Ермолаев

Пользователи
  • Число публикаций

    1 533
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Days Won

    18

Ермолаев last won the day on 18 Июля

Ермолаев had the most liked content!

Репутация

300 Очень хороший

1 подписчик

О Ермолаев

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Тамбов

Старые поля

  • Страна
    Россия
  • Адрес:
    Тамбов

Недавние посетители профиля

1 170 просмотров профиля
  1. Зато так скажешь про европеоидов юэчжи (собственно, первые, как полагаю, носители сего этнонима). А от юэчжи до каганатских больше 1000 лет. За это время венотип не грех сменить. Отсюда, кстати, и гаплогруппы R-типа (собственно, "индоевропейские") у уйгуров. Кыпчаки вон тоже не шибко арийские, однако армянские хронисты (да и не только) называли их именно "светловолосыми". Значит, были для сего прецеденты.
  2. Да. Это ничего не означает, в чем вся и суть. Это просто звуковая передача этнонима. Также и русское "казах" ничего не значит на русском, но имеет (или должно иметь значение) в языке-исходнике, т.е. в казахском. Впрочем, иногда есть иные прецеденты: так китайцы часто для записи этнонимов используют знаки с негативным смыслом, причем намеренно (например, жужани: в "Вэй-Шу" прямо говорится, как какой-то китайский император специально исказил написание знаков под значение "ползающий", уподобив жужаней ядовитым насекомым; однако, звучание этнонима как правило претерпевало лишь незначительные изменения); а иногда этнонимы имеют смысл только на китайском, как, например, "дун-ху" - "восточные глупцы или безрассудные/дикари/варвары/чужаки". Это уже с позиции китайцев, как они рассматривали этот народ.
  3. Не красно-желтый, а гнедой, т.е. какой-то оттенок коричневого (темный/светлый). Семантика слова взята из караханидо-уйгурского языка; см. ДТС - "oj", стр. 365. Это версия Рашид-ад-Дина. Он выводил от глагола "uj-mаk". Впрочем, это версия отходит из-за отсутствия в предковом состоянии мягкого носового согласного. Вот: "В то время, как возникла вражда между Огузом, [его] отцом |А 10а| и дядьями из-за поклонения [единому] богу и они начали воевать [между собою], некоторые родственники Огуза объединились с ним, приняли его сторону и оказали ему помощь и содействие, а некоторые приняли сторону его отца, дядьев и братьев. Тем, которые примкнули к нему и стали его пособниками, Огуз положил имя уйгур. Слово [84] это тюркское, и его значение на персидском языке будет – «он присоединился к нам и оказал помощь и согласие» " Примечание: Т.е. автор допускает, очевидно, происхождение этого слова от глагола уймак (уюмак) – «пристать, присоединиться, стать участником чего-либо». По мнению некоторых, слово уйгур составлено из монгольских: ой – «лес» и гур – «народ», что все вместе значит «лесной народ». (См.: Л. Будагов. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, т. I, стр. 162, со ссылкой на Д. Банзарова). Во всяком случае слово «уйгур» в приложении к народу впервые появляется у мусульманских авторов XIII в., и в то же самое время оно появляется в китайских летописях в форме Вэй-у-эр. Подробности и разные домыслы о происхождении как самого народа уйгуров, так и слова «уйгур» см: Е. Bretschneider. Med. Researches – I, pp. 236-263; В.В. Радлов. К вопросу об уйгурах. Прил. к т. LXXII «Зап. ИАН», № 2, СПб., 1893, стр. 1-20.
  4. Все же смех в сторону. Крайне интересно, как же вы лично этимологизируете этноним "уньгур" (именно от этого надо отталкиваться, т.к. носовой согласный передается в самом ранней записи этнонима уйгуров; об этом же писал ув. Игорь, кой, правда, ошибочно выводил из этнонима "хунну", что вонетически невозможно)? В пратюркском токмо "онь" в значении "гнедой", отсюда и "онь огур(ь)" => "уньгур" - "гнедой народ". Или, если хотите, Тут, собственно, вполне себе научно. Затронуты истинные звучания китайских записей для позднедревнекит. и древнекит. из китайских документов (Вэй-Шу, Ши-Цзи и т.д.); для поиска нужных слов использовалась база Старостина и ДТС (для семантика термина "онь"). Все согласно законам перехода звуков в тюркской группе. Чего вас смущает, не поясните? Впрочем про фантастику: не подскажите, кто относил термин "арслан" к монголизмам?
  5. Осмелюсь заявить, что, как полагаю, понял этимологию древнетюркского этнонима "ujgur". Во-первых, определенно точно знаем, что в древности этот этноним звучал как "uńgаr/-ur" - такую запись мы видим в "Вэй-Шу" в цзюане 103, а именно ПДК "wǝn-ɣāt" (袁紇). В итоге, единственно верной этимологией, полагаю, надо считать "oń (o)g-аŕ"/-uŕ <=> "uń (o)g-аr/-ur => "uńgаr/-ur" => "ujgur" - гнедой (темно-рыжий или красновато-рыжий) народ. Видимо, это есть указание на цвет волос: сравните древнерусское "половьци", древнетюрк. "sir" (<= западно-протомонг. "sir" - желтый?), армянск. "xаrdiаsh" (светловолосый) и т.д. - все термины применялись к кыпчакам и указывали как раз на цвет волос оных. =================================================== Примечательно, что, возможно, этот этноним - древнейший из тюркских. Дело в том, что крайне похож на реконструированное пратюрк. "uńgаr/-ur" этноним "юэ(чжи)" (первое упоминание - 645 г. до н.э.), а точнее древнекит. "ŋot", что, как полагаем, есть запись этнонима "uńgur" => восприятие на слух как (o)ŋor => запись как "ŋot". Практически идеальная (в рамках китайского языка) передача звучания этнонима.
  6. Видимо, ниже его имя. Там либо Надбаасан либо Хадбаасан (?). Перевод: 1) Над (мне; у меня; ко мне) + "баасан" (пятница; Венера) - у меня пятница (?) 2) Хад(ан) (утес; каменная гора; скала) + "баасан" (пятница; Венера) - каменная гора/скала/утес Венера (?). Там точно Хадбаасан. Вот он, герой труда:http://eagle.mn/r/33125
  7. Онц тээвэрчин - лучший работник транспорта. В общем, этот мужчина воистину ударник, монгольский стахановец. Так держать, и да пребудет с ним удача
  8. Собственно, по достопочтенным археологам Коновалову и Руденко (+Миняев), хунну и дунху были некогда одним этносом. А общность их происхождения показывают на чрезвычайной схожести культурных элементов, в первую очередь, на обряде погребения. Также можно (и даже нужно) упомянуть большие сходства дунху (ухуань и сяньби) с хунну в плане таких культурных аспектах, как, например, женитьба на вдовах (мачехах и женах старших братьев), что резко отличало хунну-дунху от, например, гаоцзюйцев, кои, как подчеркивалось, избегали этого. И т.д. Вот Руденко (http://kronk.spb.ru/library/rudenko-si-1962.htm): "По сообщению китайских источников, как мы знаем, первоначально хунну и дунху составляли один дом. Окончательное разделение их произошло незадолго до рубежа третьего и второго веков до н.э., когда шаньюй Модэ разбил дунху и прогнал их в Ухуаньские горы, после чего они стали называться ухуаньцами. Однако самостоятельный путь развития этих двух народов начался значительно раньше, ибо общественная их организация в названное время была уже значительно различной. В то время как ухуаньцы представляли собой типичное патриархально-родовое общество с пережитками матриархата, у хуннов мы уже имеем конфедерацию родов внутри племени с образованием мощной державы, с выделением аристократических родов и сложной системой управления." ======================================== Как понял, Руденко ссылается на Бичурина: "Существование монгольского народа начинает, по древним китайским преданиям, проясняться почти в одно время с политическим существованием Китая. За 27 веков до Р. X. монголы уже бродили с своими стадами по южную сторону Монгольской степи. Можем заключить, что монгольские племена в то время уже раскинулись со своими кибитками во всю длину нынешней северной границы Китая, ибо Восточная Монголия, как страна, изобилующая паствами и водою, искони должна быть колыбелью народов монгольского племени. Почему ниже, говоря вообще о народе, будем его называть монголами, нынешним его именем; говоря о событиях одного которого-либо сильного монгольского дома, будем называть и народ тем именем, которое носил он во времена описываемых событий." Отец Иакинф, в миру Н.Я. Бичурин, "Статистическое писание китайского государства". "Монголы, по сопредельности с Китаем, издревле имели связи с государством сим, но китайские историки не обращали внимания на них; почему образ древнего правления у монголов, их народные обычаи, порядок господствовавших у них поколений долго оставались неизвестными. Китайские историки заметили только, что Шунь-вэй, сын последнего государя из династии Хя, удалившийся в Монголию в 1764 году до Рождества Христова, почитается основателем первой монгольской династии Хунну. Уже в начале третьего столетия, когда Хунны сильно потрясли Срединное царство, китайцы узнали, что монголы незадолго пред тем временем находились под верховною властью двух единоплеменных Домов, Хунну и Дун-ху. Хунну, по азиатским историкам Дом Могулл-хана, царствовал в западной половине Монголии; орда его стояла под Хангаем (близ Орхона); владения его простирались от Калгана к северу за Байкал, к западу до Тарбагатайских гор." Отец Иакинф, в миру Н.Я. Бичурин, "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена".
  9. Ну, "из хунну" достаточно пространно. По источникам они выводятся по происхождения от юэчжи, причем от малых (сяо), кои жили не западнее Дуньхуана, а точнее где-то в Цинхае или рядом с ним. Отсюда и цзесец Ши Лэ, кой выводится из племени цян-ку, где цян - этноним древних племен опять же Цинхая (возможно, были тибетоязычными).
  10. Да нет, все нормально. Вот даже по комментариям: The forms of the sɨɣun type most probably go back to *sɨgɨ-gun - which may explain both the Turkm. length (sūɣun) and forms like Chag. sojɣun. - Формы типа sɨɣun, скорее всего, возвращаются к * sɨgɨ-gun - что может объяснить как туркмен. (sūɣun) и формы, подобные Чагу. sojɣun Proto-Altaic: *sūku Nostratic: Nostratic Meaning: deer, female deer Russian meaning: олень, лань Turkic: *sūkak Mongolian: *sogu(ɣa) Tungus-Manchu: *sog-ǯe- Japanese: *su(n)karu Comments: Cf. *sák`a and *sĭgò. Да и вполне себе нормальная семантика: пратюрк. "sɨg" - рогатое [домашнее] животное => "sɨgɨ-gun" (корова) или "sɨgɨ-gɨr (олень). Оба зверя - рогатые и используются как домашние животные. Также и онокоренные параллели в тюркских языках для понятий "корова-верблюдица", "корова-лошадь" и т.д. Везде одинаковые корни, но разные аввиксы. ================= В базе Старостина огурская группа только чувашским представлена.
  11. Точнее, это алтаизм: Proto-Altaic: *kude Nostratic: Nostratic Meaning: relative-in-law Russian meaning: свойственник Turkic: *güde- Proto-Turkic: *güde- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 son-in-law 2 guest Russian meaning: 1 зять 2 гость Old Turkic: küdegü 1, küden 2 (OUygh.) Karakhanid: küdegü 1, küden 2 (MK, KB) Turkish: güveji 1 Tatar: kijäw 1 Middle Turkic: küjew 1 (Abush., Sangl.) Uzbek: kujɔw 1 Uighur: küjoɣul 1 (*küjö-oɣul) Sary-Yughur: kuzeɣɨ 1 Azerbaidzhan: gijev 1 Turkmen: gijev 1 Khakassian: kǝzö 1 Shor: küze 1 Oyrat: küjü 1 Halaj: kideji 1 Chuvash: kǝrü 1 Yakut: kütüö 1 Dolgan: kütüö 1 Tuva: küdē 1 Tofalar: hüdǟ 1 Kirghiz: küjȫ 1 Kazakh: küjew 1 Noghai: kijew 1 Bashkir: kejäw 1 Balkar: kijew 1 Gagauz: güvǟ 1 Karaim: gijav 1 Karakalpak: küjew 1 Salar: kui 1 (ССЯ) Kumyk: gijev 1 Comments: EDT 703, 704-705, ЭСТЯ 3, 43-45, Лексика 297-298, Stachowski 166. Turk. > Mong. küdegü; Yak. > Evk. kutē. Mongolian: *kuda Proto-Mongolian: *kuda Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: relative-in-law Russian meaning: сват, свойственник Written Mongolian: quda (L 979) Middle Mongolian: guda 'match-maker, parent-in-law' (HY 32), quda (SH) Khalkha: xud Buriat: xuda 'сват', xudagɨ 'cватья' Kalmuck: xudǝ Ordos: xuda Dongxian: Gudaɣi Dagur: xodugu, (Тод. Даг. 176) xodog, (Тод. Даг. 178) xuada Shary-Yoghur: Gudā Monguor: Guda (SM 123), Gudā Comments: MGCD 384. Mong. > Chag. quda etc. (see TMN 1, 424, Лексика 310, ЭСТЯ 6, 102-103), Chuv. xъda (Róna-Tas KM), Man. xuda etc., see KW 194, Щербак 1997, 208, Doerfer MT 81-82. Comments: A Turk.-Mong. isogloss.
  12. Тут я соглашусь с ув. Кайратом. Действительно, "аrsil aŋ" => "аrsil-an" => "аrslan" - рык-зверь (дикий).
  13. Тут скорее наоборот, топоним Цзе-Ши образован от этнонима "цзе". Сам этноним впервые встречается в "Ши-Цзи" как "ху-цзе" (что по Старостину хорошо восстанавливается как "о-гар"; по БС будет как "ка-гар") при описаннии события конца III и начала II в.в. до н.э., при перечислении покоренных хуннами племен запада (вместе с юэчжи, усунь и т.д.). Собственно, термин "Цзе-Ши" (羯室) переводится как "дом/род Цзе".
  14. Да не обязательно (хотя похоже). Вот тюрк. "sаmаn" (солома), "čortan" (угорь; щука). И т.д. "Нагашы" это внук?
  15. Вряд ли. Имеется хорошая алтайская параллель, причем тюркское слово "сыг-ыр" (корова) одного корня с тюрк. "сыг-ун" (олень; марал). А само праалт. слово обозначало, видимо, общее понятие о рогатом животном (видимо, полезном для человека): Proto-Altaic: *sĭgò Meaning: deer, horned animal Russian meaning: олень, рогатое животное Turkic: *sɨg- Mongolian: *seɣenek ( ~ -i-) Proto-Mongolian: *seɣenek ( ~ -i-) Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: he-goat (2 years old) Russian meaning: козел (2 лет) Written Mongolian: segenek (L 684: sejinüg) Khalkha: sijneg Buriat: hīneg `castrated he-goat; ox' Kalmuck: sīnǝk Comments: KW 328. Tungus-Manchu: *sig- / *seg- Proto-Tungus-Manchu: *sig- / seg- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: wild deer Russian meaning: дикий олень Evenki: segǯen, dial. sekserge Nanai: segǯi 'herd of wild swine' Udighe: sigisa 'годовалый изюбр' Comments: ТМС 1, 325, 327; 2, 136. Japanese: *sika Proto-Japanese: *sika Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: deer Russian meaning: олень Old Japanese: sika Tokyo: shìka, shíka Kyoto: shíkà Kagoshima: shiká ================================= Пратюркский: Proto-Turkic: *sɨg- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 deer, male maral 2 large bovine Russian meaning: 1 олень, марал 2 корова, крупный рогатый скот Old Turkic: sɨɣun 1 (OUygh.) Karakhanid: sɨɣun 1, sɨɣɨr 2 (MK) Turkish: sɨ̄n 1, sɨ̄r 2 Tatar: sɨjɨr 2 Middle Turkic: suɣun, sojɣun (Pav. C.), sɨɣɨn (AH), sɨjɨn (Ettuhf.) 1, sɨɣɨr (AH) 2 Uzbek: sujɣun 1 (dial.), sigir 2 Uighur: sigir, sijir 2 Sary-Yughur: suɣun, soɣun 1 Azerbaidzhan: sɨɣɨn 1, sɨɣɨr 2 Turkmen: sūɣun 1, sɨɣɨr 2 Khakassian: sɨ̄n 1 Shor: sɨ̄n 1 Oyrat: sūn, sɨɣɨn 1 Halaj: sɨɣɨr 2 Tuva: sɨ̄n 1 Kirghiz: sɨjɨr 2 (dial.) Kazakh: sɨjɨr 2 Noghai: sɨjɨr 2 Bashkir: hɨjɨr 2 Gagauz: sɨ̄r 2 Karaim: suvun 1, sɨjɨr 2 Karakalpak: suwɨn 1, sɨjɨr 2 Salar: sɨxɨr 2 Kumyk: sɨɣɨr, sɨjɨr 2 Это по старым данным. Вонетика говорит супротив сего: Proto-Mongolian: *hüker Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: ox Russian meaning: бык Written Mongolian: üker (L 1003) Middle Mongolian: xuker (SH), xuger (HY 10), ukär (MA) Khalkha: üxer Buriat: üxer Kalmuck: ükṛ 'cow' (КРС) Ordos: üker Dongxian: fugie(r) Dagur: xukur (Тод. Даг. 179), hukure (MD 166) Monguor: fugor (SM 104), xukur (Minghe) Mogol: ükär (Weiers), ZM okär (20-4) ====================================== A Western isogloss. Doerfer MT 67 (following Sinor 1962, Poppe 1966, 198, 1972, 99) would wish Mong. to be borrowed < Turk. and TM < Mong.; phonology, however, speaks plainly against it. ====================================== Собственно, начальный "h" говорит об автохтонности монгольского слова для своего языка.