Перейти к содержанию

Ястреб

Пользователи
  • Постов

    3
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Старые поля

  • Страна
    Кыргызстан

Посетители профиля

Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.

Достижения Ястреб

Новичок

Новичок (1/5)

0

Репутация

  1. 10:05 18 Января 2017 К вопросу отождествления Манаса с Угечи-кашка Автор: Кыргыйбек Молдожунусов В последнее время в Кыргызстане наиболее актуальными стали исследования, связанные с выяснением о существовании или не существовании исторического прототипа главного героя эпоса «Манас». Основной причиной подобных исследований является желание установить в качестве идеологии для кыргызстанцев эпос «Манас», который на протяжении многих веков служил основной идеологией среди кыргызского народа. Но, все же, и проведенные до этого исследования и новые предложения по данному вопросу остаются безуспешными. Поскольку в эпосе врагами кыргызов были кара калмаки, монголы и китайцы, и учитывая, что войны кыргызов с этими народами выпадают на второе тысячелетие нашей эры, было бы правильнее предполагать, что Манас жил в не слишком далеких и не слишком близких от нас X – XVI веках. К счастью, существует ряд исторических доказательств в поддержку данного мнения: 1. В произведении «Собрание историй» («Маджму ат-таворих») Сайфиддина Ахсикенти и его сына, написанном в XVI в., встречаются самые первые упоминания о Манасе. Согласно написанному, Манас батыр был современником таких исторических личностей, живших XIV-XV вв., как Амир Тимур, Тохтамыш-хан и Инга-тюре [20. 48-63-б.]. 2. Из исследований казахского ученого XIX века Ч.Валиханова, который не был знаком с «Собранием историй», было выяснено, что человек из казахского фольклора по имени Ер Көкше проживал в XIV-XV вв., а также, в его сборнике исторических песен «Эдиге» упоминаются современники Эдиге (XIV-XV вв.), такие как Чувак, Акбалтыр, Ханекей [21. 224-272-б.]. А в эпосе «Манас» те же люди по имени Көкчө, Чубак и Акбалта указываются как витязи Манаса, а Каныкей является именем любимой жены Манаса [9. 267-270-б.; 11. 225-б.]. 3. В эпосе «Манас» калмаки считаются главными врагами Манаса, поэтому информацию о Манасе можно искать и в калмакских источниках. Нас интересует упоминание героя по имени Мангас и народа «мангас» среди врагов Джангара в героическом эпосе калмакского народа «Джангар». Место «Джангар» в истории выпадает на XIV-XV вв., эпоху начала возвышения калмакских племен [17; 13. 103-б.]. 4. Кыргызский синолог Т.Бейшеналиев в одном из своих исследований предположил, что исторический кыргызский глава Угечи-кашка, который жил в XIV-XV вв., возможно, мог бы и самим Манасом из эпоса [2.528-531-б.]. Известно, что первоначально в ойратский союз, тогда представлявшего собой конгломерат монголоязычных и тюркоязычных племен, наряду с оголет, багатуд и хойд входило и племя кэркуд. По мнению ряда исследователей, «керкуд» ― форма множественного числа этнонима «кыргыз» в монгольском языке [3. 562-б.; 4. 200-208-б.; 14. 94-б.]. Считается, что правитель ойратского союза в конце XIV – начале XV вв. Угечи-кашка (монг. Угечи-хашига) был выходцем из этих кыргызов [2. 528-231-б.; 6. 520-б.; 15. 3-4-б.; 18. 26-28-б.]. Историки отмечают, что Угечи-кашка упомянуется и в китайских источниках под именем Монке-Тимур, Гуйличи [5. 95-99-б.; 2. 528-231-б.]. Можно заметить, что отождествление данного исторического Угечи-кашка с Манас батыром, главным персонажем эпоса «Манас», дает успешные результаты. Вот некоторые из них: 1. По мнению историков, слово «Угечи» по-монгольски означает «волопас» [6. 520-б.; 14. 94-б.]. Подтверждая данное, в эпосе говорится, что Манас в детстве по просьбе отца рос как пастух у калмака по имени Ошпур [11. 63-64-б.]. 2. Согласно сведениям монгольских источников, правитель государства Северная Юань Элбэг-хан после смерти ойрата Хуухай Тайю правление над ойратами (четыре тумена) передал двум его сыновьям Батула-чинсанг и Угечи-хашига [7. 258-б.]. По мнению историков, ойрат Батула был самим ойратом Махаму, упомянутым в китайском источнике «Юань ши» [19.32-35-б.], а данное имя большинство историков расшифровывают как «Махмуд» [1. 186-б.; 5. 95-99-б.]. Похожий случай встречается относительно героя Алмамбета в эпосе «Манас». Согласно сведениям эпоса, Алмамбет приняв исламскую веру, убегает, не ужившись со своим народом, и станет служит Манасу, с которым он побратается [9. 80-83-б.; 10. 367-б.]. В эпосе «Манас» говорится, что Алмамбет был выходцем из «ойротов» [16. 6-б.]. 3. В 1399 году Батула и Угечи-кашка, убив Элбэг-хана, захватили власть над Монголией, и после этого Северной Юань начал править Угечи-кашка, который упоминается в китайских источниках под именем Монке-Тимур [5. 95-99-б.; 2. 258-б.]. Видимо, в разделе «Чоң казат» («Великий поход») эпоса «Манас» отражен именно данный случай, поскольку там описывается, как войско, возглавляемое Манасом и Алмамбетом овладело страной Чет-Бээджин [12. 163-б.]. 4. В 1400 году монголы посадили на трон законного Гунь-Тимура, брата Элбэг-хана [19. 31-б.]. В эпосе «Манас» упоминается, что Манас в Бээжине правил только «шесть месяцев» или «один год» [8. 1829-б.; 10. 60-б.]. Сходства мужду Угечи-кашка и Манасом не ограничиваются вышеописанным, подобные примеры можно видеть и из жизни их сыновей и внуков. Поэтому, на основе вышеприведенных доказательств, мы пришли к заключению, что историческая личность Угечи-кашка и был тем нашим Манасом, которого мы сильно желаем видеть. Литература 1. Барфилд Т. Дж. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. — 1757 г. н.э.) / Пер. Д.В.Рухлядева, В.Б.Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В.Рухлядева. – Санкт-Петербург, 2009. 2. Бейшеналиев Т. Кыргыз ханы Мөңкө-Темирдин өмүрү / которгон: А.Кылычев // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011. 3. Западная Монголия и Урянхайский край / составлен Г.Е.Грумм-Гржимайло. Том II. – Ленинград, 1926. 4. Каратаев О. Тарыхтын өчпөс издери // Жаңы Ала-Тоо. – Бишкек, 2013. – 4 (48). – 200-208-б. 5. Кукеев Д.Г. К вопросу отождествления исторических личностей у ойратов в китайских и монгольских источниках (на примере Угечи, Гуйличи, Менкэ-Тимура) // Вестник южного научного центра. Том 9, № 1. – 2013. – стр. 95–99. 6. Кычанов Е., Бейшеналиев Т. Юань-Мин доорундагы кыргыздар (XIII-XV кылымдар) // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011. 7. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / отв. ред. Г.М.Румянцев. – Москва, 1973. 8. Манас: Кыргыз элинин баатырдык эпосу / С.Орозбаковдун варианты боюнча; түз. С. Мусаев, А. Акматалиев. – Бишкек, 2010. 9. Манас: Энциклопедия. I том. – Бишкек, 1995. 10. Манас: Энциклопедия. II том. – Бишкек, 1995. 11. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I к. – Фрунзе, 1984. 12. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. II китеп. – Фрунзе, 1986. 13. Мелетинский Е.М. введение в историческую поэтику эпоса и романа / отв. ред. Ю.Б.Виппер. – Москва: Наука, 1986. 14. Мокеев Анварбек. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. – Бишкек, 2010. 15. Образование Киргизской Автономной ССР. Материалы и документы. – Фрунзе, 1927. 16. Образцы народной литературы северных тюркских племен / собраны В.В.Радловым. Часть V. – Санкт-Петербург, 1885. 17. Пашков Б.К. «Джангариада» — величественный калмыцкий эпос // Джангар: Калмыцкия эпос. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1977. 18. Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV–XVIII вв. – Фрунзе, 1961. 19. Покотилова Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1434 (по китайским источникам). – Санкт-Петербург, 1893. 20. Сайф ад-дин ибн дамулло Шах Аббас, анын уулу Нурмухаммед. Тарыхтардын жыйнагы («Мажму атут-таворих») / Котор. М.Досболов, О.Сооронов. – Бишкек: Акыл, 1996. 21. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / ред. Н.И.Веселовского // Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XXIX. – Санкт-Петербург, 1904.
  2. К вопросу отождествления Манаса с Угечи-кашка В последнее время в Кыргызстане наиболее актуальными стали исследования, связанные с выяснением о существовании или не существовании исторического прототипа главного героя эпоса «Манас». Основной причиной подобных исследований является желание установить в качестве идеологии для кыргызстанцев эпос «Манас», который на протяжении многих веков служил основной идеологией среди кыргызского народа. Но, все же, и проведенные до этого исследования и новые предложения по данному вопросу остаются безуспешными. Поскольку в эпосе врагами кыргызов были кара калмаки, монголы и китайцы, и учитывая, что войны кыргызов с этими народами выпадают на второе тысячелетие нашей эры, было бы правильнее предполагать, что Манас жил в не слишком далеких и не слишком близких от нас X – XVI веках. К счастью, существует ряд исторических доказательств в поддержку данного мнения: 1. В произведении «Собрание историй» («Маджму ат-таворих») Сайфиддина Ахсикенти и его сына, написанном в XVI в., встречаются самые первые упоминания о Манасе. Согласно написанному, Манас батыр был современником таких исторических личностей, живших XIV-XV вв., как Амир Тимур, Тохтамыш-хан и Инга-тюре [20. 48-63-б.]. 2. Из исследований казахского ученого XIX века Ч.Валиханова, который не был знаком с «Собранием историй», было выяснено, что человек из казахского фольклора по имени Ер Көкше проживал в XIV-XV вв., а также, в его сборнике исторических песен «Эдиге» упоминаются современники Эдиге (XIV-XV вв.), такие как Чувак, Акбалтыр, Ханекей [21. 224-272-б.]. А в эпосе «Манас» те же люди по имени Көкчө, Чубак и Акбалта указываются как витязи Манаса, а Каныкей является именем любимой жены Манаса [9. 267-270-б.; 11. 225-б.]. 3. В эпосе «Манас» калмаки считаются главными врагами Манаса, поэтому информацию о Манасе можно искать и в калмакских источниках. Нас интересует упоминание героя по имени Мангас и народа «мангас» среди врагов Джангара в героическом эпосе калмакского народа «Джангар». Место «Джангар» в истории выпадает на XIV-XV вв., эпоху начала возвышения калмакских племен [17; 13. 103-б.]. 4. Кыргызский синолог Т.Бейшеналиев в одном из своих исследований предположил, что исторический кыргызский глава Угечи-кашка, который жил в XIV-XV вв., возможно, мог бы и самим Манасом из эпоса [2.528-531-б.]. Известно, что первоначально в ойратский союз, тогда представлявшего собой конгломерат монголоязычных и тюркоязычных племен, наряду с оголет, багатуд и хойд входило и племя кэркуд. По мнению ряда исследователей, «керкуд» ― форма множественного числа этнонима «кыргыз» в монгольском языке [3. 562-б.; 4. 200-208-б.; 14. 94-б.]. Считается, что правитель ойратского союза в конце XIV – начале XV вв. Угечи-кашка (монг. Угечи-хашига) был выходцем из этих кыргызов [2. 528-231-б.; 6. 520-б.; 15. 3-4-б.; 18. 26-28-б.]. Историки отмечают, что Угечи-кашка упомянуется и в китайских источниках под именем Монке-Тимур, Гуйличи [5. 95-99-б.; 2. 528-231-б.]. Можно заметить, что отождествление данного исторического Угечи-кашка с Манас батыром, главным персонажем эпоса «Манас», дает успешные результаты. Вот некоторые из них: 1. По мнению историков, слово «Угечи» по-монгольски означает «волопас» [6. 520-б.; 14. 94-б.]. Подтверждая данное, в эпосе говорится, что Манас в детстве по просьбе отца рос как пастух у калмака по имени Ошпур [11. 63-64-б.]. 2. Согласно сведениям монгольских источников, правитель государства Северная Юань Элбэг-хан после смерти ойрата Хуухай Тайю правление над ойратами (четыре тумена) передал двум его сыновьям Батула-чинсанг и Угечи-хашига [7. 258-б.]. По мнению историков, ойрат Батула был самим ойратом Махаму, упомянутым в китайском источнике «Юань ши» [19.32-35-б.], а данное имя большинство историков расшифровывают как «Махмуд» [1. 186-б.; 5. 95-99-б.]. Похожий случай встречается относительно героя Алмамбета в эпосе «Манас». Согласно сведениям эпоса, Алмамбет приняв исламскую веру, убегает, не ужившись со своим народом, и станет служит Манасу, с которым он побратается [9. 80-83-б.; 10. 367-б.]. В эпосе «Манас» говорится, что Алмамбет был выходцем из «ойротов» [16. 6-б.]. 3. В 1399 году Батула и Угечи-кашка, убив Элбэг-хана, захватили власть над Монголией, и после этого Северной Юань начал править Угечи-кашка, который упоминается в китайских источниках под именем Монке-Тимур [5. 95-99-б.; 2. 258-б.]. Видимо, в разделе «Чоң казат» («Великий поход») эпоса «Манас» отражен именно данный случай, поскольку там описывается, как войско, возглавляемое Манасом и Алмамбетом овладело страной Чет-Бээджин [12. 163-б.]. 4. В 1400 году монголы посадили на трон законного Гунь-Тимура, брата Элбэг-хана [19. 31-б.]. В эпосе «Манас» упоминается, что Манас в Бээжине правил только «шесть месяцев» или «один год» [8. 1829-б.; 10. 60-б.]. Сходства мужду Угечи-кашка и Манасом не ограничиваются вышеописанным, подобные примеры можно видеть и из жизни их сыновей и внуков. Поэтому, на основе вышеприведенных доказательств, мы пришли к заключению, что историческая личность Угечи-кашка и был тем нашим Манасом, которого мы сильно желаем видеть. Литература 1. Барфилд Т. Дж. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н.э. — 1757 г. н.э.) / Пер. Д.В.Рухлядева, В.Б.Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В.Рухлядева. – Санкт-Петербург, 2009. 2. Бейшеналиев Т. Кыргыз ханы Мөңкө-Темирдин өмүрү / которгон: А.Кылычев // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011. 3. Западная Монголия и Урянхайский край / составлен Г.Е.Грумм-Гржимайло. Том II. – Ленинград, 1926. 4. Каратаев О. Тарыхтын өчпөс издери // Жаңы Ала-Тоо. – Бишкек, 2013. – 4 (48). – 200-208-б. 5. Кукеев Д.Г. К вопросу отождествления исторических личностей у ойратов в китайских и монгольских источниках (на примере Угечи, Гуйличи, Менкэ-Тимура) // Вестник южного научного центра. Том 9, № 1. – 2013. – стр. 95–99. 6. Кычанов Е., Бейшеналиев Т. Юань-Мин доорундагы кыргыздар (XIII-XV кылымдар) // Кыргыздар: Он төрт томдук. II том. – Бишкек, 2011. 7. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание») / отв. ред. Г.М.Румянцев. – Москва, 1973. 8. Манас: Кыргыз элинин баатырдык эпосу / С.Орозбаковдун варианты боюнча; түз. С. Мусаев, А. Акматалиев. – Бишкек, 2010. 9. Манас: Энциклопедия. I том. – Бишкек, 1995. 10. Манас: Энциклопедия. II том. – Бишкек, 1995. 11. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I к. – Фрунзе, 1984. 12. Манас: Эпос / Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. II китеп. – Фрунзе, 1986. 13. Мелетинский Е.М. введение в историческую поэтику эпоса и романа / отв. ред. Ю.Б.Виппер. – Москва: Наука, 1986. 14. Мокеев Анварбек. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. – Бишкек, 2010. 15. Образование Киргизской Автономной ССР. Материалы и документы. – Фрунзе, 1927. 16. Образцы народной литературы северных тюркских племен / собраны В.В.Радловым. Часть V. – Санкт-Петербург, 1885. 17. Пашков Б.К. «Джангариада» — величественный калмыцкий эпос // Джангар: Калмыцкия эпос. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1977. 18. Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV–XVIII вв. – Фрунзе, 1961. 19. Покотилова Д. История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1434 (по китайским источникам). – Санкт-Петербург, 1893. 20. Сайф ад-дин ибн дамулло Шах Аббас, анын уулу Нурмухаммед. Тарыхтардын жыйнагы («Мажму атут-таворих») / Котор. М.Досболов, О.Сооронов. – Бишкек: Акыл, 1996. 21. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / ред. Н.И.Веселовского // Записки Императорского Русского Географического Общества по Отделению Этнографии. Т. XXIX. – Санкт-Петербург, 1904.
×
×
  • Создать...