Ақ-Манғыт Қосар

Пользователи
  • Публикации

    20
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

7 Обычный

О Ақ-Манғыт Қосар

  • Звание
    Пользователь

Старые поля

  • Страна
    Қарақалпақстан

Посетители профиля

Блок посетителей профиля отключен и не будет отображаться другим пользователям

  1. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    ( К 70-летию профессора Камала Мамбетова.) Из цикла наследие профессора Камала Мамбетова. У Уразбаева историк, М К Мамбетова ст. науч.сотрудник КОАНУзР, И К Мамбетов аспирант КГУ им. Бердаха. В 1798-99 гг., при Павле I, группа солдат-казанских татар, бежали в казахские степи, в Орду султана Букея. Султан по-чемуто назвал их «каракалпаки» . В 1827 гг. они поссорилось с султаном и ушли из орды в Россию. В 1987 г. в Госархиве Астраханской обл. Обнаружено документ озаглавленного « Об отводе земель в Саратовской губернии для каракалпаковских киргизов за 1836-49 гг. (ф. 2, оп. 1, ед. хр. 238. Лл. 1-449). На место «каракалпаков» Жангиром ( сыном Букея) были приняты, в орду новые татары , на этот раз мишари пензенского происхождения из Чембарского уезда «алты-авыллы» также получившие название «каракалпаки» . Основная часть «каракалпаков»-мишарей недолго прожила среди казахов – они переселились на другой берег Волги, к Астрахани, в район нугае-татарского с. Солянки, затем ещё южнее – в Ново-Кучергановку, Биштюбиновку и далее до Зензелей на низовой границе с Калмыкией. В село Ново-Кучергановка сохранено называние «Каракалпак-аул» (полевые сборы и данные Л.Ш.Арсланова.) 1842 г., с отъездом «каракалпаков» мишарских, Жангир разрешил вернуться под свою власть желающим из «каракалпаков» казанских. Потомки тех, кто последовал этому разрешению, сейчас живут в пос. Касталовка (райцентр) и оз. Аралсор в Западно-Казахстанской области и при ж.д. станциях Палласовка (в с. Савинка и пос.Кумысолечебницы) Палласовского района в Волгоградской обл. и Александров Гай – в Саратовской. Небольшая часть мишарей каракалпаков осталась в казахстане, в районе Сегир-Кудук и Сарбаста вблизи Бурсы. Перешедшие в российские пределы,«казанские» «каракалпаки» ассимилировались, среди казахов в с. Винное Володарского района и в с. Лапас Харабалинского района и с. Сеитовка и Ланчуг Красноярского района. Так возникли три этнические подгруппы (две – от «казанских», одна – от «мишарских»), носящие название «каракалпак». Дореволюционные исследователи (П.И.Небольсин, А.Н.Харузин) предлагали разграничить две исходные группы как «действительных» и «мнимых, по названию», иначе «старых» и «новых» «каракалпаков». Л.Ш.Арсланов называл их «уральскими» и «астраханскими» каракалпаками – по проживанию ныне вблизи г. Уральска или г. Астрахани. В.М. Викторином, было предложено подразделять – на «казанских каракалпаков» и «мишарских каракалпаков» . Термин каракалпак известны и бытуют среди данного населения и его соседей .Это факт могут быть вполне приемлемы и эффективны для научной исследовании. Проживающие в Александрово-Гайском районе Саратовской обл. русские нередко считали живущих у ж.д. станции «каракалпаков» «светлоглазыми казахами». В личных документах члены одной и той же семьи могли значиться и «казахами», и «татарами», и «башкирами» – и «каракалпаками». По переписи 1926 г. в Уральском округе Казахской АССР числилось 845 «каракалпаков»: 595 в Таловском и 250 в Жанибекском районах. Вероятно, не меньшее число носителей «каракалпакского» диалекта и фольклора записалась «татарами», «казахами», «башкирами». И сопоставимое количество проживало уже тогда в соседних поволжских областях РСФСР. Другая часть потомков «казанских» «каракалпаков» в 1842-90 гг. переселилась в низовья, дельту Волги вплоть до Прикаспия. Ассимиляция их изменила исходную этноидентичность в новую, групповую, на уровне родовой. Такова семья «казахов рода каракалпак» Ягудеевых в с. Винном Володарского р-на. Дополнительный интерес приобретают те переселенцы, кто присоединились не к казахам, а к их соседям, полукочевым ногайцам-карагашам – в нынешней, зоне Астраханского газоконденсатного комплекса. Ногайцы-карагаши старшего поколения помнили о нескольких переселениях этих «каракалпаков» в их аулы, последнее из которых произошло в 1890 г. Переехавшие поселились и их потомки проживают сейчас в с. Сеитовка, Ланчуг и Лапас. Семьи их тогда вступали в карагашское общество – в с. Сеитовка приписались к роду Шобалатчи-Наймман. Характерно, что при родном татарском и хорошем знании русского языка, «каракалпаки» в общении с новыми соседями воспользовались более понятным для последних, усвоенным ими вариантом каракалпакского языка (авт) . И их потомки уже вскоре стали считаться здесь своими, но чуть-чуть особыми – «ногайцами каракалпакского происхождения». Выступая в 1988 г. в харабалинской районной газете, Исхак Хамзаевич Ильясов, выходец из рода «каракалпаков» с. Лапас, рассказывая о славной службе своих лапасских предков-мужчин в царской армии, утверждал. «Каракалпаки – истинные ногайцы, черпающие свои истоки прямо от летописных «чёрных клобуков». Жительница Ново-Кучергановки Гюльбану Миналиевна Неклюдова (Давлетшина), 1936 г. рожд., вспомнила рассказ своей бабушки Марьям Хасьяновны Абдрашитовой (1900-88), из рода переселенцев: «Наши родители приехали сюда откуда-то, а у мужчин шапки были большие чёрные. Себя называли каракалпаки мишары».И сейчас жители этого села себя обозначают как «другие мишари» («артык мишэрлэр»), хронологический расчёт показывает примерное совпадение времени переселения их предков с переездом «мишарей-каракалпаков» из казахской орды, а затем из близлежащего юртовского с. Солянка (II-ая пол. XIX в.) на нынешние места проживания. (Викторин В М.) А теперь о каракалпаках кто они откуда. Мангытский юрт в составе Золотой Орды, (1391г-1419г ) правитель Едиге. 1428-году внук Едиге Ваккас в союзе Шейбани создали государство кочевых узбеков. В 1465-году от Абулхайрхана (шейбани ), Джанибек и Герей оторвали кусок и образовали Казахское ханство. За разногласии с Мухаммед Шейбани с 1491-1502 Муса создает независимый мангытский юрт, Ногайская Орда. Правители Ногайской Орды, Ямгурчи 1502-1506. Хасан 1506-1508. Шейх-Мухаммед 1508-1519. Мамай 1519-1530. Саид-Ахмед (Шейдяк) с1530-1540г. Шейх-Мамай 1540-1549. Юсуф 1549-1554 . Который в 1553 году организовал не удачный поход на Москву и остановился в районе Серпухова. Исмаил 1554-1557. Трилогия Камала Мамбетова ‘Разоренный народ’ начинается именно с этого времени до восемнадьстого века. Последнее ханство независимого Мангытского юрта приписывает Юнусу который правил меньше года 1557. Этот год распался, Ногайская Орда на три части 1) Большие Ногай. 2) Малые Ногай. 3) Алтыулская Орда. Дальше приближается история каракалпаков. Исмаил с 1557-1563 хан Большой Орды. Его сын Дин-Ахмед (Тинахмет) 1563-1578. Урус 1578-1590, родоначальник князей Урусовых. В 1590-1598 Ураз- Мухаммед (Ормамбет). Где его имя связано трагическим каракалпакским толгаум (плачь). Ормамбет бий олгенде он сан ногай булгенде Ул калмады кыз калды. При Ормамбете Мангыти, Кунграды, Кипчаки, Кенегеси, Муитени, Кытай вернули исторические название народа каракалпаки.
  2. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Заказал эту книгу. Завтра должны доставить мне. Стоит 21000 сум или 2.5$
  3. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Родо-племенный состав каракалпаков. Более качественное изображение
  4. Ақ-Манғыт Қосар

    Hогайцы

    На какие племена и роды делятся Ногайцы?
  5. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    У Ногайских мангытов есть подразделение исабий. У наших каракалпакских мангытов также есть род есебий. Можеть Исабий и Есебий один и тот же человек и родоначальник этого рода? Имеются ли данные, материалы, информации и т.д. об этих Исабий и Есебий?
  6. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Во владения Ногая не входил Крым...
  7. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    2001 году в Нукусе прошел Международная конференция "Едиге". Ни могу ни как найти материали этой конференции.
  8. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Ув. Камал, если инфо об Есенгелди бий! В народе бытует предание, будто Айдос свергнул Есенгелди бия коварным путем и стал бием всех Каракалпаков?
  9. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    «...Акадил углы Толыбай, Толыбай углы Сарыбай, Сарыбайдын углы Бадекбай, Базаргулпак болган екен. Базаргулпактын углы Томай, Баршени яратты кудай. Жане бириси Менлибай. Оннан Майшы болган екен..» « ..Сын Акадила—Толыбай, Сын Толыбая—Сарыбай. Сыновья Сарыбая—Бедекбай И Базаргулпак. Сын Базаргулпака—Томай. Их всех создал бог. Второй его сын Менглибай, Эт него родился Майшы». Здесь следует отметить, что Базаргулпак, видимо, получивший имя по прическе, является прадедом изве­стного каракалпакского бия Айдоса, как говорит Бердах
  10. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    А как насчёт, что Бессары (Он-торт-руў -> Кытай) потомки Едиге (Орус-бия). Также слыхал что род Бексийк отделилься от Бессары, родоначалниками которых был двое братьев: Бекпулат и Сийтек (Сейт-Мурат)...
  11. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Курама - это род который входит в состав большого рода Кандекли (Конырат -> Шуллук)?
  12. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Ну да! Из Нукуса)
  13. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Да, конечно!
  14. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    http://transfiles.ru/xymdd
  15. Ақ-Манғыт Қосар

    Каракалпаки

    Что означает слово Цааган?