Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 01/28/19 in all areas

  1. 5 points
    Алшин, Уйсун, Аргын, Кипчак, Кожа, Найман про генетику и историю какого рода лучше написать статью. Везде есть интересная новая информация. Сижу гадаю что лучше написать первее.
  2. 4 points
    Всех мусульманских юзеров с праздником Орозо-майрам!
  3. 4 points
    Arсен четко вам ответил. И я тоже хочу вам еще раз сделать акценты: 1) Чингизиды = Төре = Алтын ұрұқ (золотой род) = Ақ сүйек (белая кость). 2) Чингизиды или род Чингизхана - это неотъемлемая часть истории и происхождения большей части татарских родо-племен, позже образовавших ханство, позже названное Казахским, а его население - казахами. 3) Чингизидов приглашали управлять в качестве ханов над собой многие другие народы (хан көтеру), и даже казахские родо-племена приглашали чингизидов султанов управлять над собой (төре қыламын). 4) Узурпаторами верховного титула "хан" согласно нормам Обычного права считались те народы и племена, которые избирали ханов из черной кости (қара сүйек) - это калмыки, кыргызы и кокандцы (последние двое со слов админа Рустама). По этому поводу у меня возник вопрос, а может быть последний хан чингизид на земном шаре и последний наш хан Кенесары пытался наказать кокандских ханов и кыргызского Ормон-хана за нарушение заветов Чингизхана? За грубейшее нарушение Обычного права (әдәт)? Кто как думает?
  4. 4 points
    Сделано. Самтат и Кошой также стали модераторами всего раздела "Генетика".
  5. 4 points
    N1a1 гаплогруппа якутов, а также многих финнов, прибалтов и немалого числа русских. Первые яркие монголоиды, вторые нордические блондины. Очевидно, что прямой связи между гаплогруппой и антропологией нет. А так столько дураков есть которые придумывают идиотические термины типа генетический монголоид или этнический европеоид.
  6. 4 points
    Касательно генетики ногайцев. Недавно статья вышла, The genetic history of admixture across inner Eurasia, https://www.nature.com/articles/s41559-019-0878-2. Статья денег требует, но можно скачать препринт тут: https://www.biorxiv.org/content/10.1101/327122v1.full Там среди прочего исследовались и ногайцы. Так вот, иследованные ногайцы чётко разбиваются на два кластера, Nogai1 и Nogai2. Nogai1 далековаты от казахов, а вот Nogai2 наоборот, ближе всего каракалпакам и казахам. Я посмотрел где набирали образцы ногайцев, оказалось в Астрахской области и Ставропольском крае. Почти 100%, что Nogai1 - это ставропольские, а Nogai2 - астраханские. Выводы 1) Ногайцы генетически очень неоднородны 2) Астраханские ногайцы генетически близки каракалпакам и казахам.
  7. 4 points
    Насчет самоназвания и самосознания казахов: Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901. 2 том СТР 83-84 https://runivers.ru/lib/book19612/578963/ Теперешние киргизы — несомненно, потомки Чингисовых, Тамерлановых и других воинственных полчищ, проносивших огонь и меч по городам и весям Средней Азии. Хотя в них огромная доля монгольской крови, судя по характерному типу их лица, который наш русский солдатик метко прозывает «калмыковатым», — однако между ними и настоящим монголом, как, например, калмыком или китайцем, разница громадная. Хотя и наша русская и общеевропейская история приучила нас называть монголами победоносные орды Чингисхана, тем не менее они никогда не были монголами, в строгом этнографическом смысле этого слова. Сарт и киргиз никогда не скажут, что Чингисхан был монгол. Для них он узбек, и ничего больше. Киргизы тоже не называют себя киргизами, а узбеками или казаками. Узбеки были — и турки-сельджуки, узбеки были — татары и ногаи, вероятно, также половцы, печенеги и многие другие народы, окружавшие с юга и востока юную Русь в древний период ее истории. А вот этот источник я уже приводил в этой теме, но пусть будет еще раз: П. И. Пашино. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. — СПб., 1868. СТР 83 https://play.google.com/store/books/details?id=rJNPAAAAcAAJ&rdid=book-rJNPAAAAcAAJ&rdot=1 Чрезвычайно были хороши три киргизских джигита, скакавшие стороною, со своим оружием, копьями; это все потомки Алача-хана, как рассказывали мне киргизы. У этого Алача-хана было много детей, и от каждого сына пошел особенный род; сам Алача-хан жил тысячу лет тому назад, до Чингиза. Чингиз, сын непорочной Алангу, направил свои орды на юго-запад и завоевал полсвета. «Мы теперь, — говорили мне киргизы, — потомки этих завоевателей; на нас нельзя просто смотреть: у нас Чингизханова яса, его обычаи; словом, мы узбеки — чего еще больше?!» — Как, вы узбеки? Вы биштамгалинцы, не больше; узбекский народ особенный. — Нет, туря; мы все узбеки; начиная от Оренбурга, куда ни поедешь — все будут узбеки. У нас у всех свои бии есть [уз бийлярымыз бар]. — А сарты кто же такие? — спрашивал я, когда мне доводилось говорить об этом с киргизами. — Сарты? Они ни рода, ни племени не имеют, — они по городам называются. Спроси сарта, кто он такой; он тебе ответит: ташкенлик [ташкентец] или, еще проще, мусульман [мусульманин]. А спросите, как его зовут — Мухаммед-Керим какой-нибудь. А какого рода? «Рода у меня нет, — ответит он, — я ташкентец — чего же еще надо?» Между тем каждый киргиз имеет свой род.
  8. 4 points
    Прошу прощения, но мне кажется, что вы, уважаемая Карай, очень часто смотрите телевизор и ежедневные ток-шоу по главным каналам, потому что там говорят точно также, слово в слово.
  9. 4 points
    Благодаря трудам Гумилёва был вызван громадный интерес к истории кочевых народов. Именно его работы стали её популизатором среди широких слоёв населения. И именно они сподвигали многих к дальнейшему, более глубокому изучению истории.
  10. 4 points
    Есть примеры языка средневековых монголов - целый (!) словарь. Это железобетонный аргумент, как та береста с монгольским письмом из Золотой Орды. Как и мнение всех мировых историков. Все остальное лишь "хотелки" типа новых "гениев от истории", которые вот так просто нашли то, что проф. историки оказывается специально скрывали от общественности. Прямо умиляет.
  11. 3 points
    Мне об этом говорили сами казахи, что кожа от арабов и этим объясняется их "узбекский" - так они называли типаж. Сейчас в тему придет АКБ и мы увидим 1000 фото кожа похожих на корейцев.
  12. 3 points
    Коссак, не смешите тапочки енхда про то, что народ помнил. Маргулан откопал где-то некоторые легенды общего плана, это остатки как раз монгольского компонента, в том числе и такого явления как торе. Именно торе могли сохранить легенды и санжыра. Остальной народ никогда не помнил о культе ЧХ, или у вас есть поминальный комплекс из 8 юрт? Есть реликвии ЧХ, и он возведен в ранг божества? Про футбол АКБ можно не писать, у него правил в игре нет, на все есть левые отмазки.
  13. 3 points
    Странно что и сақау и мықау/мылқау имеет одно и то же значение в некоторых местах. У нас сақау это картавый, но именно "по-казахски картавый", то есть вместо буквы р произносят л. Используется по отношению к детям как обычно, но не только. Русские имхо картавят выговаривая вместо р что то между ғ и р. То есть по-другому. Мықау это немой
  14. 3 points
    Лично общался с татарами и киргизами. Татарский действительно более понятен. Киргизский хоть и причисляют к кипчакской группе, но основа у него не кипчакская, а алтайская. Сравните сами: казахский - татарский - киргизский ағаш - агач - жыгач аңда - аңла - аңдоо ауыр - авыр - оор бауыр - бавыр - боор қауын - кавын - коон ұрла - урла - уурдоо ұл - ул - уул
  15. 3 points
    Не люблю петь дифирамбы кому бы то ни было, но промолчать не могу, накипело. Админ человек который знает о чём говорит и это видно и понятно из его грамотных и точных постов. В отличии от вас вместе с АКБ, вот уж действительно у которых красный диплом по забалтыванию и доведению до абсурда любого источника. Лично Админа уважаю, одно его признание, что для него монгольские народы ближе и роднее чем некоторые тюркские, дорогого стоит.
  16. 3 points
    Вы что не читаете комментариев других юзеров? Что за глупые вопросы? Написано же четко - начиная с Чингизхана за его особые заслуги и колоссальные завоевания весь его род и всех его потомков перестали причислять к конкретному роду-племени, они стали надплеменной кастой, белой костью, золотым родом, торе! То, что они у казахов надплеменная каста - это наоборот самый лучший показатель того, что именно наши родо-племена это и есть прямые потомки татарских племен, чтящие роль золотого рода!
  17. 3 points
    1) И вы будете это мне семиреченскому казаку учить, что и как кого называть? Казак не русские, а сословие состоящее из разных народов. Русский язык стал доминирующим после принятия подданства и вступление в служение царю русскому, да чтоб ускорить процесс обрусения прислали попов для крещения! Большинство современных "казаков" и есть ряжанные. Мы же ищем свои корни и не отделяем себя от своих предков. В свое время всех из одной станицы Афанасьево записывали под одну фамилию Афанасьевых, из Земска в Земсковых и тд и так шло полное обрусение и манкуртизация казаков. Также обрусение происходило с народами ерзя и мокша, которые целыми деревнями принимали православие меняя фамилии и имена утрачивая свои корни. Еще раз повторюсь ни один народ не называет казахов через буквы "х" кроме русских. И вы сами себе противоречите, почему то казаков ныне русских русские не называли и не называют через букву "х". А могут же когда захотят! 2) На карте Семена Ремезова 1701 года есть название «Земля Казачьей Орды»: Карта перевернута севером вниз, югом вверх. С запада граница Казачьей Орды проходит по реке Яик, ныне Урал, который впадает в Каспийское море. С севера с Калмыкией. С востока – с Алтаем. Озеро Тенгиз, наверное, еще в ходит в ее территорию. Границы то не обозначены. С юга захватывает еще район Амударьи, впадающей в Аральское море. Вот так выглядит привычней для нас: На Карте Николааса Витсена тоже есть Казачья Орда, только названа она Kasakkia Horda (и Калмыкия совсем не там, где сейчас, так же как и на карте Ремезова): Вот описание Казачьей Орды: «Описание пути от Тобольска до областей так называемых тартарских казаков. Годные дороги с их названиями через Адбашкой и Капкани, до реки Ишим, и про бухарские и хевинские места и т. д. Вторая дорога, вдоль реки Сарысу, через Саускан, – каменистая; по калмакской дороге, в стороне от казакских областей, находится караул. Через реку Зхуи – город Савран, до города Тургустан – 13 дней езды. Там много рек, земля плоская, есть горы, но невысокие, ездят там на телегах. Выйдя из Саускана, у каменистой реки Сирдарья, справа от вышеупомянутого города Саврана в казакских областях, находится начальник, которого зовут Кас Султан. Слева от Саврана, в казакской области, каменисто. (Тургустан, видимо, современный Туркестан –прим. мое) От Тургустана до Ихана 15 верст, или три немецких мили, там растет виноград; к югу от города Ихан находится город Отрофф 1690 г. В половине дня езды оттуда живет начальник по имени Турсон Хан; от Отроффа к югу, в городе Сосиран, или Сайран (Википедия пишет, что в первой половине XIV века Сауран являлся столицей джучидской Белой Орды –прим. мое), в полутора днях езды, живет начальник Карабас Султан, и затем имеется еще много других городишек, подобно тому, как в казакских краях имеется всего 32 малых городка, из которых главный – Тургустан. Он лежит, окруженный водой, валы построены из песка, несколько больше 2–х саженей высоты, с низкими ротондами; одна ротонда около дома Теффки Хана построена из кирпича, другие – всего их шесть служат городскими воротами и построены из необожженного кирпича; стены толщиной в сажень, в некоторых местах меньше.» «Упомянутый дом астану построил Темир Асак Тамерлан; он для этого привозил мастеров из Китайского государства Сина, и он, Темир Асак, похоронен в Самарканде или около него и, как другие говорят, в Тургустане. Их питье – вода из выкопанных колодцев, их вера басурманская, они ходят с непокрытой головой, без тюрбана. Товар, которым бухарцы в казакских краях торгуют, – это хлопок, красный и белый, самого низкого сорта. В казакских краях нет значительной торговли, у них нет (или мало) пушек, мало мелкого оружия, а также нет хороших рабочих-мастеров. Они воюют с луком и стрелами, оружие получают из бухарского государства, их военная одежда – это панцири (эти панцири состоят из железных колечек или чешуек, прикрепленных к железному шлему, на голове, и доходит до груди, закрывая и лицо, однако, так, чтобы можно было смотреть), называемые тегиляй. и + шлем с бармицей) Там изобилие скота – овец и лошадей. Коров у них нет. У Теффки Хана, который сейчас правит в Тургустане, нет ног, так как ему их отстрелил его собственный народ; они его носят на руках. Там имеется ярмарка. Теффки Хан ездит верхом, чтобы вести торговлю, вооружен луком и стрелами. Какова причина, что он так выезжает, мне не известно. Народ казакских краев – свободные люди; они могут идти куда хотят, не признавая начальства.Каракалпаки расположены от них недалеко, внизу у Сирдара. Люди, заслуживающие доверия, говорят, что этого народа 8 000 человек, у них нет пушек, а панцири тигилайоф и метательное оружие у них в казакских и каракалпакских краях в изобилии. Там растут рис, просо, ячмень, жито, пшеница, горох, но рожь и овес там не растут. К югу и к востоку от Тургустана находится река Талас, ее длина – шесть дней езды и больше, заселена казакскими народами, говорят, численностью 40 000 человек. Еще южнее Тургустана есть укрепленные города, как город Ташент, или Таскейт, в шести днях езды отсюда; вокруг него живут люди, которых они называют катама курума. Князя там зовут Урас Султан; у него бусурманская вера, он ежегодно воюет с казаками. В Хивинском государстве много военных людей, там также много огнестрельного оружия, но нет пушек; огнестрельное оружие там делают русские по имени Данила Етской, казак, и Петрушка Усинской, казак, со своими людьми, которые там и живут. Панцири, кольчуги и другие, также как и метательное оружие Например, стрелы и пращи, имеются у них в изобилии. Войска живут в рощах. В городах живут бухарские жители; в Хиве есть здание, в котором похоронен некий Медрека, святой, по их обычаю.» 3) «Со слов некоторых козаков, которые были в Туркестане и в Бухаре, мне из Москвы в 1694 г. писали следующее: ……Казаков послали к Тефтихану с послом, чтобы обжаловать вторжение вышеупомянутой козакской орды, но так как тот там умер, то они убежали из Бухары, и оттуда некоторые вернулись в Тобольск, другие в Астракань. В это лето казакская орда с тремя или четырьмя сотнями человек пошли грабить местечки около Тобольска, но довольно далеко расположенных; русские их разбили, и пятеро пленных были привезены сюда. В прошлом году у меня были тартары, которые не знали о магометанской религии, но, когда они хотят поблагодарить или молиться, они складывают вместе руки, поднимают руки и глаза к небу и говорят: «Великий Бог, который создал мир, наградит или сохранит вас, – и говорят, что они поклоняются тому же единственному Богу и верят в воскресение плоти, но с некоторыми выдумками про переселение душ, и они самые искренние и простые люди, которых я видел из этой нации». http://www.tart-aria.info/kazaki-i-kazachya-orda/ Тут мы видим, что русские казаки так и называли казахов - КОЗАКИ и КАЗАКИ 4) Но была еще и Чиркассия (Черкассия), расположенная в районе Дона. Отрывок из письма морского чиновника русского посольства в Константинополе, приведенного Витсеном в его книге: «В Чиркассии говорят на трех языках: на казацком, русским и турецком. Тут мы видим, что русские казаки имели свой язык который отличался от русского. Так что вопрос открытый. Сейчас конечно модно все записывать под русских, но правда когда нибудь победит!
  18. 3 points
    Не совсем, татарам и казахам за Золотую орду по рукам били в 1944 году, Маргулан аж свою книгу про Едиге либо сознательно уничтожил либо у него полностью ее изъяли и он с исследований Золотой орды переключился на археологию, в 1970-1980-ых годах запрет не был сильным (но историки помнили что за такую тему не похвалят), но его осмелились тогда нарушить только два человека, Ильяс Есенберлин, написавший роман Алтын орда и Вениамин Юдин начавший в 1980-ых годах писать про Утемыш-хаджи, но его аудитория (думаю людей в 1980-ых годах читавших его статьи было не более 50 человек) была предельно мала. П.С. при этом не надо ставить знак равенства между империей Чингиз-хана и Золотой ордой
  19. 3 points
    Мне кажется ув. АКБ специально отбирает самых крайних туранидных халха монголов, что-то все они подозрительно вылитые казахи. Согласен с ув.Меченосцем что халха монголы даже близко не тураниды как казахи, если нам не верите книжки почитайте
  20. 3 points
    Ув. Азбаяр! Ознакомился с вашей новой темой и вот что хочу вам сказать. Эта тема только лишний раз доказывает, что современные монгольские языки имеют огромный пласт тюркизмов, которые вы по привычке воспринимаете за монголизмы. Об этом свидетельствует не только присутствие заливаемых вами слов в современных тюркских языках, но и их словообразование (этимология) и присутствие их в древнетюркских письменных документах. Я пробегусь по вашим примерам только с позиции современного казахского языка. Уверен, что аналогичная ситуация и в других тюркских языках. Понятно и логично, что в казахском языке некоторые слова из ДТС в силу времени и исторических событий заменились арабизмами и персизмами, точно также как у вас многие исконные монгольские слова нынче заменились тибетизмами и словами из санскрита. И вполне нормально для любого языка, что некоторые слова забылись, это правило характерно для любого языка. Но основная масса приводимых вами древнетюркских слов у нас налицо (хотя ваши примеры "субъективно-выборочные" ). И я удивляюсь, даже поражаюсь, почему ни один казахский участник темы до сегодняшнего дня об этом не написал. Ведь в теме "Казахский язык" они горазды спорить со своим соотечественником АКБ выдавая себя за профессиональных казаховедов, а здесь поймали тишину молчаливо соглашаясь, что ваши примеры это монголизмы в казахском языке и в древнетюркском языке. Повторяю, ув. Азбаяр, я буду приводить примеры только с одного языка, казахского. И только на вскидку, ведь это всего лишь форум, да и время жалко. По ходу к вам замечания: 1) Вы в некоторых местах неверно читаете буквы из ДТС, тем самым искусственно приближая звучание некоторых слов к халха-монгольским словам; 2) Вы зачем-то залили сканы из ДТС, в которых четко написано, что это эти слова китаизмы, персизмы, арабизмы, санскрит. Поэтому их я комментировать не буду. Мои посты заодно будут ответом радостным (но естественно ошибочным) возгласам и лайкам mechenos'ца и Duwa-Soqor'а.
  21. 3 points
    Насчет "натравливания" китайцами, есть только косвенный момент. Видел у Моисеева письмо Канси, где он говорит о том, что после выигранной войны c Галданом-Бошокту, император уступил Цеван-Рабдану его подданных дабы усилить против неприятелей хасаков.
  22. 3 points
    Персы и таджики имели огромнное влияние на тюрков в культурном плане. Раньше это были китайцы, но после выдавливание на запад, тюрки попали уже зону персидского культура. И ислам принес тюркам персы а не арабы с мечом как это любит твердить всякие неотенгринцы. А язык османских тюрков сильно персизирован. А вообще персидская культура до нашестие монголов была один из ведущих культур в мире.
  23. 3 points
    Samples Last SNP Y haplogroup ARZ-T1 Z93 R1a1a1b2 ARZ-T28 Z93 R1a1a1b2 ARZ-T2 M513 R1a ARZ-T12 M513 R1a ARZ-T13 M513 R1a ARZ-T6 M513 R1a ARZ-T7 M513 R1a ARZ-T24 M513 R1a ARZ-T9 M513 R1a ARZ-T8 NA ARZ-T15 M231 N ARZ-T18 L330 Q1b1a3 ARZ-T19 L330 Q1b1a3 ARZ-T20 L330 Q1b1a3 ARZ-T21 L330 Q1b1a3 ARZ-T23 L330 Q1b1a3 ARZ-T25 L54 Q1b1a
  24. 3 points
    1861 г. апреля 2. Рапорт управляющего сырдарьинскими казахами Осмоловского командующему Сырдарьинской линией о прекращении преследования казахов, приобретших с согласия родителей детей и усыновивших их 18.09.2013 Бий дюрткаринского рода Баймень Бекмурзин, вследствие распубликованного ныне по орде нового объявления о воспрещении держать ордынцам невольников, донес помощнику моему, войсковому старшине Карамышеву, что у киргиза его ведения чубанова отделения Батырбая Баядилова, проживает мальчик из каракалпаков, имеющий теперь 16 лет от роду, купленный Баядиловым в 1847 г., когда ему было только 2 года, у родного отца этого мальчика за одного верблюда и лошадь по случаю бывшего у каракалпаков в то время сильного голода. Давлет на спрос г-на Карамышева объявил, что он продан был маленьким; Батырбай Баядилов, не имея собственных детей, считает его за сына и не употребляет в работы, почему и [мальчик] на родину возвратиться не желает. А так как некоторые ордынцы в прежнее время детей своих отдавали нередко на воспитание друг другу, и многие по крайней нищете и сильному голоду иногда продавали своих детей соплеменникам, то, как шариатом строго воспрещено обращать своих в рабство приобревших детей, воспитывали их за собственных, потому что приобретали для себя чужих детей только бездетные киргизы. Многие покупали детей женского пола с целью жениться на них впоследствии, или женить на них своих сыновей. Такая покупка делалась по обоюдному согласию обеих сторон без малейшего насилия. Подобное приобретение детей производилось не только между одними киргизами, но даже между киргизами и каракалпаками, как случилось и покупка, объясненная здесь выше. Почему войсковой старшина Карамышев просит сообщить ему, как поступать в подобных случаях. В 1857 г., зимой, во время существовавшего голода между кочующими на Даукаре каракалпаками, от неурожая хлебов в Хиве вообще и на Даукаре в особенности, каракалпаки отдавали своих дочерей в замужество киргизам, получая с них вместо калыма лошадь, или корову; многие из ордынцев района форта № 1, получив об этом сведение, ездили с этой целью на Даукару и некоторые женились там. Изложенные здесь обстоятельства представляя усмотрению Вашего пр-ва, покорнейше прошу снабдить меня на этот счет предписанием. По моему мнению, подобные случаи не должны относиться к приобретению рабов, потому что такое приобретение детей обоего пола делается с согласия родителей, и приобретатели поступали с такими детьми не как с рабами, а напротив, эти дети делались как бы родными того киргиза, который их купил. Следовательно, подобное приобретение детей, по моему мнению, можно допустить между киргизами и должно остаться без всякого преследования законами, только не выходило бы из этого никаких злоупотреблений, чему, впрочем, и не было примеров.
  25. 3 points
    Матрос Алдар Цыденжапов — первый моряк-надводник Тихоокеанского флота, удостоенный высокого звания Героя России со времён Великой Отечественной войны. Это произошло 24 сентября 2010 года. Эсминец «Быстрый» готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку. Было около 4-х утра, когда в машинном отделении прорвало топливный трубопровод энергоустановки и горючее хлынуло под сильным напором, кабина мгновенно вспыхнула. 19-летний Алдар Цыденжапов оказался в эпицентре пожара. По словам сослуживцев, он не растерялся и бросился к энергоустановке — стал ее экстренно отключать, закручивая необходимые вентили. Алдар сумел остановить утечку топлива и предотвратить взрыв. Практически сгорая заживо, он продолжал отключать энергосистему. Матрос не потерял сознание, он вышел из отсека самостоятельно, но ожог его тела составлял почти 100%. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу, на котором было около 300 человек. Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Алдару оставалось служить меньше месяца.