Бури-Мунке

Пользователи
  • Content count

    135
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    2

Бури-Мунке last won the day on January 6

Бури-Мунке had the most liked content!

Community Reputation

16 Хороший

About Бури-Мунке

  • Rank
    Опытный пользователь

Старые поля

  • Страна
    Россия

Recent Profile Visitors

874 profile views
  1. Бури-Мунке

    Военное дело крымских татар

    Нашел интересную статью уважаемого Л.А. Боброва, в соавторстве с С.Ю. Каиновым, В.В. Веселитской, А.В. Сальниковым про копье татарского султана Тохтамыша. Могу что-то путать, но, по-моему, это вообще первое копье крымских татар, которое опубликовано. Очень интересно. Бобров Л.А., Каинов С.Ю., Веселитская В.В., Сальников А.В. Наконечник копья крымскотатарского султана Тохтамыша из собрания Государственного исторического музея // Былые годы. 2019. № 52 (2). С. 542-558. https://www.kitabhona.org.ua/libwar_armor/bobrov01.html Вообще сайт "Китаб хона" очень хороший. Почти все материалы про кочевников. Рекомендую.
  2. Не хочу вас расстраивать. Но это корейский шлем. Где-то, 17-начала 19 веков. Японцы тоже могут ошибаться. )))
  3. Бури-Мунке

    Войны и сражения эмира Тимура

    Конечно, такие случаи бывали в истории. Другой вопрос, как это было в битве под Анкарой. Была ли вообще "измена татар"? Тимуридские источники об этом вообще ничего не сообщают. Да и многие нейтральные источники тоже. Насколько я понимаю, версия об "измене татар" есть лишь в нескольких сообщениях оппонентов Тимура. Которым было выгодно выставить "татарских предателей" в качестве главной причины поражения турецкой армии. Главный источник версии об "измене татар" - Ибн Арабшах. Но Арабшах Тимура ненавидел. И кроме измены татар, у Арабшаха много таких подробностей, которым никак нельзя доверять. Например, что этих "татар" в армии Баязида было больше, чем турков и других народов вместе взятых. Вплоть до 2/3 всей армии. )))
  4. Бури-Мунке

    Войны и сражения эмира Тимура

    Понимаю, что цитировать "Википедию" плохой тон, но в этом случае, там достаточно интересная информация относительно положения Баязида в плену Тимура. Получается, что современники ничего не знали про "клетку" и голую жену султана. Эта информация появилась лишь спустя пол века после битвы под Анкарой. "В Европе были популярны легенды о мучениях Баязида в плену. Его якобы заковали в цепи, и он был вынужден смотреть, как его любимая жена Оливераприслуживала Тамерлану за обедом[69]. По легендам, Тамерлан во время разорения османского государства повсюду возил за собой Баязида в зарешечённом паланкине или клетке, подвергая всяческим унижениям, использовал его как подставку под ноги, а за обедом бывшего султана помещали под стол и кидали ему кости[70]. О смерти Баязида тоже существовали разные версии. Одна из них говорила о самоубийстве Баязида[67]. Якобы султан разбил голову о прутья клетки или принял яд. Версия продвигалась османскими историками: Лютфи-пашой, Ашик-паша-заде[71]. Ещё одна версия гласила, что султан был отравлен по приказу Тамерлана. Отравление Баязида по приказу Тамерлана считается маловероятным, поскольку имеются сведения, что тюркский правитель вверил заботу о больном Баязиде своим личным лекарям[72][k 8]. В описаниях современников и свидетелей событий нет упоминаний ни о клетке, ни об унижениях. Шильтбергер ничего не писал о клетке, решётках или насильственной смерти[k 9]. Ничего не пишет о клетке или отравлении и другой современник, Жан Бусико, побывавший в плену Баязида после Никопола. Клавихо, приезжавший к Тамерлану в 1404 году в составе посольства и посетивший на обратном пути Константинополь, также не упоминает о клетке. Равно молчат о клетке и все греческие источники первого десятилетия XV века[75]. Шарафаддин Язди (?-1454) в Зафар-наме писал, что с Баязидом обращались уважительно, по его просьбе нашли его сына среди пленников и привели к отцу[k 10]. По поводу жены Баязида Шарафаддин писал, что её с дочерьми Тамерлан отправил к мужу. Якобы Оливера стала мусульманкой под влиянием Тамерлана[77]. Первые упоминания о не совсем уважительном отношении к Баязиду появляются у Ибн Арабшаха (1389—1450)[k 11] и Константина из Островицы[k 12]. Ибн Арабшах писал, что «сердце Баязида разбилось на куски», когда он увидел, что его жёны и наложницы (а не одна жена) прислуживают на пиру[78]. О пленении султана Ибн Арабшах писал: Ибн Усман стал добычей и заперли его, как птицу в клетке[59]. Однако это всего лишь «цветистый стиль», свойственный восточным авторам, а не реальная клетка. По словам историка литературы Г. Гибба, «цветистая элегантность стиля затронула и историографию. Большая часть авторов тимуридской эпохи поддалась её влиянию»[79]. Константин из Островицы не пишет ни о клетке, ни об обнажении жены султана, лишь о самоубийстве Баязида. В рассказе Константина, как и у Ибн Арабшаха, султана так поразило то, что его жена разносила вино на пиру, что он отравился ядом из перстня[80]. Османский историк Мехмед Нешри[en] (1450—1520) описывает пребывание Баязида в плену и дважды упоминает клетку. По его словам, Тамерлан спросил Баязида, чтобы тот сделал, если бы пленил его. «Посадил бы в железную клетку», — ответил Баязид. После чего Тамерлан ответил: «Это плохой ответ». Он велел изготовить клетку и посадить в неё султана[81]. В другом месте Нешри пишет, что Тамерлан заказал носилки, как клетку. Их возили между двумя лошадьми перед Тамерланом, а на остановках ставили перед его шатром[62]. Полный набор составляющих легенды впервые, возможно, встречается в составленном в 1450—1460 годах (опубликованном в 1509 году) труде папы Пия II Asiae Europaeque elegantissima descriptio: Баязида содержат в клетке, кормят отбросами под столом, Тамерлан использует Баязида как подставку, садясь на коня. Дальнейшее развитие можно найти у более поздних авторов, таких как Теодор Спандунес[en]. Первая версия его истории была написана на итальянском языке и завершена в 1509 году, а французский перевод был опубликован в 1519 году. В этих версиях текста Спандунес писал только о золотых цепях и о том, что султан использовался как подставка. Клетку Спандунес добавил только в более поздних редакциях текста. В более поздние версии текста включено также описание публичного унижения жены Баязида: У него была жена Илдрима, которая также была его пленницей, с которой сорвали одежду до пупка, обнажив срам. И он заставил её так прислуживать и подавать еду своим гостям[82]."
  5. Бури-Мунке

    Войны и сражения эмира Тимура

    Совершенно справедливо. Предложение к модератору. Может имеет смысл выделить тему войн Тимура в отдельную тему?
  6. Бури-Мунке

    Войны и сражения эмира Тимура

    При всем уважении. Сложно согласиться. Как раз, наоборот, при Тохтамыше (до 1395-1396 годов), Улус Джучи был (впервые после "замятни") объединен под властью одного государя. Другими словами Тохтамыш был в разы сильнее, чем Мамай и др. Мощь ЗО при Тохтамыше, возможно, была сопоставима с мощью ЗО времен Джанибека и Узбека. Хотя, возможно, и слабее, чем у них.
  7. Бури-Мунке

    Войны и сражения эмира Тимура

    В "Зафар-наме" написано, что отношение к пленному султану было уважительным.
  8. Бури-Мунке

    Войны и сражения эмира Тимура

    Насколько я понимаю, на Кондурчу успели не все армии ЗО. Тимур двигался очень быстро. Не все вассалы ЗО могли так быстро собраться. Разгром в 1395-1396 годов был, кончено, страшный. Но силы у ЗО еще оставались. Во всяком случае их хватило, чтобы через три года (в 1399 г.) разбить армию Витовта и его союзников на Ворскле.
  9. Бури-Мунке

    Войны и сражения эмира Тимура

    Там достаточно мутная история с этими "татарами". В большинстве источников о сражении об этом вообще ничего не сказано. Не до конца ясно сколько было этих "татар". И в какой момент битвы они перешли (и перешли ли) на сторону Тимура. Схожая история с битвой на Тереке. Некоторые ученые полагают, что главной причиной победы Тимура было то, что один из командиров Тохтамыша увел войска с поля битвы. Но и в том и в другом случае, роль перебежчиков и беглецов, на мой субъективный взгляд, несколько преувеличивается.
  10. Бури-Мунке

    Цель рейда Субэдэя и Джубэ

    Судя по "Зафар-наме", разгром османов дался Тимуру намного проще, чем победы над Тоттамышем в 1391 г. и в 1395 г. Там были реальные риски. А османы (в отличие от ордынцев), так и не смогли перехватить инициативу в сражении.
  11. Бури-Мунке

    Цель рейда Субэдэя и Джубэ

    На Тереке Тимур "постукал" Тохтамыша все-таки сильно. Да и потом сотворил с Золотой Ордой такое, от чего она уже больше не оправилась.
  12. Мне кажется, что вы неверно интерпретировали мое сообщение. Фильм "Тобол" плохой не потому, что там "плохо" показали ойратов. Там плохо показали ВСЕ народы. Потому что фильм исторически недостоверный. Костюмы все извратили. Оружие и досехи переврали. Исторический контекст событий изгадили. Надеюсь теперь моя позиция стала более понятной.
  13. Возможно, я какой то "холивар" пропустил. Но то, что я читал у Пастухова написано вполне адекватно. В любом случае ругачка такого уровня на форуме не айс. При всем уважении.
  14. Не очень понял ваш посыл. Кто хает ойратов, китайцев? Отзыв на фильм вполне адекватный. Фильм "Тобол" откровенно плохой.
  15. Интересный отзыв на фильм "Тобол". Автор отзыва явно понимает о чем пишет. http://istorja.ru/forums/topic/3392-tobol-ocherednoy-shyidevr-otechestvennogo-sinematografa/ Если кратко. То не оставлено камня на камне.