Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 08/23/18 in all areas

  1. 6 points
    Я над этим вопросом задумался уже давно и пришел к выводу, что "және" это слово, которое в старой литературе употреблялось очень редко, но сейчас вошло в разговорный казахский и стало часто использоваться. Когда у человека первый язык был русский, он инстинктивно пытается вставить между двумя словами "и" при перечислении. И тут он задумывается, а как же будет "и" по-казахски. Открывает словарь и видит там первым словом "және". Ага, значит хлеб и вода по-казахски будет нан және су. Но эта догадка неправильная, потому что нельзя напрямую переводить с одного языка на другой. Особенно когда языки сильно отличаются. Русский с его "и", арабский с его "вә" и фарси с его "hәм" это все флективные языки. А казахский язык агглютинативный. Это значит никаких союзов в казахском быть не должно. Нан және су - так ни одна аульская бабушка или дедушка не скажут никогда. Потому что это не казахский язык. Они скажут нанмен су. Отличие в том, что суффикс -мен это признак инструментального или как его еще называют творительного падежа. По-казахски көмектес септiк. То есть в казахском языке принято вместо употребления союза "и" использовать творительный падеж.
  2. 4 points
    Прошу прощения, но мне кажется, что вы, уважаемая Карай, очень часто смотрите телевизор и ежедневные ток-шоу по главным каналам, потому что там говорят точно также, слово в слово.
  3. 4 points
    Благодаря трудам Гумилёва был вызван громадный интерес к истории кочевых народов. Именно его работы стали её популизатором среди широких слоёв населения. И именно они сподвигали многих к дальнейшему, более глубокому изучению истории.
  4. 4 points
    Есть примеры языка средневековых монголов - целый (!) словарь. Это железобетонный аргумент, как та береста с монгольским письмом из Золотой Орды. Как и мнение всех мировых историков. Все остальное лишь "хотелки" типа новых "гениев от истории", которые вот так просто нашли то, что проф. историки оказывается специально скрывали от общественности. Прямо умиляет.
  5. 4 points
    У Балановского : "...Анализ уже имеющихся данных указывает на особость «туркменской» субветви гаплогруппы Q. В работе, выполненной с участием авторов дан-ной статьи [Karmin et al., 2015], приведены итоги полногеномного изучения Y-хромосомы для трех образцов исследованной нами популяции туркмен Каракалпакстана: все они принадлежат к субветви Q2a. Дальнейший анализ этих данных показывает,что они относятся к ветви с маркерами L713, L715(Q1a1b1a в нотации ISOGG на июнь 2016 года) и выделяются в собственно «туркменскую» субветвь Q-YP1677 [https://www.yfull.com/tree/Q-YP1677/] (с 13 одиночными полиморфизмами YP1677-YP1690)...." https://www.academia.edu/30025626/ГЕНОФОНД_ТУРКМЕН_КАРАКАЛПАКСТАНА_В_КОНТЕКСТЕ_ПОПУЛЯЦИЙ_ЦЕНТРАЛЬНОЙ_АЗИИ_ПОЛИМОРФИЗМ_Y-ХРОМОСОМЫ_ВЕСТНИК_МОСКОВСКОГО_УНИВЕРСИТЕТА._СЕРИЯ_23_АНТРОПОЛОГИЯ._3._2016._С._86-96 Т.е. туркменские Q-М25 относятся к тем же ветвям , что и у вышеуказанных трех гуннов и тюрка.
  6. 4 points
    Тем временем где-то в Шымкенте сидит конырат Сагындык Куандык-улы, кушает конину и запивает ее кумысом, и слушает песни Кайрата Нуртаса по радио (который тоже конырат). Он знает всю свою родословную вплоть до Наганая (Нангудая) - беклярбека Узбек хана. Живет наш батыр Куандык-улы не в юрте а в саманном домике, и вместо коня у него Лексус, но гордится что его предки были кочевниками! Нос у него плоский, а ноги кривые, впрочем как у папы, мамы и предков-кочевников. Да, иногда он пьет русскую водку и втайне любит самсу с узбекским пловом, а еще манты и урюк, но разве он больше не потомок кочевников-казахов-узбеков-ордынцов? Неужели Тохтаров Оралбек более узбек, лишь потому что кушает плов а не конину, похож на таджика, считает Темура узбеком, и продолжает называть себя узбеком? Сагындык такой же узбек как и казах, хоть у него глаза узже и нос меньше! И нашему жигиту Сагындыку Куандык-улы из племени конырат, рода котенши, подрода жаманбай нет дела до того, что некий Оралбек из Узбекистана из рода кунграт из сурхана с орлиным носом и родственниками-таджиками кушает плов и считает себя настоящим узбеком-ордынцем. Сагындык Куандык-улы продолжит кушать конину, сидя по-казахски и не перестанет быть прямым наследником своего прапра...дедушки Нангудая. Ведь он старается делать то же самое что и его предки, кушать конину, пить кумыс, слушать казахские ордынские песни и иногда кушать кухню оседлых народов с Юга. Но важно помнить что мы братья с вами. У нас общая история, мы с вами одинаково любим плов и Кайрата Нуртаса.
  7. 3 points
    Очевидец Плано Карпини пишет (выделено мной): "... У императора татар мы нашли князя Ярослава, там умершего, и его воина, по имени Темер, бывшего нашим толмачом у Куйюк-кана, то есть императора татар, как по переводу грамоты императора к Господину Папе, так и при произнесении речей и ответе на них". Речь идет о той самой знаменитой Грамоте великого хана Гуюка Папе Римскому Иннокентию IV ("... Силою Тангри нашего и дальновидного хана великого улуса указ ..."), которую вы, ув. Рустам и все другие считают написанной на монгольском языке, а потому понятной современным халха монголам. Вопрос к вам, ув. Рустам, как вы считаете? 1) Толмач тюрк-коман по имени Темер перевел грамоту великого хана Гуюка с монгольского на латынь и произнес от имени посланцев речи великому хану на монгольском языке? Если да, то когда, где и каким образом он мог овладеть монгольским языком? 2) Или все же он перевел грамоту великого хана Гуюка с тюркского на латынь и произнес от имени посланцев речи великому хану на тюркском языке?
  8. 3 points
    1861 г. апреля 2. Рапорт управляющего сырдарьинскими казахами Осмоловского командующему Сырдарьинской линией о прекращении преследования казахов, приобретших с согласия родителей детей и усыновивших их 18.09.2013 Бий дюрткаринского рода Баймень Бекмурзин, вследствие распубликованного ныне по орде нового объявления о воспрещении держать ордынцам невольников, донес помощнику моему, войсковому старшине Карамышеву, что у киргиза его ведения чубанова отделения Батырбая Баядилова, проживает мальчик из каракалпаков, имеющий теперь 16 лет от роду, купленный Баядиловым в 1847 г., когда ему было только 2 года, у родного отца этого мальчика за одного верблюда и лошадь по случаю бывшего у каракалпаков в то время сильного голода. Давлет на спрос г-на Карамышева объявил, что он продан был маленьким; Батырбай Баядилов, не имея собственных детей, считает его за сына и не употребляет в работы, почему и [мальчик] на родину возвратиться не желает. А так как некоторые ордынцы в прежнее время детей своих отдавали нередко на воспитание друг другу, и многие по крайней нищете и сильному голоду иногда продавали своих детей соплеменникам, то, как шариатом строго воспрещено обращать своих в рабство приобревших детей, воспитывали их за собственных, потому что приобретали для себя чужих детей только бездетные киргизы. Многие покупали детей женского пола с целью жениться на них впоследствии, или женить на них своих сыновей. Такая покупка делалась по обоюдному согласию обеих сторон без малейшего насилия. Подобное приобретение детей производилось не только между одними киргизами, но даже между киргизами и каракалпаками, как случилось и покупка, объясненная здесь выше. Почему войсковой старшина Карамышев просит сообщить ему, как поступать в подобных случаях. В 1857 г., зимой, во время существовавшего голода между кочующими на Даукаре каракалпаками, от неурожая хлебов в Хиве вообще и на Даукаре в особенности, каракалпаки отдавали своих дочерей в замужество киргизам, получая с них вместо калыма лошадь, или корову; многие из ордынцев района форта № 1, получив об этом сведение, ездили с этой целью на Даукару и некоторые женились там. Изложенные здесь обстоятельства представляя усмотрению Вашего пр-ва, покорнейше прошу снабдить меня на этот счет предписанием. По моему мнению, подобные случаи не должны относиться к приобретению рабов, потому что такое приобретение детей обоего пола делается с согласия родителей, и приобретатели поступали с такими детьми не как с рабами, а напротив, эти дети делались как бы родными того киргиза, который их купил. Следовательно, подобное приобретение детей, по моему мнению, можно допустить между киргизами и должно остаться без всякого преследования законами, только не выходило бы из этого никаких злоупотреблений, чему, впрочем, и не было примеров.
  9. 3 points
    Вы же в курсе, что в исламе есть конину это макрух - нежелательное действие. Если в будущем религиозных казахов станет больше, они войдут в правительство и поменяют конституцию. Вместо конституции будет закон шариата, конину кушать запретят. Это ли не потеря национальной идентичности?
  10. 3 points
    Да не, нам в целом нечего делить. Золотая Орда -это часть как истории татар, так и истории казахов.
  11. 3 points
    Мы наверное тоже "урындык" заимствовали у них.
  12. 3 points
    Деревня Москва в Польше ведет свою историю с 1418 года (15 век), когда некий Константы Пихта вернулся из путешествия в Москву (Московского княжества) и решил основать поселение с таким же названием.
  13. 3 points
    Четыре стены в твоем доме тоже не по казахски. Ничего, живешь же как то, небось еще обой клеишь на них))))
  14. 3 points
    Qal-maq - maq при добавлении к основе образует существительное. qalmaq - оставаться
  15. 3 points
    Знакомая собрала 70-80 калмыков по родам и подродам. Как оплатим их будем готовить статью по калмыкам
  16. 3 points
    Не надо ему мудрости приписывать. Обычный диктатор.
  17. 3 points
    дДНК из Монголии, культурный комплекс оленных камней и херексуров, поздний бронзовый век, Хубсугульский аймаг: http://www.pnas.org/content/early/2018/10/31/1813608115 Bronze Age population dynamics and the rise of dairy pastoralism on the eastern Eurasian steppe Choongwon Jeong, Shevan Wilkin, Tsend Amgalantugs, Abigail S. Bouwman, William Timothy Treal Taylor, Richard W. Hagan, Sabri Bromage, Soninkhishig Tsolmon, Christian Trachsel, Jonas Grossmann, Judith Littleton, Cheryl A. Makarewicz, John Krigbaum, Marta Burri, Ashley Scott, Ganmaa Davaasambuu, Joshua Wright, Franziska Irmer, Erdene Myagmar, Nicole Boivin, Martine Robbeets, Frank J. Rühli, Johannes Krause, Bruno Frohlich, Jessica Hendy, and Christina Warinner PNAS published ahead of print November 5, 2018 https://doi.org/10.1073/pnas.1813608115 Significance Since the Bronze Age, pastoralism has been a dominant subsistence mode on the Western steppe, but the origins of this tradition on the Eastern steppe are poorly understood. Here we investigate a putative early pastoralist population in northern Mongolia and find that dairy production was established on the Eastern steppe by 1300 BCE. Milk proteins preserved in dental calculus indicate an early focus on Western domesticated ruminants rather than local species, but genetic ancestry analysis indicates minimal admixture with Western steppe herders, suggesting that dairy pastoralism was introduced through adoption by local hunter-gatherers rather than population replacement. Abstract Recent paleogenomic studies have shown that migrations of Western steppe herders (WSH) beginning in the Eneolithic (ca. 3300–2700 BCE) profoundly transformed the genes and cultures of Europe and central Asia. Compared with Europe, however, the eastern extent of this WSH expansion is not well defined. Here we present genomic and proteomic data from 22 directly dated Late Bronze Age burials putatively associated with early pastoralism in northern Mongolia (ca. 1380–975 BCE). Genome-wide analysis reveals that they are largely descended from a population represented by Early Bronze Age hunter-gatherers in the Baikal region, with only a limited contribution (∼7%) of WSH ancestry. At the same time, however, mass spectrometry analysis of dental calculus provides direct protein evidence of bovine, sheep, and goat milk consumption in seven of nine individuals. No individuals showed molecular evidence of lactase persistence, and only one individual exhibited evidence of >10% WSH ancestry, despite the presence of WSH populations in the nearby Altai-Sayan region for more than a millennium. Unlike the spread of Neolithic farming in Europe and the expansion of Bronze Age pastoralism on the Western steppe, our results indicate that ruminant dairy pastoralism was adopted on the Eastern steppe by local hunter-gatherers through a process of cultural transmission and minimal genetic exchange with outside groups. Значимость Начиная с бронзового века, скотоводство было доминирующим способом существования в Западной степи, но происхождение этой традиции в Восточной степи плохо изучено. Здесь мы исследуем предполагаемую раннюю скотоводческую популяцию в Северной Монголии и обнаруживаем, что молочное производство было установлено в Восточной степи к 1300 году до нашей эры. Молочные белки, сохранившиеся в зубном камне, указывают на раннее фокусирование на западных одомашненных жвачных животных, а не на местных видах, но генетический анализ указывает на минимальную примесь западных степных скотоводов, что указывает на то, что молочное скотоводство было введено путем принятия местными охотниками-собирателями, а не замены популяции. Аннотация Недавние палеогеномные исследования показали, что миграции западных степных скотоводов (WSH), начавшиеся в энеолите (около 3300-2700 гг. До н. Э.), глубоко трансформировали гены и культуры Европы и Центральной Азии. Однако, по сравнению с Европой, граница распространения WSH на восток не определена. Здесь мы представляем геномные и протеомные данные 22 захоронений позднего бронзового века, предположительно связанных с ранним скотоводством в Северной Монголии (ок. 1380-975 до н. э.). Геномный анализ показывает, что они в основном происходят от популяции, представленной охотниками-собирателями раннего бронзового века в Байкальском регионе, с ограниченным вкладом (≈7%) генов WSH(Западных степных скотоводов). В то же время, однако, масс-спектрометрический анализ зубного камня дает прямые белковые данные о потреблении бычьего, овечьего и козьего молока у семи из девяти человек. Ни у одного человека не было обнаружено молекулярных доказательств переносимости лактозы, и только один индивидуум показал более чем 10% вклад WSH, несмотря на присутствие популяций WSH в близлежащем Алтае-Саянском регионе в течение более чем тысячелетия. В отличие от распространения неолитического сельского хозяйства в Европе и распространения скотоводства бронзового века в западной степи, наши результаты показывают, что молочное скотоводство на основе жвачных животных было принято в Восточной степи местными охотниками-собирателями через процесс культурной передачи и минимальный генетический обмен с внешними группами. Table S4. Uniparental haplogroups of the Khövsgöl individuals. We determined mitochondrial haplogroups for 19 of 20 individuals, and Y haplogroups for all 12 males. ID Sex MT-haplogroup Y-haplogroup 1 ARS001 M D4 Q1a2a1c (Q-L334;Q-L330) ARS002 F D4j5 - ARS003 M U5a2d1 N1c1a (N-M178) ARS004 M F2a Q1a2 (Q-L942;Q-M346) ARS005 M D4e1 Q1a2a1 (Q-L54) ARS006 F C4a1a+195 - ARS007 M A+152+16362 Q1a2a (Q-L475;Q-L53) ARS008 M C4a2c Q1a2a1c (Q-L330) ARS009 F D5a2a - ARS011 M n/d Q1a2 (Q-L56;Q-M346) ARS012 F C4a2a1 - ARS013 F C - ARS014 F C4a2c1 - ARS015 M G3a Q1a1 (Q-Y706;Q-F1096) ARS016 M A+152+16362+16189 Q1a2a1c (Q-L334;Q-L330) ARS017 F G2a - ARS018 M B5b1 Q1a (Q-M1117;Q-L472) ARS024 F C4a1a1 - ARS025 M D4b1a2a Q1a2a (Q-L475;Q-L53) ARS026 M C4a1a+195 R1a1a1b2a2a (R-Z2123) Notes: 1 Due to incomplete coverage of informative Y chromosome SNPs, Y haplogroup assignment has not gone down to the tip for some individuals. The assigned haplogroup is the most downstream one supported by the presence of derived alleles.
  18. 3 points
    После того как казахи исчезли их стало 50 тысяч войска (250 тысяч человек). Это показатель что тогда термин был всего лишь политонимом и экзоэтнонимом, плюс надо помнить что Кадырали Жалаири "казахский" историк вообще этноним казах не использовал, для него все население улуса Джучи (Золотой орды) было "узбеками"
  19. 3 points
    Природное качество такие как хвастовство и преувеличение свойственно не только собственно вами особо любимым казахам (видимо в детстве понадавали вам много тапочек в шею) так и другим народам Ежели вас так сильно заинтересовала численность казахов того времени почему же вам самому не найти и скинуть сюда?
  20. 3 points
    озеро Айдаркуль (думал что там только казахи живут): http://letsgotravel.uz/napravleniyastrany/uzbekistan/tury_po_uzbekistanu/3_dnevnyy_tur_do_aydarkulya http://redpen.uz/chudo-prirody-ajdarkul «Амаки, а живут ли тут узбеки?» — интересуюсь я у погонщика верблюда, на котором мужественно совершаю пятиминутный променад (как мне кажется, это где-то полтора часа по страшным колдобинам и рытвинам – так это величественное животное меня встряхивает и подкидывает). «Нет, кизим. Тут живем только мы, казахи, а также каракалпаки. А вы, узбеки – дехкане. Ведь тут нет воды, а значит, и узбеков нет».
  21. 3 points
    В исламской же одежде есть свои требования, и традиционная одежда скажем тех же казахов полностью соответствует этим требованиям!
  22. 3 points
    по мне тоже малахай не казахское слово (для этого есть тымак). хотя АКБ считает что это казахское
  23. 3 points
    Видимо уже кончается интерес к постам на этом форуме. Раз уже размещается материал с якутского форума - низкопробный с исторической точки зрения, а с точки зрения популяционной генетики вообще бредовый. Потому, что язык и антропология (которая определяет внешность человека – европеоидность, монголоидность ....) вообще не связана с гаплогруппой. Мне, живущему среди казахов, можно достоверно говорить, что казахи никогда не считали и не считают себя европеоидами. Хотя среди них достаточно большое количество представителей с европеоидной внешностью. Казахи считают себя просто тюрками. Казахи, а вернее qazaqs (казаки) как они себя называют со времен создания Казакского ханства примерно 1465 – 66 г.г молодой этнос созданный из множества родов трех жузов, каждый из которых в принципе имеет свою древнюю историю. По моему личному мнению казахи (казаки) имеют базовое происхождение от восточных скифов. Поэтому о части народов Евразии входивших в империю Чингисхана, а затем как правоприемницу Российскую империю можно говорить как о скифском мире. Один из самых основополагающих принципов определения принадлежности народа к какой либо группе, который сохраняется с древнейших времен даже когда может изменитья язык этноса или его религия - это способ захоронения, а он у казахов скифский (в любом случае маленький курган – холмик) в отличие от других народов; монголов, китайцев, манчжур ......... Исламская вера очень тяжело проникала в среду казахов, даже Екатерина 2 посылала в степь тысячами татар, чтобы они открывали мечети. И как я понял до сих пор образованные слои казахов поверхностно воспринимают ислам, сохраняя свои древние обычаи и традиции, подобно японцам для которых буддизм является просто оболочкой их древней веры синтоизма. Что интересно значительная часть образованной моледежи, прекрасно владеющей английским языком, интересуется настоящим Тенгрианством (описанным на метафизическом уровне, не путать с шаманизмом северных народов). К сожалению многие казахские рода не исследованны в достаточной степени по Y гаплогруппам, поэтому мне думается пока нельзя строго говорить о процентном составе гаплогрупп казахского этноса. А нация государства Qazaqstan еще только формируется из народов проживающих в нем. Я лично не видел монгол, якутов кроме как по ТВ, но в сравнении с французами, скандинавами, англичанами, греками в государствах которых я бывал, скажу вам, казахи – очень симпатичный народ. Иностранцы, кото рые приезжают к нам в Qazaqstan подтверждают мои слова. К тому же народ умный. Будущее, несмотря на сложности будет достойным.
  24. 3 points
    В исламе чтоб молится , совершать намаз , необязательно ходить в мечеть , не забываите наши предки были кочевниками , не оседлыми , к примеру бедуины арабы кочевники , тоже думаю не имели мечетеи , однако это не мешало им быть мусульманами
  25. 3 points
    Да, казахское произношение. В древнетюркском словаре "бату" - драгоценный камень. Кстати у казахов используются все имена семьи Чингизхана, у халха монголов, бурятов6 калмыков их емнип нет: Темірші, Теміршін, Шыңтемір, Теміржан, Темірхан Шыңғыс, Шыңғысхан Бөрте, Бөртежан, Бөртегүл, Айбөрте Жошы Шағатай Оқтай Төле