Перейти к содержанию

Махамбет

Пользователи
  • Постов

    1756
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    19

Сообщения, опубликованные Махамбет

  1. У меня вопрос знающим. Недавно в интернете читал отрывками статью Р.Темиргалиев "Эпоха последних батыров". И у меня возникли несколько вопросов. Здесь хочу задать хотя бы две. Во первых он говорить о известном перемирие между калмыками и казахами где договоравиется  о мире что "мальчик родившийся в этом году пока не станет владеть луком". Темиргалиев приводить дату 1725-26. Раньше читал о 1740. Где правда? Второе Темиргалиев утверждает что после серии набегов казахов калмыкам ногайцы сумели откочевать на Кубань. Хотелось бы подтверждении. 

  2. Оказывается кроме картофельной культуры наш край обладает и еще культурой риса. Потому что мы добавляем в состав "көже" риса частенько. Значить на наш край очень сильно вляла китайская культура, поэтому мы добавляем рис исконно казахскому блюду. 

  3. Алшыны были в подчинении едигидов? То есть были ли ногайцами в свое время? Раньше А-кайгы здесь где то написал что алшыны были в составе Большой Орды потом Астраханского ханства. Тогда получается алшыны не были ногаями.

  4. 15.08.2021 в 15:24, АксКерБорж сказал:

     

    А почему "баз", от слова "база"?

    Мы в прошлом совхозные, государственные, крытые, зимние, большие стойла для лошадей, КРС, баранов, молодняка называли "база". В одной базе было примерно порядка 200 - 300 КРС.

    Например, скотник говорил: "Мен базаға барамын" - "Я поехал на базу" (на работу). :)

     

    Вероятно от слова "база". И еще летний  загон для овец говорим загон.

  5. 4 часа назад, АксКерБорж сказал:

     

    Почему вы крытые постройки для скота называете русским словом сарай?

     

    Крытые постройки для скота называем-базқора. А сарай у нас не для скота, а для хозяиственных вещах. Как склад.

  6. 12 часов назад, Samatq сказал:

    У нас баратурган, келетурган. Исходная форма ваша, как оказалось)) которую вы редуцировали до -тын

    Получается кыргызский это вчерашный казахский. Когда вы будете говоря -тын мы придумаем еще чего нибудь. Хотя еще есть -тугын в середине.

  7. 14.06.2021 в 14:29, Nurbek сказал:

    ну не факт что этот переход действительно был. Надо поискать, может тұғын есть в каких то еще тюркских языках.

    У ногайского языка есть чуть в другом виде: -келетаған, баратаған и др.

    • Одобряю 2
  8. 28.05.2021 в 07:04, Nurbek сказал:

    Қора это хлев, крытый загон для скота. Вы свои сапоги в хлеву держите :)?

    Ну у если верить ув.АКБ у вас свой особый регионализм, существенно отличающийся от классического казахов языка. Так что все норм. Обычный казахский сарай, а на северянском қора.

  9. 25.05.2021 в 20:15, Nurbek сказал:

    На севере так тоже говорят.

    Етігім сарайда жатаТЫН еді - это прошедшее время для обозначения действия которое часто повторялось в прошлом или выполнялось в течении долгого времени. В английском есть похожая конструкция used to. По английски было бы My boots used to be in the barn - Мои сапоги всегда лежали в сарае (а теперь их найти не могу).

    У -тын есть аналог -тұғын(может -тын это сокращенный -тұғын). Старики говорят -келетұғын, баратұғын, и др. вот таким образом иногда. Хотя так уже не говорим.

    • Одобряю 2
  10. Короче в ютьюбе наткнулся на одну онлаин собранию ногайских. Там одна, кандидатка истр.наук кажется, ногайка говорит что эпосы которые мы каракалпаки и казахи считаем своим, где там поется про ногайцев, это исключительно наследство ногайцев, что только ногайцы сочиняли и распространяли по всем родственным народам, эти народы позднее переняли  эти чисто ногаиское эпосы(Едиге, Кобыланды, Ер Таргын, Шора Батыр и др.) различными путями. Что скажете? Может она права. Или всетаки неправа. Нуждаюсь в мнениях компетентных в этих сферах людей.

  11. 31.03.2021 в 13:31, АксКерБорж сказал:

     

    Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    Автор С.М. Дудин.

    1899 год.

    Семипалатинская область.

    Летние пастбища на границе Павлодарского и Каркаралинского уездов, недалеко от Баянаула.

    Название фотодокумента - Верблюды, река Талды.

    de0ce68bfee2617dae54dc020f6d7f92-full.jp

    1899.jpg

    Верблюды уж слишком тощий( арық), либо их слишком перегружали постоянно, либо местная трава не питательные для верблюдов.

  12. 25.05.2021 в 14:40, АксКерБорж сказал:

     

    Не соглашусь с вами. 

    Разве это не уникальный "пишпармак"?

    Разве это просто вареное мясо?

    Фото с вашей родины, Западного Казахстана.

    Для меня это самый настоящий уникальный, редкий "бешбармак".

    image.jpg

    2.jpg

     

    В чем редкость то? Уникальность в том что там клали три четыре картошки и морковку купленного у соседнего магазина? Расчистил картошку и положил к ''пишаармаку''. Займет 1-2 минут. Потом эту картошку кто то есть с мясом кто-то не есть. Сам ем. Вообще картошку люблю.

    • Одобряю 1
  13. 25.05.2021 в 00:43, RedTriangle сказал:

    дүкен и мектеп такие же слова извне как и русизмы. Только "южные слова" маскируются и принимаются на ура, в отличии от торчащих русизмов

    А вам какие из них ближе  вам ''дукен'' или ''магазин''? ''Мектеп'' или ''школ''?

  14. 12 часов назад, Nurbek сказал:

    Не знаю, может вы не тех смотрите. Я вот люблю смотреть людей, которые отвечают быстро, не пережевывая каждое слово. Среди таких людей например Жанболат Мамай. Тут пожалуйста без политики, я только об его умении говорить.

    А потому что он политик, ему положено и необходимо красиво говорить. Я о простых людях и простых чиновниках. Я вот смотрю российских блогеров(стримеры, игроки, спорт обзорщики, кинообзорщики и др), почти все свободно  формулирует свои мысли на родном. А когда видишь казахских то сразу видно скудный запас языка. Начиная чиновников. Ещё один своеобразный пример. В наших регионах до недавних времён один из маркеров красноречивостью было импровизировать или сочинять ''частушки''(тақпақ), такие частушки становился фольклором, сейчас таких явлении нету. Вот такие вот изменение повод задуматься для меня, а не картошки в мясе как у ув.АКБ.

  15. 4 часа назад, Nurbek сказал:

    Простые люди всегда разговаривают по простому. Грамотные люди разговаривают грамотно, без русизмов.

    Может вы правы. Но когда стали говорит магазин вместо дукен и школ вместо мектеп это что? Такие русизмы уже полно. И когда из телевизоров и интернета видишь не особо свободно сформилирующего свои мысли на казахском молодёжь и взрослых задумаешься. 

  16. Я как обычный мамбет хочу внести свою мнению по поводу закрытого тема про культурного наследию. Я соглесен с мнением журнала. Я о своем регионе буду говорит. Нац.одежды ушло, нац.ремесло ушло, нац.игры ушло, нац.кухня скудны(так как наши кухня в основном из скота, сейчас скот держит только для продаж и забоя). Последний бастион язык и то скудеют и наполняется русизмами. 

×
×
  • Создать...