Перейти к содержанию

enhd

Пользователи
  • Постов

    7830
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    79

Сообщения, опубликованные enhd

  1. 4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

     

    Север думаю тут ни при чем.

    Монгольское "ой" (лес) возможно связано с тюркским "ой" (низина).

    У нас лесные (тугайные) поймы называют "ой".

    И не только рек и озер, но и вообще местности с впадинами, низины, ложбины. Там собственно и присутствуют заросли, потому что низина это всегда более влажная и плодородная почва для деревьев и кустарников.

     

    Ну да, экватор это казахский "екибатыр". 😁

  2. 1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

     

    Наш маньчжуровед - казаховед разбушевался f09f9882_2x.png

     

    🤣

    Поскольку как я знаю главным маньчжуроведом здесь был как раз товарисчщ АКБ, а если не Вы то наверное ваше прежняя сменная АКБ 😀,  а казаховедом я себя считаю и в некторых случаях даже превосходяще чем рядовые казахи 👍

  3. 3 минуты назад, Zake сказал:

    Как произошло это слово мне пока не понятно. Но в ваших словах логика есть, похоже что есть связь между монг. дөл и жалын.

    А грива "дэл" и "чел, жел",   а почему то у казахов грива "жал"??, не прямо имеет связь с пламенем.

  4. 2 минуты назад, Zake сказал:

    "Пламя" - жалын, ялын, жалкын, ялкын и т.д. - древнетюркское слово, известно и в огузских языках. В СИГТЯ об этом много написано. 

    Здесь -ын, -кын надо подумать как суффикс. 

    жату-  -ын, -кын -->  жатын, жаткын.

  5. 1 час назад, Zake сказал:

    Ув Акб. Например, обсуждаемое алчинское имя Алау - "пламя", фарсизм. Вы думаете, что бухарские муллы могли технически принести этот термин и внушить ордынцам, что "пламя" надо называть "алау" наряду с "жалын"?  А может эти заимствования шли как результат в целом контактов с оседлым иранским миром, а не обязательно рассматривать это только как деятельность миссионеров? У наших предков был плотный многовековой культурный контакт с ирано-арабским оседлым миром, все эти фарсизмы и арабизмы списывать на позднесредневековых татарских или бухарских мулл, это бред жирманшистов. 

    Насчёт слова пламя это на монгольском дөл, а на тувинском жалбыш (чалбыш) и здесь корень будет жал- (чал-) может глагол?

    По казахски означает "жалын" - от слова "жал" - грива, т.е. грива огня. Но нет думаю ... 🤔

    Грива коня на тувинском "жел, чел" а на монгольском "дэл".

    У монгольского и тюркского языка у многоих слов "ч,ж"  соответствует "д" у друг друга.

    В тюркских языках слово пламя это что я подозреваю производное от какого то глагола "жал-" ?! ??? ...

  6. 9 часов назад, buba-suba сказал:

    "хойин ирген" в источниках. Тюрки, "по ту сторону кыргызов" - западней Енисея. 

    "хойт" = "задний"="северный". Для юго-ориентированных народов "баруун" = "правый" = "запад", зYYн"="левый"="восток"

    Ойрат=ойин арад=лесной народ. 

    Хойин ирген =северные/лесные люди. 

    Начальный "х" это не то что нашем современном "х", а что то носовой что ли "h" как это лингвисты определяют не знаю.  А буряты наши точно знают и произносят до сих пор в словах как например "саран" - "hаран".

    Ну монголы (не все конечно) раньше этот начальный "h" произносили. Например:

    hон - он - год, year: и даже в обороте множ.числа бывает вот такие

    hод - онууд - годы, years

     

    Насчёт леса и лесных...

    hой - ой - лес

    hойн - ойн - лесной 

    Насчёт употребления слова "hой - ой" как север думаю что лес или дерева растут в основном только на северной стороне горы.

     

  7. 16 минут назад, Boroldoi сказал:

    энэ хаана бдг цогцолбор вээ.

    Энэ бол Steppe Man -ийн ачаалласан зураг, Хэнтий аймагт байдаг юм болов уу даа гэж таамаглаж байна. Багана түшээд зогсож байгаа нөхөр нээрээ л надтай адилхан харагдаад байгаа 🤣.

  8. В 11.04.2024 в 15:44, asan-kaygy сказал:

    Название каких родов?

    Можно много контактной лингвистики найти. особенно много заимствований у монголов по скотоводческой тематике, афаик.

    Так что тюркского влияния там огромное.

     

     

    А вот скотоводческих терминах заимствований у тюрков и маньчжурце, и корейцевиз монгольского как раз много. А не на оборот.

  9. В 10.04.2024 в 11:30, asan-kaygy сказал:

    Польстило, что я с коллегами был угрозой монгольской национальной безопасности

    Меня всегда удивило то что у казахов  и у монголов название рода племени совпадают, а потом слова монгольские у казахов как "нагашы", "шидер - чөдөр" :D, "абысын - авьсан" и т.п. 

    И ещё "алакан - алга(н)" :mellow:

    Значит очень большое влияние монголов у вас казахи дорогущие.

  10. В 02.04.2024 в 20:40, Zake сказал:

    Это уменьшит.-ласкательный суффикс -ган, который использовался в среднемонгольском языке, т.е. с его помощью формировалась диминутивы (уменьшительно-ласкательные формы)

    https://en.m.wikipedia.org/wiki/Middle_Mongol

    Some of the common suffixes are the following:[68]

     
    Denominal nouns
    -btur moderative, '-ish'
    -ci person who deals with X
    -du located in X
    -kan diminutive
    -ki belonging to X
    -kcin female animal

    Нет. Есть суффикс уменьшительно ласкательный -хан, хэн, хон, хөн, и есть суфцикс множ.числа -хан, хэн, хон, хөн, и есть просто сложносоставное слово/имя с прибавлением слова хан.

    Имя Заке + хан = Закехан, Закехэн -> малютка Заке

    Заке + (и)н = Заке(и)н относящийся к Заке (ну вообщем Закейский), Заке(и)н + хан = Заке(и)нхан -> родня или семъя Заке.

    Закехан - хан Заке (хан князечка а не хаган или хаан).

    Если в слове есть буква "а" та трудно различать уменьшительно ласковое или "хан", нада разбираться по контектсу и др.

    Баатархан - это может быть богатыр малютка, и или Богатыр хан.

    Гөлөг = щенок

    гөлөгхөн = малюсенький щенок

    гөлөгийнхөн = родня/семъя щенка

    Гөлөгхан - хан щенок.

     

    Цэцэгхэн - цветочка маленькая

    Бороохон - дождичка

    И в слове адайнхан - как раз имеет смысл адай-евцы. Но я лично придерживаю "аданган" - называющийся.

     

  11. 41 минуту назад, Bir bala сказал:

    В 19 веке прозвище у казахских собак было иным. Путешественник Аткинсон упоминает двух.  Одну, которую он выманил за 2 лошади звалась "Майтабан" - "Эластичная подошва", как он сам переводит. А вторую он называет "Иеттиер~Жетер?" - "Тот, который словит, поймает".  Он также добавляет, что Майтабану удалось летом убить не меньше тринадцати лисиц.large.0111111.png.bab91a44f3c1f453e7f457bdac611e8a.png

    Разве "майтабан" - это не просто словосочетание как "нога-сало, нога-жир" - а видимо что собака была смышленная и хозяин всегда помаслелил её ноги (табан).

  12. В 02.04.2024 в 20:27, Steppe Man сказал:

    § 38. Bodončar alğinči haulĵu, dunda keeli tai eme-i bariĵu, “Yauĵin ķuun či?” keen hasaqba. Tere eme uķulerun: “ĵarčiut Adaŋqan-Uriyaŋqaĵin bi!” keeba.

    Перевод не правильный . Правильный перевод-Я служанка( зарц)  из адайнхан( адай)-урянхайского племени.

    Мой покойный отец говорил и утверждал мне что "ĵarčiut Adaŋqan-Uriyaŋqaĵin bi!" - что обозначает как Я тот кто называющийся "жарчиут" уриайнхан.

    То есть если на тывинском то как було бы "(мэн) жарчиут аданган урианхайжин мэн" и что на русском где-то около "(я который) жарчиут(ом) назвавщийся уриайнхайжин" .

    Уважаю своего отца, он был учителем монгольского языка и литературы ... и мне не тягаться с ним никогда в моей жизни. Просто старшее поколение - они вникают в дело и имеют свое представление. 

    А мы и наше поколение - есть Интернет (большое счастье) где можем найти всё и это прекрасно, удобно и быстро.  Только надо разобраться, убедиться??? с найденным в Интернете ... но и но на это времени нету ... зачем мне тратить время чтобы проверить что то ... и далее кто мне платить за мои часы затраченные ... :)

  13. Только что, Zake сказал:

    По аналогии с ёс-ёс(н ) гипотетически допустимо что могли арга использовать как арга(н)? 

    Ну этот (н) первоначально было значит в слове конкретном. Если халха и восточные монголы говорят "ёс", то мы тувинцы говорим "ёзун" и калмыки-ойроты как "ёсн" например.  А у халха и восточных монголов этот (н) проявляется в оборотах речи или точнее в падежах.

    А слово арга везде только "арга", и мы тувинцы тоже говорим как "арга".

    монг. аргалах - тув. аргалаар.

    монг. аргад - иув. аргада.

  14. В 28.03.2024 в 16:34, Zake сказал:

    Интересно, йосун и йос, т.е. без конечного "н".

    Если используются варианты йосн и йос, то как со словом арга? Допустимо ли вариант с "н", т.е. арга-арга[н]?

    https://en.m.wiktionary.org/wiki/арга#Mongolian

    арга  (arga) (Mongolian spelling ᠠᠷᠭ᠎ᠠ (arg-a)); (regular declension)

    1. manner, way, means
    2. ruse, scheme

    Нет, арга(н) - такого борота этого слова нету. То есть всегда "арга".

  15. 2 минуты назад, Zake сказал:

    Ну да, зачем себе усложнять жизнь. Давайте тоже пошучу вместе с вами.

    Уйсынский предок Абақ - это может быть просто "Дядя" или "Дяхан" )

    https://argo_ru.academic.ru/1661/%D0%B4%D1%8F%D1%85%D0%B0%D0%BD

    дяхан

    •  
    •  
    •  
    •  
    дяхан
    пожилой мужчина, уважаемый преступниками

    Не пойдет :lol:, найдите слово хотя бы приблизительно звучал.

  16. 22 минуты назад, Zake сказал:

    Тор - не только власть.

    Парное "торе -йосун"  - это "законы, традиции, обычаи, правила, ритуалы".

    Не делайте выводы только из современного халхасского языка. 

    Почитайте старые словари или Владимирцова Б.Я.

    .Я.ВЛАДИМИРЦОВ
    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
    МОНГОЛЬСКОГО ПИСЬМЕННОГО ЯЗЫКА 
    И ХАЛХАСКОГО НАРЕЧИЯ

    (Стр 164)

    "Орх., Уйг. toru «установление, закон, правление», Уйг., Осм., Дж., Ком. tore «правило, закон»,  ойрат.-письм. toru ~ torо «закон», Байт., Дэрб.,
    Торг.  Халх.-Зап.  Ордос, монг.-письм. toru «закон, установление, правление, держава» "

    Вы должны думать или понимать что означало термин төр, төрү именно в монгольсом, если хотите разобраться в суть монгольских. А что означает төр, торе у других народов или языках нам вообще безразлично а может быть интересно. А монгольском төр именно означает власть именно какого то гособразования.

  17. to Zake:

    Зачем припудривать мозги "умными" мыслями.:D

    абху, авах - алу. просто ведь

    тэрэ абуба, тэр авав - ол алды

    тэрэ хүчү-бэр абуба, тэр хүчээр авав - ол күштеп алды

    тэрэ жали-бэр абуба, тэр залиар авав - ол хитростью алды

    тэрэ булйиажу абуба, тэр булааж авав - ол отобравши алды

    тэрэ эжэлэжү абуба, тэр эзэлж авав - ол ...? алды (здесь эзлэх от слова эзэн-эжен хозяин, т.е. стать хозяином)

    тэрэ хулугайилажу абуба, тэр хулгайлж авав - ол методом украсть взял

    тэрэ сагужу абуба, тэр сууж авав - ол олтуруп алды (здесь не о захватничестве :lol:, а просто он сидевшис что то брал/взял может из земли, может из пола)

  18. 4 часа назад, Zake сказал:

    The Secret History of the Mongols: A Mongolian Epic Chronicle of 
    the Thirteenth Century 

    Igor de Rachewiltz 
    The Australian National University

    Стр. 7

    41 That woman also gave birth to a son by Bodončar. 
    Since she was a captured woman, her son was named 
    Ba’aridai. He was the ancestor of the Ba’arin.

    (Bari- means ‘to seize, capture, abduct’ – another example of popular etymology to explain a clan name)

    --------------------------------------

    Игорь де Рахевильц тоже приводит популярную этимологию названия Бааридай-Баарин от монгольского "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Как выяснили в этой теме, авах-авх-абаха-абху-abqu также использовался в монг. исторических текстах в значениях "to seize, to grab" и т.д. -  "овладеть",  "захватить силой" или "захватить в плен".

    По мне, (синонимичная) связь уйсынского Абақ с Баарин-Бааридай самая сильная и логичная, среди всех существующих версий. 

    бари-, бариху - тут-, туту  и значит на монгольском и казахском означает "брать, держать, построить и т.п.".

    "Баарин, Бааридай" - "Тутылган, туткулгыш" или что то похожее (я на казахском не очень поэтому приблизительно импровизировал)

  19. Значит эти "кыргыс"-ы террозировали очень значит. :)  Они не тюрки и монголы по происхождению как я думаю.

    Помню один рассказ моей бабушки "тыт иштинде кыргыс кижи турган" и объяснила он что этот "кыргыс кижи" отличается с татуировкой на лице или шее?. Наверное последние могиканы были ... бандиты в душе вселяющие ужас у простых. 😃

  20. 32 минуты назад, Steppe Man сказал:

     Кучлук хан  завоевал каракиданьев и заставил их называть себя найманами. Это отличие от найманов,  которые перешли на сторону Чингисхана. Я считаю,что олет есть  бывшие среднеазиатские каракидани. Так что вы ЭНХД есть потомок каракитай Елюй Даши.😂

    😁

    Может и быть, мы өөлеты и среди халха-монголови среди тывинцев (как я) отличаемся немножко волосотастью в лице и теле, и как я замечал өөлеты среди халха-монголов много бывают большими носами, т.е. носатые :).

    Может всё таки смешанность с средне-азиятами???  как я думаю өөлэты это народ из могулистана которые отошли к ойротам.

    • Одобряю 1
×
×
  • Создать...