Али Могол

Пользователи
  • Публикации

    86
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

-4 Плохой

О Али Могол

  • Звание
    Пользователь
  • День рождения 23.05.1973

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Алматы
  • Интересы
    История, тюркология

Старые поля

  • Страна
    Казахстан

Посетители профиля

565 просмотров профиля
  1. Али Могол

    Сарматы

    Сарматы. Сарматы одно из самоназвании тех древних тюрков , да, именно тюрков ,и они никогда не были ираноязычными. Поэтому я не буду вас томить «Откровениями» от В.И. Абаева и анектодами от прочих «иронистов». Постараюсь вкраце рассказать другую версию этимологизации . Да ,она отличается от протюркской версии М.Закиева. Но это не значит что М.Закиев не в моде. На долю уважаемого мной Мирфатиха Закиева выпало не мало неприятностей. Ведь он в числе первых защищая наследие тюрков пошел против ортодоксальной науки . Когда-то мне попадались книги написанные его оппонентами , но там мало научного . Все содержание этих трудов было направлено больше на сведение личных счетов с М.Закиевым. Там было много личного. Возможно они выполняли заказ с верху....не «возможно» , а точно! выполняли заказ с верху ,заказ на дискредитацию нашего уважаемого аксакала. Поэтому , я не вижу смысла останавливаться на их фамилиях , не говоря уже о их трудах. Собаки лают , караван идет! То что вы прочтете ниже не является критикой в адресс уважаемого мной человека , ведь М.Закиев в моде , при любой погоде! То что вы прочтете ниже , больше можно назвать небольшой поправкой к пониманию сути сарматов. Она когда-то на уровне предположении была уже озвучена одним из не менее талантливейших сынов тюркского народа, я имею в виду Серикбола Кондыбая . Сегодня я дам ход его версии. Итак, что же там у нас по сарматам? Давайте для ознакомления начнем с версии Мирфатых-атай. В его капитальном труде «Происхождение тюрков и татар» написано : «Наряду с этнонимом скиф Геродот дает еще этноним савромат, которым называли родственную со скифами народность. Позже его измененная форма сармат начала применяться вместо скиф. По Абаеву, савромат/сармат — это осетинское слово со значением ‘чернорукие или смуглорукие’ [Абаев В.И., 1949, 184]. Для того, чтобы назвать одних чернорукими, рядом должны быть и другие, например, краснорукие или белорукие. Поэтому этимология Абаева совершенно не убеждает. По- тюркски сарма ‘мешки из телячьего меха шерстью наружу’. В ушки, пришитые к верхнему краю такого мешка, продевалась свитая из конского волоса веревка, при помощи которой сарма прикреплялась к седлу. В ней перевозили вьюком провизию [Хозяйство, 1979, 142]. Сарма- ты/сарма-лы — это ‘человек с сармой’. Слово сармат иногда связывают и со словом сары ‘желтый’.»( Мирфатых Закиев .«Происхождение тюрков и татар». Глава четвертая.) Как видим «сарма» это мешок с ушками. Этой версии придерживаются так же И.М.Мизиев и К.Т.Лайпанов , но насколько я понимаю , за неимением лучшего. Я же хочу предложить другую версию , и там не о мешках будет речь. Свой разговор я хочу начать несколько с далека...Есть такая книга , называется «Дивани лугат ат- турк», написана в ХІ веке. Так вот , там есть подсказка к разгадке этимологии «сарматов». Для вашего удобства я буду пользоваться версией что вышла под редакцией З-А.Ауэзовой, она более удобная в пользовании , так как все слова проиндексированы.( Вам же на случай крайнего любопытства даю прямую ссылку на пост, где эти «подсказки» уже «пригвоздены» к стене паблика ; https://vk.com/wall-128316601_258 ). Эти своеобразные «ключики» идут под индексами 4530 , 4531 , 4532 ; 4530 [жармат-][чармат] — [„вплетать (ленту и т. п.) для украшения”]. алб ер атин чарматтй „богатырь украсил хвост своего коня шелковой лентой”, это является одним из символов богатырей. Так говорят обо всем, что вплетается для украшения. [Форма настояще-будущего времени и отглагольное имя жарматур, жарматмак. Так, конец плети украшают заплетенными лентами из кожи]. 4531 [сармат-] — [каузатив от „вытаскивать (из жидкости)”]. ол аңар балиқ сарматтй „он велел кому-либо вытащить рыбу из воды”. Или: / с. 438/ ол тутмаж сарматтй „он велел вытащить тутмаж [лапшу] из воды”. Так говорят обо всем, что извлекается из жидкости. [Форма настояще-будущего времени и отглагольное имя сарматур, сарматмак [сарматмак?]. 4532 [сармат-] — [„обвязывать, обматывать”]. ол нишигнй йиғажка сарматтй „он обвязал веревку вокруг дерева (или др.)”. [Форма настояще-будущего времени и отглагольное имя сарматур, сарматмак.] Из контекста приведенного материала ясно что «сармат» , это нечто похожее или на ленту , или же на веревку, но это всегда нечто длинное и узкое. Может все эти ленты , веревки , да и сам «сармат» являются метафорой змеи ? Может «сармат» сам является олицетворением змеи? А ведь Кондыбай писал что «САР» это – ЗМЕЯ: «Слово «сарыүйек» составлено из «сар» и «үйек». Есть основание предполагать, что «сар» – одно из древних аналогов слова «змея». Если считать, что слова «сарқан» в древнекипчакском половецком языке, «шаркан» в венгерско- мадьярском языке имели отношение к мифологическому образу «змей / дракон», можно сказать, что слово «сар» означало раньше «змея». Также мы уже показывали, что исполнявшийся жырау Мурыном вариант эпоса «Шора батыр» сформировался на основе заимствований из эпического сюжета о Шарыхане. Далее, в основе имени Шарыхан лежит слово «шар», «сар», а аруах Шора батыра имеет облик дракона. Итак, слово «сар» в этом контексте означает «змея», возможно, что и исторический этноним «сармат» связан с этим словом «сар» – змея. В слове «үйек» присутствует два семантических пласта, вначале слово это означало «огненный («отұқ» – «ыдуқ» – «үйек»), производное значение – «священный». Таким образом, древнее значение слова «сарыүйек» было «огненная змея» (в генезисе образы Змей Огненный волк, Огненный змей, Змей Горыныч русского фольклора связаны с мифологическими представлениями половцев или более ранних западных тюркских кочевников, об этом более подробно мы поговорим в главе о Шора батыре), в средние века оно стало пониматься как «священная змея».» Вот еще : «Цель второго очерка – через сравнение этнографических сведений, подтверждающих существование культа змеи у древних скифов с современными казахскими параллелями, доказать прототюркское происхождение считающихся «ираноязычными» скифов, а так же савроматов, саков, массагетов и сарматов.» Итак , «сармат» имеет однозначную змеиную этимологию. Но что же означает «сармат» вообщем?.. Целиком? Может подсказка в слове которая под индексом 4530 , что в ДЛТ ? Вытащим-ка его сюда : «алб ер атин чарматтй „богатырь украсил хвост своего коня шелковой лентой”, это является одним из символов богатырей. Так говорят обо всем, что вплетается для украшения. [Форма настояще-будущего времени и отглагольное имя жарматур, жарматмак. Так, конец плети украшают заплетенными лентами из кожи.]» Тут к бабке ходи , лента является символом змеи , так же как и плетка-камча. Лентами так же обильно украшали змеиные штандарты... Может «сарматами» прозвали тех кто излишне «ТЮНИНГОВАЛ» свою лошадь ?Ведь в захоронениях находят богато украшенных лошадей . Разве не так? Я сам больше склоняюсь к версии что «сармат» это – «тюнинговщик». Уж очень сильно засели эти слова : «богатырь украсил хвост своего коня шелковой лентой». Да и к тому же у якутов есть слово "салама".Это видоизмененная «сарама»/ «сарма». Означало веревку, к которой привязывали маленькие веревки. Может получится так что «сарма» это - «лента». Ладно, итак , пора подводить итоги.. «Сармат» имеет змеиную этимологию . «Сарматами» прозвали племена которые сильно усердствовали в «тюнинге» своих лошадей. Если есть версии по-интереснее , пишите в комментах . у меня пока все. https://web.facebook.com/permalink.php?story_fbid=868741853516281&id=100011414223644
  2. Али Могол

    Албанцы

    И не большое дополнение.. У Уйсуней проживающих в Алматинской области есть один интересный обычай. Когда человек чихает , то все те кто стоит рядом начинают чуть ли не хором возглашать:"АҚҚАС!!!" Раньше , когда я был маленьким мне это казалось чем-то абсурдным ..Я не мог этого понять ,гадал :"..причем тут "белые брови?" Это сейчас я понимаю что все это уходит корнями к древнему культу ласки /отряд куньих./ и "белые брови" туда никаким боком. Наше прошлое вплетено в нашу речь, в нашу этнографию. Любое значимое событие в жизни народа оставляет свой след в языке. Возглас "аққас" обращенный к чихающему человеку как раз является одним из ,скажем так, реликтовых обычаем свидетельствующая о некогда сильном культе ласки. Можно ко всему этому добавить что у албанцев в составе есть два рода ; Аққыстық и Қарақыстық ,самоназвание которых тоже упираются в культ ласки.
  3. Али Могол

    Албанцы

    Прочитал я тут все с особым интересом , но вижу что никто из вас не пытается разобраться с тем что же на самом деле означает "АЛБАН". Тема эта для меня на что ни есть , самая интересная. Я ведь сам албанец , казах. Этой темой интересуюсь давно. Хочу поделиться с вами тем что сам успел выяснить к этому времени. Все началось с того что мне стало любопытно узнать что же означает название моего племени Уйсун , что означает название моего рода Албан . Всю литературу которую мне пришлось перелопачивать приводить тут я не вижу смысла . Но авторов труды которых оказались , если можно так сказать, прорывными в этом вопросе ,считаю уместным назвать. Это наши уважаемые Мирфатых Закиев и Александр Натанович Бернштам . История образования этнонимов "уйсун" и "албан" уходит в глубокую древность. Не по-боюсь сказать , они древнее первого общего названия тюрков -"канглы". (Самоназвание тюрков "канги"/"канглы" впервые было зафиксировано в четвертом тысячелетии до нашей эры в государстве который современными ученными именуется ШУМЕР. Никакого ШУМЕРа не было , был только КАНГЛЫ, и это как я уже говорил , одно из первых общетюркских названии. Позже из этой канглийской общности обособились АССЫ/Уйсуны/ и ОГУЗЫ. Невзирая на прошедшие тысячелетия часть этого народа дожила до нынешних времен не меняя своего древнего самоназвания, и поныне здравствуют среди казахов. Народная память сохранила все это , и в дань уважения древности этого племени у казахов есть пословицы: "Хан таппасаң -қаңлыдан сайла !" (Если некого избрать ханом- выбери из канглы!) Или же : "Қуып келсең, қазақтың бәрі қаңлыдан тарайды !" (Все казахи происходят из канглы.)) Прежде чем разбирать этимологию этнотермина "албан", попробуем разобраться с тем что же такое "асс", так как "ассы" старше по хронологии. Этот термин есть в обиходе у тюрков и сейчас, обозначает в зависимости от диалектов (тюркского)то ласку , то горностая , то колонка. Впрочем, взгляните сами: Алан тил.(Қарачай, Таулы Малкар тілі) - Ағаз (Ақ Ас) ласка Алтай тил. - Сарас (Сары Ас) колонок Шор тил. - Ас - ласка Чуваш тил - Йас - ласка Қазақша - ақкіс/аққас. -белый соболь-ласка.Древнетюрк яз. - as, az - горностай . Нет сомнения в том что ласка стала онгоном и обрела некую сакральность во времена каменного века,(позже , когда тюрки/прототюрки/ научились ковать кинжалы , то параллельно стали называть себя "канглы"- "люди с кинжалами"). Потом в онгоны стали пролазить другие представители отряда куньих , в частности - соболи . Соболей тогда и сейчас тюрки именовали - кижи/кісі/ . В этом значении эти слова сохранились в некоторых диалектах тюркского.(Чув. - кǎш , Тат. - кеш , Кум. - киш , Баш. - кеш ,В Каз оно сохранилось как "күзен". Особое внимание представляет собой форма в Алтайском языке : киш и кижи , где "кижи" означает одновременно и человека и соболя.) .Таким образом на исторической арене появились скифы "Ас киши" - "Askuzai". Ассы были одним из сильнейших , и это привело к трансформации понятия "асс", и оно обрело второй смысл как -"лучшие" , "благородные". Это все кратце о "ассах". Теперь о "албанах"....Версия про "налогоплательщиков" отметается сразу! Лучше поищем морфемный корень этого слова в тюркских языках . И как вы думаете , в каком тюркском он мог сохраниться? Ключ к разгадке слова "албан" сохранился в алтайском диалекте тюркского . Стоит особо отметить что алтайский наряду с тувинским являются наиболее древними диалектами тюркского , и всем пытливым советую обращаться к этим языкам ,когда хотите что либо прояснить для себя. Итак, в алтайском есть слова "АЛБАА" , "АЛБАЗЫ","КИШ" ,"КИЖИ" . Все они обозначают соболя. Есть один нюанс , "албаа"/"альба"/ может означать именно белую ласку , так же как и "асс" , говоря проще, являются синонимами.Слова "альбион", "альбинос" являются производными от тюркского "альба"/"алба" . А остальное вы знаете и без меня....
  4. Али Могол

    География в Юань ши

    Я думаю что это вам будет полезно : Топонимы и гидронимы из «ҚҰЗАУЫРа»./1/腾吉思(Теңіз)-Каспий/1/ 札 牙 阿 (Жайық)/1/斡难(Өнен) ; . 斡难-沐涟 (Өнен Мұран)/1/不儿罕(Бұрқан); 不峏罕 - 哈 勒 敦 (Бұрқан Халдұн)/5/统格黎/克/(Түңкелік/Түңкелік Қолқан) өзен./8/阔勒-巴儿 忽真(Көл-Барқыжан)/8/阿里黑-兀孙 (Арық-Үйсін)/12/脱豁察-温都儿(Тоғас-Өндір) тау аты./24/巴勒谆-阿剌(Балшын-Ара)./57/豁儿豁纳川(Қорғанақ-Шұбар)/59/迭里温 - 孛勒答黑 (Те-лій-ұн/гөн/-Бо-лы-да-хый)– Теліген-Бөлтақ/67/失 剌 - 客额列 (Сары қыр)/79/ 帖儿古捏 (Те-ыр-гу-не)– Тіргөн– Түрген өзені./88/ 乞沐儿合 (Чій-му-ыр-хы)– Құмырға өзені/88/别帖儿 (Бе-те-ыр)– Бетер тау./88/ 豁儿出恢 孛 勒 荅 合((Ху-ыр-чу-хұй Бо-лы-та-хы) Құршоқы Бөлтақ./89/古连勒古 (Гу-лҽн-лы-гу)– Көреңлүк– Көреңлік тауы./89/桑古儿 (Саң-гу-ыр)– Сәңгүр– Сеңгір өзені. /89/合剌-只鲁格 (Хы-ла Жы-лу-гі)– Қара-Зұрық./89/塔儿巴合惕 (Та-ыр-ба-хы-тій) Тарбағатай ./89/窟-出古儿 (Ку-чу-гу-ыр) Көкшоғыр./89/ Көк Нөр өзені./94/扯克彻儿(Шекжер) тауы./94/赤忽儿忽(Шығарғы) тауы./96/ 不儿吉-额儿吉 (Бу-ыр-жій-Ы-ыр-жій)– Бүркей-Ірге. /96/ 客鲁涟 (Кі-лу-лҽн)– Керелім./Керөлең./96/土兀剌 (Ту-у-ла)– Толы өзені/96/合剌-屯 (Хы-ла-Тұн)– Қара-Тұм , бастаудың аты./100/腾格里 (Тың-гі-лій)– Теңгелі өзеншесі./104/豁儿豁纳黑-主不儿(Қорғанақ-Шұбар)/105/不兀剌-客额儿(Бура-қыр) жәйләу аты./105//115/斡儿洹 /斡儿罕/ (О-ыр-хон)– Орқон өзені./105/薛凉格 (Шө-лҽң-гі)– Сөлеңгі өзені./105/塔勒浑 - 阿剌勒 (Та-лы-хұн-А-ла-лы)– Талғұн-Арал– Талғын-Арал./105/合剌只-客额儿 (Хы-ла-жы-)– Қарач-Қыр– Қараш-Қыр./105/ 勤勒豁 (Чін-лы-хо)– Қалғұ– Қағұты, Қалғыты өзені./106/孛脱罕-孛斡儿只 (Бо-то-хан-Бо-о-ыр-шы)– Ботақан-Бураша/107/ 塔纳-豁儿豁 (Та-на хо-ыр-хо)– Тана-Қорұқ– Тана қорығы. /107/ 阿因勒-合剌合纳 (А-йін-лы Ха-ла-хы-на)–Ауыл-Қараған. /115/诃阔儿秃-主儿不 (Кі-кҿ-ыр-ту-Жу-ыр-бу)– Көгөртү-Чұрұб– Көгерті-Шұрат/115/合察兀剌秃 - 速 卜 赤 惕 (Хы-ча-у/ғұ/-ла-ту-Су-бу-чы-тій)– Қасқырты-Сүбішті. /115/忽 里 牙 秃 - 速 卜 赤 惕 (Ху-лій-йа-ту-Су-бу-чы-тій)– Қурайты-Сүбішті./117/。忽/勒/答合儿 (Құлдағыр) құздың аты./117/罽松树(Самырсын)/117/). 撒黑剌合儿-木都 (Са-хый-ла-хы-ыр Му-ду)– Сақлағар-Мұт– Сақтаушы тұғыры./128/ 绐察儿 (Тай-ча-ыр)– Тайчары– Тайсары тауы./128/ 札剌麻 (Жа-ла-ма)– Жалама тауы./128/斡列该 - 不剌合 (О-ле-гҽй-Бу-ла-хы)– Өргей-Бұлақ. /128/撒阿里-客额列 (Са-а-лій-Кі-ы-ле)– Сары-Қыр/129/阿剌兀惕 - 土儿合兀 / 惕 / (А-ла-у/ғұ/-тій-Ту-ыр-хы-у-тій)– Алғыты-Тұрғыты асуы./129/答 阑 - 巴 勒 主 惕 (Да-лан-Ба-лы-жу-тій)– Далаң-Балжыты./129/哲列捏 - 合 卜 赤 合 牙 (Жы-ре-не-Хы-бу-чы-хы-йа)– Зерен-Қапчағай– Зерен-Қапшағай./132/ 浯勒札 (У/Қ/-лы-жа)– Құлжа өені./132/撒帖 (Са-те)– Саты/ Шаты. /132/秃里 (Ту-лій)– Түре/ Дүре./133/忽速秃-失秃 (Ху-су-ту-Шы-ту)– Құсты-Шаты./133/纳剌秃-失秃 (На-ла-ту-Шы-ту)– Наратұ-Шатұ– Нарат-Шаты./136/哈澧氻 秃 - 纳浯剌 (Ха-лій-лы-ту На-у-ла)– Қаралты-Нұра ./136/ 阔朵额-阿剌里 (Кө-дҿ-ы-А-ла-лій)– Көде-Арал./136/ 迭列秃 (Де-ле-ту)– Делтү– Телті-/Қаңсар//141/额洏古涅 - 沐 涟 (Ы-ыр-гу-не-Му-лҽн)– Ырғұн-Мұран– Ырғын-Мұран./141/刊-沐涟 (Кҽн-Му-лҽн)– Кҽм-Мұран– Кем-Мұран, Кен өзені./141/ 阿勒灰 - 不 剌 阿 (А-лы-хұй-Бу-ла-а/қ/)– Алқұ-Бұлақ– Алқа-Бұлақ./142/额捏坚 - 归 列 秃 (Ы-не-жҽн-Гүй-ле-тү)– Енекҽн-Күретү– Енекен-Күреті./142/赤忽儿忽 (Чы-х-у-ыр-ху)– Чығұрық– Шығарық. /142/兀惕乞牙 (У-тій-чій-йа)– Отқия./142/阔亦田 (Кө-ій-тҽн)– Күйтҽң жазығы./144/兀鲁黑 - 塔 黑 (У-лу-хый Та-хый)– Ұлұқ-Тақ– Ұлытау. /144/失思吉思 (Сы-сы-жій-сы)– Сазғыс– Сазғыш./148/ 忽巴-合牙 (Ху-ба-Хы-йа)– Құба-Қия./149/忽都忽勒 - 讷 兀 (Ху-ду-ху-лы-Ны-у)– Құдұқлы-Ну– Құдықлы-Ну, Құдықты қопа./150/帖儿速/惕/(Терісті) (жер аты)./150/哈剌-温 (Ха-ла-Ұн)– Қара-Қом.(Шығыс Түркістандағы Қашғар немесе басқа бір ежелгі қала болса керек.)/150/合申 (Хы-шын)– Қашын, Таңғыт./151/ 巴剌合 (Ба-ла-хы)– Балық, қала. (Үш Балық. Т.Ә)/151/撒阿勒-都周 (Са-а-лы-Ду-жоу)– Сары-Дүз./151/古泄兀儿 (Гу-ше-у-ыр)– Күзегүр– Күзегір, Күзер көлі./152/垂(Шу) өзені. 垂-沐列捏 (Чұй-Му-ле-не)– Чу-Мұран– Шу-Мұран, Шу дәрия./153/荅阑捏-木儿格思 (Да-лан-не-Му-ыр-гі-сы)– Далаңын-Морғас– Далаң-Морғыс./153/兀勒灰 - 失鲁格勒 - 只 惕 (У-лы-хұй-Шы-лу-гі-лы-Жы-тій)– Ұлұқ-Шіліклі-Жете– Ұлық-Шілікті-Жете– Үлкен-Шілікті-Жете(Шелек өзені)/157/ 巴儿忽真-脱窟木 (Ба-ыр-ху-жын-То-ку-му)– Барқұжан-Түгҿм-Барқұжан Тоқым./158/溑 豁 黑 ( 焠 /цұй/ 豁 黑 )- 兀速纳 (Со-хо-хый-У-су-на)– Соғоқ-Өсөн– Соғақ-Өзен.(Созақ өзені ?)/158/ 阿勒台 (А-лы-тай)– Алтай./158/忽木-升吉儿 (Ху-му-Шың-жій-ыр)– Қом-Шіңгіл, Қос-Шіңгіл./158/兀泷古 (У-лұң-гу)– Үлүңгүр– Үліңгір көлі./158/乞湿勒-巴失 (Чій-шы-лы-Ба-шы)– Кешілі-Башы көлі./159/合剌泄兀泐 (勒) (Хы-ла-ше-у-лы)– Қалшұр– Қалжыр өзені./161/额垤儿-阿勒台 (Ы-де-ыр-А-лы-тай)– Адыр-Алтай./161//177/别勒赤里 (Бе-лы-чы-лій)– Белжер. 拜答剌黑 - 别 勒 赤 列 (Бай-да-ла-хый-Бе-лы-чы-ле) Байдарақ — Белжер./161/ 撒阿里-客额儿 (Са-а-лій-Кі-ы-ыр)– Сары-Қыр, Сары-Арқа(?)/162/ 帖列格秃 (Те-ле-гі-ту)– Теректү– Теректі./163/忽剌安-忽惕 (Ху-ла-ан-Ху-тій)– Құлаған-Құты./166/者者额儿-温都儿 (Жы-жы-ы-ыр-Ұн-ду-ыр)– Жезжер-Өндір./166/别儿客额列 (Бе-ыр-кі-ы-ле)– Берекелі(жер аты)/170/合剌合勒 (Хы-ла-хы-лы)– Қарқары– Қарқара.(Кеген жақтағы өзен)./170/只惕 (Жы-тій)– Жете.(Шелек өзені)./170/额列惕 (Ы-ле-тій)– Ілеті.(Шарын?)/170/忽剌安 - 不 剌 合 惕 [ 忽剌安 - 不 鲁 合 惕 ] (Ху-ла-ан-Бу-ла[лу]-хы-тій)– Құлаған-Бұрқаты, (Құлаған-Бұрқан?)./170/ 卯-温都儿 (Моу-Ұн-ду-ыр)– Мәу-Өндір (Қалжат тауы?)./175/ 斡峏讷屼 (О-ыр-ны-у/ұқ/)– Орнұқ– Орнық тауы./175/ 客勒帖该-合打 (Кі-лы-те-гҽй-Хы-да)– Келтегей-Қада.(қорымның аты)/176/捕鱼儿(Бүйір)(кішігірім көлдің аты)./179/Үшмұран./182/额挼古涅(Ырғын)(Тентектің суы)/182/Балжынкөл./183/合 剌 - 温 - 礩 都 讷 (Хы-ла-Ұн/Қом/-Жы-ду-ны)– Қара-Қом-Четен– Қара-Қом-Шетен (таудың аты)./184/ 阿儿合勒-苟吉 (А-ыр-хы-Гөу-жій)– Арқалы-Күзе./185/ 折 儿 - 合卜赤孩 (Жы-ыр-Хы-бу-чы-хай)– Жар-Қапчағай– Жар-Қапшағай./188/ 川勒 (Чон-лы)– Чөл– Шөл.(Жоңғар ойпатындағы Құбы шөлі ?)/190/ 帖篾延-客额儿– (Те-ме-йән-Қы-ы-ыр)– Таман-Қыр, Табан-Қыр./190/秃勒勤 - 扯兀惕 (Ту-лы-чін-Чы-у/гө/-тій)– Түрген-Чөгөті– Түрген-Сөгеті, Түген-Талды. (Мұдағы, «сөгет» (сүгөт)– тал деген мағына береді.)/191/阿 卜 只 合 - 阔 帖 - 格 儿 (А-бу-жы-хы-Кҿ-те-Гі-ыр)– Абжыға-Көде-Кер, Абжыға-Көде-Қыр./193/康-合儿合 (Кәң-Хы-ыр-хы)– Кең-Қырқа./194/ 康孩 (Кәң-хай)– Қаңғай.(Хангай)/195/塔米儿 (Та-мій-ыр)– Тәмір– Темір. Темірті-Қаба (Қабаға құятын өзен) ./195/斡儿豁 (О-ыр-хо)– Орқұ– Орқы./195/ 纳忽-崑- (На-ху-)– Нұқ-Қон, Нұқ қонысы.(тау)/195/察 乞 儿 马 兀 惕 (Ча-чій-ыр-ма-у-тій)– Чағырмұқты– Шағырмақты (қайыршақты жер)./197/合剌答勒 (Хы-ла-да-лы)– Қаратал.(жер аты)./197/忽-札兀儿 (Ху-Жа-у-ыр)– Қу-Чауыр– Сауыр тауын ертеректе «Ақ-Сауыр», «Қара-Сауыр» деп бөліп атаған. Мәтіндегі «Қу-Сауыр» сол «Ақ-Сауыр»-дың басқаша айтылуы. Бұл өңір ежелде жҽне күні бүгін Меркіт руның ата мекені. /197/. 撒阿里-客额儿 (Са-а-лій-Кі-ы-ыр)– Сары-Қыр, Сары-Арқа. (Жоғарыда айтқанымыздай, бұл арада Сары-Арқа даласының шығыс шеті меңзеліп отыр. Соғыс, шамамен қазырғы Қытайға қарасты Жеменей ауданы мен Шығыс Қазақ станның Жайсаң, Көкпекті өңірлерінде болған)./198/朵列格捏 (До-ле-гі-не)– Дүрген– Түрген. (этот топоним уже есть в данном списке , но я этот вариант решил тоже внести , так как она может пролить свет на этимологию Туракина -Хатун. С вероятностью 99 процентов можно утверждать что ее на самом деле звали "Турген-Хатун"./198/台合勒 (Тай-хы-лы)– Тайғалы.(Алтай)/198/阿来亦-牙儿 (А-лай-ій-Йа-ыр)– Арай-Яр– Арай-Жар./200/ 傥鲁 (Таң-лу)– Таңлұ– Таңлы тауы./207/ 额儿的失 (Ы-ыр-дій-сы)– Ертіс./237/撒里黑 - 忽 纳 (Са-лій-хый-Ху-на)– Сарық-Қом– Сары-Қом, Сары-Қорған. (Этот топоним имеет еще один вариант передачи : «撒里黑-昆» (Са-лій-хый-Күн) .Предположительно находится на территории Кашгарии)./239/失黑失惕 (Шы-хый-шы-тій)– Шықшыт. Қазақ тілінде, жақ сүйектің бас сүйекпен жанасар жерін «шықшыт» деп атайды. Сондан барып, екі түрлі жер бедерінің тоқайласар жерін, су мен жер секілді ерекше жер түзілісінің қабысар түсын да шықшыт деп атайды. Сондай-ақ, түкпір, қойнау деген де мағына береді./247/ 抚州 (Фу-жоу)– Бучоп– Бушоп./247/. 忽捏坚 (Ху-не-жҽн)– Құмған елді мекеі./247/. 察卜赤牙勒 (Ча-бу-чы-йа-лы)– Чапчал– Шапшал .(В китайском переводе написано « 居庸关 » (Жүй-йүң-гөн) )./247/啜勒客 (Чо-лы-кі)– Чөлік– Шөлік, Шөлді./247/宣德府 (Шөн-ды-фу)– Шөндібау– Жөндібау./247/中都 (Жұң-ду)– Чоңдұқ– Шоңдұқ. Түріктің «Чоңдұқ» (Шоңдұқ)– үлкен астана деген сөзінің дыбыстық аудармасы. Ал, «大都» (да-ду) оның мағыналық аудармасы. «北平» (Бый-пің), соның тағы бір синонимінің жартылай дыбыстық, жартылай мағыналық аудармасы. Яғыни, «Бҽйкен»– ұлы кент деген атаудан келіп шыққан./247/东昌 (Дұң-чаң)– Доңчам– Доңшам. Дөңдегі шам, дөңдегі алау деген мағынадан келіп шыққан қамал аты. /248/莫州 (Мо-жоу)– Моқчоп– Мақшоп, ұлы қамал./251/潼关 (Тұң-гөн)– Томғом, Жуан қорған./252/失剌-客额儿 (Шы-ла-Кі-ы-ыр)– Шәр-Кер, Шәр-Гер, қала кезеңі. Мұндағы «кер»– қыр, жота, кезең деген мағына беріп тұр. Бұл, Шоңдұқ қаласына ұрымтал маңызды жер болса керек. Мүмкін қазырғы «Бадалің» шоқысы шығар./257/). 阿剌亦 (А-ла-ій)– Алай, Алатау. /257/. 薛米思加卜 (Шө-мій-сы-жҽ-бу)– Сөмізгеп– Семізгеп, Семізкент, Самарқан./257/兀荅剌儿 (У-да-ла-ыр)– Отырар./257/不合儿 (Бу-хы-ыр)– Бұқар, Бұқара./257/). 申 (Шын)– Шым, Шым өзені./257/额客-豁罗罕 (Ы-кі-Хо-ло-хан)– Екі-Қорған, Пар-Ап. Мұны өзен аты деп көрсеткен. Бізше, бұл тарихтағы Әл-Фараби бабамыздың туған қаласы./257/格温-豁罗罕 (Гі-үн-Хо-ло-хан)– Күн-Қорған./257/巴鲁安-客额儿 (Ба-лу-ан-Кі-ы-ыр)– Балуан-Қыр./258/ 阿梅-沐连 (А-мый-Му-лҽн)– Әму-Мұран, Әму-Дәрия./258/兀笼格赤 (У-лұң-гі-чы)– Үркеніш, Ургенч./258/亦鲁 (Ій-лу)– Еру (кент)./258/你薛不儿 (Ній-шә-бу-ыр)– Нәшәбүр. Нишапур./259/ 阿勒坛-豁儿合讷 (А-лы-тан-Хо-ыр-хы-ны)– Алдан-Қорған../259/昔思田 (Шій-сы-тҽн)– Си-ыстан,.Систан./259/出黑扯连 (Чу-хый-чы-лҽн)– Чоқ-чылан– Шоқ-шылан.(кент)./260/巴黑塔惕 (Ба-хый-та-тій)– Бағыдат, Бағдат./261/ 欣都思 (Шін-ду-сы)– Кеңдөс– Кеңтөс.(Афганистан и Пакистан)./261/马鲁 (Ма-лу)– Марү– Мары./261/马荅撒里 (Ма-да-са-лій)– Матсары../261/阿卜秃 (А-бу-ту)– Абұт– Абат./262/阿速 (А-су)– Азау, Азаулы./262/撒速 (Са-су)– . 薛速 (Шө-су)– Сүз, Суздаль./262/. 孛剌儿 (Бо-ла-ыр)– Бұлғар./262/乞瓦(绵) (Чій-уа)– Қияу, Киев./262/客儿绵 (Кі-ыр-мҽн)– Кәрмән./262/乞思合儿 (Чій-сы-хы-ыр)– Қашғар, Қашқар./262/兀里羊 (У/Құ/-лій-йаң)– Құрам, Құрама.(кент)/262/古先-荅邻勒 (Гу-шҽн-Та-лін-лы)– Күшҽн-Тарымлы.(Тарим/Кушан)/265/搠斡儿合惕 (Шо-о-ыр-хы-тій)– Шорғаты– Сорғаты, сортаңды./265/. 阿剌筛 (А-ла-шай)– Алаша. Бұл таудың екінші аты «贺兰» (Хы-лан)– Қылаң, яғыни, ақ, ақшаңқан. Екеуі де түрікше ақ басты тау, ала тау деген мағына береді. Бұның бірі таңғытша да, енді бірі ежелгі түрікше./266/察速秃 (Ча-су-ту)– Жасутұ– Жасуты тауы./267/兀剌孩 (У-ла-хай)– Орақ.(кент)./267/ 朵儿篾该 (До-ыр-ме-гҽй)– Дүрмекей, Дүрмегей. Бұл атауды қытайша « 灵 州 » (Лің-жоу) деп аударған. Біз оны «Елең-Шөп» деп баламаладық. Өйткені, ондағы «灵» (лің)– елес, аруақ деген мағына береді. Бұл, түрікшесіндегі «Дүрмекей»– дабыра, үрей деген мағынаға сәйкес келіп тұр. Ал, «州» (жоу)– шоп (шөп)– қорған, иелік өңір деген мағына береді. Мұны жоғарыда да айтқамыз. Сөйтіп біздің «Елең-Шөп» деген аударма жасауымыздың мәні сонда. /273/合剌-豁鲁麻 (Хы-ла-Хо-лу-ма)– Қара-Қорым. /274/额只勒 (Ы-жы-лы)– Езіл– Еділ (қала аты)./274/札牙黑 (Жа-йа-хый)– Жайық (қала аты)./274/篾格惕 (Ме-гі-тій)– Мекіт (қала аты). /274/孛剌儿蛮 (Бо-ла-ыр-ман)– Бұлғарман, (Қазан?)./274/ 莎朗合思 (Со-лаң-хы-сі)– Солаңғас– Солаң, Дағұр.(дальневосточные земли).
  5. Али Могол

    Письма монгольских хaанов

    küčün-dür Yeke moŋγol деген жолда Йеке деген соз мен білетін османлыдағы Yuce (Аllah) - Всевышний- немесе Yuk-(sek) биік, ұлы, жоғарғы - деген мағынаға сай келетін сияқты. Мысалыға мында қырым татар мәтнінде-Юдже Аллах Къур’ан-ы Керимде бизлерге озюни бойле тарифлей: «Иште, Раббинъиз Аллахтыр.- деп тұр. Иуже-Иуксек ,создері жоғарғы , биік, мағынада бере тұрып "Ұлы" деген де мағына береді. Өйткені Ұлы сөзінің түпкі асыл мағынада "Биік" дегенді білдірген жоқ па, кейін келе-келе "биік" мағынасынан айрылды қазақ тілінде. Ал ноғай тілінде қазірге дейін биік тау дегенді-Ұлы тау дейді шығатын қорытынды-Иуксек-Иуже - создері ұлы деген де мағына береді, ескі түркідегідей. https://vk.com/wall-138236754_645
  6. Али Могол

    Карлуки - Карлыктар

    У С.Е. Малова они отмечены, но меня больше интересует куда делись ЯҒМА ? Скорее всего они еще в до уйгурский период назывались "яғлы" , позже , у Махмуда Кашкари они зафиксированы как "яғма". У Махмуда Кашкари про яғлакаров ничего нет : арамут - 765 аргу - 1971 бажанак - 169, 2937-8 байат - 5480басмил - 2886 жарук - 2068 жаруклуг - 3030 жикил - 406,2202, 2418 жумул /чумул/ - 2203 ивә - 399 йагма - 406 йабаку - 793 йамак - 440 кай - 5412 кайиг - 5449 карлук - 2804, 4220, 6276 киркиз - 2686 кифжак - 2816, 20, 25 канфйк - 2878 кимишкә - 2963 кужат - 1869, 3, 20, 25, 595 Огуз см. °угуз Огуз-туркман - 20 сагун - 2265 салгур - 5306 Саманиды - 555 Согдийцы - 2790 сугдак - 2790 тат - 2904 тавгаж - 2650 таңут - 6329 тажик - 2135 татар - 2321, 20, 25 тубут - 1854 тукар - 169 туркман - 169, 927, 1864, 2604, 2804, 3468, 3488, 4220, 4402, 4910, 5266, 5927, 6276, 6584 туркман-карлу к - 908 тухсй - 406, 2418 Тюрки - 2202, 4402, 5363, 5752, 5797, 20 узкиш - 439 уграк - 600, 1639 у гуз - 169, 2562, 2793, 2806, 2931, 2938, 3030, 6584 УЙГУР _ 765, 2214, 2650 Хаканиййя - 2346 ...... Скорее всего эти яғлакары и есть яғма .На этих же территориях сегодня обитают жалаиры,которые так же входят в состав уйсуней.
  7. Али Могол

    Карлуки - Карлыктар

    Есть работы в которых указывается на то что ЯҒМА в дальнейшем трансформировалось ► Яғлы ►Яғлықар ►Ялакар ►Жалаиыр..
  8. Да ! Я ҮЙСІН--Ұлы жүз . и я могол ! Я потомок тех кто поднял на белой кошме Чингисхана ! Я потомок тех кто захватывал для Бабура Дели и Агру ! А вы кто ??? И что за флаг у вас там висит ? Таких в каталогах ООН нет , вы сами его придумали?
  9. 2904/бажкам//бачкам/(стр 243) — „знак в виде шелковой ленты или хвоста дикого быка, которые богатыри надевают в день битвы”. Огузы называют его "барчам" . Было сказано: Бачкам өрүп атлақа Үйғурдақи татлақа, Ұғри, явуз итлақа, Құшлар кибі ұчтумыз. „Мы вплели ленты [в гривы] своих лошадей и помчались к собакам Уйгур (имеются в виду люди) [буке.: „к Татам среди Уйгур, к затаившимся злым собакам”], мы налетели (на них), как птицы”. Тікәнәк -түбрә -колючку с корнем Татны күзрә ! -уйгура в глаз ! Тут скорее всего у уйгуров фантазии разыгрались не померно ..Если вас послушать то булгары тоже от уйгуров происходят ))) Все от уйгуров происходят? ! )) Так?? И Кашкари-уйгур ? Его казахи отобрали ? Да для него прирезать уйгура -тата было святым делом !! Если бы он услышал что вы его обохвали уйгуром , вы бы от силы жили бы три-четыре секунды))) Нойте дальше )) Цзюбу лаят -караван идет ! Вы хоть читали "Дивани лугат ат-тюрк"? Я уверен , ханжи обычно не читают , но ноют .. Прочти его книгу , и ты проклянешь его !
  10. Не вы ли намедни выдали : Да и у всех племен окончания то монгольские и все соответствуют правилам их расстановки (где "ууд", где "д" и т.п.). Чтож вы так быстро переобулись-то? Надо же , теперь оказывается и у якутов есть ..Эх..))
  11. Вы имеете в виду множественные окончания ит/ид , ут/уд , ат/ад Предлагаю скрин из ДЛТ : 1855 ТИКИТ — множественное число от тикйн. Вначале это слово значило „раб”. Позднее же оно стало титулом для сыновей ал-Хаканиййя. Это неправильная форма множественного числа. Үка тикит „старшие среди простых людей и младшие среди потомков кагана”. [Эти слова] употребляются в паре: үка тикит. Истоки слова үка восходят к временам Зу-л-Карнайна, до перемирия, когда произошла битва между передовыми отрядами его войска и тюрками. А то что у казахов есть племена кереит , дулат не в счет да?
  12. Я вам даже лайк поставил ! Естественно , за за скрин , а не за ваши комменты (тюрк не может быть монголоязычным ) я попробую бегло указать то что узнал : 1)таңрі и сейчас бог 2)человек-ер , ерен 3)женщина-әпше 4)отца-эчка///не знакомое слово/// 5)мать-ака/слово знакое , но мы применчем его в другом ракурсе-"старший"/ 6)брат-ага 7)сестра -акатчи . Ака , ага,акатчи -слова когнаты. /не применяется/ 8) голову-тирон ///не знакомое слово/// 9) глаза-НИРУН ...Здесь я готов даже расцеловать вас! Ведь многие путаются и этимологизируют "нирун-монгол" от слова "нур"-свет/луч. . Помните , есть такой эпизод когда через шанырак на Алан-Гоа падает свет и она беременеет ? Вы сами того не ведая помогли с разгадкой . А теперь почему "нирун-монголы"? Ну это не от того что у них глаза были большие , скорее всего , речь идет об их тамге . А тамга "көз" имеется у наших аргынов ."Нирун-монголы "/ скорее всего/ имеют прямое отношение к нынешним уйсунам чьи тамги в основном на основе круга , Ниже я дам изображения этих тамг . 10)чикин///не знакомо// 11)борода-сақал 12)лицо-жүз 13)рот-аман ///не знакомо/// 14)зуб-схур , сидун ///не знакомо/// 15)хлеб-отмакбыка ///не знакомо/// 16)медьведь- аю 17)корова-унен //не знакомо/// 18)баран-кой , койун 19)ягненок-гурган ///не знакомо/// 20)коза -иман //не знакомо// дальше слова котрые я разобрал курица-тауық , голубь -көгершін ,орел -бүркіт құс ,море-теңіз ,царь-малик , страна -ел , небо -көк , писец-бітігчи , сатана -дәу , дию , алып..
  13. Али Могол

    Тамга ЧХ

  14. Али Могол

    Тамга Аргынов

  15. Али Могол

    v5IZZNTZ2Uw.jpg