Quarc

Пользователи
  • Число публикаций

    62
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Days Won

    1

Quarc last won the day on 4 Сентября 2016

Quarc had the most liked content!

Репутация

11 Хороший

О Quarc

  • Звание
    Пользователь

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Кызыл
  • Интересы
    Прикладное программирование, История тюркских народов и их языков

Старые поля

  • Страна
    Tyva
  • Адрес:
    Тыва, Кызыл

Недавние посетители профиля

3 064 просмотра профиля
  1. Большая часть тувинцев считают: ымыраа — муха, сээк — комары и подобная им мелочь, другие: сээк — муха, ымыраа — комары и подобная им мелочь. Эта ситуация уже стала анекдотичной, т.к. литературный язык основан на центральном диалекте, на котором правильной считается второй вариант
  2. Тема конечно жуть, но описание знакомое, у тувинцев такой камень называется «чат» или «чат-даш». Только на нем вроде бы нет надписей, и он не в единственном экземпляре, а был у каждого сильного шамана.
  3. Подобные выводы позволяют усомниться в наличии адекватности, равно как и попытаться вникнуть в вопрос, проще ляпнуть что-либо, а думать это не барское дело, да и тяжко оно. К выводам: 1. Самодийцы точно жили на территории Тывы (насчет тунгусов не знаю), и их потомками могут быть Чооду {Ак, Кара (Бараан)}, Маады (?), Ховалыг {Биче, Улуг} (?), Хаасут, Хойук {Кара, Хаа, Доңгак}. Монгольского происхождения (возможно) рода Дөрбет и Өөлет. Тюркского происхождения: род Кол связан с уйгурским родом Кулин, ныне присутствующим среди сарыг-югуров (и возможно среди уйгуров Туркестана); род Байкара связан с уйгурским родом Пай; Түлүш {Адыг, Улуг} родственные алтайским Төлөс, потомки теле (динлин); род Күжүгет происходит от племени асов (точнее их подразделения — малых асов); Монгуш — древнекыргызского происхождения; Куулар — көк-тюркского происхождения; Сарыглар и Ондар — древнеуйгурского происхождения (Ондаров до конца 19 - начала 20 вв. называли Ондар-Уйгур); нелюбимые Чингисханом Туматы, также древнетюркского корня; Иргиты {Адай, Улуг, Коңгуту}; Кыргыс (происхождение очевидно); Соян {Ак, Кызыл, Кашка, Чолдак, Сарыг, Кезек, Кара {Кара-Сал, Кара-Төш}, Көк, Балыкчы} (потомки тюркского племени сеяньто по мнению Вайнштейна, Пулибланка, Радлова, Потанина Г.Н., Дулова В.И.); Долаан — родственные уйгурскому роду Долан. Ооржак, Салчак и Чаг туда же. Особняком стоят рода Шалык (мешаные, смешанные) и Сартыыл (потомки переселенцев из Средней Азии). Из перечисленного списка, даже просто по числу родов, без учета их численности, видно происхождение большинства тувинцев (тем более, что само имя Дубо принадлежит тюркам). Урянхай — слово не имеет отношения к этничности, монголы так называли всех без исключения лесных жителей, как монголов, так и тюрков. 2. см. п. 1. 3. Количество монголизмов в тувинском языке оценивается как ≈2200 слов (вероятно сюда же входят и общие тюрко-монгольские слова). Для оценки, например, возьмем русско-тувинский словарь под редакцией Монгуша Д.А., содержащий ≈32000 словарных статей, откуда получаем максимальное содержание монголизмов ≈7%. К памятке: 1. Көк-тюрки не были самодийцами и эвенами, это очевидно, но с чего вы взяли, что их откуда-то привезли, тем более в качестве рабов? Көк-тюрки были данниками жужаней и платили дань оружием, латами и прочими полезными в хозяйстве вещами из металла, какой человек в здравом рассудке позволит рабу изготавливать оружие? 2. Кто говорит о 100%? И кем они отуреченные, если они и есть одни из древнейших тюрков (2 в до н.э.)? И если они принадлежали индо-европейской общности языков, то какие следы оного остались в совр. кыргызском и уйгурском языках (надеюсь, вы не путаете языковую и расовую принадлежности)? Если же путаница имеет место быть, то советую поискать изображения балбалов периода тюркских каганатов, они все монголоидные. Вот кыргысы да, судя по описаниям были заметно европеиднее соседей. Частота встречаемости европеидных черт внешности в Тыве убывает от востока к западу, в то время как ваша пресловутая R1 делает то же самое в противоположном направлении, что ставит под сомнение связь внешности и данной конкретной гаплогруппы. На правах юмора: некоторая европеидность на западе часто встречается в детском возрасте, что навевает мысли о законе Геккеля, повторении развития от менее совершенных форм вида, к окончательной, на текущий момент, форме в развитии отдельного организма 3. Комментировать не буду, воля ваша. К постскриптуму: Рад, что разделен от вашего высокомерия, всезнайства и апломба неизвестным расстоянием. Бөдүүн кижи силер-биле чаңгыс өрээлге турарындан безин ческинер боор оң (попросите кого-нибудь перевести, не хватает знания русского, чтобы адекватно перевести).
  4. Еще возможно от древнетюркского «бүр»/«бөр» — «стягивать», когда я бывал в Кызыл-Хая (Мөген-Бүрен), мне она показалась как в мешке из гор. На правах фолк.-лингв.: «Бүр» → «бүрген» (стянутый, стиснутый, окруженный) → «бүрен».
  5. В современном уйгурском мышь — чашкан, в древнетюркском — келегү (вроде бы).
  6. Строго говоря, обращаться к древним тюркам не нужно, в современном тувинском языке: 4 варианта звука «Г», по 2 варианта «Б», «Д», «З», «И», «К», «Х»; итого 33 звука, не считая ненужных в нашем языке звуков «Ц» и «Ф», а также не учитывая, что звуки «П», «С», «Т», «Ш» в начале слова звучат иначе чем в середине или конце. Язык невероятно уродуется современной кириллицей, на мой взгляд. Точнее можно узнать здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLFCXIQiy35vVb0tlVmOnO2f4_4eo9ZH0M
  7. Небольшая поправочка: наверное, должно быть — «дээктелип ушкан», от «дээк». Как я заметил, большинство употребляют «аңдарылган»/«аңдарлы берген» вместо «ушкан» ( к обеднению языка). Так же заметил, почти все употребляют «свет» вместо «электири»/«сайгылгаан» в значении «электричество», хотя тут наверное, дело в том, что «свет» формально соответствует нашей фонетике и оно односложное, т.е. его легче произнести чем литературные варианты. PS: вспомнил, недавно в автобусе услышал слово «турлаг», в контексте общественного транспорта сразу было понятно, что имеется ввиду «остановка». Не знаю существует ли это слово в словаре или это новообразованное слово.
  8. На мой взгляд «Чыргакы» имеет то же происхождение/значение, что и «Ергаки» («Йергаки»), просто одно слово в «ч-» варианте, другое в «й-» варианте.
  9. Я про это — «псевдо-муслимо-тюрко-братстве».
  10. Последние 800 лет, и это тоже очень важная часть нашей истории, но НЕЛЬЗЯ ее рассматривать в ущерб остальной истории и в ущерб нашему происхождению. И да, я категорически против ислама в Тыве.
  11. Почему бы и нет. Мн. ч. само собой напрашивается.
  12. Как пример: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003465444#?page=21, https://www.monographies.ru/en/book/section?id=6682 (в конце), http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2012_3_29.pdf (последняя страница), https://books.google.nl/books?id=CPT7AgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (примеры, на стр. 51).
  13. -д/-т в древнетюркском наряду с -лар (с вариациями), так же как и в монгольских языках обозначал множественное число. Если принять предположение Татаринцева, то можно предположить, что Чооду могло означать — «ближние», «близкие».
  14. Значит мало тувинцев видел. Достаточно пройтись полчаса по центру Кызыла в 12-14 часов, чтобы увидеть самые различные варианты наших физиономий. Да и среди казахов, кыргызов, башкиров есть много азиатских лиц. А что до современных ассоциаций с тюрками, то это следствие ассимиляции завоеванных и подчиненных народов, которые к тюркам ранее отношения не имели (те же персы в Узбекистане; греки, армяне и хз кто еще в Турции и т.д.).
  15. Чак — 1. может быть, уменьшительно-ласкательная частица (маловероятно наверное); 2. может быть, указание на связь с саками (сак → чак, м.б. то же самое и у ооржак, кыпчак (?)).