AgaBU

Пользователи
  • Число публикаций

    76
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

2 Обычный

О AgaBU

  • Звание
    Пользователь

Старые поля

  • Страна
    Российская федерация
  • Адрес:
    Томск
  1. А есть какие-либо другие версии происхождения баргы, кроме баргутской?
  2. Булагачин по Санжиеву группа среднеазиатских торговцев в Баргуджин-Тукуме. Сегодня никто из бурятских исследователей вроде бы не связывает булагачинов и булагатов. Булагачина нет в преданиях бурят. А Булагат, если вы это имели в виду, и Эхирит являются сыновьями Бурядая. Тот в свою очередь наряду с Хоридоем и Олетом являются сыновьями Баргу-батора. Заметьте, это предание было распространено только среди восточных бурят, у самих булагатов был распространен миф по которому они происходят от Буха-ноена. А нету какой-либо информации о родах баргы, какие из них считаются инородными, а какие исконными? У тех же булагатов есть рода, которые до сер. 20 века назывались "хари" т. е. чужие. После разгрома Джунгарского ханства в состав киргизов были включены какие-либо остатки джунгаров?
  3. Я так понимаю багуты в основном живут в и вокруг г. Лагани. Вроде бы в тех же местах располагался Эркетеновский улус.
  4. Википедия о том как баргуты оказались в составе джунгаров, калмыков и в зависимости от халхов: "В 1609 года, когда отряд отправленный из Томска за ясаком к одной из народностей Западной Сибири, узнал от них, что «братские люди» уже взяли с них ясак. Практически всё следующее десятилетие буряты выступают как конкуренты казаков и кыргызов в обложении данью различных племен Минусинской котловины. В отписке томских воевод от 1620 г. сообщается, что «братские люди» и другие совместно с войсками одного из ойратских предводителей Хара-Хулы собираются атаковать Томск и Кузнецкий острог. Примерно в 1619 году правитель Алтан-хановского аймака Халхи Шолой Убаши-хунтайджи начал очередную войну с ойратами, когда те были заняты войной с Казахским ханством. Ойраты первое время терпели неудачу в войне. Если верить слухам о планах ойратского лидера Хара-Хулы вместе со своими людьми и «братами» занять важный район около Кузнецкого острога, специализирующийся на добыче и обработке железа, в 1621 году; можно говорить о том, что баргу-буряты в этот период сотрудничали с ойратами. Хотя нельзя быть уверенным в том, что они выступали против Алтын-хана и его союзников. Следующий год отмечен передышкой противников и в целом данные о военных действиях отсутствуют. К этом же году ойратами был захвачен район Кузнецка, который ранее контролировался русскими. В начале 1623 г. аринцы сообщают русским казакам, что «идут де воевать брацкие люди аринцев и качинцев и басагар и керексусов и мелеских людей, а брацких людей 3000, кроме кыштымов...». Позднее в том же году состоялось крупное сражение между войсками Шолой Убаши-хунтайджи и Хара-Хулы, которое окончилось разгромным поражением и смертью первого. В результате этого боя и, вероятно, последовавшего за ним набега на улусы своих противников, ойраты захватили множество пленных из числа восточных монголов. Источники сообщают о бегстве последних, после того как в ойратских владениях разразилась междоусобная борьба в 1625 году. Интересно, что упоминания об угрожавших владениям русских казаков «братах» резко обрываются именно после 1623 года. Это указывает на то, что события 1623 года коснулись также и их, и, скорей всего, они оказались на стороне проигравших и подверглись набегам. Об этом также свидетельствует статья из Великого уложения (1640 год) регулирующая возврат плененных во время ойрато-халхаской войны улусных людей их прежним феодалам. В ней специально оговариваются представители баргутов, баатудов и хойтов, которые по какой-то причине должны были оставаться во владениях ойратов, а не возвращаться обратно к своим прежним феодалам. Ответ на данный вопрос можно найти в сочинении «Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев» (1761 год) В. М. Бакунина . В ней сообщается, что «…Баргу-Бурат[ы] — напредь сего кочевали при вершине реки Иртыша и при Алтайских горах и имели собственных своих владельцев. Но с 1618 года от частых нападений соседей их мунгал и других калмык они разорены, и многие из них по их разным улусам разделены. Да из них же немалая часть вступила в подданство Российской империи и ныне пребывание свое имеет в Сибири в Иркутской провинции и на своем языке называют себя бурат, а россияня называют их братскими калмыками, и таким образом сей народ перевелся.». Из сообщения следует, что баргу-буряты, имевшие в то время своих собственных владельцев, подвергались в этот период нападениям не только ойратов, но и халхов. Об этом также свидетельствует отписка русских казаков от 1625 года, в которой говорится, что «Брацкая земля с Китайским рубежом сошлась; а в Брацкой земле сказывают, что людей много .. и еже лет с китайскими людьми бой живет». Вероятней всего, что под «китайскими людьми» здесь подразумеваются халхи, в Сэцэн-хановском аймаке которых обнаруживается наличие баргутского отока (удела) в середине XVII века."
  5. Й А каков примерный процент багутов среди калмыков и много ли их вообще?
  6. В китайском трактате «Цзю-Бянькао», описывающем состав восточномонгольских туменов конца XV – начала XVI в., юншиэбу состоит из отоков: танглагархан, шубуучин, хонхотан, нумуучин, асуд, харачин, шарануд, табан аймак, баргу и бурят (buriyad). Статьи в англовики про харчинов: "According to a Kharchin folk legend, the Kharchin Mongols are originated from the three sub-groups: the Bornuud, the Sharnuud and the Harnuud. " Там же описывается каждый оток юншиэбу тумана, том числе оток(и) баргу бурятов: "Buryat and Barga, as a part of the Yunsheebuu Tümen, were different from their cousins in Siberian forest, Their ancestors immigrated from the forest to the western Mongolia steppes, and joined the Oirad alliance. It is surmised that Buryat and Barga were probably led by an important Oirad Chieftain Aragtemür. He ever struggled against Esen Khaan and defeated him finally. However, Bolai Tayisi defeated him later and absorbed his people of the Buryat and Barga into the Kharchins. It is also possible that Bekrin's Begersen Tayisi or Oirad's Ibalai Tayisi brought them into the Yunsheebuu". Написано, что они отличались от своих сибирских собратьев, но мы обнаруживает среди бурят рода, входящие в юншиэбу: харчинов (корчины), харануты, шарнуты и даже вероятно табан аймак (табангуты).
  7. Википедия: "После распада Монгольской империи баргуты, которые в ойратских источниках уже называются баргу-бурятами, участвовали в создании Ойратского ханства. Во второй половине XV века они переселились в Южную Монголию, где вошли в состав юншиэбуского тумена монголов. И только после начала движения части восточных монголов на запад в земли ойратов во второй половине XVI века, баргу-буряты вернулись на свою историческую родину. В начале XVII века баргу-буряты стали объектом нападений ойратов и халхов. В результате часть баргу-бурят оказалась в составе ойратов, а часть была вынуждена признать главенство халхаских ханов."
  8. У джунгаров в 17-18 веке был оток галцзат (галзууд?) в 4 тысячи кибиток, который считался не исконным отоком. А также оток харчинов кажется. Среди калмыков есть багуты. Которые по сведениям жителей Ики-багутовского аймака подразделяются между собой на следующие ясуны( кости)- харнуты,элбджигуты,шарнуты,заамуты, хо-меркиты и баг-цоохр (оруд-пришлые). Среди переселенных в Хулун-Буир в начале 18 века олетов есть рода галзууд и шарайд. Среди иркутских бурят есть рода галзууд, шарайд и т.д., которые по их преданиям пришли из Джунгарии.
  9. Допустим, что баргы=баргуты. Когда по-вашему мнению баргы оказались в составе киргизов. Такое ощущение, что они были включены в состав киргизов в 17-18 вв. На что указывают существование таких родов как кара-баргы и сары-баргы, если конечно допустить, что они харнуд(черные) и шарнууд(желтые) соответственно. На самом деле интересно все относительно их родов. Есть ли роды, которые считаются исконными или "чужими"?
  10. Также интересно родовое деление калмыцких багутов. Не позднее деление на ики, дойдо и прочих, а так сказать старое. И сохранилось ли у них вообще такое старое деление.
  11. То что баргуты и буряты практически идентичны давно знали, но людям вероятно нравится каждый раз заново изобретать велосипед.
  12. Есть у кого подробная инфа по киргизскому племени баргы?
  13. "В состав верхоленских бурят входят такие малые племена (роды), как шоно, абазай, олзон, баяндай, худаг-саган, хадалай, бура, хамнагадай, бахай, хоёбо, нэхэлэй, содо, хэрмэ, булуй, балтагай, басай, харятай, хурай, эмхэнуд, алагуй, хухурдай, миндалхай, хурхуд, харануд, саган, хоридой, нагатай, галзуд, нохойуруг, хуацай, шарайд, сэгэнуд, тугуд, хайтал, торгоуд, боронуд, зунги, булга уруг, булгадай, минган, алаг, богол, нетун, согол, оторши, эрен, дэглэй, лавхай, сазагай, дарбай." - из Википедии, не знаю насколько можно этому доверять, но там стояли ссылки Румянцева и некоего Бабуева. Интересно то, что хоринцы (хоридой) располагаются тут наряду с 11 родами хори-бурят. А по идеи такого не должно быть и хоринцы обязаны включать в себя эти роды, а не располагаться наряду со своими родами на одном патрономическом уровне. Ещё одно доказательство того, что хоринцы к приходу русских представляли из себя лишь один из родов баргутов.
  14. Как раз таки буряты автохтоны Байкальской региона, по крайней больша'я часть, и заняли свои земли намного раньше возвышения монголов-шивэйцэв. Как и наверное большая часть ойратов, если конечно кереиты, найманы представляли из себя осколок Уйгурского каганата, а не переселенцев. Чет конфедеративный политический строй государства Дэрбэн Ойратов сильно напоминает строй предшествовавших государств Центральной Азии (Тюркских каганатов, Уйгурского каганата). В то время как Монгол Улс представляло из себя типичное централизованное государство народов Маньчжурии.
  15. С таким же успехом я могу сказать, что ойраты были монголизированы баргутами (бурятами), перенявшими до этого язык монголов-шивэйцэв. По соседству с бурятами есть только тувинцы, но там соседство такое себе, только через слабо заселенные горы.