Cheslav

Пользователи
  • Публикации

    10
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Обычный

О Cheslav

  • Звание
    Новичок

Старые поля

  • Страна
    Латвия

Посетители профиля

Блок посетителей профиля отключен и не будет отображаться другим пользователям

  1. Насчет туркменов - это к Шварцу. Он в своем описании указывает несколько использовавшихся пород. Но жил он в Ташкенте, и по служебным делам ездил не только на север. Т.е. это не только казаские породы. Экспедиция Конюхова (цитата с приведенного вами линка, выделение мое): "В период с 11 по 17 сентября в рамках подготовки международной экспедиции "По следам Великого Шелкового Пути" Федор Конюхов посетил Монголию с целью проработки маршрута, отбора верблюдов, лошадей и приобретения экипировки. Несмотря на то, что Федор Конюхов объехал свыше 200 стран в мире, это была его первая поездка в Монголию. Российская делегация состояла из трех человек: Федор Конюхов – руководитель экспедиции, Михаил Муравьев – директор компании Ультра - Трэвел – официальный партнер экспедиции и организатор рабочей поездки в Монголию, и менеджер экспедиции Оскар Конюхов. За этот короткий визит группа посетила несколько аймачных центров (районных центров): центральный и среднегобийский аймаки. На территории первого были отобраны монгольские лошади в количестве 15 голов, а в среднегобийском аймаке были отобраны 25 верблюдов. Все животные помечены и зафиксированы как "участники экспедиции". Владельцам поручено усиленно их кормить, с тем чтобы к весне, сезону когда животные традиционно слабы и изнурены снежными зимами и ограниченным кормом – наши 15 лошадей и 25 верблюдов были в хорошей форме и смогли осуществлять запланированые переходы с грузом." Использовались верблюды. Но скорость каравана, состоящего из лошадей и верблюдов, нельзя приравнивать к скорости передвижения на лошадях. Как только используется верблюд - скорость максимум 5 км/ч, переход - 6-7 часов.
  2. Опять домысливаете за источник? Шварц в этой же работе очень интересно описал и своего коня-"туркмена" - почитайте, в инете книга была доступна. Видно, что автор очень хорошо разбирается в лошадях. Написал он и об одном своем путешествии в деревянном седле - и оценил это неудобным для европейца.
  3. И еще оттуда же - о наездниках и опять о расстоянии за день: Благодаря ранней и постоянной тренировке в верховой езде киргиз-кайсаки относятся к самым ловким и выносливым ездокам в мире. Особенно знамениты своей неслыханной удалью барым-тачи, или профессиональные конокрады. Русский офицер, который однажды имел поручение поймать вместе с подразделением туркестанских казаков, которые сами тоже являются неплохими ездоками, пресловутого конокрада, рассказывал мне о результате своей охоты следующее: «После многодневной охоты и множества военных хитростей казакам, наконец, удалось приблизиться на несколько сотен шагов к барымтачу, который скакал на обычной киргизской лошади, а вторую лошадь вел за узду Его лошадь явно была совершенно измучена, и казаки уже издали крик победы, потому что были уверены, что на сей раз вор от них не уйдет. Но как только они попытались его поймать, он молниеносно вскочил с усталой лошади на резервную, и, прежде чем казаки поняли, что произошло, исчез навсегда из их поля зрения». Лошадь, на которой удалось однажды настичь барымтача, пользуется у киргизов таким же уважением, как в Европе победитель скачек дерби . Киргизы сидят на лошади с короткими стременами, как вообще все азиаты, и причем не так крепко, а при первом случае падают с коня, но они это делают с такой ловкостью, что при кажущемся опасном падении, от которого европейский спортсмен бы разбился, не получают даже малейшей раны и вмиг оказываются опять на коне. Русский капитан-лейтенант фон Левенхаген, командовавший ранее на правительственном пароходе, курсировавшем по Сырдарье между Перовском и Чинашем, рассказывал мне, что он часто позволял себе с киргизами следующую шутку: когда собирались на берегу сотни любопытных киргизов, приходивших всегда толпами, чтобы посмотреть феноменальное явление парохода, то он внезапно давал свисток, и этот неожиданный сигнал укладывал по меньшей мере три четверти всех всадников на землю. Киргизское искусство верховой езды имеет перед европейским то преимущество, что на необученной и даже дикой лошади можно скакать с той же уверенностью, как и на обученной, и что несчастные случаи, как это часто бывает у европейских спортсменов, почти никогда не происходят. Мне, по крайней мере, за пятнадцать лет не известен ни один случай, чтобы с киргизом при верховой езде случилось несчастье, в то время как у обученных русских офицеров-кавалеристов в Туркестане подобные несчастья не были редкостью. Преимущество киргизского способа верховой езды я испробовал на себе. Я сотни раз падал вместе с лошадью, причем иногда при очень опасных обстоятельствах: дважды сорвался со скалы вместе с лошадью в пропасть (первый раз в Алайских горах, а во второй — в Бадахшане), но не получил никакого вреда, кроме разбитого седла. Киргизский способ верховой езды имеет также то большое преимущество, что при скачках на большие дистанции лошадей щадят намного больше, чем по европейской методике. Под киргизом лошадь проходит без устали расстояние вдвое большее, чем под европейским всадником, и я часто видел, как лошади русских всадников, которых от усталости абсолютно нельзя было заставить идти дальше, тотчас приходили в себя, как только на них садился киргиз. Батыр Большой Орды Тезек Нуравлиев, который однажды сопровождал высшего русского офицера с сотней киргизов, каждый из которых был снабжен двумя лошадьми, прошел за 24 часа при этих обстоятельствах по горной и каменистой местности расстояние в 300 верст, или 320 км, причем ни одна лошадь не пала и впоследствии не заболела. При этом следует отметить, что упомянутый батыр весил около трех центнеров. (Комментарий: в Германии под центнером понимают 100 метрических фунтов по 0,5 кг, то есть 50 кг.) Киргизы не подковывают своих лошадей, шпор они тоже не знают, вместо них они пользуются своеобразной плетью, называемой нагайкой, которую используют все народы Центральной Азии и русские казаки, которые также не носят шпор.
  4. Нашел еще одно интересное описание казахских и среднеазиатских лошадей разных пород: Интересующий нас факт выделил в тексте. Ф. фон Шварц. «ТУРКЕСТАН - ВЕТКА ИНДОГЕРМАНСКИХ НАРОДОВ» Turkestan, Zweig der indogermanischen Volker. Nach funfzehnjahrigem Aufenthalt in Turkestan, Dargestellt von Franz v. Schwarz, vormals Astronom des Taschkenter Observatoriums und Leiter des Turkestanischen Meterologischen Instituts. — Freiburg: Herdersche Verlagshandlung., 1900. - S.51-125. Опубликовано в: История Казахстана в западных источниках XII-XX вв. Том 5. Алматы, 2006. РАЗВЕДЕНИЕ СКОТА У КИРГИЗ- КАЙСАКОВ Лошади, чье количество намного больше, чем верблюдов, играют совершенно иную роль, чем у европейцев или других оседлых жителей Туркестана. Хотя их используют у киргиз-кайсаков также и для верховой езды, но это не является их основным предназначением, иначе бы киргизы не держали их в сотни или, по возможности, даже в тысячи раз больше того, чем их нужно для себя и семьи для верховой езды. Для киргиз-кайсаков лошадь нужна, прежде всего, из-за молока, из которого[190] они готовят свой национальный напиток кумыс. Кроме того, мясо молодой лошади является для киргизов лакомством, без которого не обходится ни одно праздненство, как сегодняшний бауэр не обходится без свиного мяса. В Туркестане имеется, в целом, семь различных пород лошадей: туркменские лошади, аргамаки, киргизские лошади, карабаиры, горные лошади, кашгарские лошади, калмыцкие лошади. Второе место по работоспособности после туркменской лошади занимает киргизская, это самая неприметная из всех туркестанских пород лошадей. С киргизскими лошадьми, очевидно, родственны русские лошади казаков, а последние, наверное, произошли от первых. Киргизская лошадь невысока ростом, приземиста, кряжиста, с лохматой шерстью и еще более лохматой и сильно развитой гривой. Голову и шею киргизские лошади не держат прямо, как туркменские и аргамаки, а горизонтально, с наклоном вперед, что еще больше подчеркивает их внешнюю неприглядность. Этот постав головы явно является следствием того, что киргизские лошади при поиске корма в степях со скудной растительностью должны держать голову постоянно опущенной и так постепенно привыкают к этой осанке. В отношении скорости киргизская лошадь уступает туркменской, но она почти такая же выносливая и неприхотливая. Она переносит палящую жару туркестанского лета и сорокаградусную стужу сибирской зимы, никогда не имея над собой крыши, удовлетворяясь зимой скудным кормом, который она выгребает из-под снега, глубиной с фут; часто при буране и гололеде она остается долгое время вообще безо всякого корма. Когда зимой родники и реки замерзают, она утоляет свою жажду снегом, а летом она в состоянии при самой большой жаре выдерживать 3-4 дня без воды. Она без труда проходит по 120 км в день, хотя ночью сама должна находить себе корм из скудной и сухой травы; ячменя и овса она никогда в жизни не видит. Киргизские курьеры на сменяющихся лошадях проделывают в день 300 км. Киргизские лошади очень дешевы: их стоимость оставляет от 30 до 120 марок.[194] В высокогорье Туркестана есть собственная горная порода лошадей, которые почти без исключения находятся во владении кара-киргизов и, вероятно, полностью развились вследствие их постоянного пребывания в горах. Они очень маленького роста и приземистого телосложения, имеют крепкие ноги и выделяются своей неутомимостью на самых высоких вершинах, где обычные лошади из-за разреженного воздуха продвигаются очень медленно вперед; они также отличаются своей невероятной тренированностью и надежностью при подъеме в горы. Их стоимость приблизительно та же, что и у киргизской лошади. Еще меньше, чем предыдущие, — это кашгарские лошади, которые встречаются только в очень ограниченном количестве. Это, собственно, пони, которые едва отличаются от тех, которые встречаются в Европе. Отличную породу образуют малоизвестные в русском Туркестане калмыцкие лошади, которых держали калмыки, кочующие в долине реки Или и в пограничных областях. Эти меньше, чем киргизские лошади, растут дикими, без каких-либо перспектив; они, по потребности, вылавливаются и используются для верховой езды. Эти лошади пользовались большим спросом у находившихся в Кульдже русских офицеров из-за их чрезвычайно удобного для всадника галопа и поразительной выносливости, так как они, как я сам убедился, в состоянии два часа подряд скакать, не останавливаясь. Во время моего шестимесячного путешествия по территории Кульджи и Джунгарии в 1880 г. у меня была возможность познакомиться с превосходством калмыцкой лошади, так как я для своей экспедиции приобрел их 12 голов. Только их чрезвычайная пугливость иногда становилась для меня губительной, так как появление любого незнакомого предмета, такого, как осел, верблюды, особенно телеги, вызывало у них неописуемую панику, и они тогда, как например, при моем появлении верхом на базаре в Кульдже, все — ларьки, купцов и продавцов — кидали в кучу. Одну из этих лошадей, которую я выбрал себе для верховой езды как самую дикую и поэтому непригодную для перевозки инструментов и производительности, удалось только тогда оседлать, когда ее связали, как свинью. Калмыцкие лошади имеют короткий, приземистый, толстый, круглый и короткий корпус, и короткие сильные ноги. Относительно выносливости, способности переносить голод, жажду, жару и холод о «их можно сказать то же самое, что уже было сказано в отношении киргизской лошади, пожалуй, даже еще в большей степени. Цена калмыцкой лошади была ко времени моего путешествия 120-200 марок. Кроме названых выше видов, можно назвать также разводимых оседлыми жителями Туркестана тягловых лошадей, они не составляют какую-либо породу, а являются среди лошадей примерно тем же, что и сарты среди народов Туркестана, т.е. смесью всевозможных пород лошадей, среди которых преобладает киргизский элемент. Тягловые лошади обычно отличаются невзрачностью, особенно несоразмерно большим животом, что происходит оттого, что большей частью их кормят люцерной. Они, тем не менее, очень сильны и возят даже в горных районах, кроме тяжелых телег и кучера, еще груз в 12-15 центнеров. При этом ежедневно проходят без труда около 50-80 км. Из всех названых в Туркестане местных пород лошадей киргиз-кайсаки в основном держат только киргизских. Лишь некоторые богатые султаны содержат в качестве предмета роскоши аргамаков или карабаиров. Можно было бы задать вопрос, почему киргизы так небрежно обращаются со своими стадами и не делают для них зимних запасов, чтобы всякий раз зимой не рисковать большей частью своих стад и тем самым всем своим существованием. Причина очень проста-условия не позволяют киргиз-кайсакам сделать заготовку корма на зиму На пастбищах, имеющихся в распоряжении киргиз-кайсаков в Киргизской степи, трава такая скудная, что невозможно ее скосить или как-то иначе собрать в большом количестве, и, кроме того, она полностью съедается стадами за лето. Кроме того, если бы даже условия позволяли, заготовка сена для такой огромной массы скота потребовала бы намного больше рабочих сил, чем имелось у киргизов. Скот киргиз-кайсаков, конечно же, не видит ячменя и овса, потому что при их образе жизни и нехватке возделываемой земли они сами для себя добывают недостаточно зерна. Зима даже при самых благоприятных условиях всегда является голодным временем для скота кочевников. Потому что зимой он зависит от скудных стебельков травы, которая должна пробиться сквозь снежный покров, а частично еще и быть выгреблена из-под снега. Поскольку верблюды и овцы неспособны на это, то киргизы используют следующий метод. Если выпал свежий снег, то сначала на пастбище выпускаются лошади, которые своими копытами, насколько это только можно, сгребают снег. Как только лошади съели верхушку короткой травы, туда выгоняют верблюдов, которые тоже съедают столько травы, сколько они могут достать. В заключение выпускаются овцы и козы, которые сжирают все до корней. Пока держится снег, у скота, конечно, совсем нет корма. Я никогда не видел более безутешной картины, чем табун лошадей, попавший под снежную бурю: голодные и замерзшие стоят эти бедные животные без крова и укрытия в открытой степи, тесно сбившись вместе, головами вовнутрь, отдаваясь на милость всем превратностям непогоды. Они не сдвинутся с места, даже если снежная буря продлится надолго. Еще намного хуже, чем снегопад и снежная буря, для стад кочевников гололед, т.к. тогда они, часто неделями, остаются без корма. Зимой, в лучшем случае, весь скот кочевников в значительной степени худеет, но с началом теплого времени года он быстро поправляется. Чтобы достать для скота как можно быстрее молодой корм, киргиз-кайсаки имеют обыкновение сжигать степь. Под снежным покровом оставшаяся с предыдущего года засохшая степная трава скатывается, как войлок, и это препятствует росту новой травы весной. Поэтому, как только растает снег, киргизы поджигают этот войлочный покров, и степь сгорает на больших участках. На удобренной пеплом почве уже через несколько дней пробивается молодая трава, и выгоревшие места покрываются за короткое время пышной растительностью, в то время как на невыжженнх местах степи едва виднеется молодая трава. Об укрытии своего скота киргиз-кайсаки заранее не заботятся. Верблюды, лошади и овцы зимой и летом при любой погоде находятся под открытым небом. В лучшем случае они находят для своих стад такие места, где они могут укрыться в самый жестокий ветер: между песчаными холмами, в саксаульных лесах или в камышовых низинах. Крупный рогатый скот, который более чувствителен к холоду, киргиз-кайсаки загоняют в самый жестокий холод в открытые впадины глубиной около 5 футов.
  5. Это безусловно очень смелое предположение Вам требуется очень серьезно обосновать. На сегодняшний момент я все же буду стойко придерживаться версии, что уртоны в XIII веке организовали именно монголы. Смотрим статью "О скорости и маршруте ...", об уртонах. Для монголов не было проблем "напрячь" любой покоренный народ на организацию подобных "станций". Если у кого-то из покоренных было свое особенное мнение о том, надо или не надо организовывать такие "станции" и тратить свои ресурсы - а оно у кого-то да и было - то монголы наверняка устраивали профилактически-показательное подавлени подобных вольностей. Ибо оставить империю без связи они просто не могли себе позволить, это был вопрос выживания структуры. Насче тне везде и не всегда - полностью согласен. См. статью - там этот вопрос рассмотрен подробно (откочевки и т.п.)
  6. Сколько пожиток надо везти в расчете на одного человека? С учетом того, что следующий уртон иногда находится если не через 25-30, то уж точно хотя бы через 100 км? ИМХО - десяток кг, не более. Везде в источниках о степной лошади указывается - лошадь "используется под верх или под вьюк". Никогда не запрягают. Что такое вьюк Вам, как степняку-скотоводу, объяснять, надеюсь, не надо. Чем вьюк в 30 кг отличается от 1/3-1/2 веса всадника? Ночная тебеневка - это когда лошади днем что-то делают, а ночью тебенюют. Это что, чудо какое-то? См. примеры из статьи "Лошади степных пород...": "Исследования проводили в фазу полнолуния с 6 часов вечера 23 декабря до 6 часов вечера 24 декабря 2004 года. Ночные наблюдения за поведением лошадей проходили с 6 часов вечера до 8 часов утра при температуре внешней среды от –1°С до –4°С и незначительном западном ветре. Выпасаясь, лошади делали две продолжительные остановки для отдыха с 21 до 23 часов вечера и с 3-х до 6-ти утра. Лошади также кратковременно отдыхали, но не в одно время, а чередуясь, животные останавливались на 25-30 мин. Ближе к утру на отдых лошади табуна останавливались дружнее. Утром все без исключения животные бодры, признаков угнетенного состояния обнаружено не было. Пастьба лошадей табуна в течение зимних суток продолжалась 15 час. 20 мин., по пастбищу животные за это время прошли 2860 м или 187 м в час. Активный отдых лошадей в течение суток составил 7 час. Вечером и ночью табун лошадей держался более компактной, чем в дневные часы группой, образуя круг неправильной формы, диаметром в 200-260 м. В вечерние часы конематки с жеребятами меньше двигались, задерживались продолжительное время на одном месте. Днем табун размещался по длине до 300 м. Хронометраж в последующие зимние месяцы (21 января и 24 февраля 2005 г.) проводился в дневные часы при более мягкой погоде. В феврале дневная температура доходила в отдельные дни даже до +7°С. В такую погоду конематки и жеребята чаще, чем ночью, останавливались на отдых, грелись на солнышке."[Коханов. Стр.15-16] "Малой рысцой проехав 100 верст в день, киргиз дает коню часов 5 выстояться на привязи, ночью спустит часа на 3 на траву, а на другой день сделает снова верст 70, если не более, и, повторив вечером то же самое, т.е. 5-часовую выстойку и трехчасовой корм ночью, не задумается вернуться к месту, откуда выехал, в те же два дня, и лошадь от такой езды не может испортиться или пропасть." [МГС Область Сибирских киргизов. Стр.21-22] «Почти невероятно, сколько трудов может вынести степная лошадь, как например, когда киргизец пускается в дальний путь. Бухарские купцы нередко посылают нарочных гонцов из Троицка или Оренбурга в Бухарию, на расстояние около 1500 верст. В таких случаях посланный киргизец едет весь день до позднего вечера мелкой рысью, пока наконец встретит какой-нибудь аул. Тут он слезает с седла и поднимает лошади голову к верху, притягивая ее уздечкою к луке. Целую ночь лошадь стоит таким образом близ кибитки и не может есть. Рано утром перед зарею снимают с нее седло и узду, пускают пастись по степи 1½ или 2 часа, и потом опять продолжают путь маленькой рысью весь день до вечера. Таким образом киргизец едет нередко дней десять на одной лошади. [Эверсман. Стр.220-221] Вы источники читали? Я нашел другие данные. Примеры из статьи "Лошади степных пород..."(речь идет о киргиз-кайсаках, т.е. о казахах): «Условия содержания скота одинаково общи для всей киргизской степи. Отраден тот факт, что киргизы Кушмурунской волости начинают сознавать пользу заготовки запасов сена для прокармливания скота в течение зимы, а также на случай буранов, хотя лошади и продолжают пользоваться подножным кормом. На сене содержатся лишь мелкий и крупный рогатый скот и рабочие лошади. Размер заготовки сена киргизы Кушмурунской волости определяют в 20-25 копен на одну голову кр.рогатого скота и в 50 копен на лошадь. Каждая киргизская копна содержит от 4-5 пудов сена. Сено в большинстве случаев плохого качества, так как киргизы, впрочем то же самое должно сказать и о русских казаках и крестьянах, не могут согласиться с мыслью возможности косить самую степь с питательными и сочными травами там, где она, конечно, представляет достаточно растительности и не выгорела в течение лета. Они стремятся за короткое время, не прилагая большого труда, накосить возможно большее количество и поэтому, стремятся к болотам, озерам, займищам, косят камыш, осоку и другие малопитательные травы. Бесспорно на качество сена имеет влияние и поздняя косьба, когда трава значительно высыхает и теряет свою питательность.» [Михайлов. Стр.19-20] «Надо заметить, что киргизы почти не заботятся о запасах сена на случай неблагоприятной зимы и охотно продают его соседним крестьянам по дешевой цене. В видах обеспечения запасов, Хан-Джангер в 1845 г. сделал распоряжение о заготовлении общественных запасов сена, обязав каждую кибитку накашивать или ежегодно представлять 10 верблюжьих вьюков на указанное старшиною отделения общественное место. Запасы эти предполагалось расходовать в случае крайней необходимости и только с разрешения хана. По новизне дела, мера эта однако не привилась к киргизам и за смертию Джангера была совсем забыта. Не редко повторяющиеся суровые зимы и особенно «Куян» (Суровая и голодная зима 1879—1880 гг.), в который киргизы лишились громадного количества скота единственно по недостатку сена, нисколько не научили их более расчетливо относиться к сенным запасам. <...> [ВнКО. Стр.21-22]
  7. 1. Не спорю. "Ямы"="орто"="уртоны". В конечном итоге, это непринципиально. 2. На запасной лошади везли минимум. В источнике нигде ни слова о телегах - только лошади, лошади... я не считаю корректным здесь что-то додумывать по принципу "мол, забыли". Как видно из статьи, ничего Карпини и Рубрук, написавшие свои записки после поездки, не забыли и не путали. Так откуда вдруг телеги или верблюды? 3. Все везде сводится в конечном итоге к простой дилемме - верить фактам или нет. Картина мира каждого человека складывается из таких вот фрагментиков доверия-недоверия к чему-либо и кому-либо. Философский вопрос. 4. Поймите меня правильно - я не специалист по истории данного региона. В своей статье я исследовал сам маршрут путешествия. И по результатам получилось, что Каракорум действительно мог находиться в 2000 км от Джунгарского прохода на восток. Где именно - для меня не имеет значения, я не специалист в данном вопросе. Но если кто-то ставит перед собой задачу исследовать эту проблему, и определить другое, более точное местоположение Каракорума, с апреля этого года придется неизбежно опровергать и мои доводы, изложенные в статье. А это архисложная задача... 6. Обычный купеческий караван, везущий товары - и посланцы, фактически гонцы папы к хану. Это огромная разница... Ночная тебеневка - да, обычное дело. В моей статье "Лошади степных пород..." можно найти массу доказательств. Написано и про заготовку кормов - до 20-го века кочевники ею не занимались вообще, либо делали это из рук вон плохо (см. цитату про заготовку камыша вместо полноценного сена, и т.п.)
  8. 1. "Ямами" назвали, чтобы непосвященному читателю было понятно, о чем речь. В то время как путешественники 19-го века по Монголии четко называют монгольские почтовые станции именно уртонами. 2. Домыслы о скарбе ни к чему - читаем источник: "После этого он приказал нам показать ему все наши платья и, что ему казалось менее необходимым, велел оставить под охраной нашего хозяина. На следующий день каждому из нас принесли по овечьей шубе с длинной шерстью, штаны из того же меха, сапоги или полусапожки, согласно их обычаю, а также войлочные башмаки и меховые шапки, согласно их обычаю ...»" Карпини прямо пишет об именно верховом передвижении еще от Киева: «проезжая столько, сколько лошади могли пройти вскачь, так как обыкновенно у нас бывали свежие лошади три или четыре раза всякий день, мы ехали с утра до ночи, а, кроме того, весьма часто и ночью». Всё это уже приведено в статье. 3. Для этого и написана статья. Там мало аргументов? 4. Но куда-то же они ехали, причем в резко ускоренном темпе, в течение 3 недель? 2000 км - не назад же они неслись? Если путешественники пишут о ставке хана, то будет очевидным признать, что и ехали именно к этой ставке? 5. Удивляясь, я эти нестыковки подробно проясняю. Теперь нестыковок не осталось. Если так не считаете, приведите свои контраргументы по конкретному месту по маршруту - обсудим. 6. Вот из описания экспедиции Чокана Валиханова (из Википедии - источник не очень-то, если в описании что-то не так - поправьте): "В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под именем купца Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца купцы достигли верховий реки Или и провели там месяц, торгуя с местными киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через хребты Тянь-Шаня в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через снежные перевалы погибла большая часть скота (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36)." Заметьте - в караване были верблюды. Точно так же верблюдов использовали Рерих и Цыбиков. И некоторые другие путешественники. Средняя скорость - 5-6 часов за световой день х 5 км/час = 25-30 км. А вот путешествие профессионала, на момент организации экспедиции уже знакомого с монгольскими лошадьми: «(Снаряжение экспедиции) Лошади приобретены были в Монголии и к 15 мая доставлены в Кяхту. Закупка лошадей монгольской породы давала экспедиции огромное преимущество в стоимости лошадей и привычности их к климату и условиям похода через Монголию; не требовалось везти или запасаться в пути фуражем. Купленные лошади оказались более или менее выезженными, правда, некоторые недостаточно, но зато все крепкие, сильные и способные к дальнему путешествию. В первое время были случаи, что лошади сбивали всадников, волновали весь состав экспедиции, но зато впоследствии при усиленных переходах, 50-60 верст в сутки, по Гоби или бесплодным степям Хан-Хухея, без корма, эти маленькие лошадки отлично служили свою службу, некоторые даже были приспособлены к запряжке в экипажи. Было несколько лошадей сибирской породы (крестьянских); несмотря на высокую цену и отличные качества здоровых и сильных лошадей, они на коротких кормах, при больших переходах, отказывались служить: приходилось их или обменивать, или продавать за бесценок.» [МТЭМ. Попов В.Л. Очерк Московской торговой экспедиции в Монголию. Стр.27] Нельзя говорить обо всех экспедициях как об одинаковых - надо предметно разбирать, на чем именно передвигались. Тогда и становится понятна средняя скорость. Ну, а Жаланашколь - это к академику Обручеву, процитирован его текст .
  9. 1) В статье идет речь об уртонах. Подробнее некуда. Вы это прочли? Тогда почему такой совет? 2) В статье нет ни слова об обозах. Речь идет о передвижении исключительно на лошадях. Рубрук и Карпини на участке от Волги не ехали в обозах - об этом говорит источник. 3-4) Частично именно как ответ на эти "обоснованные" версии я и написал статью. Вобщем-то из лени - чтобы не повторять каждый раз в дискуссиях. "Поговаривают", "обосновывается" и т.п. - это научная аргументация? Давайте ссылку - если подобные статьи хотя бы "околонаучно" аргументированы, сделаю маленький критический разбор этих аргументов. Что остается в итоге от Ваших советов?
  10. Добрый день всем! Составил небольшую хрестоматийную подборку: Лошади степных пород: физические характеристики, особенности, тебеневка и корма. По историческим источникам и новейшим данным. (Хрестоматийная подборка документальных свидетельств) http://annales.info/step/dolbe/stephors.htm Подборка заведомо неполная, но в качестве небольшого справочника сойдет. Всё это нужно было в процессе работы над другой (основной) статьей: О скорости и маршруте передвижения путешественников середины XIII века на пути из Сарая-Бату в Каракорум и обратно. http://annales.info/step/dolbe/2karakorum.htm Краткое резюме: эти путешествия (на такие расстояния и в таком темпе) стали возможны только благодаря исключительным качествам степной лошади. Заодно уточнены некоторые доселе спорные моменты маршрутов. С подробными картами в конце статьи.