OKEN

Пользователи
  • Число публикаций

    42
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

6 Обычный

О OKEN

  • Звание
    Пользователь

Контакты

  • ICQ
    0

Старые поля

  • Адрес:
    Kyrgyzstan, Bishkek

Недавние посетители профиля

2 442 просмотра профиля
  1. Мне вот интересно, почему Карачаево-балкарский сильно схож с кыргызским? Хотя по идее ногайский, башкирский, татарский или казахский намного ближе географически. слушая новости можно даже спутать. У кого какие могут возникнуть теории?
  2. Похоже, что так. Единственное судя по лицу он ещё жив и взгляд осмысленный, будем надеяться что ранен.
  3. В своем исследовании ученый отмечает, что во введении к «Словарю» Махмуд Кашгари, говоря о себе, пишет, что принадлежит к основному племени тюрков1. Уйгуровед Имин Турсун предполагает, что Махмуд Кашгари происходит из уйгурского племени яглагар, которое в течение нескольких веков находилось у власти, и является одним из потомков Караханидов2. По сведениям арабского историка Ибн ал-Асира, Махмуд Кашгари являлся внуком Мухаммада Бограхана, правнуком Юсуфа Надырхана и праправнуком Абул Хасана Харуна. Отец Махмуда – Хусейн ибн Мухаммад был просвещенным для своего времени человеком, умным и находчивым. Будучи эмиром Барсхана, что на Иссык-Куле, в 1056–1057 гг. Хусейн принимал меры по установлению мира и спокойствия среди местных жителей. По свидетельству некоторых исследователей, М. Кашгари родился в г. Барсхан на берегу Иссык-Куля. Но профессор А. Нарынбаев, учитывая данные, содержащиеся в «Словаре тюркских языков» великого ученого, предполагает, что Кашгари родился и вырос в селе Азиг Опальского района3. Так, сам Махмуд пишет, что «Азиг и Опал – это названия нашей деревни, родины»4. Опал расположен в 45 км в юго-западном направлении от Кашгара. Согласно кыргызскому историку Т.Чоротегину, Махмуд Кашгари в «Диване» пять раз использует термин «кыргыз». Он также отмечает, что наряду с другими народами (тюрки, туркмен-огузы, чигил, ягма) Кашгари «исследовал города и долины кыргызов». Язык кыргызов, пишет М.Кашгари, мало чем отличается от литературного языка его времени (языка чигилей, т.е. основного населения Караханидского каганата). В результате, он делает вывод, что «кыргызы – один из родов тюрков»2. Т. Чоротегин категорически утверждает, что М. Кашгари нигде и никогда не называл себя уйгуром. По убеждению средневекового мыслителя, уйгуры – это оседлый народ, говорящий на тюркском языке и проживающий на востоке мусульманского мира, и даже на своей карте Уйгурское государство он располагает на востоке Караханидского каганата.
  4. Бограхановский язык – письменно-литературный язык, распространенный в Караханидской державе (940–1212 гг.), на территории которой, как мы уже отмечали, обитали разные тюркские и восточно- иранские этносы – чигили, ягма, карлуки, тухси, аргу, кенжеки, халаджи, атакже некоторые группы кыргызов, кыпчаков, огузов, уйгуров. Главенствующим этносом в Караханидском государстве в Х–XIв. были чигили, и язык данного этноса, по всей вероятности, сыграл наибольшую роль в формировании бограхановского языка. язык поэмы «Кутадгу билиг» представляет образец литературного языка высокого стиля, весьма популярного в свое время, однако давно оторвавшегося от народной (караханидской) основы, которая сама впоследствии бесследно исчезла, растворившись в других языках. Этот литературный памятник принадлежит не одному, а всем тюркоязычным народам и является их общим достоянием, общим культурным богатством2. Данный вывод подтверждают и исследования ряда других ученых. Так, например, М. Н. Хыдыров и А. Матгазиев отмечают лексические, грамматические и другие особенности, роднящие современный туркменский и староузбекский языки с языком поэмы Ж. Баласагына3. О фонетическом и лексическом сходстве «Кутадгу билиг» и «Ровнак ал-Ислам» говорит туркменский ученый З. Б. Мухамедова1. В. И. Асланов прослеживает лексические параллели между «Кутадгу билиг» и диалектами азербайджанского языка. Он даже уверен, что без учета материала «Кутадгу билиг» изучение исторической лексикологии азербайджанского языка не может быть полным2. К.Аширалиев приводит ряд доводов, что Юсуф Баласагуни пользовался родственным диалектом, более близким кыргызскому языку, нежели другим тюркским языкам3. Таким образом, работа Жусупа Баласагына «Кутадгу билиг» является первым энциклопедическим произведением не на официальном литературном языке, каким в то время являлся арабский язык, а на родном языке тюрков, на своеобразном праязыке современных кыргызов, казахов, узбеков, уйгуров и др.
  5. Сфера влияния поэмы Жусупа Баласагына не исчерпывается лишь древнетюркскими памятниками литературы. Интересно заметить, что А. Х. Касымжанов видит определенную связь «Кутадгу билиг» с кыргызским эпосом «Манас». Он, в частности, отмечает, что оба этих культурных памятника близки по времени создания и по территориальному признаку. Одно из благодатных мест, описываемое как отчий край, – долина Таласа – находит выражение в образах, близких по своей красочности и эмоциональной насыщенности в обоих произведениях. В них пересекаются историко-этнические реалии. Видеологической основе «Манаса» и «Кутадгу билиг» видны общие пласты, отражающие процессы традиций и духовных перемен, произошедших много веков назад и связанных с принятием ислама. Доисламские шаманистические, зороастрийско-тенгрианские верования присутствуют в текстах наряду с сугубо мусульманской идеологией
  6. Алиев Асилбек в своей диссертации ВОСТОЧНЫЙ РЕНЕССАНС И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСТАНА И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (X в. – первая треть XVI в.) пишет: Жусуп (Юсуф) был родом из тюркского племени чигили – одной из карлукских ветвей, относительно которых мы располагаем определенными сведениями. Так, в анонимном сочинении «Худуд ал-Алам» (Хв.) отмечается: «Предметов дохода у них много, живут они в шатрах и в палатках, а городов и деревень у них мало, и (основные статьи) их благосостояния и дохода – это коровы, овцы и лошади. Некоторые из них поклоняются солнцу и звездам; люди они добрые, общительные и приятные; правитель – из них же»2. В определенной степени данные сведения дополняют строки из сочинения XV в. «Аджа„иб ал-булдан» («Диковинки стран») Низам ад-Дина ал-Бирджанди: «Чигили – один народ [из] тюрков. Они поклоняются тому месту, где женятся падишахи, [а также] звезде Канопус, созвездиям Близнецов и Большой и Малой Медведицы, а Сириус в созвездии Большого Пса называют богом всех богов»3. Известно также, что столицей чигилей был город Яр, который находился на южном берегу озера Иссык-Куль.
  7. итоги: название отдельных кыргызских родов и племён тождественны с племенами Караханидов и моголов, местная топонимика, русско-советские источники, лингвистика, отдельная устная память и санжыра. И самое главное логика вещей - тюрко-монгольские племена всегда невзирая на географию и политико-географическое устройство активно перемешивались и входили на разных этапах в различные государственные образования региона. Но вместе с тем следует признать в ВТ в большей степени сохранились устное творчество и все.
  8. Такое ощущение мы на базаре и взвешиваем эти источники годны в наследство того народа, это нет ибо свежесть не совсем, а это пойдёт.
  9. А приводимые источники даже мусульманских, а не русских и советских не счёт? Это же не научно!
  10. Вашими словами этого мало творчество, как и язык могли перенять местные народы. У Вас есть не уйгурские источники, подтверждающие исход из других территорий караханидского образования в ВТ? Как быть с термином уйгур, существовавших уже в данную эпоху? Есть ли тождественность материальной культуры и др? Как быть с тем, что на начало 20 века население ВТ делилось по географическому признаку и не сильно отличалось друг от друга? К быть с тем, что на момент прихода могольских ханов местное население ВТ практиковало язычество?
  11. То есть у вас сохранились племена ягма, чигиль и карлук?
  12. Причём зачастую источники приводят данные по соседству с чигиль, ягма, тухси, и карлук, а Баласагуни отмечает чистоту тюркской речи. А те же уйгуры и по чистоте и месту обитания не стоят у него в первом ряду. Но уважаемому Бахтяру нужны другие не ангажированные источники. На мой взгляд вихрь монгольского нашествия вернее ареал боевых действий в большей степени затронул т.н. Среднюю Азию, тогда как жители ВТ сдались без боя, тем самым сохранились в большей степени. Знакомый историк-нумизмат из Бишкека сегодня так и заявил, что прямо наблюдается резкий спад в чекане местной валюты и производства ювилирных изделий с началом монгольской эпохи, и резкое затухание городской жизни, затем фиксируются собственно монголы (нумизматический термин) и сразу тимуриды. То есть все города существовавшие до Караханидов, во время Караханидов и после были стёрты именно в монгольскую эпоху, а не прекратили своё существование с распадом караханидского образования и массовой миграцией в ВТ.
  13. Вы бы не были таким категоричным. Давно за Вами наблюдаю и заметил, что редко кого цитируете и все грозитесь привести загадочные источники, которые в противовес россйско-советским ученным подтвердят вашу позицию. И где они? Если взять за основу СССР и его распад, огромная территория Караханидского государства, затем и Моголистан вобрали в себя много народов, племён и родов, которые после распада образований продолжала жить на своей территории и дальше. Потом эти племена в угоду политической конъюнктуры перенимала обычаи, образ жизни, религию и фольклор господствующего народа и постепенно утрачивала собственные. Вы являетесь осколочной частью, другие другой.
  14. Я также думал, читая учебники, а когда съездил и посмотрел исторические городища в прииссыкулье, восточном притяньшаньше и чуйской области и разочаровался - эти городища, включая столичное городище Бурана малые по размеру. Городские шахристаны которых редко превышают 500x700 метров. Думаю города у Караханидов играли роль торгово-ремесленных центров для кочевого населения.
  15. Алиев Асилбек в своей диссертации ВОСТОЧНЫЙ РЕНЕССАНС И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ КЫРГЫЗСТАНА И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (X в. – первая треть XVI в.) пишет: кыргызы упоминаются в труде арабского географа X в. ал- Истахри «Китаб масалик ал-мамалик» («Книга путей государств»), в которой он пишет: «Эти горы... стоят обособленно от Мавераннахра. растягиваясь до глубинной территории тюрков вплоть до местностей Илак (нынешний Ангрен. – А. А.) недалеко от кыргызов и Шаша (Ташкента. – А. А.). В географическом труде на персидском языке «Худуд ал-аалам» («Границы Вселенной»; автор неизвестен), датируемом 982г., содержатся интересные данные о кыргызских земельных владениях, находившихся, помимо Енисея, и на других территориях. Например, описывая тогуз-огузцев, живших в Турпане, автор отмечает, что не только с севера от них, но и на западной стороне живут отдельные группы кыргызов. В этом же источнике указано, что кыргызы правили городом Пепчул (нынешний Уч-Турпан либо Аксу в Восточном Туркестане). В некоторых источниках кыргызы упоминаются как соседи родов чигил и ягма, граничивших с ними в Кашгарском регионе, а также об одной группе кыргызов, жившей западнее от кочевого рода тухсы на Тенир-Тоо. В труде Мухаммед ибн Нажиб Бекрана «Жахан-наме» («Книга о мире») на персидском языке (XIIIв.) говорится о горном кряже, протянувшемся от Ферганы на восток, и о степных просторах, раскинувшихся до «кыргызской земли». В. В. Бартольд приводит сведения из письменных источников о расселении племени чигили на Центральном Хантенгри и в Чуйской долине3. Автор сочинения «Худуд аль-аалам» («Границы мира») упоминает об их поселениях в Иссык-кульской котловине. Персидский ученый эпохи средневековья Гардизи считает, что чигили обитали на южном и восточном берегах Иссык-Куля. О том, что чигили имеют прямое отношение к кыргызам, свидетельствует следующий факт. Известный русский ученый-географ П. Семенов-Тян-Шанский во время путешествия по северному Кыргызстану в 1856 г. встречался и имел продолжительную беседу с кыргызским манапом Боромбаем, который говорил, что его род происходит из древнего рода чигилей4. Посол Суньской династии Китая Ван Яндэ, побывавший в X в. на Восточном Тенир-Тоо, в т. ч. и в Уйгурском государстве в Турпанской долине, указывал о наличии там представителей тюркских родов, кыргызов и ягма, проживающих в небольшом количестве на южной стороне Восточного Тенир-Тоо. В 1120 г. Шараф аз-Заман Тахир Марвази в работе «Таба, „и„ал-хайаван» («Природные свойства зверей») пишет, что кыргызы являются одним из тюркских родов. Здесь имеется в виду группа кыргызов, проживавших на Тенир-Тоо: «Они расположились в юго-западных и южных сторонах городов– Куча и Арк. Тахир Марвази также отмечает, что западнее от группы туркестанских кыргызов жили племена ягма и карлуки. Другими словами средневековые авторы описывая ярма, чигиль нередко отмечают соседство с кыргызами. Такие племена, как мундуз, кыпчак, ай туу, кун туу, упоминаемые в поэме «Благодатное знание» Жусупа Баласагына, по сей день проживают на всей территории Кыргызстана и являются основными племенами и родами кыргызов.