merjanin

Пользователи
  • Число публикаций

    31
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

0 Обычный

О merjanin

  • Звание
    Пользователь
  • День рождения

Старые поля

  • Страна
    Россия
  • Адрес:
    Россия, Москва
  1. книга - "Древняя история - Меря, Весь, Мурома. Русская историческая география". ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. МЕРЯ, ВЕСЬ, МУРОМА. С.К.КУЗНЕЦОВ Издательство Merja press выпустило книгу авторства русского классика, археолога, историка и этнографа Стефана Кировича Кузнецова. "Древняя история - Меря, Весь, Мурома. Русская историческая география". В настоящее время отечественной наукой накоплен значительный фонд источников по истории Северо-Восточной Руси. Каждый год выявляются все новые и новые археологические материалы. Однако многие проблемы истории Верхневолжского региона, в большинстве поставленные еще в прошлом столетии, остаются дискуссионными. Сложность и запутанность проблем этнической истории связаны с тем, что соответствующие письменные источники крайне скупы, а археологические комплексы далеко не всегда можно идентифицировать этнически. Подробнее - http://pajwa.ru/news/novaja_kniga_drevnjaja_istorija_merja_ves_muroma_russkaja_istoricheskaja_geografija/2013-05-16-6
  2. ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА MERJAN JELMA / МЕРЯНСКО-РУССКИЙ - РУССКО МЕРЯНСКИЙ СЛОВАРЬ Merjan Jelma - толковый, тематический, мерянский словарь, в котором с максимальной полнотой представлена мерянская лексика, содержащаяся в топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, мерянские слова из русских диалектов и арготических языков, употребляемые жителями Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей. Словарь этот не только синхронный, но и исторический, не только толково-переводный, но и энцикло- педический. Построен он по тематическому принципу (идеографический). Словарные статьи содержат обширный и разнообразный иллюстративный материал. В книге содержится 763 слова реконструированного мерянского языка. 100 мерянских дохристианских личных имен. (Из топонимики, региональных фамилий, русского средневекового ономастикона) 162 русские фамилии мерянского происхождения. (Региональные фамилии Костромы и Ярославля) Издательство Merja-press. Москва 2013. 100 стр. Иллюстрации, карты. Тираж 100 экземпляров. Мерянский словарь, как и любой, с одной стороны, будет справочником и источником материалов для любого профессионально меряниста, с другой, - сможет послужить отправной точкой для изучения истории своей малой родины каждому краеведу. Подробнее о книге можно узнать на сайте проекта http://www.merja.ru/
  3. Ученый РАН: "Исконно русское имеет зачастую финское происхождение" (видео) Лектор: доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадим Винцерович Трепавлов. - [Ключевский и Мавродин] убедительно доказали, что происходило, по большей части, мирное смешение пришлого [славяне] и коренного [финны] населения. Волны славян как бы перекатывались через финнов, оставляя рядом свои поселки. Конечно, тут неизбежно были смешанные браки, целые роды переходили на славянский - назовем его позднее русский - язык, и конечно, следы этого древнейшего населения остались навеки в русской культуре, да и не только в культуре. http://merjamaa.ru/news/svsvvv/2012-12-21-691
  4. Культ предков. Родительская суббота в Кострома кундем. Поминальный костер у андреевского камня следовика-чашечника В Родительскую субботу, московский актив "Metsa Kunnta" совместно с костромскими краеведами побывал на священных камнях в районе Сусанино и Островского в Кострома кундем, где почтили память предков и зажгли поминальные свечи. Мерянская традиционная религия - это народное православие, в котором переплелось язычество и христианство. Наше православие идёт не из интернета и политики, а от студеных источников родной Мерьямаа. Наших священных камней, множества старых обрядов, мерцания лампады у бабушки в глухой избе и её наивных и тёплых искренних молитв, уважения к покойным предкам, уважения к ритму природы и гармонии человеческой жизни на Земле, красоты бронзовых старообрядческих икон, сказок нашего народного святого Ефима Честнякова и Святых Отцов, общения с мудрыми сельскими священниками и деревенскими знающими. Продолжение - http://merjamaa.ru/news/kult_predkov_roditelskaja_subbota_v_kostroma_kundem/2012-11-08-660
  5. О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 2 Ель в рыболовных и охотничьих обрядах Связь ели с иным миром и миром духов леса определила ее место в охотничьей и гадательной магии. Н.А. Лаванен пишет, что в Карелии и Финляндии ель использовалась в качестве своеобразного жертвенного алтаря: охотник выбирал в лесу невысокую, густую ель, ветви которой смотрят вниз, в землю(23), на ветви клал ольховую щепку - это была столешница, и на этот алтарь-стол Тапио (Tapion kammen – ладонь Тапио) охотник приносил бескровную жертву - воду, пиво, вино, муку, колосья. Перед началом охоты у стола Тапио он обращался к духу с заговором: Наведи охотника на тот остров, На тот пригорок приведи, Где ели с цветущими вершинами, Осины со звенящими поясами(23). Продолжение - http://merjamaa.ru/news/o_chem_molchat_svjatye_eli_semantika_eli_i_kulturologicheskie_paralleli_v_russko_finnskoj_obrjadnosti_chast_2/2012-08-20-621
  6. Массированной славянской колонизации Ростовской земли не было Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов. Мнение сложилось после массовых археологических раскопок графа А.С. Уварова в середине XIX века, когда во Владимирской и Ярославской губерниях было исследовано около 7500 курганов. В дальнейшем материалы владимирских курганов привлекались при решении вопросов о появлении славян в Волго-Клязьминском междуречье и их взаимодействии с субстратным финским населением - мерей (так как мерянские украшения в этих курганах были достаточно многочисленны). Возникла гипотеза о массовой колонизации региона славянами из Новгорода в IX-X вв. (а то и раньше), господствовавшая почти весь ХХ в. Первые проблемы для этой идеи возникают в 1980-х гг., когда исследования В.А. Лапшина показали: самые первые и очень немногочисленные следы славян появляются лишь со второй четверти X в., а уверенно говорить о появлении в регионе славянского населения можно лишь в XI в. Одновременно выясняется, что курганы с сожжениями - т.е. курганы раннего периода (IX - перв. пол. Х вв.) в могильнике Тимерево содержат материалы скандинавского и финского (прибалтийского и поволжского) происхождения, но говорить о "славянском комплексе" в них трудно. А это - уникальный памятник для региона, других ранних курганов тут нет. Тогда же появились работы Е.А. Рябинина, показывающие отсутствие в Ярославском и Костромском Поволжье следов новгородских словен - сопок, ромбощитковых височных колец, каменных обкладок курганов. Гипотеза XIX века о словенах как колонизаторах региона в итоге отметается как безосновательная. Продолжение - http://merjamaa.ru/news/massirovannoj_slavjanskoj_kolonizacii_rostovskoj_zemli_ne_bylo/2012-08-14-620
  7. Страсти по Плёсскому камню… Или конец вечного покоя? на старом месте у дома на ул. Ленина Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой, современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое разрушение исторически-сложившегося образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу. Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным фактом сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы. http://merjamaa.ru/news/strasti_po_kamnju_ili_konec_vechnogo_pokoja/2012-07-19-607
  8. Добродомов И.Г. Из мерянского вклада в русское словопроизводство Сегодня использование языковых материалов для исторических разысканий относится к числу не очень популярных областей как исторической, так и лингвистической науки, ибо элементы риска здесь слишком велики и ошибки весьма вероятны. Валерий Петрович Яйленко в своем научном творчестве органически сочетает исторические и филологические методы обращения с материалом. В подражание юбиляру в данном этюде я постараюсь связать современные языковые данные с этнографией России. Недавно было обращено внимание на три наречия с первым компонентом впол-, получивших странное противопоставление по характеристике: «В системе словообразовательных метафор наречия занимают незначительное пространство... Тем не менее можно выделить две группы наречий, характеризующих: а) речемыслительный процесс: вполголоса. Не громко, не полным, пониженным голосом (говорить вполголоса); вполуха. Прост. Без достаточного внимания (слушать вполуха)... и б) степень проявления действия или состояния: ... вnолноги. Разг. Не в полную силу; слабее, чем можно было бы (учиться вполноги)>> [Козинец, с. 80]. Надо сразу же подчеркнуть, что в рассматриваемых образованиях нет ничего метафорического: здесь речь может идти о разновидности метонимии -синекдохе, где целое называется по части или часть по целому. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/dobrodomov_i_g_iz_merjanskogo_vklada_v_russkoe_slovoproizvodstvo_vpolglaza_vpolukha_vpolplecha/2012-06-14-581
  9. Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса. Холодная гора. Автор: Шубкин Сергей Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги. (рис.1) Топосъемка некрополя домонгольского Плёса. (по П.Н. Травкину) Холодная гора представляет собой мыс коренного правого берега между двумя открывающимися в долину реки оврагами. Границей площадки, занятой курганными насыпями, с запада и востока служат крутые склоны, а с юга - группы больших ям, оставшихся здесь, по некоторым данным, после забора глины для гончарных работ ещё в недавние времена. Непосредственно между ямами и курганными насыпями хорошо прослеживается серповидныой формы канава, идущая от одного оврага до другого. Канава имеет ширину 1,5 - 2 м и изогнута в противоположную от курганов сторону (рис.1). Читать далее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam_nekropol_merjanskogo_pljosa/2012-05-22-572
  10. Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1997. - 260 с. ISBN 5-288-01635-6 Монография подводит итоги многолетних исследований автора по проблеме славяно-русского освоения северных областей Восточной Европы и взаимодействия пришлого населения и аборигенных финно-угорских народов. В ней детально рассмотрены крупные регионы Древней Руси, население которых (летописные водь, ижора, весь, чудь заволочская, меря, мурома, мещера) подверглось полной или частичной ассимиляции. Читать далее - http://merjamaa.ru/news/rjabinin_e_a_finno_ugorskie_plemena_v_sostave_drevnej_rusi/2012-05-12-565
  11. Н. C. Трубецкой. Русский народ не является исключительно представителем славянства. Редакция Мерьямаа представляет вашему вниманию статью основателя русского евразийства — кн. Н.С. Трубецкого - филолога и лингвиста. Он принадлежал к аристократическому роду Трубецких, восходящему к литовскому князю Гедимину. Был сыном князя С. Н. Трубецкого (ректор Московского университета) и племянником князя Е. Н. Трубецкого, известных русских философов, брат писателя и мемуариста князя В. С. Трубецкого (Владимира Ветова). С 14-и лет посещал заседания Московского Этнографического общества; в 15 лет публиковал первые научные статьи о финно-угорском язычестве. Изучение фольклора сопровождалось и знакомством с соответствующими языками. В 1920 году эмигрировал в Болгарию; преподавал в Софийском университете. В 1920-1930-х гг. преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 1920-х — начале 1930-х разработал фонологическую теорию. Был непримиримым противником коммунизма и национал-социализма. Умер в 1938 году в объединившейся с Германией Австрии. Читать далее - http://merjamaa.ru/news/n_c_trubeckoj_russkij_narod_ne_javljaetsja_iskljuchitelno_predstavitelem_slavjanstva/2012-04-18-547
  12. Меряно-крывицкая коллекция Кимрского исторического музея "Этническая история всегда сложна и узловата. Не вернуть того, что было 1000 лет назад. Не вернуть и того, что оставалось 400 лет назад. Теперь и в бывших мерьских станах мало кто вспомнит, что он - потомок меря. Так бы всё может и кануло... Но парадокс в том, что маргинализация мегаполисов всё равно опережает забывчивость глубинки. И что-то остаётся, что утрачено в столицах, но что сохранили стоящие у корней. И, как выясняется, потомки меря (и вместе с ними кривов) оказались сравнительно памятливее многих других." Мы современные меря и кривичи не отделяем себя от русского народа. Мы даём возможность остальным вспомнить часть своей родной истории (ведь 50-70% жителей Верхневолжья ниже по течению от Кимр - потомки меря, а выше по течению Волги - потомки кривичей. Тем самым - мы идём в авангарде этно-культурного Ренессанса нашего народа. Держитесь своих Корней друзья! http://merjamaa.ru/news/merjano_kryvickaja_kollekcija_kimrskogo_istoricheskogo_muzeja/2012-04-16-546?ljN5TI
  13. Мурома и Муромская земля. История и топонимика. Представляем вашему вниманию отрывок из книги Стефана Кировича Кузнецова ( 30.07.1854 - 13.08.1913 ) - русского классика, археолога и этнографа, родившегося 30 июля 1854 в крестьянской семье в Ильинской слободе, Малмыжского уезда, Вятской губернии, профессора-доцента Казанского университета, преподователя Московского археологического института. Казалось бы, о муроме можно очень много говорить, по­тому что г. Муром, наряду с Новгородом, Киевом, Росто­вом, Суздалем, принадлежит к числу древнейших городов Русской земли и далеко старше Москвы; но беда в том, что летописи дают нам одно лишь название города Мурома; мы решительно ничего не знаем ни о пространстве Муромской земли, ни о том, велико ли было её население, хотя уже в 864 г. Муромский район, Чаадаевское городище. Муром подчиняется Рюрику, который ставит там свое­го правителя. Решая вопрос о происхождении имени самого города и племени муромы, мудрствовали различно при объяснении этого племенного названия. Так, Повесть о водворении хрис­тианства в Муроме говорит: «создание града им стены каменны и мрамарны, и оттого нарицается Муром»; Энцикло­педический Лексикон Брокгауза и Эфрона переводит слово мурома по-русски «люди на суше», благоразумно умалчивая, из какого именно финского языка происходит это слово. Реконструкция женского костюма народа мурома. Автор: Наталья Герасимова. Уфа. Слово мурома всего проще производить или от мерянско-черемисского глагола мурам — «пою», от которого страдатель­ное причастие наст, врем, муромо будет значит по-русски «вое­певаемое, поемое», то что поется, т.е. песня; более распрост­ранительное толкование, сообразно с духом языка, дает воз­можность перевести это слово, как «место пения» или «место веселия». На эрзянском наречии мордовского языка слово морамо значит «пение», а также музыкальный инструмент вроде гуслей, от глагола морамс — «петь, играть». Что касается эти­мологии Энциклопедического Лексикона, то она несостоя­тельна уже потому, что в чисто финском языке (suomi) нет слова muro или mur, в значении «человек», хотя шаа и значить «земля», стало быть, автор заметки словаря для объяснения слова мурома взял вотско-зырянское слово мурт — «человек» и финское слово шаа — «земля»; одно непонятно, каким обра­зом из фантастического и лингвистически недопустимого murtmaa получилось «мурома»? Точно также непонятно, ка­ким образом мурома можно переводить «человек на суше», когда это должно значить по-русски — «человеческая земля». Далее читать здесь - http://merjamaa.ru/news/muroma_i_muromskaja_zemlja/2012-04-10-541
  14. Потаенная меря. Мерянские фамилии поселка Борисоглебский. Ономастика и антропология. В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов и Нерехта, а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 19 километров к северо-западу от Ростова, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей поселка Борисоглебский. При переводе были использованы современные языки финской группы. Перечень фамилий современных борисоглебцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников. http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merja_merjanskie_familii_poselka_borisoglebskij_onomastika_i_antropologija/2012-04-02-529
  15. Мерянская коллекция Дмитровского исторического музея В эпоху раннего железа на территории Дмитровского района Московской области проживали люди народа меря. Народ Меря относился к финно-угорским народам с незапамятных времен занимавшим все огромное пространство севера Европейской России от Уральских гор до Балтийского моря и от Белого моря до бассейна Оки и верховьев Дона. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/merjanskaja_kollekcija_dmitrovskogo_istoricheskogo_muzeja/2012-03-26-522