Alan

Пользователи
  • Число публикаций

    63
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

14 Хороший

1 подписчик

О Alan

  • Звание
    Пользователь

Старые поля

  • Страна
    Россия
  • Адрес:
    Балкария, с. Хасанья
  1. Вот, к примеру, наше крепостное зодчество. Крепость Зылгы-Кала в Малкъарском ущелье. Датируется по разному, от 12 до 14 века. Построена на скале, очень умело. Сейчас сохранились лишь развалины: Пожалуй, может показаться странным и даже невероятным, что маленькая, занесенная на кручи высокогорий Кавказа, Балкария вдруг оказалась источником для заполнения недостающих страниц истории всей мировой архитектуры... Э. Б. Бернштейн
  2. Тогда какая этимология у арабского слова? Есть ли глаголы, как у нас? Просто у нас больше аналогов этому слову нет. И башни, и крепости мы называем "къала". Как в целом постройки. Странно, если такой народ, который строил у себя уникальные постройки, в т.ч. башни, крепости, каменные жилища и склепы, не имел бы своего слова для их обозначения. Тем более странно заимствовать у арабов слово къала. У народа, который башенно-крепостным строением никогда не отличался, а мы в арабских странах никогда не были, чтоб у них это слово заимствовать. Кстати, примечание. Само слово "къала" является так же в том числе глаголом. Дословно "строй, построй".
  3. О, еще одна тема, где предстоит разбирать кучу хлама
  4. Это не мои отрывки, это научные работы антропологов.
  5. А к вам вопрос, как к человеку, кто разбирается в алтайских языках. Слово "къала" - крепость, башня - все же тюркизм или арабизм? Есть ли аналоги в древнетюркских? Просто у нас "къаларгъа" глагол еще значит "накладывать, нагромождать, строить".
  6. Может я ошибся с чем-то, чуть позже скину. В итоге, сами адыгские лингвисты признали слово монголизмом. В этимологии, кстати, ошибка. Санэ - не напиток, а вино. Называть минеральную воду вином? Нет, навряд ли.
  7. проф. Добрев, кстати, хотел у вас поинтересоваться насчёт этого видео Действительно ли у болгар имеется такой этический кодекс? Просто эт. кодекс карачаевцев и балкарцев называется Ёзден Адет (Узденьские [дворянские] нормы). Название, правда, позднее, придумано одним из наших историков, который вписал устный кодекс в книгу - Махти Джуртубаевым. Ранее этот свод правил называли просто таулулукъ (горство, балкарство), къарачайлыкъ (карачайство), джол джорукъ (кредо [жизненного] пути). В комментах увидел, что автор канала говорит, что этот кодекс сохранился у "кавказских булгар" (часто замечаю, что болгары нас считают булгарами. Игра слов сыграла с людьми злую шутку). Я так понимаю, просто наш кодекс перевели на болгарский язык? http://www.elbrusoid.org/library/ethnography_and_history/362174/
  8. Может это и монголизм, но очень ранний. Т.е. он был воспринят очень давно, чтоб стать этнонимом для эпических нартов. Кстати, в нашей версии эпоса главные влаги нартов, великаны (иногда двухголовые или одноглазые) огромной силы, называются словом "эмеген". Некоторые этимологизируют это слово от монгольского "бабушка". Но я бы ещё предложил вариант от глагола "эммеген" - не сосавший (молоко матери?). Может у вас тоже варианты этимологии будут. Насчёт "нар", есть ещё это: Данный иероглиф семантически и фонологически совпадает праалтайской формой «*ŋḕrá» - «день, солнце, свет». Из этой формы исходит древнетюркская форма «*jạr-ɨn». Кстати, название минеральных источников (нарзан) тоже выводят от монгольского "ааршан". Уже не помню перевод, но вполне логичный.
  9. И.В. Кормушин, Древние тюркские языки. У него датировка пратюркского - 2 тыс. до Н.Э. и в 1 тыс. до Н.Э. пратюркский уже распадается на группы. В целом, сама работа про тюркские рунические памятники.
  10. Мы их, как и всех остальных горцев Дагестана, называем "таулу къумукъ" - горские кумыки. С другой стороны, у нас в горах Балкарии есть топоним "Ауар Сырт", который якобы произошел из-за того, что здесь волки загрызли аварцев. Но это не более, чем народная этимология. Ауар - падающий; тот, который упадет. Есть еще у нас поговорка "Не сюелгенсе аллымда ауарлыча?" - "Что ты встал передо мной, словно аварин?". Но я бы тут связал выражение с историческими аварами. У нас есть похожая древняя пословица: "Бир кюн базар, бир кюн - хазар" - "Один день - базарный, а на другой - хазары". Говорят, когда хорошее событие сменяется плохим. Видимо, для алан хазары ничего хорошего не представляли.
  11. В том-то и дело. Но проблема еще в чем. Кавказские языки тоже агглютинативные. Но вроде алтайская и кавказская агглютинация имеют разный вид. Я не лингвист, так что может кто-то другой скажет, к кому ближе вид агглютинации у осетин. Жаль все плюсики уже израсходовал, но завтра обязательно вам поставлю, если не забуду. В принципе, именно на это мы всегда и намекаем осетинам. Что у них даже "девушка" - тюркское заимствование (если заимствование). Дело в том, что у них достаточно много фамилий, т.н. "выходцев из Ассии". Ассия - в данном случае - Балкария и Карачая (Большая Ассия). У дигорцеа это больше половины фамилий. Так что осетины все же уникальный народ в этом плане. Сходу назвать иранцами их сложно. Карачаево-балкаризмов у них полно и в большинстве это именно базовые слова, как Вы правильно заметили насчет "чызга / кызга". В то же время осетинские заимствования в нашем языке в основном - это второстепенные слова, которые часто имеют родные синонимы. Например, осетинское "кырдык" и монгольское "ханс" у нас соседствует с нашим родным "от". Последнее, правда, употребляется реже и кырдык - это в основном невысокая молодая травка, тогда как ханс - любая трава. Этим же словом обозначают сорняки. И в основном заимствования у малкарцев, т.к. мы вечные соседи дигорцев. Кстати, у последних часто отмечается "татарский язык", а Якоб Рейнеггс называет их и вовсе "утигур", "тигур". Мы их, в свою очередь, называем "дюгер". Они нас "ассиаг".
  12. Вы тогда спросите у иранистов, почему все этимологии скифских имен Абаев проводил при помощи именно западно-иранских языков. Осетинский - вообще сложная вещь. Абаев сам писал, что он чуть ли не наполовину кавказский язык, с огромным кол-вом тюркизмов. В осетинском даже агглютинативная система, не характерная вообще для иранских и индо-европейских языков. Так что в данном случае понятие восточных и западных иранских языков весьма условно!
  13. Точно ясно следующее - степная скифская гаплогруппа R1a именно у нас в мажоре, у осетин ее всего 1%. На 98% они - местные племена Кавказа (язык вероятно получен от мидийцев). Это значит, что больше никаких ираноязычных народов на Кавказе нет, к кому можно привязать алан. Ни генетически, ни исторически. Остается обратить внимание на тюрков Кавказа. И искать долго не приходится. Именно нас все соседи называют аланами и асами (в т.ч. сами осетины). Источники прямо привязывают алан к тюркскому миру. И наша народная память ведет нас именно к аланам. Тут не надо иметь семи пядей во лбу, что бы понять, кто на самом деле потомок этого некогда кочевого народа. Явно не осетины, у которых даже своего названия лошади нет и коневодческая терминология настолько скудна, насколько вообще может быть.
  14. Это факт, но пока что не научно доказанный. Хотя есть исследователи, которые так считают. А Марцеллин разве поздних алан приравнивает к гуннам?