Ньукуус

Пользователи
  • Число публикаций

    171
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

24 Очень хороший

1 подписчик

О Ньукуус

  • Звание
    Опытный пользователь

Старые поля

  • Страна
    Россия

Недавние посетители профиля

655 Просмотров профиля
  1. Тарбаган.

    Кстати, Uerge забытое слово. Как бы она звучала в подлиннике? Как үөрҕэ? Евражку (американского суслика) называем теперь по русски дьабарааскы.
  2. Тарбаган.

    Евражек давно не едим, водяную крысу тоже. Никогда, даже в старинных рассказах не слышал об этом. Это получается лет 300 не едим. Первопроходцы писали, что якуты ели также бурундуков. Я думаю на момент прихода русских в XVI веке якуты ещё не забыли свои прибайкальские обычаи, так как там жили рядом с монголами. К моменту прихода русских около 100 лет прошло с момента переселения. Настоящие мастера выживания в экстремальных условиях. Слышал от бабушки, что во время ВОВ в 1941-1945 годах, во время великого голода, когда не позволяли забивать корову, одна семья варила евражку. В газете читал рассказ фронтовика: Когда подстрелили их повара, солдат-якут из гривы лошадей сделал силки-ловушки, ловил сусликов (это были украинские суслики), сварил суп, солдаты были очень-очень довольны, все налетели, хвалили. Никогда не видел водяную крысу, её вытеснила ондатра. Ондатру едят некоторые, белку тоже. Это олекминские якуты едят их, Южная Якутия.
  3. Прекрасный фильм о войне между ойратами и маньчжурами "Ану Хатан. Воинственная царица". Костюмы и декорации очень хорошие http://gelomarted.ru/v/654338
  4. Тарбаган.

    Тарбаган по якутски произносится таарбаҕан. Живет на Северо-Востоке Якутии. Это вид черношапочный сурок. Не имеет продовольственного значения. Занесён в Красную книгу. Интересно из-за чего численность их крайне низка? Ведь на них не охотятся или охотились в древности до прихода русских, за века могли бы восстановить численность, но нет.
  5. Тарбаган.

    Тарбаган оказывается очень устойчив к зоонозным инфекциям (чуме и туляремии) в отличие от других грызунов: сусликов и мышевидных. http://www.biotheory.ru/bios-281-1.html
  6. Русские

    Голоса совсем перевелись у современной российской эстрады. Вот эталон когда-то их высшего пилотажа. Сергей Лемешев. Тройка 1943 г. Сергей Лемешев. Голубой конверт 1943 г.
  7. Тема очень интересная. Выходят игры на тему Древнего Китая, например Oriental Empires. Есть там воины-носороги. Но жившие там варвары не раскрыты. 1) Жуны не представлены. А одна из ветвей этих жунов является предковой для уйгур. Это чи-ди. Другие ветви являются предками дунган, и еще отдельная группа стала предками бирманцев. 2) Нет древней тибетской религии бон. 3) Нет китайских воинов со слонами. В те времена в Китае обитали слоны. Те слоны были не близкие родственники современного индийского слона. Если бы не было этих слонов, то китайцы говорили бы на индоевропейском языке. Потому что китайцам пришлось отражать их атаки с помощью слонов. Боевые колесницы ариев уступили боевым слонам. Про Хараппскую цивилизацию читал. Она была совершенно отлична от кочевников-ариев. Территория её распространялась на земли современного Узбекистана, а не только на Индию. Причиной её упадка возможно было экологическое бедствие, опустынивание этих земель.
  8. Тяжело видеть как когда-то великие народы угасают. Вот потомки Пегой Орды, одного из союзников Сибирского ханства. Все исторические источники пишут о Сибирском ханстве как о могущественном государстве того времени
  9. Единорог - это эласмотерий. Вымершее животное
  10. По теме тенгрианства. Покопался и нашёл интересные аналогии. Тенгрианство, похоже пришло из тех времён, когда языки не были разделены. То есть тогда, когда люди (homo sapiens) ещё не разошлись из Прародины в Эфиопии. Похоже уже тогда Небо и Бог были синонимами. Для верующих это будут времена Адама или его правнука Ноя, этот миф похож на якутский, но имена Адама и Ноя наши предки не знали, их звали по другому, наверное Эр (Мужчина) и Дьахтар (Женщина). 1) Китайск. Небо - Тянь. 2) Японский - Небо - Тен. 3) Этруск. Бог - Тина. 4) Шумерск. Бог - Дингир. 4) Древнегреч. Бог - Тео. 5) Португальск. Бог - Деус. 6) Вьетнамск. Бог - Тан. 7) Маратх. Бог - Дева. 8) Ацтекск. Бог - Теотль. 9) Майя Небо - Чан. 10) Шона (народ из Зимбабве) Небо - Денга, 11) Славянск. Бог - Дый
  11. Якуты в старину называли "Небо" - "Таҥара", современные так не называют. Это я узнал из словаря Пекарского. В словаре Пекарского непонятны, забыты порядка 60-70% слов. Словарь Пекарского есть в общем доступе в 3-х томах http://sakhatyla.ru/books
  12. Меморандум о намерениях

    Союз против Китая, России? Турция в НАТО, Монголия войдет в НАТО, Казахстан войдёт в НАТО. Но если дело дойдёт до войны, то НАТО ограничится только словесной бранью, ну или санкциями и всё. Союз конечно возможен с окружением Китая военными базами. С вовлечением в этот союз всех антикитайских сил: Индии, Вьетнама, Японии, Республики Корея, Тайваня, Филиппин. США уже давно создали такую петлю вокруг Китая, но не вовлекли Монголию и Казахстан. Потому что: 1) их вес маленький (военно-промышленный потенциал), 2) зависят от Китая в финансовой сфере (им продают сырье, взамен получают валюту), 3) находятся в стратегически невыгодной позиции между Россией и Китаем, 4) выгод от сотрудничества будет меньше, чем затрат по части логистики в случае войны. На стороне Китая будут КНДР, Иран, Пакистан, Россия.
  13. Узбеки

    Моя любимая узбекская певица из Хорезма
  14. Упадок Монгольской Империи

    Возвышение империи Мин Хубилай умер в 1294 году, и с его смертью завершился золотой век монгольской империи. Он был последним великим монгольским полководцем и юаньским императором. Его внук Есюн-Тимюр, последний император, обладавший незаурядными способностями, умер 15 августа 1328 года, оставив после себя ослабленную империю, раздираемую гражданской войной. В этой войне победу той или иной стороны решала конница. Возглавивший мятежников Эль Тимур захватил контроль над кешигской конницей и тем самым нарушил равновесие в пользу мятежной стороны. Оставшиеся верными Есюн-Тимюру мобилизовали свою пехоту, чтобы удержать контроль над границей. Добившись поддержку восточных монголов (халха) и чжурчжэней, мятежники достигли значительного превосходства в численности кавалерии. Одновременная конная атака из Маньчжурии и Монголии сумела повторить подвиг Чингисхана 1211-1215 гг. 14 ноября 1328 года мятежная монгольская кавалерия окружила Пекин, и на следующий день законный юаньский двор сдался и был перебит людьми Эль Тимура. Остававшаяся верной провинция Юннань была последней, которая сдалась мятежникам в марте 1332 года. В 40-х годах XIV в. Китай поразил ряд эпидемий, наводнений и голодных лет, вызвавший по всей стране народные восстания. Юаньское правительство в Пекине никогда не располагало более чем косвенным контролем над армейскими гарнизонами и таммучи, разбросанными по всему Китаю. Под давлением кризиса Пекин полностью потерял контроль над губернаторами провинций и их армиями тамма. К началу 50-х годов XIV в. эти полководца и губернаторы стали независимыми военачальниками, способными подавлять мятежи, а также пойти на Пекин, чтобы свергнуть все более слабевшую юаньскую династию. Государственный канцлер Тогто пытался остановить разложение и мобилизовал войска, включая китайскую и монгольскую конницу. Ему удалось восстановить некоторый контроль над Центральным и Юго-Восточным Китаем до реки Янцзы, прежде чем в 1454 году он был смещен со своего поста. Теперь дезинтеграция империи ускорилась угрожающими темпами. Тому было несколько причин, но важнейшая из них - недостаток военной мощи к началу 50-х годов XIV в. В основе этого лежало отсутствие хорошей конницы: Монголия была вне пределов империи, а китайцы и китаизированные монголы, жившие в Китае, больше не желали или не могли служить в кавалерии. Старые военные поселения утратили свое значение, в то время поставки лошадей из степей сократились: поставщики больше не желали продавать их властям, платившим ничего не стоившими бумажными деньгами. Критическая нехватки конницы привела к тому, что мятежные армии Южного Китая, также располагавшие слабой кавалерией, вполне могли нанести поражение посланным против них юаньским армиям. В 1351 году тайное общество Белого лотоса распространило слух о том, что будет восстановлена Сунская династия, начав восстание Красных повязок, предводитель которых Го совершал вооруженные нападения на силы имперских властей. После его смерти в 1355 году его сменил бывший бродяга Чжу Юаньчжан (1328-1398),сочетавший в себе колоссальные способности лидера и политическую проницательность. Чжу повел свою становившуюся все более профессиональной армию в долину реки Желтая (1352--1359) и сумел взять Кайфын главном образом потому, что монголы не удосужились починить стены города. В 1360 году из долины Янцзы был изгнан последний юаньский гарнизон. Как и всем южным повстанческим армиям, Красным повязкам не хватало конницы. Южные китайцы скакали в бой подобно европейским всадникам: с прямыми спинами и ногами в кожаных стременах. Они были одеты в буйволиные шкуры, дубленые или покрытые лаком для придания им подобия «брони», и вооружены копьями, арбалетами и щитами. Как обликом, так и вооружением эти всадники больше походили на конную пехоту, нежели на настоящих кавалеристов. В бою южные конные китайцы просто слезали с лошадей и сражались пешими. Чжу компенсировал этот недостаток сильным флотом, отрядом артиллерии и многочисленной хорошо обученной пехотой. Чжу был слишком занят, сражаясь с другими мятежными государствами Южного Китая, чтобы беспокоиться о юаньцах на севере. В комбинированных операциях, в которых кавалерия играла незначительную роль, между 1360 и 1363 годами Чжу разгромил ханьское государство в среднем течении Янцзы. Чжу назвал свое государство династией Мин («Блестящей»), объявил о своем стремлении объединить весь Китай под властью новой династии. Далее он напал на государство У в устье реки Янцзы, правитель которого князь Чжан потерпел поражение в битве при Синьчэн. Кстати, исход этого сражения решила минская конница, атаковавшая и победившая пехоту У. В октябре 1367 года после десятимесячной осады Сучжоу, столица государства У пала, и ее 250-тысячная армия влилась в расширяющуюся армию империи Мин. Чжу направил на север генерала Сюй Да во главе 250-тысячной армии. Это было скорее военной прогулкой, нежели настоящей кампанией. Последний юаньский император Тогон Темюр (правил в 1333-1368 гг.) бежал в Каракорум, оставив Пекин китайским войскам. Пекин, который монголы называли Шанду, был переименован в Бэйпин («Север умиротворен»), свидетельствуя о сейсмическом сдвиге в истории Китая: впервые южнокитайский правитель завоевал могущественный север. Чжу принял титул императора Хун У (годы правления 1368-1398), но не ослабил кампании против монголов и остававшихся мятежников.
  15. Упадок Монгольской Империи

    ИМПЕРИЯ ЮАНЬ Память в веках И все же не следует умалять достижений Хубилая. Хотя его наследие оказалось недолговечным, успехи, достигнутые им при жизни, доставили ему неувядающую славу. О его деяниях писали его современники, европейские и азиатские историки и путешественники, часто отзывавшиеся о Хубилае в чрезвычайно хвалебном тоне. Заметки Марко Поло познакомили европейцев с роскошью императорского двора и величием империи, подвластной великому хану, а Рашид ад-дин прославил его имя в мусульманском мире. Его правление с энтузиазмом описывали китайские летописцы, составители корейской хроники Корё-са и еврейский врач Бар-Гебрей. Восхваления, доносившиеся с разных концов света, благоприятствовали осуществлению замыслов Хубилая, стремившегося предстать в облике повелителя Вселенной и привлечь к себе сердца самых разных групп населения. В глазах конфуцианцев, он был правителем широких взглядов и хорошо разбирался в людях. Китайская династическая история сообщает, что он назначал конфуцианцев на правительственные должности, способствовал распространению классических конфуцианских произведений и посредством китайской цивилизации «умиротворял варваров». Коротко говоря, он изображался в виде совершенного конфуцианского правителя. Буддисты считали его бодхисаттвой мудрости, Манджушри. Мусульманские историки, в особенности Рашид ад-дин, представляют его покровителем мусульман. Марко Поло намекает, что Хубилай был непрочь обратиться в христианство. Эти различные оценки симпатий великого хана показывают, что он прекрасно умел завоевывать доверие различных групп, давая каждой понять, что именно она пользуется его особым благорасположением. И все же Хубилай оставался монголом и по духу, и по традициям. Как любой монгольский хан, Хубилай часто предпринимал военные походы. Самым выдающимся его достижением в военной сфере явилось завоевание Южного Китая, население которого составляло более 50 миллионов человек. Эта война, требовавшая более тщательного планирования и организации, чем многие прежние походы монголов, укрепила его славу великого полководца. Его военачальники уже не могли полагаться исключительно на мощь монгольской конницы, как в былые времена, а были вынуждены координировать ее действия с действиями пехоты и военно-морских сил, не говоря уже о работе тыловых служб, чтобы добиться успеха в этой широкомасштабной операции, растянувшейся по меньшей мере на десять лет. Безоговорочное поражение империи Сун увенчало собой первые два десятилетия царствования Хубилая. И все же в конечном итоге избранный им политический курс привел к расколу монгольского общества. Чтобы управлять оседлой цивилизацией, Хубилай должен был осесть сам и усвоить некоторые политические, экономические и культурные представления своих оседлых подданных. Ступив на этот путь, он вызвал недовольство многих монголов. Когда великий хан фактически перенес столицу в китайский город Даду, часть кочевых соплеменников вступила с ним в открытое противостояние. Ему пришлось бороться за власть сначала с младшим братом, а затем с двоюродными братьями Хайду и Наяном. Им не удалось свергнуть Хубилая с престола, но своими действиями они обнажили противоречия, разделявшие монгольский мир, и отсутствие единства, которое в конце концов привело к крушению Монгольской империи. У Хубилая была и другая возможность. Он мог остаться вождем кочевого народа и отказаться от попыток управлять Китаем и оседлой цивилизацией. В таком случае, вероятно, ему бы не довелось столкнуться с оппозицией со стороны кочевников, но он не сумел бы завоевать доверия и поддержки оседлых подданных и стал бы просто эксплуатировать свои китайские владения, вместо того чтобы действительно управлять завоеванными странами. На всем протяжении своего царствования Хубилай стремился не отступать от монгольских устоев. Он назначал руководить военными походами монгольских военачальников, и даже в гражданской сфере не полагался только лишь на китайских советников и чиновников, привлекая к делам управления иноземцев. Хотя сам великий хан лично испытывал симпатии к буддизму и другим религиям, он продолжал исполнять обряды, предписанные шаманизмом, и придерживаться монгольских обычаев. Наконец, он не собирался отказываться от традиционной завоевательной политики. Впрочем, в последнее десятилетие своей жизни Хубилай предпринял несколько дорогостоящих военных экспедиций, завершившихся полным провалом. Войны с Японией и государствами Юго-Восточной Азии не принесли монголам никакой выгоды. Строительство столицы, общественные работы для подъема китайской экономики и траты на предметы роскоши, к которым были неравнодушны и сам Хубилай, и его двор, усугубили финансовые трудности. Хубилай доверял управление финансами в основном чиновникам не-китайского происхождения, которые повышали налоги, расширяли государственные монополии и обесценивали бумажные деньги, чтобы повысить доходы. Такая политика оттолкнула многих китайцев. Ранее Хубилай стремился завоевать доверие китайских подданных. Созданная им система управления напоминала структуры, действовавшие при китайских династиях, а восстановлением конфуцианских ритуалов он привлек к себе значительную часть китайского общества. Также великий хан назначал китайцев на видные правительственные должности. Хотя Хубилай не доверял традиционной китайской системе сдачи экзаменов на гражданский чин, он охотно принимал китайцев на службу ко двору. Наконец, он оказывал покровительство китайским живописцам, ремесленникам и драматургам. Однако военные походы и связанная с этим необходимость повысить доходы казны подорвали его усилия и снизили как его авторитет в глазах китайцев, на поддержку со стороны которых он уже не мог рассчитывать с той же уверенностью, что раньше. Сходным образом он был вынужден отказаться от своих притязаний на верховную власть над всеми монгольскими владениями. Золотая Орда встала на путь независимости задолго до восшествия Хубилая на престол. Чагатайский улус в Средней Азии был настроен враждебно к великому хану и стремился его свергнуть. Верность Хубилаю сохраняли только персидские ильханы, но поскольку сообщение между Персией и Даду было плохо налажено, ильханы правили своей страной совершенно самостоятельно. В конце концов они впитали мусульманскую культуру своих подданных и еще больше отдалились от своих соплеменников в Восточной Азии. Даже такие области, как Маньчжурия, испокон веков входившие в сферу китайского культурного влияния, поднимали мятежи против Хубилая. Эти сложности усугублялись личными драмами, обрушившимися на него в последнее десятилетие жизни. И все же нельзя преуменьшать его заслуги. Он стремился управлять самой крупной и самой населенной империей, каких не бывало прежде, а не просто эксплуатировать ее ресурсы. С прозорливостью, редкой для наследника кочевых традиций, он прилагал усилия, чтобы создать условия для благополучия населения и оградить интересы различных групп подданных, в те времена, когда подобные устремления были по меньшей мере нетривиальны. Политическими и экономическими средствами, поддержкой и поощрением культуры и торговли, терпимостью к разным религиям он стремился объединить азиатские владения под властью монголов. Подобно многим другим империям, созданным великими правителями, его держава ненадолго его пережила. Ее слабости проявлялись еще при жизни самого Хубилая. Неудачные военные экспедиции, завышенные финансовые требования и личные проблемы перечеркнули его грандиозные замыслы. Его предшественники, в том числе и его дед Чингис-хан, не вынашивали замыслов править всем миром. Они и не стремились осуществить эту мечту. Хубилай также не смог ее воплотить, но его слава осталась в веках.