Sypatay

Пользователи
  • Число публикаций

    33
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

0 Обычный

О Sypatay

  • Звание
    Пользователь

Старые поля

  • Страна
    Kazakhstan
  • Адрес:
    Almaty

Недавние посетители профиля

3 932 просмотра профиля
  1. У казахов есть поговорка: қара қытай келсе - сары орыс акендей болады
  2. Перестаньте называть казахов хасагами. біз қазақпыс.
  3. http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=8685&Itemid=5
  4. спросил у мамы. она слов не помнит. а смысл да. такой. онон и керулен и аргынаты. потом сказала поищи у когото из русских собирателей фольклора. вроде бы их записывали, то ли перед войной, то ли во время ее. а кто мог записывать его? вот я не знаю. не подскажите? Касательно жалаиров, мне мой прадед рассказывал (родился в 1857 году и прожил 105 лет), про деление на сыр и чу - манак. что те кто ушел за реку чу владели ходжентом и багдадом. потом вернулись, кто уцелел. про то что были с чингизханом и тамга у нас одна. и что пришли сюда еще до чингиза с востока.
  5. Касательно утверждения атыгая, о том что нет различия в легендах: хочу заметить что он сильно ошибается. Пример его же рода: мама у меня караул атыгай. так вот в детстве часто гостил у них на щучьем. и помню, как старики пели старинные(получается действительно древние песни)где упоминается что аргыны кочевали раньше на берегах онона и керулена. и что там у них была тоже своя Аргынаты (гора) как и в Казахстане. У жалаиров слышал совсем другие песни о старых временах.
  6. Социум / Проблемы языков Споры вокруг сохранения татарского языка обострились Пикет в поддержку татарского языка. Татарстан, 21 мая 2011 года. Пикет в поддержку татарского языка. Татарстан, 21 мая 2011 года. 21.07.2011 Асылхан МАМАШУЛЫ Споры вокруг татарского языка, который получил в Татарстане наравне с русским статус государственного, похоже, обострились, став «татарской проблемой» России, считают некоторые эксперты. Вопрос о переходе татарского языка на латинский алфавит, использовавшийся в 1930-е годы, впервые был поднят в Татарстане в начале 1990-х годов. Парламентом Татарстана была принята государственная программа на 2001–2011 годы, которая была утверждена тогдашним президентом Минтимером Шаймиевым. Однако после того, как российская Государственная дума отменила эту инициативу, программа осталась незавершенной. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ АЛФАВИТ Дания Захидуллина, научный секретарь Академии наук Татарстана, 29 июня представила парламенту проект закона о латинском алфавите. Корреспонденту нашего радио Азаттык она сказала, что татары «стремятся к тому, чтобы использовать латинский алфавит для обмена мнениями с зарубежными учеными, используя латиницу в сфере науки». Латинский алфавит предполагается внедрить не для всеобщего пользования, а только в сфере науки. Судя по высказываниям некоторых экспертов, этот шаг Татарстана, судьба которого тесно переплетена с Россией, направлен на сохранение татарского языка. Пикет в поддержку русского языка. Казань, 9 июня 2011 года. Один из молодых ученых Академии наук Татарстана, пожелавший остаться неизвестным, сказал корреспонденту нашего радио Азаттык, что переживает за возрастание в последнее время в Татарстане русского национализма, взращиваемого определенными силами. Эти силы играют на стороне русских, таким образом они преследуют цель разделить народ на два лагеря и самое худшее заключается в том, что некоторые это поддерживают, говорит наш собеседник. Информационное агентство «Регнум» сообщало о том, как ведущая передачи «Татарские известия» на канале ТНВ («Татарстан Новый Век») Эльмира Исрафилова 9 июня поскандалила с участниками пикета в защиту русского языка в Казани. По информации «Регнума», она назвала русских «оккупантами» и сказала, что «перегрызет горло любому за татарский язык», что вызвала недовольство представителей русского общества, считающих Татарстан своей родиной испокон веков. После этой истории татарские СМИ распространили информацию об увольнении Эльмиры Исрафиловой. Независимая газета «Татар, уян!» опубликовала обращение группы молодых татар, выразивших недовольство по поводу увольнения с должности Эльмиры Исрафиловой. Независимое информационное агентство Татарстана «Азатлык-инфо» сообщало, что 26 июня, накануне приезда в Казань президентов России, Армении и Азербайджана, активисты Союза татарской молодежи пытались провести пикет в защиту журналистки Эльмиры Исрафиловой, но некоторые из них были задержаны. ПЕРИОД ЗЕНИТА ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА Студенты Казанской духовной академии, внедрившие в 1894 году в научную категорию понятие «татарской проблемы» в России, писали: «С течением времени растет влияние татар, но именно сейчас мы упираемся в «татарскую проблему» в России. Наши газеты пишут о польских проблемах, немецких, даже финских, но не видят нарастающую проблему татар». В научных трудах студентов, обучавшихся по программе миссионерских курсов при Казанской духовной академии, сообщалось о росте влияния татарских мусульман на Кавказе, в Крыму, Центральной Азии, на Волге, в Сибири. Татарский народ, став одним из крупных народов, после Куликовской битвы постепенно перешел в подчинение России. Начиная со второй половины 19-го века татары стали влиять на другие мусульманские народы, они имели более сильное духовно-просветительское влияние на казахский народ, чем существовавшая в то время русская власть. Эльмира Исрафилова, журналист и телеведущая. С целью прекращения влияния татар царское правительство с 1874 года передало все школы и медресе казахской степи в подчинение министерства просвещения. Министр народного просвещения граф Толстой в 1876 году в своем отчете императору писал, что единственным средством общения между русской властью и казахами является татарский язык. После этого российское правительство в делопроизводстве вместо татарского языка стало использовать казахский, вместо арабской графики – русскую, взяло в свои руки подготовку казахских переводчиков, постепенно в сторону отодвигались татарские переводчики, Однако и через 30 лет ситуация в казахской степи не изменилась, о чем можно судить по словам одного из руководителей русско-православного миссионерства Николая Остроумова, который писал: «Нужно контролировать мусульманские медресе и школы, получившие широкое распространение в казахской степи. Пока мы ведем пустые разговоры, татары сделают свое дело». Благодаря татарским издателям, с начала 19-го века были широко распространены книги в твердом переплете на туркменском, узбекском, кумыкском, каракалпакском языках и языках других тюркских мусульманских народов. Татарский ученый-книговед Абрар Каримуллин пишет, что среди издательской продукции второе место по тиражу и наименованиям после татарских книг занимали казахские книги. «СЛАБЫ ЛИ РУССКИЙ ЯЗЫК И НАУКА?» «Татарская проблема» в имперской России не была решена, несмотря на поголовное крещение татар. В 1862 году Николай Ильминский создал и выпустил первую татарскую азбуку на основе русского алфавита (в основе которого лежит кириллица). В 1864 году в Казани был открыт ряд школ по образцу христианско-татарских школ. Николай Ильминский писал: «Русская азбука сразу отделила крещеных татар от их мусульманских собратьев. Если бы христианские книги были написаны на арабской графике, татары снова перешли бы в ислам». Исмаил Гаспралы в ответ на действия царских чиновников и миссионеров по воспрепятствованию татарского языка ставил перед обществом вопрос: «Настолько ли в империи слабы русский язык и наука, чтобы защищать его за счет других языков?» Крымский татарин Исмаил Гаспралы, автор таких трудов, как «Русское мусульманство», «Русско-восточное соглашение», подобно и другим сторонникам джадидизма, подвергся двусторонней критике за свое мнение о миротворческих взаимоотношениях русских мусульман и русского народа. «Татарская проблема», существовавшая в России в период колониальной политики, постепенно переросла в «проблему сохранности татарского языка» в Татарстане. Сейчас в татарских мечетях и религиозные проповеди читаются на русском языке, чтобы они были понятны всем.
  7. В Казахстане обнаружен храм неизвестной религии 25 июня, 2011 Экспресс-К, Ольга ХРАБРЫХ Рубрика Главные новости Отечественные археологи в ходе туркестанской экспедиции обнаружили уникальный храм. По мнению главного научного сотрудника Института археологии им. А. Маргулана Ерболата Смагулова, ценность этого открытия умножается тем обстоятельством, что памятник находится фактически рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави. Центральным и наиболее загадочным элементом строения является сооружение крестообразной формы. Размеры "креста" – 18 на 18 метров. С юга и востока к нему прилегают другие помещения. Эти сводчатые строения выполняли разнообразные служебные функции. Вся постройка представляет собой сложную систему разнообразных помещений, занимающих значительную площадь в южной части холма Культобе. Полностью планировка культового комплекса пока не выявлена, это дело нескольких полевых сезонов. – Подобные крестовидные планировки известны в монументальной архитектуре культовых сооружений Средней Азии, – говорит Ерболат Смагулов. – Хронологически они относятся к III–VIII векам. Подобные строения были обнаружены в районе Тараза, в древних слоях Ташкента. Похожее по форме сооружение исследовано в районе Бухары. Однако до сих пор нет ясности в функциональной структуре подобных сооружений, неясна их конфессиональная принадлежность. На этот счет специалистами высказаны лишь некоторые преимущественно слабо обоснованные предположения. Так как уникальный памятник древней духовной культуры находится недалеко от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, Ерболат Смагулов надеется, что сотрудники местного Государственного музея-заповедника позаботятся о сохранении храма, а ученые смогут хорошенько изучить строение.
  8. По моему, пора перевести тему в разряд тюрки. Потому как куманы в венгрии почему то относятся к тюркам, хотя на данный момент таковыми не являются, а казахские жалаиры попали в тему с неясным происхождением. Кажется уже все доказано, судя по результатам обсуждения этой темы. Еще хочу вступиться за найман: их тоже в тему тюрки
  9. Читайте тему внимательно. Уже обсуждался вопрос как таранчи стали уйгурами: Guest_Qasqyr_* * * Группа: Гости Отправлено 03 July 2002 - 10:48 AM Цитата Уйгуры - великая древнейшая нация. Именно нация, потому что у них была своя государственность, культура, религия, территория ... Современные уйгуры к тем древним, разрушившим Великий и Восточный Тюркские Каганаты имеют весьма опосредованное отношение. До 20-ых годов прошлого века они назывались яркенлыками, кашгарлыками и таранчи. Всем они были известны в качестве сартов. А поименовали они себя так на специально созванном конгрессе. Бартольд сильно ругался по этому поводу. Цитата В свое время Хокону - Чин платил им дань. Во все времена в том же Китае и на всем Великом Шелковом Пути господствовал уйгурский капитал. Не исключено, что часть их, а именно сары-уйгуры, живущие несколько восточнее современных уйгуров, являются потомками тех древних уйгуров.
  10. Так ведь нет Жалайыров в Монголии. Там Жалайды.
  11. А Ак койлы и Кара койлы у Дулатов? Я думаю, здесь без них не обошлось. К тому же мне иранцы говорили, что каджары - это большей частю жалайыры
  12. В окрестностях местечка Талды Каркаралинского района Карагандинской области обнаружен курган 5-6-го веков до нашей эры. Количество найденных золотых украшений доходит до девяноста. Ученые относят памятник к сакскому периоду. Курган, имеющий ширину полтора метра и длину три метра, оказался местом захоронения человека из сакского племени. Ученые немало удивились, что на досках, положенных поверх возведенного из камня захоронения, они не обнаружили никаких признаков гниения. В древней могиле ученые на днях нашли останки человека приблизительно 40–45-летнего возраста. Большинство найденных золотых украшений, возможно, были амуницией мужчины. Археологи выяснили, что на них изображены головы птиц. Некоторые детали, может быть, украшали мужской головной убор. Многие аксессуары напоминают брошки к одежде. - Сорок два украшения оказались крупными и из чистого золота, остальные - это мелкие украшения. По мере возможности все это транспортом перевозим в историко-краеведческий музей Караганды. Все исторические ценности, найденные в кургане, со временем будут доставлены в музей. Не прекратятся и исследовательские работы, - сказал в интервью радио Азаттык заведующий отделом археологии управления культуры Карагандинской области Тулкибай Тулеуов. Стоит напомнить, что приблизительно такой же курган был обнаружен в этом же Каркаралинском районе, вблизи аула Касыма Аманжолова, в июле этого года. Тот курган также относится к сакскому периоду. В нем был обнаружен «Золотой человек».
  13. Прошу знающих людей прокомментировать нижеприведенную статью Азербайджанцы Ирана лишены права на свой родной язык Демонстранты в Лондоне требуют изучения азерийского языка в иранских школах. 29.07.2010 Аббас ДЖАВАДИ Можете назвать это дискриминацией или шовинизмом: миллионы этнических азербайджанцев в Иране не имеют права получать образование на своем родном языке. Похоже, большинство из них к этому неравенству безразличны. КОГДА ЯЗЫК НЕ ВОСТРЕБОВАН Недавно в течение двух месяцев я опросил более восьмидесяти человек, в основном из Тебриза, Ардебиля, Хоя и Тегерана. Люди, с которыми я говорил, работают или торговцами, или медсестрами, или государственными служащими. Среди них есть пенсионеры, домохозяйки, компьютерщики, юристы, студенты, врачи и рабочие. Но я нашел только пятерых, которые сказали, что они сильно заинтересованы в получении образования на азерийском варианте тюркского языка (на азерийском языке) в азербайджанских школах Ирана. Большинство опрошенных мною людей не нуждались в этом и не рассматривали это в качестве приоритета. Но некоторые люди даже поддержали эту идею, хотя при этом добавили, что она может привести к повышенной социальной напряженности. Некоторые из них сказали, что азерийский язык мог бы преподаваться в качестве дополнительного курса, к примеру, два часа в неделю. При этом опрошенные считают, что большинство родителей все-таки не будут отправлять своих детей на такие курсы из-за опасения, что это может ослабить их знание персидского языка. Меньшая группа респондентов сразу выступила против данной идеи. Всякий раз, когда затрагивается тема иранских азербайджанцев, которые говорят на своем родном азерийском варианте тюркского языка, возникают споры относительно их количества. В иранских переписях нет данных о национальных языках, потому наверняка никто не может сказать, сколько азербайджанцев живет в этой стране. По официальным данным, население четырех азербайджанских провинций - Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан - составляет около десяти миллионов людей. Несколько миллионов этнических азербайджанцев живут в провинциях Гилян и Хорасан, а также в Тегеране и других городах. Их общее количество, вероятно, составляет около 15 миллионов. ВЛИЯНИЕ ПЕРСИДСКОГО ЯЗЫКА Дома и в своих общинах эти люди говорят на азерийском языке. Но разговорный язык находится под сильным влиянием лексики, произношения и даже структуры предложения персидского языка. Это особенно заметно в языке, на котором говорит более высокообразованная часть населения. Когда вы хотите поговорить на более сложные или современные темы, то влияние персидского Житель азербайджанской провинции в Иране пасет овец. Недалеко от Тебриза, столицы провинции. 17 мая 2007 года.языка становится сильнее. Переписка в Иране ведется почти исключительно на персидском языке. Лишь незначительное меньшинство людей стремится писать на азерийском варианте тюркского языка. И большинство из них делает это из-за этнического самосознания и по политическим соображениям. Но их письменный язык в большой степени находится под влиянием официального азерийского языка, на котором разговаривают в южно-кавказской стране Азербайджан, или турецкого, на котором говорят в Турции. Не существует какой-либо стандартизации письменного языка, используемого иранскими азербайджанцами, в результате чего создается отчуждение их от большинства азери-тюрков. За последние девяносто лет в Иране не было школьного или другого образования на азерийском варианте тюркского языка за исключением 1945–1946 годов, когда правительство Пишавари позволило это. Ситуация не изменилась и после Исламской революции 1979 года. В действующей Конституции Ирана говорится, что «официальным и образовательным языком в стране является персидский, но и другие языки этнических меньшинств могут быть использованы». Хотя эта статья никогда не применялась на практике. До 1920-х годов в Иране не было централизованного правительства, центральной армии, четких границ, государственной системы образования и, конечно же, не было и официального языка. По большей части студенты в традиционных религиозных школах обучались на персидском и арабском языках. Хотя не было запрета на обучение на азерийском языке. В течение столетий, во время правления этнических азербайджанских династий в Иране - от Сефевидов 16-м веке до Каджаров, которые были у власти с 1794 по 1925 год, - персидский язык использовался в госучреждениях, в литературе, арабский - в религиозной культуре, на азерийском языке говорили в судах. Создание центрального и модернизированного правительства Резой Шахом Пехлави в 1925 году привело к поощрению «национальной культуры», основанной на государственном языке – персидском. Все другие языки были запрещены для использования в сфере службы и образования, арабский стал неофициальным и использовался среди духовенства, которое было лишено своего юридического статуса и политической власти. Модернизация также была видна в миграции этнических азербайджанцев в Тегеран и другие главные города. Там общение на персидском языке имело ключевое значение для социального прогресса, способствовало интеграции иранских азербайджанцев в крупные национальные культуры, основанные на персидском языке. Это также привело к углублению влияния персидского на разговорный язык иранских азербайджанцев. В СВОЕЙ СТРАНЕ Азербайджанцы Ирана никогда не чувствовали себя иностранцами в стране, где они жили в течение тысячелетий. Они гордятся достижениями Ирана и огорчаются его недостаткам, как и любой другой иранец. Они играли и продолжают играть активную роль в развитии страны, политики, экономики, культуры - на одном уровне со своими персоязычными соотечественниками. Единственную разницу они чувствуют в языке. Несмотря на дискриминацию в отношении их языка, у иранских азербайджанцев есть веские основания для ощущения себя полностью иранцами. Во-первых, ирано-азербайджанские династии правили страной на протяжении веков и много сделали для существования нации и единства. Проживающие в Иране в течение тысячелетий иранские азербайджанцы никогда не чувствовали себя меньшинством или недавно прибывшими в страну людьми. В 16-м веке династия этнических азербайджанцев Сефевидов восстановила единство Ирана после разрушения и хаоса вследствие монголо-татарского нашествия. Они ввели шиитский ислам в качестве государственной религии, который стал одним из ключевых элементов, формирующих национальную идентичность страны. В первой половине 20-го века протесты этнических азербайджанцев привели к Конституционной революции против деспотического режима династии Каджаров и империализма России и Великобритании. ЕДИНЫ НА ПЛАТФОРМЕ ШИИЗМА Религия является также ключевым фактором в объединении этнических азербайджанцев с другими иранцами. Признание ими шиитского ислама, наряду с иранскими соотечественниками, означает, что иранские азербайджанцы чувствуют себя ближе к ним, чем к суннитским туркам или другим народам, проживающим за пределами Ирана. Участник акции в Иране держит плакат с надписью на азерийском языке: «У каждого должна быть возможность учиться в медресе на родном языке». 21 февраля 2007 года.Ирано-азербайджанская оппозиция, несогласная с постулатами основателя Исламской Республики Иран аятоллы Рухоллы Хомейни, возглавляется аятоллой Каземом Шариатмадари из ТЕбриза. Оппозиция не ставит в основу своих убеждений этнические принципы, а выступает за отделение религии от государства. Некоторые ученые утверждают, что с 1920-х годов модернизация Ирана создала своего рода меритократию, которая предусматривает возможность социального прогресса для любого гражданина, воспринимающего национальный язык и культуру объединенного Ирана независимо от его этнической принадлежности. Отчасти это верно, но лишь отчасти. Мусульмане-сунниты и некоторые немусульманские сообщества имеют несколько мест в парламенте Ирана. Эти сообщества в целом могут жить в мире, пока они соблюдают некоторые политические и религиозные дискриминационные ограничения. К примеру, курд-суннит или армянин, исповедующий христианство, не может стать министром. Однако для иранских азербайджанцев, поскольку они шииты, нет подобных ограничений. И верховный лидер Ирана аятолла Али Хомейни, и лидер оппозиции Мир Хоссейн Мусави являются этническими азербайджанцами. НЕТ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В то же время трудно опровергнуть то, что поскольку персидский язык не является их родным языком, иранские азербайджанцы начинают карьеру не на равных позициях с точки зрения языка или происхождения. Все же мои беседы с иранскими азербайджанцами показали, что они в значительной мере адаптированы к этой несправедливости и не так уже озабочены вопросом языка. Однако это положение может измениться, если требования к либерализации и расширению индивидуальных свобод будет расти в иранском обществе. Тоураж Атабаки из Амстердамского университета утверждает: «Судьба этнического многообразия Ирана и его территориальной целостности может зависеть в большей степени от инициирования реформ в политической структуре страны, направленных на защиту индивидуальных и коллективных прав и основанных на недискриминационном, равном доступе к экономическим возможностям, на участии в политической и культурной жизни, на признании языка либо на индивидуальной, либо на групповой основе. Или на чём-либо другом, так как ничто у нас не вечно». (Аббас Джавади является содиректором по вещанию Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». Мнения, выраженные им в данной статье, могут не совпадать с мнением редакции радио Азаттык.)
  14. В Казахстане составлено генеалогическое древо Чингисхана Алматы. 26 июля. Kazakhstan Today - В Казахстане составлено генеалогическое древо (шежере) Чингисхана с подробным описанием пяти тысяч его потомков. Уникальная таблица стала главной иллюстрацией книги "Чингизиды", которая на этой неделе выходит в Астане, передает агентство со ссылкой на информационный ресурс "Вести.Ru". Исследователи Гизат Табулдин и Анатолий Оловинцов работали над таблицей более 10 лет. За это время авторы проанализировали практически все имеющиеся на сегодняшний день литературные источники, сравнивали, сопоставляли, консультировались с учеными, частными исследователями, коллекционерами по всему миру. "То, что сейчас мы видим, это оптимальный вариант сведения воедино всех уже имеющихся и добытых в ходе многолетнего изучения сведений и фактов", - сказал ИТАР- ТАСС Г. Табулдин. По его словам, в настоящее время в Казахстане проживают 27-е - 30-е поколения Чингисхана. "В основном до наших дней дожили потомки Жоши и Тулуя - старшего и младшего сынов Чингисхана от его супруги Борте. Что касается потомков Чагатая и Угэдэя, то их надо более чем тщательно исследовать, чем мы и занимаемся", - рассказал Г. Табулдин.
  15. В Казахстане составлено генеалогическое древо Чингисхана Алматы. 26 июля. Kazakhstan Today - В Казахстане составлено генеалогическое древо (шежере) Чингисхана с подробным описанием пяти тысяч его потомков. Уникальная таблица стала главной иллюстрацией книги "Чингизиды", которая на этой неделе выходит в Астане, передает агентство со ссылкой на информационный ресурс "Вести.Ru". Исследователи Гизат Табулдин и Анатолий Оловинцов работали над таблицей более 10 лет. За это время авторы проанализировали практически все имеющиеся на сегодняшний день литературные источники, сравнивали, сопоставляли, консультировались с учеными, частными исследователями, коллекционерами по всему миру. "То, что сейчас мы видим, это оптимальный вариант сведения воедино всех уже имеющихся и добытых в ходе многолетнего изучения сведений и фактов", - сказал ИТАР- ТАСС Г. Табулдин. По его словам, в настоящее время в Казахстане проживают 27-е - 30-е поколения Чингисхана. "В основном до наших дней дожили потомки Жоши и Тулуя - старшего и младшего сынов Чингисхана от его супруги Борте. Что касается потомков Чагатая и Угэдэя, то их надо более чем тщательно исследовать, чем мы и занимаемся", - рассказал Г. Табулдин.