tatarbi

Пользователи
  • Число публикаций

    681
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Days Won

    6

tatarbi last won the day on 28 Апреля 2016

tatarbi had the most liked content!

Репутация

20 Очень хороший

О tatarbi

  • Звание
    Старожил форума

Контакты

  • ICQ
    0

Старые поля

  • Адрес:
    Altyn Urda

Недавние посетители профиля

8 977 просмотров профиля
  1. Быть может это искаженная передача слова от корня "моң" - печаль, тоска? Еще в 18 веке в письмах татарского предводителя восстания Батырши повелительное наклонение второго лица единственного числа выступает в форме -гыл/-гел: саклангыл, баргыл, белгел, эйтгел. Видимо и здесь аффикс - гал выражает повелительное наклонение. Тогда моңгал>моңал - букв. "печальтесь"
  2. У татар зәңгәрт (вариант - зәңгәт) - праща. там тоже есть кольцо или петля на палец. Раньше была детская забава, сейчас, может, где-то в аулах еще и сохранилась.
  3. Тут еще большой вопрос про этих "армян". Очень странные эти "армяне", говорившие и писавшие на татарском языке, делавшие татарские луки. Скорее всего - потомки татар, принявших армянскую религию.
  4. Касательно культа Атон-Ра интересная статья http://secretworlds.ru/publ/1-1-0-13 Около 1375 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек. Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей? Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп IV старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку». Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои. Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Атоном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный. О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой): Великолепно твое появление на горизонте, Воплощенный Атон, жизнетворен! На небосклоне восточном блистая, Несчетные земли озаряешь своей красотой. Над всеми краями, Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко. Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель, Ты их отдаешь во владенье любимому сыну. Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле. На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто. Когда исчезаешь, покинув западный небосклон Кромешною тьмою, как смертью, объята земля. Очи не видят очей. В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди. Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят. Рыщут голодные львы. Ядовитые ползают змеи. Тьмой вместо света повита немая земля, Ибо создатель ее покоится за горизонтом. Только с Заходом твоим вновь расцветает она. Подобно Атону, сияешь на небосклоне, Мрак разгоняя лучами. Празднуют Верхний и Нижний Египет Свое пробужденье. На ноги поднял ты обе страны. Тела освежив омовеньем, одежды надев И воздев молитвенно руки, Люди восход славословят. Верхний и Нижний Египет берутся за труд. Пастбищам рады стада. Зеленеют деревья и травы. Птицы из гнезд вылетают, Взмахом крыла явленье твое прославляя. Скачут, резвятся четвероногие твари земные. Оживают пернатые с каждым восходом твоим. Корабельщики правят на север, плывут и на юг. Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы. Перед лицом твоим рыба играет в реке. Пронизал ты лучами пучину морскую. Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М.Э. Матье: Птенец в яйце говорит еще в скорлупе, Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить. О бог единый, Нет другого, подобного ему! Ты создал землю по своему желанию, ты один, Людей, всякий крупный и мелкий скот, Все, что ходит по земле ногами, Все, что в вышине летает на своих крыльях... Ты творишь миллионы образов из одного себя, Города, селения, поля, дорогу и поток... Ты в сердце моем, Нет другого, познавшего тебя... Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано: «Ты в сердце моем, / Нет другого, познавшего тебя». Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому. Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем. И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра». Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хепри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов. Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству. Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой истории - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию. Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Источник статьи: http://secretworlds.ru/publ/1-1-0-13#ixzz49SjFUEO3
  5. Интересно, что египетское Атон-Ра практически то же что и Танра (один из вариантов произношения Теңри). У татар, казахов, киргиз говоря о рассвете (восходе Солнца) говорят Таң ата, т.е. тюркское Таң и египетское Атон (диск Солнца) одно и то же. У татар про смерть (в негативном смысле) сохранилось выражение "Сәтлек тийде" - "коснулся Сетлек", в то же время у египятян Сет - бог смерти, который нес смерть дотрагиваясь своим посохом до живого существа.
  6. Алтай алкыштар = Алтайские благопожелания / сост. К.Е. Укачина, Е. Е. Ямаева.- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во, 1993.- 144 с. перевел в электронный формат https://yadi.sk/i/oj6haaDgrq54D
  7. Алтай алкыштар = Алтайские благопожелания / сост. К.Е. Укачина, Е. Е. Ямаева.- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во, 1993.- 144 с. https://yadi.sk/i/oj6haaDgrq54D
  8. Для смартфонов и устройств Android все те же словари в формате Fora Dictionary перезалил (прошлогодние мои ссылки стухли) https://yadi.sk/d/yxnL9Evarddc3 + древнетюркско-русский https://yadi.sk/d/yv_PmijKrddcj сама оболочка (та самая полнофункциональная бесплатная версия, впоследствии замененная на Play Markete на ограниченную) fora_dictionary_15.5.rar https://yadi.sk/d/iS7BlDunrddcX Порядок действий (пишу по памяти). скачиваем на устройство, разархивируем создаем каталог .fora (впереди точка!) перемещаем туда все словари запускаем .apk файл - устанавливается оболочка эл. словаря. Запускаем приложение Fora Dictionary Заходим в меню Manage-Rescan storage отмечаем галочками словари для подключения. после всего нажимаем значок в программе "домой" 2 раза. Появится список словарей. Можно создавать профили и отбирать туда словари нужные для текущей работы
  9. Интересно, что у татар до сих пор (последняя запись 1990) есть верование в "гаиб-ирәннәр" - 40 невидимых воинов, ставших святыми, второе название "кырык" или "кырыклар", к которым обращались за помощью и по сведениям рукописи 18 века "Путешествие Исмагыйль ага" посещали их могилу. Упоминание "гаиб-ирәннәр" есть у Кул Шарифа (16 век) и в Астрологии (17 века). По одной из версий могила предводителя невидимых воинов находится у горы возле слияния Камы (Чулман) и Белой (Агидел) Упоминаются некоторые имена: 1- Котыб, 2- Имамәт, 3 - Утаз, 4- Бодла, 5- Рокаба, 6 - Нәҗаба, 7- Нукабад. Подробнее в книге "Татар мифлары" т.1, с.246 (на татар. языке) https://yadi.sk/i/fWNHEd4bqdBJr
  10. У кого есть этот сборник, скиньте пожалуйста перезалил https://yadi.sk/d/7NW3HeoorKqwd
  11. перезалил https://yadi.sk/i/WH9b-RSZrKqxM
  12. Ногайский героический эпос А. И. Сикалиев https://yadi.sk/i/JQHPrtp3rKpa6
  13. Лицо скорее широкое, чем скуластое.
  14. Да, я встречал в одной из книг обоснование версии о Казане - котле и с упоминанием гуннских котлов - символов власти и порядка. У каждого подразделения был свой котел. Утрата котла в результате панического отступления с поля боя, каралась также как утрата боевого знамени. Здесь также можно вспомнить и гигантский котел Тамерлана. Версия о "котле" является общеизвестной, мне же хотелось предложить альтернативный подход. За информацию о скифском котле рәхмәт.
  15. К этим некоторым и я отношусь. Только не "сары-кипчаки",а "сары "- жёлтые и т.д. Эта позиция Ахинжанова, и многих других мне близка : В ауле моего отца было когда-то 3 племени: кобан (коман?) , шонкар (шукран?) и позже ногай. По моим наблюдениям: условно ногайский типаж: смуглые, прямые черные волосы, карие глаза, скуластые. Встречается и другой тип, назовем условно команский : светлые волосы со светлыми глазами. Более распространенный вариант данного типа: шатен с зелеными глазами (встречаются с васильковыми), причем в детстве, как правило, цвет волос светлый, с возрастом почти у всех темнеет, иногда до глубокого тёмно-каштанового (видимо, результат смешения с первым типом ) . Волосы нередко вьющиеся. Блондинистость как раз в пределах цвета соломы, редко белая. В результате смешения этих типов большинство односельчан несут признаки того и другого типа. Я в детстве был белокурый блондин с зелеными глазами, а вот моя бабушка была с преобладанием в фенотипе признаков условно ногайского типа, но более рослого и массивного сложения и с вьющемися волосами. Теперь с возрастом я светлоглазый, но уже почти брюнет, кожа светлая, но на солнце быстро становлюсь смуглым, что в общем-то не характерно для светлого типа. Дети у меня блондины, но уже заметно, что и у них волосы темнеют. ЗЫ, Один белорус как-то принял меня за казаха. Видимо, уловив во внешности неславянские черты.