Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 05/25/18 in all areas

  1. 6 points
    Я над этим вопросом задумался уже давно и пришел к выводу, что "және" это слово, которое в старой литературе употреблялось очень редко, но сейчас вошло в разговорный казахский и стало часто использоваться. Когда у человека первый язык был русский, он инстинктивно пытается вставить между двумя словами "и" при перечислении. И тут он задумывается, а как же будет "и" по-казахски. Открывает словарь и видит там первым словом "және". Ага, значит хлеб и вода по-казахски будет нан және су. Но эта догадка неправильная, потому что нельзя напрямую переводить с одного языка на другой. Особенно когда языки сильно отличаются. Русский с его "и", арабский с его "вә" и фарси с его "hәм" это все флективные языки. А казахский язык агглютинативный. Это значит никаких союзов в казахском быть не должно. Нан және су - так ни одна аульская бабушка или дедушка не скажут никогда. Потому что это не казахский язык. Они скажут нанмен су. Отличие в том, что суффикс -мен это признак инструментального или как его еще называют творительного падежа. По-казахски көмектес септiк. То есть в казахском языке принято вместо употребления союза "и" использовать творительный падеж.
  2. 4 points
    Есть примеры языка средневековых монголов - целый (!) словарь. Это железобетонный аргумент, как та береста с монгольским письмом из Золотой Орды. Как и мнение всех мировых историков. Все остальное лишь "хотелки" типа новых "гениев от истории", которые вот так просто нашли то, что проф. историки оказывается специально скрывали от общественности. Прямо умиляет.
  3. 4 points
    У Балановского : "...Анализ уже имеющихся данных указывает на особость «туркменской» субветви гаплогруппы Q. В работе, выполненной с участием авторов дан-ной статьи [Karmin et al., 2015], приведены итоги полногеномного изучения Y-хромосомы для трех образцов исследованной нами популяции туркмен Каракалпакстана: все они принадлежат к субветви Q2a. Дальнейший анализ этих данных показывает,что они относятся к ветви с маркерами L713, L715(Q1a1b1a в нотации ISOGG на июнь 2016 года) и выделяются в собственно «туркменскую» субветвь Q-YP1677 [https://www.yfull.com/tree/Q-YP1677/] (с 13 одиночными полиморфизмами YP1677-YP1690)...." https://www.academia.edu/30025626/ГЕНОФОНД_ТУРКМЕН_КАРАКАЛПАКСТАНА_В_КОНТЕКСТЕ_ПОПУЛЯЦИЙ_ЦЕНТРАЛЬНОЙ_АЗИИ_ПОЛИМОРФИЗМ_Y-ХРОМОСОМЫ_ВЕСТНИК_МОСКОВСКОГО_УНИВЕРСИТЕТА._СЕРИЯ_23_АНТРОПОЛОГИЯ._3._2016._С._86-96 Т.е. туркменские Q-М25 относятся к тем же ветвям , что и у вышеуказанных трех гуннов и тюрка.
  4. 4 points
    Тем временем где-то в Шымкенте сидит конырат Сагындык Куандык-улы, кушает конину и запивает ее кумысом, и слушает песни Кайрата Нуртаса по радио (который тоже конырат). Он знает всю свою родословную вплоть до Наганая (Нангудая) - беклярбека Узбек хана. Живет наш батыр Куандык-улы не в юрте а в саманном домике, и вместо коня у него Лексус, но гордится что его предки были кочевниками! Нос у него плоский, а ноги кривые, впрочем как у папы, мамы и предков-кочевников. Да, иногда он пьет русскую водку и втайне любит самсу с узбекским пловом, а еще манты и урюк, но разве он больше не потомок кочевников-казахов-узбеков-ордынцов? Неужели Тохтаров Оралбек более узбек, лишь потому что кушает плов а не конину, похож на таджика, считает Темура узбеком, и продолжает называть себя узбеком? Сагындык такой же узбек как и казах, хоть у него глаза узже и нос меньше! И нашему жигиту Сагындыку Куандык-улы из племени конырат, рода котенши, подрода жаманбай нет дела до того, что некий Оралбек из Узбекистана из рода кунграт из сурхана с орлиным носом и родственниками-таджиками кушает плов и считает себя настоящим узбеком-ордынцем. Сагындык Куандык-улы продолжит кушать конину, сидя по-казахски и не перестанет быть прямым наследником своего прапра...дедушки Нангудая. Ведь он старается делать то же самое что и его предки, кушать конину, пить кумыс, слушать казахские ордынские песни и иногда кушать кухню оседлых народов с Юга. Но важно помнить что мы братья с вами. У нас общая история, мы с вами одинаково любим плов и Кайрата Нуртаса.
  5. 4 points
    Калмыцким и халхаским пользователям форума крайне не выгодны очевидные свидетельства источников, что эти племена 12 - 13 веков были тюрками (происходили из шато, уйгурских поколений или тогуз-огузов), что они имели общее самоназвание татар и что название монгол это искусственно внедренное в 13 веке название без какого-либо этнического, а тем более языкового признака. Поэтому им удобно цепляться за кажущееся им родным слово "монгол", пытаясь оперировать современным созвучным политонимом для группы других народов. Но это, увы, уже не наука, а фольк-хистори.
  6. 4 points
    Академик, синолог В.П. Васильев (История и древности восточной части Средней Азии от 10 до 13 века, СПб, 1857 г.) в главе "Записка о монголо-татарах" на основе "Мэн-да Бэй-лу": "... Земля, в которой в первый раз являются Татары, лежит на северо-запад от Киданей (АКБ: это современное казахско-китайские приграничные смежные области). Их поколение происходит от Шатосцев (АКБ: от тюрков) и составляет особенный род, а потому и не было известно при прежних династиях. Они разделяются на три вида: чёрных, белых и непокорных (диких) (АКБ: к белым он относит тюрков онгутов, а к чёрным - керейтов и род Чингизхана. ... Но все удостоверяет нас согласиться с китайским писателем Мэн-Хуном, современником Чингисхана, который утвердительно говорит, что это имя сначала было неизвестно его поданным и выдумано только во время принятия им императорского титула, и что во всем этом участвовали киданьские перебежчики, которые внушили этому завоевателю китайские понятия о названиях царства, о годах правления и т.п. По этим понятиям, когда кто принимает императорский титул, то он назначает наименование и своей династии. … Китайский писатель именно говорит, что последнее название выбрано было по воспоминанию о храбрых Мынь-гу, которые как мы видели выше, заставили Цзиньский двор уступить себе часть земель и платить дань; он оспаривает тождество этих Мынь-гу с новыми Монголами, что совершенно справедливо."
  7. 3 points
    Тут кстати статья вышла по генетике ягнобцев(потомков согдийцев), у них и J2 и R1a и R1b: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/ajpa.23789
  8. 3 points
    Мои кольца для стрельбы.
  9. 3 points
    Да, не обратил сразу внимания. Классная дизайнерская задумка. Я бы не принял этих девчонок за метисок. Разве что только из-за светлых волос девушки в зеленой куртке. А вообще по сабжу вынужден согласиться с АКБ, казахи и халха монголы практически не отличимы друг от друга. Но в целом вероятно у монголов таких типажей, как эти девчонки или дети, несколькими постами выше - меньше, чем у казахов. Что дает в совокупности разный расовый тип в общем центральноазиатский и южносибирский.
  10. 3 points
    Все эти фотографии из Кунсткамеры МАЭ. И самое удивительное то, что только одна единственная из всех других фотографии подтверждает истину АКБ Это был вообще-то не "недобан", а добровольное удаление своего аккаунта, а подозреваю, что духи наших предков решили меня оставить тут, чтоб продолжить выводить кое-кого на чистую воду
  11. 3 points
    Уже почти целый год идут разборки на бешпармачную тему, причем эти разборки никакой ценности для этого исторического форума не имеют. Уже доболтались до того, что якобы казахи с Тараза не знают что такое шужык/казы. Админ уже столько раз закрывал эту кухонную тему. Но сами знаете кто любит ковырять эту избитую тему по новой и по новой, внося смуту и раздор. ну а какие могут быть претензии к Админу?
  12. 3 points
    Мы наверное тоже "урындык" заимствовали у них.
  13. 3 points
    Знакомая собрала 70-80 калмыков по родам и подродам. Как оплатим их будем готовить статью по калмыкам
  14. 3 points
    После того как казахи исчезли их стало 50 тысяч войска (250 тысяч человек). Это показатель что тогда термин был всего лишь политонимом и экзоэтнонимом, плюс надо помнить что Кадырали Жалаири "казахский" историк вообще этноним казах не использовал, для него все население улуса Джучи (Золотой орды) было "узбеками"
  15. 3 points
    Природное качество такие как хвастовство и преувеличение свойственно не только собственно вами особо любимым казахам (видимо в детстве понадавали вам много тапочек в шею) так и другим народам Ежели вас так сильно заинтересовала численность казахов того времени почему же вам самому не найти и скинуть сюда?
  16. 3 points
    по мне тоже малахай не казахское слово (для этого есть тымак). хотя АКБ считает что это казахское
  17. 3 points
    Видимо уже кончается интерес к постам на этом форуме. Раз уже размещается материал с якутского форума - низкопробный с исторической точки зрения, а с точки зрения популяционной генетики вообще бредовый. Потому, что язык и антропология (которая определяет внешность человека – европеоидность, монголоидность ....) вообще не связана с гаплогруппой. Мне, живущему среди казахов, можно достоверно говорить, что казахи никогда не считали и не считают себя европеоидами. Хотя среди них достаточно большое количество представителей с европеоидной внешностью. Казахи считают себя просто тюрками. Казахи, а вернее qazaqs (казаки) как они себя называют со времен создания Казакского ханства примерно 1465 – 66 г.г молодой этнос созданный из множества родов трех жузов, каждый из которых в принципе имеет свою древнюю историю. По моему личному мнению казахи (казаки) имеют базовое происхождение от восточных скифов. Поэтому о части народов Евразии входивших в империю Чингисхана, а затем как правоприемницу Российскую империю можно говорить как о скифском мире. Один из самых основополагающих принципов определения принадлежности народа к какой либо группе, который сохраняется с древнейших времен даже когда может изменитья язык этноса или его религия - это способ захоронения, а он у казахов скифский (в любом случае маленький курган – холмик) в отличие от других народов; монголов, китайцев, манчжур ......... Исламская вера очень тяжело проникала в среду казахов, даже Екатерина 2 посылала в степь тысячами татар, чтобы они открывали мечети. И как я понял до сих пор образованные слои казахов поверхностно воспринимают ислам, сохраняя свои древние обычаи и традиции, подобно японцам для которых буддизм является просто оболочкой их древней веры синтоизма. Что интересно значительная часть образованной моледежи, прекрасно владеющей английским языком, интересуется настоящим Тенгрианством (описанным на метафизическом уровне, не путать с шаманизмом северных народов). К сожалению многие казахские рода не исследованны в достаточной степени по Y гаплогруппам, поэтому мне думается пока нельзя строго говорить о процентном составе гаплогрупп казахского этноса. А нация государства Qazaqstan еще только формируется из народов проживающих в нем. Я лично не видел монгол, якутов кроме как по ТВ, но в сравнении с французами, скандинавами, англичанами, греками в государствах которых я бывал, скажу вам, казахи – очень симпатичный народ. Иностранцы, кото рые приезжают к нам в Qazaqstan подтверждают мои слова. К тому же народ умный. Будущее, несмотря на сложности будет достойным.
  18. 3 points
    В исламе чтоб молится , совершать намаз , необязательно ходить в мечеть , не забываите наши предки были кочевниками , не оседлыми , к примеру бедуины арабы кочевники , тоже думаю не имели мечетеи , однако это не мешало им быть мусульманами
  19. 3 points
    Куыру - жарить, Кайнату - кипятить, Пiciру - готовить, испекать, варить Асу - готовить мясо, Буктыру - томить, тушить Кактау, ыстау - коптить,
  20. 3 points
    Да, казахское произношение. В древнетюркском словаре "бату" - драгоценный камень. Кстати у казахов используются все имена семьи Чингизхана, у халха монголов, бурятов6 калмыков их емнип нет: Темірші, Теміршін, Шыңтемір, Теміржан, Темірхан Шыңғыс, Шыңғысхан Бөрте, Бөртежан, Бөртегүл, Айбөрте Жошы Шағатай Оқтай Төле
  21. 3 points
    Историческая наука, как это ни странно и нелепо, миграцию всех исторических всаднических пастушеских племен номадов (хунны-гунны, тюрки-огузы, кимаки, куны-кыпчаки, китаи, татары и прочие) на запад выводят с территории Монголии напрямую через Алтай: Однако очевидный текст источников говорит нам совершенно о другом очаге исхода номадов на запад – это области вдоль северной стороны Великой китайской стены южнее пустыни Гоби – собственно средневековый Китай (Син, Чин) – сейчас это территория начинается от юго-западной Маньчжурии на востоке (юго-восточные районы АРВМ), далее пересекает Ордос и излучину Хуанхэ, затем западные районы АРВМ и на западе заканчивается северо-западныами районами провинции Ганьсу: Именно из этих областей согласно письменным источникам, а не из Монголии, мигрировала на северо-запад часть хуннов. В.В. Радлов: "... Хунны были тюрки. С небольшим через 400 лет возникает на месте хуннской империи новое, бесспорно тюркское государство". "... Местожительство этих древнейших тюркских народов указываются в нынешних провинциях Шеньси, Хэнан и Ганьсу и в горах, лежащих отсюда к северо-западу." Про миграцию на северо-запад из этих же областей кара-китаев, татарских племен (найманов, предков Чингизхана и пр.), а не из Монголии, читаем у Ибн ал-Асира: «... В 1017 - 1018 годах из Сина в большом числе, свыше 300 тысяч кибиток, из тюркских родов, среди них Хитаи, овладели Мавераннахром.» Касательно 1043 – 1044 годов летописец писал: «... Не принявшими ислам среди тюрков остались татары и хитаи, они в областях Сина.» Касательно еще более поздних событий 1207 – 1208 годов, то есть уже о своих уже современниках, летописец писал: «... Когда хорезмшах сделал с хитаями то, о чем мы рассказали, уцелевшие из них ушли к своему царю, который в войне не участвовал, и собрались у него. Большое племя татар в древности вышло из своей страны у границ Сина и поселилось в тылу страны Туркестан.» «… Между ними и хитаями была вражда и войны.» И несколько слов летописца, чтобы внести ясность о каких татарах у него идет речь: «... Потом на Кушлу-хана, царя первых татар, обрушилось нашествие других татар, которые опустошили мир и царь которых – Джингизхан, царь татар. Они отвлекли Кушлу-хана от хорезмшаха, тот получил передышку и переправился за реку в Хорасан.» Про миграцию на северо-запад кунов (куманов, половцев, кыпчаков) из этих же областей писал Мохаммада и-Ауфи: «... Они [куны] пришли из страны Хатай, которую оставили из-за нехватки корма.» Роман Храпачевский используя китайские тексты «Юань ши», «Шуми Цзюйжун У-и ван бэй» юаньского ученого Янь Фу (1236 - 1312) и «Цзюйжун цзюньван шицзибэй» юаньского ученого и писателя Юй Цзи (1272 - 1348) даже детализирует миграцию кыпчаков на северо-запад также из этих областей: «… Предки Кун-йана, родившегося около 1050 года, мигрировали с монголо-маньчжурского пограничья (от «гор Алтанган и реки Джэрэм», что на северо-востоке аймака Джирэм уезда Тунляо в АРВМ, «переселились на северо-запад») в начале 11 века.» «… Предположительно это были остатки племенного объединения татар-цзубу, чей хан Хун-йан, вероятно прадед предка Тутука Кун-йана, проиграл борьбу китаям (киданям) и после раскола в своем роду был убит в 1000 году, а остатки его рода бежали и на новом месте сумели создать племенную конфедерацию под наследственной властью Кун-йана и его потомков, которая в «Юань ши» обозначена как «название его государства – Кипчак.» «… Место нового поселения предков Тутука «омывается двумя реками, левая из них называется Я-и, а правая называется Е-дэ-ли», места их нового проживания, это «просторные равнины речных долин, травы и деревья изобильные и густые.» «… Янь Фу более определенное в этом смысле - «после чего (т.е. прихода в указанные земли) установили порядок и поселились там, дав собственное наименование [государству] – Кипчак.» «… Местные нравы были смелыми и дерзкими, а их народ - отважным, так что умел отлично сражаться, и имевшийся среди них Кун-йан был тот, кто тогда дал наименование их государству, назвав его «Кипчак», и стал их владетелем, чтобы править ими.». Кстати последний хан меркитов (которых наша наука локализует в Бурятии ) Ходу бежал от Чингизхана к внуку этого Кун-йана по имени Инасы-хан, который в переписке с Чингизханом отказался выдать его Чингизхану.»
  22. 3 points
    Потрясающая история о тюркском "дальтонизме"(взято с фейсбука). О "синем" парадоксе казахов. Весь свой детский возраст я провел на руках у дедушки с бабушкой. Как самый старший и самый любимый внук, я постоянно помогал дедушке по хозяйству: у нас тогда была пара десятков коров, маленький табун лошадей и не меньше пятидесяти овец, — богатство накопленное трудолюбием аташки. Все ништяки от этого хозяйства доставались мне: у меня даже был свой конь жорға (иноходец), а все свободное время я пас ягнят и телят, попивая свежий айран и қымыз, или купаясь в реке Қаратал. Не жизнь, а сказка. Я был внуком от второго сына дедушки, а у старшего брата отца был сын, всего на пару месяцев младше меня. Он рос городским беленьким мальчиком и даже на лошади ездить не умел. Дедушка все пытался его забрать в аул, чтобы мы росли вместе, но родители его не пускали, да и он сам предпочитал жить в городе, а в редкие свои визиты в аул только бродил по саду и ел яблоки с земли: на дерево залезать ему не разрешала мама, а то не-дай-бог поцарапается. В последний раз дед махнул на него рукой, когда понял, что второй внук порядком обрусел и начал забывать казахский язык: “Әй, хохол болып кеттiң ғой, балам” — сказал ему с досадой дедушка и еще больше полюбил меня, полностью посвятив себя моему воспитанию. Как-то случилось моему двоюродному брату приехать в аул на выходные. Наутро дед накормил нас айраном и выгнал полусонных на улицу оттягивать от вымени телят, чтобы бабушка могла подоить коров. Когда я запирал по привычке одного из телят в загон, ко мне прибежал мой брат с перепуганными глазами. “Бека, Бека, кажется дед сошел с ума!” — вопил он на ломаном казахском. Тогда я по-русски абсолютно не умел разговаривать, поэтому ему было сложно общаться со мной. На мое “что случилось” он сшалаказачил: “Дед айтты синего теленка привести деп”. Что значит слово “синий” я понимал, но мне показалось странным, что в стаде завелся какой-то синий теленок. “Может теленок с синими сережками?” — уточнил я, пытаясь безуспешно вспомнить, есть ли у нас синие сережки у телят. “Не знаю, — брат чуть ли не плакал. — аташка точно с ума сошел!” Вдвоем мы отправились к дедушке, который в это время сидел, растянувшись на скамейке рядом с домом и охранял от кота два ведра свежего молока. Он довольно щурился под утренним теплом солнца и наслаждался запахом теплого пара от белоснежной пенистой жидкости, закованной в цинковые круглые берега ведер. Дедушка совсем не походил на сумасшедшего. Он был как всегда счастлив: обычное состояние человека, у которого есть внуки-помощники. Отвлекшись от мыслей, он вопросительно посмотрел на нас. “Ата, че за синий теленокты сен айттың пригони деп?” — жалобно выдавил из себя брат. Светлые, зелено-голубые глаза аташки засветились от удивления, и он захохотал. “Әй, тыңдасаңшы, — ответил он, давясь от смеха. — мен саған айттым белого пригони деп. Көк! Көк бұзауды пригони. Белый теленокты”. Меня осенило. Дед поручил ему пригнать “көк бұзау”, а мой обрусевший братик дословно перевел это как “синий теленок”. “Көк — это же синий!” — недоумевал он. “Жоқ, көк бұзау — это белый теленок. А синий — это вон, ворота от гаража синие. Көк қақпа — это синие ворота, а көк бұзау — это белый теленок. Понял? — он махнул рукой в сторону синих ворот гаража. Поняв, что смысл он не передал, дед посмотрел на меня. — Ал сен қайда карап журсiң? Айдап келiңдер ана қасқа сиырдың көк бұзауын” (пер. А ты куда глядел? Пригоните белого теленка коровы с пятном на лбу). Мы пожали плечами и направились в сторону злосчастных коров и телят, когда дедушка крикнул вслед. “Әй, Ивандар, менiң көзiмнiң түсi қандай?" (пер. “Иваны, какого цвета мои глаза?") Брат замешкался и несмело ответил: “Көк”. “Дұрыс. — дедушка всегда гордился своими очень светлыми зеленовато-голубыми глазами, что крайне редко встречалось у смуглых казахов. — Ал ана жатқан шөптiң түсi қандай?” (пер. "Какого цвета трава?") Я понял подвох, но не успел опередить брата, как он выкрикнул: “Жасыл!” (зеленая). Дед с досадой сплюнул: “Әй, көк шөп! Көк ол! Иттiң баласы Иван, қазақша үйренбейсiң бе!” Ответ дедушки окончательно сломал мозг моему кузену. С перекошенным от абсолютно нелогичной с его точки зрения информации лицом, он побрел со мной. Мне в те годы тоже была неведома эта манера родных называть некоторые вещи синими, тогда как они были зелёными, белыми, голубыми или действительно синими. Я понимал это различие как и большинство казахов — интуитивно. Бабушка в это время доила одну из коров, а пресловутый “синий" теленок стоял на своих тощих ножках рядом с матерью, с любовью зализывавшей его упрямый белоснежный лоб. Брат долго и напряженно всматривался в белую как снег шерсть животного. Детская любознательность неистово искала ответ на абсолютно алогичный вопрос “почему теленок синий, когда он белый?" “Апа, қай цвет теленокта?” Бабушка с улыбкой ответила: “Көк бұзау”. “Қалай ол көк, если ол ақ (белый)? А трава почему тоже көк? Трава же жасыл (зеленая)”. Бабушка посмотрела на него, потом на меня и поняв, что и я не знаю ответа, сказала нам: "Қазыр айтып беремiн." Мы с братишкой уселись на сноп свежескошенной "синей" травы. Бабушка была дочерью ұстаза (учителя) и основателя аульской школы, а в молодости работала библиотекарем и знала очень много интересных историй, слушать которые было одно удовольствие. “Аспан — көк, шөп — көк, бұзау — көк. Екеуiңнiң аталарыңның көздерi де тұздай көк, — не спеша говорила она, продолжая доить корову. — Тәңiрден, аспаннан келген жасыл, ақ және көк заттың бәрi де көк деп аталады. Ол Құдайдан, Көктен түскен, адамның қолымен ластанбаған деген мағынаны бiлдiредi. Көк түс қазақтың ежелден келген дiнiнен, тiлiнен қалған мұра.” Апа задумалась и осмотрелась по сторонам, что-то ища взглядом. “Ал ана жерде жатқан зеленый доптарың жасыл, үйткенi ол Тәңiрмен емес, адамның қолымен боялған. Түсiндiңдер ме? Қазақ тiлiн орыс тiлiне аударғанда осыны бiлмеген, немесе мән бермеген. Сол үшiн кейбiреулер шатасады." Перевод бабушкиных слов такой: “Все синее, белое, голубое и зеленое, созданное Тенгри (богом неба у тюрков) и данное людям свыше называют синим, то есть божественным. Зеленая трава, белый теленок — "синие", а дедушкины голубые "как соль" глаза следует называть “көк" (то есть соль тоже "синяя"), потому что их красил не человек, а Тенгри. Это наследие древней веры и культуры нашего народа. А мяч — зеленый, потому что он рукотворный, сделанный человеком. Когда казахский язык переводили на русский, то об этой особенности либо позабыли, либо не обратили внимания. Поэтому некоторые путаются." Я спросил, глядя на пенящееся в ведре молоко: "Ал неге онда сүт ақ, көк емес?" (пер. Почему тогда молоко называют белым, а не "синим"?) Бабушка улыбнулась: "Сүт ақ, көк емес, үйткенi ол аналықтың қасиетiн бiлдiредi. Адамның қасиетi — ақ. Құдайдың қасиетi — көк. Сондықтаң әулиелердi ақ әулие деп атаймыз. Ал қандарды ақ киiзбен көтерген, әдiл басшы болсын деп. Адам өлгенде үйiнiн есiгiне ақ байрақ байлап, әйел адамдар ақ орамал басына тағады. Ал Тәңiрiмiздi көк деймiз. Аспан — ол Тәңiр. Таза ақ түс табиғатта өте сирек кездеседi, сондықтан оны қазақ өте кадағалап көк емес ақ деп атайды. Мысалы, аққу, ақ сүт, ақ боз ат, ақ нар, ақ қар, ал адам жайлы ақ көңiл, ақ мiнездi деп айтады". Перевод слов бабушки: "Молоко белое, а не "синее", потому что означает святость материнства. Святость, присущая человеку, обозначается у казахов белым цветом. Мать священна, поэтому "ақ ананың ақ сүтi" (священное молоко священной матери). А святость, идущая от Всевышнего Неба (Тенгри), — “небесно-синим". Поэтому наболее сильных духов предков казахи называли "белыми духами", а когда умирал человек, то рядом с домом вешали белое знамя, а в знак траура женщины носили белые платки. Ханов поднимали на белом ковре, желая им честного и справедливого правления. Еще идеально белый цвет в природе встречается крайне редко, поэтому казахи издревле почитали его, делая в особых случаях исключение от “небесно-синего". Например: белый лебедь (священная птица у казахов), белое молоко, белоснежный конь и белый самец верблюда (символы благосостояния и богатства), белый (чистый) снег, хотя по логике казахов все белое естественного происхождения должно быть “көк — синим". Касательно же человека белый переводится как чистый намерениями, открытый душой". Уже очень много лет как нет в живых моих дедушки и бабушки, но этот случай я вспоминаю каждый раз, когда слышу слова "Көктөбе", "Көкшетау", "Көк байрақ", "Көк түрке (мои предки называли тюрков түрке, а не түрiк или түркi) қағанаты", "Көк Орда", "көк жайлау". Иногда мне кажется, что их неверно переводят на русский язык. Особенно режут слух словосочетания “синий холм” и “синие тюрки". На самом деле должно быть “зеленый холм" и “небесные тюрки Тенгри” соответственно. Вот такой вот интересный диалект остался у жалайыров и других казахов Семиречья от кочевого прошлого: непереводимое слово “көк”, сводящее с ума шалаказахов и неказахов. Спасибо, что не поленились прочитать этот длиннопост о забытом богатстве языка моего народа." Автор"" Бекзат Садықов
  23. 3 points
    Теперь, как истинный джентльмен я просто обязан перечислить вам хотя бы на вскидку казахские конные состязания (они же есть у кыргызов, туркменов и других всаднических тюркских народов, под теми же названиями, но звучащие по понятным причинам слегка по другому). Уверен, что постоянные такие тренировки не могли не дать своего результата, джигиты становились полностью готовыми к боевым сражениям верхом на коне. Думаю халха-монгольский "морины уралдаан" (скачки) не могли дать мужчинам таковых навыков. Я даже не заикаюсь здесь, что вдобавок к таким бурным тренировкам силу (мышечную массу и выносливость) тюркским джигитам давала конина. В этом вопросе монголы опять же имхо не в выигрыше, потому что поедаемая монголами баранина и сурчатина в этом плане уступает эффекту конины. 1) Көк бөрі (сивый волк) или волкодрание, позднее ставшее козлодранием. 2) Қыз бөрі (девушка волк, точнее девушка в шкуре волка), разновидность первого. 3) Қыз қуу (погоня девушки за парнем). 4) Күміс или Теңге алу (поднятие с земли серебряных монет на всем скаку). 5) Сайыс (схватка на копьях). 6) Жорға салу (состязание на иноходцах). 7) Аударыспақ (стаскивание с лошади). 8) Ат омырауластыру (выталкивание лошадей лошадьми). 9) Тымақ ұру (сбивание шапки). 10) Жау қашты (преследование врага). 11) Жамбы ату (стрельба по серебряным слиткам на всем скаку). 12) Тоқты алу (ловля ягнят на скаку). 13) Асау или Ат үйрету (усмирение дикой лошади). и т.д. Не считая: 1) Бәйге (скачки различных видов - кем, тоқ, тай, құнан, дөнен, аламан и другие с богатыми призами). 2) Садақ тарту (стрельба из лука). 3) Күрес (борьба). 4) Барымта (насильственный угон скота как исполнение судебных решений зачастую с вооруженными схватками и смертельными исходами). 5) Аң аулау (охота различных видов - с ловчими птицами, с гончими псами, облавная и другая). 6) Арқан тарту (перетягивание каната). и т.д. Сейчас моим друзьям mechenos'цу, Peacemaker'у и Enhd'у не останется ничего больше, как уцепиться за названия нашей байги, мол эти слова у нас это халхимзы-калмыкизмы.
  24. 3 points
    Приветствую всех. На счет разницы переводов Академическая история наиболее достоверно описывает события прошлого, потому что ее писали настоящие профессионалы, которые посвятили всю свою жизнь этому делу. Но все таки имело место влияние на их работы идеологии это без условно. Задается мне что АксКерБорж прав когда говорить что слепо следовать за советской академической историей не стоит. Это чисто моё субъективное мнение.
  25. 3 points
    Туркестанскій край въ 1866 году: путевыя замѣтки. https://play.google.com/store/books/details?id=rJNPAAAAcAAJ&rdid=book-rJNPAAAAcAAJ&rdot=1