Ronin1

Пользователи
  • Публикации

    505
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Обычный

1 подписчик

О Ronin1

  • Звание
    из торгудского рода Дойда Багуд
  • День рождения 12.04.1975

Контакты

  • Сайт
    http://
  • ICQ
    0

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Элиста - Лагань
  • Интересы
    каратэ, охота.

Посетители профиля

10 584 просмотра профиля
  1. Баргуды есть среди бурятов, среди монголов, есть и у калмыков. Только баргуд у калмыков сейчас называются багуд. Например я - дойда багуд. Багуты. Калмыки-багуты являются одним из многолюдных этнических подразделений в этническом составе Торгоутовских улусов Калмыцкого ханства. Происхождение и этническая история калмыков-багутов во многом не ясны и не изучены. В архивных документах калмыки-багуты отмечены в составе ханского Эркетеневского улуса и в Яндыковском улусе. Среди особой группировки донских калмыков Войска Донского также присутствуют станицы Багутовская и Эркетеневская, выделившиеся в свое время из Эркетеневских улусов зайсанга Ямана и его братьев (Бакунин, 1761, С. 115). Этнический состав и расселение калмыков Багутовских аймаков на конец XIX — начало XX в. автор уже рассматривал в своей монографии (Авляев, 1975, автореф. канд. дисс). В некоторых документах калмыки-багуты именуются "ханские багуты", так как они издавна входили в состав Эркетеневского улуса, бывшего последовательно личным владением ханов Аюки, Церен-Дондука, Дондука-Омбо, Дондука-Даши и Убаши-хана. Бакунин приводит данные о том, что в 1734 г. весь Эркетеневский улус с 3000 кибиток из-под г. Черный Яр добровольно ушел к Дондуку-Омбо на Кубань (Бакунин, 1761. С. 173). В 80-е годы XIX в. багутовские аймаки выходят из состава Эркетеневского улуса и числятся уже в Яндыковском улусе и в Мочагах. По данным К. Костенкова за 1869 г. в Эркетеневский улус входили калмыки "ики-багутова" рода - 493 кибитки, а шарс-багутов - 122 семьи (Костенков, 1869; ЦГИА, ф. 381, оп. 8, ед. хр. 3736, л. 27; рук.). Но у Костенкова отсутствуют сведения о "дойда-багутах" и о тех багутах-отходниках, которые ушли в Мочаги. Эти данные мы обнаружили в материалах 1880 года, из которых следует, что в Мочагах оказалось много выходцев из разных аймаков Эркетеневского улуса, в их числе 643 семьи ики-багутов, 165 семей шарас-багутов, а всех эркетеневцев — 1627 семей (ЦГИА, ф. 380, оп. 1, ед. хр. 190, л. 117). Следовательно, из этих приблизительных данных к 1880 г. всех багутов оказалось в Эркетеневском улусе и в Мочажном попечительстве свыше 1420 семей. Большинство из них жили оседло в рыбацких поселках (хотонах) и занимались рыболовством, как морским, так и речным. Будучи одним из крупных этнических компонентов в составе калмыков-торгоутов, багуты активно участвовали в сложении ойратов-торгоутов до начала XVII в., и их роль значительна в процессе этногенеза калмыцкой народности XVII—XVIII вв. Отметим также тот факт, что багуты отсутствуют в этническом составе Дербетовского и Хошоутовского улусов XVII-XIX вв. У калмыков, уроженцев Ики-Багутовского аймака Яндыковского улуса, мы записали следующую знаменательную поговорку, зафиксированную в разных вариантах: "Кокшин Чакчи" гидг сякуста (бур-хан), Манла гидг гюрюмта, Ноган Даркэ гидг хурулта, Эджи-Авгатан гидг урата, "ики-багут" гидг улс бидн". В переводе это значит: "Сякусен наш - древний Чакчи, молитва наша - "манла", хурул наш -"Ноган Даркэ", уран наш - Эджи Авгатан, а родом мы - "ики-багуты", т. е. "большие багуты" (1). Эта традиционная поговорка ики-багутов нуждается в некоторых пояснениях. До революции в каждом калмыцком отоке, аймаке или даже в улусе соблюдался особый культ своего сякусена, гения-хранителя определенного "рода" или аймака, причем имя этого сякусена-бурхана особо чтилось, соблюдался особый обряд в его честь, его призывали в трудные моменты жизни и т. д. У калмыков Ики-Багутовского аймака все опрошенные мною информаторы назвали своим сякусеном Кокшин Чакчи (Чакчу), а ураном имя - Эджи Авгатан (2). О происхождении или значении имени "Чакчи" сами информаторы не смогли что-либо сказать. Бурхан "Эджи-Авгатан" по мнению всех эркетеневцев является улусным сякусеном, которому они поклоняются и которого особо чтут (Душан, 1973). В других улусах его имя и культ неизвестны. Так как ики-багуты издавна входили в состав Эркетеневского улуса, то поэтому имя этого улусного сякусена и стало у них ураном. Мы не случайно останавливаемся на пережитках былых родоплеменных институтов или их атрибутов -"сякусенов", "уранов" и т. п., так как они в совокупности способствуют, как мы убедимся далее, выяснению этногенеза и этнокультурных связей различных этнических групп и объединений средневековых ойратов и их потомков - калмыков Поволжья. С монгольских языков термин "Чакчи" или "Чакчу" не переводится. Однако якутский этнограф А. И. Гоголев приводит следующие данные: "У чулымских тюрков имеются особые божества. Это духи-покровители чаки. Во главе всех чаков стоит Улуг Чак — Великий Чак, подземное божество" (Гоголев, 1980. С. 62—65). По мнению А. П. Дульзона тюркское население Чулыми является аборигенами, ставшими тюркоязычными в процессе смешения и распространения тюркского языка в XIII—XIV вв. от кызыльцев (Дуль-зон, 1978. С. 14). Отсюда можно сделать вывод, что сякусен-бурхан "Кокшин-Чакчи" - это сохранившееся среди калмыков - "ики-багутов" (потомков баргу-бурят X—XI вв.) имя древнего божества чулымских тюрков, перенятое ими от кызыльцев (хакасов), живших еще с домонгольской эпохи по соседству с ойратами, баргу-бурятами (баргутами) и хори-туматами в верховьях Енисея (Сегиз-Мурен) и в Баргуджин-Токуме (Западное Прибайкалье, включая район о. Хубсугул (Косогол). Эти данные по нашему мнению имеют важное значение в этногенезе ойратов и калмыков, в выявлении их этнокультурных и этнических связей и взаимодействий с народами Южной Сибири и Прибайкалья. По статданным 1910 г. численность калмыков Ики-Багутовского аймака возросла уже до 1410 семей, или 5882 человек (3). Тамга Багутовских аймаков называлась "джиндэмэн" (т. е. "чиндамани"), О происхождении Багутовских аймаков бытует предание: в старину после кончины отца три брата — Халу, Дойды и Моголцык разделили Багутовский оток между собой, причем удел старшего брата стал называться ики-багут (старшие багуты) или Халувга-багут, среднего - дойда-багут (багуты Дойды) и меньшего брата - багуты, которые присоединились позже к дойда-багутам (4). Значение терминов "дойды" или "багут" сами жители аймаков не знали, но признавали их в качестве своих традиционных самоназваний (т. е. этнонимов). Отдельно от них существует Шарас-Багу-товский аймак, население которого именовалось как "шарас (шарз) багут", т. е. "желтые багуты". В начале XX в. возникла так называемая группа "шин-багутов" (новые багуты), которых переселил из Эркетеневского в Яндыковс-кий улус зайсанг "ики-багутов" Очка Монк-Убушаев. По сведениям жителей Ики-Багутовского аймака они подразделяются между собой на следующие ясуны (кости): харнуты, эльджигуты, шарнуты, заамуты, хо-меркиты и баг-цоохр (оруд - пришлые) (5). Следовательно, "ики-багуты" в XIX в. имели смешанный разнородный состав, свидетельствующий об их сложной этнической истории и происхождении (см. главу V). Калмыки Дойда-Багутовского аймака своего сякусена именовали "Мяядрин гегян", (т. е. Майтрейя-гэгэн) и поклонялись только ему (6). Ураном всех "дойда-багутов" был клич "Дяявл", а тамга их именовалась "джиндемен". Дойды-багуты были, как и большинство жителей Мочагов и Яндыковского улуса, потомственными рыбаками и жили оседло в поселках Цомок, Сум, Бадрунгу и др. К 1910 г. в Багутовском аймаке (дойды-багут и др.) числилось 1354 семьи, или 5483 чел. (7). Самоназвание жителей этого аймака состоит из терминов "дойды" и "багут". Их значение жителям неизвестно, имя Дойда среди калмыков вообще не бытует, хотя оно упомянуто в народной легенде. Изучение этнонимов "дойды" и "багут" привело нас к интересным результатам. Оказалось, что термин "дойды" означает название эвенского рода, точнее — это название рода восточных эвенов, следовательно, дойды - это тунгусский элемент (Новикова, 1980. С. 153, 170). Эвены, небольшая народность, живут в районе Охотского побережья, Чукотки, Камчатки и в северо-восточных районах Якутии. Из якутских источников выяснилось полисемантическое значение термина "дойды" или "дойду": страна, родина, центральные районы страны, а термин "Дойду дьоно" означал жителей Центральной Якутии в отличие от "тыа дьоно" — лесные люди" (Эргис, 1960. Ч. II, С. 62, 311). Известно также, что тунгусы (эвены) жили в Прибайкалье и имели контакты с баргутами, хори-туматами и ойратами X—XII вв. (См. главы V—VI). Этноним "багут" науке еще не известен, не выяснены его семантика и этимология. Легче всего его можно было бы объяснить, выделив основу "бага" (малый, меньший) и аффикс множественности "ут", что образует термин "багут". Но это был бы заведомо ошибочный подход к его этимологизации. В данном случае оказался полезным опыт Н. А. Баскакова в выяснении термина "тодош". "Тардуш, алт. Тодош,- пишет он,-может быть объяснено выпадением звука р в позиции перед согласным,- явление широко распространенное в тюркских языках, в особенности в современном новоуйгурском, и позднейшей народной этимологизацией слова" (Баскаков, 1958. С. 29). Л. П. Потапов также приходит к выводу о том, что древнетюркское "тардуш" у племен "теле" превратилось в "тадуш" (западное крыло) и тулиш (левое крыло) и сравнивает его с термином "толис" (Потапов, 1969. С. 175). Мы можем добавить, что это же явление характерно и для монгольских языков. Термин "баргут" вследствие выпадения звука р в калмыцком произношении превратился в этноним "багут", а это означает, что калмыки-баргуты происходят от средневековых баргу-бурят, или баргутов и являются их потомками. Из монгольских источников известно, что часть хори-туматов и баргутов после подавления их войсками Чингиса в 1207 г. отдали под управление ойрат-скому тайше Худуха-беки. Видимо, с этого времени часть западных протобурятских племен попала под влияние ойратов и позже ассимилировалась в их среде, о чем свидетельствует их присутствие в составе калмыков-торгоутов (Козин, 1941. С. 175; Цыдендамбаев, 1975. Вып. 2. Дамдинов, 1975. Вып. 2 и др.). Отсюда становится понятным сохранение в среде калмыков-багутов таких реликтовых явлений, как имя божества Чакчи, наличие тунгусского рода "дойды" и т. д. (Г.О. Авляев «Происхождение калмыцкого народа») От себя хочу отметить, что я общался здесь с форумчанином Урянхаец. «Дойду», у них, означает «Родина». Также интересно было, общаясь узнать происхождение станицы Батлаевской Ростовской области. Родины моего деда. Дело в том, что у этой станицы, два названия. Батлаевская и Багудовская. Так вот, оказывается, у урянхайцев, был легендарный герой Батлай. У калмыков, пока упоминаний о Батлае, найти не могу. Интересовался у своих родственников, о значении слова «Дойда». Значение его «старший». Дело в том, что при своей жизни, Дойд разделил багудов, отдав часть своему старшему сыну - ики багуд, часть младшему сыну - шарс багуд. А те кто остался с Дойда стали называться дойда багуд. (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/fc9f869e01b1.jpg) Могила зайсанга Дойда. (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/ccda623781c0.jpg) восстановленный Дойда-Багудовский хурул. (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/51417ca432bf.jpg) (IMG:http://o.foto.radikal.ru/0701/876cd61f3e94.jpg) Субурган Дойда-Багудовского хурула. (IMG:http://cs610.vkontakte.ru/u432200/73664045/x_afd46d80.jpg) Так выглядел наш хурул до революции.
  2. Извиняюсь первый раз на форуме.

    В общем так, Аюка -хан на 99,9 процентов похоронен на вершине горы ,на нем курганчик , высота около 2 метров ,курган из яшмы, знаков мусульманских различий на могиле нет , место я знаю . осенью , там был . на другой горе захоронен якобы сын Сура -батыра, сам Сура -батыр внизу на равнине за рекой.

    Копать недам, о том что могила Аюка -хана я догадываюсь о...

  3. Ronin1

    Монгольская овчарка

    Сколько стоит один щенок?
  4. Ronin1

    Монгольская овчарка

    А правда, что в Монголии существует запрет, на вывоз щенков монгольской овчарки за границу?
  5. Ronin1

    Китайские телесериалы

    Скорее всего - да. Вот только я не в курсе. Сам случайно об этом сериале узнал.
  6. Ronin1

    Китайские телесериалы

    Китайцы, в этом плане, работают в поте лица.
  7. Ronin1

    Китайские телесериалы

    Сериал начинается тем, что голос за кадром вещает, как калмыки в поисках лучшей жизни покинули Китай и ушли в Россию. Как верно и доблестно бились за интересы Российской империи, а потом всё же не выдержав российского гнёта вернулись обратно, в лоно родного Китая... По большому счёту, это дешёвенький сериал пропагандистского толка, но он поражает размахом - 40 серий. В нашей стране сериалы такого объема только про цыган и бандитов снимают...
  8. Ronin1

    Китайские телесериалы

    Зять привёз из Китая 40-серийный сериал о калмыках. Называется "Герои откочёвки".
  9. Ronin1

    Монгольская овчарка

    По просьбе моих друзей-животноводов из Калмыкии: А где можно приобрести щенков монгольской овчарки и какой вопрос цены? Щенки будут обеспечены качественным жильём, добротным питанием, чистым воздухом, открытым пространством, доброжелательным отношением и работой по специальности. Короче, отрабатывается вопрос помощников в нелёгком чабанском труде.
  10. Всё же я придерживаюсь версии Г.О. Авляева Относительно связи баргудов и багудов.
  11. Здесь я солидарен с vbyubzy. Поэтому, нам надо искать общее, хорошее. Это намного приятнее.