enhd

Пользователи
  • Число публикаций

    5 474
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Days Won

    50

enhd last won the day on 8 Июня

enhd had the most liked content!

Репутация

-19 Очень плохой

О enhd

  • Звание
    Старожил форума
  • День рождения 15 Января

Контакты

  • ICQ
    0

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    монголия
  • Интересы
    history etc.

Старые поля

  • Адрес:
    Mongolia, UB

Недавние посетители профиля

27 761 просмотр профиля
  1. Во первых не "аханар", а "аха дэгү нар" будет правильным. орай - " завиток" явно из монгольского "ороох" шалғын - луга, тоже видимо монголизм. В тюркских языках такого слова нету.
  2. Хасагт хайрхан уулын дархан цаазат газар - Заповедник горы "Хасагт хайрхан ула"
  3. "хасаг тэргэн" у монголов называется в коротком просто "хасаг". Например "дөрвөн хасаг түлээ" - дрова в четырех хасагов, т.е. приготовленные дрова обьемом четыре тележка хасаг. Поэтому "хасагт хайрхан уул" обозначает что "священная гора с телегой хасаг". Здесь видно колесо "хасаг тэргэн" окаймленное современным материалом резиной, а раньше полосой железного листа сделали. И такой окружающий пояс называется "хасаг". Здесь видно очаг для огня "4 хасагт тулга" (очаг или тренога, вверху точнее четыренога,) с 4-мя поясами, т.е. хасаг-ами. Не казахи ведь. Это первичное обозначение монгольского слова "хасаг", позднее появились название народа "казах" и сословия "казак" которые одинаков с произношением в монгольском языке все как "хасаг".
  4. Казахи думают что "qol" - это войско, и самого слова "qol" не понимают разве что получается рука что ли. "Гол ноёон, qol-un noyon" - главный ноёон, начальник главного войска стал именоваться у казахов "колбасы".
  5. Это телега которая запрягается крупным скотам, обычно волы, для транспортировки грузов. Обычно колесо окаймляется железным листом (хасаг-хашиг - окружить, окаймлять).
  6. Ховдын хязгаар - Кобдосский край. Из 7-и урианхайских хошунов 3 были тувинскими и 4 были монголо-урианхайскими. Казахи платили налог ноёонам этих хошунов. После 1911 года территорию урианхайских хошунов разделили на 2 части, часть в Синьзцяне и часть в Монголии. И ещё были 2 хошуна урианхайцев озера Алтан нуур (Телецкое озеро) - Алтан нуурын урианхай нар. Это алтай-ойроты, нынешний Горно-Алтай.
  7. Это название не имеет отношение казахам, а имеет отношение к "хасаг тэргэн".
  8. Название связано со словом "хасаг" - это телега запрягаемая в волы или кольцо окружающее чего то. Может быть там на месте были много тележек, или какие то камни похожи как телеги "хасаг тэргэн" конечно если посмотреть из далека и т.п. Или может быть связана с легендой что там на горе находится "хасаг тэргэн" которая повозила прах самого Чинги хагана. Хасаг тэрэг - хасаг тележка. То есть не грязевая или связанный с грязью. Я цитировал из ССМ фразу что хасаг тэргэн - хасаг тележка застрял в грязь. То есть грязь не связан к "хасаг тэргэн".
  9. Здесь ясно видно что и индейцы и среди тюрков все происходят от монголов. Видите желтую стрелку что расходится из территории Монголии.
  10. Посмотрим как создавалась казахская нация и где лежит их корень? Так что оказывается казахи вовсе не жили вблизи Алтайских гор и Джунгарских равнин! Алтайские горы и пр. земли нынешнего восточного Казахстана есть исконные земли ойротов и подданных Угэдэй хана, а Семиречье "нутуг, юрт" чагатаидов. И как законноприемлем что казахи постепенно переселившиеся на восток в опустевшие земли ойротов никак не могли знат истинные названия топонимов и значение их. Конечно внедрялись и ассимилировались внутри казахов много алтайских-ойротских тюркоязычных народов наряду с монголами, этого не возможно возразить. А мифы о 300-ста летних великих отечественных войнах на 360-градусов вокруг, и что ойроты казахов притеснили на запад из Алтая и прв земел - все это чистая ложь взятая с потолка у дома юриста-маньжчуроведа АКБ. А что правда? Правда то что после ослабления и опустошения ойротской земли казахи экспансировались на восток постепенно туда где живут монголы, думаю что влечет все таки одинаковый быть и хозяйствование. И также большая толерантность монголов.
  11. А как вы думаете многие слова "багатур, эдүр, наран, саран, тэмүр, кэрэйт, ..." как транскрибированы? Везде тоже коверканы? Хотя иероглиф сложно (не идеально как вы говорите). но при транскрипции они, китайцы, очень строго держат принцип или выбор иероглифов для конкретного слога или даже одной буквы.
  12. До прихода казахов не зафиксированы никакие Шынгыстай в тех краях, это место кочевания дербетов и баяутов, и у них и у ойротских исторических заметках тахоих гор не существует. Следовательно казахи исказили название до не узнаваемости "Жингистэй" - Шынгыстай. В этом они спецы, например Семипалатинск стал Семей и т.п.
  13. Хе, хе. Вы меня смешите предвзятостью своим. ССМ - транскрипция монгольского оригинала китайскими иероглифами в 1-ую очередь. И там только имени Тэмүджин не правильно транскрибировали что ли? Вряд ли, и там это имя много раз повторяется и во всех Тэмүджин. И впрочем там есть слово "тэмүр" и этого слова китайцы транскрибировали нормально. И между прочим монгольская буква/звук "р" всегда транскрибированы соответствующим иероглифом независимо где бы она встречается в середине и конце слов. Это говорит что оригинал на монгольском как раз Тэмүджин, а не Тэмүрчин! В Юаньши тоже исползованы монгольские и китайские оргиналы где явно был Тэмүджин. А Жувейни всего один раз пишется имя Тэмүджин. но с предвзятым не точностью из за того что кто то толковал имя как кузнец и поэтому так и исказил легонько.
  14. У восточных монголов нет такого слова как "жингис или " Жиңис", а степные монголы вообще не имеют понятие о мхах - как степные дешт-кипчакские потомки кипчаков казахи - о лесном ареале. Казахи мха называют русским словом "мох" - мүк?! Это говорит что они казахи являются не горным и лесным народом а из степи при Аралья и при Каспия. Note: В Баянхонгор аймаке есть гора Жинст (т.е. Жиңст согласно по кириллик-монгол грамматике) и сумун Жинст, думаю что та гора богата с мхами Жиңс поэтому так и называлось.
  15. Реальный человек, глава татарского племени, носил имя Тэмуджин-угэ (что в этом виде зафиксированы в ССМ, РАД и Юань-Ши), что и доказывает изначальная формой является Тэмуджин. Этимология можно объяснить из монгольского языка как "тэмү-" - стараться, достичь, бороться завоевать, или "дэмү" - помощь, опора. Также можно из тунгусских языков (если считать в составе татаров были много тунгусских племен, что очень обоснованно) то "тэмү" - обозначает хозяин (или хозяйка) водной стихии.