Turkmen Aday

Пользователи
  • Число публикаций

    176
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

2 Обычный

О Turkmen Aday

  • Звание
    Опытный пользователь

Старые поля

  • Страна
    Казахстан
  • Адрес:
    Кентау
  1. Адайцы

    Алчи Татар и Казан Татар, корень слова Татар по моему. какой гаплотип у Татар?
  2. Адайцы

    Опять тёзки ?
  3. Адайцы

    Родной мой аул говорится в песне "Адай аул" Алания (Карачай Балкария)
  4. Адайцы

    Вообще то черными клабуками Русские изначально называли Кенегесов, еще когда они кочевали на западе, насколько я осведомлен. Не помню кто, но какой то историк писал что Кенегесы это кость Каракалпакского народа а остальные народы это его плоть.
  5. присутствие рода Адай в разных народах

    Спасибо.
  6. присутствие рода Адай в разных народах

    К сожалению она умерла.
  7. Адайцы

    , «У қазақов с большого свободы слова или от кочевой (родовой) военной демократий редко было единства, единовластия (диктатуры) и за этого не мало было поражений при войнах... Наши перекания доказательство отсутствия единства қазақов и при этом терпящего пораженийя извне . Поэтому давайте будем при единстве (ауызбіршілікте) қазақов.Хочу продолжить тему формирования Казачества.В легендах қазақ-ов Асан-Қайғы (Асан-Ата, Ата-ман) прожил более века (более 100 лет) и некоторое время был советником (БИ) у султана Әз-Жанибека ( может быть советником был сын Асана – Абат ?) потом поссоривший ушел от него (может власть не поделил). Как говорится, сын продолжил деяние отца. В Маңғыстау, в Туркмении Есен-Ата и его сыновья Нур, Убак и Омар считаются «Аулие», места захоронения святыми. Произношение на туркменском - Ене, это по қазақский - Ана (Мать), как Есен - Асан, как Убак – Абақ - Абат. Во время правления амира Ногая до правления султана Қасыма роды младшего жуза избегали правителей ТӨРЕ (Чингизидов) и правили родами в большинстве БИ (бей, бек...) и совет старейшин (аталар) короче были свободными қазақами. При султане Қасыме и после правили уже ТӨРЕ-қазақи, БИ и совет старейшин правил частично. В Ман-қыстау есть созвучные святые места Ман-ашы, Ман-Ата, От-ман, Кара-ман-Ата, Ақ-ман, Ор-ман-бет-Ата и т.д. (в числе 362 аулие). Турк-мен (ман) - означает по тукменский Я-турк или по персидский (индо - германский) человек – турецкий, соответсвенно Ман-қыстау - означает по қазақский зимовка скотины или по персидский (индо - германский) зимовка человека. Я думаю сами догадались, что означает предводитель казачества – Ата-ман, также Ман-кент, Алма-аты, Аулие-Ата...---//- Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 5 -//------//-Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки - также… Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем.-В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник». Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за черкасами с примкнувшими к ним с середины XV столетия ордынскими казаками-христианами. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки - русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.-№№---Мой размышления вслух:Торки - по қазақский Туріктер, Берендей - по қазақский Беренді (челевек в колчуге без рукавов), Черкасс-это есть род младшего жуза қазақов-Шеркес подразделения Байулы Название народа Кавказа под именем Черкес заимствованы тоже от рода младшего жуза қазақов -Шеркес, потому что они (народ Кавказа) сами себя относят народу Адыгей, тем более они народ оседлый не кочевой. Казачество управлялось кошевым Атаманом (көш Атаманы), это означает – «кочевой Дед я»- «кочевой старейший человек» - «кочевой старшина», как слова, применяемые в лексиконе қазақов: майталман, оралман, көрермен и т.д.---/-А. Нурмагамбетов Тюркская ономастика. Алма-Ата, 1984. С. 89-96.------//- "Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казахами"… Н.А. Аристов приходит к следующему предположению: "Можно подозревать, что и самое имя Черкесов принесено к подножиям Кавказа союзами тюркских родов того же имени". Судя по этому, в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш. Этноним Шеркес младшего жуза қазақов подразделения Байулы можно было бы связать с вышеприведенным названием реки Черкиш. Но обратимся к значению данного слова. В языке османских турков: саркаш - смелый, самовольный; бунтарь. По В.В. Радлову, слово заимствовано из персидского языка. К удивлению, в якутском языке: чаргас - смелый, резвый; - настороженный, у башкир: сэркэш - драчун." В казахском языке есть слово шәлкес - строптивый, упрямый, драчун подходящее и по звуковому составу, и по значению к слову шеркес, с разницей соответствия звуков р~л, присущей тюркским языкам. -//---Мое дополнение: в Венгрий (Нungaria) есть города: Нодшеркеш - Большой шеркес, Кишшеркеш-Малый шеркес. Хан младшего жуза қазақов Абылхайр в письме русской царице Екатерине писал, чтобы вернули исконные земли қазақов (Атамекен) на Кавказе и Кубани...
  8. присутствие рода Адай в разных народах

    ребята, при всем моем уважении к вам. я думаю мы немного отвлеклись от темы, тема форума присутствие рода Адай в разных народах. так давайте не будем отдалятся от темы, пожалуйста. конкретно по теме рода Адай можем обсудить, в теме Аксакала Bas 1
  9. Адайцы

    давайте сначала обсудим эту часть, затем я выставлю остальную часть, после обсуждения я буду выставлять все части по очереди.
  10. Адайцы

    Новые материалы по истории казахского племени адай Часть I. Версия об античном происхождении В казахской исторической науке существует две версии относительно происхождения казахского племени адай. Первая версия была предложена известным казахским языковедом С. Аманжоловым, который выводил казахов-адаевцев или адаев от древних даев, обитавших, как он пишет, по сведениям Геродота и Страбона, на берегах Каспийского моря ещё во II веке до н.э. Тут же он приводит и версию о том, что адаи происходят от огузского слова «ада» (остров) – «адаи» (островитяне). Вторая версия о происхождении адаевцев Мангышлака была высказана историком А. Нурмагамбетовым, согласно которой адаи является прямыми потомками древнего телеского (гаогюйского) племени Адйе/Аде/Ады. Давайте, дорогие читатели, попробуем разобраться в этих противоположных мнениях казахских учёных. Начнём, пожалуй, с того, чем именно в этом случае, прежде всего, руководствовались наши исследователи в своих изысканиях. С. Аманжолов, как филолог не мог не обратить внимание на созвучие этнических имён дай~адай. Во-вторых языковед учёл факт проживания казахов-адаев на Мангышлаке (Западный Казахстан), где в античные времена, согласно древним источникам, проживали дахи~даи, начиная с III в ека до н.э. (Кляшторный С.Г.) Это, по мнению автора этих строк, вполне разумно и естественно. Однако давайте проанализируем и доводы историка Нурмагамбетова А., который опираясь на мнения многих известных исследователей, считал, что первоначальной родиной тюркских племён являлся Алтай и степи Монголии. Историк в своей работе по этому поводу приводит слова академика А.А. Куникова, который писал: «Алтай, первоначальное гнездо тюркских племён, стал высылать орду за ордой на Западную Азию и Черноморье». Нурмагамбетов А. также цитирует Н.А. Аристова: «Вообще, состав Малой орды весьма пёстрый, ибо в неё, видимо, вошли многие части разных тюркских племён, закинутые судьбою из Монголии и с Востока степи на Запад». Потому казахский историк делает вывод: «Отсюда следует, что названия казахских родов и племён уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древности, т.е. в степи Монголии и вокруг Алтая». Но заметим, что автор не является сторонником мнения, что тюркские народы, как и тюркский язык, вышли сугубо из Алтая и Монголии. В связи с чем приводим слова татарского языковеда М.З. Закиева: «Тюркологи долго продолжали и многие сейчас продолжают следовать мифам традиционного европоцентризма. Согласно одному из них, прародиной тюрков был Алтай, якобы оттуда они начали распространяться по другим регионам Евразии, особенно, в III веке – в период «великого переселения народов»… *** Между тем, первые же объективные исследования дают материал, доказывающий наличие тюрков во многих регионах Евразии задолго до н.э. и создание ими богатой древней, культуры. Исходя из изложенного, можно сделать вывод: Древнетюркские племена занимали довольно обширную территорию Евразии, а не ограничивались лишь землями Алтая и Монголии. Стало быть, происхождение всех современных тюркоязычных народов только из Алтая в корне неверно. Но вернёмся к теме статьи. Нурмагамбетов А. в своей работе о происхождении адайцев пишет следующее: «В своей «Географии» Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия, Писсур. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Этого же мнения придерживается А. Абдрахманов. Дайское происхождение адаев вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно ещё доказать причины появления «а» перед словом «дай». Во-вторых, в современном составе адайцев мы не находим ни одного рода, похожего по своему звучанию на Апарна, Ксанфия и другие, входившие когда-то в состав Даев. В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона. Всё это даёт основания рассмотреть вопрос о происхождении адайцев Младшего жуза в ином плане, привлекая для этого и другие источники». Далее исследователь приводит исторические материалы, где упоминаются названия древнетюркских племён похожих по звучанию на этноним «адай»: «В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде. Н.А. Аристов упоминает, что один из родов Гаогюй был Аде. Не может не привлечь внимание и то, что в книге М.И. Иванина рядом с родом Баюты находится Меркиты. И если учесть сведения Рашид ад-Дина о том, что Меркиты ещё называется Одоют, это – любопытный факт. В труде М.И. Иванина мы опять видим с Баегу если не Аде, то тождественный ему Одоют. В исследовании В.В. Радлова встречаем в составе Гаогю наряду с другими родами и Бае-гу и Ады. Л.П. Потапов пишет, что в составе Теле в VI-VIII веках кроме прочих родов был и Адйе. Л.Н. Гумилёв в составе телесцев упоминает тот же Адйе, иногда Аде». Фонетическая трансформация звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, по мнению Нурмагамбетова А., произошла уже в тюркской языковой среде. «Остается предполагать, – далее пишет Нурмагамбетов А., – исходя из исторических фактов, что изучаемые нами адайцы не аборигены этого края, а пришельцы из степей Монголии или окрестностей Алтая, в известной степени, смешавшиеся с другими тюркскими племенами и народами». *** Сомнения Нурмагамбетова А. относительно дайского происхождения казахов-адаев вполне резоны и актуальны. Однако хотелось бы возразить историку, противоречащим дахскому/дайскому происхождению казахов-адаев. Во-первых в истории племён античной эпохи известны случаи появления префикса «а» перед словами: префикс «а», был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племён (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы). Во-вторых племена дахов~даев, по словам А. Марцелина «были предками алан», т.е. дахи~даи в последующей своей истории выступают под этническим именем алан. В свою очередь путешественник XVIII века Якоб Рейнеггс пишет: «…в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…» (Мизиев И.М.) Согласитесь, трудно не заметить, что этнонимы «этей» и «эдек» в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима «адай» (фонетический вариант «адак»; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)). К этому стоит добавить следующее: а) в Северной Осетии находится гора Адай-кух; б) в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай. Эти данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе, т.е. на территории, где обитали аланы с I века н.э. В-третьих, не исключена так же возможность связи этнонима «адай» с аланским племенем Ас через чередование согласных звуков – д/з, характерного для тюркских языков. Сравни: адай-азай-асай. В-четвёртых, в родовой структуре адайского племени сохранился этноним «ален» (адай> тобыш >бегей >косак >косаяк> ален), который несомненно связан с этнонимом «алан». По мнению учёного С. Кондыбая, уран (родовой клич) казахов-адаев – «Тегелен», есть трансформированный во времени вариант слова «Дахалан» (дах+алан). Таким образом нужно признать, что происхождение адаев, всё же, связано с сармато-массагетским (дахским) кругом племён. Здесь стоит заметить, что территория Западного Казахстана издревле служила местопребыванием сармато-массагетских племён и их потомков. И.В. Пьянков считает также, что племенное объединение массагетов являлось «очевидно, одним из далёких предшественников» казахского Младшего жуза. Мнение о массагетах, как отдалённых предках казахов, не ново – в виде предположений и косвенно оно выражалось ещё Ф.Г. Мищенко (1889), Ю. Юнге (1939). Действительно, этнографическая характеристика массагетов (Геродот, 1,215,216), их прямых потомков аланов (Аммиан Марцеллин, XXXI,2,18) соответствуют общим параметрам культуры и быта казахов. *** Это отмечает в одной из работ археолог Аджигалиев С.И.: «Массагетский субстрат явился основополагающим для этносов Арало-Каспия в течение более, чем тысячелетия, непосредственно повлияв на происхождение целого ряда коневодческих народов – дахов/даев, сарматов, аланов и др., расселение которых, в частности, в межаралокаспийском районе (по письменным источникам) подтверждается уже археологически: дахо-массагетское святилище «Байте» (Л.Л. Галкин, Г.А. Кошеленко, 1988), аланский клад у озера Батыр (К.М. Скалон, 1961)… Тем не менее «массагетский пласт» наиболее полно, комплексно проявляется в специфике традиционно-бытовой культуры западных казахов – в особенности, в таком архаичном её разделе, как погребально-поминальный цикл: терминология, наличие поминок жуз (на сотый день), как и у соседних народов Арало-Каспия (туркмен, каракалпаков), массовый оригинальный комплекс памятников погребально-культовой архитектуре, с характерным для них воплощением массагетского культа коня-солнца (стелы-коновязи и т.д.) Оригинальность присуща и ювелирному искусству Западного Казахстана (геометрический стиль), связываемому исследователями также со своеобразием этноистории района. В этой связи следует считать вполне правомерными сопоставления типа: дахи/даи/адаи (крупный род казахов Мангышлака и Устюрта) и т.д… Древний этнический субстрат проявился также в антропологических (O.И. Иcмaryлов, 1982), а, возможно, и психологических особенностях западных казахов» (Аджигалиев С.И.) Согласитесь, что это веские доводы в пользу дахского происхождения казахов-адаев. Так же нельзя здесь не отметить, что имя аланов вошло в мифогенеалогический и мифоэпический комплекс родоплеменного союза алшын (адайцы являются неотъемлемой частью этого союза племён) в качестве имени первопредка Алау, эпического героя Алау батыра. В генеалогии Алау (Алан), прародитель алимулы и байулы и его старший брат Аргимак (прародитель жетиру) являются сыновьями Алаша или Алшина. От Алау остались два сына – Кыдуар и Кыдырбай. *** От старшего Кыдуара произошли алимулы, а от младшего Кыдырбая-байулы. Имя аланов сохранилось также в топонимике Западного Казахстана. Так на п-ове Мангышлак встречается топоним Алан-кала. Напомню дорогим читателям, что племя адай входит в состав родоплеменного союза казахов, который известен под названием Младший жуз. Вторым параллельным названием этого союза, объединения служит этническое имя Алшын. Казахи Младшего жуза издревле занимали необъятные просторы Западного Казахстана. *** Несколько слов о распространении этнонима «адай» и его фонетических вариантов у других тюркоязычных народов, и не только. Выше было отмечено, что фонетический вариант этнонима «адай» в форме «эдей» или «эдек-алан» был зафиксирован в долинах Главного Кавказского хребта. В Северной Осетии этноним «адай» дал название горе Адай-кух, превратившись тем самым в топоним; в Балкарии же есть ущелье Адайком и родник Адай. Наиболее древними племенами в Балкарии считались следующее: тюмен-маджар, хазар-маджар, ногъай-маджар, адай, асан, къарабугъа, боташ, акътай, следы которых в современных патрилинейных образованиях обнаруживаются уже с трудом. Так, могущественная патронимия Чегема – Согаевы относила себя к племенному роду Адай. Не исчезли из памяти народа топонимы: нынешний Нижний Чегем в прошлом назывался Баш Адай, а район Лечинкая – Тюп Адай. Пастбищно-покосное угодье, что располагается в западной части Нижнего Чегема, жители и по сей день называют Адай Тюз (Малкондуев Хамид Хашимович: «Этническая культура балкарцев и карачаевцев»). На территории Украины зафиксированы следующие топонимы: Одаи (укр. Одаї) – село на Украине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр. Одаї) – село на Украине, находится в Тульчинском районе Винницкой области; Удай – река в Украине, правый приток Сулы (бассейн Днепра); Одай – село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области. Среди туркмен существует племя Адак или – второе название племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племён учил (досл. «адакское племя», С. Атаниязов). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.); (ср.:адай~адак). В XVII веке в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай (А. Нурмагамбетов). В Татарстане до сих находятся сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах. Это позволяет сделать вывод, что в древности существовало могущественное и многочисленное аланское племя под этническим именем адай, которое в ходе своей истории было расколото на несколько частей, причём бóльшая часть вошла в состав протоалшинского союза племён, который имел аланские корни (подробнее: Нурумбаев А.А. «Аланы и казахи». Ашхабад, 2009). *** Какая-то часть адаев вошла в состав северокавказского народа балкарцев, которые, как и казахи-алшины имеют аланское происхождение. До сих пор осетины именуют балкарцев этническим именем Асы, а Балкарию величают именем Устур-Аси. Здесь стоит заметить, что в этногенезе балкарцев, карачаевцев и осетин принимали участие средневековые северокавказские аланы. Недаром, и в древности, и сейчас тюрки – «балкарцы и карачаевцы именуют себя этнонимом алан, как, например, адыгейцы ... называют себя адыга, грузины – сакартвело, осетины – ирон, якуты – саха и т.д. Аланами называют карачаевцев менгрелы, ассиями называют балкарцев осетины» (Хабичев М.А., 1977). Ещё одна часть адаев вошла в состав соседнего родственного народа туркмен под именем адаклы или. Общеизвестно, что в формировании туркменского этноса приняли участие и аланские племена. Так например, в составе родственного, соседнего народа туркмен существует мелкое племя олам и род алам в составе туркменских племён салыр и ёмут. Происхождение этнонимов олам и алам большинство связывают с именем средневековых алан или асов, живших в IX-X веках на берегу Сарыкамышского озера (Бахтияров А., Васильева Г.П., Атаниязов С., Толстова Л.С.) Кстати, туркмены-аламы – близкие родственники казахов-алимов и балкарцев-холамов, т.к. трудно не заметить, что этнонимы алим-олам-алам-холам похожи друг на друга, и представляют из себя фонетические варианты этнонима «алан». Предки адаев также приняли участие и в формировании якутов, среди которых фиксируются роды Одей, Одугей, Одай. Вероятнее всего, что этноним «адай» проник к якутам ещё на ранних стадиях формирования их этноса, когда предки якутов проживали на территории Монголии и Алтая. Не секрет, что отдельные сармато-массагетские племена проникали далеко на восток в лице юэчжей, которые занимали ведущее место в алтайских и монгольских степях до возвышения хуннов. Здесь можно привести настоящее этническое имя юэчжей китайских хроник, которые именовали себя ас-тохарами. *** Асы же это одно из этнических имён аланов. Также археологически доказано, что юэчжи принимали участие в этногенезе сармат, т.е. аланов. Я бы сказал по-другому, сарматы принимали участие в этногенезе юэчжей. Доказано, что индоевропейские племена сарматов, саков, массагетов и даже юэчжи расселялись с запада на восток. Тут стоит сразу оговориться, что индоевропейские не значит в данном контексте предки европейцев и индусов. В данном случае имеется в виду, что расселялись племена европеоидного антропологического вида, т.к. сарматы, саки, массагеты и юэчжи были европеоидами, правда с незначительной монголоидной примесью. Но их предки, племена андроновской, срубной и афанасьевской культур были чистыми европеоидами. Видимо какая-то часть адаев удалилась от своих соплеменников далеко на восток и осталась там, покорившись хуннам и влившись в их состав, сохраняя при этом свой собственный этноним для внутреннего употребления. В дальнейшем эта часть адаев приняла участие в формировании якутского этноса, забыв о своих соплеменниках далеко на Западе. Итак, давайте подведём некоторые итоги нашего анализа: Адай- название племени объединения байулы. История этого племени, по мнению историков, связана с дахами, которые по А. Марцелину «были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов-адаев подтверждается сообщением Якоба Рейнеггса-путешественника XVIII века: «… в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…» (Мизиев И.М.) Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы «этей» и «эдек» в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима «адай» (фонетический вариант «адак»; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)) *** Этноним «адай» и его фонетические варианты зафиксированы в различных источниках: а) адай – название племени объединения байулы; б) адай – одно из наиболее древних племён в Балкарии (Малкондуев Хамид Хашимович); в) адак или – второе название туркменского племени адаклы хызыр, входившее вместе с алили и хыдырили в союз племён «учил» (С. Атаниязов). Чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.; ср.:адай~адак-Н.А.); г) Одей, Одугей, Одай – названия якутских родов; д) этноним адай послужил основой для образования следующих топонимов: в Северной Осетии находится гора Адай-кух; в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай; Одаи (укр.Одаї) – село на Украине, находится в Крыжопольском районе Винницкой области; Одаи (укр. Одаї) – село на Украине, находится в Тульчинском районе Винницкой области; Удай – река в Украине, правый приток Сулы (бассейн Днепра); Одай – село на Украине, находится Жашковском районе Черкасской области; в Татарстане до сих существуют сёла под названием Адаево, которые находятся в Актанышском и Кукморском районах. История племени «адай» неразрывно связана с историей аланского этноса. Только этим можно объяснить распространение этнонима и топонима «адай» на территории Западного Казахстана, Северного Кавказа и Украины, в Татарстане, т.е. эти территории служили в прошлом местопребыванием средневековых алан. Нурумбаев А.А. (18.07.2010). Publisher: Turkiston Kutubxonasi Продолжение следует... Источник: http://turklib.ru/…/novye_materialy_po_istorii_kazahskogo_p…
  11. присутствие рода Адай в разных народах

    моих младших братьев так зовут, Маулен бий и Маман бий. думаю можно даже не говорить кто поставил им такие имена.
  12. присутствие рода Адай в разных народах

    Хочу рассказать об восстании на мангышлаке и борьбе адайцев против царской россии и геноциде нашего рода многие после этих действий со стороны России вынуждены были откочевать Туркмению,Иран,Азербайджан а отдельные и в Турцию.Восстание на Манкыстау в 1870г. Введение Положения на Манкыстау было отложено до 1870 года. Колониальные власти опасались, что казахи рода адай, кочевавшие здесь, поддержат восстание в Младшем жузе. И лишь в начале 1870 г. русские власти решились укрепиться на Манкыстау. В октябре 1869 г. для подготовки введения положения реформ были усилены гарнизоны степных укреплений, построена новая крепость в низовьях Жема. Вся территория летних кочевий адаевцев была поделена между военными пунктами, занятыми русскими войсками, которые под предлогом “обследования” территории установили фактический контроль над казахами.В ноябре 1869 г. кавказские войска заняли юго-восточные побережья Каспийского моря и в следующем году уже появились на границах Хивы. 2 февраля 1870 г. Манкыстау был отделен от Оренбургского генерал-губернаторства и передан в ведение Кавказского военного наместника. Таким образом, все пространство кочевий рода адай было окружено русскими войсками.С изменением административных границ казахам рода адай было запрещено кочевать на территории Уральской области, где ранее находились летние кочевья этого рода. Пользоваться летними пастбищами было разрешено лишь на условиях принятия Положения. Кроме того, администрация потребовала выплаты налогов и земских сборов за прошлый год, что составляло 8 рублей серебром с каждого хозяйства. Таких денег не было не только у бедняков-жатаков, но и у большинства зажиточных казахов.Манкыстауский пристав подполковник Рукин несколько раз собирал казахских биев в Александровском форте и требовал у них подписку о признании положений реформ. Однако казахи отказывались давать такую подписку.Весной 1870 г. Рукин попытался силой заставить казахов подчиниться. С небольшим военным отрядом он двинулся в степь с целью преградить путь адаевским аулам, шедшим на летние кочевья. Появление отряда Рукина послужило поводом к восстанию.В течение недели отряд шел, не встречая сопротивления. Только 22 марта путь ему преградили казахи, потребовавшие возвращения в форт. После короткой схватки Рукин был вынужден отступить. 24 марта казахи вновь напали на русский отряд, отбили у него всех верблюдов и лошадей, а самих казаков заставили отступить в горы.25 марта русский отряд согласился сложить оружие, но несколько казаков пытались прорвать окружение. В последовавшей рукопашной схватке была перебита большая часть отряда, в том числе и сам пристав, остальные казаки были вынуждены сдаться.Весть о разгроме отряда Рукина всколыхнула весь Манкыстау. Адаевцы стали целыми аулами присоединяться к восставшим. Возглавили повстанцев Досан Тажиулы, Алга Жалмагамбетулы и Иса Тупенбайулы. К восставшим примкнули рыбаки и работники промыслов, казахи, работавшие приказчиками, проводниками и батраками в станицах, прилегающих к форту.3 апреля 1870 г. в Александровский форт прибыли крупные военные силы с Кавказа, во главе с графом Кутайсовым. 5 апреля казахи начали осаду форта. В течение трех дней адаевцы атаковали эту первоклассную крепость, разгромили нижнее укрепление, сожгли маяк, но взять форт не смогли. С Кавказа прибывали все новые и новые войска, и казахи были вынуждены снять осаду и отступить.20 апреля повстанцы разгромили русский карательный отряд в 12 верстах от Александровского форта и в тот же день дважды пытались овладеть крепостью. После очередной неудачи казахи стали откочевывать на юг, на Устюрт. 1 мая Кутайсов, получив новые подкрепления из Дагестана, начал преследование отступающих аулов. Все лето продолжался жесточайший террор против коренного населения Манкыстау. У казахов отбирали имущество, скот, расстреливали непокорные аулы картечью. Адаевцы, успевшие весной откочевать в долину реки Жем, были силой возвращены на Манкыстау.Карательные меры против казахов. Особой жестокостью отличались действия карательных отрядов под командованием Саранцева и Байкова. Так, Байков отдавал приказы своим подчиненным “перебить всех киргизов (казахов) мужского пола, …не входя в разбирательство, каких они будут родов и ответвлений”. Захваченный скот Байков делил между подчиненными, львиную долю оставляя себе.Геноцид против казахов Манкыстау и настоящий вооруженный грабеж вызвали возмущение общественности России. Преступления оказались столь вопиющими, что правительство было вынуждено отдать Байкова под суд. На процессе выяснилось, что каратели нападали на аулы безо всяких оснований, расстреливали людей группами и в одиночку, грабили мирные торговые караваны. Байков был разжалован и выслан в Тобольск. Однако это не значит, что колонизаторы считали его действия преступлением. Правительство боялось неблагоприятного общественного мнения внутри страны и особенно в Европе.После поражения восстания около 3 тыс. семей адаевцев во главе с Исой и Досаном откочевали в пределы Хивы. Оставшиеся в пределах России были обложены огромной контрибуцией в 600 тыс. рублей. Для устрашения казахов колониальная администрация начала практиковать демонстрационные походы войск по казахским кочевьям.Восстание на Манкыстау в 1873 г. В конце 1872 г. Россия начала готовиться к походу на Хиву. Для этого русской армии требовалось большое количество верблюдов. Считая, что казахи обескровлены и не окажут сопротивления, решено было реквизировать у них верблюдов для нужд колониальных войск. Для проведения реквизиции в степь был послан отряд НЛомакина. Появление русского отряда послужило поводом для нового восстания казахов. В январе 1873 г. казахи опять стали нападать на казачьи разъезды, несколько отрядов было вынуждено отступить в форт Александровский. Однако борьба была неравной. Армия генерала Скобелева, идущая на Хиву, настигла отступающих казахов у колодца Итебай. В сражении было убито несколько офицеров, сам Скобелев ранен, но казахи потерпели сокрушительное поражение.После падения в 1873 г. Хивы, казахские отряды под командованием Досана Тажиулы и Алги Жалмагамбетулы перешли к партизанские действиям и долго тревожили Кавказскую и Оренбургскую администрации. Летом 1874 г. отряд Досана был окружен солдатами. По свидетельствам очевидцев, солдаты среди ночи окружили юрту, в которой спал Досан и стреляли в нее до тех пор, пока не сочли его мертвым. Когда каратели ворвались в изрешеченную пулями юрту, израненный батыр пытался сражаться саблей, но был схвачен. Тогда же были арестованы и другие руководители восстания. Не выдержав пыток в казематах Александровского форта в 1876 г. умерли Досан и его два товарища. Над остальными повстанцами весной 1876 г. состоялся суд. Тлеуберген Оракулы был приговорен к смертной казни. Алга Жалмагамбетулы к 10 годам каторжных работ, остальные – ссылке в Сибирь.Поражение казахов в 1869-1873 гг. было обусловлено громадным экономическим и техническим превосходством России, предательством со стороны байской верхушки, казахи были слабо организованы и вооружены, не имели прочного тыла и надежной экономической базы. Но, даже обреченное на неудачу, освободительное движение конца 60-х-начала 70-х годов сыграло огромную роль в подъеме национального самосознания, казахи вынесли из этих схваток уроки, которые помогли им в начале XX в., когда национально-освободительное движение вспыхнуло с новой силой.
  13. присутствие рода Адай в разных народах

    Маман был бием
  14. присутствие рода Адай в разных народах

    Корни, связывающие казахов с туркменами Среди них особенно можно выделить туркмен, которые не только близки к казахскому народу по вышесказанным критериям, но также тесно связаны по духовно-культурным мышлениям Среди этносов проживающих в Казахстане, немало тех, которые очень схожи по своим бытовым особенностям, культуре, религии, языку с казахским народом. Среди них особенно можно выделить туркмен, которые не только близки к казахскому народу по вышесказанным критериям, но также тесно связаны по духовно-культурным мышлениям. В пример этому можно назвать многовековую историю, связывающую корни этих двух билзких по духу народов. Давайте-ка заглянем, в страницы истории. В средневековых письменных источниках широко распространено название "туркмен". Огузские тюрки после принятия ислама стали называться туркменами. Численность туркмен в Казахстане, по данным переписи 1989 г., составила 3846 чел., в т.ч. 73,9 процентов городского населения. По итогам прошедшей в 2009 г. переписи населения, численность туркменской диаспоры значительно возрасло, вследствие восстановления многими своего подлинного происхождения. Наибольшая часть туркмен живет в приграничных с Туркменистаном южных и центральных областях. Общая численность туркмен в мире составляет, по разным источникам, от 5 до 8 млн. чел. Большое число их проживает в Иране, Афганистане, Ираке и других странах Ближнего Востока. В происхождении туркмен основную роль играли древние местные и тюркоязычные племена, древние тюрки и затем туркмены-огузы. "Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании казахов, татар, башкир, туркмен и др." (История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, стр.320). Огузы насчитывали 22 племени, в т.ч. джувулдар, баят, язгыр и др. Известно, что один из районов Южно-Казахстанской области именуется Шаульдер, что свидетельствует о проживании там в прошлом огузов (чавульдер-чаудуры- джувулдар). Среди казахских и туркменских родов есть много идентичных: тазлар, шихлар, тана керей (герей), сары, тохтамыс (тохтамыш). В этногенезе этих народов участвовали также племена карлуков и кипчаков. Немалое влияние на их формирование оказало и оседлое ираноязычное население оазисов. "Позднее, часть карлуков, принявшая Ислам и смешанная с оседлым населением юга Казахстана и Жетысу, стала называться туркменами, так же, как и соответствующая им группа огузов" (История Казахстана. Алматы, 1996, т. 1, с.321). В IX-X вв. казахское племя адай вошло в состав огузского государства. Племя адай принимали участие в завоевательных походах огузов, кипчаков и других племенных союзов. Адайцы были в тесной связи с сельджуками, которые одновременно называли себя и туркменами. Огузы отождествляли самоназвание племени "адай" как жителей острова (ада) посреди Мангышлака "земли в стране огузов", как говорил Махмуд Кашгари. После упадка огузского государства адайцы вошли в состав кипчакского союза и расселились на более обширных территориях нынешнего Западного Казахстана (по долинам рек Эмба, Оил, Сагыз, Яик) и за его пределами. Они входили в состав Золотой, Синей и Ногайской Орд, а в XV в. в Казахское ханство. В группу Байулы входят 12 племен, среди которых помимо адайцев наиболее крупными являются также таз и алаша. В составе тазов выделяется ветвь абдалы. А это нередко ведет к отождествлению тазов с абдалами, которые ведут свое прямое происхождение от эфталитов (белых гуннов), поселившихся на территории Западного Казахстана в IV-V вв. Среди туркменского племени чоударов также встречаются абдалы, что совпадает со временем прихода эфталитов в Каракумы в V в. Название "алаша" тоже есть среди туркмен. Одно из пяти подразделений туркменского племени сарыков называется этим именем (Казак шеж1рес1, Алматы, 1994, 846). В XII-XVIII вв. адайцы кочевали по Мангышлаку и далее на юг и там соприкоснулись с туркменами. Часть туркмен слилась с казахами, образовав подразделение адай-туркмен. Помимо адайцев с туркменами поддерживали связь и другие племена Младшего Жуза (шомекей, торткара, бериш, таз и т.д.), которые проживали в пределах Хивинского ханства, куда входили нынешний Каракалпакстан, Дашховузская и Хорезмская области. Частично казахско-туркменские связи могли быть и на территории Бухарского ханства. Наиболее ярким подтверждением казахско-туркменских связей является наличие у казахов сказания о батыре Короглы, который стал героем фольклора не только тюркоязычных, но и некоторых ираноязычных народов. Однако возникновение эпоса о Короглы, как и сказания о Деде Коркуте, скорее уходит корнями в огузский период. Возвышенности Устюрт на полуострове Мангышлак и Балканские горы близ залива Кара-Богаз-Гол имеют единую геологическую структуру. Вследствие кочевого образа жизни и отсутствия частной собственности на землю у тюрков издревле существовало общее пользование земель. Поэтому Устюрт и, Балканские горы были общими как для казахов, так и для туркмен. В фольклоре у казахов и туркмен встречаются персонажи Алдар-Косе и Ерсары-батыр. Известный казахский акын Мурын-жырау в одном из сказаний воспевал, что Ерсары-батыр из Мангышлака переселился в Каракумы и там пустил корни. Туркменское племя эрсары ведет свое происхождение именно от батыра Ерсары. Холмы близ Балканских гор называются его именем. Абульгази считал, что Ерсары происходил из балканских салыров. Причиной перемещения племени эрсары явилась засуха, охватившая Устюрт в незапамятные века. Позднее эрсары и салыры проникли на территорию Бухарского ханства, заняв левый берег Амударьи. Среди племен и родов, оставшихся верными внуку Абулхаир-хана (XVI в.) Мухаммеду Шейбани, есть упоминание о салар-туркменах. Группа, сохранившая название туркмен (торкпен), зафиксирована среди казахов Жетысу. "Туркмены, по сообщению жителя с. Шанханай Нашанова Аманжола, – пишет казахский этнограф К. Бикжанов, – разделяются на пять поколений – кыдырейли, ногай, маймак – аулы, байетишолак". Предки их прибыли сюда 5 поколений назад из современной Туркмении, общее количество туркмен, по его мнению, не превышает 200 семей. Сами каракалпаки и туркмены причисляют себя к племени жалаир и считают себя казахами. Видимо, эта группа туркмен попала в среду казахов из пределов Бухарского эмиратства в XVIII в. (Бикжанов К. "Новые материалы по этническому составу казахов Жетысу". Доклад на региональном Среднеазиатском совещании, Ташкент, 1988. стр. 2-3). Заметный след в этом процессе формирования туркмен оставили также арабо-монгольские нашествия. У туркмен есть предание об Алтае как прародине туркмен. Туркмены обитали тысячу лет назад у Алтайских гор по соседству с киргизами и возглавлялись Мамедханом, который был современником легендарного Тутан Турка. По данным орхоно-енисейских памятников, тотемным животным тюрок считался волк. Памятники древнего культа волка, собаки и других животных сохранились и у туркмен. Основным видом жилища средневековых туркмен-огузов была юрта. Она бытовала и у древних предков – тюрок. В письменных источниках IX-XIII вв. названия "туркмен", "огуз", "тюрк" часто почти равнозначны. В то же время даже самоназвание "туркмен" применялось к различным этническим группам, имеющим значительные отличия в физическом облике, материальной и духовной культуре. Этническое развитие туркмен во все времена было беспрерывным, крепли межплеменные и межродовые контакты, этнокультурные связи со всеми соседними народностями и племенами, этническими группами. Большинство туркменских терминов по своему происхождению являются древнетюркскими, упоминаются в орхоно-енисейских надписях, что свидетельствует о языковом и этническом родстве древних тюрков с туркменами. Язык, связанный с именем "тюрок" (тюкю), не был принесен извне, а был языком коренных местных жителей – саков, массагетов и динлинцев, что явно подтверждает тюркские основы их наречий, имен и топонимики. Большинство терминов родства у древних тюрок совпадают с туркменскими, что является подтверждением языкового и этнического родства древних тюрок с туркменами. В туркменском языке из древнетюркских терминов родства сохранились: ини (младший брат), синил, синли (сестра), гелин: (калин – невестка), огул (сын), ог (в современном туркменском языке огей, овей) – мачеха, ата (отец) и др., из хозяйственных – аркыш (аргыш – караван), атлык су (ат- лык су –• земли, выделяемые за военные услуги), атыз (поле), ич, иш (работа), яйла (летнее кочевье), кышла (зимовать) и многие другие. Алтайские термины " нокорлор " (по-туркменски нокерлер), "карындаш" (гарындаш), туган-доган – "братья", тенг-улеш (денг улеш) бытует у туркмен почти в такой же форме и в том же значении. Длительное проживание огузов и их потомков в Передней Азии, а также туркменов с тюркоязычными народами Центральной Азии привело к тому, что в современном туркменском языке можно встретить определенные сходства в лексике и грамматике как с турецким и азербайджанским, так и с казахским и узбекским языками. Туркмены, проживающие в Казахстане исповедуют ислам суннитского происхождения. Пережитки огнепоклонства, древних погребальных обрядов, топонимики, материальные следы которых исследованы археологами, свидетельствуют о происходивших процессах преемственности культур. Туркмены унаследовали от древних тюрок пережитки шаманских верований. Анимистические и тотемистические верования тюрок и огузов, объединенные шаманизмом, долго сохранялись и после принятия ими ислама. Например, у кочевых и полукочевых тюркских народов Средней Азии, Казахстана и Алтая еще в начале XX в. большой популярностью пользовались своего рода шаманы, баксы, порханы, которые будто бы могли изгонять из больных людей злых духов, носителей болезни. У каспийских туркмен местные танцы зыкр (радения) первоначально использовались для лечения душевнобольных. И это очень большая схожесть казахов с туркменами. Несмотря на бытование монотеизма, у древних тюрок и огузов были сильны и языческие верования. Они почитали и обожествляли животных, птиц, деревья, камни и т.д., поклонялись небесным светилам, силам природы. Так, имена сыновей мифического Огуз-хана, еще одного предка туркмен, были: Кун-хан – Солнце-повелитель, Звезда- повелитель, Небо-повелитель и Море-повелитель. Тюрками почитались небо (тангры), земля-вода (сувяр), и все это тесно переплеталось с почитанием более древнего культа Умай – женского божества. Умай, говорится в древнетюркских текстах, священная Родина (земля-вода). Культ Мамаки (бабки), бытовавший у туркмен (Мамака повелевала громом, молнией и дождем), является пережитком этого божества. У туркмен под словом "тангры" подразумевается бог. Слова: "алла, худай и тангры" – синонимы. Представление о божестве "тенгри" объединяло значительную часть тюрок. Этим объясняется та легкость, с которой тюрки (особенно знать) принимали ислам, но иногда также быстро и отказывались от него, возвращаясь к своему богу. Кроме канонов мусульманской религии (шариата) большую силу имели веками вырабатывавшиеся законы обычного права (адата, деба, дессура). Туркмены Казахстана занимаются народно-прикладным, ювелирным искусством, ковроткачеством, кошмовалянием, металлообработкой, деревообработкой, кожевенным и меховым делом, керамическим производством, шелкоткачеством, художественной вышивкой. Сегодня, в различных национальных торжествах женщины одевают древние женские ювелирные украшения, напоминающие боевые доспехи легендарных амазонок. Головное украшение туркменских девушек – "гупбо" похоже на боевой шлем, нагрудный медальон "гуляка" – на миниатюрный щит, нашивные серебряные с позолотой бляшки на костюме "чапраз-чанна" – на элементы кольчуги, браслеты "бизелик" – на латы. Еще в античное время высоко ценились чисто шерстяные парфянские ковры, доставлявшиеся на мировые рынки по Великому Шелковому пути. Туркменские ковровщицы помимо ковров испокон веков изготавливали и разнообразные ковровые изделия – "чувалы" для хранения одежды, домашней утвари: "торбы" – сумы различных размеров и назначения были, например, "газан торба"– для хранения котлов, "чанак торба"– для хранения деревянной посуды, "чемче торба"– "дуз торба" – для соли; "хорджуны" – ковровые дорожные сумки, прикреплявшиеся к седлу всадника; "гапылык" – дверные портьеры. Ковровыми изделиями украшали для парадных выездов прекрасных туркменских коней, верблюдов; "ат халы" – ковровая попона, "зерлик"– коврик на седле, "дуе-халык" (асмалык) – украшение для верблюда, на котором совершает свадебную поездку невеста. Столь же разнообразны и туркменские паласы. Исключительно красивы кошмы и войлочные изделия. Помимо кошм, из войлока изготавливали пастушеские бурки "ойлук", конские потники, верблюжьи попоны и т.д. Туркменки ткут разноцветные шелковые ткани – "кетени", "дарайи", "совсаны", "чопбетев", комбинированные ткани из шелка и хлопчатобумажных нитей "алача", "говдери", "гарма", "галбири". Из них шили парадные и повседневные одежды, свадебные наряды невест и женихов. Широкое распространение имеет и изготовление тканей из верблюжьей, овечьей шерсти. Особым искусством являлось изготовление разнообразных платочных изделий: "гыннач , "дуйпли гыннач" и др. Теснейшим образом с ткачеством было связано художественное вязание, художественная вышивка. Особенно богатой вышитой орнаментикой покрывались свадебные наряды невест, выходные платья и халаты – "чабыт", "курте", тюбетейка – "тахя". Из кожи шилась изящная обувь – "гара ковуш", "чокой", "чарык", "елкен", "чепек". Из кожи и меха изготавливали головные уборы, шубы – "поссун", "ичмек"– конскую сбрую, богато украшенную ювелирными украшениями. Большое значение туркмены придают поэзии и устному народному творчеству. Наиболее древние музыкальные инструменты: гаргы туйдук (тростниковая дуда почти метровой длины), дилли туйдук (камышовая дудочка длиной 10-12 см) и дутар (двухструнный инструмент, выдолбленный из векового дерева тутовника, крышку которого изготавливали из урючного дерева, предварительно накалив ее в кипящем масле). Развиты скачки, борьба, различные состязания в силе, находчивости и легкости. В пище скотоводческих народов, особенно тюрко-монгольских, особое место занимали мясомолочные продукты. У южных киргизов и у алтайцев лучшей частью мясной туши считается "уча" (крестец, задок). Эту часть мясной туши и туркмены считают лучшей ("удж"). Во время свадебной церемонии прикаспийские туркмены для жениха и его друзей специально готовили плов ("уджалы аш") с отборным куском мяса. Туркмены-огузы хорошо усвоили понятие о более вкусной и лучшей части мясной туши. Она, как правило, предназначалась для самых уважаемых и почетных соплеменников. Известным национальным туркменским блюдом является плов. Особенностью туркменского плова является то, что рис после завершения варки должен оставаться белого цвета. Это достигается тем, что лук и морковь не должны пережариваться, а лишь слегка подвергаются кулинарной обработке. Считается, что повар не должен ни на минуту отходить от казана, ему нельзя даже присаживаться. Только при выполнении этих условий плов, как очень капризное блюдо, может быть приготовлен удачно. При подаче на стол плов украшается зернышками граната, зеленью. Самыми распространенными обычаями у туркмен являются торжества по случаю обрезания ("суннет тойы"), по случаю рождения ребенка ("огул тойы"), первого бритья головы ребенка ("сач тойы"), по случаю достижения возраста пророка ("пийгамбер тойы"), свадьбы ("ника тойы"). С первого же дня своего пребывания в доме мужа невестка не должна показывать своего лица старшим родственникам мужа (свекру, свекрови, старшим братьям и сестрам мужа). С этой целью новобрачная в течение 40 дней, т.е. до возвращения в отцовский дом (гайтарма) на голове носила красиво вышитую праздничную накидку-халат "курте". Это часть праздничной национальной одежды молодой невестки. У текинцев невестка носила на голове большой платок – "гьш- нач", одним концом которого (яшмак) она закрывала нижнюю часть лица (т.е. рот и подбородок). Открывать яшмак перед старшими родственниками мужа (гайын-эне, гайын- ата, гайынэкеджи) она не имела права. Этот вид запрета в старину продолжался до глубокой старости невестки. Из-за этого она могла разговаривать (общаться) с ними лишь при посредстве третьего лица. У текинцев до наших дней сохранился обычай, согласно которому невестка не имеет права называть по именам старшую мужскую (гайын-ата, гайын-ага) и женскую (гайын-эне, гайынэкеджи) родню мужа как в присутствии их, так и в их отсутствии. Когда же появлялась необходимость произносить их имена, то невестка называла свекровь (гайын-эне) – "энеси" (ба-бушка детей), а свекра (гайын-ата) – "атасы" (дедушка). Когда же у невестки рождался ребенок, то она, называя имя своего ребенка с добавлением к нему слова "энеси" (его бабушка) обращалась к свекрови и "атасы" (его дедушка) обращалась к свекру. Например, если ребенка звали Аман, то это звучало так: "Аманын энеси" (бабушка Амана) и "Аманын атасы" (дедушка Амана). Многие запреты, которые невестка должна была соблюдать во время сватовства, свадьбы и после свадьбы постепенно снимались. Но оставались какие-то табу (запреты), которые на протяжении всей жизни в доме в доме мужа подчеркивали особое положение, статус невестки-пришелицы. Поэтому она и не могла произносить имена старших родственников мужа. Термины родства для невестки выглядят так: По обычаям туркмен зять должен избегать старшую мужскую, старшую женскую родню жены с момента сватовства. В период "избегания" зять не должен появляться в доме родителей жены. Он до определенного времени избегает родителей и родственников жены. У туркмен-салыров после шести месяцев супружеской жизни родители жены приглашают его на ритуальный обед и дарят ему шелковый халат (гырмызы дон). Зять уходит, не взяв его. Тогда подарок доставляют ему на дом. За подарок он должен положить на скатерть определенную сумму денег. Это посещение означает, что муж больше не должен избегать родственников жены. Через 12 месяцев и 20 дней после свадьбы дом мужа посещает енге – родственница жены, и только после этого приходит мать жены. Таким образом устанавливается связь между домом жениха и невесты. По обычаю туркмен зять не имел права называть по именам старшую мужскую и женскую родню жены. По отношению к младшим родственникам жены запретов не существует. Зять имеет право называть их по именам. Обычай "избегания" зятя и тещи связан с естественным пережитком брака через похищение. Когда похищение было действительностью, негодование родных невесты было вполне реальным, когда же похищение стало лишь символом, родительский гнев должен был обратиться в простую формальность и продолжать существовать после того, как само происхождение его было забыто. Это связано также с обычаем текнонимии (т.е. обычаем называть отца по ребенку). С отцом обращаются, как с чужим, пока не родится его первый ребенок. Родился ребенок – он принимает его имя, называется отцом такого-то. С этих пор его положение, как члена семьи упрочивается, семья перестает не признавать его. Все эти нормы отношений в семейном быту туркмен составляют важнейшую часть обычного права адата. Генезисы терминов родства и цикл запретов по браку отражают определенные этапы развития внутрисемейных отношений.
  15. присутствие рода Адай в разных народах

    ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР КАЗАХСКО-ТУРКМЕНСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Дулатбек КЫДЫРБЕКУЛЫ Гульнара АННАКУЛИЕВА Кыдырбекулы Дулатбек Балгабекович. Родился в 1967 году в Казахстане. В 1991 году окончил исторический факультет Казахского Государственного Университета. Кандидат политических наук. Работал в Торгово-промышленной палате и МИД Республики Казахстан. В настоящее время является старшим научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. Член Союза журналистов Казахстана. Аннакулыева Гульнара Атаевна. Родилась в 1950 году в Туркменистане. Закончила Туркменский Государственный Университет по специальности экономист, а затем аспирантуру в Москве. Кандидат экономических наук. В настоящее время работает ведущим научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при Президенте республики Казахстан. Одновременно является Председателем Туркменского общественно-культурного центра города Алматы и Алматинской области. Распад огромной державы СССР вызвал образование новых независимых государств. В центральноазиатском регионе на сегодня сосуществуют пять государств - бывшие советские республики Средней Азии. Народы региона во многом взаимосвязаны общей историей, культурой, языком, вероисповеданием. В советский период изучению Центральной Азии уделялось немалое внимание, которое, однако, под идеологическим прессингом марксистско-ленинской догматики принимало поверхностный характер. Глубокое изучение истории народов редко проводилось. Одним из белых пятен в изучении истории Центральной Азии является проблема казахско-туркменских взаимоотношений. В советское время этот вопрос почти не затрагивался. Освещение этого вопроса в западной ориенталистике, дореволюционной российской и советской историографии сводилось лишь к упоминанию имевшихся мелких междоусобных войн между казахскими и туркменскими племенами. "История - это память народа. Она состоялась и ее не исправишь и не перепишешь заново, заменив один цвет другим, как это делалось еще недавно в угоду конъюнктуре. Мы должны воспринимать ее целостно, во всем ее многообразии, такой, какой она была, со всеми противоречиями, с ее героическими и трагическими страницами" (1). История казахов и туркмен - это история двух тюркоязычных народов, которые в прошлом были преимущественно кочевниками. В трудах средневековых арабских, иранских и тюркских историков сведения об этих двух народах даются в их взаимной связи с различными тюркскими племенами. Ибн Баттута, Ибн Хальдун, Аль-Идриси, Рашид ад-Дин, Абульгази и другие дают фактический материал по истории племен и народностей центральноазиатского региона и за его пределами на разных этапах средневековья. С развитием исторической науки были определены и племена, населявшие территории Казахстана и Туркменистана в древний период. Древние племена, населявшие огромный ареал от Причерноморья до Монголии именовались скифами. Историки их называют по разному в зависимости от проживания в тех или иных регионах. На территории нынешней Центральной Азии они назывались саками, которые подразделялись на следующие группы: тиграхауда, исседоны, массагеты, аримаспы, аргипеи в Казахстане; алано-сарматы в Урало-Волжском районе; дахи Каракумов; тара-дарайя в междуречье Амударьи и Сырдарьи; хаомоварга на Памире; перешедшие на оседлость хорезмийцы, согдийцы и бактрийцы на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Северного Афганистана, а также тохары, юэчжи и эфталиты на территории западной части Китая и Монголии. Все эти племена и народности были тесно связаны между собой (2). При этом важную роль в их постоянной близости и этногенезе более поздних народов играл фактор переселения и взаимодействие этих древних племен с оседлыми цивилизациями. Этот феномен имел свое продолжение и в средние века. Отсюда возникает немало спорных моментов, что приводит к искажению объективности истории и самоизоляции. При имеющихся особенностях двух этносов, возникших под влиянием культурно-географических и исторических факторов, следует, все же, видеть и общие корни происхождения. В первом тысячелетии до нашей эры восточное побережье Каспия и Каракумы, а также прилегающие к ним территории населяли племена дахов, частично массагетов, аланов и сарматов. Исторически эти земли назывались Дахистаном по имени одного из вышеперечисленных племен. Дахи, как одно из подразделений скифской народности, вели кочевой образ жизни. Они участвовали в многочисленных войнах сакских племен против ахеменидской Персии. Подчинив себе оседлое население окрестных территорий, вожди дахов решили распространитьсвое влияние далее на юг. В 250 г. до н.э. они во главе с Аршаком захватывают Персию. Древние иранцы именовали дахов парфянами по названию населения мервского оазиса, где они господствовали к этому времени. Затем в течение нескольких последующих веков в античных источниках Персия называлась Парфией. (3) В I в н.э. в северное Приаралье перекочевывают гунны, а в V в. н.э. в Каракумы и мервский оазис проникают эфталиты или белые гунны. В этот период происходит перемещение и взаимная ассимиляция разных этносов. Часть дахских племен переместилась на север, в сторону Западного Казахстана, где они жили с аланами. Впоследствии дахи стали называться адаями (адайцы), особенно после прихода с востока монголоидных тюркоязычных племен, в союз которых они вошли. В VIII в. на исторической арене появляются огузские племена, кочевавшие в оазисах Жетысу и Сырдарьи. В IX-XI вв идет усиление и расцвет огузского государства. Под власть огузов попадают практически все тюркские племена на территории Казахстана, Поволжья, Хорезма, Мавереннахра. В это же время тюркские племена постепенно принимают ислам. Столицей раннефеодального огузского государства был город Янгикент, расположенный в низовьях Сырдарьи. В XI веке огузское государство распадается под ударами кыпчакских и карлукских племен и подрывается изнутри отколовшимися от огузов сельджуками, которые стали усиливать свою власть на всей территории Центральной Азии, двигаясь в южном и юго-западном направлениях. В состав сельджукской империи входили Иран, Ирак, Сирия, Кавказ, Анатолия. Город Мерв стал столицей сельджукских султанов, которые вели войны с Газневидами и Караханидами. Из всех тюркских племен и народностей с оседлым ираноязычным населением в наиболее тесной связи были огузы и карлуки. Проникновение огузов в Анатолию и на Кавказ способствовало возникновению новых тюркоязычных народностей - турок и азербайджанцев. Тюркские народности Ирана (афшары, кашкайцы, каджары, шахсевены) и юруки в Турции являются прямыми потомками огузов. В языковом отношении они наиболее близки к туркменам. (4) Огузы в XI в. насчитывали 22 племени: кынык, баюндур, ива, салур, афшар, бектили, букдуз, баят, язгыр, имур, карабулак, алкабулак, игдыр, урегир, тутырка, ула-йондулуг, тюгер, джебни, беджене, джувулдар, джаруклуг (5). Позднее многие из этих племен вошли в состав туркмен (салур, баят, язгыр, игдыр, джувулдар). Салуры или салыры являются одним из семи крупных туркменских племен. Джувулдары, по-видимому, есть чаудуры, т. к. в турецкой исторической литературе они назывались чавулдур. Известно, что один из районов Южно-Казахстанской области именуется Шаульдер, что свидетельствует о проживании там в прошлом огузов. Баяты, язгыры (языры) и игдыры являлись мелкими племенами и примыкали к чаудурам. Языров именуют также карадашами. Что касается афшаров, то в основном они проживают в Иране и являются самостоятельной этнической группой, которая занимает промежуточное положение между туркменами и азербайджанцами. Вполне вероятно, что название Апшеронского полуострова происходит от названия афшарского племени. Правивший в XVIII в. в Иране Надир Шах Афшар происходил из этого тюркского племени, которое на Ближнем Востоке причисляется к туркменам (6). Афшары присутствуют среди турецких туркмен как одно из племен (7). Таким образом, "огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании казахов, кыргызов, татар, башкир, туркмен, узбеков, каракалпаков" (8). В этногенезе этих народов участвовали также племена карлуков и кипчаков. Немалое влияние на их формирование оказало и оседлое ираноязычное население оазисов. "Позднее часть карлуков, смешанная с оседлым населением юга Казахстана и Жетысу и принявшая Ислам, стала называться туркменами, так же как и соответствующая им группа огузов" (9). Огузов, живших в Передней Азии, долгое время именовали туркменами. Сам этноним "туркмен" по разным средневековым источникам означает "тюркоподобный" или "тюркский человек". С течением времени туркменами стали именоваться османские турки и азербайджанцы, но, по прошествии определенного времени, с усечением второго сочетания -мен. Длительное проживание огузов и их потомков в Передней Азии, а также туркменов с тюркоязычными народами Центральной Азии привело к тому, что в современном туркменском языке можно встретить определенные сходства в лексике и грамматике как с турецким и азербайджанским, так и с казахским и узбекским языками. Казахское племя адай входило в Байулы - группу племен Младшего Жуза, где оно составляло наиболее крупную и воинственную ветвь. В IX-X вв они вошли в состав огузского государства. Они принимали участие в завоевательных походах огузов, кипчаков и других племенных союзов. Адайцы были в тесной связи с сельджуками, которые одновременно называли себя и туркменами. Огузы отождествляли само название племени "адай" как жителей острова (ада) посреди Мангышлака - "земли в стране огузов", как говорил Махмуд Кашгари (10). После упадка огузского государства адайцы вошли в состав кипчакского союза и расселились на более обширных территориях нынешнего Западного Казахстана (по долинам рек Эмба, Оил, Сагыз, Яик) и за его пределами. Они входили в состав Золотой, Синей и Ногайской Орд, а в XV в. в Казахское ханство (11). В группу Байулы входят 12 племен, среди которых помимо адайцев наиболее крупными являются также таз и алаша. В составе тазов выделяется ветвь абдалы. А это нередко ведет к отождествлению тазов с абдалами, которые ведут свое прямое происхождение от эфталитов (белых гуннов), поселившихся на территории Западного Казахстана в IV-V вв. Среди туркменского племени чоударов также встречаются абдалы (12), что совпадает со временем прихода эфталитов в Каракумы в V в. Кроме того, абдалы присутствуют среди кочевых племен юруков в Турции и пуштунов Южного Афганистана и Северо-Западного Пакистана, являясь наиболее крупным племенным союзом, именующимся дуррани, откуда вышел афганский царь Ахмед Шах Дуррани. Название "алаша" тоже есть среди туркмен. Одно из пяти подразделений туркменского племени сарыков называется этим именем (13). В XVII-XVIII вв адайцы, кочевали по Мангышлаку и далее на юг и там соприкоснулись с туркменами. Часть туркмен слилась с казахами, образовав подразделение адай-туркмен. Помимо адайцев с туркменами поддерживали связь и другие племена Младшего Жуза (шомекей, торткара, бериш, таз и т.д.), которые проживали в пределах Хивинского ханства, куда входили нынешний Каракалпакстан, Дашховузская и Хорезмская области. Частично казахско-туркменские связи могли быть и на территории Бухарского ханства. Наиболее ярким подтверждением казахско-туркменских связей является наличие у казахов сказания о батыре Короглы, который стал героем фольклора не только тюркоязычных, но и некоторых ираноязычных народов. Однако, возникновение эпоса о Короглы, как и сказания о Деде Коркуте, скорее уходит корнями в огузский период. Возвышенности Устюрт на полуострове Мангышлак и Балканские горы близ залива Кара-Богаз-Гол имеют единую геологическую структуру. Вследствие кочевого образа жизни и отсутствия частной собственности на землю у тюрков издревле существовало общее пользование земель. Поэтому Устюрт и Балканские горы были общими как для казахов, так и для туркмен. В фольклоре у казахов и туркмен встречаются персонажи Алдар-Косе и Ерсары-батыр. Известный казахский акын Мурын-жырау в одном из сказаний воспевал, что Ерсары-батыр из Мангышлака переселился в Каракумы и там пустил корни. Туркменское племя эрсары ведет свое происхождение именно от батыра Ерсары (14). Холмы близ Балканских гор называются его именем. Абульгази считал, что Ерсары происходил из балканских салыров (15). По мнению этнографа А.Джикиева, причиной перемещения племени эрсары явилась засуха, охватившая Устюрт в незапамятные века (16). Позднее эрсары и салыры проникли на территорию Бухарского ханства, заняв левый берег Амударьи (Лебапский велайет или бывшая Чарджоуская область). Что касается названия Балканского полуострова в Европе, то оно, возможно, было принесено огузами в период завоевания ими Малой Азии, либо в результате проникновения туда тюркских племен узов и печенегов из северного Причерноморья в X в. В Турции название рек Джейхан и Сейхан также были даны сельджуками вследствие того, что эти реки напоминали им Амударью (Джейхун) и Сырдарью (Сейхун). Поскольку крупные туркменские племена теке, йомут, гоклен и сарык в ряду огузских племен не упоминаются, то, видимо, они ведут свою наследственность и преемственнось от салуров, в то время, как мелкие племена примыкают к чаудурам (17). Что касается названия этих племен, вероятно, они возникали в послемонгольский период по именам вождей (18). Однако, этот вопрос пока остается спорным. Среди туркмен Турции встречается племя теке, а они, как известно, переселились в Анатолию еще в XI-XII вв (19). Следовательно, текинцы существовали еще в огузский период. В целом, среди туркмен Ближнего Востока (Турция, Иран, Ирак, Сирия, Иордания) встречаются такие племена, которые в последние века не проживали на территории Туркменистана. Взаимоотношения казахов и туркмен были на некоторое время прерваны вторжением джунгаров и калмыков в XVIII в. По мнению академика В.Бартольда, часть туркмен (в основном салыров) Мангышлака была переселена калмыцкими ханами на Северный Кавказ, где они проживают до сих пор под наименованием трухмен (20). Опустевшая прежде общая территория была постепенно занята казахами племени адай, которые продолжали развивать свои отношения с близлежащими туркменскими племенами (йомуды, чаудары и т.д.). После захвата Центральной Азии царской Россией Мангышлак был включен в состав Закаспийской области Туркестанского генерал-губернаторства, куда входили в основном территории, населенные туркменами. Захват туркменских, равно как и казахских земель стоял перед царской Россией еще во время Персидского похода Петра I 1722 года. До этого, в 1717 году, экспедиция А.Бековича-Черкасского в Хиву была разгромлена хивинцами. Тем не менее, царское правительство не покидала мысль о приобретении новых обширных территорий Центральной Азии. Расширяющиеся интересы Российской империи состояли в том, чтобы выйти на торговые рынки Среднего Востока и Индии. Первым делом колонизации подлежали казахские земли.