Ашина Шэни

Пользователи
  • Число публикаций

    3 063
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Days Won

    73

Ашина Шэни last won the day on 22 Августа

Ашина Шэни had the most liked content!

Репутация

301 Очень хороший

9 подписчиков

О Ашина Шэни

  • Звание
    Супераксакал
  • День рождения 12.08.1994

Контакты

  • Сайт
    vk.com/argintarhan

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Лос-Анджелес
  • Интересы
    История тюрко-монгольских кочевников

Старые поля

  • Страна
    Россия
  • Адрес:
    США, Лос-Анджелес

Недавние посетители профиля

15 533 просмотра профиля
  1. Западный Тюркский каганат (555-582, 582-610) 1. Истеми (555-576) - тюрк. İstämi, кит. Шидяньми 室點密 (среднекит. śit-tíem-mit) или Сэдими 瑟帝米 (среднекит. ṣit-tìej-míej), греч. Στεμβισ (Стембис) предложенные этимологии: иранская: хот. sthaimä = sθämi < древнеиранск. stâna «место, страна», т.e. «Царь Земли» (Голден, 2013, с.50, предложено Харматтой) титул: греч. Σιζάβουλος/Σιλζίβουλος Сизабул/Силзибул (ошибоч. Διζάβουλος Дизабул), среднеперс. Sinjēbīk (дано в Šahrestānīhā ī Ērānšahr), араб. سنجبوا Sinğibū (Табари), бактр. Sri iapgu (монеты из Хорасана, видимо отлитые Сасанидами в дань западным тюркам) (Добрович, 2013, с.166) предложенные этимологии: индо-тюркская: sri + yabgu sri < инд. śri "господин" в сумме Сри Джабгу, "господин джабгу" видимо посмертный титул Истеми, употреблявшийся его иранскими подданными (Добрович, 2013, с.171-173) 2. Тарду (576-584) - кит. Датоу 達頭 (среднекит. dât-dʌw), согд. Trδw (Тарду), греч. Ταρδου согдийский вариант - на монетах Чача (Babayar, 2007, p.54) предложенные этимологии: тюркская: корень tar- “распускать, разгонять, рассеивать; распространять (славу)” (возможно, “завоевывать запад”), предположительное значение tardu: “рассеивающий (врагов); распространяющий (славу), распространяющий на запад (власть), захватывающий запад” (Бабаяров, Кубатин, 2016, с.906) иранская: среднеиран. trw, в третьем лице trwyd “захватчик, завоеватель” (Бабаяров, Кубатин, 2016, с.906, предложено Durkin-Meisterernst) личное имя: Дяньцзюэ 玷厥, среднекит. kjwot-tíem титул: Симянь 西面, среднекит. siejmjèn (Drompp, 1991, p.110) (мое примечание: может быть прямой китайский перевод тюркского титула, кит. си мянь 西面 "Лик Запада"?) 3. Апа (584-588) - кит. Апа 阿波 (среднекит. ʔаp-wâ) личное имя: Далобянь 大邏便, среднекит. dầj-la-bjèn Согласно энциклопедии Тундянь, словом далобянь 大邏便 коктюрки называют жирного и толстого, далобянь еще значит пузатый винный сосуд (Зуев, 1998, с.280). По мнению Марьяна Левицкого, ему соответствуют тюрский титул тербин у Махмуда Кашгари и монгольский титул черби[н] (Зуев, 1998, с.280). предложенные этимологии: иранская: хот., иран. tcarba, согд. crp "жирный" (Зуев, 1998, с.280) монгольская: монг. darasu(n) (Drompp, 1991, p.111, предложено Хань Жулинем) тюркская: Тарпан (De la Vaissière, 2010, р.270) 4. Нири (588-599) - кит. Нили 泥利 (среднекит. niej-lì), согд. Nry (Нири) титул: согд. čwr-p'y nry x'γ'n - Чор-Пай Нири каган Титул Нири и его имя на согдийском - в согдийской стеле из Монголкюре (Osawa, 2003). 5. Чури (599-610) - кит. Чуло 處羅 (среднекит. ćhö́-lâ), согд. Cwry (Чури) Имя на согдийском - в согдийской стеле из Монголкюре (Osawa, 2003; Stark, 2016, p.2132). личное имя: Дамань 達曼, среднекит. dât-mwǝ̀n титул: Хэсона кэхань 曷娑那可汗 или Хэсана кэхань 曷薩那可汗, среднекит. ɣât-sâ-na или ɣât-sat-na
  2. Восточный Тюркский каганат (587-609) 1. Нивар (582-587) - согд. Nw''r (Нaвар) предложенные этимологии: иранская: корень nwa/nawa + суффикс -r корень: согд. nw', nwh [nwa, nawa] "девять" суффикс: -r, иранский уменьшительный, гипокористический суффикс, см. иранские имена Kartīr, Ardaxšir, Pakur, Tōsar (Rybatzki, 2000, p.220) личное имя: кит. Шету 攝圖 (среднекит. ɕiap-do) титулы: до коронации - Эрфу 爾伏, среднекит. ńé-bük после коронации - Цун тянь шэн, Да Туцзюэ тянься сянь шэн тяньцзы, Или Цзюйлу Шэ Мохэ Шиболо кэхань 從天生, 大突厥天下賢聖天子,伊利俱廬設莫何始波羅可汗 - Рожденный Небом, Великого Тюркского государства святой и мудрый император, Эллиг Кюлюг Шад, Бага Ышбара каган предположительное восстановление тюркского оригинала титула: Tngride bolmïš, Ulug Türk El bilge tengriteg, Ellig Külüg Šad, Baγa Ïšbara Qaγan (Rybatzki, 2000, p.217, предложено Прицаком) 2. Чулохоу (587-588) - кит. Чулохоу 處羅侯 (среднекит. ćhö́-lâ-ɣʌw) (мое примечание: кит. Чуло 處羅 передает также имя западнотюркского Чуло-хана, известного по надписи Нири-кагана как Чури, поэтому возможно имя Чулохоу в оригинале звучало как Чурига) титулы: Мохэ кэхань 莫何可汗 - Бага каган Еху кэхань 葉護可汗 - Джабгу каган личное имя: Тули 突利, среднекит. thot-lì (Drompp, 1991, p.99) 3. Туран (588-599) - кит. Дулань 都藍 (среднекит. Tɔ-ran), греч. Τουρούμ (Турум) (De la Vaissière, 2015, p.100) личное имя: Юн-юйлюй 雍虞閭, среднекит. ʔö́uŋ-ŋü-ljo 4. Тарду (599-603) (тот же каган, что и Тарду Западного каганата, этимологии его имени и его титулы см. в разделе о западных каганах) 5. Циминь (693-609) - кит. Циминь 啟民 (среднекит. khej-mjin) личные имена: Жаньгань 染干, среднекит. ńém-kân Тули 突利, среднекит. thot-lì, греч. Τουλδίχ (De la Vaissière, 2015, p.101)
  3. Единый Тюркский каганат 1. Бумын (545-552) - тюрк. Bumïn, кит. Тумэнь 土門 (среднекит. thó-mon), перс. Bwmyn (Бумын) персидский вариант - на пост-сасанидской пехлевийской печати (Rybatzki, 2000, p.207) предложенные этимологии: иранская: корень bum + суффикс -in суффикс - согдийский уменьшительный и/или (про)патронимический суффикс -in корень - староинд. bhūmi "земля, почва", староперс. būmī- "земля", среднеперс. būm "земля", согд. βwmh-, βwm- "земля, мир" иранский корень подтверждается первым иероглифом китайской транскрипции имени - Тумэнь 土門, ту 土 значит "земля", возможно согдийцы объяснили значение имени китайцам (Rybatzki, 2000, p.218) титул: кит. Или-кэхань 伊利可汗, среднекит. ʔji-lì khấ-ɣần предложенные этимологии: тюркская: Эллиг-каган, "каган, держащий государство" (Rybatzki, 2000, p.207) 2. Кара (552-553) - кит. Кэло 科羅 (среднекит. khwâ-lâ) предложенные этимологии: тюркская: Qara "черный" (De la Vaissière, 2010, p.269) Восстановленное тюркское имя согласуется с сообщением энциклопедии Тундянь, что тюркское слово Кэло 珂羅 значит "черный" (Зуев, 1998, с.154). титулы: И-кэхань или Аи-кэхань - 逸可汗 или 阿逸可汗, среднекит. jit khấ-ɣần или ʔa-jit khấ-ɣần Исицзи 乙息記, среднекит. ʔit-sjɨk-kɨ̀ предложенные этимологии: тюркская: Ayï qaγan, ayï - тюркский титул тестя (Rybatzki, 2000, p.213-214) 3. Мукан (553-572) - кит. Мугань 木扞 (среднекит. muk-ɣần), согд. Mwx'n (Мухан) предложенные этимологии: иранская: корень muh + суффикс -ān суффикс - западный среднеиранский (про)патронимический суффикс -ān, староиранский *-āna корень - староперс. magu- "волхв, маг", зороастр.-среднеперс. magū [mgw], mōg [mwg] "волхв, маг", христ.-согд. mγ-w, mwγ- [muγ] "волхв, волшебник" (Rybatzki, 2000, p.218-219) личные имена: кит. Цицзинь 其燼, среднекит. gɨ-zin кит. Яньдоу 燕都, среднекит. ʔìen-ta (Rybatzki, 2000, p.214) 4. Татпар (572-581) - кит. Тобо 佗缽 (среднекит. thầp-wât), согд. T'tp'r (Татпар) предложенные этимологии: иранская: среднеперс. tabar "топор" Возможна связь с именем Tapar у Махмуда Кашгари (Rybatzki, 2000, p.219). титул: согд. 'wr-kwp-'r cr-"cw mγ'' t'tp'r x'γ'n - Уркупар Краку Магха Татпар каган предложенные этимологии: монгольская: среднемонг. (Сокровенное сказание) maγa/maqa "кто знает, может быть, пожалуй, все-таки, совсем", maqat "действительно, на самом деле", среднемонг. (тексты китайскими иероглифами) maχa "подлинный, истинный, верно, действительно, конечно", классич.-монг. maγad, халх. magad "конечный, определенный, верный, возможный, реальный, воистину, несомненно; наиболее вероятно; определенность, реальность", бур. magat "конечно", уйг. (светские тексты) maγat "подлинный, в реальности" (Rybatzki, 2000, p.220) 5. Умна (581-582) - кит. Аньло 庵邏 (среднекит. 'an-la), согд. Wmn' (Умна)
  4. Литература: Babayar, Gaybullah. Köktürk Kağanlığı Sikkeleri Kataloğu. The Catalogue of the Coins of Turkic Qaghanate. - Ankara: Tika, 2007 De la Vaissière, Étienne. Oncles et frères: les qaghans Ashinas et le vocabulaire turc de la parenté //Turcica 42 (2010) - р.267-277 De la Vaissière, Étienne. Theophylact’s Turkish Exkurs revisited //V. Schiltz (ed.), De Samarcande à Istanbul : étapes orientales. Hommages à Pierre Chuvin – II, Paris, CNRS Editions, 2015 Drompp, Michael. Supernumerary Sovereigns: Superfluity and Mutability in the Elite Power Structure of the Early Türks (Tu-jue) //Rulers of the Steppe: State Formation on the Eurasian Periphery, Gary Seaman and Daniel Marks eds., Ethnographics Press, Los Angeles, 1991 Osawa, Takashi. Aspects of the relationship between the ancient Turks and Sogdians – Based on a stone statue with Sogdian inscription in Xinjiang //Transoxiana Eran ud Aneran. Webfestschrift Marshak, 2003 Rybatzki, Volker. Titles of Türk and Uyghur Rules in the Old Turkic Inscriptions //Central Asiatic Journal 44.2 (2000) Stark, Sören. Türk Khaganate //John M. MacKenzie (ed.), The Encyclopedia of Empire, First Edition. John Wiley & Sons, Ltd. 2011 Бабаяров, Г.Б., Кубатин, А.В. Древнетюркские титулы и эпитеты на согдоязычных монетах Средней Азии эпохи раннего средневековья // Мир Большого Алтая 2 (4.2), 2016 Голден, П.Б. Племена Западного Тюркского каганата Ок (Oq) и Огур-Огуз (Oğur - Oğuz). К вопросу о взаимосвязи терминов //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 Добрович, Михай. Силзибул. //Перевод статьи с английского языка выполнен д-ром истор. н. А. К. Камаловым по Dobrovits M. Silziboulos. In: Archivum Ottomanicum. Ed. by G.Hazai. #25 (Wiesbaden, 2008), pp. 67-78. //Иран-наме 2013 №04 (28). Научно-познавательный журнал — Алматы: Центр по изучению культуры Ирана и Центральной Азии при Национальной библиотеке Республики Казахстан Зуев, Ю.А. Древнетюркская социальная терминология в китайском тексте VIII в. // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы — М.: 1998. С. 153-161. Зуев, Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии - Алматы: Дайк-Пресс, 2002
  5. Решил собрать воедино доступный ономастикон древнетюркских каганов Ашина, а также предложенные этимологии. Хотелось бы узнать мнение участников форума, насколько они согласны с муссируемым в науке тезисом, что большинство имен ранних каганов Ашина не имеют четких тюркских этимологий и больше склоняются к иранским Везде буду ставить ссылки на работы, откуда взяты этимологии, как и на малоизвестную информацию по ономастикону. Библиографию ради удобства поставлю в самом начале, буду ее пополнять по мере необходимости
  6. Интересный тут момент нашел в описании титулатуры коктюрок в Тундянь по переводу Зуева, к слову о нашем давнем споре по поводу эль-кюн
  7. ТЮРКСКИЕ ТИТУЛЫ ВАССАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ ЗАПАДНО-ТЮРКСКОГО КАГАНАТА Таблица дана по работе Бабаярова: [Бабаяров Г., Умиров К. Денежное обращение и монеты каганата //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.122].Эпитеты переданы курсивом. * обозначает титулы, используемые во владениях, вышедших в 640- х гг. из состава Западного Тюркского каганата и перешедших под власть Танской империи.В дополнение к таблице Бабаярова: в Хуттале также фиксирован титул эркин, а в Гаочане известен титул эльтебер. См. статью Скаффа:"Другой пример принятых тюркских титулов исходит от правителей Хутталя, что носили тюркские титулы эркин и эльтебер в то время, когда они были связаны тесным союзом с тюргешами в поздние 720е и 730е"."Посвящение буддийской сутре, датируемой 599 годом, доказывает, что царь Гаочана принял титул эльтебер более чем за двадцать лет до правление Тун джабгу".[Skaff, J.K. Western Turk Rule of Turkestan’s Oases in the Sixth through Eighth Centuries //The Turks. Ankara: Yeni Türkiye, 2002 - p.8, 10]
  8. ОПИСАНИЕ ПРИЕМА У ЗАПАДНО-ТЮРКСКОГО КАГАНА В БИОГРАФИИ БУДДИЙСКОГО МОНАХА СЮАНЬЦЗАНА (СОБЫТИЯ ОКОЛО 630 ГОДА) (выдержка из Дацыэньсы Сюаньцзан фаши чжуань, "Жизнеописание наставника веры Сюаньцзана из монастыря Дацыэнь", за авторством Янь Цзуна, 688 год, перевод с китайского и примечания в скобках - Юрий Зуев) Выйдя из Ледовых гор (Лин-шань, возможно Музур-Ола), они прибыли к Прозрачному (или: Голубому) озеру (Цинчи - Иссык-куль). (Комментарий Янь Цзуна в тексте: Прозрачное озеро называют еще Горячим озером. Видя, что в противоположность Ледовым горам оно не замерзает, дали ему такое название, но вода его не обязательно тепла). ...Обогнув озеро в северо-западном направлении, через 500 ли прибыли к городу Су-е (Суйаб) и [внезапно] встретились с туцзюеским (тюркским) Еху-кэханем (Йабгу-каганом) , отправлявшимся на охоту. Лошади этих иноземцев были прекрасны. Кэхань (каган) был одет в халат из зеленого шелка; его голова обнажена и обмотана лишь шелковой повязкой, длиной более одного чжана (1 чжан - 3,2 м), с отвисающими назад концами. Его сопровождали более двухсот даганей (дагуань - тюрк. таркан), одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом. А когда они встретились, каган необычайно обрадовался и сказал: "На некоторое время я отправляюсь в одно место и вернусь дня через два-три; наставник, располагайтесь пока в моей ставке!' Он приказал Дамочжи-даганю [по имени Тамачи] (дамочжи - тюрк.-монг. tamači "командир эскорта") препроводить его в свою ставку и разместить там со всеми удобствами. По истечении трех дней каган вернулся и пригласил наставника зайти в его юрту. А каган живет в юрте, украшенной золотыми цветами, от блеска которых рябит в глазах. Все дагани (тарканы), одетые в яркие шелковые халаты, сидели впереди него по обеим сторонам длинного достархана. Телохранители кагана стояли сзади него на карауле. И хотя это был повелитель кочевой орды, он также внушал к себе уважение и добрые чувства. Когда наставник веры подошел к юрте шагов на тридцать, из нее вышел каган и с поклоном приветствовал его. После обмена любезностями он ввел его внутрь и усадил. Туцзюе (тюрки) служат огню и не употребляют деревянных сидений. Они считают, что дерево содержит в себе огонь, поэтому почитают его, а в обиходе не используют. Для сиденья они расстилают на земле толстые циновки. Но для наставника веры они поставили железное плетеное кресло и, накрыв тюфяком, попросили сесть. Вскоре после этого они попросили войти послов из Хань (Китая) и Гаочана, передавших государственные бумаги и послания. Каган сам пробежал их глазами и, очень обрадовавшись, велел послам сесть. Каган приказал поставить вина и начать музыку. После этого каган, все его подчиненные и посланники стали пить вино, но для наставника веры было найдено нечто другое - виноградный сок. Затем все стали угощать друг друга, наполняя чаши и бокалы и взаимно обмениваясь ими. Все это время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим (?) перезвоном. И хотя это была музыка варваров, она тоже ласкала слух, радовала сердце и мысли. Через непродолжительное время была принесена еда, состоящая из отваренной свежей баранины и телятины, и в изобилии поставлена перед гостями. Но для наставника веры была приготовлена и принесена легкая пища из рисовых хлебцев, творожных лепешек, дикого и сотового меда и винограда. А когда трапеза окончилась, снова принесли виноградный сок и лишь после этого попросили наставника рассказать о канонах веры. Наставник веры для поучения их рассказал о десяти заповедях буддизма, о любви к сохранению жизни, а также о Парамите и о делах, ведущих к конечному освобождению от объектов омрачения и ослепления. Тогда каган, воздев руки и начав класть земные поклоны, с радостью принял его учение. Поэтому, задержав его еще на несколько дней, каган отговаривал наставника от поездки, говоря так: "Учитель, Вам нет нужды отправлягься в Индику (Индию); те земли чрезвычайно жаркие, а десятый месяц там столь же горяч, как здесь пятый. Гляжу я на Вас, учитель, и боюсь, что придя туда, Вы просто расплавитесь от жары. Люди там черны и по природе своей не знают приличий; они недостойны того, чтоб смотреть на них!". Наставник веры отвечал ему: "Я намереваюсь поскорей отправиться туда, чтоб взглянуть на священные останки (Будды) и серьезно изучить богословие". Тогда каган велел узнать, кто в его армии владеет языком Хань и других государств. Был найден один юноша, который на несколько лет приезжал в Чанъань и основательно владел языком Хань. Он был пожалован титулом Моду-дагань (тюрк. багатур-таркан). Заготовив послания во все страны, каган повелел Моду-даганю сопровождать наставника веры в Капису. Кроме того, он даровал наставнику целый набор одежд из малинового сатина и пятьдесят кусков шелка и со всей свитой провожал его более десяти ли. Отсюда они направились на запад и более чем через 400 ли прибыли в местность Бин-ю (тюрк. ming jul "тысяча источников"), которую называют "Тысяча ключей". Эта местность простирается на несколько сот ли. Здесь множество озер и болот, обилие необычайных деревьев, а в лесах прохладно и влажно. Это и есть место, где каган укрывается от летней жары. [Зуев, Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии - Алматы: Дайк-Пресс, 2002 - с.263-266]
  9. ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ МОНЕТА ИЗ ЧАЧА С ТИТУЛОМ ТЕГИН (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 8 ВЕКА)Изображение головы принца. У него длинные волосы, достигающие плеч. Глаза довольно скошенные. Слева символ звезды. Справа символ полумесяца. Обратная сторона: В центре тамга. Вокруг согдийская легенда. Надпись начинается против часовой стрелки и читается: [ZNH] pny tk’yn c’c[ynk γwβw] - “Эта монета принадлежит Тегину, королю Чача”.Диматер 20 мм, вес 1.15 г. Бронза.[Dr. Gaybullah Babayar. Köktürk Kağanlığı Sikkeleri Kataloğu. The Catalogue of the Coins of Turkic Qaghanate. - Ankara: Tika, 2007 - p.88]
  10. Тамга восточных АшинаТамга на стелах Восточно-Тюркского каганата, в частности стелах Кюльтегина и Бильге-кагана - стилизованное изображение архара, первоначальный вариант тамги Ашина[Бабаяров, Г. Тамги на монетах Западного Тюркского каганата //Западный Тюркский Каганат. Атлас - Астана: "Service Press", 2013 - c.161-166]
  11. Таб.6 Эволюция тамги Ашина (монеты тегинов Чача, камни и скалы Западного и Восточного каганатов)(ряды идут сверху вниз, соответственно хронологии развития)Тамги на монетах ряд 1) тамги Западного каганата на монетах династии Ашина из Чачаряд 2) тамги Западного каганата на монетах династии тегинов Чача (605-750)Тамги на камнях и скалах, 7-8 векаряд 3) тамги Западного каганата, местность Жалтыракташ (Талас)ряд 5) тамги Западного каганата, Кочкорская долина, центральный Тяньшань ряды 4, 6-7) тамги Западного каганата, Чу-Илийское междуречье ряды 8-11) тамги Западного каганата, Алтай