Рустам-1

Пользователи
  • Публикации

    33
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Обычный

О Рустам-1

  • Звание
    Пользователь

Старые поля

  • Страна
    Узбекистан

Посетители профиля

3 796 просмотров профиля
  1. В персидском, таджикском, дари есть много форм конструкций с определением: и Руз-и Нав, и НавРуз. Смотрите любой учебник персидского, таджикского, дари языков. Ещё огромные массивы примеров: Бахор-и Нав, НавБахор, Кух-и Сапед, СапедКух, Шахр-и Нав, НавШахр, Када-и Оташ, ОташКада, Чашм-и Сиёх, СиёхЧашм, Шох-и Шохон, ШохонШох и т. д. В Авестийском языке тоже основная форма -- определение впереди определяемого: МAZDA- AHURA- 'Мудрейший Жизнетворец', и вполне используются в текстах формы АHURA- YA- MAZDA- 'Жизнетворец, Который Мудрейший'. Сам же НавРуз, как доказано в огромнейшей исторической и этнографической литературе, является древнейшим общеиндоевропейскоим праздником, до недавнего времени он отмечался в качестве главного народного праздника во всей Европе, а сейчас сохраняется у христиан под видом пасхи. Например: АН СССР. Институт Этнографии им. Миклухо-Маклая. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. Изд-во Наука, М., 1983. 224 страницы. В этой книге чётко доказана тождественность иранского Навруза и его ритуалов с праздниками весеннего равноденствия и их ритуалов в Европе до сего дня, особенно на странице 80. и океаны других академических книг.
  2. Здесь спрашивали о парфянских текстах. О тысячах из них написано в книге [АН СССР. Институт Языкознания. Основы Иранского Языкознания. Среднеиранские языки. М., 1981. Раздел "ПАРФЯНСКИЙ ЯЗЫК"]. Авторы — В. С. Расторгуева, Е. К. Молчанова. Парфянские тексты описаны на стр. 149 — 152. В числе парфянских текстов много надписей на монетах, хозяйственных и деловых текстов, цшаханшахские трёхъязычные надписи династии Сасанидов — на среднеперсидском, парфянском и греческом языках, многочисленные манихейские тексты, поэзия, проза, биографии, литургические тексты и множество других. Парфяеский язык описан на стр. 147 — 232. Он очень близок к среднеперсидскому. В самом парфянском языке нет семитских заимствований, но в письменности употреблялись некоторые семитские идеограммы — знаки, обозначавшие некоторые понятия. Их вставляли для обозначения некоторых иранских корней. (Подобно тому, как в европейских языках в письменности употребляют вставки индийских цифр 1, 2, 3 и т. д. для обозначения понятий чисел.). Фонетика, морфология, синтаксис, лексика парфянских текстов являются полностью иранскими и не содержат никаких семитских заимствований.
  3. Здесь в этой теме обсуждали отношения между тохарским и бактрийским. Академические германские специалисты по так называемому "тохарскому" (который был распространён в Синь-Цзяне) Sieg и Siegling пишут: "Самоназвание "тохарского" в их древних рукописях — АРШИ и КУЧА. Неспециалисты стали по ошибке называть этот язык "тохарский" вслед за ошибкой Миллера, перепутавшего слово toghri в тюркском тексте с названием этого языка". Язык АРШИ-КУЧА по фонологии, морфологии, лексике близок к западноевропейским языкам. В Бактрии есть и сейчас область Тохаристан на севере Афганистана, там был язык с самоназванием Тохари, это восточноиранский язык, очень близкий бактрийскому, памирским, афганскому пашто. Неспециалисты из-за ошибки Миллера путают язык АРШИ-КУЧА в Синь-Цзяне с восточноиранским тохарским языком Тохари.
  4. АН СССР. Институт Языкознания. Основы Иранского Языкознания. Среднеиранские языки. М., 1981. Раздел "Хотаносакский язык. Автор — Л. Г. Герценберг. Стр. 233: "Иранское население Хотанского оазиса было ......... остатком какой-то части двигавшихся в Индию саков; ......... во время переселения из Средней Азии на юг одно из ответвлений (саков) устремилост на восток, вдоль северной границы Тибета. Китайские источники относят основание Хотана к III в. до н. э. Сюань Цзян отмечал миролюбивость хотанцев, их лёгкий и весёлый нрав, склонность к искусствам. Более чем тысячу лет хотанское княжество сохраняло независимость, омрачавшуюся эпизодическими посягательствами со стороны китайцев и кочевников-тюрков, эфталитов и тибетцев."
  5. АН СССР. Институт Языкознания. Основы Иранского Языкознания. Среднеиранские языки. М., 1981. Раздел "Хотаносакский язык. Автор — Л. Г. Герценберг. Стр. 233: "Правящей была династия Вижа; известны годы правления последних князей: Вижа Самбава (916 — 966 гг.), Вижа Жура (967 — 977 гг.), Вижа Дарма (978 — 982 гг.). ВИЖА близко к Авестийскому ВАЭДЖА- и среднеперсидскому ВЕЖ, означающим УДАР, РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Тогда имя ВИЖА имеет значение УДАРЯЮЩИЙ (БОЕЦ), РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ).
  6. Сакский язык — обобщённое название обширной лингвистической и этнической группы, в науке называемой Сакские языки и Сакские народы. Многочисленнейшие сакские рукописи обширных сакских литератур на сакских языках обнаружены археологическими раскопками в Китае, в провинции Синь-Цзян, в Турфане, Карашаре, Куче и их окрестностях. Обнаружения этих сакских рукописей в науке считаются великими сенсационными научными открытиями. В конце 19-ого века н. э. и в начале 20-го века н. э. в Синь-Цзяне открыты многочисленнейшие сакские рукописи сакских литератур на хотано-сакском, тумшукско-сакском, муртукско-сакском и других сакских языках. Соответствующие сакские этносы — сакские народы — жили в Китае — в Синь-Цзяне и соседних регионах, в том числе в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Афганистане и во многих других регионах. Академическая литература: АН СССР. Институт Языкознания. Основы Иранского Языкознания. Среднеиранские языки. М., 1981. Раздел "Хотаносакский язык. Автор — Л. Г. Герценберг. Стр. 233 — 313. В этом разделе даны академические сведения "Из истории языка и народа" (с. 233 и далее), Источники (с. 235 и далее), Письмо (с. 236 и далее), подробнейшее описание языка (с. 239 и далее). Сам хотаносакские тексты в хотаносакских рукописях содержат много видов текстов по четырём эпохам и многим диалектам: Раннехотаносакский язык Древнехотаносакской языковой эпохи, затем два хотаносакских языка двух последовательных cреднехотаносакских эпох и затем — позднехотаносакской эпохи. В академических индологических источниках известен Индийскосакский язык завоевателей Шакьев, индийско-сакской цивилизации посвящено много академических книг и исследований, смотрите в международном интернете и лучше — в научных библиотеках. Крорайинскосакский язык, народ и культура — известны в Крорайне, в городе Ния в Китае, восточнее города Хотан. Кашгарскосакский в Кашгаре и западнее. И многие другие. АН СССР.Основы Иранского языкознания. Древнеиранские Языки. М., 1979. Стр.12: "Сакскими или скифскими языками (ии диалектами) называют языки (диалекты) ираноязычных сакских или скифских племён, распространившихся к середине I тысячелетия до н. э. на огромной территории — от берегов Чёрного моря до границ Китая. В древнеперсидских надписях эти племена известны под названием saka, в санскритских источниках — под названием śakah, в китайских — под названием sэk (позднее sэ, sai). Греческие авторы называли эти племена скифами (Σκυθαι), сарматами (Σαυροιμαται), позднее аланами ('Αλανοι)." Археологические раскопки сакской цивилизации известны до Пекина. Ближайшие потомки сакских народов, живущие сейчас в Китае, это — сарыкольцы на крайнем западе китайской провинции Синь-Цзян. Они находятся под специальной защитой китайского государства. Другие потомки сакских народов — памирцы. Почти все памирские народы сохраняют расовые свойства сакских этносов и их самоназвание САК, ШАК, ШЭК и по исторической фонологии — ХИК (во многих восточноиранских языках звук С эволюционировал в звуки Ш и далее — в звук Х). Ареалы потмков Сакских народов известны также в Азербайджане — Сакастан, в Иране — Сакастан, Сегистан, Сеистан, Систан, в Индии — страна Шака народа Шака, сын царя которой — Шакья Муни Сиддхарта Гаутама Будда. На санскрите ШАКЬЯ означает ШАКСКИЙ — САКСКИЙ. Хотано-сакский язык очень близок к сарыкольскому памирскому языку, он сейчас распространён около Хотана. АН СССР. Институт Языкознания. Т. Н. Пахалина. Сарыкольско-русский словарь. М., 1971. 312 страниц. "The Indian national calendar (sometimes called Saka calendar) is the official civil calendar in use in India" The Sakas were a population of Central Asian nomadic tribes speaking an eastern Iranian language.[1][2][3] 1. Andrew Dalby, Dictionary of Languages: the definitive reference to more than 400 languages, Columbia University Press, 2004, p. 278 2. Sarah Iles Johnston, Religions of the Ancient World: A Guide, Harvard University Press, 2004. pg 197 3. Edward A. Allworth,Central Asia: A Historical Overview, Duke University Press, 1994. p 86. Name, language and background history The Sakas (English form of Old Iranian Sakā, nominative plural masculine case; ancient Greek Σάκαι, Sakai; Sanskrit Śaka). They resided in and migrated over the plains of Eurasia from Eastern Europe to Xinjiang Province, China, from the Old Persian Period to the Middle Persian Period. http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc : "100% BALYSA- H. W. Bailey (Khotan Saka), bārza- (Tumšuq Saka), a word adapted to Buddhist use for the transcendental Buddha. In pronunciation, b was bilabial v and ys was voiced sibilant z, for which Tumšuq Saka had a new sign za. The Tumšuq Saka, older bārsa- and later bārza-, has kept the older rz, replaced in Khotan Saka by lys /lz/. 80% HAUMAVARGĀ Rьdiger Schmitt a term distinguishing one of the three groups of Sakā tribes, Sakā haumavargā (like the Sakā tigraxaudā ”with pointed caps” and the seemingly western Sakā tayai paradraya ”beyond the sea” placed between Greeks and Thracians), in some of the lists of the peoples in the Achaemenid royal inscriptions: OPers. plur. H-u-m-v-r-g-a in DNa 25, XPh 26, A3Pb 14 (ungrammatical, used as sing.), cf. Schmitt, pp. 25 ff., 89 ff., 119 ff.; it is only restored in DSe 24 f. ... 60% ARDAŠĪR SAKĀNŠĀH A. Sh. Shahbazi a vassal king of the first Sasanian king of kings, Ardašīr I (q.v.). The trilingual inscription of Šāpūr on the walls of the Kaʿba-ye Zardošt starts the list of ”those who lived under the rule of king of kings Ardašīr” with four East Iranian rulers: Sātārop king of Aparēnak (i.e., the Nīšāpūr region), Ardašīr king of Marv, Ardašīr king of Kermān, and Ardašīr king of the Sakas (Sakastān; Sīstān) (see A. ... " http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc ALANS V. I. Abaev, H. W. Bailey an ancient Iranian tribe of the northern (Scythian, Saka, Sarmatian, Massagete) group, known to classical writers from the first centuries A.D. (see, e.g., Seneca, Thyestes 630; Annaeus Lucan, Pharsalia 8.223, 10.454; Lucian, Toxaris 51, 54, 55, 60; Ptolemy, Geographia 6.14.3, 9, 11; and other sources below). Their name appears in Greek as Alanoi, in Latin as Alani or Halani. The same tribes, or affiliated ones, are mentioned as the Asaioi (Ptolemy 5.9.16), Rhoxolanoi, Aorsoi, Sirakoi, and Iazyges (Strabo 2.5.7, 7.2.4; 11.2.1, 11.5.8; 7.2.4). ... http://www.livius.org/sao-sd /scythians/scythians.html : Scythians/Sacae The Central-Asian steppe has been the home of nomad tribes for centuries. Being nomads, they roamed across the plains, incidentally attacking the urbanized countries to the south, east and west. The first to describe the life style of these tribes was a Greek researcher, Herodotus, who lived in the fifth century BCE. Although he concentrates on the tribes living in modern Ukraine, which he calls Scythians, we may extrapolate his description to people in Kazakhstan, Turkmenistan, Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan and possibly Mongolia, even though Herodotus usually calls these eastern nomads 'Sacae'. In fact, just as the Scythians and the Sacae shared the same life style, they had the same name: in their own language, which belonged to the Indo-Iranian family, they called themselves Skudat ('archers'?). The Persians rendered this name as Sakв and the Greeks as Skythai. The Chinese called them, at a later stage in history, Sai. In the Achaemenid Empire much of their range was made a satrapy, Saka (Old Iranian nominative singular masculine case), named after them.[citation needed] They also resided in other provinces of ancient Iran.[4] The ancient Greeks called the Sakas the Scythians but recognized that in the language of the Persian Empire they were called more nearly Sakai. To them the name Sakai in addition to meaning all the Scyths meant explicitly also the ones of Central Asia and the Far East. These latter lived in what is now Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, Afghanistan, Pakistan, parts of India, parts of Iran, the Altay Mountains, Siberia in Russia, and Xinjiang Province of China in the centuries before 300 AD, the start of the Middle Persian period. Hence the Romans recognized both Saceans (Sacae) and Scyths (Scythae). The Scythians were recognized in ancient languages at either end of their range. They were known to the Chinese as the Sai (Chinese: 塞, Old Sinitic *sək). a derivation from Iranian, see H. W. Bailey, Dictionary of Khotan Saka, Cambridge, 1979, p. 428 http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc ASİİ F. Thordarson (or ASİANİ), an ancient nomadic people of Central Asia, who about 130 B.C. put an end to Greek rule in Bactria. According to Strabo, Geography 11.8.2 (if the ms. tradition is trustworthy), Bactria was taken away from the Greeks by four nomadic peoples who came from the country north of the Jaxartes. They were the Asioi, Pasianoi, Tochario, and SАКА-rauloi. Pompeius Trogus (Prologue 41 of the Historiae Philippicae) ascribes the conquest of Bactria to two peoples only, the Saraucae and Asiani; subsequently, however, the Tochari are mentioned. ... http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc BALĀSAGĀN M. L. Chaumont, C. E. Bosworth (Ar. Balāsajān, Balāšajān; Armenian Bałasakan), an Iranian toponym ” designating a region located for the most part south of the lower course of the rivers Kor (Kura, Gk. Kyros, Lat. Cyrus) and the Aras (Araxes), bordered on the south by Atropatene and on the east by the Caspian Sea. http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc BUDDHISM Ronald E. Emmerick, Asadullah Souren Melikian-Chirvani, Ronald F. Emmerick and Prods Oktor Skjжrvш AMONG IRANIAN PEOPLES i. In pre-Islamic times. ii. In Islamic times. iii. Buddhist literature in Khotanese and Tumshuqese. It is no longer possible to determine what the specifically Iranian contributions to Buddhism may have been. That Buddhism should have passed through Iranian territory to Chinese Turkestan without being affected by Iranian influence seems highly improbable. In particular, the spread of Buddhism under the Kushans coincides with dramatic developments in Buddhist doctrine, art, and literature, developments that are characteristic of northern Buddhism exclusively, and in which Bactrians, Sakas, and Parthians must certainly have participated. Among these developments are the rise of the Mahāyāna school of Buddhism and the style of Bud¬dhist art known as ”Gandharan.” ... http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc INDO-SCYTHIAN DYNASTY R. C. Senior from Maues, the first (Indo-)Scythian king of India (ca. 120-85 BCE) to the mid-1st century CE. When precisely and under what circumstances Maues arrived in India is uncertain, but the expulsion of the Scythian (Saka/ Sai) peoples from Central Asia is referred to in the Han Shu, where the cause given is their confrontation with the Ta Yьeh-chih, themselves undergoing an enforced migration. It is stated (Hulsewe, p. 144) that ”when the Ta Yьeh-chih turned west, defeated and expelled the king of the Sai, the latter moved south and crossed over the Suspended Crossing. ... http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc JUNGE, PETER JULIUS A. Shapur Shahbazi German ancient historian and Iranlogist (b. 30 August 1913 in Bonn, killed 1943 in the Battle of Stalingrad). He attended school in Breslau and studied subsequently at the University of Vienna, but later returned to Breslau to study at its university the history of East Indo-European peoples with Franz Miltner. He wrote his doctoral dissertation (Saka-Studien, Breslau 1936) under the supervision of the famed German classicist Ernst Kornemann. In October 1937, he was appointed Academic Assistant in the Staatliche Museum in Berlin and began working on the Hellenistic material discovered by the German Turfan Expedition. ... http://www.iranica.com /newsite/search/index.isc KHOTANESE LITERATURE Mauro Maggi the body of writings contained in a large number of manuscripts and manuscript folios and fragments written from the 5th to the 10th century in the Khotanese language, the Eastern Middle Iranian language of the Buddhist Saka kingdom of Khotan on the southern branch of the Silk Route (in the present-day Xinjiang-Uygur Autonomous Region of the People's Republic of China). The manuscripts were recovered from the Khotan area and the Caves of the Thousand Buddhas (q.v.) near Dunhuang (q.v. at iranica.com; Gansu Province) chiefly by expeditions from the West and Japan between the end of the 19th and the first decades of the 20th century.
  7. Рустам-1

    Персы

    Цитата(Рустам-1 @ 5.11.2008, 9:58) Русское слово происходит от латинского CAESAR — прозвища Гая Юлия. Это CAESAR означает КОСматый, Волосатик, и является шутливым прозвищем. Солдаты называли его так благожелательно в шутку, Гай Юлий был лысым. А я слышал, что CAESAR означает, если не ошибаюсь, на пуническом языке, "слон". Предок цезаря во время пунических войн убил слона. Я протициторвал "латинского CAESAR — прозвища Гая Юлия. Это CAESAR означает КОСматый, Волосатик, и является шутливым прозвищем. Солдаты называли его так благожелательно в шутку, Гай Юлий был лысым." из латинских словарей и академических книг. А откуда Alexy взял "слышал, что CAESAR означает, если не ошибаюсь, на пуническом языке, "слон". "? Это очень странное высказывание со стороны Alexy.
  8. Рустам-1

    Персы

    Да, ХШАТРА- и ХШАЙАРШАН- — это — общекоренные слова. У них есть общий корень ХША- от общеиндоевропейского корня *KSE-, означающего СИЯТЬ, РАСПРОСТРАНЯТЬ (например, РАСПРОСТРАНЯТЬ СВЕТ), этот же общеиндоевропейский корень есть в русских словах Си-ять, СИ-ла. ХШАТРА- продолжает общеиндоевропейское *KSEI-TRO- СИЯНИЕ, СИЛА, ВЛАСТЬ. В слове ХШАЙА есть общеиндоевропейская основа *KSEIO- с очень близкими смыслами: СИЯНИЕ, СИЛА, ВЛАСТЬ. В этом же ХШАЙА есть общеиндоевропейский корень *KSEI- — ступень корня *KSE-. Эта ступень имеет значения РАСПРОСТРАНЯТЬ, РАЗБРАСЫВАТЬ, СЕЯТЬ. Близок к нему общеиндоевропейский корень *SE- и его ступень *SEI-, означающие РАСПРОСТРАНЯТЬ, РАЗБРАСЫВАТЬ, СЕЯТЬ. Русское слово СЕЯТЬ, СЕЙ-ать происходит от этого корня.
  9. Рустам-1

    Персы

    ХШАЙАРША — от древнеиранского ХШАЙА-АРШАН-. ХШАЙА- — СИЯЮЩИЙ, СИЯТЕЛЬНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ВЛАСТЬ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ВЛАСТИ, ВЛАСТНЫЙ, ЦАРЬ, ВЛАСТВУЮЩИЙ, ВЛАСТЬ-ВЛАДЕНИЕ, ЦАРСТВО — от общеиндоевропейского *KSEIO- — СИЯТЬ, СИЯНИЕ, СИЛА (эти русские слова СИЯТЬ, СИЯНИЕ, СИЛА происходят от этого общеиндоевропейского корня). АРШАН- — МУЖСКОГО РОДА, САМЕЦ, ЖЕРЕБЕЦ, МЕДВЕДЬ, МУЖЧИНА, МУЖ. ХШАЙАРШАН — СИЯТЕЛЬНЫЙ МУЖ — "ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО"
  10. Здравствуйте, уважаемый Виктор Яковлевич. Я — преподаватель Авестийского языка и исторической фонологии иранских языков на историческом факультете Национального Государственного Университета Узбекистана, который Вы окончили, и в Ташкентском Государственном институте Востоковедения. Пожалуйста, скажите: 1) На чём основаны гипотезы о тюркской прародине, её географической локализации? 2) Где Вы локализуете прародину пратюрок? 3) Каковы общие свойства и каковы различия между пратюркским этносом и их соседями: иранскими скифами, монголами в отношении языка, расы, эпоса, культа коня, материальной культуры, социальной структуры? 4) В книге [Л. Г. Герценберг. Основы реконструкции индоевропейской просодики], стр. 115 написано, что древнетюркское слово ot 'огонь', древнеуйгурские jaz 'весна', palingla 'содрогнуться от ужаса', aš 'еда', ysyg 'горячий', elik 'косуля' соответствуют праиндоевропейским словам. В книге [Д. Е. Еремеев На стыке Азии и Европы (Очерки о Турции и турках)], стр. 16 — 17 написано, что первые тюрки появились в результате смешения монголоидного народа с индоевропейцами. Тюркский алфавит заимствован у согдийцев. В орхоно-енисейских надписях зафиксированы заимствования из тохарских языков: беш (пять), тюмен (десять тысяч), кюн (день), окюз (вол), из иранских языков: бэг (господин, вождь), тон (одежда), почти вся титулатура социальной структуры: джабгу (князь, наместник хана), шад (воевода), бага (витязь), багатур (богатырь), ышбара (рыцарь); бёрю — волк (тотем тюрок); этноним тюрк (от иранских: тур- и окончания этнонимов "-к"). У иранцев древние тюрки заимствовали кочевничество, конное всадничество, кочевнический костюм из длинных штанов и короткого кафтана. Что Вы думаете об этой гипотезе этногенеза тюрок? 5) В древних тюркском и монгольском почти нет общих слов основного лексического фонда — названий числительных, местоимений, частей тела, родственников. В более поздние эпохи возникают общие слова неосновного лексического фонда. Из этого делают вывод, что тюрки и монголы в ранний период были неродственны друг другу. Затем тюркский и монгольский языки стали сближаться. Что Вы думаете об этой гипотезе?
  11. kanishka, пожалуйста, напиши мне в личные.
  12. По-таджикски сумаляк называется суманак.
  13. Рустам-1

    Персы

    Русское слово происходит от латинского CAESAR — прозвища Гая Юлия. Это CAESAR означает КОСматый, Волосатик, и является шутливым прозвищем. Солдаты называли его так благожелательно в шутку, Гай Юлий был лысым.
  14. Рустам-1

    Персы

    Насчёт родства слов ПАРСА, ПАРФЯНЕ, ПАРТАВА, ПАРСАВА, ПАШТО, ПАЛАВ (ПЛОВ), ПАХЛАВА: Название ПЛОВ происходит от персидских слов ПАЛАВ, ПОЛОВ — у персов эти слова обозначают некоторые из видов плова. Другие виды плова обозначаются другими словами — БИРИНДЖ, ЧИНИ и другими. Слово ПАЛАВ — литературное, а ПОЛОВ — диалектное. В таджикском языке употребляется литературная форма ПАЛАВ и диалектные ПАЛОВ и ПОЛОВ. Слово PALAV происходит от ПАХЛАВ. Эта же форма является исходной для слов вида ПАХЛАВА, обозначающих разные виды сладостей и другие блюда кухни иранских народов. Слово PAHLAV — общекоренное с PAHLAVI, PAHLAVAN, PAHLAVANI, означающими ПАРФЯНСКИЙ, ДРЕВНЕИРАНСКИЙ, БОГАТЫРЬ. Эти значения появились потому, что парфяне были известными богатырями в Ариане, парфяне освободили Ариану — Иран — от Селевкидов. Эти слова происходят от древнеиранских слов PARTAVA-, PARθAVA-, PARSAVA-, означающими КРАЙНИЙ, БОКОВОЙ, КРАЙ, БОК, РЕБРО, ЖИВУЩИЙ НА КРАЮ, ЖИВУЩИЙ НА ОКРАИНЕ. В древнеперсидском языке словом PARθAVA-, означающем ЖИВУЩИЙ НА ОКРАИНЕ, называли парфян, а в парфянском языке, очень близком к персидскому языку, словом PARSAVA-, означающем ЖИВУЩИЙ НА ОКРАИНЕ, называли персов. Потому, что парфяне считали, что персы живут на краю Арианы — Ирана (древняя ПАРСА и современный остан ПАРС действительно находится на юго-западном краю Ирана), а персы считали, что парфяне живут на краю Ирана — северном. Слова ПАРСА, ПАРФИЯ, ПЕРСИЯ происходят от этих названий, означающих ОКРАИНА. Названия же ПЛОВ, ПАЛОВ, ПАХЛАВА,обозначающие разные блюда иранской кухни, означают БОГАТЫРСКАЯ ПИЩА, ПИЩА БОГАТЫРЕЙ. Действительно, пловы и пахлава содержат много белков, жиров, углеводов, очень хорошо усваиваются организмом и укрепляют его, в традиции питаются пловом и пахлавой перед тем, как заниматься физической деятельностью — спортом, физической работой и т. п. В Средней Азии есть легенда, что какие-то люди здесь встретили Александра Македонского, когда он пришёл сюда, и отношения с ним сначала были хорошими. Он ослаб от пути, и местные приготовили ему блюдо для укрепления сил. Он спросил название этого блюда, и они назвали ему это блюдо: палав.
  15. Рустам-1

    Персы

    ШАХ — от древнеперсидского Хshayaθiya