Kamal

Пользователи
  • Число публикаций

    2 939
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Days Won

    138

Kamal last won the day on 10 Ноября 2016

Kamal had the most liked content!

Репутация

446 Очень хороший

6 подписчиков

О Kamal

  • Звание
    Старожил форума

Старые поля

  • Страна
    тунис
  • Адрес:
    тунис
  1. Прическа мальчика, сидящего на первом ряду, лично мне представляет образ диких татар Контарини с длинными волосами. Это айдар растущий от макушки, но волосы не заплетены в косы. Если бы Контарини увидел заплетенные волосы, то думаю, он так бы и указал. Могли ли такой чуб носить взрослые? Среди каракалпаков, есть сведения, что один батыр с таким айдаром участвовал в восстании 1859 года, то есть, раз батыр, значит взрослый мужчина.
  2. где-то была статья, но я тоже читал именно автореферат, сам в этой же теме выкладывал. Монографии нет, так как, пока еще не собран цельный материал, все отрывочно. Покойный Сабыр Камалов вроде собрал хороший материал сырдарьинского периода 1578 - 1582 годов, но мне не удалось где-либо найти эту работу, скорее всего в научный оборот не введено, напротив, в оборот ввели работу другого авторского коллектива, которая по мнению самой же Пискуновой дает очень противоречивые сведения. Жаль, в истории каракалпаков именно этот период очень важный, так как, уже тогда у каракалпаков были свои собственные ханы, еще до Абдал Гаффара. Это подтверждает и ув. Асан-Кайгы в теме "Каракалпакские ханы", хотя упоминаются как "лжечингизиды", но все же ханы. Короче, пока не все ясно, а когда будет нарисован весь маршрут от А до Я, возможно и книга появится.
  3. названия идентичные с казахскими, но все они являются разновидностями "гулпака" (чуба). Единственная разница, что "тулумшак" также носили, но на шеке, а не надо лбом и зрелые, но еще не замужние девушки. Я так полагаю, что термин "гулпак" Вам незнаком. А знают ли южные казахи? Из статьи "К вопросу сопоставления материалов археологии и этнографии в обрядности каракалпаков":
  4. Иштеки Иштеки (башк. Иштәк, Үштәк, тат. Иштәк, Үштәк, каз. Естек) — этническая группа башкир, проживавшая на территории современных северо-запада Башкортостана, юго-востока Татарстана и юга Пермского края («позднейшие Казанская и Осинская дороги Уфимского уезда и бассейны Сылвы, Ирени в Кунгурском уезде»[1]), имевшие государственность (наряду статарами, ногайцами ("ногаи", башк. Нугай, тат. Нугай) и другими группами башкир ("башкурды, башкирцы") в видеМангытского юрта Казанского ханства, входившего затем в Ногайскую Орду, и обозначавшиеся в XVI-XVII вв. под этнонимом «иштяки»[1]. Государственное образование Ногайский (Мангытский) юрт в XVI в. был под двойной юрисдикцией — Казанского ханства и Ногайской Орды. «При этом местное ясачное население выплачивало ясак как казанским ханам, так и "выход" Ногайской Орде» [2]. Некоторые учёные, связывают этноним иштяки с тюркизованной формой этнонима остяки, другие учёные считают, что под этнонимами башкорт и иштяк скрыты один и тот же племенной союз, но Трепавлов В.В. и, вслед за ним, Д. Исхаков выделяют два башкирских субэтнонима (племенных союза) в XV-XVI вв: иштяки (западные башкиры, башк. Иштәк) и собственно башкиры (восточная группа, башк. Башҡорт) [3].
  5. Ранее читал эту статью, издание 1995 года и уже несколько устаревшее. В принципе, автор так и пишет, что требуется дополнительное изучение некоторых вопросов.
  6. Естеки входят в кипчакское племя (Он торт уру), а у них разные гаплотипы, в том числе есть и старкластер, если конечно, правильно понимаю все эти гаплотипы.
  7. А мальчик кто - башкир, каракалпак из рода естек или из кыргызских естеков? Просто, понятие "по дороге нашли мальчика естека" как-то неоднозначно звучит.
  8. Татищев, скорее всего дает сведения о воинственных народах и указывает на численность их войск, а по оседлым дает данные об их общей численности, но сколько у тех войск, того не называет. В.Н. Татищев: http://magister.msk.ru/library/history/tatisch/tatis018.htm В принципе, вся дальнейшая катастрофа каракалпаков пошла именно после 1723 года. Сам хан, Ишим Мухамед погиб в войне с джунгарами, это тоже говорит об огромных масштабах битв. Все это надо исследовать, а пока все сведения ограничиваются только одной строкой - "в 1725 году джунгары наголово разгромили каракалпаков".
  9. Тут уж приходит более реальное мнение, что зная численность кураминцев (по Андрееву) 10 тысяч человек и войск 1 тысяча человек, получаем общее соотношение народов середины 18 века, то есть, 10 процентная мобилизация от общей численности. Тогда общая численность казахов при войске 55 тысяч будет равна 550 тысяч человек, каракалпаков - 25 тысяч и общая численность - 250 тысяч, кыргызов - 30 тысяч, общая - 300 тысяч, башкир - 25 тысяч, общая - 250 тысяч, бухарцев - 25 тысяч, общая - 250 тысяч, хивинцев - 25 тысяч и общая - 250 тысяч (при этом к хивинцам же причислены и войска аральцев, которые на тот период не были в поле влияния хивы) и т.д и т.п. Примерно так. Но а если принять во внимание мнение каракалпаков о десятой части уцелевших, то в войне с джунгарами, выходит, убиты от 150 до 250 тысяч человек. Из оставшихся 250 тысяч, Нижние каракалпаки (40 тысяч) стали продолжением каракалпакского народа, в последующем пополнив свою численность за счет аральцев, а остальные 210 тысяч - рассеялись, растворились. Кстати, Рычков и Татищев еще до Андреева упоминают о кураминцах, но только последний (Андреев) дал кое-какие сведения об их происхождении.
  10. Этот текст повторяется и у Татищева, общая численность не называется, но войск также 1000 человек. если брать из расчета 5 процентной мобилизации, то 25000 каракалпакских войск того периода, дает нам общую численность каракалпаков в 500 тысяч. Возможно это реальная цифра, так как, в народе бытует мнение, что с началом джунгарских событий уцелела лишь десятая часть населения. А Нижние каракалпаки как-раз таки насчитывали всего 40 тысяч человек, это даже меньше чем 10% от общей численности. При этом в разряд безвозвратных потерь причислены все остальные группы каракалпаков (верхние, средние, бухарские, кокандские, джунгарские, казахские и т.д.), которые так и растворились в среде соседних народов.
  11. Очень красиво. Я надеялся увидеть схожий вариант с каракалпакской женской одеждой, хотя есть некоторые более близкие экземпляры. В одной статье писали о женской одежде, якобы принадлежавшей царице Сююмбике, удивился, точная копия каракалпакского варианта женской одежды. Правда, хозяин той уникальной коллекции оказался уроженцем Каракалпакстана, переехавший на историческую Родину. Но казанские специалисты предполагают, что коллекция принадлежала именно царице. Интересно, чем вся эта история закончилась?
  12. Может быть, но как об отдельном народе, о них впервые упоминает Андреев. Не помню, в каких источниках читал, при Тауке хане были объединены три казахских Жуза, кыргызы, каракалпаки и кураминцы. Само собой разумеется, что эти события происходили до нашествия джунгар, на рубеже 17-18 вв.
  13. Впервые о них (о народе кураминском) писал Андреев в 18 веке. Тогда еще не было никакой ясности об их происхождении (впрочем, и до сих пор неясно), по слухам тогдашних окружающих их соседей, они образовались от каракалпаков, хивинцев и прочих беглецов и разбойников. http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/Andreev/text1.htm О НАРОДЕ КУРАМИНСКОМ § 40. О новопроизшедшем сем кураминском народе ясно сказать никак не можно, как только, что оных почитают ташкенцы, кашкарцы и бухарцы новым. Границы их в средине городов, принадлежащих к Бухарин. Следовательно оные - от каких-нибудь землиц сходцы, как некоторые и утверждают, что сообщество их составлено из роду перешедших карыкалпаков и хивинцов, но большой части беглых и разбойников, кои в пределах своих прочих окружающих их народов в сообществе своем терпеть не могут и ни под каким видом не принимают. Коим по умножении, как в городах бухарских никаких войск и властей не находится, оными и овладели. За городом Ташкентом, за рекою Чирчиком, впадающею в Сырдарыо, граничат к городу Кукону. Почитается их не более 10000 человек; весьма достаточны скотом и хлебопашеством, под властию куконского бека Нурбаты 43, и имеют девять городов от города Ташкента в 50 верстах: 1) Пискан, в котором до 800 домов; 2) Кереучи, почитается за крепость, небольшой городок; 3) Шарукия, под властию города Ходжанта; 4) Бока, в коем 1000 домов; 5) Муратали; 6) Киреет Баксу; 7) Карактай; 8) Калаимор; 9) Пангас. В которых городах сии кураминцы имеют непременное жилище зимою, а в летнее время выходят около своих городов в степи для распространения хлебопашества и соблюдения скотоводства; ограничивают свои города довольными и сильными караулами. Народ довольно, как и киргисцы вольной; много вреда наносят бухарским караванам. [54] Главной в роде их Худеяр-бек Фазильбеков, жительство имеет в особливом городе Уратели Ходжант 44, к которым по неспокойству их для усмирения старались неоднократно приходить с китайской границы войски, но ни один раз нападения в рассуждении их храбрости и смелости учинить не могли. Происхождения своего начало не далее имеют, как в нынешнем веке; закона магометанского...
  14. "Чуб" по-каракалпакски переводится как "гулпак" и в совокупности все эти "айдар", "кекил", "тулум" и прочие именуются этим термином "гулпак". По сути и "чуб" имеет свои русскоязычные названия - оселедец, хохол и т.д. Поэтому, речь здесь идет о разных видах чуба и "айдар" один из его разновидностей.
  15. В теме "тюрки-калмаки 14-16 вв" есть ссылка из источников, что "у них (калмаков) длинные волосы, для торгов заезжают в Астрахань, но никакого вреда местным жителям не причиняют". Тут, конечно, спорный вопрос - кто вообще те "калмаки", но на счет длинных волос скорее всего речь идет о чубе (айдар), если бы эти длинные волосы были заплетены в косы, то источники так и передали бы, что у них длинные косы.