одну лошадь на два дня (букв.: в течение двух дней), и пусть [они] используют (букв.: держат) ее за три бакыра3 серебром в счет налога кубчир4.

Комментарий Лилии Тугушевой:

1. эльчи - посланник; поверенный; должностное лицо, ведающее сбором налогов

2. Бачаг - вариант, представленный в тексте как bačaγ(-ï) в данном случае, вероятнее всего, является лишь одним из способов начертания названия bačaγ (с дополнительными графическими чертами), но не его фонетическим вариантом.

3. бакыр - медь, денежная единица

4. кубчир (монголизм) - налог на пастбище или поголовье скота

описание и поправка: [Matsui, Dai. Dating of the Old Uyghur Administrative Orders from Turfan // M. Özkan, E. Doğan (eds.), VIII. Milletlerarası Türkoloji Kongresi bildiri kitabı, Vol.IV, Istanbul, 2013 - p.617-618]

оригинал, транскрипция, перевод и комментарий: [Уйгурские деловые документы X-XIV вв. из Восточного Туркестана. Предисловие, транскрипция, перевод с древнеуйгурского Л.Ю. Тугушевой; факсимиле рукописей //Памятники письменности Востока: CXXXVIII - М.: Наука-Вост. лит., 2013 - с.136-138, 166, 175, 191, 317]

Перевод на современный уйгурский

1. Ariq Bökəniñ
2. qoyniñ yili oninçi ay (on birinçi kün) bir
3. üz(y)üm siqtüryəli kəlgili
4. kəlgüçi Korla əlçi Qara
5. əlçi Soğdu əlçi
6. ularğa şəhərdə müngü
7. altə at toptin Baçağ
8. tağiniñ üstidə bolmiş
9. bir at ikki küngə
10. berip üç baqir kümüç
11. qubçirgə tutsun.

Перевод на современный туркменский

1. arïq böke-ning
2. qoyïn yïl onunjï ay bir
3. yigirmige (--> on birge) bor sïqtrïγalï
4. gelgiči (gelgeč) qorla ilči qara
5. ilči soγdï ilči
6. olar-qa oba-da müngi
7. altï at ulaγ-da bačaγ(-ï)
8. daγï yüz-inde bolmïš
9. daγï bir at iki gün
10. bérip üč baqïr (qap) kümüš
11. salgyt-qa tuts-un

Таким образом, мы получаем документальное подтверждение того, что говорят нам тюркологи: древнетюркский язык был языком именно карлуко-огузского типажа, и в древности карлукские и огузские языки практически не отличались, потому тюркский язык до 14 века может называться как "староуйгурским", так и "старотуркменским".

Также ясно, что данный текст поймет любой современный уйгур: это для тех, кто утверждает что новоуйгурский это - язык который придумали "сарты" и язык этот не имеет никаких сходств с староуйгурским (т.е нынешние уйгуры не уйгуры а сарты; присвоили себе наименование; итд). На деле мы видим прекрасно что нынешний уйгурский есть самый прямой наследник языка великого тюркского государства - Идыкутства Уйгурия.

DMLdPiY3VdM.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Ашина Шэни said:

Уйгурский документ, адресованный Адаю Тогрылу и Сусангу (1259)

Транскрипция

1. qo[yn] yïl yédinč ay
2. y(e)g(i)rmikä öngtün čerik-
3. -tin at alγalï kelgüči
4. aḍay toγrïl-qa susang-
5. -qa balïq-ta müngü
6. iki at-ta bačaγa taγ
7. yüz-intä bolmïš t(a)γ*(2)
8. bir at ulaγ bérip iki
9. kün bérip üč baqïr
10. kümüš qubčïr-qa
11. tutz-un

Перевод (Лилия Тугушева)

Год овцы, седьмой месяц, двадцатый [день]. Адаю Тогрылу и Сусангу, прибывшим из Восточного Черика для получения лошадей, из [необходимых] для езды в городе двух лошадей, пусть [из] табуна1, находящегося на горе Бачаг, выдадут (букв.: пусть стадо выдаст)2 одну ездовую лошадь на два дня (букв.: в течение двух дней), и пусть [они] используют (букв.: держат) ее за три бакыра3 серебром в счет [налога] кубчир4.

Комментарии Лилии Тугушевой:

1. t(a)γ «стадо, стая» (?): kedik taγï birlä tiriglik qïlayïn «пусть я буду жить среди (букв.: в стаде, стае) диких зверей» (строка из каирского списка Кутадгу Билиг Юсуфа Баласагунского).
2. В данной синтаксической конструкции слово taγ «стадо; табуян» является формальмым субъектом предложения. Использование подобной структуры фразы в этом случае предполагает, что «стадо» и лица, его охраняющие (или владельцы), рассматриваются как некое единство, которое и выступает в роли субъекта предложения.
3. бакыр - медь, денежная единица
4. кубчир (монголизм) - налог на пастбище или поголовье скота

оригинал, транскрипция, перевод и комментарий:

[Уйгурские деловые документы X-XIV вв. из Восточного Туркестана. Предисловие, транскрипция, перевод с древнеуйгурского Л.Ю. Тугушевой; факсимиле рукописей //Памятники письменности Востока: CXXXVIII - М.: Наука-Вост. лит., 2013 - с.135, 137-138, 166, 191, 317]

оригинал документа склеен с другим текстом, наш текст это левая половина всего листа:

HgYBp-2Km6Y.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Ашина Шэни said:

Уйгурский документ, выданный виноградарю Шалкару (1259)

Транскрипция

1. qorumčï oγul-nung
2. qoyn yïl biry(e)g(i)rminč ay
3. bir otuz-qa bor-čï
4. šalqar-qa bor tar(ï)γ(a)lï
5. balïq-ta müngü bir
6. at ulaγ bačaγ(-a) taγ
7. yüz-intä bolmïš t(a)γ
8. bérip bir yarïm
9. baqïr kümüš qupčïr-
10. -ïnga tutz-un

Перевод (Лилия Тугушева)

Корумчы Огула. В год овцы, в одиннадцатом месяце, в двадцать первый [день]. Виноградарю Шалкару для езды в городе при возделывании винограда пусть выдадут одну ездовую лошадь [из] стада, находящегося на горе Бачаг, и пусть он использует (букв.: держит) ее за полтора бакыра1 серебром в счет [налога] кубчир2.

Комментарии Лилии Тугушевой:

1. бакыр - медь, денежная единица
2. кубчир (монголизм) - налог на пастбище или поголовье скота

оригинал, транскрипция, перевод и комментарий:

[Уйгурские деловые документы X-XIV вв. из Восточного Туркестана. Предисловие, транскрипция, перевод с древнеуйгурского Л.Ю. Тугушевой; факсимиле рукописей //Памятники письменности Востока: CXXXVIII - М.: Наука-Вост. лит., 2013 - с.136-137, 317]

оригинал документа склеен с другим текстом, наш текст это правая половина всего листа:

RD0cTYQ3les.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/28/2017 at 8:28 PM, Ашина Шэни said:

ВСТРЕЧА ОНГУТОВ С ЕЛЮЙ ДАШИ И ПЛЕМЕНА, УВЕДЕННЫЕ ИМ НА ЗАПАД 

"Идя на север 3 дня, [Елюй Даши] прошел Хэйшуй1 и встретился с сянвэнем белых татар (онгутов)2 Чункуром3. Чункур преподнес в дар 400 голов лошадей, 20 верблюдов и вдоволь баранов. 

Идя на запад дошел до города Кэдун, где остановился в Управлении наместника Северного двора (бэйтин духу фу). [Елюй Даши] собрал вокруг себя [людей] из 7 округов - Вэй[чжоу], У[чжоу], Чундэ[джоу], Хуэйфань[чжоу], Синь[чжоу], Далинь[чжоу], Цзыхэ[чжоу] и То[чжоу], а также вождей и народ 18 племен4 - желтых шивэй, дила5, хунгиратов6, джаджиратов, ехи7, бегудов, нара8, дарахай9, дамир10, меркитов, хэчжу11, угуров12, татар (цзубу), пусувань13, тангутов, хумусы14, сидэ15 и дорбенов16".

"История династии Ляо", глава 30

Комментарий Романа Храпачевского:

...

12. 烏古里 y-гу-ли, угуры. Это объединение племен кочевало к северо-западу от коренных земель киданей, т.е. на землях восточной части современной Монголии.

...

[Храпачевский, Р.П. "Татары", "монголы" и "монголо-татары" IX-XII вв. по китайским источникам //Этногеномико-исторический проект "Суюн". Серия "Материалы и исследования". Книга 3 "Исследования по истории восточноевропейских кочевников". Том 9 - Москва: Перо, 2015 - с.108, 133-136]

Любопытно. Быть может эти "угуры" в Ляо ши это как раз остатки орхонских уйгуров. Именно остатки племени уйгур, лидеров союза токуз-огуз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Ашина Шэни сказал:

Любопытно. Быть может эти "угуры" в Ляо ши это как раз остатки орхонских уйгуров. Именно остатки племени уйгур, лидеров союза токуз-огуз.

Из токуз огузов совершенно точно. Как и многие другие племена монголии. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И какие по вашему "научные уважаемые работы"? Вы великого Миняева "ни за что" считаете:

"Могильник сюнну (хунну) в горах Ноин-Ула (МНР) имеет мировую известность. Погребения сюннуской знати, раскопанные экспедицией П.К. Козлова в 1924-1925 гг., привлекли внимание многих исследователей, которые детально описали находки из ноинулинских курганов и дали им историческую оценку.

Княжеские погребения Ноин-Улы отличаются богатством и разнообразием найденных в них предметов."

Вы про Шаньси или Шэнси? Если рядом с Пекином (ну, относительно рядом), то Шаньси. И так это же не период самой хуннской державы, а задолго до неё, то есть протохуннский период.

"Не знал" только одного из выше перечисленного. Можно ссылку про европеоидность в Шаньси?

   1 час назад,  Uighur сказал: 

Это не по-моему. Это на деле так, если конечно вы претендуете на Байырку. А далее уже вам объяснять как произошёл этот переход.

Если бы был устойчивый билингвизм, то этноним был бы сохранен в точности. Т.е. если вы правы по билингвизму, то скорее всего было бы Баргут. Хотя у китайцев пишется Багу/Баегу.

Билингвизм подразумевается вами. Я допускаю и полное отюречивание в т.ч. Поскольку они жили под тюрками с 6 века вплоть до 13 в. 

 Ув. Уйгур, вы не понимаете. Такой переход из "байырку" в "баргут" НЕВОЗМОЖЕН! Только из монгольского в тюркский, иначе никак. 

Давайте еще раз я вам по порядку: баргуты, всегда себя сами так называвшие, попадают в зависимость от тюрков, с которыми надо как-то общаться, а по сему и наряду со своим монгольским употребляют и тюркский. При этом тюрки знают баргутов как "байырку", что является тюркской адаптацией монг. "баргуд".  

Так китайцы же о баргутах то в первую очередь от тюрков узнали, которые и говорили о них как о "байрку". А сами баргуты, точнее их послы, с китайцами могли разговоривать только на языке, известном и тем, и другим - на искаженном варианте тюркского языка (а искаженный именно потому что это не родной для баргутов язык).

И что это у вас так все легко с языками: значит, по-вашему, в жили-жили, говорили только по-тюркски, а в XIII веке - опа-на - память отшибло, язык забыли. Благо рядом Чингисхан с его монголами был, языку своему научили. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец:D

=======================
 
1. Там говориться об захоронении сюннуских князей. Почему князей? Потому что богатые захоронения. Теперь вспомните что вы говорили мне недавно? О царском роде в Монголии и царских могилах. Вот поэтому мне было смешно.
 
2. Я думал разницы нет, ну да ладно. Речь идёт о Шанси/Шэнси. Да, о прото-сюнну, а если точнее родины сюннуских шаньюев. В то время в Шэнси, Ганьсю, ВМ обитали индо-европейцы всякие: юэчжи, усунь, "рыжые варвары" итд. По сути для историков и археологов - это начало отчёта.
 
3. Ув. Ермолаев, я перепроверил данные. Похоже, что Багу/Байырку не связаны с Баргутами никак. Байырку описывается как тюркское племя из числа 9 огузов. 
 
В следующем посте даю полную цитату по "хойху"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Таншу

ХОЙХУ (современное чтение Хуйхэ — уйгуры)

Иакинф Бичурин, Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, М.—Л., т. 1, стр. 301—303 1 (материал взят из «Таншу» — «Новой Танской истории», гл. 2 217).

Настоящее добавление является переводом из «Тайпинхуаньюйцзи», гл. 199, стр. 9б—11а.

Хуйхэ находятся на северной границе Сйеяньто, живут близ реки Полин.

Отстоят от Чанъаня в 6900 ли. Отборного (И. Б.: строевого 3) войска 50 000 человек. Вначале имели правителя по имени Цзяньсыцзинь (И Б.: Шыгянь-Сыгинь). Когда [он] умер, сын Пуса вступил на престол. В начале годов правления Чжэньгуань (627—649) Танской династии вместе с сйеяньто все [хуйхэ] восстали против туцзюэского Сйели-катана (И. Б.: Хйели-хан). Сйели послал конницу наказать их. Сразились на Тяньшане, сильно побили их, пленили подвластный им народ. [Власть] хуйхэского [правителя] с этого времени весьма пошатнулась, и потому [он] вместе со своим народом подчинился Сйеяньто. Прозвался Хосйелифа. По-прежнему отправлял посланника представлять дань китайскому двору. После поражения сйеяньтосцев хуйхэский старшина 4 Хулусылифа думиду вместе с подвластными явился во дворец, просил зачислить всех в [качестве] податного населения 5. Со времени упадка [33] туцзюэсцев государство Хуйхэ постепенно усилилось. Повелитель государства также назвался каганом. В 21 г. Чжэньгуань (647) он со своим народом [признал] подданство Китаю. В 3 г. Луншо (663) переместили Яньжаньское духуфу [наместничество] на земли хуйхэ, затем переименовали в Ханьхайское духуфу. Последнее духуфу переместили в старый город Юньчжун, изменив название на Юньчжунское духу. По-прежнему Каменистую степь считали границей; туземные округа на север от этой степи все подчинились Ханьхайскому духуфу; на юге от степи управлялись Юньчжун[ским духу]. После этого [хуйхэские] поколения 6 в походах и сражениях приобрели заслуги и из Цибэй (т. е. страны на север от Каменистой степи) переселялись на границу Ганьчжоу (один из округов в провинции Ганьсу). Поэтому в конце годов правления Тяньбао (742—756) набрали из них отборных всадников, чтобы образовать конницу корпуса Чишуй (река в провинции Шэньси). С начала годов правления Тяньбао (742—756) хуйхэский йеху (тюркское джабгу, ябгу) Ипяо Биси уничтожил Туцзюэ. Внук малого шада Усумиши-каган вскоре стал самостоятельным и сделался каганом девяти фамилий. С этого времени и поныне (т. е. во время составления «Тайпинхуаньюйцзи»: 976—984) он носил также титул кагана девяти фамилий. Поэтому переселился на юг, чтобы жить на старых землях туцзюэ, придерживаясь реки Вэнь в горах Удэцзянь (И. Б.: Удэгянь). Хотя он следовал за водою и травою (кочевал), в общем, если определить, где [находятся] эти горы по отношению к городу Чанъань, то они [лежат] прямо на запад от Китая и отстоят от Западной стены на 1700 ли. Западная стена есть Гаоцюесай (буквально: пограничный оплот Гаоцюе) Ханьской династии. На севере они отстоят на 300 ли от входа в Каменистую степь. Имеется 11 ставок поколения девяти фамилий. Каждое поколение учредило по одной ставке 7. Главный управитель находится в основном племени (цзу), выбирает людей для наблюдения, велит им охранять. Басими и Гэлолу каждое собрало одно поколение, каждое учредило по одному управителю. Всякий раз, как начинают и прекращают войну, из двух чужеземных поколений делают авангард войска.

Что касается девяти фамилий, то одно [поколение] именуется хуйхэ, другое — пугу, третье — хунь, четвертое — баигу или байегу (в тексте просто: багу), пятое — тунло, шестое— сыцзйе (И. Б.: Сыгйе), седьмое — цибиюй (И. Б.: кибиюй). Вышеупомянутые 7 поколений (бу) со времен Танской династии все стали известны в исторических повествованиях. Восьмое [34] (поколение) называется ацзйесы, девятое — тулуньшигусы. Эти две фамилии после годов правления Тяньбао (742—756) объединились с семью фамилиями.

В первый год правления Чжэньгуань (627), через принцессу Сяньань представили просьбу изменить знак хэ 8 (второй знак в их наименовании, значит: «шелк низкого качества»), на хэ 9, который означает птицу (из породы фазанов или сорок), смелую, дерущуюся до смерти. Ибо желали разукрасить обычаи храбрецов своей страны [столь же прекрасно], как перья этой птицы, Дэцзун (танский император, царствовавший в то время в Китае) согласился.

Настоящая выдержка из текста сочинения «Тайпинхуаньюйцзи» заканчивается краткой заметкой относительно местных обычаев и природы: «обычаи довольно сходны с туцзюэскими. Почва песчаная и солончаковая, имеются собачьи овцы (?), нога длиной в 5 цунь (китайский дюйм равный 3,2 см)».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Uighur said:

 

Таншу

ХОЙХУ (современное чтение Хуйхэ — уйгуры)

 

Quote

 

May 13, 2012 - Хөхийд нь өмнөд хилээс урагш торгоны зам дагуу суурьшсан исламын .... гэсэновогтой хүмүүс зөвхөн Сүхбаатар суманд л бүртгэгджээ.

 

 

2012.02.07 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

old.shuukh.mn/eruuanhan/5468/view
  1.  
Translate this page
Хөхийд овогт Гүрээгийн Баярцэнгэлийг ганцаараа болон бусадтай урьдчилан үгсэн тохиролцож, бүлэглэн давтан үйлдлээр орон байранд нэвтэрч, ...

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

new.shuukh.mn/eruuanhan/8425/view - Translate this page
Бум овогт Буянбаатарын Эрхбаяр, Хөхийд овогт Хишигжаргалын Ариунболд нарыг бүлэглэн бусдын эд хөрөнгийг хулгайлах гэмт хэрэг үйлдсэн гэм ...

Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан

shine.shuukh.mn/irgenanhan/7411/view
  1.  
Translate this page
... дүгээр зүйлийн 14.3-д заасныг баримтлан Хөхийд овгийн Сүхбалсангийн ... 26-ны өдөр төрсөн хүү Энхтайван овогтой Эрхэмбаатарыг 11 нас хүртэл ...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот и пещеры Безеклика;)

1 minute ago, Ашина Шэни said:

Уйгурская расписка из Безеклика (1258)

Документ был среди прочих по-видимому раскопан в Безекликских пещерах Турфана в 1974 году. Текст написан на куске темно-желтой бумаги (14.7 см длиной и 11.5 см шириной), верхняя часть текста по каким то причинам поблекла, и теперь прочесть ее трудно.
ijcknswwK24.jpg
Транскрипция (реконструкция текста: Ли Ган и Дай Матсуи)

1. [ ](..)L[ ]
2. y[ yïl] bešinč ay ’W[ ]
3. b(ačaγa) (t)[a]r(qan) yṳz-i[n]t(ä) (b)[olmïš? taz?]
4. ( ) iki stïr qu(p)[čïr? kümüš ?-]
5. -tä (b)[ir stï]r tägdi bir s(tïr) [qupčïr? kümüš?-]
6. -ni s[anaï] [alï]p bo yanuḍ [berdimiz bo tamγa/nišan]
7. biz-[nin](g) ol män ongš(a)y [ ]
8. bit(i)[dim]

Перевод (Дай Матсуи)

1…………….
2 The [....] year, the fifth month, [on] the [.... day].
3–4 Of two stïr of the [qupčïr-silver] that B[olmïš-Taz?] of Bačaγa-tarqan’s century [should pay?], [one stïr] has arrived (= we received).
4–5 [We?] counted and received (this) one [stïr of the qupčïr-silver], and 5–6 [we issued] this receipt.
6–7 [This seal/signature] is ours.
7 I, Ongšay [.....], 8wrote (this receipt).

1…..
2 В […] году, в пятом месяце, [на] [… день].
3-4 Из двух стыров1 [купчир2-серебра], что Б[олмыш-Таз?] из сотни3 Бачаги-тархана [должен заплатить], [один стыр] прибыл (=мы получили).
4-5 [Мы?] посчитали и получили (этот) один [стыр купчир-серебра], и
5-6 [мы выдали] эту расписку4.
6-7 [Эта печать/подпись] наша.
7 Я, Онгшай […],
8 написал (эту расписку).

Комментарии Ли Гана и Дай Матсуи:

1. stïr - Уйгурский стыр был мерой веса (примерно 40 грамм) и в то время являлся денежной единицей , равной по ценности серебру того же веса.
2. qupčïr - то был печально известный подушный налог, установленный по всей Евразии монгольской властью, и платить его надо было серебряной валютой. Отметим, что сочетание qupčïr kümüš также фиксируется в нескольких других административных приказах.
3. yüz-intä - сотни, в сотне
4. yanud - “что то, отдаваемое взамен”. Хотя слово написано как будто бы Y’PD’Z, читать следует Y’NWD = yanud (~yanut): схожее написание yanud мы находим в упоминаниях yanud bitig “документ-расписка” в двух других уйгурских документах.

Оригинал, транскрипция, реконструкция текста, перевод, комментарий: [Li, Gang and Matsui, Dai. An Old Uighur Receipt Document Newly Discovered in the Turfan Museum //Written Monuments in the Orient 2 (2016) - p.68-73]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересное кино, учитывают все движения "желтых" на запад, а "белых" ( галча и пушту) на восток ( в Восточный Туркестан забыли.

 

Может некоторые "расист"ы и обелились в период 11 летнего господства последнего государства уйгуров Йетишар и "ударных" джихади-отрядов галчи и пушту ? В те времена могли уйгуры "побелеть" ?

Будем честными, движение было не только в одну сторону...

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Бий Махмуд сказал:

Интересное кино, учитывают все движения "желтых" на запад, а "белых" ( галча и пушту) на восток ( в Восточный Туркестан забыли.

 

Может некоторые "расист"ы и обелились в период 11 летнего господства последнего государства уйгуров Йетишар и "ударных" джихади-отрядов галчи и пушту ? В те времена могли уйгуры "побелеть" ?

Будем честными, движение было не только в одну сторону...

Здарова, расист! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Бий Махмуд сказал:

Интересное кино, учитывают все движения "желтых" на запад, а "белых" ( галча и пушту) на восток ( в Восточный Туркестан забыли.

 

Может некоторые "расист"ы и обелились в период 11 летнего господства последнего государства уйгуров Йетишар и "ударных" джихади-отрядов галчи и пушту ? В те времена могли уйгуры "побелеть" ?

Будем честными, движение было не только в одну сторону...

Движений на восток практически не было в последнее тысячелетие. Галчей и пуштунов тем более. Макс это андижанцы в 19 веке. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Бахтияр said:

Движений на восток практически не было в последнее тысячелетие. Галчей и пуштунов тем более. Макс это андижанцы в 19 веке. 

Было движение согдийцев на восток.

После вторжения и расширения арабов, согдийцы почти полностью переселились на восток и растворились в среди тюрков, уйгуров eтс.

Это меняло облик последних и сопустствовал распространение манихей и несториано-христианской религии.

oldwor1.gif

 

BezeklikSogdianMerchants.jpg

Согдийцы приносят дары Будде. Фреска VIII в. из Безеклика.

В северных частях Тулунского, Куйтунского и Нижнеудинского, а также на территории Братского районов Иркутской области (в бассейнах рек Ия и Уда) распространены гидронимы с элементом об (обь), что на иранских языках означает вода.

Значит согдийцы даже достигли крайний север может быть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, enhd сказал:

Было движение согдийцев на восток.

После вторжения и расширения арабов, согдийцы почти полностью переселились на восток и растворились в среди тюрков, уйгуров eтс.

Это меняло облик последних и сопустствовал распространение манихей и несториано-христианской религии.

oldwor1.gif

 

BezeklikSogdianMerchants.jpg

Согдийцы приносят дары Будде. Фреска VIII в. из Безеклика.

В северных частях Тулунского, Куйтунского и Нижнеудинского, а также на территории Братского районов Иркутской области (в бассейнах рек Ия и Уда) распространены гидронимы с элементом об (обь), что на иранских языках означает вода.

Значит согдийцы даже достигли крайний север может быть.

 

Это было в первом тысячелетии, я говорил о последних тысячах лет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Бахтияр said:

 

Это было в первом тысячелетии, я говорил о последних тысячах лет. 

Тогда, в последнем 1000 летии - это русские. :D

Они даже пересекли берингово пролив и доехали до Калифорнии. А насчет Сибири  просто не надо говорить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Ашина Шэни said:

ДИНЛИН - РАННЕЕ КИТАЙСКОЕ НАПИСАНИЕ ТЮРКСКОГО ЭТНОНИМА ТЕЛЕ

Кажется наука пришла к общему согласию, что Динлин это китайская передача того же имени, что позже появляется в форме Теле, обозначении племенной конфедерации, к которой, как мы увидели, принадлежали уйгуры (среди прочих тюркских народов).

Американский тюрколог Денис Шинор

[Sinor, Denis. The Uighurs in Mongolia and the Kyrghyz //History of Civilizations of Central Asia. Volume IV - UNESCO Publishing, 1998 - p.203]

Сарагуры, кутригуры, утигуры, булгары и сабиры в равной степени были частью обширной конфедерации племен, называемой китайцами Динлин 丁零 и позже Теле 鐵勒 (Moravcsik 1930, pp. 59–61; Hamilton 1962, pp. 25–26; Pul-leyblank 1990; Golden 1992, pp. 100–106).

Венгерский тюрколог Михай Добрович

[Dobrovits, Mihaly. The Altaic World Through Byzantine Eyes: Some Remarks on the Historical Circumstances of Zemarchus’ Journey to the Turks (AD 569-570) //Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung. Volume 64 (4), 2011 - p.374]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вдогонку:

Согласно китайским историческим записям, предки тюрок, при широком определении, могут быть отслежены до 3 века до нашей эры и были связаны с такими тюркоязычными племенными группировками, как Теле 鉄勒 (4–7 века н.э.), Гаоцзюй 高車 (или Чиди 赤狄, около 4-6 веков н.э.) и Динлин 丁零 (3 век до н.э.).

Австрийский тюрколог (китайского происхождения) Ли Тан

[Li, Tang. Turkic Christians in Central Asia and China (5th-14th centuries) //Zhang Dingjing, Abdurishid Yakup (ed.), Studies in Turkic Philology. Festschrift in Honour of the 80th Birthday of Professor Geng Shimin - Minzu University Press, 2009 - p.7]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...