Гюрга

Пользователи
  • Число публикаций

    47
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

0 Обычный

О Гюрга

  • Звание
    Пользователь

Старые поля

  • Адрес:
    Николаев
  1. У царицы-регентши Сююмбике предводителем ханской гвардии был Кучак. (Казанский летописец: "О любви блудной со царицею улана Кощака".) Темучин(Чингисхан) учредил привилегированный отряд своих телохранителей, из которых потом выросла своеобразная гвардия — кэшиг. Изыскания Кафедры русского языка http://www.karelia.ru/psu/Chairs/RusLang/u3.html : Кощег царь Трипетович Кощей Трипетович Кощерище, царище Кощей бессмертный Кощуй Трипетовой Кощей Трипетов, царь земли Жидовской Кащик Невмирущий – по-украински По совокупности признаков Кощей Бессмертный, а точнее Кащик - это хазарский командующий элитных войск. А так как хазары - тюрки, то получается этот термин тюркский. Что на тюркских наречиях означает Кощак (Кучак) или Кащик, кэшиг?
  2. Тетон "...Если Вы имеете в виду перевернутый трезубец, то он есть на монетах Улуг-Мухаммеда и Девлет-Берди (правда, без Гирейской черты сверху). А вот про Шадибека не помню. Вообще-то конечно темная история с истоками Гиреев, и отделить вымыслы от реальности сложно. Но вот еще один признак не-ханского ранга отца Хаджи-Гирея - правда, очень косвенный и притянутый за уши. В ярлыках некоторых ханов упоминается не только отец правителя (Ля-ля-Гирей ибн Такой-то), а идет целая цепь насабов: Сахиб-Гирей-хан б. Менгли-Гирей-хан б. Хаджи-Гирей-хан, Девлет-Гирей-хан б. Мубарек-Гирей б. Менгли-Гирей-хан б. Хаджи-Гирей-хан - и т.п. Т.е. перечисление обрывается на Хаджи-Гирее. Мне кажется, здесь могла сказаться "немонархичность" его отца - иначе с удовольствием протянули бы насабы до Тохтамыша (поскольку считали его первым правителем Юрта). " Лучше всех свою родословную знал сам Хаджи-Гирей. Вот что он сам про себя пишет на могиле Джанике-ханум: "Мечеть эту благословенную построил в году 859 (1455) великий султан и высокий хакан, властелин царей арабских и аджамских Хаджи-Герей хан, сын Гияседдина …, сына Эртогмаза …. Да одарит его Аллах длительным правлением". (Эвлия Челеби "Путешествия по Крыму" 1666г) Гияс ад-Дин – распространённое мусульманское имя, а известного Чингизида по имени Эртогмаз нет!! Эртогмаз – это тюркское имя!!! Эртогмаз - бувально, "да не родится мужчиной". Здесь отражена тюркская традиция давать имя-обманку с целью запутать зловредных духов. Если в семье все дети умирали в младенчестве, то новорожденному ребенку могли дать "нечеловеческое" имя (н-р, название предмета или животного/птицы), а если мальчики умирали, а девочки выживали (и наоборот), то мальчик мог получить "женское" имя .
  3. Возможно "болгары"-"булгары" - для китайцев "горцы", но в причерноморских степях соседи-тюрки запомнили их как: булгъа- 1. мешать, перемешивать, взбалтывать; мутить (воду); 2. тревожить, нарушать, возмущать (покой); возбуждать, подстрекать; булгъар киши - подстрекатель; ср. болгъа-. булгъавцу - мятежник, бунтовщик. булгъама - смятение; ср. булгъамак, булгъамакъ, булгъамах. булгъамак - нарушение (покоя), беспокойство; ср. булгъама, булгъамакъ, булгъамах. булгъамакъ - 1. смятение, тревога, беспокойство; 2. бесчинство; ср. булгъама, булгъамак, булгъамах. булгъамах - 1. смятение, паника; 2. волнения, беспорядки; болунду бу вахтында булгъамахнын - случилось это во время волнений; ср. булгъама, булгъамак, булгъамакъ. булгъан- возвр. -страд. от булгъа- 1. перемешиваться, взбалтываться; мутиться (о воде); 2. тревожиться, волноваться, приходить в смятение; 3. быть запятнанным, осквернённым. булгъангъан 1. перемешанный, взболтанный; 2. встревоженный, обеспокоенный; 3. подавленный, деморализованный. булгъанчы - подстрекатель; интриган; провокатор; бунтарь. булгъанчылых - смущение, замешательство. булгъаныс- смешаться; ср. булгъаныш-. булгъаныскан - 1. взболтанный, перемешанный; 2. встревоженный. булгъаныслык - беспокойство, тревога, волнение. булгъаныстыр- вносить путаницу, беспорядок; ср. булгъаныштыр-. С другой стороны Иордан в "Гетике" приводит название соседних племен: - акациры - альциагиры - сабиры - гунны - хунугуры другие источники дают: - кутургуры - утургуры - авары - абделы - эфталиты - теле 1.Как с помощью Вашей методологии можно трактовать названия этих племен? 2.Объясните с помощью Вашей методологии почему "альциагиры" и "кутургуры" есть полные СИНОНИМЫ? Учтите, что эти племена - самые западные гунны в V-VIвв и находятся на одной территории: Крым, Северное Причерноморье. И так их называют разные источники. 3.Вопрос ко всем: какие есть версии перевода названий племен с разных тюркских или монгольских языков?
  4. Да, буквальный перевод Савир -(сав_ир) - здоровый мужчина Кутургур (кудрат-)- сила, мощь, могущество; кудратлы - могучий, могущественный Но есть и къутур- бесноваться, свирипеть, беситься; къутурган - бешеный, разъяренный Утурулук - противоположность, контраст; утурула - противостоять Авара, абара - великий, большой, гигантский (но это монгольский или калмыкский). Еще раз подчеркну: одно дело какой смысл вкладывали племена в самоназвание, и другое дело, какой смысл вкладывали в их название соседние племена. Авары, скорее всего, сами себя считали "великими" и "большими", а соседи их считали "скверными,плохими, беспокойными скитальцами"
  5. Это ответ ребенка, типа, баба Яга против. Конкретней, что не так? Ссылки на источники и тюркские словари приветствуются. Если в лексиконе Ваших предков отсутствуют переводы названий вышеназваных племен, то это не значит, что в других тюркских языках этих переводов нет. Например, в узбекском "кутургур" - бешенный, безумный.... PS Над переводом названий гуннских племен бьются 1500 лет Не забывайте, что это именно те гунны, которые на всех с.али на скаку с высоты своих коней
  6. Безумство храбрых Как много зависит от правильного перевода источника и точного воспроиведения не переводимых названий племён. Проведём маленькое расследование: проанализируем два перевода одного отрывка из произведения ИОРДАНА “GETICA” 1. ИОРДАН О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ (“GETICA”) (Вступительная статья, перевод, комментарий Е.Ч.Скржинской 1960г.) К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты. Далее за ними тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим. А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами, но места их поселений разделены: альциагиры — около Херсоны, куда жадный купец ввозит богатства Азии; летом они бродят по степям, раскидывая свои становища в зависимости от того, куда привлечет их корм для скота; зимой же переходят к Понтийскому морю. Хунугуры же известны тем, что от них идет торговля шкурками грызунов; их устрашила отвага столь многочисленных мужей 2.Отто Дж. Маенхен-Гельфен «МИР ГУННОВ» Исследования их истории и культуры 1969 (1973) (Перевод с английского В.С. Мирзаянова) http://kitap.net.ru/archive/6.php http://www.libriz.net/book/25361-mir-gunnov-issledovanie-ih-istoriii-kulturi.html К югу от них располагается наиболее мощный народ акатзири, незнающий о сельском хозяйстве, который живет на своих стадах и охоте. За ними[Акатзири] растянулись выше Понтийского моря территории булгар, которых сделали известными наказания за наших грехи. После них гунны, подобно гроздьям могущественных рас, родили два бешенных народа. Один народ назывался алтзиагири, другой – савири. Эти держали отдельные территории; около Херсонеса алтзиагири, где купцы импортируют товары Азии. Они летом продвигались через долины, рассыпались по территориям, насколько пастбища табунов манили их. Зимой они опять уходили к берегам Понтийского моря. После них имеются гунугири, хорошо известные из-за их торговли мехом горностая. Перед ними дрогнула отвага многих смелых людей. - “сильнейшее племя акациров” и “мощный народ акатзири” Отто Дж. Маенхен-Гельфен довольно убедительно опроверг переводы “акациры”-“акатзири”, как “лесные люди” или “белые хазары”. Отмечает хрупкость воспроизведения этнонима. А дальше признается: “Я не имею никакой этимологии для акатири.” Поизгаляемся и мы. Берем в руки тюркский словарь: Акатиры (ак_ат_иры) – белой лошади люди Окатиры (ок_ат_иры) – стрелой стреляющие люди Акачиры (акъайча_иры) – мужественные люди (на мой взгляд наиболее вероятное значение) Молодца Иордан. 1:0. - “два свирепых народа альциагиры и савиры” и “два бешенных народа алтзиагири и савири”. Термин альциагиры, алтзиагири привёл только Иордан. Впечатляют эпитеты, которые применили переводчики для обозначения народов – свирепые и бешеные. Заглянем в тот же тюркский словарь: Алтзиагиры, альциагиры (алджа_ эгеры, алдза_ эгеры) – безумные, сумашедшие, яростные, бешеные всадники или наездники (а возможно беснующиеся на могиле “гур”) Известно, что область низовьев Днепра и Дона занимал народ кутургуры. Родственные им утургуры жили на Кубани в Восточном Приазовье. Кутургуры – сошедшие с ума, бешенные, яростные, безумные, вспыльчивые, неистовые, разъяренные, взбесившиеся, неустрашимые, буйные всадники или наездники Утургуры – (утурулук) - сидящие, оседлые, непоседливые (К аналогичному результату пришли Шабашов А.В. и Шабашова М.Н. «…уточняющие первые части этнонимов: кутур (в ряде других тюрк. яз. — кутуз, кудуз) переводятся: “бешеный”, “вспыльчивый”, “возбужденный”, а утур (~отур) — “непоседливый” и повелит. наклонением (или инфинитивом) глагола отурмак — “сидеть”. Таким образом, оттенялась большая оседлость утургуров — “сидящих, оседлых”; Шабашов А.В., Шабашова М.Н. (Одесса) Этнонимия и антропонимия праболгар в связи с реконструкцией их ранней истории) Вывод: “алтзиагиры” - “альциагиры” и “кутургуры” полные синонимы. Молодца Иордан! Дубль. 2:0! А кто умел готовить безумно бешеных сабир, утургуров и кутургуров? Авары! Это про них сказал хан Истеми: "Авары не птицы, чтоб, летая по воздуху, избегнуть мечей тюркских, они не рыбы, чтоб нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины, они блуждают по поверхности земли. Когда покончу с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил". Из китайских источников известно, что на Востоке авары имели дело с племенами длиных повозок – теле, телесцами. В том же словаре находим: Тели (дэли, тэли) – безумный, сумасшед¬ший, глупый. Мы движемся в правильном направлении. Так кто же тогда сабиры (савиры, сувары)? Попробуем перевести этноним “сабир”: сабир - мести (метель, пурга, вьюга) себерэ - татарское "дует" сэвара – единодушные, согласные (на мой взгляд наиболее вероятное значение, но племя может называть себя как угодно, главное какой смысл вкладывают в название этого племени их соседи) сабил – безнадзорные (ротация буквы "р" на букву "л") себерелу – перен. вести распутную жизнь сиббэлен – безумный, невменяемый (ротация буквы "р" на букву "л") То есть сабиры это “сиббэлен” те же безумцы? Хет-трик Иордана? 3:0? Или спорный мяч? Так хочется выдать желаемое за действительное ! - “прославленные нашими несчастьями булгары” и “известные нашими наказаниями булгары” В том же словаре: Булгары (булгъа-) - мешать, перемешивать, взбалтывать; мутить (воду); 2. тревожить, нарушать, возмущать (покой); возбуждать, подстрекать. “Мутные” булгары не слишком отличаются от безумных альциагиров. Кстати: авара - 1. беспокойство, тревога; 6еспокойный; 2. беспо¬койство, заботы; авара эт- беспокоить, утруждать, обременять; авара кыл¬дылар - они побеспокоили, поме¬шали [заняться делом]; 3. скверный, плохой; неудачный; ишлер авара - дела плохи; авара ол- блуждать, скитаться; авара ва шаргидан болурсын йарда - блуждающим и скитающимся будешь ты на земле; ср. аварэ абдал - глупец. Второе название эфталитов – абдел. Выводы. 1. Гунны Иордана – тюркоговорящие. 2. Такое впечатление, что Иордан знал тюркский язык этих гуннов. Уж больно он точно передал этноним в “натуре” и применил правильные эпитеты. Прикольно то, что люди говорящие на языке этих гуннов до сих пор живут в Крыму. 3. Интересно в каких еще тюркских языках сохранились слова “алджа-“ (“алдза-“) в значении безумные, сумашедшие, яростные, а также “акъайча” – мужество? 4. Сабиры: сиббэлен – безумный, невменяемый. Вопрос к лингвистам: возможна ли в данном случае ротация буквы "р" на букву "л"?
  7. Клятва Святослава Почему Святослав при заключении мирного договора с греками дал тюркскую клятву? Повесть временных лет – Типографский список [4] (ПВЛ): ...да имеемъ клятву отъ бога, в негоже веруемъ, въ Пероуна и въ Волоса, скотиа бога, и да будемъ злати, яко злато, и своимъ оружиемъ да изсечени боудемъ... Перевод академика Лихачева Д.С. [3] : ...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем... Для сравнения: "Книга городов" арабского географа Ибн ал-Факиха ал-Хамадани [1] (начало X в., ~903 г.): "И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду". Влияние тюрков – кипчаков на монгольскую дипломатию (Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» [8] http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) Формулировки клятвы первых русских князей Олега и Игоря, отца Святослава, практически совпадают. Они клянутся перед ликом богов на своем оружии. Конечная фраза: будем убиты своим оружием [3]. Кстати, русские князья и их воины клялись на славянский лад, кладя обнаженный меч на землю. Германские же народы при клятве вонзали меч в землю. Клятва Святослава другая: “...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем...” [3] Формулировка: "будем желты, как золото" полностью совпадает с формулировкой по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да пожелтеешь ты, как это золото". Возможно имелось ввиду дар-проклятие царя Мидаса? Но это перевод с древнерусского академика Д.С.Лихачева. Академику, в общем то, надо доверять. Возможно, для настоящего витязя злато - презренный металл? Святослав имел ввиду - да будем презираемы... Кодекс чести во фразе "Иду на Вы" князю Святославу приписывает автор ПВЛ. А вот современник Святослава - Добрыня (я имею ввиду былины цикла Добрыня) в упор не видит подвигов Святослава. Настоящий витязь не будет тысячами сажать на кол и резать мирных граждан (болгар-мисян). Святослав не витязь, он чистой воды наемник, вышедший из под контроля. (Лев Диякон “История”[15]) В зависимости от примесей (лигатуры) золото имеет много разных оттенков. Для славян характерно выражение: красно злато. Судя по поговоркам и пословицам, например, “терпение – желтое золото”, для тюрок золото асоциируется с желтым цветом. "Будем желты, как золото" – очевидно, имеется ввиду такая хворь, как желтуха или желтая лихорадка. Формулировка: "своим оружием посечены будем" суть одно и то же фразы: "отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо" Формулировка третьей части клятвы по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары" - прозрачный намек на мужскую силу (импотенцию, кастрацию, мужеложество). У Святослава: "будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота". Возможно проклятие богов для греков более весомый аргумент чем предмет женского белья. Может просвещенных греков не очень то убедишь женскими портками; и был ли этот предмет женского туалета у славянских или греческих женщин тысячу лет назад? Но с другой стороны возникает вопрос: в чем заключается проклятие богов? Может проклятие Перуна и Волоса именно направлено на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество? Что скорее всего так и есть. Вывод: по всем трем пунктам клятва Святослава совпадает с тюркской клятвой. Это тюркская клятва! На фоне прически Святослава (Лев Диакон "История"[14]) и тюркских формулировок клятвы "будем желты, как золото"(ПВЛ [3]) возникают ряд вопросов: 1.Почему Святослав предпочел клятве отцов клятву тюрков? 2.Где Святослав проходил "курс молодого бойца"? 3.Какое действительное происхождение матери Святослава – княгини Ольги? Судя по сведениям из ПВЛ [3] и былин [11], [13], Малк Любечанин, как вассал, воспитывал своих детей, брата и сестру - Добрыню и Малушу, при дворе княгини Ольги. Судя по "Запискам..." Ибн Фадлана [5], княгиня Ольга воспитывала сына при дворе сюзерена: хазарского царя. Есть ли основания для этого предположения? Ибн Фадлан "Записки..." (922 г.)[5]: "...Сын царя славян (царя булгар Алмуша) (находится) заложником у царя хазар." По Ибн Фадлану [5] (продолжение Йакута [6]) до 25 царей подвластны хазарскому правителю и, соответственно, с моей точки зрения, являются данниками хазар. Кроме того, дочери и сыновья подвластных правителей были заложниками или воспитанниками при дворе хазарского царя или, можно и так сказать, хазарский правитель был для них АТАЛЫКОМ или АТАБЕКОМ (ребенка поручали особому воспитателю (атабеку), и тот обучал его всему, что нужно было будущему государю). Из дипломной работы (Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000))) [10]: “ М.Г. Халанский [9] (1902 г.) заметил, что Ольга в поздних источниках называется иногда не только псковитянской, но и дочерью князя Тмутаракана. «Жена же ему Ольга, родом плесковитинка, дщи князя Тьмуторокана». Исследователь предположил, что известие о происхождении Ольги от князя Тьмутаракана или половецкого князя Торокана может свидетельствовать о ранее существовавшей связи между преданием о женитьбе Игоря и походе руссов в Тавриду. Догадка М.Г. Халанского получает действительный вес в связи с публикацией в 1912 г. так называемого Кембриджского документа [7] - письма хазарского еврея X века, упоминавшего о походе русского князя ХЛГУ (Олега?) на Тмутаракань. Кембриджский документ или документ Шехтера был доставлен в библиотеку Кембриджского университета Соломоном Шехтером в 1896 г. из генизы (хранилища рукописей) Каирской синагоги в составе коллекции еврейских и арабо-еврейских рукописей. В настоящее время подлинность письма не вызывает сомнений. Сравнение истории захвата Тмутаракани и столицы Индейского царства (царства Иудейского) в былине о Вольге Всеславиче приводит к открытию ряда общих мест. 1) Вольга в былине невидимым проникает во дворец царя Салтыка и подслушивает планы врагов. ХЛГУ овладевает городом, воспользовавшись отсутствием в САМКРЦЕ начальника местного гарнизона, о чем ХЛГУ разумеется заранее стало известно. 2) ХЛГУ Кембриджского документа захватывает город наездом, практически без сопротивления, ночью, «воровским способом». Вольга проникает в город с помощью колдовства, превратив своих воинов в муравьев и испортив вооружение врага. 3) ХЛГУ Кембриджского документа и Вольга былины захватывают в городе богатую добычу и пленных. С учетом гипотезы М.Г. Халанского о причинах появления «тмутараканской генеалогии» княгини Ольги можно сделать предположение о существовании в древние времена былинного предания о походе Олега на Тмутаракань с целью добывания невесты для Игоря, исторической основой которого послужил упоминаемый в Кембриджском документе поход ХЛГУ на Тмутаракань.” По "Кембриджскому докумету" (ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА) [7] хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Обратно вернулось десяток ладей во главе с князем Игорем - отцом Святослава (ПВЛ и Лев Диакон "История"[14]). То есть где-то с 940 г. по 965 г. русь была под властью хазар и платила им дань. Соответсвенно, сын княгини Ольги (аналогично сыну царя Алмуша) должен был быть заложником / воспитанником у царя хазар и прошел “курс молодого бойца”. Такие были нравы. Достаточно подробно вопрос взаимоотношений хазар и руси в этот период комплексно рассмотрен в коментариях к публикации «ИБН МИСКАВЕЙХ КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ» [2] http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm [1] ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ “ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ” АХБАР АЛ-БУЛДАН (ГЛАВЫ "О ТЮРКАХ" И "О НЕКОТОРЫХ ТЮРКСКИХ ГОРОДАХ И ОБ ИХ ДИКОВИННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ" МЕШХЕДСКОИ РУКОПИСИ КНИГИ ИБН АЛ-ФАКИХА АЛ-ХАМАДАНИ «ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ») [2] ИБН МИСКАВЕЙХ “КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ” (http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm) [3] “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” (в переводе Д.С.Лихачева) [4] “ЛЕТОПИСЬ ПО ТИПОГРАФСКОМУ СПИСКУ” [5] Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу [6] Йакут “Географический словарь” [7] П.К.Коковцов “ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА” (Кембриджский документ) [8] Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» (http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) [9] Халанский М.Г. К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем // ЖМНП 1902, август, с. 304. [10] Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000)) [11] Былины цикла “Добрыня” [12] Былины цикла “Вольга” [13] Былины цикла “Дунай” [14] Лев Диакон "История" По изданию "Наука" 1998г. серия "Памятники исторической мысли" http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/diakon.htm [15] Обсуждение на форуме “История” (Gurga, Константин, Дядька, Mahmut)
  8. Караимы

    =>Может, им просто три выходных дня хотелось иметь?<= Напомню ~1000 лет назад процветало рабство. Ислам запрещает превращать в рабов мусумальн, иудеям запрещено превращать в рабов иудеев, христанам - христан. Следовательно, такая форма религии - вынужденная мера: ни одна падла не имеет право поработить по религиозным причинам.
  9. Караимы

    АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ (1050-1053). По правую сторону от страны сериров находится область Хайзан 89, жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину». В 10 фарсахах [от их города есть город] Хамрин 92, где находится дерево, не приносящее никаких плодов; каждую среду жители того города приходят, приносят всяких плодов, вешают их на то дерево, потом поклоняются ему и совершают там жертвоприношения. (сбой)
  10. Караимы

    Повесть временных лет В год 6494 (986г.). …пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?". ------------------------ Т.е. пришли «хазарские евреи» и сказали НЕТ у нас земли. В 986г Иерусалим принадлежал мусульманам и это чистая вставка летописца. Одно маленькое но: летописец в XI веке четко знал кто такие хазары и кто такие еврейские проповедники. ________________ Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу (Продолжение по Йакуту)(922г) …И обычай (правило) царя хазар(тот), что у него двадцать пять жен, (причем) каждая жена из их числа это – дочь кого-либо из царей, соперничающих с ним, которую он берет (себе) волей или неволей. И у него девушек наложниц для его постели шестьдесят, и только такие, которые отличаются красотой. И каждая из свободных (жен) и наложниц (находится) в отдельном дворце… ------------------------------------- Т.е. законные жены хазарского царя – дочери подвластных правителей(царей): булгар, алан, армян, славян…; мусульманки, христианки, язычницы… Так как у евреев в Xв не было царства, то еврейка могла быть только наложницей со всеми вытекающими наследственными и имущественными правами потомства – никакими. ------------------------------------- Для сравнения: Третья книга царств "возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего" (3,3), однако впоследствии он полюбил "многих чужестранных женщин". Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, "умножать жен" царям запрещал закон (Втор. 17,17). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль (Исх. 34,16; Втор. 7,1-3; Нав. 23,12.13). … не сумел до конца воспользоваться данной ему мудростью. Если Давид считал себя теократическим, богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Ягве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа. ...Библия отмечает религиозное отступничество Соломона. Торгуя с язычниками, заключая с ними союзы и беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы. Рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении. ----------------------------------- Евреи считают царя Соломона вероотступником - язычником. С их точки зрения царь хазар тоже язычник. Обратите внимание: Соломон для жен строил отдельные храмы, а жены жили вместе в одном серале. Царь хазар каждой жене построил свой юрт. Это пример типично тюркского варианта многоженства. _____________________________________ АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ (1050-1053). …По правую сторону от страны сериров находится область Хайзан 89, жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину». В 10 фарсахах [от их города есть город] Хамрин 92, где находится дерево, не приносящее никаких плодов; каждую среду жители того города приходят, приносят всяких плодов, вешают их на то дерево, потом поклоняются ему и совершают там жертвоприношения. (89 Так у Ибн Русте, <изд. де Гуе, 147>; в рукописи Гардизи - Джендан. 90 Ибн Русте <(изд. де Гуе, 147)> рассказывает то же самое об их царе. 92 Такое чтение предлагает де Гуе (Ибн Русте, 148), и правописание нашей рукописи довольно близко подходит к нему.) ____________________________________ Страна Хамзин (у Ибн Русте — Хай-зан) Джендан, т. е. Джидан (Гуннов), а у Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха она же называется царством Сувар по имени гуннов-савир. Это был первый хазарский город, который встретился Джарраху и Масламе в их походах к северу от Дербента. Сведения Ибн Русте относятся к IX веку. 1.С точки зрения христиан последователи такой религии – иудеи. 2.С точки зрения мусульман - ? 3.С точки зрения евреев – ? 4.Услугами какого судьи мог воспользоваться последователь такой религии в хазарской столице Итиле? - (это по-поводу легенды о выборе веры - народу предоставили право выбора) 5.Не известно сколько раз в день молились: 2, 3 или 5; на какой храм давалась десятина; какие исполнялись обряды; какие предпочитались праздники… 6.Нерабочие дни недели – пятница, суббота, воскресение, а у избранных - среда. Такое себе могли позволить свободные, богатые люди. 7.Среда – день жертвоприношений язычников-хазар. (см. Мовсес Каланкатуаци «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК» КНИГА ВТОРАЯ (Институт древних рукописей им. Маштоца – Матенадаран, Ереван, 1984 г.) (VII в)) 8.Религия накладывает отпечаток на название дней недели. Сравните названея дней недели чуваш(христиане), крымских татар(мусульмане), крымчаков (иудеи-талмуд), карайлар (крымские караимы) Название дней недели у карайлар: - йухбашкун (понедельник) – первый после святого дня - ортакун (вторник) – буквально: средний день, а возможно: день для гаданий (перед ристалищем??) - къанкун (ханкун) (среда) – кровавый день, ханский день (день жертвоприношений) – (день выбора правителя-хана) - кичэйнэкун (четверг) - буквально: малый день трезвости - айнэкун (пятница) - буквально: день трезвости - шаббаткун (суббота) – день отдыха - йухкун (воскресение) - буквально: святой день 9.Можно считать, что день недели – среда – есть маркер принадлежности народа к хазарской конфедерации. 10.Примите на веру: карайлар - это потомки хазарских царей и цариц. Я могу это сказать про карайлар. А можешь ли ты сказать это про свой народ? ;0)
  11. Куликовская битва

    Стрые записи по обсуждению Куликовской битвы на других форумах. ___________________________________ 1.В период с 1368 по 1377 Литва в союзе с Тверью соперничала с Москвой (4 похода под Москву и Тверь), причем, Литва вначале имела незначительный перевес. Только после присоединения новгородцев к москвичам в 1377 определилось явное превосходство Москвы. Следовательно, Литва и Москва в этот период имели приблизительно одинаковое по количеству войско, одного порядка, не может быть и речи отличие в разы. Кроме Ольгерда (период с 1368 по 1377) всю Литву собирал Витовт, в частности, в битве на р.Ворскле и в Грюнвальдской битве(ГБ). Историки оценивают количество литовских войск в ГБ от 10 до 15 тыс.человек, включая татарскую коницу ~2-3 тыс.всадников. Следовательно, чисто Московское войско по численности должно было быть этого же порядка 8-13 тыс. человек. (Что довольно точно совпадает с моими раними выводами) 2.В сязи с предыдущим выводом, максимальное количество воинов, которых Ягайло мог привести на битву ~10тыс человек. Но, если учесть, что в Литве была распря за власть, то это количество необходимо уменьшить минимум в двое. Итого, Ягайло вел до 5000тыс латников. Это количество одного порядка с 4000 генуэзцев. Что подтверждает сравнительно небольшое количество татарских войск (не сотни тысяч). Мамаю очень необходим был Ягайло: татары ждали литовцев до последнего момента. 3.В «Задонщине» и в «Сказание о Мамаевом побоище» делается акцент, что Мамай недалекий полководец, во всяком случае полководческие качества Мамая не описываются. Так ли это? Количество войск определяет тактику проведения битвы. У монгол(татар) начинал битву передовой полк. В полк входило до 30% воинов. Причем, это были самые опытные воины. Задача передового полка: нарушить строй противника и подвести его под удар основных сил. На полном скаку полк врезался в передовые ряды, и начиналась сеча. Зачастую после первого удара противник бежал, и победа достигалась силами только передового отряда. Если противник изволил проявить упорство, то совершался очень рискованный маневр (психологический трюк): полк разворачивался и бросался в бегство. После жесточайшей сечи на полном пределе сил, противник вдруг бежит! Естественная реакция обороняющихся: преследование. Строй нарушен. Что и требовалось. Причем бегство сопровождалось обстрелом преследующих из луков на скаку, которые при этом несли страшные потери. Уже не понятно было, кто кого побеждает. Дальше все как обычно: маневры и засада. Преследователей опрокидывали и гнали. Гнали далеко, до 500км (битва на Калке, битва на Ворскле, битва на Пьяне….). Обычно при беспорядочном бегстве погибает в ~10 раз больше, чем при активной обороне. А что было на Куликовом поле? В Типографской летописи читаем: «…Тогда же на томъ побоищи оубьенъ бысть на сступе князь Феодоръ Романовичь Белозерскый…» (следует перечень убитых князей, бояр, воевод..). Аналогичное словосочетание «на сступе» применено при описании Липецкой битвы 1216г: «…На томъ побоищи толико новгородець убиша на сступЂ…». Новгородцев «на сступе» погибло только 6 человек!!! Причем также после описания бегства противника. Что обозначает фраза «на сступе»? В каких источниках и в каком контексте применяется? Допустим, словосочетание «на сступе» есть украинское «нАступ», что на русский переводится как «наступлЕние». Тогда картина битвы вырисовывается немного другой, даже, можно сказать, совсем другой. Т.е. татары Мамая действовали по всем правилам своей тактики: жесточайшая сеча сменилась мнимым бегством с последующим уничтожением противника (отсюда и громадные потери, которые не возможны при простой обороне). Обратите внимание, если в битве на р.Воже упомянуты убитые татарские князья «…А се имена избитыхъ князей Татарскихъ: Хазибий, Коверга, Карубоулоукъ, Кострокъ, Бегичка.», то в битве на Куликовом поле не погиб ни один татарский бек!!! Другой вопрос: почему татары не вернулись для добивания? Ответ также в той же Типографской летописи: «…А Мамай тогда не во мнозе оубежа и прибеже в землю свою, виде себе обита и побежденна и посрамлена и поругана, и пакы гневашеся и яряшеся зело и събра остаточную свою силу, еще восхоте изгономъ ити на Роусь. И сице ему оумыслившу, и се весть прииде к нему, что идеть на него некый царь съ въстока, именемъ Тахтамышъ, исъ Синие Орды. Мамай же, иже на ны рать оуготова, и с тою ратью готовою поиде противу его. И сретошяся на Калкахъ, и бысть имъ бой, и царь Тахтамышь победи Мамаа и прогна его, Мамаевы же князи сшедше с коней своихъ и би челомъ царю Тахтамышю и давша ему правдоу по своей вере, яшяся подъ него, а Мамаа оставиша пороуганна…». Как далеко Мамай убежал «в землю свою»? Битва то была на територии Орды: «..Великый же князь Дмитрей Ивановичь пришедъ за Донъ в поле чисто въ Ординские земли, на оусть Непрядве реки…». Следовательно, Мамай и Тохтамыш возможно встретились сразу за р.Мечей, где и произошли все дальнейшие события, и Калку (речку или поле) надо искать недалеко от р.Мечи. А русские князья с удивлением константировали: враг убежал и не вернулся, поле боя за нами, значит мы победили. 1382 О Московскомъ взятии отъ царя Тахтамыша …Татарове же таки поидоша к городоу; гражане же поустиша на нихъ по стреле, они же паче своими стрелами стреляхоуть на городъ, аки дождь оумноженъ зело, не дадоуще прозрети, и мнозии стоящей на градныхъ забралахъ отъ стрелъ падахоу язвении, одолевахоуть бо стрелы Татарские паче, нежели градские, бяхоуть бо оу нихъ стрелци гораздни велми, овии отъ нихъ стояще стреляхоу, а инии скоро рищоуще, изоущени соуще, а друзии отъ нихъ на конихъ скоро ездяще на обе роуце, напередъ и назадъ, скоро и оулоучно, безъ прогрехи стреляхоу… 1.В сохранившихся источниках подробно описано начало Куликовой битвы, зато ее кульминация и финал рисуются чисто фольклорными красками. 2.Нет данных о пленных татарах или наемниках. 3.Нет данных об убитых татарских князьях (если в битве на р.Воже упомянуты убитые татарские князья «…А се имена избитыхъ князей Татарскихъ: Хазибий, Коверга, Карубоулоукъ, Кострокъ, Бегичка.», то в битве на Куликовом поле не погиб ни один татарский бек!!!). 4.В состав войск Мамая в качестве ополчения были набраны православные греки, про которых умалчивает летопись (Жанкасиус-Зих (Jhancasius-Zich), чья резиденция располагалась в Солгате (Solhat) был сторонником Мамая, вынудил администрацию Каффы провести мобилизацию ополчения в поддержку Мамая на Куликовом поле. В 1380 г. он разорил 18 селений из округа Каффы в наказание за отказ администрации этой колонии провести мобилизацию. (Самир Хотко ГЕНУЭЗЦЫ В ЧЕРКЕСИИ (1266–1475) ). 5.Итог битвы: Поле битвы осталось за русскими князьями. Войска русских князей понесли громадные потери (от 60% до 85%), при этом Мамай после отхода собрал оставшиеся войска и дал бой Тохтамышу. (для сравнеия в битве на р.Калка в 1222г погибло 90% русских войск) 6.Нет данных о дате битвы Мамая с Тохтамышем, которая произошла в период между 08.09.1380 – дата битвы на Куликовом поле и 28.11.1380г – дата подписания договора Тохтамыша с генуэзцами в Крыму (80 дней) Мои домыслы: 1.Количество воинов в войске кн.Дмитрия Донского ~24 - 25тыс чел (с учетом манеры передвижения русских войск на марше, сравнение количества войск Московского княжества и Литвы, финансовые возможности Московского княжества) без учета ополчения 2.Количество воинов в войске Мамая ~20 – 21 тыс чел (расчет по количеству командного состава с учетом манеры передвижения войск на марше, с учетом количества генуэзцов) 3.Генуэзцы если участвовали в битве, то как драбанты и арбалетчики (летом 1380 войско Генуи вело осаду Венеции, поэтому какое либо участие генуэзцев в битве на Куликовом поле под вопросом). 4.Татары применили тактику внезапного отхода с последующим отстрелом преследователей. Догнать легкую конницу тяжеловооруженными кавалеристами, это все равно, что пытаться вплавь догнать надувной шарик: вот он рядом, но ты уже тонешь (убит) В один колчан помещалось 20 стрел. Простая арифметика: если лучники попадут хотя бы по одному разу из двадцати, то потери русских войск будут значительны (страшно подумать, если попадут по два раза). 5.Битва Мамая с ханом Тохтамышем произошла непосредственно сразу за р.Меча. Мамай решил локальную проблему: разбил вспомогательное войско русских князей и перегруппировал войско против Тохтамыша за р.Мечей, где и произошли все дальнейшие события, и Калку (речку или поле) надо искать недалеко от р.Мечи. А русские князья с удивлением константировали: враг убежал и не вернулся, поле боя за нами, значит мы победили. 6.Название битва получила позже (в летописи нет термина «Куликовская»). Возможный перевод термина с тюркского «куллык» - подневольная служба; возможный перевод термина с тюркского «на Калкахъ» - «къулка» - рабыня – подразумевает захват Тохтамышем обоза Мамая с женами и детьми, что сподвигло эмиров и беков перейти на его сторону. 7.За период 80 дней Мамай после полного разгрома физически не смог бы осуществить сбор нового войска и дать бой на р.Калке. Передвижение от поля Куликова до Кафы 1500км приблизительно бы заняло 30 дней?, рассылка гонцов для сбора войска ?, сбор войска?, передвижение до Калки 500км – 20 дней?, обратное перемещение до Кафы – 10дней?, переговоры Тохтамыша с генуэзцами – 10дней?. После полного разгрома за 80 дней войско не набрать. 8.Самое идиотское предположение: засада действительно прогнала Мамая со товарищи, но никак не повлияла на ход всей битвы. Когда засадный полк вернулся, битва уже закончилась, татары собрали своих раненных и отошли на новые позиции (на встречу с Тохтамышем).
  12. Язык во времени. Классификация тюркских языков Лекция Олега Мудрака http://www.polit.ru/lectures/2009/04/30/mudrak.html ... И последняя веточка здесь. Туда входит караимский и крымско-татарский. Здесь надо уточнить, что мы называем «крымско-татарским». Крымскими татарами называют себя три разных народа. Это южные, северные и средние крымские татары. Южные крымские татары – это диалект турецкого языка. Это городское население побережья Крыма. Это язык огузской семьи. Северные – это ногайский язык. И есть средние крымские татары. Это отдельный язык. Ему родственен язык караимов, которые еще в начале XX-го века жили в районе Каунаса, Галича и Кракова.... Все эти три места являются столицами государств – Великого княжества Литовского, Галицко-Волынского княжества Данилы Галицкого и Польши (Речи Посполитой). Получается, что их расселение не является естественным. Они представляли собой особую категорию служилых людей или гвардию в ставке при правителях сначала Галицко-Волынского княжества, потом как правопреемников – Великого княжества литовского, и в последствии в Речи Посполитой. Вспомните Дикую дивизию Николая II - гвардейские части, которые делаются из этнически чуждого элемента, которому не дают слиться с окружающими. Эта судьба и у караимов, которые стали первыми служилыми тюрками у русских князей. Распад караимского и крымско-татарского как раз попадает на 1290-е годы. Это время экспансии Галицко-Волынского княжества, когда галицкие князья захватывают Волынь, Киев, территорию современной Украины, доходят вплоть до Смоленска. В это время начинается собирание земель в западной части Киевской Руси....
  13. Хазары

    _____________________________________ АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ (1050-1053). …По правую сторону от страны сериров находится область Хайзан 89, жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину». В 10 фарсахах [от их города есть город] Хамрин 92, где находится дерево, не приносящее никаких плодов; каждую среду жители того города приходят, приносят всяких плодов, вешают их на то дерево, потом поклоняются ему и совершают там жертвоприношения. (89 Так у Ибн Русте, <изд. де Гуе, 147>; в рукописи Гардизи - Джендан. 90 Ибн Русте <(изд. де Гуе, 147)> рассказывает то же самое об их царе. 92 Такое чтение предлагает де Гуе (Ибн Русте, 148), и правописание нашей рукописи довольно близко подходит к нему.) Страна Хамзин (у Ибн Русте — Хай-зан) Джендан, т. е. Джидан (Гуннов), а у Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха она же называется царством Сувар по имени гуннов-савир. Это был первый хазарский город, который встретился Джарраху и Масламе в их походах к северу от Дербента. ____________________________________ Сведения Ибн Русте относятся к IX веку. 1.С точки зрения христиан последователи такой религии – иудеи. 2.С точки зрения мусульман - ? 3.С точки зрения евреев – ? 4.Услугами какого судьи мог воспользоваться последователь такой религии в хазарской столице Итиле? - (это по-поводу легенды о выборе веры - народу предоставили право выбора) 5.Не известно сколько раз в день молились: 2, 3 или 5; на какой храм давалась десятина; какие исполнялись обряды; какие предпочитались праздники… 6.Нерабочие дни недели – пятница, суббота, воскресение, а у избранных - среда. Такое себе могли позволить свободные, богатые люди. 7.Среда – день жертвоприношений язычников-хазар. (см. Мовсес Каланкатуаци «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК» КНИГА ВТОРАЯ (Институт древних рукописей им. Маштоца – Матенадаран, Ереван, 1984 г.) (VII в)) 8.Религия накладывает отпечаток на название дней недели. Сравните названеи дней недели чуваш(христиане), крымских татар(мусульмане), крымчаков (иудеи-талмуд), карайлар (крымские караимы) Название дней недели у карайлар: - йухбашкун (понедельник) – первый после святого дня - ортакун (вторник) – буквально: средний день, а возможно: день для гаданий (перед ристалищем??) - къанкун (ханкун) (среда) – кровавый день, ханский день (день жертвоприношений) – (день выбора правителя-хана) - кичэйнэкун (четверг) - буквально: малый день трезвости - айнэкун (пятница) - буквально: день трезвости - шаббаткун (суббота) – день отдыха - йухкун (воскресение) - буквально: святой день 9.Можно считать, что день недели – среда – есть маркер принадлежности народа к хазарской конфедерации.
  14. Хазары

    ------------------------- Повесть временных лет В год 6494 (986). …пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?". ------------------------ Т.е. пришли «хазарские евреи» и сказали НЕТ у нас земли. В 986г Иерусалим принадлежал мусульманам и это чистая вставка летописца. Одно маленькое но: летописец в XI веке четко знал кто такие хазары и кто такие еврейские проповедники. ________________ Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу (Продолжение по Йакуту) …И обычай (правило) царя хазар(тот), что у него двадцать пять жен, (причем) каждая жена из их числа это – дочь кого-либо из царей, соперничающих с ним, которую он берет (себе) волей или неволей. И у него девушек наложниц для его постели шестьдесят, и только такие, которые отличаются красотой. И каждая из свободных (жен) и наложниц (находится) в отдельном дворце… ------------------------------------- Т.е. законные жены хазарского царя – дочери подвластных правителей(царей): булгар, алан, армян, славян…; мусульманки, христианки, язычницы… Так как у евреев в Xв не было царства, то еврейка могла быть только наложницей со всеми вытекающими наследственными и имущественными правами потомства – никакими. ------------------------------------- Для сравнения: Третья книга царств "возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего" (3,3), однако впоследствии он полюбил "многих чужестранных женщин". Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, "умножать жен" царям запрещал закон (Втор. 17,17). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль (Исх. 34,16; Втор. 7,1-3; Нав. 23,12.13). … не сумел до конца воспользоваться данной ему мудростью. Если Давид считал себя теократическим, богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Ягве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа. ...Библия отмечает религиозное отступничество Соломона. Торгуя с язычниками, заключая с ними союзы и беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы. Рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении. ----------------------------------- Евреи считают царя Соломона вероотступником - язычником. С их точки зрения царь хазар тоже язычник. Обратите внимание: Соломон для жен строил отдельные храмы, а жены жили вместе в одном серале. Царь хазар каждой жене построил свой юрт. Это пример типично тюркского варианта многоженства
  15. Связ иврита с тюркскими языками?

    Наоборот, я восхищаюсь этим совершенным механизмом манипулирования общественным мнением. Прекрасная иллюстрация действия этого механизма приведена у Аракела Даврижеци «КНИГА ИСТОРИЙ» …История злоключений еврейского народа и еврея по имени Сапета…(1666-1667г). www.vostlit.info/Texts/rus2/Davrizeci/text11.phtml Еще чуть-чуть, и миру явили б нового мессию. Такое ощущение, что описываются события 33г текущего летоисчисления: прокуратор Иудеи Понтий Пилат и его решение… Опус Артура Кестлера, постинги ВладимирЕвген и Khazarin и есть это манипулирование, внушение, то есть по сути на белое говорят черное, а на черное белое. По сравнению с «явлением народу мессии» такие выводы : - «хазары есть потеряное еврейское тринадцатое колено»; - причисление мимоходом карайлар (крымских караимов) к еврейскому племени; - евреи научили тюрков говорить (утрирую) можно считать детской шалостью.