Nurlan51

Пользователи
  • Content count

    9
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

1 Обычный

About Nurlan51

  • Rank
    Новичок

Старые поля

  • Страна
    Kazakhstan
  1. Nurlan51

    Сарыарка

    Гора Аксоран является наивысшей точкой гор Кызыларай и Казахского мелкосопочника (Сары-Арки) в целом, его высота составляет 1565 метров. Горы Кызыларай находятся севернее озера Балхаш примерно 200км. Панорама окружающей горный оазис степи, открывающаяся с вершины, стоит того, чтобы преодолеть около 600 метров подъема. Видимость с Аксорана составляет более ста километров и, приглядевшись, можно рассмотреть на горизонте очертания гор Бектау-Ата, расположенных на расстоянии 120 километров от него. Сами горы Кызыларай считаются крупнейшим на территории Казахстана местообитанием архаров – горных баранов. А местные сосновые леса, растущие на гранитных скалах, представляют интерес для ученых, как самое южное место произрастания сосны в Центрально-Казахстанской экосистеме, граничащее с пустынными просторами. Кызыларайские горы примечательны своей нетронутой природой, туристы здесь пока что весьма редкие гости. Эпитет, всё чаще применяемый в отношении Аксорана, говорит сам за себя – «Крыша степей». Nurlan51
  2. Nurlan51

    Жуны

    Я не понял, что нужно обсуждать у Жуннов, так как приведена общая информация из справочников и первоисточников и в ней нет противоречий. Если были хотя бы некоторые сведения по генетике Жаннов и Монголов, можно было бы генетическое родство Жуннов,.Монголов или Тангутов. Также нет информации о языковых совпадениях современных народов и Жуннов, можно было бы анализировать языковую принадлежность Жуннов.и кто потомки Жуннов. Nurlan51 Вставить медиа
  3. Nurlan51

    Сарыарка

  4. Nurlan51

    Сарыарка

    Уважаемый RedTriangle, Вы абсолютно верно поняли этимологию слова Арка, т.к. и монголиском и в иранском и в греческом сохранилась древнетюркское Арка. Монгольский вариант эрхий, арийско-персидский – эрехша, аргаш, и, вероятно, греческий были заимствованы этими языками в прототюркскую и тюркскую эпохи. Это слово перешло в греческий язык, – археос – сохранило тюркское значение «древний». Эту этимологию предложил Серикбол Кондыбай и я с ним абсолютно согласен. Поэтому Сарыарка и Аркаим имеют одну этимологию - Древняя земля . Южная Сибирь и Сарыарка один из центроров зарождения цивилизаций на земле, Климат и природные условия были видимо благоприяными чем теперь. Короче, предки шумеров жили когда-то в Сарыарке. Nurlan51
  5. Nurlan51

    Сарыарка

    Сарыарка – Загадочный топоним или сакральное место в сознании казахов География Под географическим термином Сарыарка понимается обширное пространство, ограниченное на юге Арало-Балхашской низменностью до пустыни Бетпак дала, на севере — Западно-Сибирской низменностью, на западе — прикаспийской равниной и тургайской впадиной, а на востоке — долиной Иртыша. Это земля гор, сопок, холмов, место плодородных степей, поражающая сознание человека своим бескрайним простором и красотой… Историк Утемиш хаджи в своем трактате «Табакат-и Насири» пишет: «Когда он (Джучи — старший сын Чингисхана, хан Золотой орды) увидел Кыпчакскую землю-Сарыарку, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих…» На фоне степей и холмов возвышаются величественные горные системы — известные Каркаралы, Баянтау, Ұлытау, Кент, Кокшетау, Ерементау, Шынгыстау, Табагатай, Алтай и другие, издревле воспетые народными акынами и являющиеся родиной для каждого казаха. По территории Сарыарки протекает множество больших и малых рек, одни из них текут на юг, в Арало-Балхашский бассейн, другие, — на север, в бассейн Иртыша. Самыми крупными из них являются реки Иртыш, Есиль, Тобол, Нура, Сарысу… Загадочный топоним Почему эту землю предки нынешних казахов назвали Сарыарка? В научной литературе бытует прямой перевод на русский язык – Желтая спина. Сары — переведено как желтый, золотистый, рыжий цвет, и Арка — спина, позвоночник, спинной хребет. Выдающийся казахский ученый-археолог и этнолог А.Маргулан говорил, что перевод названия Сарыарка (Желтеющий хребет) знаменитым казахским геологом Медоевым «удачно передает геоморфологическое устройство и рельеф Центрального Казахстана». Однако перевод, сделанный Г. Медоевым, не может в полной мере объяснить сакральный смысл названия данной земли. Почему данная местность на Земле получила именно это имя, заинтересовало казахского мифолога Серикбола Кондыбая. Вот что он пишет: «Традиционно топоним Арқа объясняется как «земля за спиной, со стороны спины (каз. арқа), т.е. северная территория». Возможно, это объяснение является правильным с точки зрения человека, ориентирующегося на юг, в сторону кублы. Однако в течение многих веков степняки ориентировались на восток, соответственно юг назывался онтүстік (правая сторона), а север – солтүстік (левая сторона), в таком случае арқой следовало бы называть западное направление (батыс). Представление о Сарыарке как находящейся «сзади», возможно, было актуально для племен, населявших берега Сырдарьи, Чу и Таласа, однако Сарыарка – это ведь не край земли, во все времена территории к востоку от нее – Алтай и Саяны, к западу – Урал и др. степи были населены. Эти сомнения подталкивают нас к поиску другой этимологии этого загадочного топонима. По мнению исследователей название Арқа не было придумано казахами в ХVІІ-ХІХ веках, а существовало издревле. В обзоре сведений относительно этого названия известный ученый-топонимист Е.Керимбаев отмечает, что название это существовало уже в VІІІ-ХІІ веках в кипчакскую эпоху. В написанной в ХV веке на персидском языке «Родословной тюрков» (Шаджарат ал-атрак) встречается выражение «в земле кипчаков Арке», в «Родословной туркмен» Абульгази (ХVІІ век) этот регион называется Арға. В фольклоре современных потомков кочевых узбеков, ушедших с казахских земель вместе с Мухаммедом Шайбани, есть топоним Арқаюрт (Тюрк. юрт, йурт, каз. жұрт – дом, кочевое жилище, стоянка, поселение, род, родовая территория, владенье, земля, государство, народ. Сравним названия сел в Чечне –Хасав-юрт, Дада-юрт и т.д. – Пер.). В энциклопедической справке об аргынах упоминается название земли, куда они некогда переселились, – Сарыарқа. Это название сохранилось в записях таджикского путешественника ХІІІ века Садидаддина Ауфи. Казахский топограф Е. Керимбаев отмечает наличие ряда топонимов с основой арқа: «Тақты-арқа, Арга (Южный Урал), плато Арқалық, Ұлұғ-Арқа (Алтай) и др., т.е. название северной степи Сарыарка не является единственным. Все это указывает на необходимость искать другие объяснения топонима Арқа». Серикбол Кондыбай обосновывает происхождение слова Арка от слова Аргы, которое имеет смысл как потусторонний, древний. Казахское слово арка – спина, обратная невидимая, потусторонняя сторона, можно сопоставить с древнегреческим архэ, архи, архайос, совпадающим с казахским словом как по форме, так и по смыслу. Этот древнегреческий корень лежит в основе таких слов, как археология, архив, архаика. Ключом к разгадке тайны слова Арка является казахская поговорка: «Әр сөздің түбі бір, түб атасы Мақы-би», которая переводится, как: «У всех слов один корень, и эти слова (языки) дал нам Майкы-би (мифический первопредок людей)». Монгольский вариант эрхий, арийско-персидский – эрехша, аргаш, и, вероятно, греческий были заимствованы этими языками в прототюркскую и тюркскую эпохи. Это слово перешло в греческий язык, – археос – сохранил тюркское значение «древний». Таким образом слово Арка-имеет этимологию как древний, потусторонний. Второе слово Сары, которое переводился, как желтый, рыжий, светлый, возможно имеет второй смысл и, как мне кажется, имеет другой смысл перевода: великий, важный. Действительно, слово Сары очень часто встречается в именах например: Сарыбек, Сарыбай, Сармантай, Сартай, Сарканд или таких топонимах как Сарысу, Сарытау. Здесь слово «сары» несет в себе явно не цветовое значение, а скорее обозначает величие или значительность. Поэтому эти имена можно перевести на русский язык следующим образом: Сарыбек-Великий бек, Сарыбай-Великий бай, Сармантай — Великий Муж (ман), а Тай – первое живое существо, получится — Великий первомуж, Сарканд — Великий город, Сарысу — Великая река, Сарытау — Великая гора, но не золотистая гора. Действительно, в казахском языке при использовании слов, обозначающих цвет, часто вкладывается иной, второй смысл. Например, слово Кара – черный цвет — может переводиться как большой, значительный. Напрмер: Каракыпшак Кобланды – Кобланды из рода многочисленных кипчаков, а не черных кипчаков, Карабай — Большой бай, а не Черный бай, Карагаш — большое дерево, Карасу — большая вода, Караоткель — большой брод. Слово Кок — голубой или зеленый — иногда переводится как небо, небесный. Например, казахи не говорят о лошади белой масти – Ак ат-белая лошадь, а говорят Кок ат – небесная лошадь, и никогда не переводят это выражение как голубая лошадь (а в китайском календаре-есть год голубой лошади, кстати, это еще раз доказывает, что китайцы заимствовали календарь у тюрков и неправильно поняли смысл слова Кок ат). Слово Коныр — коричневый — также имеет второй смысл — благой, священный. Есть множество имен — Конырхан, Конырбике, Байконыр, Коныр аулие, Коныркум, этимологию которых можно зачастую объяснить, не применяя перевод – коричневый, а употребляя слово священный. Таким же образом можно переводить слово Ак – белый. Ак перводится как чистый, непорочный и т.д. Например, имена Акмарал, Акерке, Аксу переводятся как чистая, непорочная. Таким образом, слово Сарыарка должно переводиться дословно как «Великая древняя обжитая земля» или по смыслу — «Древняя Ойкумена». Арийана вэджа Сарыарка — это один из самых богатых природными ресурсами историко-географических регионов нашей страны, накопившей богатую духовную культуру. Так, уже в эпоху энеолита (4-3 тыс. лет до нашей эры) древним рудокопам Сарыарки были известны медные месторождения современного Жезказгана, Каркаралинска и рудного Алтая. Древние шумеры называли себя рудокопами (кенгiрлер), а древняя земля Казахстана, по всей видимости, являлась одним из трех очагов зарождения древнейшего человека на планете наряду с Восточной Африкой и районами Индокитая, Суматры и Явы. Это подтверждают раскопки археологов. Уже доказано, что древнейшие племена Сарыарки были первыми металлургами на земле. Как отмечал российский исследователь Б.Грозный «... шумерский народ возник, скорее всего где-то в киргизской (казахской) степи, на границе между длинноголовыми древнейшими индоевропейцами и короткоголовыми туранцами». Это предположение, высказанное в прошлом веке, о том, что шумерскую цивилизацию создали первые скотоводы и металлурги — выходцы из Южно-Сибирских и Казахстанских степей, все больше находит свое подтверждение в последние годы в связи с открытиями городов бронзового века, в частности – Аркаима, исследованиями древних ДНК (андроновцев, тагарцев, бегазы-дандыбаевцев), а также исследованиями лингвистов. В эпоху бронзового века Сарыарка находилась в центре Арийана вэджа (Арийского простора). Дело в том, что племена, населявшие Сарыарку в железном веке, а это были прямые потомки людей бронзового века — андроновцев, тагарцев, бегазы-дондыбаевцев, первыми на Земле перешли на кочевое скотоводство. Под именем арии они распространились по всему миру, а их родину – Сарыарку и Южно-Сибирские степи — стали называть Арийана вэджа — Арийский простор. По преданиям, здесь родился первый пророк на Земле — Заратуштра (Жаратушы — переводится с каз., создатель, творец), гимны которого — Веды и Гаты — сохранились на иранском языке в книге Авеста. Никто не знает, на каком языке говорил Заратуштра, так как он жил примерно за 15 веков до нашей эры, оригинальной книги Авесты не существует, однако сохранилась копия Авесты на авестийском-иранском языке, датируемая 6-м веком до нашей эры. В Авесте имеются строки, воспевающие родину Заратуштры, где полгода зима и лежит снег, где с вершины гор течет река Ардви (Иртыш), впадающая в бурлящее у подножья Хараити (Алтай) море (озеро) Ворукаша (Зайсан). К югу от горы первочеловек Йима (Майкы-би) по велению верховного бога Ахура-Мазды создал чудесную страну Арийана вэджа — Сарыарку. Если посмотреть на археологическую карту Казахстана, то можно с уверенностью сказать, что Сарыарка — просто Клондайк для археологов. На этой территории десятки древних поселений, курганов бронзового и железного веков, общий список памятников только по Карагандинской области содержит около 1500 позиций. Именно в Сарыарке похоронен мифический «Отец» шести тюркских народов, в том числе и казахов, — Алашахан. Последние исследования подтвердили, что именно на данной земле впервые была одомашнена лошадь, изобретена колесница, с древнейших времен в больших объемах производились медь, бронза и железо. Как пишет казахский историк А.Нарымбаева: «Это стало возможным благодаря тому, что первобытные люди (кроманьонцы), населявшие Сарыарку и Южную Сибирь в неолите, свершили неолитическую революцию, усовершенствовав орудия труда и оружие каменными наконечниками, что дало огромное преимущество для выживания и развития». Генетика против Европоцентристской теории ДНК-исследования генеалогии человека позволили исследовать всех людей на Земле, разбив их на генеалогические группы — гаплогруппы, которые обозначены буквами. Люди одной гаплогруппы имеют одного общего для них предка в далёкой предыстории. Гаплогруппа в силу ее наследственной неизменности одинакова у всех мужчин (Y-ДНК) одного народа на протяжении веков. У каждого биологически самобытного народа есть своя гаплогруппа, отличающаяся от гаплогрупп других народов. Фактически – это и есть генетический маркер народа. Цель генетических исследований— проследить путь одного этноса, одного народа за тысячелетия его истории. Генетики установили, что примерно 15-20 тысяч лет назад древние носители Y-хромосомы гаплогруппы R, проживавших в степных зонах южной Сибири и Казахстана, разделилась на две гаплогруппы — R1a и R1b. Как доказано учеными (Р.Р.Байтасов — генетик из Белорусского государственного университета и др.) носители гаплогруппы R1a были далекими предками нынешних тюркских народов. Через тысячи лет они стали называться ариями. Вторые R1b еще в эпоху неолита мигрировали в Европу и приняли участие в этногенезе многих европейских народов. Обычно данную группу генетики называют европейской. Носители гаплогруппы R1a в последующие за бронзовым периодом века перешли на кочевое скотоводство и освоили производство железа, изобрели юрту, получили кумыс и создали первую кочевую цивилизацию. Обладая преимуществами — мобильностью (колесницами) и оружием из металлов, будучи воинственными завоевателями, они частично мигрировали в более благоприятные климатические зоны оседлых земледельцев. К миграции этих арийских племен — саков (саки — азиатские скифы) — с территории Сарыарки и Семиречья на территории Ирана, Индии, Памира, Афганистана привели также и внутренние войны. Так, во 2 веке до нашей эры на территорию Сарыарки и Семиречья вторглись белые гунны – эфталиты, которые сокрушили сакские племена и вынудили их переселиться через Памир, Гиндукуш в Индию. Часть сакских племен в результате миграций, приблизительно к 7-9 веках до нашей эры, появляются на северном Кавказе, Балканах, и Южнорусских степях. Таким образом, арии — саки, скифы и родственные им племена сарматов и гуннов, расселившись на обширных пространствах Евразии, — постепенно исчезли, однако передали потомкам и сохранили свои гены (Y-хромосомы) во многих современных народах. Широкомасштабные генетические исследования, проводимые в последние 10-15 лет по всему миру такими компаниями, как Family Tree DNA (США) и другими фирмами, позволили взглянуть на генетический фонд каждого этноса с точки зрения их происхождения. Генетики подтвердили центрально-азиатское происхождение гаплогруппы R1a, которую принято считать арийской. Носители гаплогруппы R1a в настоящее время выявлены у всех современных тюркских народов: Котоны (монголоязычные уйгуры) 82,0%, Киргизы 63,0%, Шорцы 58,8% Алтайцы 53,0% Татары 34,1% Чуваши 31,6% Узбеки 30,0% Уйгуры 28,6% Хакасы 28,3% Карачаевцы 27.54% Башкиры 26,3% Балкарцы 25.74% Азербайджанцы 19,0% Каракалпаки 18,2% Тувинцы 14,0% Кумыки 13,2% Гагаузы 12,5% Турки 6,9% Туркмены 6,7% Казахи 14,0% Якуты 3,2% Кроме того, генетики выявили, что «восточноазиатские» гаплогруппы (N, O, C), присущие монголоидным народам, у «западных» тюркских народов (азербайджанцев, турков, туркмен, гагаузов, карачаевцев, балкарцев, кумыков) не обнаружены. На основе анализа данных Y-ДНК генеалогии тюркскоязычных народов Поволжья, Сибири, Кавказа и Центральной Азии установлено, что гаплогруппа R1a изначально была древнетюркской гаплогруппой и носители ее были европеоиды. А тот факт, что у всех древних мужчин, захороненных в евразийских курганах, обнаружена эта гаплогруппа, является ещё одним доказательством того, что так называемые андроновцы, афанасьевцы, тагарцы, бегазы-дандыбаевцы, их потомки пазырыкцы, скифы, родственные к скифам сарматы, аланы были тюркскими народами и являются древними предками современных тюрков. Об этом в своих исследованиях пишут большинство зарубежных и российских генетиков. Так, например, российские исследователи В.Г.Волков, В.Н.Харьков, О.В.Штыгашева, В. Степанов, М.А.Дроздов в статье «Генетическое исследование хакасских и телеутских сеоков» пишут: «Практически все гаплогруппы R1a у хакасов и шорцев входят в единую группу и отличаются от гаплогруппы R1a других этносов, но имеют явное сходство с гаплогруппами носителей тагарской археологической культуры. Таким образом, данные алтайские сеоки (останки древних людей на Алтае, Саянах) являются прямыми потомками тагарцев (тагарцы — жители эпохи позднего бронзового века Саян)». Славянские народы — русские, украинцы, белорусы, поляки — также имеют высокий процент гаплогруппы R1a. Например, у русских, в некоторых южных областях, этот показатель доходит до 50%, однако данная гаплогруппа у славянских народов является приобретенной в результате длительного исторического процесса ассимиляции тюркскоязычных потомков: скифов, сарматов, гуннов, хазар, булгар, печенегов, торков, берендеев, гузов, половцев. Действительно, носители гаплогруппы R1a у славян по крови являются арийцами, как указывает российский ученый А.Клесов. Однако генетический маркер R1a они приобрели от носителей гаплогруппы, пришедших с востока — Сарыарки и Южной Сибири, а не пришедших из Европы. Ранее согласно Европоцентристской теории считалось, что европейские народы или арийцы (R1a) пришли в Азию и создали кочевую цивилизацию в Азии (одомашнили лошадь, изобрели колесо, создали колесницы, освоили металлургию и т.д.). Однако согласно анализам предковых ДНК и благодаря археологическим открытиям установлено, что расселение носителей гаплогруппы R1a произошло из Азии в Европу, а не наоборот. Таким образом, котоны, киргизы, алтайцы больше всех сохранили свои предковые арийские гены по сравнению с другими тюркскими народами. Современные таджики, считающиеся арийцами, в среднем имеют 30% носителей гаплогруппы R1a. Теория об осетинском (иранском) происхождении аланов (кочевых племен северного Кавказа) не подтвердилась, как оказалось, осетины относятся к другой гаплогруппе - G2 и не имеют арийских корней. На карте расселения человека представлены и другие гаплогруппы, которые условно разделены на группы, носителями каких приблизительно языков и языковых семей они являются: С3-монголы; N-Фино-Угры; J2-Средиземноморцы; E1b-Иллирийцы; I-Европейцы (англосаксы, славяне, балты); R1a-Арийцы (тюрки); R1b- Европейцы (кельты). Генетические исследования привели к прорыву в исторической науке, научные открытия генетиков, археологов и лингвистов подтвердили отсутствие следов пребывания иранских или так называемых индоевропейских народов на территории Сарыарки и южной Сибири в древние времена. Поэтому гипотеза об индоевропейском происхождении создателей колеса и боевых колесниц рушится. Изменилось мнение о центрах и очагах зарождения металлургии. Генетика дополнила имеющуюся информацию о путях миграции древних жителей степной зоны Сибири и Казахстана. Об этом очень хорошо пишут историки и лингвисты Амангельды Нарымбаева и Гумбатов Гахарман, Михаил Дроздов и др. В связи с появлением работ этих авторов в исторической науке постепенно идет очищение от догматических представлений о роли кочевников – тюрков в истории человечества. Арии и арийцы Таким образом, в исторической науке произошло революционное открытие, доказывающее, что далекие предки современных иранцов, таджиков, цыган, индусов в целом не все являются ариями, а только те, которые имеют гаплогруппу R1a. Более того, выяснилось, что изначально предки носителей R1a были тюркоязычными. Нынешним ариям (иранцам, таджикам, цыганам, индусам, осетинам) надо осознать, что Заратуштра возможно пел Гаты и Веды на тюркском языке для тюркоязычной правящей верхушки ариев. Передав веру, как это бывает, тюркоязычные пришельцы (туранцы), ассимилировалось местным оседло-земледельческим населением, которое стало называться иранцы (от слова Арии). Аналогичный пример с историей образования Болгарского государства. Хан Аспарух привел тюркоязычных булгар на славянские земли и основал государство – Болгарию. Пришлые булгары ассимилировались местными славянами, передав им имя – болгары, а сами по прошествии веков растворились в новой нации. Между тем, Википедия дает следующее определение: «Арии — самоназвание исторических народов древнего Ирана и древней Индии (II—I тыс. до н. э.) , говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы». Для того, чтобы отличать их от других ариев, которое являются генетическим ариями (носители гаплогруппы R1a), теперь можно классифицировать группы тюркоарий, славяноарий, монголоарий и т.д. В этом случае все будут понимать, что если мы говорим ираноарии, то это ираноязычные персы, индусы и т.д., то есть это генетические арии, или носители гаплогруппы R1a. Если задаться вопросом, почему идеологи фашистской Германии хотели иметь арийское происхождение, то ответ окажется очень простым: они хотели оправдать свои преступления тем, что они принадлежат к высшей арийской или «нордической» расе европейцев, предки которых — воинственные сверхчеловеки, изобретатели колеса, создатели колесниц, основатели первой религии — Зороастризма, основатели европейской современной цивилизации и т.д.. Остальные расы, якобы неполноценные народы, должны принять господство германцев. Отбросив идею о расовом или антропологическом превосходстве ариев, оставив только их достижения и вклад арийцев в общечеловеческую культуру, каждый человек на Земле гордился бы такой своей родословной. Оснований для такой гордости оказалось у многих народов земли. Казахи тоже состоят в этом многочисленном списке. Язык – архив памяти народа В казахском языке сохранились слова, которые запечатлели уважительное отношение к арийцам, как к неким благородным людям. Видимо, представители племен арийцев в древности были очень духовными людьми и принадлежали к высшей касте воинов. Слово ариец стало именем, означающим «Благородный человек». Так, например, казахское слово Арыс переводится на русский язык как «уважаемый человек, благородный человек, опора». Это слово очень близкое по звучанию со словом ариец. Этимология слова Арыс, которое состоит из двух слов, Ар — совесть, честь и слово iс — дело. Таким образом получается: Арыс – Арiс — благородное дело. Примером использования слова Арыс является слово Аристократ – знатный, благородный человек. Вот что пишет Мухамет Халел Сулейманов в своей книге «Эра Чингисхана в истории казахской нации»: «Именно извращение великого понятия «ар-iс» (арыс, арийство) подмена его сущности нравственно-психологической категории расово-биометрическими характеристиками «отцами европейского нацизма» – французом Де Гобино, англичанином Чемберленом, итальянцем Муссолини, австрийцем Шикельгрубером, доказывающими превосходство «нордической расы» — породило ужасы Освенцима и Бухенвальда». Все знают, что казахи очень бережно чтят свою генеалогию – шежире. Шежире — это не просто генеалогия, а своего рода историческая память народа, его философия и стержень, на котором держатся морально-нравственные ценности и традиции народа. Причем каждый казах должен знать и быть достойным не менее 7 колен предков, а также гордиться и почитать всех знаменитых личностей своего рода. Поэтому казахи в минуту трудности взывают к духам предков и просят их о помощи. Для любого казаха важно подчеркнуть значимость своего происхождения, для этого в качестве основателей казахских родов используются мифические Арийцы. Так основатели родов трех жузов являются Арысы (Арийцы) — Бекарыс, Жанарыс, Акарыс. В музее города Баянаула висит стенд с портретами знаменитых людей, выходцев из Баянаульского района. Стенд – «Баянаул Арыстары», который можно перевести на русский язык, как «Арийцы Баянаула». Использование слова Арыс и Арыстар возвращает нас к истокам кочевой традиции, называя достойных людей арийцами, забывая о том что, совсем недавно, перед войной, как пишет Мухамет-Халел Сулейманов, «…..НКВД только потому, что фашисты стали использовать слово «истинный ариец», стали репрессировать казахскую интеллигенцию, испокон века называвших и причислявших себя к арийцам. Алашевцам А.Байтурсынову, М.Дулатову, С.Сейфуллину и другим было предъявлено обвинение в «национал-фашизме» за то, что их, следуя древней тысячелетней традиции, тоже именовали в народе «арыс». Однако все знают, что «Арысовцами-Арийцами» именовали достойных соплеменников даже российские казаки. Традиционно казахи по кочевой традиции воспитывали каждого ребенка быть достойным представителем рода, выполнить свой долг перед родителями, семьей, народом, своими поступками и словами не запятнать честь своего имени и племени, любить Родину стремиться стать достойным Арысом. На эту воспитательную машину высокого патриотизма работала и поэзия (пословицы, поговорки, песни, сказания акынов), назидания жырау (героические эпосы, терме). Эти морально этические нормы, общества военно-кочевой демократии — институт Бытырства — Рыцарства, которые закладывались с раннего детства, сейчас в процессе глобализации и потери кочевого образа жизни, постепенной утраты родного языка начали нивелироваться. Основной причиной изменения моральных ценностей в воспитании, конечно, является постепенная утрата родного языка, в котором, как в генетическом коде, записаны все моральные и социально-значимые нормы поведения и воспитания. Глобализация диктует изменение критерия успешности (ценности) человека. Главным критерием теперь является материальный достаток (богатство) члена общества. В наше время потомки вчерашних высоко нравственных кочевников-Арысов обогащаются любыми доступными и недостойными путями, забыв о морали предков. Сегодня много говорят о трехъязычии в образовании. Однако все мы знаем, что изучающий другой язык человек обогащается другой культурой. Поэтому малые народы, чтобы не отстать окончательно в гонке за выживание (в условиях глобализации), понимая, что технологии приходят к нам с запада, вынуждены знать в совершенстве иностранные языки, зачастую в ущерб изучению родного языка и родной культуры. Полный охват населения в овладении иностранными языками вовсе не обязателен, так как для большинства рабочих профессий знания английского не применительно. Под прессом глобализации и засилья английского языка уже не только малые прибалтийские народы, но и немцы, французы, голландцы озаботились о своем родном языке. Однако они предпринимают усилия для сохранения государственного языка. Для того, чтобы казахи как можно дольше удерживали свою национальную идентичность, необходимо усиливать государственную политику создания языковой среды на своей территории. Тогда язык станет вновь востребованным, можно будет, как в Израиле, восстановить статус языка и вернуть основы высокой морали и духовности народа в воспитании детей. Вернемся к истокам Таким образом, Сарыарка для казахов — это настоящий Жерұйық , Земля обетованная. На этой земле кочевали наши далекие предки, создатели кочевой цивилизации. Именно им удалось в древние времена одомашнить лошадь, создать боевые колесницы. Они были основателями уникальной кочевой культуры и звериного стиля в искусстве. Племена кочевали и неизменно возвращались к своим истокам. В средневековье, примерно 500 лет назад, в перид после распада Золотой орды, через Самарканд и Бухару, затем Семиречье наши предки вернулись на свою историчекую родину в Сарыарку... и выжили. После распада СССР нам, казахам, предоставился невероятный шанс возродить Арийана вэджа-Сарыарку, где все казахстанцы должны быть счастливы. Перенос столицы Казахстана в Астану тоже оказался очень символичным. Сарыарка, как много веков назад, вновь стала Ордой — центром для казахов-наследников первой и последней кочевой цивилизации на Земле — и получила новый стимул для процветания и развития.
  6. Nurlan51

    Арийцы

    Уважаемый Rust, Мы все знаем, что народ или нация имеет самозвание, например немцы самоназвание- Дойч или внешнее имя Немец (для русских), (для тюркских народов-Аламан). Например, казахов в прошлом веке звали Киргизами или Киргизкайсаками, а они самоназывались Казаками или более того Алашами. Русские до прошлого века все тюркские народы называли Татары. В отношении этнонима Тюрк, вы абсолютно правы все кто говорит на тюркском языке это - Тюрк. Этим термином мы объединяемся вокруг нашего тюркского языка. Но самоназвание для жителей Индии общее - Индусы, хотя других самонзваний много: Пянжджабец, Сикх, Бенгалец и у них разные языки, и они не самоназывают себя Арийцами. Какой-то малый процент северных индусов, говорящих на языке хинди и имеющие какой-то малый процент генов R1a, имеют северное происхождение и ученые зачислили их в группу индоевропейцев. Но генетически данных о их связи с Европейцами пока нет, генетически они ближе к нашим сибирским тюркским народам. Поэтому термин Индоевропейцы начинает терять наполнение смыслом, так как такого родства возможно в истории не было. Но авторитеты от науки и политизированные ученые не признают своих заблуждений, они придумывают термины для простого народа, такие как Арийцы или Индоеропейцы и люди массово продолжают верить в то, что им хочется. Nurlan51
  7. Nurlan51

    Арийцы

    Господа, В последнем определении фраза : "происходящее от самоназвания" я ни разу не слышал, чтобы иранцы или индусы говорили бы (как фашисты), что мы Арийцы. Это ученые присвоили им это происхождение, поэтому полагаю что это не самоназвание. Это похоже на выражение: "Индоевропейские языки", хотя нет ни каких доказательств присутствия индусов в Европе, кроме цыган. Поэтому простым людям трудно доказать что европейские языки это Санскрит. Nurlan51
  8. Nurlan51

    Арийцы

    Господа, Мне кажется странным, что недавно народная энциклопедия - Википедия, которой мы доверяли, внесло изменение в определение АРИЙЦЫ. Из этого определения исчезла фраза ...."обитавших в бронзовом веке в степях Евразии и переселившихся" вместо этого появилась :..." исторических народов". Теперь это определение выглядит так: "Арийцы или арии — название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии". Понятие "ИСТОРИЧЕСКИЕ НАРОДЫ", для простых людей, сохраняет исторически сложившуюся парадигму теории Индо-Иранского происхождения Арийцев и Скифов. Но то что, предки Арийцев это Евразийские кочевники, исчезло из определения. Теперь Арийцы это чисто языковое понятие для Иранцев и Индусов и др., которое оставляет шанс, для заблуждающихся историков, сохрания лица. Из этого понятия вырезаны, генетические, географические , этнические корни происхождения. Получается, что если ты носитель Индийских, Иранских, Индо-Европейских языков, значит ты имеешь право назавать себя наследником культуы и достижений Арийцев. Я полагаю, что это абсурд, который скоро должен закончиться. Nurlan51
  9. Нурлан Боранбаев, кандидат технических наук Ариец – это нравственная характеристика воина кочевника. Обдумай все, кладя стрелу на лук, А не тогда, как выпустишь из рук. Хафиз Евразийские кочевники и их цивилизация В средневековье часто случались столкновение между цивилизациями земледельцев и кочевников. В представлении земледельцев, кочевники — варвары, которых интересуют только свободные пространства для пастбищ, стойбища, чуждая для земледельцев религия, мифология. С другой стороны неприязненное отношение кочевников к оседлоземледельцам также существовала и у кочевников: они презирали изнеженность и слабость духа у земледельцев, так как они не воины, а торговцы. Вспомним хотя бы изречение Чингизхана: «Лучше умереть, чем быть городом». Утвердившееся клише или шаблоны в устройстве кочевой цивилизации, которая понималась как цивилизация, основанная только на выпасе скота без центров торговли и ремесел, также не соответствует действительности. Поэтому обычный обыватель зачастую полагает, что кочевник не нуждается в городах или поселениях и априори относится враждебно к оседлоземледельцам. Однако исследованиями ученых историков установлено, что кочевая цивилизация Евразии и ее экономика основаны на симбиозе яйляжного скотоводства и торговли с центрами городской культуры. Города платили налоги кочевникам за защиту от набегов враждебных племен. Таким образом, данный симбиоз цивилизаций города и степи дал основу для устойчивого существования кочевой цивилизации на протяжении многих веков. Кочевники просто не могли бы создать свою цивилизацию без земледельцев. На данное обстоятельство впервые в 40-х годах прошлого века обратил внимание академик С.П. Толстов, который утверждал, что евразийские кочевники — это полукочевой народ. Зависимость экономики кочевой цивилизации от земледельцев и Шелкового пути наглядно ощутилась после открытия морских торговых путей в Индию и Китай. Выяснилось, что кочевники были зависимы от развития торговли и земледелия в городах, так как через них проходили торговые караваны из Китая по Шелковому пути из Европы в Китай. Эти морские пути привели к снижению роли Шелкового пути в торговле между Европой и Китаем и одновременно вызвали упадок экономики центрально-азиатской кочевой цивилизации, так как центры торговли, находящиеся в городах, стали приходить в упадок. В наше время в лексиконе стало очень употребительным слово Nomad, однако это слово не соответствует пониманию сущности — евразийского кочевника. Слово «номад» (Nomad), которое переводится как скиталец, бездомный (не имеющий собственной территории), бродяга, к евразийским кочевникам не подходит, так как евразийский кочевник не бездомный бродяга, а владелец своей земли и городов на ней. Вспомним, что процветание таких городов, как Самарканд, Бухара, Хорезм, Сарай-Бату, Сарайчик, Казань, Тараз, Туркестан, Ташкент стало возможно благодаря кочевникам. Кто-то может возразить, что эти города и поселения якобы являются древними поселениями земледельцев, но возникли они и процветали благодаря покровительству государств и империй кочевников. Начиная с бронзового века и раннего железного века в степи было множество поселений (городов), это Синташ, Аркаим, Кенты (горняцкие поселки) в центральном Казахстане, это были города металлургов, ремесленников, торговцев. Кочевники производили и торговали металлами и рудой. Именно кочевники и их государства были гарантами процветания торговли на Шелковом пути. Евразийские кочевники по образу жизни хозяйствования отличаются от цыган и бедуинов, которые не создали цивилизацию, подобную евразийской, эти народы действительно номады. Поэтому при применении термина Номад к евразийским кочевникам следует об этом помнить. Когда мы говорим об евразийских кочевниках, мы имеем в виду кочевников, которые создали империи и государства, под их протекцией находились Парфянская и Персидская империи, Скифские, Гуннские союзы племен и государства, Тюркские империи, Хазария, Золотая орда, Монгольская империя, империя великих Моголов, Османская империя. Одомашнивание лошади и других животных в неолите и в бронзовом веке создало предпосылки для возникновения кочевой формы скотоводства как более прогрессивной формы экономики. Животноводство или массовое производство скота, хотя и было экстенсивным, однако привело к быстрому расслоению общества на богатых и бедных, кочевники благодаря торговле скотом стали богатеть. Экстенсивное скотоводство не предполагает заготовку кормов для скота на зиму и поэтому полностью зависит от погодных условий, засухи летом или джута зимой. Вторая составляющая экономики кочевников, как выяснилось археологами, было производство металлов, таких как медь, бронза и железо и золото, при этом мы намеренно не акцентируемся на работорговле и завоевательских походах, так как мы рассматриваем периоды мирной жизни. В настоящее время на территории Казахстана, археологи обнаружили десятки древних поселений бронзового и железного веков с остатками металлургических печей для выплавки меди, железа, олова, свинца. Эти поселения с горными выработками и центрами металлургии носили общее название – Кент. Это название сохранилось, в названиях городов Шымкент, Ташкент, Кент, Кентау. Причем выяснилось, что большая часть произведенных металлов предназначалась для торговли с Китаем. В этих поселениях кочевники занимались металлургией, ремесленным производством, производством оружия и украшений, а также частично занимались земледелием или выращиванием проса, овса и пшеницы. К сожалению, некоторые историки и искусствоведы до сих пор считают, что украшения и предметы быта, выполненные в скифском зверином стиле, из золота и бронзы, были сделаны греками по заказу скифов. Их даже не смущает обстоятельство того, как золотые украшения в скифском стиле с датировкой 5-го века до нашей эры во множестве были найдены в Тыве в курганах некрополя Аржан-2, который находится почти в 10 тысячах километров от ближайших черноморских поселений греков. Эти ученые считают, что кочевники не обладали технологиями, для изготовления предметов искусства, исполненных в зверином стиле, которые отображены на украшениях, найденных во множестве в курганах. Так, академик Рыбаков ошибочно считал часть оседлых причерноморских Скифов-сколотов предками славян, так как они занимались ремеслами и хлебопашеством, даже несмотря на то, что на данной территории славяне появились на 1000 лет позже скифов, а скифы к тому времени исчезли с исторической арены. Заселение Европы Homo sapiens В последнее десятилетие в исторической науке, благодаря генетике и лингвистике, происходят революционные открытия, которые значительно изменили наши представление об истории евразийских кочевников в древности. Ученые, занимающиеся историей расселения человека на Земле, считают, что в Европу Homo sapiens пришёл из Центральной Азии и с Ближнего Востока не ранее, чем 45 тыс. лет назад, и её освоение заняло не менее 15 тыс. лет. Обитавшие в Европе коренные неандертальцы были постепенно вытеснены. В противостоянии с коренными обитателями — неандертальцами, которые жили в Европе 200 тыс. лет, пришельцы из Азии, известные, как кроманьонцы, имели более развитые средства коммуникации, то есть развитый язык. Неандертальцы, хотя и лучше были приспособлены к холодному климату и были более сильные физически, в конце концов, вынуждены были искать последнее убежище на Пиренейском полуострове. Последней в Европе была заселена Скандинавия VII-VIII тыс. лет назад. Не смотря на то, что ученые подтверждают заселение Европы Homo sapiens из Азии, в научных кругах европейских историков (Европа-центристов), продолжает существовать теория расселения Homo sapiens из Европы в Азию примерно 7 тыс. лет назад. Однако это противоречит климатическим, археологическим и генетическими данным. Во-первых европейская территория Земли, в последний ледниковый период, освободилась от ледника значительно позже азиатской, примерно 17 тыс. лет назад (азиатская освободилась на 3 тыс. лет раньше). Поэтому заселение человека (кроманьонцев) в Европу произошло несколько позже, чем заселение Сибири, в силу климатических параметров, и основной вектор расселения кроманьонцев был из Центральной Азии в Европу, а не наоборот. Во-вторых, на основании генетических данных Y-ДНК большинства европейцев, выяснилось, что они генетически принадлежат к гаплогруппе R1b, которая была обнаружена в Сибири (с. Мальта) возраст которой 20 тыс. лет. [1] Это обстоятельство, подтвердило данные о направлении расселении европеоидных кроманьонцев из Азии в Европу. Лингвисты считают, что изначально носители генетического маркера R1b были тюркоязычными. У европейцев, где гаплогруппа R1b имеет высокий процент (индоевропейская языковая семья), например, у немцев (50%), ирландцев (80%), англичан (62%), испанцев (68%), французов (50%), обнаруживаются следы тюркского лексикона. Конечно, существуют явные тюркизмы в английском языке, такие слова как khan, lackey, mameluke, pasha, saber, uhlan, bazar. Но стоит обратить внимание на корни слов скрытых тюркизмов, которые невозможно не заметить, а так же признать случайным совпадением. Некоторые скрытые тюркизмы приведены в таблице: Казахский Русский Английский Толкование слова с казахского Орда-Центр, власть Орда, ряд, порядок Oder-порядок Орда-Центр, власть, порядок От-огонь (Отан-родина, Отбасши-Отец) Отец, Отчизна Hot –жар, От-Огонь, очаг Яна (жана) – новый Яна-Юная Jang - юный Жана-новый Кут (добро) Нет слова Good -добро Кут-добро, благо Кап (мешок-внутреннее пространство) Кабинет, капюшон Capo - капот Кап- мешок Жирау-жрец (юрист) Жрец-Жюри, Юрист. Jurist-юрист Жирау-хранитель законов или традиции ұрпак-семя (поколение) Урология, Urolog - Уролог Urology-Урология Мен, Мэн (я, мужик) Мужик Men (мужик) Мен, Мэн (я, мужик) Байер (богатый-бай, мужик-ер. Боярин Buyer Buyer богатый мужик Адал-благородный Аделаида Adele, Adelaide Чистая, Благородная Керман, Герман-немец Немец German – немец. Кер-крутой (Харизматичный), Мэн-мужик Бут – нога (по-киргизский) Ботинок Boot-ботинок Портки, ботинки Тис –зуб Нет слова Teeth -зуб Зубы Мерт-умереть Смерть - умереть Murder-убийца Смерть Шагала-Чайка Чайка seagull -чайка Чайка В подтверждение того, что древние носители генетического маркера R1b говорили на тюркском языке, служит то обстоятельство, что почти все тюркоязычные народы имеют достаточно высокий процент носителей гаплогруппы R1b. Например, башкиры до 60%. Поэтому ученые лингвисты обнаруживают следы тюркского лексикона в индоевропейских языках и считают, что эти тюркизмы попали в их языки из Азии через носителей гаплогруппы R1b. В книге Ю.Дроздова : "Тюркскоязычный период европейской истории", приводятся доказательства о существовании тюрскоязычного периода. Генетика против фальсификации истории В генетике все человечество разложено на 20 основных гаплогрупп или родов по буквам от А до Т, всего 20 букв, причем гаплогруппы расположены во временном порядке по алфавиту, предыдущие буквы соответствуют более древнему происхождению группы. Каждая новая, последующая гаплогруппа, соответствует новой мутации гена и появлению нового рода. Таким образом, гаплогруппа Q является родительской для гаплогруппы R, и она наследует какие-то генетические и лингвистические признаки от родительской группы. Гаплогруппа Q в наше время широко распространена в Центральной Азии у туркмен до (70%), казахов или у носителей агглютинативных тюркских языков. Гаплогруппа Q является родительской для гаплогруппы R1a, возраст которой датируется 30-25 тыс. лет. Родиной данной гаплогруппы считается Центральная Азия. Ученые генетики признают сходство древних генетических маркеров у народов Центральной Азии с маркерами аборигенов обитателей бронзового века южной Сибири. На основе анализа данных Y-ДНК генеалогии тюркскоязычных народов Поволжья, Сибири, Кавказа и Центральной Азии установлено, что гаплогруппа R1a изначально была древнетюркской гаплогруппой и носители ее были европеоиды [ 2 ]. Генетические данные современных тюркских народов, имеющих гаплогруппу R1a, таких как котоны (монголоязычные уйгуры) — 82,0%, киргизы — 63,0%, шорцы — 58,8% алтайцы — 53,0%, татары — 34,1%, чуваши — 31,6%, узбеки — 30,0%, уйгуры — 28,6%, хакасы — 28,3%, карачаевцы — 27.54%, башкиры — 26,3%, балкарцы — 25.74%, азербайджанцы — 19,0%, каракалпаки — 18,2%, тувинцы — 14,0%, кумыки — 13,2%, гагаузы — 12,5%, турки — 6,9%, туркмены — 6,7%, казахи — 14,0%, якуты — 3,2%. Практически все генетические данные по алтайцам, киргизам показывают их генетическую связь с андроновскими и тагарскими генами. Тот факт, что у всех древних мужчин, захороненных в евразийских курганах, обнаружена эта гаплогруппа, является ещё одним доказательством того, что так называемые андроновцы, афанасьевцы, тагарцы, бегазы-дандыбаевцы, их потомки пазырыкцы, скифы, родственные к скифам сарматы, аланы были древними предками современных тюрков. В современной официальной историографии происхождения тюрков, нет ни каменной, ни бронзовых эпох, и они, получается, упали с неба готовыми кочевниками в Забайкалье и на Алтай в начале нашей эры. Самое интересное, что в Сибири и Казахстане нет ни одной иранской археологической культуры. Все культуры: андроновская, тагарская, тасмолинская, бегазы-дандыбаевская и скифские курганы железного века, имеют каменные оградки на могилах, поэтому и эти культуры автохтонны и эта традиция, строить оградки сохранилась у тюркских народов. На территории Сибири и Казахстана, не обнаружено ни каких артефактов или следов пребывания (вторжения) индоиранских племен (нет могильных башен молчания и дольменов). Нет следов вторжения, других культур, кроме культуры плиточных могил (носителей гаплогруппы С3), язык носителей которой, как установлено близкий к монгольскому. Историки древнего мира, а в основном это археологи, имеют дело с артефактами, которые сохранились на земле или под землей, так как письменных фактов очень мало, поэтому главными артефактами становятся могилы предков. Предки тюрков строили курганы и каменные оградки у могил, которыми огораживали мир мертвых-Аруахов от живых. В дальнейшем могилы тюрков (в позднем периоде бронзового века) превратились в мегалитические мавзолеи, где поклонялись духу предков, для этого строили дромос (проход в склеп), а затем каменные порталы, которые являются переходом из мира живых в мир мертвых. В склепе тюрка имеется казан (эта традиция идет от скифов), как центр мироздания потустороннего мира. В позднее средневековье стали строить голубые купола, как символ неба (тенгри). Эта традиция возникла в среде кочевников центральной Азии и сохранена по сей день у многих тюркских народов. Именно в этих племенах бронзового века (андроновцев), которые в основном состояли из носителей генетического маркера R1a, первых охотников и собирателей, как выяснилось, зародилась кочевая цивилизация евразийцев, или они были первыми скотоводами-кочевниками. Эти первые скотоводы-кочевники и их предки были новаторами, они одомашнили лошадь, изобрели колесо, освоили металлургию, создали колесницы, изобрели уздечку, седло, стремена, создали образы неповторимого звериного стиля в искусстве, изобрели юрту и перешли на яйляжное скотоводство, они употребляли в пищу конину и пили кумыс. В исторической науке в 20-м веке эти кочевники получили имя Ариев или Арийцев. Первые сведения об Арийских племенах содержатся в книге Авеста, где в частности написано, что зима на землях Арийцев холодная и снежная и длится полгода. На основании того, что книга арийцев Авеста сохранилась на иранском языке, считают, что Арии или Арийцы были ираноязычные и имеют индоевропейские корни. Несмотря на то, что Авеста или Ригведа написаны на иранском-индоевропейском языке, это не дает оснований утверждать, что Андроновцы и Тагарцы говорили на одном из диалектов иранского языка, но так считают историки иранисты. Однако не все ученые археологи и историки утверждали что Андроновцы были ираноязычны, например, археолог С.С.Черников занимал первоначально иную позиции, т.е. он считал, что носители андроновской культуры, скорее всего, говорили на одном из древнейших диалектах тюркских языков (Черников, 1957), потом писал, что андроновцы, вероятно, относятся этнический к разноязычным племенам (Черников 1960). Другие ученые тюркологи — Д.Верхотуров, Г.Гумбатов, М.Закиев, И.Мизиев — в своих работах опровергают Скифо-иранскую теорию. Для доказательства языковой принадлежности андроновцев требуется письменные источники или другие косвенные доказательства. Сохранившиеся артефакты дают только представления о хозяйственной, религиозной, бытовой деятельности общества, которые для Иранцев и Туранцев были абсолютно разными. Такие древние письменные свидетельства о тюркоязычии потомков андроновцев кочевников-арийцев имеются в китайских источниках. Как пишет академик Аскаров, основываясь на анализе древнекитайских письменных источников, в записках «ши» царства Северного Китая «Шя» (2205-1766), «Шонг» (1766-1122) и «Чжоу» (1122-771) в северо-западной границе во второй половине III и на протяжении II тыс. до н.э. под названиями «ху», «ди», «хунн» и «тилек» жили тюркоязычные скотоводческие племена, которые имели своего хана. Они в китайских иероглифах хотя произносились по-разному, но принадлежность их к тюркскому этносу не вызывает сомнений. Именно в этом периоде на территории Южной Сибири сложились две археологические культуры: на востоке Южной Сибири глазковская культура [3], а на западе — андроновская (Окладников, 1955). Кроме того, по сообщению профессора А. Ходжаева в последние годы китайские и японские ученые проводили серьезные совместные исследования над 24-х томной истории Китая («Эрши си ши») и установили, что термин «тюрк» в разных вариантах встречается в китайских источниках, начиная с 2205 года до н.э., т.е. более 4-х тысяч лет назад (Ходжаев, 2003). Сохранившаяся копия Авесты, найденная в Иране, датируется 5-6 веком до нашей эры. В этот период на территории Ирана и ряда прилегающих территорий широко распространена была религия Зороастризм. Население Ирана было оседлым, занималось земледелием, в отличие от кочевников, имевших другую культуру. Оседлые земледельцы находились во враждебных отношениях с кочевниками, которые часто нападали на оседлоземледельцев и торговцев. На территории Средней Азии образовались совершенно разные, позже называемые — цивилизация кочевников Туранцев и цивилизация оседлоземледельцев Иранцев. Причем кочевники были мобильными, (имели колесницы), металлические кинжалы и наконечники стрел, и они пришли из сурового северного климата, поэтому были более выносливы и воинственны. Принципиальное отличие в археологических культурах Ариев — Туранцев и земледельцев Иранцев — заключается в их представлении о жизни после смерти. Могила Арийца представляет собой курган, окруженный каменной оградкой, в которой обитает дух похороненного воина. В могиле Арийца должны быть сопроводительные предметы быта — лошадь, посуда с продуктами, оружие, казан, как центр очага в потустороннем мире. Археологи давно установили, даже без генетики, что кочевники из Центральной Азии — скифы и сарматы — являются автохтонами людей бронзовой культуры: Андроновцев, Тагарцев, Бегазы –Дондыбаецев, которые также строили курганы, делали каменные оградки вокруг могил, клали в могилу провизию и оружие, они также верили в существование загробной жизни и духов предков. Эти представления в точности совпадают с тенгрианством или верой о существовании духа предков — Аруахов. Зороастрийцы же, напротив, имели другую философию: после смерти человека тело не хоронили, а выставляли на съедение птицам-падальщикам. Считалось, что тело человека, если его хоронить в земле оскверняет Землю. Оставшиеся кости хранили в специально построенных башнях молчания, дольменах или дома, в специальных ящиках — ассуариях. Эти принципиальные отличия в культурах Иранцев и Туранцев позволяют сделать выводы о разных корнях происхождения культур и, конечно же, различиях в языках. Антропология евразийского кочевника, и кто такие Арийцы Начиная с бронзового века (III тыс. лет до Н.Э.) на территории южной Сибири, просторах Монголии и Казахстана, при зарождении кочевой цивилизации Центральной Азии происходили этнические процессы смешения степных культур монголоидных носителей гаплогруппы С3 (культура плиточных могил) и так же монголоидной, финоугорской гаплогруппы N с европеоидными носителями гаплогруппы R1a (андроновская, тагарская, тасмолинская культура). Вторжение носителей С3, как предполагают ученые, произошло путем их миграции на Север из юго-восточной Азии двумя путями: вдоль побережья Тихого океана и через территорию центральной Азии. Такое крупно-масштабное смешение продолжавшееся более тысячи лет в борьбе за пастбища привели к возникновению степной Арийской культуры – воинственных Туранцев. В конечном итоге, носители гаплогруппы R1a на территории Турана частично ассимилировали С3, этим объясняется влияние тюркского языка на носителей гаплогруппы С3 в Монголии. Гаплогруппа С3 в настоящее время у тюрков считается монгольским следом. Кстати, Чингизхан и его потомки являются носителями гаплогруппы С3. У европейских народов ее нет, ее также нет у западных тюрков (азербайджанцев, балкарцев, кумыков, гагаузов), так как они не имели контакты с восточными тюками. Таким образом, начиная с раннего железного века (или за 1000 лет до нашей эры), антропологический тип Арийца уже не был чисто европеоидным. Саки, Скифы, Сарматы, как показывают археологические данные, имели до 10% монголоидные черепа. Предковый генетический маркер Арийца, или первые носители гаплогруппы R1a, изначально были европеоидами. Незначительная монголоидность (до 15%) Арийцев в начале нашей эры подтверждается исследованиями антрополога О. Исмагулова [ 4 ]. Начиная с периода ранних кочевников, военное дело считалось престижным и прибыльным, поэтому с раннего детства из детей воспитывали воинов, а основной ценной добычей в войне стали женщины. Воспитание в духе преданности к традициям защитников соплеменников очень характерно для тюркоязычных племен. В конечном итоге, воинственный боевой дух привел к появлению конных воинов-арийцев, завоевание ими чужеземных территорий превратилось в важный источник обогащения скотоводческих племен. Именно эти военные конники скотоводческих племен чувствовали себя вольными и свободными в жизни, чувствовали себя и экономически, и политически независимыми азадами-арийцами. Социальная среда диктовала принципы воспитания из каждого юноши-рыцаря: это воспитание должно было завершиться формированием истинного арийца. Отсюда сложилось понятие об арийцах как о защитниках народа, что является типичным социальным явлением развития кочевого этапа жизни скотоводческих племен, когда начал складываться инициативный и рассудительный слой общества, аристократический пласт воинов только что рождаемого раннеклассового общества. Никаких расовых или антропологических нагрузок этот термин не имел. Туранцы – Арийцы принесли это термин на территорию Иранского нагорья, и оно стало называться Ариана, со временем название Ариана трансформировалось в слово Иран, туранцы-тюрки ассимилировались местным оседло-земледельческим населением. Академик Аскаров пишет: «Согласно Ригведы и Авесты слово «арий» первоначально относительно к местным ираноязычным племенам, означал «чужой», «иноземец», «завоеватель», потом оно приобрело содержание «хозяин», а позже приобрело окончательный смысл — «аристократ», «господин». Роль женщины в кочевой культуре особая — женщина ведет все хозяйство семьи и воспитывает детей. Поэтому чем больше жен имел ариец, тем более богатым он мог стать. Большое количество жен и наложниц из представительниц племен с гаплогруппой С3, а также пассионарность степняков, на определенных этапах в истории привели к смешению двух разных и по языку и антропологии групп кочевников. Демографические взрывы, а иногда климатически неблагоприятные засушливые годы вынуждали к экспансии кочевников на запад, так как не хватало пастбищ. Эти переселения в истории названы как Великими переселениями народов. Так, кочевая культура в связи с мобильностью и воинственностью вo II тысячелетии до нашей эры распространилась в среднюю Азию и юг Казахстана. На исторической арене появились объединения полукочевых племен Арийцев: Саков, Уйсунев, Дахов, Массагетов, Аргимпеев, позже Сарматов, Аланов. Началась экспансия кочевников из Центральной Азии на территории Иранского нагорья (Иран). Индии (Сакистан), Причерномоья, Первую империю на Земле создали арийские племена кочевников пасаргадов — выходцы из Центральной Азии. Примерно за 700 лет до нашей эры основателем первой персидской династией стал Ахамен. Династия царей Ахамен путем завоеваний не арийских народов — мидийцев, египтят, эламитов и др. — создала великую империю, простиравшуюся от реки Нил на Западе до реки Инд на юге, до гор Гиндукуш на Востоке Таким образом, наблюдается несомненная генетическая связь населения восточного ареала андроновской культуры (Саяно-Алтай, Семиречье) с территорией, Ирана, Афганистана и Индии. В этом аспекте наиболее вероятной̆ представляется миграция мужских предков енисейских и алтайских андроновцев с юга Средней Азии. (Более поздние миграции потомков андроновцев в обратном направлении, естественно, происходили, об этом свидетельствует немало источников, но, видимо, они не оставили заметных генетических следов). Через короткое время, во времена царствования Дария III, первой империи на земле —Персидской империи — суждено было пасть под ударами войск Александра Македонского. После Александра Македонского, в III веке до н.э. появилась новая династия правителей. Вождь племени Парнов, Аршак — выходец из полукочевых племен Саков, стал основателем династии Аршакидов, создавший Парфянскую империю. Страбон говорит, что Парфы (Апарны, Парны) относятся к Дахам, но это не этноним. Дахи (Дасы), по С. Кондыбаю, это прототюрки. Думаю, это не что иное, как «волки» в переводе с персидского. И действительно, парфяне известны своим культом курта, т.е. волка. В свою очередь, Парфянскую империю разрушили другие племена кочевников из Центральной Азии — эфталитов или белых гуннов под предводительством Огуз хана. Поэтому можно смело сказать, что в древности правители и элиты в Иране имели Туранское или тюркское происхождение. Почему Туранцы называли себя истинными Арийцами? Какой смысл они вкладывали в слова «я истинный Ариец»? Так, до наших дней сохранилось Бехистунская надпись, где на камне на трех языках записано «Я Дарий — великий царь — царь царей, истинный ариец, сын Вистаспа, ахеменид, перс, сын перса арий — сын ария». Если расшифровывать эту надпись, можно понять ее таким образом: он сын Вистаспа, который представляет элитную династию ахеменидов, перс — сын перса (он местный, не пришлый — он легитимный), арий — сын ария (он благородный воин — аристократ, защитник народа). Причем его языковая и этнокультурная принадлежность к оседло-земледельцам выражена в том, что он признает себя персом, а термин «арий» или «ариец» он использует только потому, что его социальный статус — Воин (ахеменид), это аристократическое сословие воинов. Здесь (в слове арий или ариец) нет никакой генетики или антропологии. Однако мы должны понимать, что когда в одной эпитафии написано, что «я перс и ариец», — это означает, что в эти слова вложены разные смысловые нагрузки. В первой фразе говорится — «я перс» (я такой же персоязычный, как и все), вторая фраза показывает его принадлежноссть к военной элите или аристократии. Как я уже писал ранее [ 5 ] в заметке «Сары Арка — сакральное место в сознании Казахов», эта работа была посвящена этимологии названия местности Сары Арка. Серикбол Кондыбай обосновывает происхождение слова Арка от слова Аргы, которое имеет смысл как потусторонний, древний. Казахское слово арка – спина, обратная невидимая, потусторонняя сторона, можно сопоставить с древнегреческим архэ, архи, архайос, совпадающим с казахским словом, как по форме, так и по смыслу. Этот древнегреческий корень лежит в основе таких слов, как археология, архив, архаика. Монгольский вариант эрхий, арийско-персидский – эрехша, аргаш, и, вероятно, были заимствованы этими языками в прототюркскую и тюркскую эпоху. Это слово перешло в греческий язык, – археос – сохранило тюркское значение «древний». Таким образом, слово Арка имеет этимологию как древний, потусторонний. Местность или поселение в Челябинской области Аркаим имеет туже этимологию — древняя земля. Таким же образом, казахский язык сохранил изначальный смысл термина «арыс» или «ариец». В казахском языке сохранились слова, которые зафиксировали уважительное отношение к арийцам, как к неким благородным людям. Видимо, представители арийцев в древности были очень благородными людьми и принадлежали к высшей касте воинов. Слово ариец стало именем, означающим «Благородный человек». Так, например, казахское слово Арыс, переводится на русский язык как «уважаемый человек, благородный человек, опора». Это слово очень близкое по звучанию со словом ариец. Слово Арыс состоит из двух слов: Ар — совесть, честь, и слово iс — дело. Таким образом, получается: Арыс – Арiс — благородное дело. Примером использования слова Арыс является слово Аристократ – знатный, благородный человек. Вот что пишет Мухамет Халел Сулейманов в своей книге «Эра Чингисхана в истории казахской нации»: «Именно извращение великого понятия «ар-iс» (арыс, арийство) подмена его сущности нравственно-психологической категории расово-биометрическими характеристиками «отцами европейского нацизма» – французом Де Гобино, англичанином Чемберленом, итальянцем Муссолини, австрийцем Шикельгрубером, доказывающими превосходство «нордической расы» — породило ужасы Освенцима и Бухенвальда». Все знают, что казахи очень бережно чтят свою генеалогию – шежире. Шежире — это не просто генеалогия, а своего рода историческая память народа, его философия и стержень, на котором держатся морально-нравственные ценности и традиции народа. Причем каждый казах должен знать и быть достойным не менее семи колен предков, а также гордиться и почитать всех знаменитых личностей своего рода. Поэтому казахи в минуту трудности взывают к духам предков и просят их о помощи. Для любого казаха важно подчеркнуть значимость своего происхождения, для этого в качестве основателей казахских родов используются мифические Арийцы. Так основатели родов трех жузов являются Арысы (Арийцы) — Бекарыс, Жанарыс, Акарыс. В музее города Баянаула висит стенд с портретами знаменитых людей, выходцев из Баянаульского района. Стенд – «Баянаул Арыстары», который можно перевести на русский язык, как «Арийцы Баянаула». Использование слова Арыс и Арыстар возвращает нас к истокам кочевой традиции, называя достойных людей арийцами, забывая о том что, совсем недавно, перед войной, как пишет Мухамет-Халел Сулейманов, «…..НКВД только потому, что фашисты стали использовать слово «истинный ариец», стали репрессировать казахскую интеллигенцию, испокон века называвших и причислявших себя к арийцам. Алашевцам А.Байтурсынову, М.Дулатову, С.Сейфуллину и другим было предъявлено обвинение в «национал-фашизме» за то, что их, следуя древней тысячелетней традиции, тоже именовали в народе «арыс». Однако все знают, что «Арысовцами-Арийцами» именовали достойных соплеменников даже российские казаки». Генетическое родство Сарматов и Викингов Традиция, туранского воинского духа – Арийства, была очень устойчива и сохранилась до средних веков. В VII-IX веках передалась европейцам – скандинавам, а не только ирано-язычным персам. Автор работы [ 6 ], канадский доктор, приводит доказательства идеи, намного превышающей понимание тюркологов, и он определенно не может быть обвинен в пан-тюркизме, хотя тип выводов, к которым факты приводят его обычно с маху отклоняются не слишком образованными, но хорошо индо-патриотическими националистами, как пантюркистские теории. Это исследование началось из одного наблюдения. Генетический анализ Y–хромосомы ДНК показал, что дядя автора -Уильямсон (и, следовательно, его дед по материнской линии),, корни которого по мужской линии происходят с Шетландских островов, имеет необычный набор совпадений в 12-ти маркерным шаблоне ДНК. Наибольшее количество совпадений с этим редким набором гаплогруппы R1a1 из норвежского профиля из Шетландов были обозреваемы не в больших и разнообразных Европейских образцах, в которых преобладает R1a1 (например, из Польши), а в Сибирском Алтае Центральной Азии (33 близких совпадений из 46-ти образцов с профилем гаплогруппы R1a1 ДНК). Хотя это может быть просто аномалия, данные с Шетландских островов Проекта Y-ДНК, начали рисовать картину азиатского присутствия у норвежского населения. Дальнейшие исследования ДНК и увеличение выборки ДНК по другим представителям коренных жителей Шетландских островов подтвердили наличие генов азиатского происхождения этих фамилий. Археологические данные (после римской эпохи IV-IX века нашей эры, эпохи, предшествующей эпохе Викингов) во многих частях Скандинавии показали значительное изменение в составе населения. Появились курганные захоронения с Центрально-азиатскими (скифскими) признаками, с конскими останками и предметами быта (бронзовые зеркала, украшения в зверином стиле, тамги) завезенными из Центральной Азии. В составе курганов появились большие курганы, явно показывающие появлении новой элиты. Все это подтверждает массовое переселение Сарматов из Азии в Скандинавию. Причем это переселение зафиксировано в родословных Исландских Сагах, написанных в XIII веке Снорри Стурлусон. Интересно то, что это переселение кочевников произошло под предводительством вождя Одина, который ассоциируется с мифологическим образом героя тюркского эпоса Ботана (С.Кондыбай). Позже дух Одина стал боевым кличем Викингов. Эти новые научные данные опубликованы Дэвидом К. Фоксом, который указал на антинаучные представления о нордической расе скандинавов (Арийцев). Дело в том, что в XX веке западная наука окончательно свергла двухтысячелетнюю старую традицию, которая не различала скифов и тюрков. Новая парадигма сделала скифов родом из осетин с их языком креольского типа, и, таким образом, родственниками Индо-Иранцев. Теория, под названием Скифо-Иранской, опиралась на исследования немца Вс.Ф. Миллера и осетина В.И. Абаева, которые использовали фальшивый «Список Скифских Слов» и сфабрикованную «Зеленчукскую Надпись» для обоснования своей теории. В самом начале чтения «Зеленчукской надписи» Вс.Ф.Миллер внес в текст 8 дополнительных букв, без чего он в ней не нашел бы ни одного осетинского слова (Кафоев А.Ж., 1963). Вслед за ним все сторонники алано-осетинской концепции, читая «Зеленчукскую надпись», всегда прибегали к различным манипуляциям с буквами и словами надписи (Мизиев И.М., 1986). (Выяснилось, что осетины не имеют генетического родства с Аланами и Сарматами, так как их гаплогруппа G2, а не R1a). Надо иметь в виду, что даже после сознательной поправки текст «Зеленчукской надписи» на осетинском языке представляет собой лишь бессмысленный набор личных имен и ничего более, а на карачаево-балкарском языке он читается четко и понятно. Как отмечается древнегреческим историком Страбоном, скифы и сарматы говорят на одном языке, нет у них отличия ни в образе жизни ни в одежде. Поэтому язык скифов и сарматов был тюркский. Западные ученые приняли это не потому, что они были доверчивыми массами, а по их расово-патриотической причине. Скифо-Иранская теория была составлена как лингвистическая теория, но на самом деле она была использована далеко за пределами лингвистики, она была расширена до расовых размеров, в этнологию, биологию, культуру и т.д., на каждом шагу испытывая жестокие противоречия. Только в XXI веке поток новых генетических данных, неизменно связывающий исследования с Тюркскими народами, развенчал Скифо-Иранскую теорию. Выводы: - Эпоха благородных воинов — Арысов (арийцев) — возникла в кочевой среде (кочевая цивилизация) предков тюрков в железном веке. Ариец — это морально-психологический термин благородного воина аристократа. - Понятие Арийцы не может быть расовым признаком, так как, начиная с бронзового века (еще до ранних кочевников), туранцы уже представляли собой антропологически смешанный тип людей. Ранние кочевники Арийцы не были антропологически чистыми европеоидами, или так называемой нордической расой, как их представляют. Арийской или нордической расы не существует. - Определение из Википедии - Арии, или арийцы — название группы индоевропейских (прото-индоиранских) народов, обитавших в бронзовом веке в степях Евразии и переселившихся во II тыс. до н. э. в Иран и Индию. Это определение указывает на то, что Арийцы — это некоторые племена, проживавшие степях западной Сибири и Казахстана и говорившие на индоевропейском языке. Это утверждение не соответствует действительности, так как полностью противоречат артефактам, которые в настоящее время имеются: 1. В бронзовом веке на территории степей Западной Сибири, Казахстана, Алтая протоиранские народы не обитали (нет артефактов, захоронений, поселений). По сведениям из древних китайских источников, в это время там проживали предки тюркских народов. 2. Арийцы — это Туранцы, воинственные кочевники Евразии, которые вели полукочевой образ жизни, в летнее время пасли скот на жайляу, зимой уходили на юг в города (кенты) и кыстаки (кишлаки), потребляли конину, пили кумыс. В городах занимались торговлей и ремеслами в частности металлургией. 3. Язык евразийских кочевников — туранцев - тюркский и он не изменялся, так как ни археологические, ни генетические исследования не указывают на смену культуры или языка. 4. Ариец — это нравственный термин воина кочевника, зародившийся в эпоху ранних кочевников Евразии. Ни каких языковых или антропологических значений этот термин не имеет. 5. Во втором тысячелетии только часть населения (не все) из степей Евразии переселилось в Индию и Иран. Это очевидно, так как генетические данные местного населения алтайцев, шорцев, киргизов и др. указывает на генетическую связь их с андроновцами и тагарцами и они не ираноязычные народы и как прежде проживают на своей территории. Литература: 1. Клёсов А.А. Основная загадка во взаимоотношениях индоевропейской и тюркской языковых семей и попытка ее решения с помощью ДНК-генеалогии: соображения нелингвиста. — Вестник РА ДНК-геналогии. Т.3,, №1, 2010;http://rustimes.com/blog/post_1261963573.html. 2. Тагарская культура: древние тюрки. Байтасов Р. http://www.mesoeurasia.org/archives/105553. 3. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч.I, II // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1950. № 18. 4. Исмагулов О. Астана/Казахстан, Антропологический статус казахов среди тюркоязычных народов евразии. http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/3396/antropologicheskii-status-kazakhov.pdf 5. Н.Боранбаев «Сарыарка — сакральное место в сознании казахов» https://kokshetau.asia/interesnoe/16365-saryarka-sakralnoe-mesto-v-soznanii-kazakhov 6. Дэвид К. Фокс (David K. Faux). Генетическая Связь Норманов Эры Викингов с Центральной Азией: Оценка Y–хромосомы ДНК, Археологических, Исторических, и Языковых Доказательств