БiрАтан

Пользователи
  • Число публикаций

    768
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

0 Обычный

3 подписчика

О БiрАтан

  • Звание
    Старожил форума
  • День рождения 21.09.1968

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Алматы, Казахстан

Старые поля

  • Страна
    Казахстан
  • Адрес:
    Казахстан Алма-Ата
  1. уакский род небольшой, но славный такими именами как Кокше (Кокча-багатырь русских летописей и Кокче из эпоса "40 ногайских богатырей") и Баян (самый смелый и недисциплинированный батыр казахско-жунгарских войн - признано Абылайханом )... подозреваю, доказать не могу, но привожу как версию... что Кокчетав - от Кокше-батыра... - гора Кокше... Кокше-Тау
  2. великий человечище... безусловно... он думал о тюрках, а не только о казахах... алфавит и принципы лингвистики, им разработанные, взял на вооружение Мустафа Кемаль (Ататюрк) и применил в "новой Туркии"... а мы - неблагодарные потомки... об этом забыли... надо... надо... переходить на латиницу. переходить на упрощённый вариант казахского языка (по принципу Туркии 20х годов и Японии 40-50х годов.... ) неужели нам надо, чтобы нас "унизили" как турок и японцев? неужели тюркилер не могут сами организоваться (без внешнего "пинка")? неужели только после "этого" мы "возьмёмся за ум"? прочитайте ЕГО (Ахмета Байтурсынова)... многие вещи и ситуации станут понятней, в т.ч. и ИДИОТСКИЙ кыргызо-узбекский конфликт... так же и "зреющий" татаро-башкирский.... ну, братья-тюрки, хватит уже "наступать на свои полы (халата-чапана)".... глупо....
  3. великий человечище... безусловно... он думал о тюрках, а не только о казахах... алфавит и принципы лингвистики, им разработанные, взял на вооружение Мустафа Кемаль (Ататюрк) и применил в "новой Туркии"... а мы - неблагодарные потомки... об этом забыли... надо... надо... переходить на латиницу. переходить на упрощённый вариант казахского языка (по принципу Туркии 20х годов и Японии 40-50х годов.... ) неужели нам надо, чтобы нас "унизили" как турок и японцев? неужели тюркилер не могут сами организоваться (без внешнего "пинка")? неужели только после "этого" мы "возьмёмся за ум"? прочитайте ЕГО (Ахмета Байтурсынова)... многие вещи и ситуации станут понятней, в т.ч. и ИДИОТСКИЙ кыргызо-узбекский конфликт... так же и "зреющий" татаро-башкирский.... ну, братья-тюрки, хватит уже "наступать на свои полы (халата-чапана)".... глупо....
  4. Карасай - обычный барымтач (таких сотни у каждого руы)... ну уж с Кабанбаем или Есетом или Жаныбеком - его современниками ... ну ни в какое сравнение не идёт... ну нет среди шапырашты "не надутых".... хоть убейся... печально (Жамбыла не приводите ... буду смеяться), но факт...
  5. Реке, Туған күнің құтты болсын!
  6. в Кокшетау... уаки молодцы! (ну мы жеж на орысском сайте)
  7. ну данное мнение "немного" преувеличено... но, безусловно, кыргызы нас вдохновляют!!! чего стоит антибакиевский "всплеск"-порыв.... только вот, к сожалению, самим кыргызам от этого всё хуже и хуже... пора бы уж всех байкешек-агашек выгнать "взашей" и объединиться как минимум - казахам, кыргызам, узбекам и туркменам... на равноправной конфедеративной основе... со столицей в г. Туркестан... или Ташкент...
  8. «Фильм "Келин" получил гран-при кинофестиваля в Монако» Дата: 14.05.2010 в 14:50 · Фильм "Келин" казахстанского кинорежиссера Ермека Турсунова отмечен гран-при пятого ежегодного международного кинофестиваля в Монако. Об этом сообщается на официальном сайте Monaco charity Film Festival. Кинофестиваль прошел с 5 по 11 мая. Картина-притча "Келин" победила в номинации "лучший игровой фильм". В этой категории также были представлены лента "Джон Рабе" (John Rabe) немецкого режиссера Флориана Галленбергена, совместный проект России, США и Монголии - "Тайна Чингис-Хана" режиссера Андрея Борисова. Также конкуренцию казахстанскому фильму составили комедия "Все случится до того, как ты умрешь" Дана Финкеля (США), драма "Бог живет в Гималаях" Санджая Сриниваса (Индия), комедия "Раздел имущества" с Дэнни Де Вито в главной роли (режиссер Сэм Харпер, США), военная драма "Ленинград" Александра Буравского (Россия) и другие. Помимо игровых фильмов на фестивале в Монако были представлены номинации "лучший документальный фильм" и "лучший короткометражный фильм". По замыслу авторов, картина "Келин" является легендой о доисторических временах, когда еще не было цивилизованной нравственности, и все поступки человека определялись законами выживания. Особенность фильма заключается в том, что герои на протяжении всей картины не произносят ни одного слова. Напомним, эротические сцены в ленте вызвали недовольство казахстанских депутатов. Однако этот факт не помешал картине попасть в лонг-лист премии "Оскар 2010".
  9. прошу модераторов-администаторов "умерить пыл" стас-а.... потому как этот вьюнош злоупотребляет модерированием... ему можно только посочувствовать... видимо замёрз... но ведь холод не является оправданием глупости... не так ли?
  10. оралман - на мой взгляд, термин унизительный... у меня есть друг-аргентинец, итальянского происхождения... так он тоже "потеет" от термина "ориунди"... думаю, что нам (казактар) надо избавляться от понятия "оралман", тем пче, что наши родичи живут на земле наших же предков... что в Узбекистане, что в Китае, что в Монголии, что в России... Амантай ДАНДЫГУЛОВ, главный редактор «Новой» — Казахстан» 06.05.2010 г. Оралманы: пасынки Родины, пасынки Истории или пасынки Времени? http://novgaz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=743&Itemid=1
  11. сразу извинюсь за сумбур... но ведь и я не Лев Толстой :wink: Итак, вкратце изложу события (за основу беру книгу К. Абуева «Кокшетау», 1997), хотя можно привести целую «гору» ссылок лишь погуглив «казахско-ойратские войны» либо «ақтабан шұбырынды»... Хронологически считается, что эта война началась в 1520 году и с перерывами велась до 1757 года. В целом первая половина 18 века и называется «ақтабан шұбырынды» - «годы великого бедствия». Ч. Валиханов: «Первое десятилетие XVIII века было утерянным временем в жизни киргизского (казахского) народа. Джунгары, калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов (казахов) целыми семействами»… Однако особую опасность среди перечисленных представляла Джунгария, которая усилилась при контайши Цеван Рабтане (1697-1727). По некоторым источникам количественно жонгар было около 1 млн. (дажеж меньше), а казактар более 3-х млн. помимо того жонгарам сопротивлялись и кыргызы, и каракалпаки, и таранчи (уйгуры), и сибирские татары… Потому как было превосходство жонгар в военно-техническом отношении. И.Унковский: «в 1722 году в Джунгарии работали заводы по выплавке железной руды и цветных металлов, численность (регулярных) войск достигала 60 тысяч, а военное время могла доходить до 100 тыс. На вооружении 3 тысячи походных, 50 тяжёлых пушек и 30 мортир. Обслуживание артиллерии проводилось самостоятельно (калмыцкими специалистами)»… Казактар же обычно собирали жасак (ополчение) и то на период походов, как правило, в связи с нашествиями. Пока были более-менее сильные и авторитетные ханы Тауекел и Тауке – всё было, опять-таки, более-менее нормально. Где-то выигрывали, а где-то проигрывали… но резня была постоянной. Во время правления Тауке (его избрали ханом в 1680 году) Казахское ханство имело самую большую территорию (больше чем даже сейчас) Л.А.Словохотов: «Образно говоря, золотой век, о котором упоминают киргизы (казахи) – время царствования Тауке. Умный, энергичный, Тауке хан должен стать в «летописях киргизских» наряду с Солоном или Ликургом. В степи водворилась редкая тишина, народ отдыхал от кровавых дней былых»… мало того именно при Тауке, как писал М. Тынышпаев в книге «Великие бедствия» - «во времена Тауке хана казахи разделили калмыков надвое с юга на север, торгауты оказались отрезанными от главной массы – восточных калмыков, т.е. джунгаров». В 1718 году умер Тауке. Вместо него «основным» ханом (а было ещё куча всяких ханчиков-султанчиков, начался раздрай, как при распаде Улуса Жоши – Алтын Орды) стал слабовольный Болат. Можно сказать, что Казахское ханство распалось. И в 1723 году – итогом явилась Трагедия… Кстати орысы активно в это время начали строительство «сибирских городов»… Пётр 1 продавал оружие жонгарам… а далее началась резня… причём со всех сторон… можно ещё погуглить Абылайхан - Аблайхан... Западные «монголы» можно сказать пропали как народ… лишь сохранились на Волге (калмаки) и то в качестве орыских карателей… Китай полностью завоевал в 1758 г. Джунгарию и Восточный Туркестан. Сто с лишним лет длилось господство маньчжурского дома в Синьцзяне ("Новой границе, территории"), как были названы завоеванные земли, после чего оно пало в результате вспыхнувших в Джунгарии и Кашгарии восстаний уйгуров и дунган, образования Якуб-беком в 1867 г. государства Йэттишаар, а также внутреннего и внешнеполитического ослабления Цинской империи. кстати, нашёл любопытные «наблюдаловки» в книге «Судьбы Синьцзяня»: Известный французский китае- и монголовед Абель-Ремюза считал, что маньчжуры боролись с жителями Восточного Туркестана не из-за третьего государства - Халхи (Северная Монголия), в частности, имеются в виду времена императора Канси (Сюань Е, 1662-1722 гг. пр.), захватившего Халху в 1691 и начавшего завоевание Джунгарского ханства, - а, напротив, непосредственная угроза нападения соседей-кочевников на Китай вызывала ответно-превентивные меры цинского правительства (521, р. 176-182). Здесь же автор находит и новый подход к решению вопроса, указав, что частные междоусобные войны, ослаблявшие правителей и народ Восточного Туркестана, давая маньчжурским военачальникам возможность надеяться на сравнительную легкость приобретения новых территорий в соответствии с упоминавшейся уже концепцией "и и чжи и". Автор подходит к выводу о том, что Цины могли добиться завоеванием Джунгарского ханства и Восточного Туркестана (1755-1759 гг.) двух результатов: уничтожали бурно кипящий котел межэтнических и политических противоречий жителей Западного края, т.к. оттуда периодически метастазировали наиболее активные и сильные отряды и покушались уже на собственную китайскую территорию (например, Галдан) и, воспользовавшись, таким образом, объективно неизбежным ослаблением региона, присоединить его к своим владениям. Автор, однако, не отвечает на вопрос о том, что дало бы это приобретение маньчжурам, равно как и обходит молчанием внутрикитайские мотивы экспансии. Почти аналогично обосновывает стремление Цяньлуна завоевать Восточный Туркестан французский миссионер XVIII века Амио: причину автор усматривает в "непокорности" ходжей, управлявших страной и в их помощи джунгарскому Амурсане, восставшему против Цинов в 1755 г.; вдобавок ходжи "часто устраивали китайским войскам ловушки, их которых не всегда можно было выбраться" (522, р. 236). Таким образом, мотивы завоевания страны выводятся здесь из необходимости покарать "чтоб неповадно было". Такого объяснения, несомненно, недостаточно. Прочно держался в фарватере официальных цинских трактовок немецкий автор большого компилятивного труда К. Риттер, еще в прошлом веке переведенный русским ученым В.В. Григорьевым (175; 342-344). В его интерпретации Китай выступал в регионе как своего рода беззаветный защитник "всех пострадавших от рук западных монголов (ойратов)". Так, он пишет: "Тибетцы просили императора Китая о помощи и не напрасно. Войска его в 1720 г. уже снова очистили страну от Джунгарских и калмыцких орд (известных там под названием Согбо) и Хласса (Лхаса - Д.Д.) с тех пор осталась под покровительством Китая" (343, с. 154). Однако, - указывает Риттер, - сила "куньтадши" (Цэван-Рабдан 1697-1727 - Д.Д.), изгнанного с Тибета, была еще очень велика ни Или, откуда он "занял войском весь Сичань (все татарские /?/ земли между Китаем и Россией) и войска Канси в 1722 г. ничего не могли сделать". Таким образом, получается, что защитник обиженных - Канси решил продолжить защищать угнетенных тибетцев уже и на исконной территории самих ойратов - в Илийском крае, и даже дальше, где никто уже не просил о помощи. Далее текст говорит за себя: "...вскоре после того Куньтайдши был умерщвлен собственным сыном, старшим князем Галдан-Цэрэном (1697 г. - Д.Д.), вслед за тем в 1722 г. умер император Канси, а его миролюбивый преемник (Юнчжэн, планировавший в перспективе уничтожить Джунгарское ханство - Д.Д.) ограничился охранением своих непосредственных границ, не вмешиваясь в политические отношения окружающих их издали кочевых народов. В этот промежуток времени возросло снова могущество разных элютских князей, и в конце жизни императора открылись между ними междоусобия и бунты. Император Цяньлун не захотел остаться равнодушным зрителем подобных смут, происходивших в соседних ему государствах. Несколько раз нападали элюты (ойраты - Д.Д.) на китайские пограничные кордоны и укрепления, вырезали гарнизоны и грабили императорские конные заводы Гоби вне Великой стены (343, с. 154). Судьба Синьцзяна http://www.turklib.ru/uploads/files/defaul...dbasinsyana.txt и ещё немного из Аристова
  12. ну и керейские я тоже увидел вот в продолжение темы... В крымской исторической ойконимии представлены такие распространенные в тюрко-монгольской этнонимии гено- и этнонимы: абаклы (рис. 4), алач (рис. 5), аргин, ас (рис. 6), ачамайлы (рис. 7), бодрак (рис. 8), буйтень, бурлак, даир, джайтамгалы (джай-тамга изображает лук – рис. 9), джалаир (рис. 10), дулат, дюрмен (рис. 11), иргаклы (рис. 1, 12), ишунь ~ уйшунь (рис. 13), канлы (рис. 14), катаган (рис. 15), кенегез (рис. 16), кереит (рис. 17), керлеут, кипчак (рис. 18), киргиз, кырк (рис. 19), китай (рис. 20), кият, кирей (рис. 21), конрат (рис. 22), мангит (рис. 23), меркит, мин, месит, найман (рис. 24), сиджеут (рис. 25), тама (рис. 17), токсаба, туркмен (рис. 26), унгут, чюют, яшлав и многие другие (см. [Списки населенных мест]). ... вот уж что совсем близко...
  13. ну и да ладны... Кайреке (Асеке), в Куране есть одна фраза, которая очень мне нравится "Будь справедлив к тому, что ты произносишь"... вот ради истины... жунгары и прочие халхи... как к ним не относится - но всё жеж - наши братья - номады... 2-ши... наша (казахская) "победа" над жунгарами - оказалась победой "пирровой".... потому как выиграли (с исторической точки зрения) орысы (русские) и ханьцы (шуршуты-китайцы)... а вот мы на сём форуме друг-с-другом "собачимся"... только на радость КаГэБэ-шникам и прочим вышеприведённым... короче... завязывай... всё жеж "по-керейски" надыть всех "принять и обогреть"... а кто не хочет - "зарезать"...
  14. "нет принуждения в религии"... это из Куран"а а "тенгрианцам" стоит задуматься о том, "кто они и откуда"... и самое главное - "ЗАЧЕМ?"...
  15. нам (всем тюркам, а не только казахам и башкирам) необходимо "умножать и прибавлять" (есть такие математические действия), а не "делить и вычитать" (тожеж действия математические)... вот тогда... всё будет жаксы-яхшы (хорошо, замечательно)... в конце концов, тюрки - самый разделённый народ (это нам необходимо понять и принять)... причём разделённый искусствено... ежели Вы - башкурт... почитайте Заки Валиди...хотя его надо читать всем - казактар (казахам) в первую очередь...