Перейти к содержанию

Munduz

Пользователи
  • Постов

    10
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Старые поля

  • Страна
    Россия

Посетители профиля

Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.

Достижения Munduz

Новичок

Новичок (1/5)

0

Репутация

  1. Munduz

    Шорцы

    Как то в 10-ом классе директрисса завела к нам новую ученицу. Представляйте она оказалась шоркой. Не будет мне зачёт конечно, но тогда я впервые услышал о них. Это было в 98-ом в КР. Как она тогда сказала их насчитывалось тогда около 2 тыс. чел.
  2. Уважаемый думается вы не склонны найти золотую середину. В этой теме хватает своей каши. От ваших вопросов не в тему каша становится только гуще, хоть ложку втыкай Чувствуется некий сарказм. Извини, нет желания устраивать перепалку. Хотя децл сарказма всегда оживляет форум, главное не перебарщивать.
  3. Кстати Рустам байке как называлась Минусинская котловина В "Манасе"? Может под Алтаем и подразумевалась Минусинская котловина и Саяны?
  4. Уважаемый Амыр! 1. Разве может Фольк-хистори быть первичной? 2. О каких документах вы говорите?(речь ведь о преданиях, да и вообще с документацией в то время было,-ниКаК!) 3. Помнят ли кыргызы, что их называли кыргызами? - Вы издеваетесь??? Я так и не понял что в этой статье вас смущает?! Я не претендую на истину, вся история кочевников не выдерживает строгой критики! Будь у вас документальные первоисточники моя статья быть может и выглядела бы нелепо. Но ведь их у вас нет! Поэтому призываю не так категорично реагировать.
  5. Так оно и есть, деревянный купол по нашему называется - тундук!
  6. Вы внимательно прочитали текст?
  7. С таким подходом можно многие моменты истории поставить под сомнение. Может есть какое то обоснование вашей версии? Не хотелось бы ввязываться в бесполезную полемику.
  8. К сожалению я не знаком с эпосом Алп-Манас (Алпамыс), но думается вы хотите сказать о единоначалии двух эпосов?!
  9. Хотелось бы прочитать ваше мнение по основному содержанию статьи. Вся проблема в том что письменно никто не фиксировал исторические события в те времена. Поэтому столько мнений и споров. Все изложения основаны от устных источников(народные предания).
  10. Недобрый знак 25/10/07 - 16:07 Незнание своих корней и духовных заветов предков нередко приводит к серьезным ошибкам и непоправимым курьезам. Такая участь постигла и всем известный монумент «Эркиндик» на площади «Ала-Тоо», в виде женщины, держащей в одной руке тундук. Беседуя с известным знатоком санжыра Сыргакбеком СООРОНКУЛОВЫМ о прошлом и настоящем, мы коснулись темы «Послание к потомкам». Что из этого вышло — судить вам… Начиная с середины XVI века, северные племена кыргызов были вымотаны набегами калмыцких племен. Ослабевшие, они решаются укрыться на юге, и вскоре откочевывают в сторону Ферганы. Одновременно они ведут переговоры с родственными казахскими племенами, также страдающими от набегов все тех же калмыцких племен. В итоге они решаются на объединительный союз, однако и это не дает должного эффекта. Ибо уже тогда сказывались стремления Российской империи овладеть землями турко-монгольских народов, и Россия всячески поддерживала огонь междоусобиц и кровопролитных войн на данных территориях. Особо доверительные отношения в ту пору сложились между калмыцким ханом Аюке и Петром I. Россия предоставила им тяжелое вооружение – пушки, а заодно и российских офицеров, которые обучали калмыцких ордынцев современной и передовой на то время военной тактике и обращению с оружием. В одном из боев попал в плен к кыргызам полковник российской императорской армии Трубников, который и рассказал о союзе России с калмыцкой ордой. Итогом тех войн и поражений кыргызов и казахов можно считать фразу: «Казак кайын сааганда, кыргыз Кулябка кеткенде», что можно перевести как «когда казахи доили березу, кыргызы ушли в сторону Куляба (современный Таджикистан)». ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ Шел 1105 год Хиджры, когда младшая жена военачальника Цеван Раптанга, дочь хана Аюке, красавица Сетержип, отравила своего мужа. И на трон воссел её сын Калдан Шейрен (Галдан Церен). С его приходом к власти война с кыргызскими и казахскими племенами только ожесточилась. Калмаки, ойроты, хошауты, тыргоуты и дурбуты объединились в единый союз и вышли против кыргызско-казахского военного союза. Казахские правители Толе-би, Айтеке и Казыбек, а с кыргызской стороны Болот-бий, Эр-Солтоной, Бердике-батыр и Жайыл-батыр решаются остановить кровопролитную войну. По завету предков, они предлагают врагу устроить соревнования для батыров (эр сайыш), где с каждой стороны должны были выступить по 40 джигитов, по правилам жекеме–жеке (один на один). Проигравшая сторона должна была склонить голову в знак капитуляции и сдаться на милость врага. На предложение кыргызов и казахов их противники согласились охотно, поскольку чувствовали своё превосходство и в пушках, и в другом огнестрельном вооружении. СВЯЩЕННОЕ БРАТСТВО Предчувствуя трагические дни своего народа, казахи и кыргызы начинают готовиться к сражению. Перед Всевидящим небом батыры дают друг-другу клятву: «Олсок бир чункурда, тири болсок бир дободо бололу. Калмак менен олбогон жерде калышалы!», что означало «Если умрем, то будем в одной яме, если живы, то на одном престоле. Да не погибнем мы от рук врагов!». В знак единства и общей судьбы в огромном казане с 40 держаками-ручками, мастерски изготовленным вместе с треногами, кыргызкий хан Байдыбек-батыр готовит священную еду. Огромный казан заполнят 21 раз и из него отведают все 17 тысяч джигитов, собравшихся на смертный бой. После чего они прилюдно повторят свою клятву-ант... В те времена казахов и кыргызов калмыки называли бурутами. И когда настал день соревнований (эр-сайыш), во главе бурутов стояли Бугенбай-батыр, Эр-Солтоной, Болоткан-батыр, Бердике-берен, Атаке-бий и Жайыл-батыр. Калмыцкий союз возглавили Контайши-батыр, Каскелен, Боролдой и Шамалкан. Все участники состязаний собрались на поле брани «Эроол», что на горе «Далатоо». МАЙДАН Однако удача отвернется от казахских и кыргызских джигитов. Все первые 13 поединков закончатся победой врага. И тогда калмыцкий хан Калдан Шейрен (Галдан Церен), воодушевленный такой удачей, пронесся на своём черном буйном аргымаке (скакуне) перед кыргызскими рядами, и круто его осадив в центре, прокричал в лицо кыргызам: «Эй, буруттар! Алсыздар! Чыгаргыла жаны жокторунарды! Тугонсонор жугунгуло, баш ийип... акыркы эркегинерге чейин кырып, тупкуруно жетип, тундугунорду катындарынарга котортом!», что в переводе означает: «Эй вы, буруты, нет в вас духа! Пусть выйдут к нам ваши трусы! А если даже их не осталось, тогда поклонитесь нам! Я истреблю вас до последнего семени, не оставлю ни одного мужчины, а тундук ваш заставлю поднимать женщин!». Тогда, не выдержав оскорблений позора, свой клич бросил Эр-Солтоной: «Жарачу Берен! Жарап бер, кезегин келди!», что в переводе означает «Бердике-берен, сгодись на славу, настал твой час!». И вперед вышел Бердике-батыр. Поклонившись войску и воздев руки к небу, он понесся навстречу врагу и одним ударом снес ему голову. Вздох облегчения пронесся между рядами бурутов, и они воспряли… Все остальные 27 поединков закончились так же. А самого могучего из калмыцких батыров Аныракая секирой убил Жолон сын Толо. Тогда же прославился и молодой, еще никому не известный казахский батыр Абылмансур, который с криком «Абыла!» убил брата Калдан Шейрена (Галдан Церена) Шарышты-батыра. А много позже он стал великим казахским Абылай-ханом. Но, несмотря на договор, калмыцкий союз решается взять реванш и вместо преклонения головы и окончания войны их войска врезаются в колонны бурутов. Сеча продолжается почти три дня. В итоге, потеряв 10 тысяч воинов, калмыцкий хан Калдан Шейрен (Галдан Церен) положил начало падению своей орды. ГНЕВ СКВОЗЬ ВРЕМЯ По словам нашего рассказчика, на главной площади Кыргызстана «Ала-Тоо» установлен монумент неизвестной женщины, которая держит в своих руках тундук. Для незнающих это, возможно, интересная скульптура, но у знающих аксакалов она вызывает лишь гнев. Женщина, поднимающая тундук — это знак недоброго, или точнее, исполнение желаний Калдан Шейрена (Галдан Церена). Раньше я не говорил об этом никому, но, рассматривая наше время через призму истории, я вижу в этом ложном символе трагическое предзнаменование. Необходимо его срочно уничтожить, иначе сбудутся пожелания наших врагов, горестно заключил Сыргакбек Сооронкулов… Записала Чынара Жумакадыр СПРАВКА ОР Тундук юрты для турко-монгольских народов является святыней. В древние времена, во время ссоры, мужчины в гневе угрожали друг другу разбить его тундук. Падение и разбитие тундука считалось символом несчастья, почти падением неба. Когда устанавливали юрты, то только мужчина имел право поднимать тундук на шесте. Установив кереге (стены юрты) мужчина, а желательно аксакал, в крайнем случае, мальчик (при поддержке женщин) поднимали высоким баканом тундук за чамгарак (перекрестные палки). А другие присоединяли к тундуку ууки (длинные палки-держатели). Кочевники считают, что именно через тундук приходит благодать (кут) и поэтому привилегия установки тундука принадлежала исключительно главе семьи — мужчине. Эта статья была опубликована в разгар споров о судьбе этой статуи(см. дату) Ознакомьтесь с содержанием. Что вы скажете господа на эту интерпритацию?
×
×
  • Создать...