-
Постов
239 -
Зарегистрирован
-
Посещение
-
Победитель дней
1
Тип контента
Информация
Профили
Форумы
Галерея
Сообщения, опубликованные Kaztughan
-
-
-
В вопросе о происхождении Байбарса большинство средневековых мусульманских историков сходится во мнении, что «Байбарс появился на свет в Кипчакской степи, у берегов реки Едиль, по национальности он -КИПЧАК . Кипчак - великое тюркское племя». Летописец ибн Ийас, этнический тюрк, пишет, что Байбарс родился «в стране Кибшак (дословно: билад аль-Кибшак, сахра аль-Кибшак. - Авт.) и он человек тюркской расы».
Живший в XIV веке египетский историк аль-Айни в своем труде «Икду аль-джуман фи тарих ахл аль-азман» («Жемчужное ожерелье о жителях времени») утверждает: «Байбарс бин Абдулла, по национальности КИПШАК, принадлежит великому тюркскому племени по названию Бурш». Поясним попутно, что в арабском языке запись «брдж» читается как «бурдж» или «бардж», а компонент «дж» заимствованных слов непременно читается через «ш»: напр., «кибджак» - кыпшак.
Нелишним считаем привести и цитату из ан-Нуайри, в своем труде «Нихая аль-араб фи фунун аль-адаб» («Конечная цель литературного искусства») зафиксировавшем, что султан Байбарыс ас-Салихи, четвертый падишах тюркского государства на земле Египта, был по национальности тюрком и происходил из племени Елбарлы.
Ибн Абдузахир, личный секретарь султана Байбарса, в уже цитированном «Цветущем саде...» однозначно определяет родовую принадлежность султана к племени Елбарлы. По-видимому, отчества «Бурш углы», «Елбарлы» некогда были весьма распространенными в кипчакском племенном союзе. Присутствует название этого племени и в знаменитом «Дивану лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари.
Любопытно, что, как иронизирует в таких случаях современный протокольный жаргон, по мере «доступа к телу» родословная султана Байбарса варьируется от автора к автору. Если большинство биографов ограничивается ссылками на кипчакскую и тюркскую национальность Байбарса, то современники султана, в частности служившие при его дворе ибн Шаддад и ибн Абдузахир, последовательно указывают, что Байбарс - тюрк, среди тюрков - кипчак, среди кипчаков - из рода Елбарлы или Бурш. Заметим кстати, что султана Калауна тоже относят к роду Бурш.
-
Где то на форуме спрашивали, участвовали ли казахи среднего и старшего жуза в войне против волжских калмыков...
Походы ханов Младшего и Среднего жузов - Абулхаира и Самеке против волжских калмыков.(1723 и1726г.г.)
В 1723 году Абулхаир и Самеке ханы объединились что бы дать отпор волжским калмыкам, захватившим территорию всего Западного Казахстана. К этому времени казахи Младшего жуза вынуждены были кочевать на территории Южного Казахстана.
12 декабря 1723 года 40 тысячное войско двух ханов вторгаются в пределы владений калмыцкого хана Аюке(Аюхай) и громят попадавшиеся на пути улусы калмыцких тайшей, которые попросили помощи у русских, но остались без подмоги. Захваченный скот был поделен между бедными казахскими аулами, сильно пострадавшими от "Актабан шубырынды".
Второй поход начался летом 1726 года. К Абулхаиру и Самеке присоединились правитель племени Найман - Барак султан, и правитель племен Керей и Уак - сын Абулхаира Ералы султан. Калмыцкий хан - Черен Дондук, сын Аюке хана возглавил 30 тысячное войско, однако не смог остановить продвижение казахов вглубь своих улусов.
После 4 дневного сражения калмыки терпят сокрушительное поражение по которому обе стороны договариваются о мире "до тех пор, пока ребенок не сможет сам управлять конем", то есть мир будет продолжаться 15-16 лет.
Итог этих походов - казахи Младшего жуза, откочевавшие с берегов Волги, Урала и Эмбы к русским крепостям, южным городам - Саурану и Сыгнаку, возвратились в свои родные кочевья.
Энциклопедия. / Бас ред. Б.Ө.Жақып. - Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2011. - 880 бет.
-
Оргу - это кстати Аргыны
-
-
А есть у кого нибудь карта узбекских племен?
-
-
Кипчаки-отуреченные Сяньбийцы и Кидани!
Не-е-е, наоборот
-
Овоо-Курган,Овоохой-Чум.
Оба означает собирать в одно целое, нагромаждать. Это слово является родственным слову Уй - дом, үю - складывать в кучу. үюлі - сложенный в кучу
Оттуда же "Обатас" - 1) каменный вал; межевой холм (сложенный из камней) 2) надгробный камень
Это слово идет из древнетюркского языка "ОПА", "ОБА", к сожалению потерял ссылку. Лингвисты ответят более углубленно...
-
Овоо-Курган,Овоохой-Чум.Еше слово "овоо" на монгольском означает" не плохо, хорошо, нормально,,, "
Данное слово монгольское потому,что другие тюрки не знают этот слово, так что, половцы есть отуреченные монголы.
хех, теперь и кипчаки оказывется монголы))) главный аргумент слово "оба" ))) весь мир такой тупой, один только Хукер умный. сказал как отрезал )))
-
Это из какой-то фольк-хисторической"работы"?
Хана звали Котян ("задница").
Из какой то, автор изучает русские сказки сквозь призму половецкой истории. Китанопа и Котян хан это разные личности. Первый погиб в 1095 году, второй в 1240 году. Автор явно ошибся связывая хана Котяна с племенем Китан.
"Оба" в кипчакском обществе означало "племя". Токсаба, стяженная форма "Тогыз оба" - девять племен, "Йети оба" - семь племен, "Кол оба" - пять племен, "Торт оба" - четыре, племени, а также фамилии ханов Урусоба, Алтуноба, Китаноба, Арсланоба.
И все таки интересно, есть ли в русских сказках "Китайцы" о которых говорит автор ?)))
-
Кидане в составе кипчаков(половцев): В сборнике русских народных сказок А.Н.Афанасьева богатырь Полкан воюет против «русского богатыря Ивана», защищающего… КИТАЙСКОЕцарство и женатого на КИТАЙСКОЙ принцессе… Это было бы удивительно, если незнать, что само название КИТАЙ появилось в русском языке, можно сказать, поошибке – по названию тюркского племени КИДАНЬ (китай, ктай, вариант –карахитой, карактай), кочевые маршруты которого растягивались от границ Южной Руси до монгольских степей и рубежей современного Китая. Вот эти самые КИДАНИ и были (частично) предками печенегов и половцев, пришедших на Русскую землю никак ни позже 9-10 веков н.э. И уже древним русским летописям хорошо были известны тюркские (половецкий и печенежский) ханы Китан-опа и Котян. Формант «опа»(оба), широко распространенный в именах тюркских вождей родственен современному татарскому «абый» (аба), киргизскому «аба» и означает «старший из старших братьев», «почтительное обращение к старшему мужчине в роду», «предводитель рода», «патриарх» и т.п. Т.е. имя-патроним Китан-опа, грубо говоря, означает«вождь киданей» (или – «китаев»). Отсюда и «царь (хан) Китайский» и «Китайское царство» на границах Руси (в народных сказках). Ну, а уж то, что русские богатыри и князья часто женились на половецких и печенежских «принцессах»(дочерях ханов), это даже усердным школьникам известно. Так что ничего волшебного, странного и таинственного в том, что русский богатырь Иван женился на «китайской принцессе», как видим, нет…
-
Одним из знаменитых кыпчаков является Кожамкули бек Балхи (Кыпчак хан), родившийся в городе Балх в 1695 году. Он известен в истории как автор книги "Тарих-и-Кыпчак" ("История Кыпчак"). Ценность ее заключается в том, что в ней приводятся сведения о казахских племенах XV-XVI веков, о династиях Эмир Темура, Великих Моголов, Шайбанидов и других. Несколько вариантов рукописи этого произведения хранятся ныне в Лондоне, Париже, Ташкенте и в фонде рукописей Института востоковедения Санкт-Петербурга.
Интересный период казахов, XV-XVI века... Интересно, о чем конкретно говорится в данном произведении?... На какие источники опирался автор, если был рожден в конце 17 века...
-
C3 материнская по отношению к С3с.
Тут имелось ввиду отличие С3-старкластер и С3с
Стакластер связан с монгольским нашествием 13 века. Они максимально у казахов у монголов и хазарейцев, у калмыков и бурятов они минимальны. в то же время С3с имеют другие распространения.
между ними различия в возрасте или как? а С3 среди узбеков, нагайцев, крымских татар схожи с казахскими? или ближе к монгольским?
-
Одно пустословие вместо предметной беседы к которой призывал Станислав...
Думаю на этом разговор закончен. Не вижу смысла вести беседу с вами
-
Да, там в основном выборка восточных казахов была, по последним данным их С3 близок монгольскому (старкластер), в то же время у казахов есть С3с-алшинский кластер который не встречается у монголов.
А чем отличается С3 от С3с ?
Удивляет меня эта мегаплемя - алшын, если все они окажутся от одного общепредка. Но все же надо тестировать каждое племя (а их около 20) байулы и алимулы. Сравнить нескольких из них с кипчаками.
+ мегаплемя "аргын". Как эти два племени, самые малочисленные в средевековье, вдруг стали одними из многочисленных?
-
Нет не вижу, вижу только что туркмены-огузы не тождественны токуз-огузам. О канглах в Керейтском ханстве в сообщении Руста ничего определённого нет, так как ссылается он на китайский источник, однако даже название племени дано не в китайской транскрипции (а вы вычитали это где-то во второсортной литературе и даже не знаете источника).
Согласен что надо проверять первоисточники.
Как М. Кашгари, Ибн Халдун, Ан-Нувайри и "много кто ещё" подтверждают ваши слова? Голден, Баскаков, Гундогдыев, Плетнева не источники а всего лишь исследователи. От вас вообще ни одного источника не видно, лишь простонародным языком говоря ссылки "на то что бабушка на ухо нашептала".
Тогда приведите своих "бабушек" пусть и они что нибудь нашептают нам на ухо. Как раз докажите что хотели доказать.
-
На древность их происхождения узбеков указывал еще Алишер Навои (1441-1501 гг.). В своей поэме "Саддий Искандарий" ("Вал Искандера"), написанной в 1499 г., он отмечал, что для участия в битве с Александром Македонским к персидскому царю Дарию:
Рахмет, Hooker. По видимому А. Навои ошибочно смешивает эпоху Чингиз хана, эпоху хромого Тимура, эпоху Шайбани хана, эпоху Царя Дария и Искандера(Александра Македонского). В поэме он указывает кыпчаков, мангытов, конгратов. Но, интересно что он дает численность племен узбеков, кыпчаков в составе этих войск.
Учитывая родоплеменной состав и годы жизни А. Навои(1441-1501 гг.) и М.Шайбани(1451-1510). Предполагаю что речь идет о войсках М. Шайбани.
-
На древность их происхождения узбеков указывал еще Алишер Навои (1441-1501 гг.). В своей поэме "Саддий Искандарий" ("Вал Искандера"), написанной в 1499 г., он отмечал, что для участия в битве с Александром Македонским к персидскому царю Дарию:
Рахмет, Hooker. По видимому А. Навои ошибочно смешивает эпоху Чингиз хана, эпоху хромого Тимура, эпоху Шайбани хана, эпоху Царя Дария и Искандера(Александра Македонского). В поэме он указывает кыпчаков, мангытов, конгратов. Но, интересно что он дает численность племен узбеков, кыпчаков в составе этих войск.
-
Судя по всему именно спор ради спора. Впутались вы в спор сами, но ответ по сути получается такой "Я не спец в туркменской истории... Я не собираюсь копать разницу между древними огузами и современными туркменами". Повторюсь - средневековые племена огузов (о доревних огузах мы не говорим) известны именно как туркмены.
Доказательство нахождения "татар, но еще уйгуров, баятов, печенегов в составе кипчаков"? То есть подтвердить слова "о канглах в керейтском ханстве" вы не можете? Как называется когда люди доказать свои утверждения не могут?
А здесь никто кроме вас и не "излагает некорректно свои мысли". Пока что видно только много слов которые вы не можете ничем подтвердить.
Ну вот Арсен, видите что разница между туркменами и огузами все таки есть, а в состав Кипчакского ханства входили не только татары, баяты, уйгуры, печенеги но и еще много кто... О Канглах в Керейтском ханстве в сообщении Руста. Так что мои слова потдверждают М. Кашгари, Голден, Баскаков, Гундогдыев, Плетнева, Ибн Халдун, Ан-Нувайри, Гардизи и еще много кто. А от Вас я не видел ни одного интересного источника, только спор ради спора. И как это назвать?
Только Барку? Где остальные татары?
Остальные татары в Татарии у озера Буир-Нор...
-
В средневековых источниках часто говорится что кыпчаки и огузы были родственными племенами. Что тюркский язык у них был единым и отличатся начал много позже.
Итак, 24 Огузских племени:
БОЗОКИ: Кайи, Байат, Алкаравли Кара-Ивли, Йазыр, Догер (Дока), Додурга, Япарлы(Ягма), Авшар, Кызыр, Бегдили, Каркьш.
УЧОКИ: Байандур, Беджене, Чавулдур, Чепни, Салур, Эймур, Алаюнтлу, Урегюр, Йигдыр, Бюгдюз, Йива, Кынык
Фазлаллах Рашид ад-Дин. "Огуз-наме"
В списке Махмуда Кашгари нет родов: Япарлы(Ягма), Кызыр, Каркын(Вместо него Чаруклу),
Самые крупные туркменские племена — эрсары, иомуды, алили, салоры, човдуры, гоклены, теке.
____
БАЯНДЫР, древнее огузское племя, игравшее в VII-VIII вв. главную роль в Кимакском каганате. В XI в. Включившись в движение Сельджуков, баяндыры в основном мигрировали в Турцию, Ирак, Сирию, Кавказ. В XV-XVI вв. они стояли во главе туркменского государства Акгоюнлы в Малой Азии. Другая часть бандыров, не приняв ислам, в X-XI вв. появилась в Древней Руси. Русские летописи знают их под названием берендеев. Много баяндыров ушло в Европу, где они составляли боевые силы болгар, византийцев, венгров. Многочисленные следы пребывания баяндыров в Европе, Закавказье, Малой и Средней Азии сохранились в виде топонимов. Сам этноним невозможно отделить от бай, баят. В таком виде он сохранился в составе племен ата, гарадашлы, емрели, йомут, мукры, алам, салыр, сарык, теке, эрсары.
О.Гундогдыев
Историко-культурное наследие Туркменистана
-
На сайте была уже информация по родам кипчаков, приведу из своих архивов:
Племена основатели Кимакского каганата: Йемек, Ими, Татар, Баяндур, Кыпчак, Ланиказ, Аджалад.
Ай (кай) оба (рус.Аепичи – каепичи), алперли (алберли, иль-берли, ольбери (рус. – Олперлуоеви), вададж, барат (бараг), байаут, бурч-огли (рус.Бурчевичи), бзанги, чакраг, (чокраг, сократ), ситай-оглы (рус. Читеевичи), чиртан (чортан), дурут (дурт; по-видимому, тертер-оба, рус. –Тертровичи), енч-оглы (Иланчук), ит-оба, китан-оба (кидане), куче (куч)-оба (рус.Коучебичи), кучет, кор (коор), кара-боркли (рус. Черные клобуки), кол-оба (рус.Колобичи), команды (команди), конгор (кангу)-оглы, меркити (бекрути), мингиз-оглы, орингу(т), уран, бесене (песенег), таргил (рус. Тарглове), токсоба (рус.Токсобичи), тгузкут, улаш-оглы (рус.Улашевичи), урус (орус)-оба (рус. Урусовичи), емек (рус. Половцы Емякове), уогур (уйгур) (Баскаков, П.Голден)."
Ибн Халдун сообщяет что племя Токсаба из татар, а Дурут из кыпчаков. Видимо, какая та часть Токсобичей все таки происходила от татар.
Названия кипчакских племен со ссылкой на летописьXIII в., составленную при мамлюкском эмире Бейбарсе, сообщает Ан-Нувайри (XIV в.): токсоба, иета, бурджоглы, бурлы,кангуоглы, анджоглы, дурут, карабароглы, джузнан, карабиркли, котян.
Ад-Димашки выделяет крупные и мелкие племена. К крупным он отнес: баргу, токсоба, итоба, барат, ильарас, бурджоглы,манкуроглы, йемек, к мелким – таг, башкурт, куманку, бузанку, баджана, караборикли, уз, шортан.
По материалам Плетневой: дурут, уран, бзанги, ольбурлик, токсоба, кай, ирыс-оба, бурчоглы, команди, енч-оглы.
- Это не полный список древне кипчакских племен, как видно из списков родов Кипчакское ханство оказалось прямым приемником Кимакского каганата. И включили в состав ханства бывшие отдельные племена уйгуров, татар, печенегов, баятов, киданей, огузов и собственно самих кимаков(йемеков).
-
Ок, Стас.
Султана Бейбарса продали в рабство не монголы а булгары. Если бы не монгольское нашествие сейчас был бы не Казахстан, а Кыпшакстан. На самом деле очень много кипчаков были вытеснены в Венгрию, Кавказ, Русь, Персию многие погибли либо были включены в состав монгольских войск. В источниках прямо говорится что население Орды состовляют кипчаки и татары. Сейчас в общем насчитывается около четырех миллионов кипчаков по всему миру. А так кто его знает, может было бы сорок миллионов кипчаков... Но, все же после монгольского нашествия Кипчаки занимали высшие чины в Золотой Орде, были одним из четырех Карачиевских родов, первым наместником Крымского полуострова был Кипчак по происхождению. Поэтому в русских хрониках Золотая Орда(Улус Джучи) называется Кыпчакским ханстом, в среднеазиатских Дашти-Кипчак.
-
Удивительно что так быстро утеряли свои родовые названия учитывая что хивинские узбеки сохраняли кочевой быт дольше чем например каракалпаки... Жаль конечно что утеряли. Очень много наших...
Казахи
в Тюрки
Опубликовано
“Вообще подданство киргизов было престранное: податей они никаких не платили, повинностей не несли, а наше правительство ухаживало за ними, точно ради славы считаться владыкою киргизов(казаков)!” описывал М.Терентьев в книге “История завоевания Средней Азии”.