Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 18.11.2017 in all areas

  1. 5 points
    Про кереев есть в "Юань-Ши". Там описано как кереи сражались с кереитами Ван-хана (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_II/frametext1.htm):
  2. 3 points
    Уже здесь, мой казахский аха. Собственно, полагаю, имеем дело с двумя разными словами - этнонимом и политонимом - кои удачно совпали по звучанию. Однако значение у обоих разное. По политониму "Jeke Moŋɣul Ulus" процитирую себя же: Сами монголы посчитали лучшим все таки назвать свое государство на своем языке: "Государство черных татар (т. е. северного шаньюя) называется Великой Монголией. В пустыне имеется гора Мэнгушань, а в татарском языке серебро называется мэнгу. Чжурчжэни называли свое государство “Великой золотой династией”, а потому и татары называют свое государство “Великой серебряной династией”" "Весной прошлого года [я], Хун, каждый раз видел, как в отправляемых ими документах [они] назывались еще “великой династией”" На письменном монгольском будет как "Jeke Möŋgü-ɣol Ulus" - букв. "Великое серебряное срединное государство". Термин "möŋgü-ɣol" (серебряный центр) => "moŋɣul" (правильно написание этнонима во всех документах). Полагаю, что переход от заднерядного в переднерядный обусловлен влиянием переднерядного "o" в слове "ɣol" (центр). ============================================= По этнониму: впервые документируется как среднекит. "muŋ-ŋot" (蒙兀 - совр. кит. "méng-wù") в . Неимоверно точная передача этнонима (в рамках китайского), ведь даже конечный "-l" передали. К тому же первый знак 蒙 сейчас так и переводится: měng (сокр. вм. 蒙古) Монголия; монгольский; монголы 汉蒙 китайцы и монголы 蒙人 монгол Это одно из племен шивэй (сяньби?): Этимология: согласно Рашид-ад-Дину, название племени образовалось так: "Слово же «монгол» сперва звучало [букв. было] мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный»". В ДТС на стр. 351 вы увидите слово "muŋqul" и его вариацию "muŋul" - неразумный; глупый. Тюркизм? А может этноним враждебного племени стал нарицательным с негативным значением? Тем более, что слово документируется очень поздно и ограниченно. Тем более четкой этимологии с тюркских языков не имеет сие слово, однако явно одного корня с этим: Proto-Mongolian: *mun- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 to become mad 2 ignorance 3 shame Russian meaning: 1 сходить с ума 2 невежество 3 стыд Written Mongolian: muna- 1, muŋgaq 2 (L 551: muŋɣani-, muŋkina- 'to become stupid, be confused', munaid 'outrageous') Middle Mongolian: mǝnɣǝq (IM); moŋqax 'stupid' (HY 38), muŋqax 'silly' (SH) Khalkha: muna- 1, munxag 2, mundur 3 Buriat: munga- 1 Kalmuck: munǝ- 1, muŋxǝg, moŋxū 2, mundr 3 Ordos: munu- 1, muŋχaG 2, munǟda- 'to behave stupidly' Также: халха-монг. "муна-х" (дряхлеть; страдать старческим маразмом), "мунгинаа/мунгинуу" (рассеянный человек), "мунгина-х" (быть рассеянным; оказываться медлительным; путаться; быть нерасторопным); "мунхаг" (неразумный; невежественный; глупый); "мунхагдах" (становиться глупым), "мунгахлах" (вести себя глупо; поступать невежественно). И как тогда объяснить этноним "coŋgol" или, по-бур., "soŋgol"? Это есть наименование одной из этнических групп бурят-монголов халхасского происхождения. Тождество с интересующим нас этнонимом заключается в ауслауте "[ŋ]gol". Имеем: изначальное звучание примерно как "muŋgol", причем точно передний ряд гласных. Также, видимо, есть корреляция с понятиями "бессильный", "простосердечный". ============================================= В итоге, возможная этимология на монгольском: древнемонг. "munа-hа" (1 - дряхлеть; 2 - сходить с ума; страдать старческим маразмом) + аффикс "-g" (аффикс прилагательных от глагольной основы) => древнемонг. "munа-g" (1 - дряхлый; 2 - неразумный; невежественный; грубый; рассеянный) => древнемонг. "muŋ" (1 - дряхлый; 2 - неразумный; невежественный; грубый; рассеянный) + "gowl/gol" (1 - река; 2 - центр; 3 - середина) => древнемонг. "muŋ-gol" (дряхлый центр = слабое племя?). Собственно, почему такое самоназвание у монголов было? Обратимся к источникам. Рашид-ад-Дин: "Примерно за две тысячи лет до настоящего [времени] у того племени, которое в древности называли монгол, случилась распря с другими тюркскими племенами и закончилась сражением и войной. Имеется рассказ, [передаваемый со слов] заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет». А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились". "Мэн-да-бэй-лу" Чжао Хуна: "Татарское государство на юге находится в соседстве с племенами цзю, а слева и справа с ша-то и другими племенами. В старину существовало государство Монгус. В незаконный [период правления] цзиньцев Тянь-хуй (1123 — 1134) [они, т. е. монгус] также тревожили цзиньских разбойников и причиняли [им] зло. Цзиньские разбойники воевали с ними. Впоследствии же [цзиньские разбойники] дали [им] много золота и шелковых тканей и помирились с ними. Как говорится в Чжэн-мэн цзи Ли Ляна: “монголы некогда переменили период правления на Тянь-син и [их владетель] назвал себя „родоначальником династии и первым просвещенным августейшим императором"”. Нынешние татары очень примитивны и дики и почти не имеют никакой системы управления. [Я], Хун, часто расспрашивал их [об их прошлом] и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли. [В Чжи-чжай шу-лу цзе-ти в разделе Вэй ши [сказано]: “Чжэн мэн цзи; одна глава; составлена цзиньским человеком мин-вэй цзян-Цзюнем, правителем округа ДэнчжоуЛи Да-ляном. [Он] был сыном большого разбойника [периода правления] Цзянь-янь (1127 — 1129) и вместе с отцом Чэн сдался Цзинь” В Цза-цзи [Ли Синь-чуаня сказано]: “Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. При Тан его называли племенем мэн-у. Цзиньцы называли его мэн-у, а также называли его мэн-гу. [Эти] люди не варили пищи. [Могли видеть ночью]. [Они] из шкур акулы (?) делали латы, [которые] могли защитить от шальных стрел. С начала [годов правления] Шао-син (1131 — 1162) [они] начали мятежи. Главнокомандующий Цзун-би воевал [с ними] в течение ряда лет, [но] в конце концов не смог покарать; только, разделив войска, удерживал важные стратегические пункты и, наоборот, подкупал их щедрыми [подарками]. Их владетель также незаконно назывался „первым августейшим императором-родоначальником". Во времена цзиньского Ляна [они] причиняли зло на границах. [Как видно], они появились давно. Теперь татары называют себя Великим монгольским государством, и поэтому пограничные чиновники именуют их [сокращенно] мэн-да. Но [эти] два государства отстоят друг от друга с востока на запад в общей сложности на несколько тысяч ли. Неизвестно почему [они] объединены под одним именем. Ибо в период процветания государства Цзинь были созданы северо-восточное вербовочно-карательное управление для обороны от монголов и Кореи и юго-западное вербовочно-карателыюе управление для контроля над территорией татар и Си Ся. Монголы, очевидно, занимали [земли, на которых находились] двадцать семь круглых крепостей того времени, когда У-ци-май начинал дело (т. е. только что вступил на престол. — H. М.), а границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу и достигали государства Больших людей на севере”. [Мэн-да бэй-]лу, очевидно, основано на записях Ли [Синь-чуаня]. Однако Ли [Синь-чуань] пишет в неуверенных выражениях, а в [Мэн-да бэй]-лу прямо говорится о том, что прежнее монгольское государство уже было уничтожено и что нынешние монголы и есть татары. В Гу-цзинь цзи-яо и-пянь Хуан Дун-фа сказано: “Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. Во времена цзиньского Ляна [оно] вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего [периода правления] Цзя-дин [17.I.1211 — 4.I.1212] татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством”. Это также основано на этой книге. Ведь государства в северной стороне простираются то на тысячу ли, то [лишь] на сто ли и процветают и приходят в упадок, возникают и исчезают непрерывно] Еще [татары] восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают название династии как “великое монгольское государство”. [Этому] также научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники. [Я], Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя “мы, татары”; все их сановники и командующие [также] называли себя “мы...”. Они даже не знают, являются ли они монголами и что это за название, что такое название династии и что такое название годов правления. Что касается ныне отправляемых документов, то перебежавшие чиновники, которые знают грамоту, во всех случаях усиленно объясняют [татарам] дела, чтобы научить их". ============================================= В обоих источниках есть упоминание о большой трагедии в истории монголов, когда они чуть ли не были полностью истреблены. Отсюда и перевод этнонима как "бессильный" у Рашид-ад-Дина. То есть, это племя стало "бессильным" после учиненной над ними распри. Совершенно аналогичный случай с кыпчаками: племя, известное как сиры/шары, было разгромлено уйгурами и подвержено чуть ли не геноциду. После этого племя было известно под новым именем - древнетюрк. "qɨvčаq" - неудачливый; злополучный; несчастный; злосчастный.
  3. 2 points
    Ни разу не встречал казахов дворников, и даже на стройках. Больше попадаются казахи на дорогих иномарках .
  4. 2 points
    Статистика денежных переводов из РФ и в РФ. http://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/Transgranichnye_perevody_saldo_v_minuse.pdf На странице 10 есть график, показывающий страны в которых осуществляется наибольший объем денежных переводов из РФ. Из республик Средней Азии лидируют Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан. Туркменистана и Казахстана даже нет на графике. На 11 странице зато есть Казахстан, как страна откуда немало денег переводится в РФ.
  5. 2 points
    давайте попробуем разобраться где же все таки находится гора Бурхан-Калдун по РАДу: 1. Впоследствии его вместе с его тысячей назначили охранять великий гурук Чингиз-хана, который [находится] в местности Буркан-Калдун 2. Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама 208, Ибира и Сибира 209, Булара и реки Анкары 210, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам в [областях] народа найман, как, например, Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], Ирдыш 211, [гора] Каракорум 212, горы Алтая, [74] река Орган 213, в области киргизов и кэм-кэмджиутов 214, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, – А.С.] и принадлежащих народу кераит, как то: [по рекам и озерам] Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух 215, кои смежны с Китайской стеной. [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению. Комментарий: Упоминаемые здесь реки и озера: р. Онон – правый приток р. Шилки, из слияния которой с р. Аргун образуется р. Амур; р. Керулен (в рукописях – Калуран) – берущая начало в горах Кентей, протекает в равнинной Монголии и впадает в озеро Далай-нор, или Хулунь; Талат-Балджиус (в ркп. С, L, I и у проф. Березина – Талан, второе слово в L стоит особо, отделяясь от первого союзом и (ва), в ркп. A, S, С и L читается как Балджиус или Балджиус; в ркп. В – Балхус; у Березина – Балджиуш) – повидимому, современный Долон, гористая местность к юго-западу от Урги, второе название затрудняюсь определить; Буркан-Калдун – возможно, современный горный узел Кентей (Гентей) – «древняя Бурхан-ола» (где есть р. Бурха – правый приток Онона, последняя горной цепью отделяется от р. Куйтун); такое же название носит и незначительная река – по-монгольски Хуйтун, – сливающаяся с Шара-гол, правым притоком Орхона, так что возможно, что приводимый здесь географический термин обозначает Бурхан-Куйтун; Кукана-нор (в ркп. С, L, I – Кука-наур; в ркп. В и у Березина – Кукэ-наур); Буир-нор – озеро к югу от вышеназванного озера Далай-нор; эти два озера соединяет р. Оршун, вытекающая из северной части Буир-нора и впадающая в Далай-нор. Каркаб (в ркп. В – Каркат; L, S, С, I – Каркат; у Березина – Кулукат) – может быть, соответствует урочищу Хара-хаба в Северной Монголии; Куйин (в ркп. В – Кун?н) – вероятно, соответствует долине р. Куин-гол, правого притока р. Толы, на которой когда-то находилась первая почтовая станция в направлении от Урги к Кяхте, но с другой стороны имеется р. Хойн-гол (Куй-гол), левый приток р. Имин-гол в Барге; Эргунэ (в ркп. С, L – с добавлением Азгунэ-кур; в ркп. I – Азгунэ-кун; у Березина – Аргунэ) – вероятно, р. Аргун (Аргунь), вытекающая из оз. Далай-нор (Хулун) и на севере сливающаяся с Шилкой; Калайр (в ркп. В – Калад; у Березина – Калаири) – быть может, современная долина р. Хайлар; Селенга, река, впадающая в оз. Байкал; Баркуджим-Тукум (в ркп. В – Ииркуджин-Тук?р?м; у Березина – Баркуджин-Тукум, или Баргучин-Тукум, как дальше в тексте) – возможно, современный Баргузин – один из главных притоков Байкала с известной Баргузинской степью; Калалчин-Aлаm (в ркп. I – Каладжин; в ркп. В – Калах?н; у Березина – с добавлением – Калахин-Алат) – неизвестная мне местность (быть может, второе слово следует читать олот, ибо арабское начертание допускает такое чтение), и Уткух (в ркп. В и у Березина – Унгух, что Березин читал как «Унгу») – обычно: районы Великой Китайской стены. [См. указания на все это у арх. Палладия: Дорожные зам. на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг. С введ. д-ра Е. Бретшнейдера и замеч. проф. А.М. Позднеева. СПб., 1892. Также: Е. Bretschneider. Med. Researches, vols I–II (особенно карты при обоих этих трудах). А в отношении названия Уткух см. дальше, стр. 161 с прим. 806]. 3. В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам – бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов. Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения и нашего уруга будет здесь!». Летние и зимние кочевья Чингиз-хана находились в тех [234] [же] пределах, а родился он в местности Булук-булдак, 1454 в низовьях реки Онона, оттуда до горы Буркан-Калдун будет шесть дней пути. Там живет одна тысяча ойратов из рода Укай-Караджу 1455 и охраняет ту землю. Подробное перечисление тех рек, [что стекают со склона горы Буркан-Калдун], такое: с южной стороны, в центре – Кэлурэн, с востока – Онон, с большого северо-востока – Кирэкту, с большого севера – Киркачу, с большого севера – Чику, с большого северо-запада – Калаку, с среднего юго-запада – Кара, со среднего юго-запада – Бурачиту, с большого юго-запада – Дулэ. 1456 вопросы: 1. куда мы денем Орган, Селенгу, Эргунэ, Калуран, озера-науры и Китайскую стену? 2. АКБ постоянно апелирует на искажения комментаторов. но предвзятость переводчиков это не аргумент ибо в оригинале рукописи написано четко Онон и Калуран. что касается единственной реальной реки, кот. нет в Монголии но есть в "Мунгалистане" - Бухтармы - то там у вас аргумент: 726. В ркп. С, I – буктр; В – ?уктр; L – ?ук?р; у Березина – ?ук?р. как это может быть Бухтарма если ни в одной из версии рукописей нет и близко Бухтармы. где там окончание -ма? как можно такую "сову" сравнивать с Ононом и Калураном?
  6. 2 points
    В следующем году займусь процессом выделения каракалпаков из состава Ногайской орды )))
  7. 2 points
    Бажа это свояк на казахском, а не шурин.
  8. 2 points
    Из книги Ахметова шежире алаша : Не нашел каких либо упоминаний что именно у рода Алаша беисеу - имеются кирме в основном сама книга о потомков алаши и их подродах ,большая часть книги это шежире , в процентном сравнивание доля письменных и устных источников мала.Основные действия Алшынов Алаша того времени скорее воина с калмыками ,некоторые рассказы ведут о том что в ходе множественных боев ,кто попадал в рабство к калмыкам ,кто то погибал . Хотя есть именно у Алаши другого подрода сказания что во время набегов калмыков ,в живых остались несколько детей из числа казахов ,в последствий им наделяют род Конырборик - так когда их нашли на них были коричневые шапки . И что интересно книге Алшын шежиреси Усенбаева автор указывает что в составе алшынов есть кирме но они уже по происшествию определенного времени не должный называться кирме - дословный перевод каны тазарды - кровь очистилась .
  9. 2 points
    Для непосвященных объясню. Эффект основателя случается обычно у лиц которые либо занимают верхние эшелоны социальной пирамиды либо чуть ниже. Местный некалмык никак не мог бы занять это место, а уж тем более так сильно размножиться без исторических упоминаний об этом в источниках (благо русских архивов много)
  10. 2 points
    Мого́лы — народ, проживающий на севере Афганистана и Индии. Численность народа достигает 20 000 человек, по оценке на 1992 год. Вопрос о происхождении моголов точно не решён. Но традиционно предполагается, что они потомки монгольских завоевателей XIII века, перемешавшихся с местным населением[. Название «Моголы» появилось уже при английских колонизаторах. Могольские правители происходят из рода династии Тимуридов, великого завоевателя Центральной Азии. Племена моголов были вытеснены с территории современного Узбекистана другими монгольскими племенами, вследствие чего мигрировали в Афганистан в составе монгольской армии. Об этом народе рассказывали калмыки, воевавшие в Афганистане. Они говорили, что могли друг друга понимать, и были удивлены этим. Ниже примеры их языка: Могольская поэма Абд Аль Кадира: Могольская поэма: Dotanamni dog baina Hawoi ukini aimag baina Nesoni ugunambi agar toni baiji Mota giri qara qurgani baina. Ekimni dard kina halmini geibe Bemoor boljambi kam khormini geibe Bemoor boljambi kam khormini khodai jaan Ena bemoreztu parwoimini geibe. Перевод на английский: Inside my heart there is a wound The girl I search and long for is of the Aimaq tribe One sign I give you, if near her you happen to be Know that in her ger (yurt) there is a black lamb My head hurts, my condition is bad I'm sick and do not care I'm sick, but my concern is the love of God This disease I give (therefore) no attention. Могольская поэма: Argun-i kulkah utalat Cingiz kulkah ulu’at Nirah-ci-du kulkah gahat ya gaut al-a’zam gar bari Karyas-du-ci kibah nudun lar-i dazam iz abatun Mun abd qadir gai urun ya gaut al-a’zam gar bari Перевод на английский: Lord of lords Arghun of old, Genghis king of kings Under your name is all things old oh supreme mediator hold (my) hand In your fence (camp) the eyes of suffering friends will rest That same Abd Qadir rests peacefully oh supreme mediator hold (my) hand Числительные на могольском языке: Монгольские Могольские 1 "Nigen" "Nika" 2 "Qoyar" "Qyor" 3 "Ghurban" "Qurbun" 4 "Dorben" "Durbon" 5 "Tabun" "Tuwan" 6 "Jirghughan" "Jurghan", "Shish" 7 "Dologhan" "Jolan", "Huft" 8 "Naiman" "Hushtu" 9 "Yisun" "No" 10 "Arban" "Arbon", "Da"
  11. 2 points
    Звучит уже как мантра: "на западных склонах Алтая, в верховьях Иртыша!!!!"
  12. 2 points
    Из книги Ахметова алаша шежиреси : По поводу Алаша каракалпак нашел кое что " у подрода Алаша Божан ,у Кондыбая было трое сыновей - Бекшора Топжан Боранбай ,от Боранбая - Итемген Бектас Доскана Шолак Досбол , от Досканы Кулжан Сейт - от Сейта трое это Отар Нургали и "Каракалпак(усыновленный)" от Каракалпака тоже дальше идет потомство .Возможно это и есть подрод Алаша Каракалпак .
  13. 2 points
    Вы с этой мыслью не одиноки, ув. Кылышбай! С вами абсолютно солидарен и имеет такую же позицию Enhd, большой друг казахского народа. Вы с ним как Маркс с Энгельсом - живя в разных странах каждый сам по себе пришел к единой общей теории. Вы оба пытаетесь обосновать свою единую позицию легендой о прилете в округ Алтай в верховьях Иртыша туземных его племен лишь в 18 веке с орбитальной космической станции Союз-1. В таком случае к вам, как к соавторам крутой легенды, три вопроса. Можно? Если да, то начинаю: 1) Откуда у местных казахов племен Кекрей[т], Меркит, Найман, если они новоселы в верховьях Иртыша (по вашему каких-то 100-150 лет), знание о находящейся здесь могиле внука Чингизхана Куюка, ведь он умер в 1248 году?! 2) Откуда у местных казахов племен Кекрей[т], Меркит, Найман, если они новоселы в верховьях Иртыша (по вашему каких-то 100-150 лет), знание о находящейся здесь могиле керейтского Тогрул-хана, он же Он-хан, ведь он умер в 1203 году?! 3) Откуда у местных казахов племен Кекрей[т], Меркит, Найман, если они новоселы в верховьях Иртыша (по вашему каких-то 100-150 лет), знание о находящейся здесь могиле Сарыбая, отца Козы-Корпеша из древней легенды "Козы-Корпеш - Баян-сулу", могила которых находится близ гор Чингизхан-тау (в прошлом Найман-таг) в ВКО РК, ведь легенда датируется 13 - 14 веками?!
  14. 2 points
    Да. Причем интересно, что в одном из источников племена шивэй - "[по-видимому] потомки динлинов" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/IX/Nov_ist_Tan_1/text15.phtml). Естественно, тех, что к югу от Байкала, т.е. "плиточников". Подробней о сим здесь: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/I_Pjankov_Dinliny.pdf Сам этноним в эпоху Западной Хань звучал как "тэнг-ринг", что уж очень похоже на монгольское "тэнгэрийн(г)" - небесный.
  15. 2 points
    Об этом говорят не только китайские хроники, но и Б.Я. Владимрцов (Работы по истории и этнографии монгольских народов): "... В конце XIV и начале XV в. мы застаем ойратов на новых местах, там, где их не было в век монгольской империи. Из своих родных лесов они выходят на степь и начинают кочевать по Алтаю и по прилегающим к нему степям и горным пространствам. Они, следовательно, пережили крупное изменение в хозяйственном быту: из народа "лесного" полуохотничьего, полукочевого они превратились в настоящих степных номадов."
  16. 1 point
    Удивительно, сколько нового можно узнать.
  17. 1 point
    тюркоязычные цаатан-уйгуры.Монголия.Хубсугульский аймак.
  18. 1 point
    Понятие "лошадь" (вообще - любой породы, любого роста - как вид непарнокопытного зверя) для тюрков и монголов чисто родные и друг другу родственные: Proto-Altaic: *ătV Meaning: horse Russian meaning: лошадь Turkic: *ăt Mongolian: *aduɣu- Tungus-Manchu: *abdu- ========================== Однако, тут мы сталкиваемся вот с чем: в древнетюркском языке (в отличие от монгольских) существует специальное обозначение для особой разновидности лошади - низкорослой. В современном татарском слово сохранилось как "алаша" - сущ. 1. мерин 2. перен. прост. (рабочая) лошадь (о безропотном и много работающем человеке-трудяге); в совр. казахском - "алаша" (название верблюжьей породы, помесь породистого и непородистого верблюдов); чув. "лаша" - лошадь. Однако все термины восходят к пратюркскому корню со значением "маленький": Вот тут самое интересное: вот у монголов нет специального понятия для низкорослой монгольской лошади, т.к. для монголов она никакая не низкая, а именно нормального размера. Это, так сказать, нормированный стандарт лошади. А вот у тюрков почему-то появилось. Почему? Как вариант объяснения: пратюрки узнали лошадь от какой-то другой стороны (по пр. Добреву - тут с ним согласен - от индоиранцев), причем лошадь была нормального (для нас с вами) роста, т.е. много выше монгольской, которая по экстерьеру приближена к дикому предку - тарпану степному. При этом, в пратюркском языке произошел переход древнего понятия "домашнее животное; скотина" => лошадь (аt). Первичное значение этого воистину древнего слова мы видим в реликтах современных языков: Proto-Mongolian: *aduɣu- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 horse(s), cattle 2 drove, herd 3 to herd Russian meaning: 1 лошадь, домашнее животное 2 табун лошадей 3 пасти Written Mongolian: aduɣusu 1, aduɣu 2, aduɣula- 3 Middle Mongolian: adusun 1, adu'u(n) 2 (SH), adu'uči 'herdsman' (HY 30), adu(w)sun, adasun 1 (MA 95, 96), adon, adoson 1 (IM 432) Khalkha: adūs 1, adūn 1, 2, adūla- 3 Buriat: adūha(n), adaha(n), adūn 1, 2, adūl- 3 Kalmuck: adūsṇ 1, adūn 2 Ordos: adaGus(u) 1, adū 2 Dongxian: asun 1, adula- 3 (Тод. Дн. 110) Baoan: asoŋ 1, adal- 3 (Тод. Бн. 133), adǝlǝ- 3 (MGCD) Dagur: adōsa 1, adō 2 (Тод. Даг. 118, MGCD, MD 111), adōse 'animal' (MD 111) Monguor: āsǝ (SM 15) 1, dulā- (SM 64) 3 ========================== Proto-Tungus-Manchu: *abdu- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 cattle, herd 2 household, property 3 cloth, fabric Russian meaning: 1 скот, стадо 2 домашнее хозяйство, имущество 3 ткань Evenki: abdu 1, 2 Even: abdụ 2, 3 Negidal: abdụn 1 Spoken Manchu: adun 'herd, flock' (2319) Literary Manchu: adu 3 Jurchen: ad-hu (551) 3 Orok: abdụ 2 ========================== Через какое-то время пратюрки столкнулись одомашненной лошадью степного типа (монгольская, казахская...), которая отличалась более низким (естественным для лошади) ростом, в сравнении с высокими (нормальными для нас) породами, которые были самыми первыми домашними лошадьми тюрков. По сему, для пратюрков низкорослость лошади показалась отклонением от "нормы" (высокого роста), а отсюда и соответствующее обозначение для такой новой для тюрков лошади - пратюрк. "улала" => древнетюрк. "алаша" - маленькая лошадь.
  19. 1 point
    Если не ошибаюсь, в рунике графически не прописываются некоторые гласные звуки.
  20. 1 point
    В ходе работы была выделена ДНК из костей 6 лошадей из могильника Царам, элитного комплекса хуннских захоронений (I в. до н.э. - I в. н.э.). Были получены 6 обогащённых библиотек. Секвенировав митохондриальные геномы, мы определили гаплогруппы лошадей хунну по классификации Achilli и их место на филогенетическом древе современных лошадей. Согласно полученным результатам, все древние лошади относятся к гаплогруппе Е, которая встречается среди современных лошадей породы мареммано из Италии. Мы определили, что две лошади хунну принадлежали серой масти, а остальные имели дикую окраску (гнедую или вороную масти). Была построена филогенетическая сеть по последовательностям первого гипервариабельного района митохондриального генома древних и современных лошадей Монголии, Тывы и Бурятии и древних лошадей народа хунну. Исследуемые лошади, как было выявлено, по классификации Cieslak относятся к гаплотипу X3, который является предковым для гаплогруппы X3 современных лошадей Монголии, Тывы, Бурятии. Лошади народа хунну: генотипирование и определение масти Куслий Мария Александровна Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН, г. Новосибирск, Россия E-mail: kusliy.maria@mcb.nsc.ru
  21. 1 point
    Так как в этой теме мы обсуждали казахских кереитов, привожу данные Валиханова: Значит ранее кереиты были частью Старшего жуза. Есть еще кереиты ставшие узбеками. В трех списках узбекских племен: "Маджму ат-Таварих", "Тухфат ат-таварих-и хани и Рукописи 4330.0 из собрания Института востоковедения УзССР, кераиты упоминаются отдельно от племени гирай или керей.
  22. 1 point
    У маньчжур почти такое же слово используется.
  23. 1 point
    Хех, кто как не Вы не считаете ССМ за источник? Там где выгодно - получается допускается? Вот Вам значение "усун": Тюркское озён вот: Так что, извиняюсь, очередное натягивание личных хотелок.
  24. 1 point
    По моему, исключено. К тому же надо сперва определиться с ши-вэй китайских хроник - кто они, каков был их язык, где обитали и т.д. и т.п. Вот видите, зря вы, господа противники моих идей, не прислушиваетесь к моим аргументам! Ваша ошибка в том, что вы под татарами представляете себе монголов. Я же, как и современники тех татарских племен, видим в кочевых татарах восточных тюрков номадов, неверных тюрков, пришедших из областей Чина. Поэтому слова Ибн Халдуна про дурутов и токсаба вполне лаконичны в свете их тюркскости. Не слышал о таком летописце или историке. А кто сказал, что это чужие племена? Это и есть родоплемена Керейтов того времени. Записанного в 1802 году Я. Гавердовским знания Чумекейцев о Чингизхэане и Чжамуке уже серьезный и весомый аргумент в пользу Алшин = Алчи. В источниках касательно татар Чингизхана реки Могалистана (Мунгул улуса) порой названы по-казахски "ösön", а порой "мурэн". У нас реки называют тоже "су", но как правило, небольшие - Аксу, Карасу и т.д. В современное русское понятие "Семиречье - Жетысу" Эмиль и Кобук не входят, но они могли входить в изначальное значение "Жете". Да, основание Сибирского юрта Сибирские летописи связывают с именем Тай-Буки, сына керейтского Тогрул-хана, которому Чингизхан дал ярлык на завоевание и великое княжение в Сибири (Миллер). Собственно поэтому и был "юрт", а не "ханство", потому что керейты/керей не входили в белую кость "торе". Сибирским ханством он стал когда туда пришли управлять чингизиды имхо в 15 веке.
  25. 1 point
    Для рассматриваемого образца ДНК ранее были исследованы аутосомы, согласно им происхождение у человека добротное казахское. Проблема в том, что установленный гаплотип не имеет даже близкого пересечения с любым из ранее протестированных казахских родов. Вместо этого полное совпадение имеется с совершенно другими этносами. К примеру, вот как национальность протестированного определяет этно-калькулятор Eurogenes K13 в Гедматче: Eurogenes K13 Oracle results: # Population Distance 1 Kazakh 4.79 2 Kirgiz 4.88 3 Altaian 13.46 4 Hakas 13.84 5 Shors 15.41 6 Mongolian 15.99 7 Hazara 18.54 8 Uygur 19.9 9 Uzbeki 20.45 Поэтому о всем, что касается чистоты происхождения у рассматриваемой родословной вы можете не сомневаться. В сложившейся ситуации какой из вариантов кажется вам более правдоподобным: Вариант 1. Все представители упомянутого подрода или некоторая существенная часть из них являются кирме, в том числе и в коренном регионе их обитания Вариант 2. Исключительно жители конкретного поселения в котором брался тест по родовой мужской линии имеют каракалпакское или ойратское происхождение и являются кирме Вариант 3. Исключительно род протестированных с которого брался образец по роковой случайности является кирме, в то время как другие сожители имеют искомые благородные корни. Честно такой ситуации я наиболее опасаюсь и если в такой форме это будет оглашено, то действительно могут иметь место неприятные последствия В сложившейся ситуации, как вы считаете, существует ли смысл вернуться в этот поселок и протестировать еще кого-нибудь из обывателей?
  26. 1 point
    Дело в том что есть проект КАЗ ДНА но нет проекта ОЙРАТ ДНА - было бы с чем сравнивать .
  27. 1 point
    К сожалению дальше нет. Есть про Сибирское ханство и упоминаются каракалпаки. Могу скинуть если интересно.
  28. 1 point
    1. и Бокембай кажись говорил русским послам что они возвращаются на земли своих дедов ногаев (про Эмбу) 2. лично для меня не новость: есть упоминание Галданом-Цереном об узбеках и плюс предания казаов, записанные в 19 в. где они называют себя узбеками
  29. 1 point
    Жетысу как то нелепо с казахского переводится как семь вод Имхо. Есть напр Аксу, Карасу и т.д. Но это касается же цвета воды и т.д. Было бы правильно назвать тогда Жетыозен. Но опять же там не семь рек... Жетысу возможно сами русские и перевели так неправильно. Ведь эта тер-я исторически называлась улус Джете. Короче русские это коряво поняли как семь.
  30. 1 point
    Вы разве спрашивали? Если пропустил ваш вопрос, то извините. А так я бурят. Точнее холимол/холимог/худхамал - смешанный: эсэгэ - буриад, мама - русская
  31. 1 point
    Вы правы Семиречье это русский термин. Потому что была Семиреченская область. А это действит-но улус Жете
  32. 1 point
    Повторяю, что Семиречье это русский колониальный термин. Прогуглите про тот же Сергиопольский уезд (Аягуз), первый опорный пункт в Семиречье.
  33. 1 point
    По чораймакам: C. E. Yate, Northern Afghanistan, or Letters from the Afghan Boundary Commission, Edinburgh and London, 1888. A. A. Semenov, Dzhemshidy i ikh strana, Izvestiya turkestanskogo otdela russkogo geograficheskogo obshchestva 16, 1923. W. Ivanov “Notes on the Ethnology of Khurasan,” The Geographical Journal 67, 1926, pp. 143-58. E. G. Gafferberg, “Formy braka i svadebnye obryady u Dzhemshidov i Khazare,” Sovetskaya Etnografiya 1, 1936. Idem, “Zhilishche Dzhemshidov Kushkinskogo rayona,” ibid., 4, 1948, pp. 124-43. N. A. Kislyakov and A. I. Pershits, Narody Peredneĭ Azii, Moscow, 1957, pp. 124-33. A. Janata, “Die Bevölkerung von Ghor. Beiträge zur Ethnographie der Aimaq,” Archiv für Völkerkunde 17-18, 1962-63, pp. 73-156. H. F. Schurman, The Mongols of Afghanistan. An Ethnography of the Moghôls of Afghanistan, The Hague, 1962. K. Ferdinand, “Ethnographical Notes on Chahār Aimāq, Hazāra and Moghōl,” Acta Orientalia 28, 1964, pp. 175-203. M. Kuhn, A Report on Village Society in the Chakhcharan District of Afghanistan, M.A. thesis, London University, SOAS, 1970. A. Janata, “Völkerkundliche Forschungen in Westafghanistan,” Bustan 2-3, 1970, pp. 50-61. Idem, “On the Origin of the Firuzkuhis in Western Afghanistan,” Archiv für Völkerkunde 25, 1971, pp. 57-65. G. Mandersloot and J. Powell, Firozkohi, een afghaans reisjournaal, Rotterdam, 1971. M. Barry, Western Afghanistan’s Outback, USAID, Afghanistan, 1972. A. Singer, “The Jamshīdī of Khurasan: An Historical Note,” Iran 10, 1972, pp. 151-55. X. de Planhol, “Sur la frontière turkmène de l’Afghanistan,” Revue géographique de l’est, 1973, 1-2, pp. 1-16.
  34. 1 point
    Когда планируете? Я тоже мечтаю сделать культурные экспедиции в разные регионы кочевнических народов в прошлом. Джунгария, Монголия, АРВМ, Маньчжурия, Калмыкия, Бурятия(по пути Тува и Алтай) и весь РК. И сделать качественные интервью с людьми и с хорошим современным монтажем сделать такого рода видео очень популярными среди людей этих территорий.
  35. 1 point
    Вот это проще пареной репы: Что еще придумаете?
  36. 1 point
    там на Алтае они относительно недавно появились. интересно АКБ тут сразу появится опровергать меня в этом через теорию керей-керейтов - насельников Алтая со времен неолита?)
  37. 1 point
  38. 1 point
    https://www.academia.edu/29125932/ON_THE_YENISEI_KIRGHIZ_TITLE_Ā-RÈ UPD: Если что, сам я не лингвист и не могу судить насколько верны представленны в статье доводы, просто привожу ссылку.
  39. 1 point
    отец в молодости слушал Pink Floyd, Queen, Smokie. у него услышал название этой группы. 8-м классе, у же в Караганде, подружился с одним орысом с гагаузскими корнями, он меня и подсадил на "настоящую" музыку. начинали как и все с Металлики, Арии и т.д. но как то попросил его записать мне на болванку что нибудь из Пинк Флойд: тогда инета не было, достать какую либо музыку было тяжело. он где то у одного знакомом дядьки-меломана переписал мне их. послушал, понравилось
  40. 1 point
    Персы распространялись другим путем - морским Они так благополучно проникли в южный Китай. Де-факто на юге царила их торговая империя. На севере же правила Согдийская торговая империя - от Хорезма до Чаньани О культурных различиях данных не встречал. По языкам тоже сказать ничего не могу - не знаю ни того, ни другого Образец хотано-сакского языка: tcarrvą̄ dvīpvą̄ nama tsa-laka jabvī dvīpa baida rāauysanauda ranījai janavai vīra maistyai caiga rauda vara tta haṣḍa yanai ñaśa prravai śvahvāṃ raispūra hva pakyau ñaśa vą̄ bīsa vīrą̄ṣṭa rrvī parau ą̄ hvāṃ capastaka gauśta sa cai tta sa vasvai īra īya bīśai hą̄hą̄ ya ttyai capastaka īra ma yai dairsa kīṇa u hą̄ stai ma hą̄ rrvī nva parau tta tta gvą̄ra basta sa khū vą̄ gaisū dvassa śaca ttą̄ haira hūrū u ttyai ra vą̄ mūñai ī kaiṇa śvahvāṃ vą̄ṣṭa na tsai ttą̄htta-vadą̄ pada narrvai ttą̄ṣṭa janavai vīrą̄ṣṭa hą̄ysa tsai ttu dvī-sa śaca hai'ra tha śa ttą̄ṣṭa hą̄ysa buḍai ttą̄ṣṭa ttą̄ janavai vīrą̄ṣṭa tsamadai hvaina yai ca ttą̄ rrvī va tcainahū haṣḍą yanīna vaña ttā dvī-sa śaca ttu capastaka gauśta bīsai haira rrvī vī tcanahū
  41. 1 point
    Да еще хотел заметит " что если уж Алшины из рода алаша участвовавшие в сражений с джунгарскими воисками в кое мере потрепали их ,и в последствий некоторые джунгары вошли в состав рода алаши допустим ,то старшины рода бы точно уж вели генеалогическое древо упоминая об этих видоизменениях хотя я не заметил их ,возможно в книге которое я вам указывал и есть эти изменения нужно вам его просмотреть .
  42. 1 point
    Представители рода Алаша - баисеу компактно проживают в западном Казахстане в Уральске Сырымского р-на местность называется Косарал, Акоба . А вот Ураном предков Алаша является Баибарак - в честь батыра Баибарака который относится к роду Алаша - Баисеу
  43. 1 point
    Подрод байсеу/байсю, однако, к сожалению не могу найти его на представленной диаграмме. Род и подрод можно хорошо проследить по захоронениям, в том плане, что родовая принадлежность явно на них указывалась и подтверждается. По этой причине я и собирался проводить исследование родословной, вкладывая деньги в человека.
  44. 1 point
    Вопрос опят таки не простой исходя из того что мы имеем : не все алшыны прошли днк тесты ,именно по подродам ,а тут как вы видите дремучий лес ,скорее не зачем зацепится ,хотя есть предпосылки но и они малы .
  45. 1 point
    Река, если вы об это не знали, не озеро и имеет правило иметь протяженность, тот же наш Иртыш берет начало в Алтае в Китае (чуть ли не в Монголии) и течет аж до Сибирского ханства. Как говорится, разнообразие от ишаков до оленей. Поэтому надо выяснять исток и устье реки. На все ваши истеричные комментарии я обязательно отвечу, но позже, а пока начальство вызывает в центр.
  46. 1 point
    Учтите, в этот сезон скидок за 450$ предлагают набор Big-Y и апдейт до Y-111 маркеров с любого ранее заказанного набора. К сожалению на этих скидках отдельно БигУ по более низкой стоимости заказать невозможно. Если будете заказывать тест для себя, то не забудьте обязательно использовать купон на скидку. В данный момент я веду переговоры с саппортом и пытаюсь дозаказать 111 маркеров и БигУ за 401$ через инвойс. Есть замечательные новости, в следующем году тестирование БигУ обещает кардинально преобразиться. Со следующего года обещают возможность заказа Бига с нуля, без любого начального Y теста. Дополнительно к этому в интерфейсе ФТДНА обещают показывать до 500 маркеров, а также рассчитанные ВБОП для имеющихся наборов в базе, подобно тому как это делает команда Yfull.
  47. 1 point
    Он просто записал в алматинцы всех кого не знает.
  48. 1 point
    Движение на запад ойратских племен было вызвано тем, что восточные монголы перекрыли им доступ к рынкам Китая.
  49. 1 point
    Ув. Кайрат-аха, сам Рашид-ад-Дин пишет, что это туркменское сказание. Туркмены, не туркмены - не суть. Главное, что это инородное сказание, а не монгольское. При этом в самом начале Огуз-намэ замечает наш Рашид-ад-Дин: К тому же этого рассказа нет в устных преданиях: Собственно, предание о мовал - поздняя выдумка.
  50. 1 point