Перейти к содержанию

Dinzhan

Пользователи
  • Постов

    100
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    1

Сообщения, опубликованные Dinzhan

  1. 22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

     

    Почему Сарыша?

    Тарышы это ведь те, кто возделывает просо (тары).

    А может даже изначально непонятное казахам "тарса" (несториане)?

     

     

    Так ведь ветви аксары и курсары отличны друг от друга и по территории.

    На вскидку и грубо примерно так (кереи есть и севернее этой карты, в Омской и Тюменской областях):

     

    image.jpg

     

    Сюда нужно добавить еще Семских Кереев их тоже не мало 

  2. 3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

     

    Значит ветвь аксары кереев?

     

    Возможно там очень запутано например в тумаласе род Біржан сала и Марал ишана Нұрымбет и Нұралы показаны как Сымайыл Ақсары но сами они производят себя от Ысмағұла http://212.154.240.86:8080/files/Birzhannyn_belgisiz_gumyry_Nuraly_shezhiresi.pdf    нужно искать старые шежіре что бы разобратся 

    • Одобряю 1
  3. 11 минут назад, АксКерБорж сказал:

     

    Если не ошибаюсь, у Вострова, Муканова Кудайберды это и есть Бескара. 

    Перечисляя роды на севере Павлодарского уезда он указывает роды кыпшаков - жолоба, коскулак, Иртышский и Железинский районы области, а также упоминает здесь же кереев рода кудайберды, хотя как такового одноименного рода я никогда не слышал, хотя существуют разные подроды бескара и курсары - сокыр, така, копбаксы и пр.

     

    Берді это Көкшетауский Керей судя по МКЗ өспеген ата они часть Есенбақы

  4. 10 минут назад, АксКерБорж сказал:

     

    В нашем шежіре я не встречал Берді.

    Есть Құдайберді.

     

    у Ашымайлы Кереев очень запутанная шежіре скорее всего из за того что они разбросаны 

    • Одобряю 1
  5. В 26.11.2023 в 22:26, Тайбуга Буркут сказал:

    Например, у Берды согласно шежире Тургак кереев 8 сыновей: Баба, Тайшыбек, Ораз, Торткара, Бескара, Кубе, Жолдыбай, Жапек.

    Это шежіре как видим не правильно от Берді до Төртқара и Бесқара 4 поколения а Ораз дед Төртқара. Берді-Торғай-Шыңбай-Ораз-Қонайбай-Бесқара. Баба тоже есть в МКЗ, если бы Берды был его отцом то получается что Берды самое познее родился в 1800 годах.

  6. 1 час назад, Тайбуга Буркут сказал:

     

    Кутуркульская нолость.

     

     

     

    Baoa

    Кызыль-агачь (красный пвсь)

    Абызт

    100 1. 18

    Бешакь

    Чаграй-тюбе (сопка Чаграя) .

    Абызь

    100

    Уразалы

    Кызыль-агачь (красный твет) Абызв

     

    1.00

    Бейсексй

    Кара-булаль (черный кліоть)

    Абызт.

    100

    12

    Давлетбай

    Кызыль-шликь (красный ивнякь)

    АбызЪ

    Т. поколін.

    Бантыбай

    Кара-мурунь (черный нось)

     

    4

    Layrta

    Кара-тать (чер, ива)

     

    3 г.

    Тамень

    Кинсаль (маленькій. Кикт)

    Абывь

    100 л.

    А уче-Джабагинь

    9ギ

    Ала-тай (пагій

    Tait)

    Абызт

    100

    Мендебай

    Сарымсакти (шукь-озощь)

    Абывь,

    б. 100, рл.

    Казжань

    ART-TO0e (Obaa corke)

    Абызь

    Т покол:

    Бекматамбеть

    Каратерь (ворогой)

    Абызт,

    140 л.

    Макашь

    Джиланды (вмБинал)

    Абызт

    140

    Омеркуль

    Макбань (имл)

    Абызь

    7 10ROJ・

    Кенебай

    Кара-тереть (чер, осина)

    A0587

     

    Myeypaze

    Камбамбай (имл)

    Абызь

     

    Кошербай

    Kanoanoat

    Абызт

     

    Мустафа

    Савыкь

    Терест.-котау (лвван

    зимовка)

    Бувекь (?) - тау (Бузекь-гора)

    A05131

    21/71-1

     

     

     

     

     

     

     

     

    Чокамань-Балаевь

    Джаль-сугурь (благоподучно)

    Инсегельды

    40.

    コト

    Кожамбергинь- Кайпановь

    Узунт-кызыль (длинный-красный)

    Инсегельды

    40

    Кии-Джанайцаровь

    Кывыл-агачь (красн. льеь)

    A.DNz

    19

    70

    Торебеть-Бегевдаровь

    Катынь-карагай (женина сосна)

     

    4

    Торть-кара-Кулайбаевь

    Баймурза-Балага (мальчику Ваймурав)

    Верды

    100

    Майибал-Бескоринь

    Човь-кизыль (куртина красная)

    Берды

    5

    Банте-Усёновь. .

    Баймураа-Кара-таль (чер. ива Баймурэы)

    Токумбетт.

    120

    2

    Обратите внимание: Майибал - Бескоринь.

    Он от Берды.

    Бесқара сын Қонайбая по историческим меркам он жил не давно, не надо путать его с Жебеке

    Ақсары-Бәйет-Есенбақы-Шегір-Берді-Торғай-Шыңбай-Ораз-Қонайбай-Бесқара

  7. В 27.01.2024 в 21:05, Тайбуга Буркут сказал:

    Вы сами выкладываете, сами не читаете что ли? В этой книге "предводитель рода" - Берды написано. Не Аксары. Иначе бы писали Аксары. Аксары, это племенное обьединение, возможно синоним Тарышы. Тарышы, измененная форма от Сарыша. 

    Шежире Аксары почитайте. Там от Танаш би Балта, Сибан, Көшебе и Тарышы от токал. Вы почитайте, сколько поколений от Балта и поймете, что шежире писали вероятно в 19 веке. Иначе как оьяснить 10-13 поколений после Балта. А Тарышы старше Балта на 300-400 лет, то есть 20-25 поколений. По ДНК тоже, BY начинается с FT224958, иначе. Сибан, это скорее потомки Шибанидов. Кірме. Потому как они есть и у найманов.

    Предводитель рода Аксары нет ни в одной книге, поскольку это не имя человека.

     

     

     

    Это из за тога что род Ақсары разросся и не удобно им всем называтся Ақсары

    large.1912732411_.jpg.d22425b43424356978785cd2842667aa.jpg

    Это Аршалинская волость Семипалатинского уезда состоит из Ашымайлы Керейов находилась на трассе Семей-Оскемен между ауылом Булақ и Пригорный точнее между рекой Шар и Қызылсу привожу шежіре Төти болыса

    Ақсары-Ақымбет-Бәйімбет-Есенғұл-Нартайлақ-Қайып-Табыл-Итаяқ-Төти болыс-Керейбай болыс

    large.390021054_.jpg.6e756b2b247d4036f48bf16409da9420.jpg

    Это Қызылмолинская волость Семипалатинской области находилась она примерно где сейчас город Шар Кереи там состоят из 2 родов Ақымбет-Бейімбет-Ақбай            Тоқымбет-Әжі-Балапан 

     Привожу шежіре Айғыр Қожықа Ақсары-Ақымбей-Бейімбет-Ақбай-Ажығұл-Қысырау-Құттыбай-Әбілхайыр-Жәпек 1780 г.р.- Айғыр-Қожық

    Как видите род Ақсары разросся из за этого не пишут Ақсарыа то что разница шежіре это люди забыли несколько покалении такое есть во всех родах

  8. large.571383702_.jpg.821edc41f1876313b3d3494203223444.jpg

    По шежіре потомки Берді это Ақсары Кереи в МКЗ они расположены рядом со своими родственниками шежіре Төртқара Құнайбаева такое Ақсары-Бәйет-Есенбақы-Шегір-Берді-Торғай-Шыңбай-Ораз-Қонайбай-Төртқара, Бесқара, Бейсенбі, Кенжесары. Они по шежіре Ашымайлы не известно почему их хотят присоединить к каким то Тұрғақ Керей

  9. 1 час назад, Kenan сказал:

    Значит 100% есть какая-то связь жагалбайлы с найманами. Они у кундровских татар в составе найман, Тынышпаев как-то связывал их с найманами, еще и Актамберды жырау жагалбайлы-найман оказывается. 

    При том что мало взято анализов, уже много разнообразия О, G, С2. Может это было родовое объединение или сословие типа тама, мингов.

    По Ақтамберді не однозначно по шежіре он Сыбан от его сына Бөрі который рано умер его жену взял Салпы, а сына назвали Бөлтірік у него два сына Сақадам и Сары у Сақадама вроде потомков нету Ақтамберді скорее всего родился где то 1720-30 годах у умер после 1786 года так как он ездил 1786 году в Омск вместе с Бопы и Байғара бием 

  10. 9 минут назад, Bir bala сказал:

    @Dinzhan вы не видите разницы между аффиксом, словом и притяжательным окончанием? Ыстан-аффикс означающий обитания народа, Қазақ - қазағым - притяжение т.е мой казах, қара қыз - два слова. Қазақ +ыстан переходит в Қазағыстан потому что стечение согласных не должно превышать более двух. Никто же не говорит Үсттеу, а говорят и пишут Үстеу, потому что СТТ не приемлемо, а СТ приемлемо. 

    Я уже забыл все правила 

    Чтение одно призношение это другое 

  11. 1 минуту назад, Bir bala сказал:

    @Dinzhan ну вот. Поэтому нужно писать Қазағыстан. Формы Қазақстан быть не должно. Потому что в казахском языке подряд трех согласных не бывает. Қазағыстан.

    Нужно писать Қазақстан а произносить Қазағыстан так уже устоялось например қара қыз пишем қара ғыз произносим

    • Одобряю 1
  12. 1 минуту назад, Bir bala сказал:

    @Dinzhan@Dinzhan я в курсе о фонетическом изменении. Вы послушайте речь Президента или в новостях. Вы отчётливо услышите Қазақстан

    Зачем мне слушать президента который учился в русской школе и говорил всю жизнь на русском он много где говорит с акцентом. Я в детстве говорил только на казахском все окружение было казахское

    • Одобряю 1
  13. 1 час назад, Bir bala сказал:

    @DinzhanВы видимо из другой страны. В нашей стране все произносят и пишут Қазақстан. В советское время говорили и писали Қазағыстан

    Попробуйте быстро сказать Қазақстан вы же не говорите қазақым а говорите қазағым в некоторых случай Қ превращается в Ғ 

  14. 21 час назад, АксКерБорж сказал:

     

    Я же вчера предложил вам с Jagalbay начать с самих себя, начать везде говорить жиырманшы, кале, писать Қазағыстан, вдруг народ последует за вами.

    А отрывок из ДТС я вам постараюсь предоставить, но позже.

     

    Пишется Қазақстан произносят Қазағыстан

  15. 17 часов назад, АксКерБорж сказал:

     

    Из какого это источника?

    И есть ли у вас данные Муканова и Вострова по Акмолинскому уезду?

     

    Незнаю какой источник в интернете нашел

    Нету

  16. В 03.01.2023 в 12:49, Kamal сказал:

    https://books.google.ru/books?id=nzW6DgAAQBAJ&pg=PT121&lpg=PT121&dq=кызылаяки&source=bl&ots=lpcgtR_QUs&sig=ACfU3U2YtNI7T4jX6cn5FiZM6WMbMLOV9w&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwj47oOM2ar8AhXi-SoKHbelBuUQ6AF6BAgIEAI#v=onepage&q=кызылаяки&f=false

    Так же и русский и китайские пикеты исполняли таможенную службу. Случалось что отряды немирных кызыл-аяков нападали на русских киргиз и калмыков и отгоняли скот в Китай. Кызыл-аяки звучит на русском как "красные ноги", если проще то босоногие, то есть люди не имеющие своего хозяйства. Кызыл-аяки люди из разных племен, были там киргизы, торгоуты, манжуры китайцы, и урянхайцы. В общем люди ушедшие от своих родов и занимающихся разбоем. Нередко китайские власти пользовались услугами кызыл-аяков, за свободный проход на русскую территорию брали с них скотом и деньгами. При обострении отношении с Россией нанимали банды кызыл-аяков для нападения на русские приграничные поселения. Китайские пограничники урянхайцы вообще боялись этих разбойников и даже участвовали с ними в набегах и грабежах. Неспокойная граница на Южном Алтае.

    Киринчук Е.В. Повести о казаках Алтая.

    Здесь легенда о происхождении Кызылаяков от босоногих изгнанников похожа на наше, то есть наш каракалпакский родоначальник за какие-то грехи был изгнан в пустыню, занимался разбоем, а когда босой уходил в пустыню, то от горячего песка ноги стали красными, отсюда и получил свое прозвище.

     

    large.1558574365_.jpg.bf267dba533de08eb266ad9d4b2dddbd.jpglarge.97344378_1674726622334_2.jpg.a94b5c28e724ccd772c5ccb1aa4fa646.jpg

  17. В 21.01.2023 в 16:15, АксКерБорж сказал:

     

    Вы про Омбы, Бурабай или Акмолу?

     

     

    В нашей области начиная с нач. 18 века и по сей день (приблизительно по убыванию численности):

    1) Аргынские роды (они большинство в области) - басентиинские, суюндыкские, сырымские и канджыгалинские поколения.

    2) Уакские роды (их гораздо меньше, но тоже немало).

    3) Кыпшакские роды (меньшинство).

    4) Керейские роды (меньшинство).

    5) Найманские роды (еще меньше).

    6) Торе (очень мало).

     

    Количествен­
    ное соотношение племен на территории уезда в начале XX в. было 
    следующее: аргынов 27 327 хозяйств, кипчаков — 2962, найманов — 
    1982, уаков — 1399, кереев — 376 и сословие туленгут — 1352 хозяй­
    ства

    • Одобряю 1
  18. 16 часов назад, boranbai_bi сказал:

    поделитесь пожалуйста статьями про колонизацию (или подчинение ) Средней Орды Российской Империей между 1760-1820.

    главным образом интересует почему являясь поддаными и РИ, и империи Цин одновременно, поначалу будучи полностью автономными, затем фактически стали приграничной российской губернией.

    Каракерейи принели подданство после ссоры Сыбанкул и Сарта они боролись за власть над Мурунами

  19. 1 час назад, АксКерБорж сказал:

     

    Это по ходу очередной тюркизм в монгольских языках и вот наверно почему:

    1) Есть казахское имя личное Сугур (Сүгір).

    2) Есть слово "суйур", что в казахской фонетике то же самое, что и "сугур" в других тюркских наречиях, значение его "остроконечный", то есть конечно же зонт

    3) Среди наших многолюдных найманов есть род сугурчи (сүгірші), наверняка в прошлом зонтоносцы.

    4) А еще известен был половецкий хан Сугур.

     

    Вот что пишут в интернетте

    СҮГІР – көне түркі тілінен келген сукур — хабар.

    Сүйір и Сүгір все таки разные слова

  20. 2 часа назад, enhd сказал:

    "шүхэр",  а зонтикодержатель "шүхэрч" - сигурчи, сугурчи, сукурчи - кстати очень уважаемая и ответственная должность.

    Почему "сигурчи"?  А это очень просто слово пишется на классик-монгольском " ᠰᠢᠬᠦᠷ " - сихүр или сигүр  (г и х не различается в письме), а зонтикодержатель " ᠰᠢᠬᠦᠷᠴᠢ " - сихүрчи или сигүрчи. 

    По грамматике современной кириллик-монгольской письменности пишем "шүхэр" и "шүхэрч".

    Сүгірші есть такое имя в шежіре Найманов сын Белгібая Сүгірші 

    • Одобряю 1
  21. 4 часа назад, Momyn сказал:

    За барымтачество назвать батыром это конечно от невежества, но есть батыр который был барымтачем. Ночным вором за прошлое назвал как то Бухар жырау Богенбай батыра, который был мастером ночного боя. Зрение натренеровал надо полагать.

    Вообще, надо отходить от романтического восприятия батырства. Они разные были. Одного батыра ВО войны ненавидели половина сельчан его родного аула, но зато его ценят в мире. Жестокий и грубый был говорили, кого то материл, кого то бил, у кого то жену красавицу увел. Просто война направляет их энергию и ум  в нужное русло. Но не каждый мордоворот становится батыром. Случай был в институте, один такой мордоворот, которого побаивались, нарвался на потенциального батыра, который был побежден грубой физической силой. Второй раз последний принес ножи , один дал мордовороту, сказал сейчас кто то умрет, шансы уровнялись. При первом же порезе мордоворот бежал.

    Барымтачей называли батырами это факт не нужно путать воровство и барымта Солтабайдың Барағы ,Матай Танеке, Ноғас Досай, Терістаңбалы Ағанас, Сыбан Қойбағар, Тәуке Табақтай, Матай Есберді, Төртуыл Мырзаш, Қарақалпақ Қазыбек все они называются батырами хоть и участвовали в основном в барымте и жили после 1800 годов

  22. 12 часов назад, Momyn сказал:

    АКБ опередил меня про название  местечковый батыр, добавлю что это оскорбляет память героев воевавших за будущее своих потомков. Тем более когда об этом говорит  историк претендующий на написание истории страны. Ответ ваш дежурный как у этих историков.

    Кто недовольный, чей дедушка тигр? Про меня получается, ибо я указал одному историку на его высказывание про местечковых батыров, другому про «отдых на флангах». Других вроде не было. Указывайте адресата, зачем темните? 

    Правда в том, что после известного романа, части которых перенесли в учебники истории, пантеон батыров был воздвигнут, любые притязания на места в них пресекались, а претендующего батыра называли местечковым. Я помню времена когда местечковым называли Райымбек батыра, даже знахарем чем батыром. Но время ставит все на свои места. Как казахи всегда помнили достойных своих врагов джунгарских батыров, так и потомки джунгар в СУАР помнят казахских, особенно Райымбека.

    Про легенды. В дастанах нашего края много повествуется о подвигах  таких батыров как Койгельды, Санырык, Саурык, Райымбек и другие. Про батыров других жузов почти ничего нету, но из этого нельзя делать вывод что последние хуже и обозвать их местечковыми. Дело в том что что казахи воевали ополчениями- родами, племенами, жузами и о подвигах знали в основном свои.

    Как то разговор был с покойным дядей про предков батыров и нас их потомков. Он сказал что он потомок батыра, а я нет ибо я уже в 8 поколении. То есть только до 7 колена, дальше уже никто как бы, опять это сакральное 7 ата . Наша линия по хозяйственной части, на батырство не претендую, но бір адамдай бармын.

    Ну Райымбека на 20 или 30 лет удревнили это очень частое явление у нас тот же Ақтамберді жырау его тоже лет на 50 старше сделали они с 16 17 лет участвовали в походах как Райымбек мог быть главным батыром когда его дед Ханкелді еще воевал я думаю что он стал главным после смерти дед 1760 годах 

  23. 58 минут назад, АксКерБорж сказал:

     

    Казахи прошлого это не современные казахи, просто так титул батыр народ никому не давал, это сейчас можно получит что хочешь.

    Поэтому думаю ярлык "местечковые батыры" неуместный.

    Кто-то попал в анналы истории (кого теперь все знают), кому-то повезло меньше.

    Единого государственного реестра батыров в прошлом не было. ))

     

    А что делать с барымта батырами из тоже очень много и в шежіре их тоже просто батыр пишут

×
×
  • Создать...