Перейти к содержанию

Тим

Пользователи
  • Постов

    41
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Посетители профиля

6406 просмотров профиля

Достижения Тим

Пользователь

Пользователь (2/5)

0

Репутация

  1. Здравствуйте уважаемые! Читаю вот книгу Идриса Шаха «Магия востока», среди прочего, там имеется суфийский ритуал вызывания джинна. Так вот, заклинание приведено в латинской транскрипции, но язык, кажется, арабский, или же смешанный с фарси. Прошу перевести данный текст на русский язык. Вот он: Bismillahir rahmmanir rahiim. Qul uuhiya ilayya annahus tama’a nafarum minal jinni fa qaaluu innaa sami’naa qur-aanan ’ajabaa yahdii ilar rusydi fa aamannaa bihii wa lan nusyrika bi rabbinaa ahadaa wa annahuu ta’aalaa jaddu rabbinaa mat takhadza shaahibataw wa laa waladaa wa annahuu kaana yaquulu safiihunaa ’alallaahi syathathaa. Wa nufikho fish shuuri faidzaa hum minal ajdaatsi ilaa robbihim yansiluun. Qooluu yaa wailanaa mam ba’atsanaa mim marqodinaa, haadzaa maa wa’adar rohmaanu wa shodaqol mursaluun. Ing kaanat illaa shoihataw waahidatan faidzaa hum jamii’ul ladainaa muhdhoruun. «Wa laqod ’alimatil jinaatu innahum lamuhdhoruun.» «Haadzihi jahannamul latii kuntum tuu’aduun.» «Ishlauhal yauma bimaa kuntum takfuruun.» Заранее благодарен!
  2. По мотивам рассказов Г.Ф. Лавкрафта была создана ролевая игра «Один во тьме» (а затем и одноимённый фильм). Суть игры вкратце: американский антрополог находит во льдах Гренландии три скрижали, начертанные на древесной коре одним из палеоамериканских индейских племён – Абкани. Племя это, расселялось на территории современного штата Массачусетс. 12 тысяч лет назад (время гибели Атлантиды, мамонтов и проч.) Абкани якобы мигрировали в Северную Америку, возможно через Берингию. Существовало ли на самом деле племя Абкани? Какое племя могло быть их прототипом? Приветствуются любые мнения! С/ув. Тим.
  3. В нижеследующем, приведены современные списки казахских ханов. Основным источником послужила книга К. Салгарина "Хандар кестесi" (Алматы, 1992). Данная хронология была почти полностью воспроизведена А. Кузембаевым и Е. Абилевым в "Истории Республики Казахстан" (Астана, 1999), без ссылок на первоисточник. Датировки в книге А. Кузембаева условны, к тому же, в обеих книгах нет некоторых имён. Корректировки даны по краткому энциклопедическому словарю "Казахстан" (Алматы, 2005) и национальной энциклопедии "Казахстан" (Алматы, 2005). Указывать датировки остерегусь, предвидя бурную критику. Интересующихся, отсылаю к вышеуказанной литературе. Знамя казахских ханов - Керея и Жанибека. "КАЗАХСКИЕ ХАНЫ". Керей Бурундук (Мурындык) Касым Тахир Бойдас Ахмед Тогым Хак-Назар Сыгай Тауекел Есим Турсын Жанибек Жангир Батыр Тауке Каип Болат Шахмухамбет Жолбарыс Абулмамбет Абылай Уали Бокей Габайдулла Кенесары "ХАНЫ МЛАДШЕГО ЖУЗА, ИЗБРАННЫЕ ПО ОБЫЧНОМУ ПРАВУ (АДАТУ)". Абулхаир Батыр Каип Есим Каратай Арынгазы "ХАНЫ МЛАДШЕГО ЖУЗА, УТВЕРЖДЁННЫЕ РОССИЕЙ". Нуралы Ералы Есим Айшуак Жанторе Сергазы "ХАНЫ БУКЕЕВСКОЙ ОРДЫ". Бокей Жангир
  4. Я так и предполагал. Tmadi, ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО, и, также, Счастливого Рамазана! С уважением - Тим.
  5. Султан Сюк Абылайханов, 18-й сын хана Абылая, правитель рода Жалайыр (Джалаир), умер в 1855 году. Есть двоюродные братья султаны Чанчар Тулеков и Абылай Бобекбаев, потомки хана Бокея (это Каркаралинский хан Бокей, а не хан Бокеевской Орды Младшего Жуза). Генеалогия: Барак хан, его сын Жанибек хан, его сын Жадик хан, его сын Шигай хан, его сын Ондан, его сын Кайнаркошек, его сын Букей, его сын Кудайменде, его сын Турсын, его сын Кырыксан Барак, его сын БОКЕЙ ХАН (1737-1819), его сын Чингис, его сын Турсын (детское прозвище Жамантай), его старший сын Тулек (ОТЕЦ ЧАНЧАРА), младший брат Тулека – Бобекбай (ОТЕЦ АБЫЛАЯ). Но жили эти братья несколько позднее 1850-х. Далее, нашёл я упоминание о султане Чанчаре (Шаншар) Султанмаметове: "Спустя три года киргизы Средней Орды, перекочевавшие на отведённые им земли при реке Иртыше, выражали с султаном Чанчаром Султанмаметевым во главе верноподданнические чувства за спокойствие во время трехлетнего пребывания в русском подданстве. В ответ на это заявление высочайшею грамотою от 6 марта 1802 года подтверждено киргизам покровительство и на будущее время". И.И. Крафт: «Сборник узаконений о киргизах степных областей», Оренбург, 1898 г. Вообще, и Шаншар и Абылай, не являются типичными казахскими именами. Загляните в поколенные списки на http://www.elim.kz Что касается шежире, то смею вас заверить, далеко не всё и далеко не все зафиксированы в этих родословных. И даже чтобы просто разобрать одни только имена и родственные связи, не говоря уже о биографических данных, необходимо море времени. К примеру, Букей хан, о котором я говорил выше, имел 10 сыновей, от них 49 внуков, а от них более 150 правнуков. Хан Младшего Жуза – Абулхаир, имел 7 сыновей. От своего старшего сына Нуралы он имел 75 внуков (по Левшину - 66), из них 40 мальчиков. Большинство из них также имели своих детей, внуков и т.д. С ув. Тим.
  6. Уважаемый Dan! Позвольте, я немного поправлю вас. Упоминаемый вами Шаншар (происходил из казахского племени Аргын, род Каракесек), никак не мог участвовать в описываемых событиях 1850-х годов. Это был бий, современник хана Есима (умер в 1628 г.). Родным внуком этого Шаншара был знаменитый бий Казыбек Кельдибек улы (1667-1764) - известный в народе как Каздауысты Казыбек ("Казыбек, непревзойденный в слове и слоге"). Описываемые бои 1850 года, происходили между русскими войсками под командованием подполковника Карбышева (предком известнейшего генерала Д. Карбышева, зверски убитого нацистами), и объединенными силами илийских казахов, кыргызов и кокандцев, заключивших военный союз. Центром сопротивления, было, укрепления бия Тайшибека, при впадении реки Алматы в Каскелен. В мае 1851 года русским войскам удалось разрушить это укрепление. В тех местах находились владения султана Адиля (третий сын Абылай хана, умер в 1781 году), правителя казахского племени Дулат. Вот у этого Адиля, старшего сына звали Абылай (прозвище Кулан). Он был родным дядей султана Тезека, правителя рода Албан, о котором можно прочесть у Ч.Ч. Валиханова, П.П. Семёнова (Тян-Шанского). Возможно, что это и есть султан Аблай из песни русских сотников, которую мы здесь обсуждаем. А вообще, советую вам полистать следующие книги, где вы, вероятно, найдете ответы на многие, интересующие вас вопросы: «Русская историческая песня», сборник, Л. – 1990 г. «Песни русских казаков. Собрал сотник А.И. Мякутин». Два тома, Оренбург 1904-1905 гг. Сам я их не читал, это ссылки из других книг, где приводятся строки из песен о хане Кенесары (убит в 1847 году). Это время завоевания Средней Азии, и возможно, там комментируются многие персонажи подобных песен. Также почитайте воспоминания П.П. Семёнова (Тян-Шанского) «Путешествия в Тянь-Шань в 1856-1857 гг.». Он гостил у потомков султана Адиля. П.Г. Галузо: «Туркестан – колония». Сборник «Казахско-русские отношения», и т.п. литературу. У султана Сока Абылайханова (он же Сюк, Суюк), согласно данным Шоты Валиханова, не было сыновей и внуков, носивших имя – Абылай. С ув. Тим.
  7. Вот я и дождался, портрет казахского батыра Матака (1735-1824). Портрет написан по заказу Каркаралинского акимата в Карагандинском государственном университете. Что можно сказать (фотографии его потомков даны выше, эти фотографии не использовались при реконструкции)? С уважением, Тим.
  8. Книги подобной тематики, в том числе работы И.В. Ерофеевой часто бывают в сети магазинов издательства «Фолиант». Вот координаты издательства в Астане (не сочтите за рекламу): Издательство ТОО «Фолиант». г. Астана, ул. Айманова, 87/1 тел: 39-54-59 У меня есть «Хан Абулхаир; полководец, правитель и политик», издан в 1999 году, в издательстве «Санат», тиражом в 2000 экземпляров. Тираж других книг не знаю, но, скорее всего тоже маленький. Попробуйте поискать в «Букинисте», или возьмите почитать в библиотеке. С/ув. Тим.
  9. Rust и BAWIR$AQ, рахмет! Эти данные из первого тома «Восточная Сарыарка. Каркаралинский регион в прошлом и настоящем». Он представляет собой довольно беглый обзор истории с каменного века до новейшего времени, данные о природном царстве, включая топографические, топологические и т.п. сведения. Есть и второй том, в котором вероятно, рассматриваются детали топонимики, возможно какие-либо биографические данные о конкретных лицах и т.д. Тираж очень маленький, всего 400 экземпляров. Но мне обещали достать 2 том. Там видно будет, что пишут о данных из "Манаса" и проч. Редакционная коллегия книги: К.С. Алдажуманов, А.З. Бейсенов, А.А. Абдакимов, Х.М. Абжанов, М.К. Койгелдиеев, К.М. Байпаков, В.В. Евдокимов, Р.М. Жумашев, С.З. Канаев, Е.К. Кубеев, Ж.К. Курманкулов, З.С. Самашев, Е.Б. Сыздыков, Р.К. Омарбеков. Т.е. сотрудники ИИЭ им. Ч.Ч. Валиханова, хочется верить, что в этом 2 томе, будет полный обзор данных, о названии - "Каркаралы". Хотя, откровенно говоря, нынешняя историография (всех республик бывшего СССР) не вызывает у меня доверия, равно как и историография периода советов. Тогда мешал объективности - страх, ныне - вообще непонятно что, то-ли спесь, то-ли политика? Из современных отечественных историков, мне нравятся работы Ирины Ерофеевой (её "Хан Абулхаир", самая лучшая из книг, прочитанных мною за последние 10 лет). Читаешь книгу, претендующую на учебник, и прямо плакать хочется. Некий Данияров, в книге, даже не хочется вспоминать как она называется, вполне серьёзно пишет о происхождении Чингисхана из рода ТОБЫКТЫ (аргынский род). НОНСЕНС!!! Или, есть такая книга, "Хан Кучум, известный и неизвестный", где делается попытка представить Кучума (Шейбанида) казахским ханом. Вот ещё цитата: "Первым зафиксированным в исторической литературе древним тюрком является Таргытай, который жил за 1500 лет до нашей эры". Думаю, что на таких данных, я смогу проследить свою генеалогию до самого Зевса громовержца, через сына Геракла - Скифа! Так что, уважаемый Рустам, вполне возможно что таким ходом, данные которые мы обсуждаем, будут объективно рассмотрены лишь лет через 100. Что скажут по поводу сказанного мною, уважаемые участники форума? С/ув. Тим.
  10. Благодарю - ув. Шах-Бахт! Возник тут у меня ещё один вопрос, в связи с вашей ссылкой на Т. И. Султанова. Ч. Валиханов в "Родословном древе казахских ханов и султанов" ("Собрание сочинений", Алма-Ата, 1985 г., том - 4, стр. - 173) приводит предание: Так одна линия кайсацких султанов известна под именем султанов красного знамени и происходит, по преданию народа, от одного среднеазиатского выходца, искателя приключений. Родоначальник этой отрасли султанов - Ондан, по прозванию "Длиннострелый", был из Курамы что при Ангрене. Однажды на пирушке он, выпивши через меру, [сказал], будто убил одного знатного курамца, натянув лук стрелой в 12 обхватов, он сел на чёрного аргамака и ушел от мести, и пришел к другу отца своего - Алибеку Агевскому за советом. - Хороший ты малый, - сказал ему бек, - и жаль мне тебя. Здесь оставаться тебе нельзя. В степях зачуйских есть кочующие племена, которые уважают султанов и ходжей. Ходжой ты не можешь быть, но султаном можешь быть. Ты храбр и стрелок первой руки. Поезжай туда и выдай себя за султана. Он вышел в Малые Ногаи, а оттуда к кайсакам и по храбрости был признан за султана, и был хан предводителем войск. Знаменитый хан Ураз-Мухамед был сыном этого Озсана [Ондана]. Впрочем автор [сочинения "Сборник летописей" - Жалаири] называет Озсана братом [Тевекель-хана и Ишим-хана]. Означает ли это, что он (Ондан султан) происходил не из Торе? Пишет ли об этом что-либо Т.И. Султанов? С/ув. Тим.
  11. Прошу прощения, файл скачал у друга, а адрес (который не проверил) в HTML просмотре. Вот статья целиком. Родословные казахских ханов и кожа. И. Ерофеева. Издание представляет собой первое в науке специальное исследование письменных памятников XVIII-XIX вв., непосредственно посвященных генеалогии разных династий социальной группы "ак суйек" ("белой кости") у кочевников-казахов. На основе широкого круга новых документальных источников подробно рассматривается социальная история привилегированных сословий торе и кожа, дается детальный источниковедческий анализ основных видов генеалогических материалов того времени. Издание содержит обработанные тексты 30 родословных 32 династий казахских султанов и 17 кланов кожа XVIII-XIX вв., в том числе ряд новых, ранее неизвестных в науке исторических источников, созданных самими казахами. При археографической обработке этих письменных генеалогий для печати применена оригинальная система кодовой нумерации нисходящих линий родственников, позволяющая исследователям более эффективно извлекать содержащуюся в них информацию и осуществлять систематизацию выявленных исторических фактов. Тексты иллюстрированы новыми изобразительными материалами, извлеченными из архивов. Книга рассчитана на специалистов-историков, деятелей культуры, аспирантов, преподавателей вузов и школ, студентов и другие группы читателей, интересующихся историей Казахстана и казахов. ОТ РЕДАКТОРА. Генеалогия как одна из праматерей современного научного знания о социальной и деловой значимости человека берет свое начало еще в доисторических временах. Составление строго документированных либо чисто умозрительных, изустных поколенческих каталогов о своих предках и клановом происхождении вошло в оборот с тех пор, когда стало необходимо решать вопросы, связанные с общественным статусом и прежде всего с правом на собственность среди одинаково идентифицирующих себя людей в больших или малых сообществах. Это право зачастую не имело юридического оформления, и эта собственность не всегда обусловливал ась материальными ценностями. Главное, это присутствовало в табели о рангах знатных и не очень генеалогий (шежире), - определение той ниши, внутри которой тот или иной представитель рода мог координировать личное местоположение в выстроенной традициями иерархии соподчинения. Причем при автохтонных обычаях право первородства, родства и старшинства всегда было связано с идеализированными представлениями о своих пращурах. А у большинства народов понятие "без рода и племени" ассоциировалось не только с "подлым" происхождением, но и с недопустимостью пребывания во власти. В современных бытийных понятиях династийная и фамильно-клановая принадлежность скорее экзотическая достопримечательность. Однако вопреки своей архаике широкое распространение получила любительская "практическая генеалогия", предлагающая любому из желающих выстроить свое родовое древо в виртуальной Сети. Во многом это напоминает бизнес-ворожбу на картах Таро. Тем не менее данный обывательский интерес к "малым родинам" способствовал преодолению многолетнего запрета на научную генеалогию как историческую дисциплину, которая через традиционные направления позволяет почти с математической точностью реконструировать структуру власти, равно как и весь общественно-политический строй, того или иного периода. В первую очередь это касается проблем персонификации людей, наложивших определенный отпечаток своей деятельности на государственную историю. Представляемое читателю исследование известного специалиста в этой области И. В. Ерофеевой "Родословные казахских ханов и кожа XVIIIXIX вв. (история, историография, источники)" является пионерной работой в этом направлении в отечественной историографии последнего десятилетия. Характер новаторства заключается не только в попытке превозмочь все еще доминирующие рудименты "классового подхода" в обществознании, но главным образом в том, чтобы положить конец существующей путанице в титулатуре, именах и родственных связях казахской правящей элиты периода средневековья. Получившая, к сожалению, распространение скоропалительная практика "путать Гоголя с Гегелем, а Бабеля с Бебелем" при возрождении национальной истории выступает сегодня большим методологическим пороком, нежели обусловленное временем мифотворчество ради пополнения идеологического арсенала новыми героями и положительными символами. Однако для казахской медиевистики, испытывающей острый дефицит письменных источников, осуществленное комплексное внедрение памятников документов периода XVIII-XIX вв., посвященных династической генеалогии казахской светской и духовной аристократии - "ак суйек", - не простое перечисление имен, фамилий и дат. Это кропотливый поиск и долготерпеливое погружение историка-архивиста в проблематику вопроса, поскольку генеалогическое древо само по себе не склонно раскрывать всей функциональной информации об объекте исследования, хотя жанр отслеживания родственных связей для знатока ничем не отличается от детективного. В свою очередь, успех в исторической реконструкции прошлого на основе родословных документов, как готового научного продукта, находится в прямой зависимости от поставленной цели и четко сформулированного запроса для исследовательского поиска. В данном случае акцент был сделан на выявлении родственных касательств между тремя элитными стратами казахского общества (торе, кожа и сайиды) по горизонтали брачных союзов. На первый взгляд, рутина семейно-брачных отношений, тем более в высшем свете, мало что дает, кроме констатации факта создания ячейки общества и досужих разговоров в школе злословия того времени. Но для представителей знати с традиционалистскими ценностями супружество выступало и выступает прежде всего как инструмент упрочения своего статусного положения в узкокорпоративной группе. Для профессионального же историка вся эта паутина сватовства (кудалык,) есть свидетельство сложных социальных связей, при раскрытии структуры которых выявляются системные координаты института властвования. В отношении рассматриваемого периода это в первую очередь уяснение динамики сюзеренно-вассальных отношений, когда, например, удача обретения жены из сословия сайидов давала торе право быть на ступень выше других из монархического сословия, даже если ты не прямого чингизидского происхождения (тарын). Хотя эти браки и не регистрировались в метрических записях, они имели большее значение, чем номинальное оформление актов гражданского состояния, поскольку были скреплены деловым партнерством между религиозными деятелями и светской знатью в удержании кастового правления над свободными общинниками-казахами, испокон веку дисперсно расселившимися по Сарыарке. С одной стороны, духовному сословию позволялось "и лечить больных, и предсказать, какая будет зима, и какие дела ожидают их в наступающем году" "за скот у казахов". В обмен родства казахского правителя с кожа или сайидом (потомками пророка Мухамма да и его халифов) в идеологическом плане еще более легитимировало его начальственный статус в способе "приватизации" эля и йурта. Взятые же вместе, они составляли основу средневековой государственности в классическом ее понимании. В особом ракурсе этих субъектно-объектных отношений выступает рол: женщины как политической фигуры в социокультурной системе меж- и внутригосударственных отношений. Историческая генеалогия в данном кон тексте опровергает сложившееся поветрие о якобы бесправном ее статуса в мусульманском обществе. Неписаный кодекс сословных браков ранжировал право вое положение "слабого пола" наравне с мужчиной, хотя вер нее было бы сказать, что кавалер средневекового бомонда был столь же жестко регламентирован в правах, как и казахская княжна. "Для женщин этого сословия, - пишет автор, - был установлен строгий эндогамный барьер; при выходе замуж за мужчину "черной кости" она теряю привилегии своего сословия, тогда как женщина "черной кости", став женой того или иного султана, автоматически причислялась к сословию торе" :Как бы там ни было, но поражение в правах, равно как и возвышение женщины, строго фиксировал ось в генеалогических хрониках, что свидетельствует о гендерном равноправии в сословно-корпоративных группировках и кланах правящей элиты. Более того, как отмечает И. В. Ерофеева в cвoeм детализированном описании социального положения привилегированны: групп, амплуа светской дамы не ограничивалось представительскими полномочиями. Она - активный субъект текущей политики, касается ли это укрепления династических союзов с ханствами Бухары и Хивы, усилению внутригосударственной солидарности трех жузов или же благосклонного от ношения к Степи царского наместника барона Отто Генриха фон Игельстрома. Интересна в генеалогическом измерении и судьба, потомков династических браков. Поколенная летопись семей Аблай-хана, Абулхаир-хана, ханов Батыра, Барака и др. свидетельствует не только об известной аксиоме состоящей в том, что статусное и материальное положение фамилий в эпохе перемен сохраняется не более двух-трех поколений. Важен сам процесс этого "вырождения", когда наследник деспотических традиций, впитав естество из народной органики, превращается в антипода своего предка, становясь в авангарде просветительства и демократических начал. Их биографии яркий пример во многом драматической трансформации тщеславного дарования властолюбия в интеллектуальную составную истинной национальной идеи. Таким образом, несмотря на почти герметичную замкнутость казахской правящей верхушки, превалирующую эндогамию и привнесенную извне систему дележа властных отправлений, генеалогия казахских торе, сайидов и кожа, представленная в книге, свидетельствует о высокой внутренней динамике аппарата господства меньшинства, присущего потестарно-политической организации казахского аграрного общества средних веков. Родословные древа султаната и духовенства, впервые продемонстрированные здесь в композиционном ракурсе и строгой иерархической классификации, предоставляют щедрый эмпирический материал как для теоретико-методологических, компаративных, так и для фундаментально-аналитических исследований в области казахской политической истории. Они дают ключ к пониманию того, как за счет скрытых, на первый взгляд, солидаризирующих инструментов семейно-клановых связей правящим классом, унаследовавшим стереотипы круговой поруки монгольского имперского истеблишмента, осуществлял ось управление казахским социумом, имевшим имманентные формы представительской и исполнительной власти, основанной на принципах степной демократии (казакшлык). Бахыт Сужиков, отвественный редактор. Статья была скачана с сайта Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова летом прошлого года. С/ув. Тим.
  12. Приветствие всем участникам! Прочёл введение к книге И.В. Ерофеевой "Родословные казахских ханов и кожа XVIII-XIX вв. (история, историография, источники)" на http://www.iie.freenet.kz/indexnews.php subaction=showfull&id=1112180062&archive=&start_from=&ucat=7& --> Издание содержит обработанные тексты 30 родословных 32 династий казахских султанов и 17 кланов кожа XVIII-XIX вв., в том числе ряд новых, ранее неизвестных в науке исторических источников, созданных самими казахами. При археографической обработке этих письменных генеалогий для печати применена оригинальная система кодовой нумерации нисходящих линий родственников, позволяющая исследователям более эффективно извлекать содержащуюся в них информацию и осуществлять систематизацию выявленных исторических фактов. Не раскажет ли кто-нибудь, кто читал сей труд, что это за "система кодовой нумерации"? Очень любопытно! Благодарю! С/ув. Тим.
  13. Тауке ханнан берi Каз дауысты Казыбек бимен замандас Дуйсен сангыл 1752 жылы «Есiл-Нура жорыгы» кезiнде Темiршi, Кызыларай, Нуранын бар мал мулкiн осы жорыкка салып жiберген делiнедi. Будан кейiн Абылай Дуйсен сангылды Дуйсенбай би деп атаган. Далалык ауызша тарихнама жылнамасында Дуйсенбай би болып кiредi. Кайтыс болганда Кожа Ахмет Ияссауйде озiнiн бурынгы Дуйсен сангыл болып жерленедi. Дуйсеннiн екiншi баласы Каркаралыда мынбасы болган – Тогалак, 37 жасында согыста олiп. Тогалактын бiрiншi айелiнен Матак туган. Матак «Есил-Нура жорыгында» 17 жаста болып согыс онерiн игерiп, батыр атагын алады. Матактын жастыгына сенiмсiздiкпен караган Абылай Тогалактын тумендi торелерге баскартады. Бул жагдайга ашуланган Кожан батыр Кокшетауга кетiп калып, Абылайдын озiне айбат шегедi… Казакты бiр-бiрiмен кыркыстырмас ушiн Нуралы султан Абылайга кiсi жiберiп, 19 жастагы Матакка тумендi алып бередi. 1754 жылдын кыс айында Кожан батырдын Бекболат би мен усынысымен Абылай Матакты мынбасы етiп тагайындайды. «Есiл-Нура жорыгы» женiспен аякталып, елдi мекендi баскарудын жана реформасын кiргiзу кезiнде Абылай хан бiршетi Темiршi, екiншi шетi Баянауылдын Шакшан болысын Каркаралы дуанына косып, Токырауында жиын шакыру, кезiнде Каркаралынын туын Матак батырга тапсырады. Можно ли сделать дословный перевод? А то у меня есть три «разных» перевода, среди них ни одного внятного. С/у Тим.
  14. Ув. Руст, добрый день! Есть сказ о том, что Баян-сулу оставила в тех местах свою «каркару», в качестве ориентира Козы-Корпешу. Цитирую сборник: «Восточная Сарыарка. Каркаралинский регион в прошлом и настоящем», под редакцией К.С. Алдажуманова и А.З. Бейсенова. Алматы, Эверо, 2004 г. Том – I. Стр. 104-105. В отношении этимологии названия этих гор имеется много версий. Красовский писал: «Каркаралинские горы, по рассказам киргизов (казахов – ред.), получили настоящее название вследствие большого сходства некоторых вершин с ящиком, устанавливаемым при перекочевках - "каркара" [Красовский, 1869, стр. 34]. В.В. Радлов в своём словаре слово "Каркара" объясняет как "цапля". Он пишет: «Киргизы под названием "Каркаралы" понимают женский головной убор, украшенный перьями птицы "каркара" - "цапля" [Радлов, 1893, стр. 190]. Такую же версию в целом поддерживает Г.К. Конкашпаев [1963, стр. 64] и А. Абдрахманов [1975, стр. 122-123]. Этимология "Каркаралы", по-видимому, связана именно с названием женского головного убора "каркара", имеющего особую приподнятую форму. "Каркаралы" – собирательное название, объединяющее множество гор, сопок и холмов: горы Бугылы (Оленья), окружающие город Каркаралы с запада и севера, Жиренсакал (рыжая борода), Шанкоз (по названию сероглазого, т.е. зоркого орла), Коктобе (синяя вершина). Аршалы (арчёвая, т.е. можжевеловая), Актерек (белотополиная), Мырзашокы (большая сопка), Аюшат (медвежья теснина), Аюлы (медвежья), Жауыторгай (лес с плешиной), Найза (копьевидная сопка), Султанасу (перевал султана) и др. Каркаралинские горы разделены между собой межгорными долинами: Кендара (широкая межгорная долина), Каратока (антропоороним), Курозек (сухая лощина) и др. Там же (стр. 5-6): «Каркаралинский регион» – это название XIX – первой трети XX вв. До этого, в XVIII веке, по отношению к этому краю бытовало понятие – «владение хана Букея» (это не Букей из Мл. Жуза, этот из ветви Ондан султана, предок Алихана Букейханова – прим. моё). До Букей хана, в период позднего средневековья, регион называли «Бес Казылык» (Каркаралы-Казылык, Ку-Казылык, Кызыларай-Казылык и т.д.). Этимология "Казылык" не совсем ясна, видимо, это было обозначение возвышенностей, островных низкогорий. Есть мнение, согласно которому это слово связано с именем Карлуков («Карлык») [Сыздыков, 2000, стр. 147]…… Возможно, «Бес Казылык» - условное название этой гористо-мелкосопочной территории на языке жырау. Кроме того, из поэзии жырау известно и такое малопонятное сегодня выражение – «Он екi Казылык, Бес Тундiк». По-видимому, его применяли по отношению ко всей территории Казахского мелкосопочника, включая низкогорья Кокшетау, Улытау, и др. А "Тундiк", в свою очередь, мог обозначать реки. Ну и достаточно важное, я думаю, это данные из «Манаса» (они постарше всего вышеизложенного), слишком много синхронностей. В составе Каркаралинских Каракесеков есть большой подрод – Кыргыз, живущий там, по рассказам, со времён Абылая. На мой взгляд, живут они там намного ранее времён Абылая. Вот ещё рассказ: «Как-то на охоте, батыр Матак встретил кыргызского батыра Меркита. Тот был заядлый охотник, и вообще – удалец. Матаку понравился храбрец, и он предложил ему: "Оставайся в моём народе, дам скот, землю, женишься". Батыр остался жить в Каркаралинской степи. Потомки Меркита составляют клан в составе Каракесеков, и живут в районе аула «Томар». Есть также отдельные семейства Каракесеков Мл. Жуза. Иными словами, когда-то это был один народец. Как вы считаете? Кажется, было, небольшое обсуждение на форуме о данных по Каркаралам из эпоса «Манас». Был ли Каркара – именем человека, или всё же названием племени? Происхождение племени (считаю что – племени) Каракесек, на мой взгляд, тесно связано с названием Каркаралы. Но это только моё мнение. Сомневаюсь что у кого-либо из краеведов есть эл. почта, возраст достаточно ветхий, чтобы просиживать у ПК, но специально я не интересовался. Вот адрес, телефон и факс Даулетбаева Сембiра Дакеновича (Караганды облысты бойынша мемлекеттiк енбек инспектор), это мудрый человек, настоящий кладезь знаний: Каркаралы, улица Абая 54. Телефон: 31-959 Факс: 32-1-21 Код Каркаралинска: 8 32146 С/у Тим.
×
×
  • Создать...