Ньукуус

Пользователи
  • Content count

    229
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

29 Очень хороший

1 Follower

About Ньукуус

  • Rank
    Опытный пользователь

Старые поля

  • Страна
    Россия

Recent Profile Visitors

2660 profile views
  1. Это не Маньчжурия (историческая территория). Это городок Маньчжурия во Внутренней Монголии https://ru.wikipedia.org/wiki/Маньчжурия_(город). Там живут одни монголы, без маньчжур. Историческая первоначальная Маньчжурия - это провинция Гирин.
  2. Такое впечатление, что саха долго общались с маньчжурами. Хотя расстояние между нами огромное. Один народ в бассейне Лены, другой - граница Кореи. Маньчжурские слова взяты с полного маньчжурско-русского словаря (1875) http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/71740_Polnyy_manchzhursko-russkiy_slovar Маньчжурско-якутские параллели Маньчжурские слова Якутские слова Бойхолонохоби - вырвалось, сорвалась рыба. Босхолонуу - освобождение Амтан - вкус. Амтан - вкус Биха-малейшая часть. Быыкаа - маленький Татарамби - потягиваю. Тарт - тянуть Холбонго - парный, соединенный вместе. Холбоо - связывать Холбохон - пара. Холбоhуу - соединять, связывать Сэрки - вестник, гонец. Сэргээ - интересуйся Сэрэмби - чую, чувствую. Сэрэнэбин - осторожничаю Бургашамби - носится, растилается дым. Бурҕачый - клубиться Буримби - покрываю. Бүрүй - накрывать, покрывать Бутэн - край, предел. Бүтэй - сплошной, цельный Бушакан - немножко. Быычыкаан - маленький || мало; немного Борхонь- куча. Бороҕон - якутское племя, не переводится Борбо - сухожилия у пятки. Борбуй - подколенки Хэргимби - мотаю, наматываю. Кэлгий - связывать Курэнь - загородка. Күрүө - изгородь Кочо - уединенное место Хочо - долина Колонсо - псиный, дурной запах Холоҥсо - запах пота из под мышек Кичэнь - труд, работа, занятие; прилежание, заботливость Кичэй - 1) стараться делать что-л. тщательно Кимунь - вражда, злоба. Кимии - напор, нажим, давление. Кимэн киирии - атака Китирь сэмэ - быстро. Кытыгырас - быстроногий Кэмунь - мера вообще Кээмэй - мера, мёрка Калтарамби -поскальзываюсь Халтараан - скользкий || скользко Калтарасхунь - скользкий (по льду и грязи). Халтархай - скользкий Орому - сливки, пенка Үрүмэ - 1) пена, пенка; үүт үрүмэтэ пёнка на молоке Омо - озеро Омохой бирань - название равнины на восток от горы Омоҕой баай - Богач Омоҕой - предводитель, лидер предков саха возле Байкала Омоло - внук Суорун Омоллоон - псевдоним якутского писателя Илэту- ясный, яственный Илэ - явно, открыто Икириламби - соединяю парами Иккилии - вдвоем, от слова икки - два Икунь - сжимание Ыга - крепко, плотно Эрдэ - утро дня, время до восхода солнца Эрдэ - рано Эрдэо - не рано ли? Эрдэ дуо? Не рано ли? Эрдэкэнь - раненько. Эрдэтээҕи - ранний Эрэчунь - надежда, ожидание Эрэбил - надежда Эрэ - сей, этот, настоящий Эрэ- только, лишь, лишь только; Эрунь - пытка, мука, испытание. Эрэй - пытка, мука, испытание.Эркэ - сильный мужчина Эр киһи - мужчинаЭчжихэ - молочные сливки. Иэдьэгэй - творогЭчжэсу - памятливый Өйдөһүү - взаимопонимание, өйдөө - помнитьЭчжэхэ битхэ - памятливое письмо Өйдөтөр бичик - памятливое письмоЭчжэнь - дух Иччи - дух Саньдаламби - расставляю, растопыриваю, раскорячиваю ноги. Аҕыс атахтаах сандалы (восьминогий сандалы) - якутский стол сандалы.Покчохонь - призмемистый, коренастый. Бөкчөгөр - горбатый Саксари - навзничь, задравши голову вверх. Сахсаҕар - взъерошенный.Санкангэ - отдалённый, дальний. Сайыс - не желать отпускать.Сахань - малая куча сложенная рядами, кладка. Саhaaн - различные виды саженей дров.Сахань сахамби - раскладывать Саһаан сааһылыыбын - раскладывать дроваСалинга - самовластный, самодержавный. Салыннарыы - страшить, устрашать; запугивать.Сарбахунь - раскидистый (ветви дерева). Сарбаҕар салаалаах мас - дерево с растопыренными ветками.Сэрэбунь - предчувствие. Сэрэйии - догадка, гипотезаСэрэмшэмби - опасаться Сэрэнэбин - беречься. Ситумби - подрастаю. Ситии-хотуу - зрелость.
  3. Ну это правильно, главная угроза монголам пришла из Маньчжурии
  4. Хулуньская конфедерация, включавшая Хада, Ехэ, Ула, Хойфа, Хурха и Варка была очень сильна. Всё решила междоусобица. Сперва конфедерацию возглавлял аймак Хада. Но в нём вспыхнула междоусобица. Ехэ воспользовалось этим и напала на Хаду. В отчаянии люди Хада сперва обратились к империи Мин, но встретили отказ. Тогда вынуждены были примкнуть к Цзяньчжоу, где власть захватил Нурхаци. Тот направил помощь. Но из-за этого Мин выразил протест. Нурхаци вывел войска из Хады. Затем Ехэ напала вновь, на этот раз Хада примкнула окончательно. Другие части конфедерации были завоеваны военным путем. Но первой начали войну Хулуньская конфедерация. Потому что видели как богатели и усиливались на торговле с Китаем Цзяньчжоу. Южные монголы подчинились маньчжурам оказывается добровольно. Потому что в 1607-м году хотели присвоить титул богдыхана Нурхаци. Ещё до того как были завоеваны Хойфа и Ула
  5. Чушь. Такого быть не может. Простое совпадение названий йако и ехэ.
  6. Статуэтка конного воина Династии Северная Вэй
  7. Правильно, Могулистан - страна монгол. Иоганн Витсен, 1680-й год: Карпинус Край, или область, которую жители страны и соседние народы обычно называют Мугал, Мюгал, Мюгалия, или Мугалия, иначе называется и Монгал, а арабские писатели* Абулфарай называют ее Могюл и Могюлстан, что значит «страна Могюл», ибо «стан» на восточном языке значит «страна, земля»; так же, как мы видим, что Индостан, Заблестан, Табрестан – это значит «Индус-ланд», «Забле-ланд», «Табре-ланд» и т. д., так же мы говорим: «Голландия», «Зеландия» и т.д. Внутренняя Мюгалия расположена на высоте около 49° и имеет своими соседями народы Ниухе (на востоке), на севере – озеро Байкал и часть реки Амур, на западе – Калмакскую землю и на юге – Туркестан и Тангут. Или же она простирается от Байкала вплоть до Тангута и Великой Синской стены. Мюгалия очень многолюдна. Она разделяется на владения нескольких ханов – это князья или короли, – из которых самым сильным является Очурой саин-хан, который может поднять силу в 100 тысяч человек, большинство всадники. Много есть других князей его же рода, но менее мощных. К востоку от области Монгол, по сообщению Карпинуса, находится Китай и Соланги, к югу сарацины, к западу Найманс, к северу (хотя ошибочно) Северное, или Ледовитое, море и к северо–западу Хуирес.
  8. Ньукуус

    Кыргызы-2

    Обширная область Маньчжурия была населена мохэ, а не Маньчжурия. Такого названия в древности не было
  9. Ньукуус

    Джунгаро-уйгурские отношения

    Может быть уйгур и ойратов объединяло единое христианское прошлое? Ещё в XIV веке восстания проходили в Чагатае, население восстало против принявшего ислам хана Тармаширина. А это ещё общие торговые интересы с Китаем по Шёлковому пути. Династия Мин полностью уничтожила все иноземные храмы, включая христианские, на своей земле. Шёлковый путь был заброшен из-за китайского национализма, но память то должна была остаться? Потому что после этого Средняя Азия, бывшая передовой во всём мире, намного отстала в своём развитии от других наций
  10. Современные ассирийцы. Не думал, что в средние века судьбы ассирийцев, уйгур были сильно переплетены. Нынче они воюют в составе курдских формирований
  11. Уйгуры-христиане из Хочо Nestorian priests in a procession on Palm Sunday, in a Tang dynasty wall-painting from a Nestorian church in Khocho, China
  12. Из книги Селезнев "Ассирийская церковь Востока" http://east-west.rsuh.ru/binary/67105_50.1346610953.67664.pdf Судьбы христианства в Средней Азии и Восточном Туркестане тесно связаны с историей Церкви Востока в Иране. О переселении иранских христиан на Восток в результате гонений Шапура, сообщает армянский историк V в. Егише. Подобные миграции происходили и при Йаздгарде (438-457), и при других сасанидских правителях. Известна деятельность мервского митрополита 'Илййи, которого именовали« апостолом тюрков ». Найденные в Турфане средне-персидские и сирийские христианские рукописи также свидетельствуют об иранском влиянииsо. В свете документов, собранных проф. Ёсиро Саэки, ясно, сколь велика была роль выходцев из Мерва в проповеди Евангелия в Китае. Движение на восток христиан Месопотамии и Ирана неразрывно связано с «шелковым путем», «огромным, подвижным во времени историко-культурным пространством », связывающим в древности и в средние века крайние пределы Азии, Ближний Восток и страны Европы. Им во многом определялись основные направления миссии Церкви Востока: Индия, Аравия, Юга-Восточная и Средняя Азия, Восточный Туркестан, Китай. Некоторые из эфталитов (так называемых белых гуннов), поселившихся на границе нынешнего Афганистана, уже в начале VI в. приняли христианство, возможно, как предполагает Ж. М. Фие, от армян. В 549 г. они обратились к католикосу Мар Авве (540-552) с просьбой рукоположить в епископы одного священника из коренных жителей85. Есть, однако, свидетельство, что среди гуннов, населявших западное побережье Каспийского моря, распространение христианства произошло благодаря сирийцам и даже их специально направленной миссии, одним из плодов которой стало появление перевода на язык гуннов Священного Писания. Вероятно, в V-VI вв. христианство проникает в Согдиану. Сведения об учреждении митрополии в Согде противоречивы: историографическая традиция Церкви Востока приписывает ее разным патриархам - Ахею (410415), Шйле (505-523) и Йшб~йаву II (628-643). Во время католикосата последнего была создана митрополия в Самарканде, что говорит о уже длительном к тому времени и устойчивом существовании общин Церкви Востока в районе Самаркандского Согда. Согдийская колонизация Восточного Туркестана способствовала проникновению христианства дальше на Востокs9. Появлению воеточно-сирийских миссионеров в VI в. в Китае предшествовал достаточно долгий процесс постепенного проникновения туда христианства, что стало результатом возникновения торговых колоний на протяжении « Шелкового пути ». О прибытии миссионеров Церкви Востока ко двору династии Тан (618-907) в 635 г. известно из знаменитого« Памятника, [напоминающего] о проповеди светлого учения Да Цинь в Китае», обнаруженного в 1625 г. иезуитами и с тех пор известного как стела Сиань-фу9о. Этот памятник был воздвигнут в 781 г. в ограде монастыря Церкви Востока, основанного в 638 г. при китайском императоре Тай-Цзуне (627-649), который расположил его в западном районе своей столицы Чанъань. Надпись, выполненная китайским письмом и дополненная списком имен на сирийском языке (в стиле эстрангело), повествует об истории миссии и излагает суть принесенного ей учения. Автором надписания был « персидекий священник » Адам, имевший второе, китайское имя Цзин Цзин. Первым миссионером называется «человек высоких достоинств Алобэнь »• Миссию во главе с ним торжественно встретили в западном предместье Чанъани и проводили во дворец. По приказу императора с 635 по 638 гг. делалея перевод священных книг, после чего он, ознакомившись с ними объявил, что новое учение «может свободно исповедоваться во всей Поднебесной »93. Вслед за чем и был открыт монастырь, где по предписанию мог проживать, двадцать один монах. На одной из стен монастыря был изображен портрет императора, что означало высочайшее благоволение к новой, «лучезарной », как ее назвали, религии. При преемнике Тай-Цзуна, Гаоцзуне христианство продолжало находиться под покровительством династии.
  13. Удивительный пример поливариантности общего вектора развития культурной среды «постэллинизма» являет собой восточная окраина иранского мира — Согд (территория современных Узбекистана и Таджикистана). Здесь во II–V вв. развивается самобытная культура, в которой представлены сразу четыре традиции «книжной» религиозности — зороастрийская, христианская, манихейская, а также буддийская. Характерно, что согдийская письменность сыграла фундаментальную роль в развитии книжной культуры всей Центральной Азии: именно из нее развилось староуйгурское, старомонгольское и маньчжурское письмо. Манихейство — эта во многих отношениях остающаяся загадочной религия, в свое время едва не ставшая государственной в сасанидском Иране — обзавелось не только своими священными текстами, но и собственным алфавитом, родственным пехлевийскому и согдийскому. Культурно-религиозный потенциал манихейства оказался необычайно велик: не только не пользуясь поддержкой со стороны государств, но и подвергаясь гонениям, эта «мировая ересь» (определение Е.Б. Смагиной) распространилась от Геркулесовых столбов до Китая, где один из манихейских текстов даже проник в даосский канон. Впрочем, манихейство исчезло — сперва на христианском Западе, затем в Иране, а потом и в Центральной Азии; последние манихейские общины в Китае дожили до XVII в. — но это были точечные реликты. Более жизнеспособными оказались — даже в условиях исламского господства — христианские культуры Востока.
  14. http://textarchive.ru/c-1909549-pall.html Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Симфония тюркского мира. Исторические исследования открывают любознательному взору удивительное зрелище: подобно затонувшему континенту Атлантиде, всплывают со дна времен и открываются нам древние царства со всем своим давно исчезнувшим блеском, богатством и могуществом. Странно узнавать в жалких развалинах или на месте современных городов, городков и деревушек былые столицы необозримых держав, мощные оплоты земных властителей. Таким был и Невакет, знаменитый центральноазиатский Новгород, столица Тюркского каганата, – ныне археологическое городище близ киргизского поселка Красная Речка; и Алмалык – город роскоши и цветения, ставка монгольской ханской династии, – ныне груда камней у подножия горы Талка; и Варахша, некогда центр необозримой империи эфталитов, – ныне занесенные песком руины под Бухарой. Однако изыскания ученых заставляют говорить и эти камни, и уже из их рассказов мы узнаем, как в погибших городах и государствах жили люди. Люди, подобно нам искавшие смысл жизни, жаждавшие вечной Божественной истины. Да, при виде развалин былого величия можно вспомнить горькую поговорку древних римлян: Так проходит земная слава. Тем не менее новейшие научные данные, в том числе исторические, вселяют в нас уверенность в том, что судьба наших далеких предков не была бессмысленным стечением обстоятельств, что уроки истории значимы и для каждого из нас, и для будущего всего человечества.
  15. Аналогию, остаточные знания находят в легенде о Гэсэре. Прообразом Гэсэрэ служит образ Иисуса Христа. Также Гэсэр похож на слово Кейсар (Цезарь) чем величали по-видимому Иисуса