Ашина Шэни

Пользователи
  • Число публикаций

    3 502
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Days Won

    84

Ашина Шэни last won the day on 22 Октября

Ашина Шэни had the most liked content!

Репутация

370 Очень хороший

9 подписчиков

О Ашина Шэни

Контакты

  • Сайт
    vk.com/argintarhan

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Лос-Анджелес
  • Интересы
    История тюрко-монгольских кочевников

Старые поля

  • Страна
    Россия
  • Адрес:
    США, Лос-Анджелес

Недавние посетители профиля

17 133 просмотра профиля
  1. Из сирийской летописи Григория Абу-ль Фараджа: “О законах, постановленных Чингисханом I. Когда нужно писать бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить : если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если вы станете сопротивляться — что мы знаем? Бог всевечный знает, что с вами будет. И в этом они (монголы) показали уверенность. возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают”. http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Abulfarage/text1.phtml?id=7 [Чингисиана : свод свидетельств современников / Пер., сост. и коммент. А. Мелехина. - М . : Эксмо, 2009. - с.471]
  2. О Булоцзи/Цзиху в книге Скаффа, включая их историю в суйско-танский период: "Гуаньнэй 關內, округ Тан, который включал в себя столицу, Чанъань, содержал в себе пограничные и перифенийные префектуры, чьи жители во времена Северных династий были смесью Хань, Сяньби и других национальностей, практиковавших сельское хозяйство или агро-пасторализм. Во времена переходного периода между Суй и Тан одной из групп, населявших регион, были Цзиху. Они жили по обе стороны Желтой реки в центральном и северном Гуаньнэе и Хэдуне 河東. Цзиху занимались сельским хозяйством, но сохраняли определенную этническую уникальность, основанную на их внешности, религии, обычаях женщин, местных изделиях и, в некоторых случаях, на языке. Хотя истории об их этническом происхождении и языке разнятся, у них, по-видимому, были иностранные черты лица, потому что в одной из них говорится, что у них были «головы варваров и языки ханьцев». Тем не менее многие Цзиху должно быть сохранить свой родной язык, потому что в другом упоминании говорится, что только вожди знали китайский. Мужские обычаи были похожи на пограничные ханьские в одежде и боевом коде, в то время как женщины были более культурно отличными, потому что они носили украшения из ракушек и свободно вступали в сексуальные отношения до брака. Они также производили уникальный текстиль, известный как «варварская женская ткань» (ху нюйбу 胡女布) или «цзиская женская ткань» (нюй цзи бу 女稽布). У местного буддизма было несколько отличительных черт, в том числе поклонение образу цзиского буддийского святого и строительство земляных пагод с кипарисовыми флагштоками, к которым были привязаны коконы шелкопряда. Во время переходной гражданской войны между династиями Суй и Тан, Цзиху были одними из тех приграничных жителей, которые не обязательно считали включение в состав китайской империи неизбежным или желательным. В Гуаньнэе Цзиху нападали на территорию Тан в союзе с коктюрками и ханьскими военачальниками в ранние 620е. После нескольких лет войн и раскола со своими бывшими союзниками Цзиху добровольно подчинились правительству Тан в 626 году. В течение этого периода Цзиху никогда, похоже, не были едины. Различные элементы Цзиху экспериментировали с независимостью, хищническими рейдами и союзом с пограничными военачальниками. В конце концов, многие Цзиху были убиты, но оставшиеся в живых приняли власть Тан лишь когда у них не осталось иного выбора". [Skaff, Jonathan Karam. Sui-Tang China and Its Turko-Mongol Neighbors. Culture, Power and Connections, 580-800. Oxford University Press, 2012 - p.63-64] Гуаньнэй и Хэдун на карте:
  3. По рекоммендации Ындыра размещаю здесь начало отрывка из Чжоушу про булоцзи в переводе и с комментариями Саньпина Чэня. Выделил интересные моменты. Чжоушу, цзюань 49 稽胡一曰步落稽,蓋匈奴別種,劉元海五部之苗裔也。或云山戎赤狄之後。自離石以西,安定以東,方七八百里,居山谷間,種落繁熾。其俗土著,亦知種田。地少桑蠶,多麻布。其丈夫衣服及死亡殯葬,與中夏略同。婦人則多貫蜃貝以為耳及頸飾。又與華民錯居,其渠帥頗識文字。然語類夷狄,因譯乃通。蹲踞無禮,貪而忍害。俗好淫穢,處女尤甚。將嫁之夕,方與淫者敘離,夫氏聞之,以多為貴。既嫁之後,頗亦防閑,有犯姦者,隨事懲罰。又兄弟死,皆納其妻。雖分統郡縣,列於編戶,然輕其徭賦,有異齊民。山谷阻深者,又未盡役屬。而凶悍恃險,數為寇亂。 http://ctext.org/wiki.pl?if=en&chapter=16949#p3 paragraph 36 (перевод с китайского - Саньпин Чэнь) Цзиху 稽胡 также известны как Булоцзи 步落稽. Они представляют собой несколько отдельных кланов Сюнну и, как говорят, являются потомками пяти ветвей [южных сюнну во главе с] Лю Юанем 劉元 (? -315, основатель самопровозглашенной сюннуской династии ранняя Чжао (304-29)). Другая теория гласит, что они произошли от горных варваров и красных ди 山戎赤狄 [до-циньской эпохи]. Распространенные от самого востока Лиши 離石 до запада Аньдина 安定 1, в области шириной в семьсот-восьмьсот ли [1 ли это примерно 416 метров] в обоих измерениях, они живут в горных долинах и делятся на многочисленные племена и кланы. У них теперь устоявшийся образ жизни2, они занимаются некоторыми видами агрикультурной деятельности. В их регионе не так много тутовых деревьев и шелкопрядов, но они производит некоторое количество конопляной ткани. Их мужская одежда, ровно как и их обычаи погребения, в некотором роде похожи на таковые в Китае. Их женщины, с другой стороны, носят много украшений, таких как серьги и ожерелья. Некоторые из их общин смешиваются с ханьским населением. Их вожди довольно неплохо знают письменность, но их речь такая, как речь у варваров. Чтобы общаться с ними, нужны переводчики. Их поведение нарушает [китайские] нормы. Они жадные и жестокие. Их нравы непристойны и беспорядочны, особенно в отношении незамужних девушек, которые прощаются со своими незаконными любовниками только накануне брака. Чем больше любовников у девушки, тем престижнее чувствует себя ее будущий муж3. Но после заключения брака мужья внимательно следят за поведением своих жен. Любые внебрачные связи наказываются. Более того, когда муж умирает, его брат всегда женится на вдове. [Цзиху] являются номинально зарегистрированными дворами в своих соответствующих префектурах и уездах. Но они обложены сниженными налогами и отрабатывают меньше барщины, и, следовательно, отличаются от обычного населения. Кроме того, те, кто живет в отдаленных и глубоких горных долинах, не были полностью подчинены. Будучи жестокими и защищенными труднодоступным рельефом, они часто бунтуют. Комментарий Саньпина Чэня: 1. И Лиши, и Аньдин - это названия цзюнь, что обычно переводится как управление, административная единица выше чжоу («префектура»). Резиденция префекта Лиши - это современная область Лиши, провинция Шаньси. Резиденция префекта Аньдина расположена на северном берегу реки Северная Цзин в современной области Цзинчуань провинции Ганьсу. 2. Слово тучжу 土著, используемое здесь, обычно описывает бывшие кочевые группировки, которые осели и больше не мигрируют. 3. В этой истории может быть нечто больше, чем просто традиционное китайское моралистское высокомерие. Несколько столетий позже, посол Южной Сун, Хун Хао (1088-1155), который провел много лет в качестве пленника во владениях чжурчжэней на севере, дает аналогичное описание брачных обычаев тюркских уйгурских племен, которые все еще жили в северном Китае (Сунмо цзивэнь [Воспоминания о тоскливых пустынях], цзюань 1.15): «Родители хвастались посещавшему их свату: «У нашей дочери были близкие отношения с такими-то и такими-то людьми». Чем больше любовников было у дочери, тем лучше. Это их повсеместный обычай». [Chen, Sanping. Multicultural China in the Early Middle Ages - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2012 - p.83-84, 204]
  4. Конечно
  5. Просто Рашид так написал, непонятно почему выделил только тазиков и тюрков
  6. Так, стоп. Что за наезды? Давайте вспомним, с чего все начиналось. Вы написали: "К кипчакским языками ближе енисейские , а не орхонские руны". То есть вы выставили близость енисейских рун к кыпчакским языкам как факт. Я попросил доказательства, но в ответ получил лишь мнение одного Айдарова, который вообще увязывает с енисеикой и кыпчакские, и сибирские тюркские языки. Моя ответная реакция логична - мнение Айдарова само по себе не делает фактом близость енисейских рун с кыпчаками. Где там куча авторов-то? Пожалуйста покажите, где именно "куча авторов" датирует булгар 2 веков. Именно булгар, а не пагиритов или упаси боже периербидов. Тогда уж восточно-азиатская специфика. Иначе у вас получается, что китайцы это родня монголов.
  7. Там все же о табгачах речь шла, а не о гуннах. Если бы Птолемей был бы еще так любезен, что приписал бы к карте "периербиды это булгары", тогда у меня и не было бы претензий.
  8. Все же на запад ушли северные хунны, а не южные. Ни о каком массовом исходе булоцзи в 4 веке китайцы не пишут. Ушли на запад части северных хуннов, в составе которых видимо были другие части булоцзи, и эти части к 4 веку уже были далеко от Китая. Однако. Вы считаете, что Саньпин Чэнь некомпетентен в тюркологии?
  9. Я что-то из этого отрицал разве? А зачем собственно ссылаться на вообще говоря устаревшего Карлгрена? По среднекитайскому его давно заменили в СНГ Старостин, а на Западе - Пуллиблэнк. Я в целом просто написал, что вот известно, что конечный -н в китайском мог передавать иностранный -р. О как, теперь значит неяснр оказывается, как там именно звали булгар. Ну приводите аргументы в пользу предпочитаемой вами формы этого этнонима в то время. Про гласную между л и г говорил уже - это просто особенность среднекитайского языка. Ну не могли китайцы произнести кластер "лг", не было у них такой записи в то время, да и сейчас нет. Вообще-то я все это дело писал именно как краткое содержание/summary главы из книги доктора Чэня. Вы всегда можете сами скачать его прекрасную книгу и прочесть все в подробностях - ссылку на нее я разместил в соответствующей теме. А приставка гунно- к булгарским племенам вам ни о чем не говорит? Вы же мне сами писали, как в именнике болгарских ханов родословная возводится именно в Авитохолу/Аттиле. Про антропологию уже говорил вам и не раз, что она никакого принципиального значения не играет. Нам не нужны здесь субъективные описания древних авторов - есть четкие антропологические данные по гуннским захоронениям:"Гуннские захоронения в Европе продемонстрировали что лишь 30% или меньше гуннской знати имели некоторые монголоидные черты. Следовательно физически большинство гуннов было трудно отличить от их европейских подданных".[Hyun Jin Kim. The Huns, Rome and the Birth of Europe - Cambridge University Press, 2013 - p.97] Лишь 30% и только знати у гуннов имели отдельные монголоидные черты. Булгары легко могли выйти из оставшихся 70% - если уж считать, что у булгар совсем ничего не было монголоидного. В отношении булоцзи слов лишь три, и по ним определить огурский или не огурский как-то сложновато. Булгары знали китайское письмо, еще когда были булоцзи. В Чжоушу ясно сказано, что вожди булоцзи владеют китайской письменностью. Манихейское письмо видимо занесли к булоцзи мигранты из Средней Азии. Потом уже после ухода на запад знание этих двух писем было утрачено. А может и не утрачено? Не знаю насчет манихейских фрагментов, но вот на Мошчевой балке на Кавказа вполне себе найдены фрагменты китайских текстов, датируемые 7-9 веками. Подделка или не подделка - это на данный момент с точностью установить нельзя.
  10. Ясно написано separate clans of the Xiongnu в Чжоушу - отдельные/отделившиеся кланы сюнну. И тогда уж строго по тексту они не 5 ветвей южных сюнну, а потомство этих ветвей. Он все же Саньпин Чэнь, в принятой русской транскрипции. Не были они чисто южными сюнну - из китайцы ясно зовут цзачжун ху "смешанные варвары", т.е. в их состав помимо южных сюнну еще много кто вошел. В 3 веке именно "булоцзи" еще не упоминаются. Пять частей южных сюнну лишь предки части булоцзи. Никаких булоцзи в 216 году увы не упомянуто еще. Не из Китая, а с Алтая. Именно там китайцы локализовали в 5 веке остававшихся северных сюнну. Язык хунну прототюркский, а не чувашский.
  11. Собственно отвечал он на следующее мое сообщение:
  12. Сабиров ответил "Так на Иньшане вроде, если верить самому тексту песни. Это правда 1200 км и никакой толковой идентификации, как я понимаю, нет. Тут надо еще иметь ввиду, что сама песнь явно старше 6 в. Поэтому непонятно к реке какого времени (или речной долине) относится это слово. Если песня совсем старая, то речка вполне могла находится и в собственно Китае.
  13. Когда придется кого-нить оплакивать - может и порежу. Надеюсь, что это со мной случится не скоро.
  14. Рашид-ад-Дин, “Джами ат Таварих” “Мы(монголы) отправляемся на охоту... всевышний господь указует [нам] путь, это [нам] легко удается...” http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html См. семнадцатый абзац, вторая строка “В то время когда Чингиз-хан предпринял поход на владения Хитая и выступил на войну против Алтан-хана, он один, согласно своему обыкновению, поднялся на вершину холма, развязал пояс и набросил его на шею, развязал завязки кафтана [каба], встал на колени и сказал: "О, господь извечный, ты знаешь и ведаешь, что ветром, [раздувшим] смуту, был Алтан-хан и начало распре положил он"”. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html См. двадцать четвертый абзац “...он(Чингисхан) сказал: «Так как всевышний господь пожелал сделать меня главою и старейшиною туманов и тысяч и водрузить бунчук [тук] моего благоденствия, то он проявил на мне знак старости, который является знаком старшинства [михтари]»…” http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html См. тридцать второй абзац "Рассказ о тайном совещании Чингиз-хана с имевшимися налицо сыновьями и о его завещании". “Когда эмиры и люди удалились, Чингиз-хан вместе с сыновьями сел для тайного совещания. После многочисленных увещаний и наставлений он сказал: “О, дети, остающиеся после меня, знайте, что приблизилось время моего путешествия в загробный мир и кончины! Я для вас, сыновей, силою господнею и вспоможением небесным завоевал и приготовил обширное и пространное государство, от центра которого в каждую сторону один год пути. Теперь мое вам завещание следующее: будьте единого мнения и единодушны в отражении врагов и возвышении друзей, дабы вы проводили жизнь в неге и довольстве и обрели наслаждение властью!”” http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext10.html "о том, что после утверждения Чингизханова прозвания было полных 21 год..." “Кокэчу Тэб-Тэнгри, сын Мунлик-эчигэ, был провидцем, претендовавшим на совершение чудес. Он неоднократно перед этим говаривал [Чингиз-хану]: “Всевышний господь дарует тебе царствование над поверхностью земли! ...Всевышний господь повелел, чтобы прозвание твое было Чингиз-хан””. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext10.html "Племя уряут" “Он имел сына по имени Кокэчу, которого монголы называли Тэб-Тэнгри. Обычай его был таков, что он раскрывал тайны, предсказывал будущие события и говорил: “Бог со мною беседует, и я посещаю небо!”. Он всегда приходил к Чингиз-хану и говорил: “Бог повелел, чтобы ты был государем мира!”. И чингиз-ханово прозвание ему дал он, сказав [при этом]: “Повелением бога имя твое таково должно быть!””. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html "Рассказ о необдуманном умерщвлении Хорезмшахом купцов..." “Эти слова произвели такое действие на сердце Чингиз-хана, что у него не осталось больше сил для стойкости и спокойствия. В этом пламенении гнева он поднялся в одиночестве на вершину холма, набросил на шею пояс, обнажил голову и приник лицом к земле. В течение трех суток он молился и плакал, [обращаясь] к господу, и говорил: “О, великий господь! О творец тазиков и тюрков! Я не был зачинщиком пробуждения этой смуты, даруй же мне своею помощью силу для отмщения!”” http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/text8.phtml "Рассказ об уйгуре Санке..." "[Каан] сказал: «Говори». [Тогда] он сказал: «Так как ты пишешь в начале ярлыка имя бога, то ты не многобожник, многобожник – это тот, кто не признает [единого] бога и приписывает ему товарищей, а великого бога отвергает»..." http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext8.html Часть 2
  15. Он был, но уже гораздо слабее. Надо помнить, что очень много сяньби благополучно переселились в Китай и стали там элитой. Видимо это вызвало уменьшение плотности монголоязычного населения Маньчжурии и позволило тюркам поселиться там и войти в связь с тунгусами. Шичиро Мураяма который? Насколько помню я лишь одну его статью на немецком видел по турфанским фрагментам. А что он там такого о языке писал? Да как раз не устаревшие - тексты хуннов-то до сих пор не найдены и язык их остается неизвестным. Сейчас в спор включилась третья сила - енисейская теория, и она уже благополучно перетянула в свой лагерь многих западных специалистов, включая даже моего любимого Вэссьера. Именно. А вы говорили еще, что я всех в халха тяну Наоборот - я везде практически все к тюркам тяну. Не тяну только тогда, когда есть совершенно очевидные аргументы против такой трактовки.