Hoshun

Пользователи
  • Content count

    77
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

0 Обычный

About Hoshun

  • Rank
    Пользователь

Recent Profile Visitors

The recent visitors block is disabled and is not being shown to other users.

  1. Я больше не намерен отвечать и вообще писать в этот форум, потому что единственный раз попросил админов удалить пару моих постов, которые мне испортили недруги когда я забыл выйти из форума.
  2. Есть оток БАТУНАЙ в составе хори. Слово батунай (или батанай, также одинаково - батлай) русские в 1640-х произносили почему-то "батулинцы", причем обязательно в паре - корильцы и батулинцы (порознь не использовали), а в 1660-х их же называли уже "БАТУ-Р-ИНЦЫ". Т.е. есть два названия в Якутии - баатылы / боотулу, в Бурятии - батунай / батулай. Ту и другую группы русские называли по-своему - батулинцы, однако, ученые полагают, что тут не более чем перенос русского названия якутского племени на бурятское, отсюда и случайное совпадение. Дело в том, что именно те русские, которые столкнулись с хори-батунай, именно они и прибыли из Якутска в 1640-х. И перенесли созвучное название на бурятов.
  3. И еще. Насчет преданий об угнетении хамниганами. Тут есть один момент, который раньше путал исследователей. Дело в том, что хоринцы хамниганами называли еще и гиоро-маньжуров. Известно ведь, что термин маньчжур появился только после ухода предков нынешних хори из Ёго-орон. А до того, хоринцы их и звали хамниганами
  4. Хамниганы враждовать с монголами стали после того, как русские из них, из хамниган сделали свои иррегулярные войска. Т.е. это случилось уже в конце 17 - начале 18 в. Про то, что голландцы оценивали по качеству одного хмнигана за 10 халха-монголов - это я тоже читал. В общем, верю. Ононские хамниганы действительно исключительно воинственный этнос, сочетающий тунгусские и монгольские военные черты. Цыдендамбаев писал так, как мог писать в те годы, когда праздновали 300-летие "добровольного вхождения Бурятии в состав России". При том, что у него вообще не было в ту пору данных об истории миграции хори из Маньчжурии. Он полагал, что хоринцы пришли не то из Тумэта не то из Хулун-Буира. Отсюда и пошла ошибочная теория о "жестоких монголах" угнетавших хори и о чудесном спасении бурятов при помощи русского царя. Любая другая версия этого этапа истории в те годы означала политический демарш, чреватый обвинениями в покушении на "славную дату" (в смысле это паскудная ложь о добровльном вхождении и т.д.). Даже таких монстров как Окладников в ту пору за это чуть не смешали с грязью, а ведь это была велична поболее Цыдендамбаева, причем он русский, и то чуть не попал в списки бурятских националистов :-)
  5. В то же время с Башираком согласиться тоже не могу. Он пишет о знании родоплеменной принадлежности, а я писал о знании конкретных родословных. Это совсем разные вещи. Род и племя в Халхе в основном знают, по крайней мере - в северных и центральных аймаках, где мне доводилось бывать.
  6. В общем я имел в виду, что напрасно некоторые господа из Халхи делают из нас какой-то вымирающий вид. Это не так. Чему подтверждением может служить даже национальность (наполовину) нынешнего президента Монголии.
  7. Да это же известно уже всем. Хоринцы-солонгуты проиграли гиоро-маньжурам в "Солангии", как вы называете, но дали отпор на земле предков - в Бурятии. А по поводу улятов, так тут и вовсе, непонятен даже вопрос, как он мог возникнуть? Хамниганы ведь не сами по себе воевали, а были частью крупного халхаского улуса цэцэн-хана. Первая волна хоринцев в 1595 проиграла цэцэну, в силу слишком неравных размеров (ведь в 1594 вернулось в Бурятию менее 5-6 тысяч ч-к, притом ослабленных во время восстания и отступления из Ёго-орон). Но когда в 1613 году подтянулась вторая волна во главе с Бабжа Барасом, ситуация поменялась ровно наоборот. Хамниганы были разбиты, крупнейшие из их племен - баяханы почти уничтожено полностью, цэцэн-хан не смог ничего поделать, более того, он с трудом удержал границу по Хэнтэю. Хоринцы своими набегами терзали весь его север, вплоть до Керулена, и много позднее, при проведении границы с Цинской империей, требовали именно границы по Керулену. Однако русские не поддержали нас, и пришлось ограничиться рубежом по Хэнтэю. Теперь про поход на Лену. Он был осуществлен тогда же, в 1594-95 году частью первой волны. Т.е. задолго до того, как на Лену пришли русские. Эта группа кроме Лены, заселила Куду и Ольхон на западе, а на востоке - Баргузин, Кударинскую степь, Долину Уды и восточные селенгинские притоки, т.е. северную часть владений тушэту-ханов.
  8. Мы - буряты, по крайней мере восточные в значительной своей части помним свои родословные до середины 17 века, а некоторые - значительно раньше. Почти все взрослые буряты знают свой род, племя, традиционные обряды. В Халха-Монголии я почти не встречал людей, которые знают даже прапрадеда, не то что родословную. Хотя, коненчо, я поверхностно знаком с халхаской культурой, может быть мне просто не попались нужные люди. Однако ведь я не делаю таких выводов и не распространяю на весь народ, я только говорю про личный опыт и все.
  9. Ну по крайней мере насчет сегодня ив всегда уж точно не совсем точно В Южной Монголии до маньчжурского завоевания существовал феодальный удел найманов, при цинах это был аймак, после 1911 года как отдельной адм.-терр. единицы их конечно нет, но население осталось, и это население монголоязычно.
  10. Буряты уничтожили по меньшей мере три русских острога - Братский, Осинский и Шилкинский. В основном, все три были взяты путем правильной осады. Верхоленский острог был спасен отрядом из Усть-Кутского острога, ударившишм в тыл осаждающим бурятам. Эти факты, конечно, не доказывают наличия у бурятов огнестрельного оружия. Но, по крайней мере, хоринская группировка знакома с ним была до русских, еще в период набегов на Корею в 1580-90-х годах, когда хори еще имели обширные владения в Маньчжурии
  11. Безусловно! Тысячу раз да. Вне зависимости от происхождения лексемы жаса-, термин жасагул образован на монгольской почве посредством типично монгольского суффикса -гул. Еще более очевидным тот же путь выглядит для карагул, причем здесь и корневая лексема явно монгольская же.