bektemir2

Пользователи
  • Публикации

    884
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    3

Последний раз bektemir2 выиграл 5 декабря 2015

Публикации bektemir2 были самыми популярными!

Репутация

-14 Очень плохой

О bektemir2

  • Звание
    Старожил форума

Информация

  • Пол
    Мужчина

Старые поля

  • Страна
    kyrgyzstan

Посетители профиля

1 426 просмотров профиля
  1. судя по крайнему слева персонажу бейсболку придумали тоже казахи
  2. на какой странице Бирана? И почему собственно Биран, она что самый авторитетный спец. по Хайду?
  3. bektemir2

    Кыргызы-2

    Происхождение этнонима «кыргыз» Автор: Азат Абдысадыр уулу 1. Анализ письменных источников Проблема происхождения этнонима «кыргыз» еще не решена. Имеются различные гипотезы. Научная ценность этих гипотез еще не подтверждена. Мы предлагаем новую гипотезу происхождения данного этнонима. Этноним «кыргыз» в фонологическом аспекте встречается в древнекитайских, древнетюркских, византийских, арабско-персидских письменных источниках. Но фонологический аспект отражает только сложившуюся форму лексемы. Данный аспект не позволяет определить этимологию лексемы. Необходимо найти письменный источник, где этноним «кыргыз» дается в семантическом аспекте. Анализ письменных источников показал, что древнекитайские письменные источники («Тан-Шу» и «Письма Танского императора кыргызскому кагану») содержат иероглифы, которые дают лексему «кыргыз» в семантическом аспекте. В древнекитайских письменных источниках этноним «кыргыз» в фонологическом аспекте отмечен в следующих формах: 鬲昆 [гэгунь], 堅昆 [цзянькунь], 契骨 [цзигу], 結骨 [цзегу], 紇吃斯 [хягусы], 紇骨 [хягу]. При этом существует следующая форма передачи этнонима «кыргыз» в семантическом аспекте: 黠戛斯 [сяцзясы]. Перевод данной формы следующая: 黠 – черный, 戛 – секира, 斯 – притяжательное местоимение (его, их, это). Следовательно: это [народ] черные секиры. Сопоставительный анализ алтайских, а также индоевропейских языков дает следующую форму: праиндоевропейский: *kerǝs; праалтайский: *kàru; Пратюркский: *kara (черный); праиндоевропейский: *kĕrt; праалтайский: *k'ĭ̀rég; пратюркский: *kerki (резать, топор, секира, кирка). Следовательно, праиндоевропейский: *kerǝs kĕrt; праалтайский: *kàru *k'ĭ̀rég; пратюркский: [народ] *Kara kerki – народ «Черной секиры». Кроме того, в письме Танского императора кыргызскому кагану Ажо (Жарган) от 845 года н.э. дается еще одна иносказательная, семантическая форма этнонима «кыргыз»: 雄朔漠以偁君禀耀旌頭, 分天街而建閾 – «[каган, Вы] храбростью [своей] от севера до великой пустыни (Пустыни Гоби) владели, Вы, Милостивый государь получили [свое] сияющее знамя, [как] глава разлчили Небесный Тракт (две звезды в созвездии Тельца – Плеяды), установили [его] границу». В данном отрывке форма 天街 [тяньцзи] (звезды из скоплении Плеяды) имеет семантику «Небесный народ» или «Народ Плеяды». Данная форма встречается в древнекыргызских надписях в виде «Теңри эл» – «Небесный народ». К примеру, в надписи Уюк-Туран (е-3), отмеченной кыргызской тамгой, пишется что: «Öčеn : Külüg Tirig : ben : Teŋiri Elim : te : jemlig : ben :» – «Я – Очин Кюлюг Тириг. В моем, Тенгри народе (Небесном народе) я был богат». Как показывает лингвистический анализ, согласно древнекитайским письменным источникам этноним «кыргыз»: 1) имеет семантику «резать, топор, секира, кирка»; 2) а также имеет культурологический маркер «Небесный народ» или «Народ Плеяды». Сопоставительный анализ китайских и античных письменных источников дала такие же результаты. Согласно Геродоту у Таргитая (родоначальника скифских народов) «было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша». Нас интересует имя младшего сына «Колаксай» (Κολάξαιν). Данная лексема имеет семантику «резать». Исходной формой является Κολάζω. Сопоставительный анализ алтайских, а также индоевропейских языков дает следующую форму: праиндоевропейский: *kert (резать); праалтайский: *k'ĭ̀rég (режущий инструмент); пратюркский: *kerki (резать, топор, секира, кирка). Следовательно, можно утверждать, что лексема Κολάξαιν (Коллаксай) является названием народа *kerki (кыргыз). Первое упоминание народа Κολάξαιν (Коллаксай) относится к 2-ой половине VII в. До н. э. В парфении древнегреческого поэта Алкма́на народ Коллаксай упоминается вместе с культурологическим маркером «Плеяда»: После Агидо вторая красотою, — Колаксаев конь за приз с ибенским спорит. Поднимаются Плеяды В мраке амбросийной ночи. Следовательно, согласно античным письменным источникам этноним «кыргыз»: 1) имеет семантику «резать, топор, секира, кирка»; 2) а также имеет культурологический маркер «Плеяда». Как видно соответствие древнекитайских и античных письменных источников налицо. Таким образом, этноним «кыргыз» имеет семантику «резать, топор, секира, кирка». Данная семантика предположительно связано с космологической мифологией Плеяды. Кроме того, этноним «кыргыз» в письменных источниках в форме Коллаксай встречается еще в 2-ой половине VII в. до н. э. 2. Время и место возникновения этнонима «кыргыз» Время возникновения этнонима «кыргыз» можно определить генетическими, археологическими, а также культурологическими маркерами. Мы предполагаем, что этноним «кыргыз» возник в андроновскую эпоху (XVII—IX веках до н. э.). Согласно исследованиям YSearch генетические маркеры современных кыргызов и андроновцев полностью совпадают. Следовательно, этногенез кыргызов начинается еще с XVII—IX веках до н. э. Сводная таблица генетических исследований YSearch выглядит следующим образом: Как видно генетическая связь андроновцев и кыргызов налицо. Археологические исследования показали полное сходство андроновских черепов и костей скелета из минусинских и западноказахстанских могил. Уже установлено единство территории формирования андроновской культуры, начиная от Минусинской котловины до приаралья. При этом, с учетом находок в Семиречья и бассейна Ысык-Куля, отмечается автохтонность этнических групп андроновской эпохи. Необходимо также отметить, что при археологических раскопках чаще всего встречались двойные топоры, топоры-молоты, особенно топоры с втулкой, или так называемые кельты (особенно в Сибири). Археологические находки также дают нам возможность выделить культурологические маркеры андроновской эпохи. К ним относятся: астрагалы (по кыргызски – сака, чүкө), накосные привески, расколотые трубчатые кости и отсутствие костей свиньи. Астрагалы широко встречаются в археологических раскопках андроновской культуры. Начиная с Карасукской эпохи, на астрагалах ставились тамги. Кыргызы и сегодня играют спортивные игры, где применяются астрагалы (например, национальная игра «Ордо»). Накостные привески на ранних этапах были из ракушечников, на поздних этапах – из серебра и бронзы. Кыргызские женщины до середины XX века носили накостные привески. Найденные в археологических раскопках андроновской эпохи, расколотые трубчатые кости свидетельствуют о культурной традиции андроновцев, которая до сих пор сохранена кыргызами – и сегодня кыргызы раскалывают трубчатые кости. Согласно анализу археологического материала андроновцы не содержали свиней. Кыргызы никогда в истории не содержали свиней. Таким образом, этноним «кыргыз» возник в андроновскую эпоху (XVII—IX веках до н. э.) на территории от приаралья до Минусинской котловины. Следовательно, переселение кыргызов из Енисея в Тянь-Шань не было. Данная территория была единой территорией этногенеза кыргызов, которая сужалась или расширялась в зависимости от исторической ситуации. Корме того об единстве Енисейских и Тянь-Шанских кыргызов свидетельствует тот факт, что в составе современных кыргызов есть племя Жетиген – племя кыргызского правителя Ажо (Жарган).
  4. bektemir2

    Монгольская лошадь

    интересно, проводили ли днк-тестирование лошадей? Можно ли найти след монгольских лошадей?
  5. bektemir2

    Тюрки Шато и Онгуты

    ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ MOHГОЛО-ТАТАРhttp://www.vostlit.info/Texts/rus13/Menda/text.phtml?id=4407 МЭН-ДА БЭЙ-ЛУ /л.1а/ ОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА Земли, на которых впервые возвысились татары 1, 2, расположены к северо-западу от [земель] киданей. Племена 3 [татар] происходят от особого рода 4 ша-то 5. Примечание: от особого рода ша-то произошли белые татары 6. В Юань ши, в биографии Ала'ус-дигит Хури 7, говорится: “[Ала'ус-дигит Хури] происходил от яньмэньских 8 потомков ша-то” 9. Поэтому 10 [о них ничего] не было известно в течение ряда поколений. Их 11 имеются три рода: черные, белые и дикие. В главе 19 сборника 2 Цза-цзи Ли Синь-чуаня 12 в параграфе “Поклоны татар у границ” [говорится]: “У татар все люди отважны и воинственны. Те, которые ближе к китайским землям, называются культурными татарами 13·. [Они] умеют сеять просо, варят его в глиняных котлах с плоским дном и едят. Те, которые дальше [от китайских земель], называются дикими татарами. [Они] не имеют утвари и доспехов, а для стрел употребляют только костяные наконечники. Так называемые дикие татары еще различаются как белые и черные. Нынешний Тэмoджин 14 есть черный татарин” 15. В Цзянь-янь и-лай си-нянь яо-лу 16 <[глава] 133> [сказано, что] в девятом году Шао-син (1.II.1139 — 21.I.1140) “цзиньский владетель Дань 17 назначил своего дядю Ху-ла-мэй 18 чжао-тао ши 19 для контроля /л.1б/ за рынками [в торговле с] двумя государствами — Ся 20 и татар 21. Татары [живут] к северо-западу от государства Цзинь. Те из них, которые ближе к китайским землям, называются культурными татарами. [Они] едят свой рис. Те из них, которые дальше [от китайских земель], называются дикими татарами. [Они] живут только охотой, стреляя [зверя] из лука” 22. Примечание: это различение существовало с древности. В [46] приложении Сы и к У-дай ши 23 [говорится]: “Правитель Сучжоу 24 Сюе Цзин-чжун был послан пожаловать диким татарам, [обитающим] на границах Юньчжоу 25, двести пятьдесят круглых щитов, и несколько сот луков и стрел, захваченных у киданей” 26. В “[Основных] записях” Ляо ши [за период правления императора] Тянь-цзу 27 [сказано]: “Елюй Да-ши 28, переправившись через Хэйшуй 29, увиделся с сян-вэнем 30 белых татар Чуан-гу-эр” 31. Это записи в литературе, в которых впервые встречаются [этнонимы] “дикие татары” и “белые татары”. Так называемые белые татары несколько более тонкой наружности, вежливы и почитают родителей. Когда умирают [у них] отец или мать, то [они] ножом изрезывают себе лицо и плачут. Каждый раз, когда [я, Хун], проезжая рядом с ними, встречал таких, которые были недурной наружности и с рубцами от ножевых порезов на лице 32, и спрашивал, не белые ли [они] татары, [они всегда] отвечали утвердительно. Во всех случаях, когда [раньше они] захватывали в плен сыновей и дочерей Китая, [пленные китайцы] с успехом просвещали и делали [их] мягче. [Поэтому] белые татары в общении с людьми душевны. Ныне [они] являются потомками тех племен 33, 34. Что касается их 35 государства, то временно государственными делами ведает [дочь] татарского владетеля Чингиса 36 принцесса Би-цзи 37. В биографии Ала'ус-дигит Хури в Юань ши [говорится]: “Младший сын [Ала'ус-дигит Хури] Боёха 38 женился на принцессе Алахай-бэги 39. Принцесса была прозорлива и сметлива. Куда бы императорский поезд ни выступал в карательный поход, [император] оставлял [ее] наместницей 40. Важные дела управления армией и государством осуществлялись после обращения [к ней] с вопросом и получения приказа” 41. Это означает, что принцесса управляла в отсутствие императора делами монгольского государства 42. А в [Мэн-да бэй]-лу говорится о том, что [она] временно ведала 43 государственными делами белых татар. /л.2а/ Помощник посла некий Субхан 44, недавно прибывший с миссией доброй воли 45 к нам, Сунам, [47] В главе 1 продолжения 46 ЮЧБШ [сказано]: “После того Чингис отправил посла Джубхана 47 и других, чтобы наладить дружбу с Сунами. [Но послы] были задержаны цзиньским домом. Поэтому в год Собаки (1214) Чингис снова выступил в карательный поход против государства Цзинь” 48. Этот Субхан, упоминаемый в Мэн-да бэй-лу, и есть Джубхан. Его вторичное отправление к Сунам в качестве посла, вероятно, имело место в [году] синь сы. В Сюй Сун чжун-син цзы-чжи тун-цзянь Лю Ши-цзюя 49 <[глава] 15> [говорится]: “В синь-сы — четырнадцатом году [правления] Цзя-дин — посол государства татар Гахачи Сунь 50 прибыл для обсуждения дел”. В Шуанци цзуй-инь цзи <[глава] 2> Елюй Чжу 51 в примечании к Кай-гэ кай-юе цы говорится: “Когда в старину наш император Тай-цзу 52 выступил с войском, чтобы наказать Западный край, и в году синь-сы остановился у заставы Темэньгуань 53 сунский владетель Нин-цзун прислал государственного гонца 54 Гоу Мэн-юя 55, чтобы наладить дружбу и просить мира. Император Тай-цзу согласился с этим. Было приказано “императорскому курьеру” 56 Гэ-ха проводить [его] обратно в его страну” 57. Гэ-хэ-чи-сунь и есть Гэ-ха [упоминаемый у Елюй Чжу]. В то время Субхан, очевидно, являлся помощником Гахaчи Суня. Это событие произошло в год составления настоящего “Описания [монголо-татар]”. Поэтому [в нем] и говорится о “помощнике посла неком Субхане, недавно прибывшем с миссией доброй воли к нам, Сунам”. Что касается его последней поездки к Сунам в качестве посла и убийства [его Сунами], то [это] было в третьем году (4.II.1231 — 23.I.1232) [правления] Тай-цзуна 58. В Юань ши в “[Основных] записях” о Тай-цзуне [сказано о том, что] в третьем году правления Тай-цзуна [последний] “отправил Чобгана 59 в качестве посла к Сунам [для того, чтобы добиться разрешения на] проезд [войск] через [их] территорию [для нападения на государство Цзинь]. Суны убили его” 60. В Шуанци цзуй-инь цзи <[глава] 2> в собственном (авторском. — Н.М.) комментарии к стансам Кай-юе кай-гэ [говорится]: “Когда зимой в [году] синь-мао (4.II.1231 — 23.I.1232) наш император Тай-цзун выступил на юг в карательный поход против чжур-чжэней 61, был издан императорский указ императору Жуй-цзуну 62 отправить гонца Чобгана 63 и других в качестве послов к Сунам. Сунские люди убили его” 64. Еще процитирую Ли-цзун ши-лу 65 <глава 83>: /л.2б/ “В синь-мао, четвертом году [правления] Шао-дин (4.??.1231 — 23.I.1232), [к сунскому двору] прибыл северный посол Субархан 66 под предлогом [переговоров о] проезде [войск] через [сунскую] территорию и соединении войск [обеих сторон для нападения на Цзинь]. Командующий войсками в округах [48] Цин[чжоу] 67, Е[чжоу] 68, Юань[чжоу] 69 и Мяньчжоу 70 Чжан Сюань заманил к себе Субархана и убил его”. Примечание: Джубхан, Чобган и Субархан есть соответствия этого Субхана. Когда он в первый раз отправлялся с посольством к Сунам, [он], вероятно, был в хуайдун чжи-чжи сы 71 по приказу Мухали. Поэтому [этот факт] не записан в [официальных династийных] историях. является белым татарином. Каждый раз, когда [мы] ехали рядом, Субхан почтительно обменивался со мною приветствиями и выражал сочувствие за труды, причем говорил: “[Вы] много потрудились! [С моей стороны] не было ни забот, ни приема. Не взыщите, пожалуйста!”. Так называемые дикие татары весьма бедны да еще примитивны и не обладают никакими способностями. [Они] только и знают что скакать на лошадях вслед за всеми [другими]. Нынешний император Чингис, а также все (его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами 72. Татары в большинстве случаев не очень высоки ростом. Самые высокие не превышают пяти чи и двух-трех цуней 73. [Среди них] нет также полных и толстых. Лица у них широкие и скулы большие. Глаза без верхних ресниц. Борода весьма редкая. Внешность довольно некрасивая. Что касается татарского владетеля Тэмoджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. [Это] то, чем [он] отличается от других. Чингис является сыном прежнего пай-цзы-тоу 74 Цзе-лоу 75.
  6. bektemir2

    Тюрки Шато и Онгуты

    http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1925 Об этнониме «Шато» – «Солто» Автор: Азат Абдысадыр уулу 1. Сведения древнекитайских письменных источников Согласно древнекитайским письменным источникам, племя «Шато» является частью племенного союза «Чуюэ». В «Сюй Тан-шу» сообщается что, «Шато является отдельным племенем западных тюрок рода Чуюэ». При этом, отмечается, что «к востоку от Пулэй есть большая каменистая [земля], поэтому, [это племя] называется Шато-тюрк». Территория, где жили Шато В IX веке Танская империя утратила свое влияние в Западном крае. Воспользовавшись геополитической ситуацией, шатосцы вступив в союз с уйгурами, взяли под свой контроль гарнизоны Бешбалык и Аньси и оказывали сопротивление тибетцам, пытавшимся захватить эти гарнизоны. Но 790 году н.э. шатосцы перешли на сторону тибетцев. Позднее это племя перекочевала в район Ордоса. После падения Танской империи в Северном Китае шатосцы создали три государства: Поздний Тан (923-936), Поздний Цзинь (936-946), Поздний Хань (947-951). Также согласно древнекитайским источникам, «Предки императора Чжуан-цзуна (908-926) [первый император государства Поздний Тан, правил в 923-926 годы н.э., был из племени Шато] первоначально именовались Чжуэ… При последующих поколениях выделились, сами себя назвали Шато и взяли фамилию Чжуэ». Кроме того, в древнекитайских письменных источниках упоминается что форма «Чжоэ» изменился в форму «Чжуэ». Как видно, этноним «Шато» в древнекитайских источниках имеет также формы «Чжуо» и «Чжуэ». 2. Лингвистический анализ этнонима Этноним «Шато» имеет форму «沙陀» со семантикой: «песочно-гравийный склон». На пратюркском языке семантическая позиция «песочно-гравийный» передается лексемой «*eš». К примеру: «эшилген кум» – «сыпучий песок; большие пески» на кыргызском языке. На пратюркском языке семантическая позиция «склон» передается лексемой «*dik». Таким образом, этноним «Шато» (沙陀) переводится на пратюркский язык как «Ešdik». В письменном памятнике кыргызов «Бай-Булуң I» или «Е – 42» говорится о земле «Эштегүн»: «Ana Eštegün jerim : en bilgür» – «Та моя земля Ештегүн, самый мудрый». Данный топоним обозначал территорию современной Джунгарской равнины, с его каменистой, щебневой почвой. Вторая форма этнонима «Шато» – «Чжуо» имеет форму «涿» со семантикой: «бить, стучать, ударять». На праалтайском языке семантическая позиция «бить, стучать, ударять» передается лексемой «*ǯŭgdo», на пратюркском языке – «*jodo» или «jogdo». Таким образом, форма «Чжуо» (涿) переводится на пратюркский язык как «Jod» или «Jogd» с переходом [g] на [j], или на [l]: «Jogd» > «Jojdo» или «Joldo». Древние тогонцы в VIII веке составляли доклад «О царствах и племенах, обитающих на севере». В данном докладе после племени «Суни» в Джунгарии, отмечается племя «Жолто». По нашему мнению форма «Чжуо» (涿) переводится как «Жолто» с переходом [ж] на [c]: «Жолто» > «Солто». Третья форма этнонима «Шато» – «Чжуэ» имеет форму «朱邪» со семантикой: «красный отец». На праалтайском языке семантическая позиция «красный» передается лексемой «*kiuru», на пратюркском языке – «*kïr» с переходом [r] > [z]: «Kïr» > «Kïz». Семантическая позиция «отец» на праалтайском языке передается лексемой «*apa», на пратюркском языке – «apa». Таким образом, форма «Чжуэ» (朱邪) переводится как ««Kïz apa» – «Кызыл». Следовательно, этноним «Шато» переводится как «Эштек»; «Чжуо» – «Солто»; «Чжуэ» – «Кызыл». 3. Лингвистический анализ имен императоров шатосцев Отцом первого императора Чжуан-цзуна был Ли Кэюн (李克用). Лингвистический анализ китайской формы «Ли Кэюн» указывает, что иероглиф 李 [lǐ] в древности имел семантику «управитель» т.е. был титулом. Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой «*dasa», на пратюркском языке «Jasa». Иероглиф 克 [kè] имеет семантику «сведущий, способный, умный». Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой «*bogde», на пратюркском языке – «bögü» и на праалтайском языке – «*ar», на пратюркском языке «ar». Иероглиф 用 [yòng] имеет семантику «правитель». Данная семантика на праалтайском языке передается лексемой «*kioŋi», на пратюркском языке – «kiaŋ». Таким образом форма Ли Кэюн (李克用) переводится как «Jasa bögü ar kiaŋ». Сын Ли Кэюна Ли Цуньсюй правил государством Поздний Тан в 923-926 годы. Его храмовое имя «Чжуан-цзун» (莊宗) имеет семантику «сильный» и «продолжатель рода». Данные семантики на праалтайском языке передаются лексемами «*kü» и «*tog», на пратюркском языке – «kü» и «tog» соответственно. Таким образом, форма Чжуан-цзун (莊宗) переводится как «Kü tog». Сын Ли Цуньсюя Ли Сыюань правил государством Поздний Тан в 926-933 годы. Его храмовое имя «Мин-цзун» (明宗) имеет семантику «светлый» и «продолжатель рода». Данные семантики на праалтайском языке передаются лексемами «*giojnu» и «*tog», на пратюркском языке – «gün» и «tog» соответственно. Таким образом, форма Мин-цзун (明宗) переводится как «Gün tog». Последующие два императора носили посмертные имена «печальный император» и «последний император» но называть правящего императора посмертным именем не принято. 4. Генеалогическая схема племени Шато Таким образом, на основании древнекитайских письменных источников можно создать следующую генеалогическую схему: 5. Сопоставительный анализ генеалогических схем племени Шато и кыргызского племени Солто Лингвистический анализ этнонима Шато, а также имен императоров шатосцев показывает, что лексемы пратюркского языка, передающие семантические позиции основных компонентов древнекитайских форм совпадают с основными компонентами генеалогической схемы кыргызского племени Солто. «Чуюэ» – «Tiolgu» на праалтайском языке – «Тагай» на кыргызском языке; «Шато» – «Ešdik» на пратюркском языке – «Эштек» на кыргызском языке; «Чжуо» – «Joldo» на пратюркском языке – «Солто» на кыргызском языке; «Чжуэ» – «Kïz apa» на пратюркском языке – «Кызыл» > «Козор» на кыргызском языке; «Ли Кэюн» – «Jasa bögü ar kiaŋ» на пратюркском языке – «Богорстон» на кыргызском языке; «Чжуан-цзун» – «Kü tog» на пратюркском языке – «Күл туу» на кыргызском языке; «Мин-цзун» – «Gün tog» на пратюркском языке – «Күн туу» на кыргызском языке. Сопоставительный анализ генеалогических схем выглядит следующим образом: Таким образом, этноним «Шато» относится к кыргызскому племени Солто. При этом в генеалогической структуре племени Солто сохранились имена первых императоров Позднего Тана. 21 П
  7. читайтеhttp://kghistory.akipress.org/unews/un_post:8572
  8. прочитайте внимательно статью о каких рудниках идет речь. рудники в горах, которые достигают Мавереннахра со стороны Ферганы. Это однозначно Тяньшань.
  9. С вхождением Ферганы в состав Халифата и созданием государства Саманидов о Фергане сообщают арабо- и персоязычные географы и историки (Макдиси, Истахри, Ибн Хаукаль и другие). Восточные географы при описании областей халифата особо подчеркивают богатство гор Мавераннахра от Вахана до Чача и Илака и границы стран киргизов. «В этих горах от начала до конца рудники серебра и золота и самые богатые из них те, что близки к стране хырхызов, пока они (рудники) не достигают Мавераннахра со стороны Ферганы и Илака. Самые богатые из этих рудников в области ислама в стороне Банджира и в том, что примыкает к ней» – сообщает географ Х века Истахри (Ал-Истахри является автором географического сочинения "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" («Книга путей и стран»), составленном в 930-933 гг.) [9].http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:8572 речь идет о Тяньшанских горах, где находится страна кыргызов
  10. соседство с найманами, наличие N1b говорит о том, что это были ичкилики. Здесь они соединились с потомками 40 гузов, о которых пишет Аксикенти. Этим объясняется некоторые неровности МаТ.
  11. согласен не однозначно, но что мешало части кыргызов уйти вместе с найманами в Туркестан. Кыргызы не представляли ,очевидно, большую силу, но за 150-200 лет могли размножиться при благоприятных условиях(богатые угодья, горы, свежий воздух ) и уже представляли значительную силу.
  12. где можно достать английский перевод Рашиддина?
  13. авторитета Рашиддина не достаточно? кыргызы, туматы , найманы, меркиты вместе прибыли в Туркестан