Alee

Пользователи
  • Content count

    516
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    14

Alee last won the day on October 15

Alee had the most liked content!

Community Reputation

99 Очень хороший

About Alee

  • Rank
    Старожил форума

Информация

  • Пол
    Мужчина

Старые поля

  • Страна
    Казахстан

Recent Profile Visitors

5099 profile views
  1. Вот вспомнил есть еще такое в диссертации Л. А. Боброва https://www.dissercat.com/content/osnovnye-napravleniya-evolyutsii-kompleksov-zashchitnogo-vooruzheniya-narodov-tsentralnoi-sr На наш взгляд, потенциал среднеазиатского эпоса определяется его спецификой как исторического источника. Как правило, подробные описания шлемов и панцирей в среднеазиатских эпических произведениях отсутствуют. На основании лингвистического анализа иногда возможно установить структуру бронирования доспеха (кольчатый, пластинчатый, «мягкий» - стеганый на вате), а также материал изготовления шлема или щита (железный, медный, кожаный и т. д.). Однако этот метод срабатывает далеко не всегда. Нередко сложно определить, что понимали современники событий под тем или иным термином. Так, например, под «девятислойным торгоутом» казахи периода позднего Средневековья могли иметь в виду как стеганый «в девять слоев» панцирь из органических материалов, так и бронированный «в девять рядов» пластинчато-нашивной доспех, «девятислойный» кожаный (ламинарный?) доспех и т. д. (Ахметжан, 2007, с. 141-142). Реконструировать покрой и особенности конструкции корпусного доспеха исключительно по материалам эпоса в большинстве случаев не представляется возможным. В то же время, некоторые названия панцирных элементов несут в себе информацию об особенностях конструкции, внешнего вида и покроя: «жез телпек» («медная тюбетейка»), «женсиз берен» («панцирь-безрукавник») и др.
  2. Кольчуги и шлемы у казахов во второй половине 19 века и поединок казахских батыров: ПРИОРОВ М. В ПОГОНЮ ЗА ХИЩНИКАМИ Рассказ. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Priorov_M/text1.htm Мы подходили к речке Аще-Уилу; неприятель не отставал, держась впрочем на почтительном расстоянии от нас. Но вот из толпы его стали выделяться отдельные всадники, а за ними повернули и целые группы кочевников и, сомкнувшись в толпу, пошли на голову нашего маленького отряда. Казаки и стрелки шли пешими, в виде небольшого каре, в средине которого были лошади и верблюды. — Берданки были на готове. Все ближе и ближе подходила к нам толпа конных Киргиз; уже можно было разглядеть, что они были не с голыми руками: мы ясно отличали тонкие пики, кривые сабли и у некоторых ружья. — Передние всадники, гарцовавшие поближе к нам, были еще лучше вооружены и казались очень оригинальны в своем восточном наряде. Особенно один, главный ли их, предводитель, или лучший джигит и батырь, на славном сером коне, покрытом шитым золотом длинным красным чепраком-попоной, в красном же халате, и в железном шлеме и кольчуге, близко гарцовал перед головой отряда и несколько раз, будто дразня нас и ободряя своих, проносился поперек нашей дороги с гиком, или летел прямо на нас, низко, низко нагнувшись над седлом и зажав в руках свою длинную, тонкую бамбуковую пику. Казаки несколько раз порывались застрелить его, но я останавливал их: он не приносил нам пока никакого вреда, и так был оригинален в нашем веке и при нашем оружии этот средневековый Киргиз рыцарь и костюм и своею удалью, что как-то жалко было убивать его. Душа старого батыря-разбойника, нашего вожака Марам-бая, не вытерпела. Вспомнил должно быть старые годы: подтянул он покрепче свой пояс, взял пику, и не успел я моргнуть, как он уже выскочил из рядов отряда и, нагнувшись над лукою и нагнув пику, несся на встречу Киргиза-джигита. Перед нашими глазами воскресала картина старого единоборства, когда в виду двух неприятельских полчищ выезжали воины один на один померяться силами. — Ну где в современной войне можно видеть такую иллюстрацию к Рустему и Зорабу Жуковского и к Илиаде Гомера, да еще при обстановке безграничной степи, яркого солнца и с оригинальными восточными костюмами?! И ведь это было вовсе не так давно, и только 20 лет отделяют нас от фактов этого рассказа. На свободном пространстве между нашим отрядом и толпами Киргиз Марам-бай столкнулся с красивым наездником. Мы видели, как они и одиночку летели друг на друга с пиками, как они увертывались и гарцевали и как, наконец, Марам-бай, бросив пику в сторону, выхватил шашку, налетел на Киргиза, и, сшибив его шлем, разрубил ему голову. Батырь упал, серый конь его под красным чепраком поскакал назад к своим, а Марам-бай, быстро нагнувшись, схватил упавший шлем и помчался с гиком к отряду. За ним погнались несколько всадников, и пули засвистали уже у нас над головами, но наши берданки остановили нагонявших храбрецов. Нельзя было узнать старика Марам-бая, когда, держа свой трофей высоко над головой, он примчался к нам. Куда делась его старость, куда делись его морщины и согнутый стан; перед нами был молодой воин, счастливый победитель; глаза горят, лихо как приросший сидит он на коне, и кажется, что он только что вздохнул чудным родным воздухом, после стольких лет душевной тюрьмы и скуки! Киргизы не ограничились однако одними театральными единоборствами, они, конечно, имели большее понятие о своих силах и храбрости, и наш маленький отряд, заброшенный далеко от всякой подмоги, казался им совершенно ничтожным — потому что, не прошло и получасу, как толпы их с гиком уже мчались на нас.. Я остановил людей и не велел им стрелять без команды. — Ракетный станок был тоже приготовлен. Несколько раз налетала на отряд киргизы, и каждый раз дружный залп казачьих берданок и отличные выстрелы стрелков, возвращали их назад, и до рукопашного боя не доходило. — Ракеты пугали их лошадей и разбивали врозь их толпы. Отбив каждый раз их натиск, я поворачивал отряды и шел далее, а они посылали нам в догонку пули. Еще два дня провожало нас скопище Киргиз, от времени до времени делая попытки атаковать и смять нас, но каждый раз безуспешно. Более смелые падали вблизи самого отряда; шлемы и кольчуги, бывшие на некоторых, не выдерживали удара наших пуль, и железо их рвалось, как бумага. Перед самым ночлегом, на третий день, киргизы сделали еще попытку, но не выдержали опять ни пуль, ни атаки казачьей лавы, и, покараулив нас еще полдня, они оставили нас в покое, и только издали одиночные их всадники маячили на горизонте и следили за нами, может быть выжидая нашей оплошности. От нескольких раненых, поднятых нами, мы узнали, что имели дело со скопищами Китинцев, воинственного киргизского рода, кочующего близ пределов Хивы, и что вожаком их и начальником был Садык-бай, убитый в начале их натиска. Пленные говорили, что Китинцев было более 3 т. человек и что они послали гонцов за подкреплениями и ждали их. Таким образом благополучно отделавшись от степного приключения, мы продолжали наше движение, питаясь все время кониной.
  3. Я уверен что там 2 вещи, шелк это халат, а сам доспех одет поверх него. МАТФЕЙ ПАРИЖСКИЙ (ок. 1200-1259). ВЕЛИКАЯ ХРОНИКА http://www.vostlit.info/Texts/rus/Matthew_Par/frametext1.htm Про кожаные доспехи средневековых монголов: Родина их, земля некогда пустынная и огромной протяженности, [лежит] далеко за всеми халдеями, откуда они львов, медведей и прочих хищников изгнали при помощи луков и другого оружия. Из их кож они изготовляют себе, хотя и легкие, но все же непробиваемые доспехи. Тяжесть доспехов зависит и от покроя, а там современники упоминают что доспехи прикрывали спереди, а спину нет. Видимо у многих кожаные доспехи были в виде передних жилеток/фартуков, а не полноценное фул покрытие.
  4. Именно у калмыков не знаю таких источников. А так у Боброва в его большой книге в теме "мягких доспехов" говорится что многослойные кожаные доспехи часто упоминаются в эпосах у енисейских кыргызов, алтайцев и монголов. А сам я вот такое встречал в Халха джирум, кожаные доспехи перечисляются среди вещей за которых будет штраф за кражу: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Chalcha_Girum/frametext1.htm Статьи о краже мелких вещей Статья 33. За [кражу] пластинчатых лат (илтасун хуяк), кольчуги (куо), ватного панциря (олбок), ружья, подшлемника (тоби), шлема (тулга), нарукавников (харабчи), передника к панцирю, нагрудного круга (толи), наплечия (джабдунг), кожаного панциря, чешуйчатого панциря (бэктэр хуяк) — штраф в восемь девятков. И еще у Н. Витсена про доспехи монголов : Они делают панцири из деревянных и железных чешуй, кроме того, у них есть защитные латы как от пуль, так и от стрел: из шелка и оленьих шкур толщиной в две сложенные ладони, не тяжелые, хотя выглядят некрасиво.
  5. Восточные ойраты и халха-монголы выглядели не точно так же как средневековые монголы, но общий силуэт будет схожим. А силуэт казахов будет схож с ордынским, но это тоже не точно, потому что за это время защит. снаряжение изменялось и источники их получения тоже. Но если это стеганый доспех, то логичнее считать что это именно кожаный а не ХБ/дорогая ткань. Все таки для стеганого ХБ/дорогой ткани название у казахов было "каттау". И бригантину казахи называли "берен", у Трепавлова по вооружению ногаев аналогичное название среди доспехов перечисляется.
  6. "Торгауыт" - предположительно использовали ойраты, название говорящее. Возможно это ламинарные доспехи из слоенных полос кожи, которые бытовали в период монгольских завоевании. Известно что халха-монголы и ойраты тоже использовали кожаные доспехи. Мне кажется это дорогой доспех, а потому для казахов считаю не очень характерным, это же сколько скотины надо забить чтобы потом все правильно выдубить-обработать кожу таким образом чтобы она не сгнила, да еще и чтобы красиво смотрелась и не воняла. А для того кто их себе мог позволить - бай/султан, то для него это наверное были "беспантовые" доспехи - кольчуга все равно эстетически приятнее смотрится, тем более если декорирована серебром/золотом. В общем считаю что простолюдинам дешевле и проще было сшить/купить толстый стеганый ватный/войлочный халат. Ну а у богатых такой халат мог быть из дорогих тканей(в отрывке про "каттау" Кенесары говорится про шелк). Отрывок из книги К. С. Ахметжана: Да, будет означать стальной доспех.
  7. Еще со времен гуннов известно о таком способе "приготовления" мяса у кочевников. Аммиан Марцеллин о гуннах: При столь диком безобразии в них человеческого образа они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть.
  8. Мясо под седлом часто упоминается у крымских татар, по казахам тоже приводил отрывок современников 19 века. Ну может быть это штамп европейских оседлых народов переносивших свое представление на всех варваров-кочевников. А вообще раз реконструкторы делают и не брезгуют таким мясом, то видимо удобоваримо-съедобно.
  9. Интересный развлекательный канал выпускающий видео о пище разных воинов разных периодов. Выпуск о том чем питались средневековые монголы:
  10. По гаплам казахов уже обсуждали же в одной из тем или во множестве тем... Из статьи асан-кайгы получается что соотношение пришлых к местным всего общий процент пришлых составляет около 50-53%. На территории Казахстана они появидись в период монгольских завоевании. То есть около половины это восточные тюрки и монголы. Генетика соответствует шежире на 70-90% © асан-кайгы https://www.haplogruplar.com/origins-of-kazakhs/
  11. Так ник Пастухова на этом форуме Altaica Militarica на некоторых других форумах тоже под этим ником. Пробежался по сообщениям зоотеха, он же не был активным в разделе военной истории, а Пастухов думаю особенно и в этой теме отметился бы.
  12. Вы зоотеха имеете виду ? Кажется вы обознались. Это же историк-востоковед Алексей Михайлович Пастухов, он вроде как больше всего специализируется на военной истории и вооружении Китая и Кореи: http://www.rauk.ru/index.php?catid=126:2011-04-02 19:33:16&id=1177:2011-04-02-193316&lang=ko&option=com_content&view=article
  13. Продублирую свой пост из другой темы: П. И. Рычков 18 век о самоназвании казахов: В. А. Левшин 19 век о самоназвании казахов:
  14. Казахи разговаривая между собой на русском языке в нынешнее время обычно называют себя казаХами, особенно при НЕ казахах, это уже привычное правило этого языка.
  15. Нет, это означает что казахи помнили о своем "узбекском"(кочевые узбеки восточного Дешт-и-кыпчак) прошлом.