Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      146

    • Постов

      18814


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      131

    • Постов

      28376


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      117

    • Постов

      16926


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      85

    • Постов

      2928


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/20/23 в Сообщения

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Аккуратнее следует относиться к подобным статьям. Часто там сплошная мифологизация. Как пример, в приведённой статье есть такие строки: "русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. <… > Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой" Тут аж двойная ложь! Первая часть фрагмента - описание Д. В. Давыдовым своего офицера-партизана, черкеса родом из Чечни, не казаха и уж тем более не воинов во множественном числе, а вторая часть фрагмента - это письмо литовского православного архиепископа Иоанна Поммера, обращенное к жителям советской России из Латвии в начале 30-х гг. 20 века. Как после такой наглой лжи верить этой статье?
    3 балла
  13. Татарские племена были противниками монголов, они убили Есугея и потом вырезались Чх. Читайте РАДа про татар, которые точно не монголы. Экзоэтноним "татар", которым китайцы именовали монголов это не самоназвание.
    3 балла
  14. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  15. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  16. 2 балла
  17. а женщины в белых жаулыках как типичные казашки
    2 балла
  18. В кыргызских легендах монголы, ЧХ не описываются в отрицательном ключе. Нет такой легенды где 40 племен обьединяются против Чингисхана. Тем более халха монголов и даже джунгар. В эпосе Манас врагом является — “Кытай” и их приспешники “калмаки”. Но “калмаки” в эпосе необязательно калмыки или монголоязычные народы, они по сути кыргызы или родственны кыргызам, но не мусульмане по вере.
    2 балла
  19. Публикую полуавтоматический перевод текста французского историка Этьен де ла Вэссьера про Каракорум. Etienne de la Vaissière IDRĪSĪ ON THE UIGHUR EMPIRE A DEPICTION OF QARAQORUM AND BAYBALIQ ИДРИСИ В УЙГУРСКОЙ ИМПЕРИИ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРАКОРУМА И БАЙБАЛИКА Монгольские и немецкие раскопки, проводимые в Каракоруме, бывшей столице монголов в долине Орхон, а также в Карабалгасуне, бывшей столице уйгуров, в 27 км к северу от Каракорума, год от года расширяют наши знания о важности долины для империй кочевников. Основываясь на обширных исследованиях, история поселений кочевников также известна лучше. Похоже, что долина Орхон не имела большого значения в период хунну. Даже для тюрков долина была не так важна, как позволяют нам думать монументальные надписи Хошо Цайдама: Орхон мог быть фактическим центром империи лишь в течение короткого периода, с 690 по 740 год, после возвращения турок из их столетнего переселения к югу от Гоби, в Иньшане и долинах вблизи петли Хуанхэ, и до их поражения перед коалицией подчиненных им племен. Мы не знаем, почему Тоньюкук, фактический строитель новой базы тюркской власти к северу от Гоби, выбрал Орхон. Но этот выбор вызвал серию последующих выборов, начиная с уйгуров. Выбор среднего Орхона Чингисом в 1220 году, а затем Угедеем сам по себе был напрямую связан с тюркским и уйгурским периодами, как продемонстрировал Т. Аллсен с открытым текстом Джувайни. Джувайни написал: "По мнению уйгуров, начало их зарождения и роста было на берегах реки Оркон, исток которой течет с горы, которую они называют Кара-Корум; город, построенный Кааном в нынешнюю эпоху, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут в нем свои истоки; на берегах каждой реки жили разные народы; уйгуры образовали две группы на Орконе. Когда их численность увеличилась, по примеру других народов, они назначили вождя из своей среды и подчинились ему. И так продолжалось в течение пятисот лет, пока не появился Буку-хан. Теперь говорят, что Буку-хан был Афрасиябом; и на склоне холма близ Кара-Корума есть развалины колодца, а также большой камень, и говорят, что этот колодец принадлежит Бижану". Этот текст демонстрирует, что уйгуры XIII века сохраняли память о Бегу кагане и Орхоне, а также о топониме Каракорум. Некоторые останки были обнаружены через реку от монгольского Каракорума, хотя город не упоминается. Однако этот текст не единственный, связывающий Каракорум с уйгурами. В своем "обобщении географических знаний арабов", написанном в двенадцатом веке на Сицилии для короля Рожера, аль-Идриси писал, что: وأٔما بلاد التغزغز فمنها مدينة خزخراكٓث وبينها وبين مدينة خاقان ملكهم يوم خفيف وهي مدينة كٓثيرة الخيرات وفيها صنائع ويجلب إٕليها حديد كٓثير يتجهز به سائر الآفاق من بلاد الترك ومن خزخراكٓث إٕلى مدينة نضخو أٔربع مراحل ومدينة نضخو على بحيرة كٓبيرة وتسمى بحيرة كٓوارث. وهذه البحيرة ماؤٔها حلو وبها طير كٓثير يبيض ويفرخ على الماء وهو شبيه بالطائر المسمى بالهدهد مبرقش بضروب الألوان وإٕلى هذه البحيرة ينتجع كٓثير من الترك لكثرة ربيعها وعشبها. ومن مدينة نضخو إٕلى مدينة خاقان أٔربع مراحل خفاف في عمارة متصلة وقوم ظواعن رحالة ينتقلون من موضع إٕلى موضع ومنها إٕلى نشران وهي مدينة كٓبيرة في جهة الشمال ست مراحل وهي مدينة حسنة للتغزغز على نهر كٓبير خصيب الضفتين ومواشي أٔهل هذه المدينة تسرح في ناحيتيه وجانبيه وبها تجارات وصناعات ويوجد في هذا النهر أٔحجار اللازورد ويجمع بها منه جمل كٓثيرة فيحمل إٕلى خراسان والعراق وسائر بلاد الشامات “В стране тугузгузов есть город (по имени) Ḫ.z.ḫ.rākath خزخراكث. Между этим городом и городом кагана, короля этой страны, короткий день пути. Здесь много удобств и есть мастерские. Туда привозят много железа, а из этого города - в другие зависимые районы страны турок. От Ḫ.z.ḫ.rākath до N.ḍḫū четыре этапа. Этот город расположен на берегу большого озера, которое называется K.wār.th озеро. Вода в нем сладкая. Над водой летает множество птиц особого вида, которые откладывают и растят своих птенцов на воде. Он похож на удода, и его перья разных цветов. Многие турки приезжают на берег этого озера, так как здесь много весенних пастбищ и травы. От N.ḍḫū до города кагана - четыре коротких этапа по стране, постоянно населенной кочевниками, кочующими с места на место. От этого города до N.shrân, большого города на севере, 6 дней. N.shrân - красивый город в Тугузгузе, на большой реке, плодородной на двух ее берегах. Домашний скот жителей этого города пасется на его берегах и в окрестностях. Здесь есть торговля и мастерские. В этой реке можно найти ляпис-лазурь, ее много, ее отправляют в Хорасан, Ирак и провинции Сирии." Хорошо известно, что Идриси, хотя и довольно поздний, является единственным географом, сохранившим часть некогда обширных мусульманских знаний о Сибири, Монголии и Синьцзяне. Свои данные о тугузгузах он приписал Ибн Урдабиху. Ḫ.z.ḫ.rākath был отождествлен Дж. Марквартом с Каракорумом. Он написал: «Это был коммерчески богатый город, находившийся всего в нескольких днях пути от резиденции кагана [...] Поэтому я смею предположить, что в خزخراكت находится древний город Каракорум, руины которого представляют собой сегодняшний Карабалгассун. Тогда нам пришлось бы читать خراخُراكت Charāchorā-kat с иранским كت, как это часто бывает, присоединенным к турецкому имени». Хотя эта гипотеза, безусловно, возможна с палеографической точки зрения — единственная точка различия — однако она не получила дальнейшего развития в тексте Маркарта, и его анализ, похоже, был упущен из виду каждым историком или археологом, работавшим с Каракорумом с тех пор. На самом деле Маркварт внес путаницу, поскольку Каракорум и Карабалгасун были двумя разными городами: Карабалгасун был фактической резиденцией уйгурского кагана, а не Каракорума. Но можно продемонстрировать, что его интуиция была верна, даже если Карабалгасун следует отличать от Каракорума. Ḫ.z.ḫ.rākath можно идентифицировать по ориентирам, приведенным в тексте: он находится в нескольких шагах от столицы уйгуров и в четырех шагах от очень большого озера. Упоминания в тексте резиденции кагана само по себе недостаточно, чтобы продемонстрировать, что здесь описана долина Орхон: уйгуры перенесли свою столицу после своего бегства на юг в 840 году, и мы не можем предположить, что этот отрывок был частью первой редакции текста Ибн Урдабиха, а не ко второму. До 840 года их столицей был Карабалгасун, а несколько десятилетий спустя они обосновались в зимней столице в Кочо-Гаочане и летней в Бешбалик-Бейтинге, к югу и северу от Богда-шаня. Датировка до 840 года может быть фактически продемонстрирована в случае Ḫ.z.ḫ.rākath. Ключевым моментом является то, что большое озеро находится в четырех коротких переходах от уйгурской столицы: ни в Бешбалике, ни в Кочо, то есть в радиусе 50-100 км, нет большого озера. Барскуль, который был бы вероятным кандидатом, находится в 280 км к востоку от обоих этих городов по прямой и находится слишком далеко, в то время как другой кандидат, озеро Помощи на самом дне Турфанской впадины, на 154 м ниже уровня моря, находится всего в одном коротком этапе от Кочо, в 19 км. В долине Орхон ситуация совершенно иная: Огии-Нуур, большое озеро площадью 22 км2, до сих пор известное своими птицами, расположено в 50-60 км от Карабалгасуна, что хорошо подходит для четырех коротких этапов и птиц. Он находится примерно в 75-90 км от Каракорума, в зависимости от выбранной дороги, и хорошо подходит для четырех этапов между Ḫ.z.ḫ.rākath и озером. Единственное небольшое расхождение между текстом и реальной долиной Орхон заключается в том, что Карабалгасун находится на более или менее нормальном расстоянии от Каракорума, в 27 км. С археологической точки зрения, позднее, во времена монголов, Каракорум славился своей торговлей металлами. Были обнаружены железные слитки. Недавно недалеко от Каракорума, на левобережной террасе Орхона, на участке со следами более раннего заселения, относящегося к тюркскому или уйгурскому периоду, было обнаружено несколько монгольских плавильных печей. Это может еще раз подтвердить точность текста Идриси о железе, привезенном в Каракорум. Уйгурский Каракорум, расположенный в нескольких километрах от столицы, был, по-видимому, небольшим промышленным центром, занимавшимся выплавкой железа или его окончательной обработкой: ни один крупный город не мог существовать так близко от гигантского Карабалгасуна. Упоминание о ляпис-лазури в большой реке в 6 стадиях к северу от озера также является характерной чертой Северной Монголии до настоящего времени, поскольку она присутствует во многих реках к югу от Байкала, особенно в хребте, отделяющем Селенгу от Байкала: долина Селенги находится именно там, где 6 стадий к северу от озера. путешествие на север от озера Огии займет несколько дней, то есть около 210 км. Селенга, скорее всего, большая река, плодородная на двух своих берегах, с большим количеством домашнего скота Идриси. Большой, красивый и оживленный город نشران N.shrân, скорее всего, следует отождествлять с Байбаликом, действительно находящимся на расстоянии 6 дней пути прямо к северу от озера Огии, на Селенге, хотя арабская транскрипция искажена до неузнаваемости. Нет никаких сомнений в том, что Идриси, или, скорее, его источник, скопировал информацию о долине Орхона и Селенги, находившихся под властью уйгуров, до 840 года. Хорошо известно, что большинство сведений об уйгурах в арабских источниках следует датировать периодом расцвета уйгуров в Монголии, до 840 года. Тамин б. Бар был основным источником информации для этого, но некоторые согдийские маршруты или, по крайней мере, повествования также, безусловно, были включены, поскольку большая часть топонимии прошла через согдийский фильтр, включая Ḫ.z.ḫ.rākath, -kath - согдийское окончание города. Поскольку текст Тамина сильно отличается, действительно, наиболее вероятно, что Идриси, или, скорее, Ибн Урдабих, использует согдийский маршрут, составленный до 840 года.
    2 балла
  20. Н.Я. Словцов. Путевые заметки, веденные во время поездки в Кокчетавской уезд Акмолинской области в 1878 году.
    2 балла
  21. Юсупов Ю.М., Асылгужин Р.Р., Сабитов Ж.М. Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований//Проблемы востоковедения. 2023. № 4. С. 22-28. https://www.academia.edu/111410149/Юсупов_Ю_М_Асылгужин_Р_Р_Сабитов_Ж_М_Башкирские_ете_ырыу_и_казахские_жетыру_данные_этногенетических_легенд_и_преданий_и_результаты_генетических_исследований_Проблемы_востоковедения_2023_4_С_22_28
    2 балла
  22. Причет здесь правдолюбец или нет. В Вашем случае наблюдается обычное вранье. Вот это: Хетум это опровергает. В источнике это четко указано. Все остальное "не совсем ясно при каких обстоятельствах, маршруте и деталях" - это обычные для вас отговорки. Почему это не приводить Хетума? Потому что рушится фольковый чудо-мир с Чх тюрком со ставкой в Павлодаре?
    2 балла
  23. 2 балла
  24. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    2 балла
  25. https://twesco.org/post/1095 Найдены комплекс и надпись в честь Кутлуг Эльтерис кагана 2022-08-24 13:34:41 В результате научной археологической экспедиции в долине Номгон (Архангайский аймак Монголии), проведенной совместно Международной Тюркской академией и Институтом истории и археологии Монгольской академии наук, был обнаружен комплекс, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. В связи с этим Тюркская академия провела в Улан-Баторе специальную пресс-конференцию. Во встрече с представителями СМИ приняли участие президент Международной Тюркской академии Д.Кыдырали, директор Института истории и археологии Академии наук Монголии Г. Эрегзен, старший эксперт Международной Тюркской академии Н. Базылхан, руководитель Средневекового археологического исследовательского центра Института истории и археологии Монгольской академии наук А. Энхтор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Монголии Г. Койшибаев, посол Турецкой Республики в Монголии З. Атеш, посол Венгрии в Монголии Б. Обрушанска, сотрудники дипломатических миссий, ученые и представители интеллигенции. В ходе пресс-конференции Д.Кыдырали рассказал о научно-исследовательских работах Международной Тюркской академии в Монголии и сообщил, что в этом году совместной экспедицией «Номгон-2022» обнаружен комплекс памятников, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. «Сегодня я хочу поделиться с вами хорошей новостью. В результате экспедиции этого года был обнаружен комплекс и надгробный памятник, посвященный отцу Кюльтегина и Бильге-кагана, Кутлуг Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. «Хочу отметить, что это древнейший письменный памятник, где впервые в ценном артефакте тюркской эпохи встречается название «тюрк», — сказал глава Академии. Д. Кыдырали выразил благодарность участникам экспедиции, открывшим новое открытие, и Монгольской академии наук, поддержавшей эту работу. В свою очередь, директор Института истории и археологии Монгольской академии наук Г. Эрегзен рассказал о результатах научной археологической экспедиции в долине Номгон. Он отметил, что комплекс Номгон является важнейшей находкой древнетюркской эпохи в Монголии. После этого археологи Н. Базылхан и А. Энхтор, принимавшие участие в экспедиции, остановились на особенностях открытого памятника. Кроме того, специально прибывшие на встречу послы высоко оценили работу Международной Тюркской академии и Монгольской академии наук, открывших новое открытие, и пожелали им успехов в дальнейших исследованиях. Стоит отметить, что общая площадь комплекса составляет 49х41,5 м. Вокруг комплекса был вырыт ров овальной формы, который располагался с запада на восток, при этом из извлеченного грунта было построено укрепление. С западной стороны комплекса расположен каменный куб с отверстием посередине (алтарь), каменные фигуры человека, статуя льва с двумя детенышами и две статуи овец. К востоку от ворот комплекса находится гряда из 51 балбала. Среди них на пяти балбалах обнаружен символ «горного козла», принадлежащий роду Ашина. Кроме того, в процессе раскопок в комплексе были обнаружены остатки керамических покрытий и кирпичей, уложенных на пешеходную дорожку, что позволило установить наличие барык (места поклонения). Перед барыком обнаружены верхняя часть письменного памятника и подставка в форме черепахи. На двух гранях найденной ценной находки высечена древнетюркская руническая надпись, а с третьей стороны -надпись на согдийском языке. Ученые, участвовавшие в экспедиции, выделили в тексте памятника ряд слов, таких как «Тенгри», «Тюрк», «Кутлуг», «түмен». На основании информации, полученной из текста надписи, сделан вывод о том, что Номгонский комплекс был посвящен отцу Кюльтегина и Бильге кагана – Кутлук Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. Кроме того, эта надпись является древнейшим письменным памятником тюркской эпохи, где впервые встречается наименование «тюрк». В целом Номгонский ритуальный комплекс во всех своих чертах сходен с ритуальными комплексами Бильге-кагана и Кюльтегина. В верхней части Номгонского письменного памятника изображены головы двух волков, имеющих также сходство с драконом и обращенных туловищем вниз. Известно, что такие каганские атрибуты были высечены в верхней части памятников в честь Таспар-кагана, Бильге, Кюльтегина и на других памятниках. Номгонская надпись является важным памятником государственного значения, как и орхонские памятники. Академия планирует подготовить научный сборник, посвященный результатам Номгонской научной экспедиции, и представит его в столицах тюркских государств. Раскопки памятников тюркской эпохи в Монголии будут продолжены и в дальнейшем. Следует отметить, что исследовательские работы в Номгонской равнине начались в 2019 году. Однако совместная экспедиция «Номгон», приостановленная на два года по причине пандемии «Ковид-19», в июле 2022 года возобновила раскопки. В совместной экспедиции «Номгон-2022» в исследовательской группе Международной Тюркской академии приняли участие президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали, эксперты Академии Напил Базылхан и Нурболат Богенбаев, консультант-археолог, директор Центра археологических исследований Института археологии АН Монголии, академик Дамдинсурэнгийн Цэвээндорж (1949-2022), руководитель группы Центра средневековых археологических исследований Института истории и археологии АН Монголии профессор Алтангэрэлийн Энхтур, археологи Цэрэнхандын Буянхишиг, Гончигийн Батболд и Нарантуяагийн Цэнгэл, Мунхсайханы Ууганбаяр. Ранее Тюркская академия провела археологические раскопки в ритуальном комплексе Шивээт-улаан в Монголии. В 2016 году Академия организовала специальную экспедицию в этой долине. В церемониальном комплексе, построенном в период правления Кутлуг-кагана, обнаружены символы и различные артефакты, а также определена дата постройки. В продолжение этих работ в результате Номгонской экспедиции, начавшейся в 2019 году, был найден комплекс, посвященный самому Кутлуг-кагану. "Предлагаем вашему вниманию первое прочтение НАДПИСИ КУТЛУГ КАГАНА, вызвавшей большой интерес у научного сообщества и всего тюркского мира. Научная группа, сделавшая данное открытие: Д. Кыдырали, A. Энхтор, Н. Базылхан, Н. Богенбаев, Ц. Буянхишиг, Г. Батболд. Параметры надписи: длина и высота 70х74,5 см, ширина 19 см. Тексты расположены на всех поверхностях стелы. По предварительным данным, на передней поверхности имеется 19 строк, из них 12 в хорошем состоянии. Их предварительное прочтение: № 1 Ud yïl: toquzunč: ay: …[……….] Год коровы: девятый месяц 2 …… .... 3 …..Teŋri: oγlu: [……….] ..Сын Тенгри 4 Qutluγ qaγan: Türük [……….] Кутлуг каган: Тюрк 5 Ur oγlum: M[k]ön…..yü…[……….] Мои сыновья, глаз... 6 Biziŋ:öŋlig:..t.. [……….] Наш прекрасный.... 7 es[?] : Ïtdïm: bizi: yat: er: [……….] Я сделал: Нас чужой: Мужи.... 8 Yerde: …..tuz…..[……….] На земле.. 9 Tümen: Tümen: [……….] Десять тысяч: десять тысяч 10 es[?] el[is]ig [?]:küčüg: biz[ber-?] Мы [?] дали [?] свое дело и силу [служение].... 11 Atadïm: bi tidim [……….] Я назначил: на..писал... 12 es[?] : Qop ešti [……….] Все слышали Пока все. Остальное будет опубликовано в ближайшее время. Поздравляю непосредственных авторов открытия – Напила Базылхана, А. Энхтора, Нурболата Богенбаева и остальных коллег!"
    2 балла
  26. Я думаю, что есть связь с озером Ак-тениз (Ок-таниз) сформированным рекой/притоком Кубани недалеко от Черного и Азовского моря. "пролив из Чернаго моря в озеро Ок-таниз" https://cyberleninka.ru/article/n/dunayskie-knyazhestva-vo-vremya-avstriyskoy-okkupatsii-1854-1855-godov
    2 балла
  27. Валиханов так писал. по Y гаплогруппам: старкластер где то у 40 процентов, но в целом восточноевразийских гаплогруп (С2-F4002, C2-M48, O2a2b1-М134,C2c1a1a1-M407 ) большинство, из западноевразийских относительно крупные R1a, R1b, G1 по митохондриальным гаплогруппам также большинство восточноевразийского происхождения, хотя не такое подавляющее как по Y гаплогруппам, где то 60 на 40. по шежире и Y гаплогруппам выходит, что существенная часть предков пришли с Чингисханом в 13 веке. были ли они все монголоязычными вопрос дискуссионный. старкластер, жалаиры и хунгираты скорее всего да, а вот найманы, алчи татары возможно были тюркоязычными. из самых ранних авторов Рузбихан называет казахов потомками татар Чингисхана: “казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами”. также хочу отметить, что схожая история по гаплогруппам и родам также у каракалпаков, ногайцев и кыргызов и скорее всего у узбеков. но если по самому тезису, то мы абсолютно не монголы, вполне типичный тюркоязычный этнос. есть некоторые слова монгольского происхождения, но это нас монголами не делает.
    2 балла
  28. Кыргызские, это перешедшие к ним казахские варианты Кыз Жибек, они указывают на это открыто
    2 балла
  29. Ждём результаты тестирования от Жаксылыка Сабитова и Максата Жабагина, в рамках проекта Жетиру только в Астане было собрано 50 образцов от представителей разных веток жагалбайлы практически из всех регионов компактного проживания в РК и РФ. До этого не более 20 результатов имелось
    2 балла
  30. Ну это просто стереотип. Конина наоборот более полезна чем говядина и баранина. Вот есть исследования: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2882581/ In conclusion, higher levels of palmitoleic and α-linolenic acid in horsemeat than in beef and pork may be beneficial for human health. Horsemeat and bone meal are a good source of some minerals and vitamins.
    2 балла
  31. Хотогойты - восточно-монгольский этнос, существовавший отдельно от ойратов и предков халха, примерно посередине между ними. Имели своих ханов с титулом алтан-хан. Некотрое время соперничали с ойратами в регионе
    2 балла
  32. 1625 г. Грамота в Тобольск. посылали де они кузнеца Фетку Еремеева проведывати и искати железные руды; и кузнец Фетка Еремеев пришед сказал им, что нашел он в горах каменья и руду, а чает он Фетка, что ис того каменья и из руды железо будет". 1699 г. Список допрошенных стрельцов. они ж, Серешка Макаров, Ганка Устинов, Мишка Савастьянов, Фетка Гасило, Логинко Нестеров, Архипко Пажитной, Фетка Бубненок, Селиверстко Игнатьев роспрашиваны и пытаны в другой и огнем зжены". К истории винной монополии 1659 г. Государю Преосвященному Маркелу архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому бьют челом и являют сироты Государевы, Волочжаня посадцкие людишка Фетка Осипов сын Коковин с товарищи. место дворовое Фетка Лошкутаева дано Петрушке Тоивутову". 1575 г. мая 6. - Сотная из писцовых книг Василия Агалина. Васки руфанова дан дочери его Овдотьице; место дворовое Фетка Григорьева Отписка 1590 г. подьячего Т. Сергеева в Новгород к воеводам. Заветной Максимов, да крестьяне Кондуские волости Гриша Карпов, да Другой Оглодов, да Фетка Лутков, да Онитка Васильев, да Данилка Ребуев". Это русские источники, в которых Федоров повсеместно именуют Фетками, Василиев - Васками, Сергеев - Серешками, Петров - Петрушками. )) Вятка писалось и произносилось бы на чагатайском думаю не так, я про первые два звука/буквы.
    2 балла
  33. В документе от 1698 года сообщается, что в низовьях реки Сырдарьи каракалпаки добывают свинец и красную медь, селитру и изготовляют порох, хотя ружей сами не выделывают, а привозят их из Бухары [7,с.49]. В других источниках отмечают, что гора Каратау богата свинцовыми рудами, и на этом месте осуществляется добыча и переработка свинцовых руд. В 30-е годы XVIII века каракалпаки совместно с казахами, добывают свинец в горах около Сырдарьи и льют из него пули [7,с.49]. Недостаточны эти сведения, все же следует полагать, что длительное соседство со старыми городскими центрами на Сырдарье не могло не оказать влияния на уровень развития ремесла у каракалпаков. Для первой половины XVIII века это подтверждается в частности Рычковым, который сообщает, каракалпаки продают казахам порох, свинец и ружья, изготовляемые ими самими [9,с.173-175]. К 1720 г. относятся также астраханские известия об изготовлении ружей и пороха каракалпаками [7, с.50]. 7. Материалы по истории Каракалпаков. Труды института Востоковедение. Том.7. -М-Л.: 1935. 9. Рычков П.П. Топография Оренбургская. -СПб. 1762.
    2 балла
  34. На МолГене кинули инфо : ДНК-ФЕНОТИПИРОВАНИЕ ОСТАНКОВ ИЗ ЭЛИТНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ ЮГА РОССИИ ХАЗАРСКОГО ВРЕМЕНИ https://www.researchgate.net/publication/372079855_DNK-FENOTIPIROVANIE_OSTANKOV_IZ_ELITNYH_POGREBENIJ_UGA_ROSSII_HAZARSKOGO_VREMENI Очень интересны результаты. Особенно соотношение гаплогрупп и антропологии
    2 балла
  35. Сами придумали наверное? Вот кое-какие документы.
    2 балла
  36. Большинство поединков перед битвами у русских связаны с тюрками. При этом, следуя русским же летописям, на поединок русских вызывали именно тюрки. Начиная со времен Владимира Крестителя и Переяславля (отсюда и название города). Так что не бьёт Ваша теория. У казахов батыры постоянно участвовали в поединках перед битвами. Можно посмотреть, скажем, про Богенбая-батыра. Свое мнение измените.
    2 балла
  37. Локализация курыкан в списке тамг не дана. Специальный раздел о племени гулигань в Танхуйяо хотя и повторяет в основном содержание соответствующего отдела Таншу, однако имеет некоторые разночтения. По Таншу: «Гулигань находятся от Ханьхай (Хангайское нагорье в центральной части МНР. - Ю. З.) на севере... Разводят прекрасных лошадей, головой похожих на верблюдов, сильных и рослых, могущих в день пробегать по нескольку сот ли. Их земли на севере достигают моря и от столицы [Китая] чрезвычайно удалены (буквально: самые отдаленные). А если на севере перейти море, то [там] дни длинны, а ночи коротки» (цз. 217б, стр. 11а) (Ср. Н. Я. Бичурин. Указ. соч., стр. 348.). По Танхуйяо: «Гулигань находятся к северу от северной стороны Ханьхай (Хангая). Живут совместно двумя сыцзинями (эркинами). Их страна на севере граничит с ледовым морем [Байкалом]». Речь о Байкале; ведь СЛО не перейдешь. Про короткие ночи в Иркутске, Братске уже писал.
    2 балла
  38. малмен кунелтип и малдын шоли канбады - такие фразы будут обсмеяны в ауле)))
    2 балла
  39. Курсак май тогда по вашему? Жагалбай, сорри, конечно, но вы в аульной терминологии не понимаете. Книжки в интернете - это одно. Вы тут даже загадку свою до конца не поняли))
    2 балла
  40. Сначала Вы определитесь, Вы тролль или идиот. Или курнул чуйки?
    2 балла
  41. The Belegutai descendants of abaga banner (brother of Genghis Khan) have a type of C-Y4541 - laitimes
    2 балла
  42. Да просто уже надоело объяснять разным, что 1.это китайский обычай 2.китайский обычай не разрезание пут, а выбор предметов.
    2 балла
  43. Ждем с нетерпением кереитов: родственны кереям или нет
    2 балла
  44. Все верно, контактов с тамошними казахами и башкирами не было. Самому приходилось побывать в тех краях и даже на машине непрерывной ездой очень, очень и очень далеко. Первые немногочисленные башкиры у нас появились наверно только при советской компании по уничтожению древнего слоя почвы в степи (тың) под кодовым названием "Целина". Это не блюдо, а повседневная еда в зимнее время под названием "ет" - "мясо". Это переваренное, мелко нарезанное мясо, поливаемое соленной сорпой. Поэтому вы неправы говоря, что у нас не было этого блюда. А название "пять пальцев" или "бишпармак" казахи нашего края переняли у русских, а те наверно раньше услышали у татар или башкир. По этой причине название "бешбармак" до сих пор не прижилось у нас и используется как современный новодел, причем обязательно в комплекте с байкой, что его надо непременно кушать пятью пальцами, пятерней, и некоторые наивные люди даже пытаются это проделывать, хотя современное его состояние уже совсем не то, что было раньше, сейчас он стал мокрым и липким из-за появившегося позже в нем теста и также неудачного мокро-липкого сочетания теста с разваренным луком. У нас никогда не скажут по-казахски "приготовить бешбармак" или "позвать на бешбармак" - "бесбармақ асу" и "бесбармаққа шақыру". Мы говорим "ет асу" и "етке шақыру". И можно подумать, что ничего другое казахи не ели пятью пальцами. Наверно баурсаки ели - тремя, курт - двумя, держали кесе с кумысом - четырьмя, а мясо ели - пятью пальцами? От чего такая привилегия мясу, аж всеми пальцами? Чтобы больше ухватить? Или чтобы не вырвали из рук сидящие рядом?
    2 балла
  45. Вчера ночью вернулся из Бишкека с 3-го курултая кыпчаков, при очередных посиделках обсуждали бешбармак и уважаемый ногайский кыпчак Ахмед Ярлыкапов рассказал, что у них используется кавказский термин "инкал".
    2 балла
  46. Вы видимо никогда не видели эти горы вживую. Когда подъезжаешь к ним они сдалека кажутся синеватыми. Небо там не при чем.
    2 балла
×
×
  • Создать...