Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 09/08/19 in all areas

  1. 2 points
    Решил открыть новую тему для всяких мелких новостей из мира палеогенетики, чтобы не плодить кучу новых тем. Анонсированы результаты полногеномного секвенирования черепной крышки из Салхита, палеолит Монголии. Оказалась женщина-сапиенс, генетически близка человеку из Тяньюаня: https://www.eshe.eu/static/eshe/files/PESHE/PESHE_2019_OnlinePESHE.pdf Genomic analyses of the 34,000-year-old Salkhit individual from Mongolia. Diyendo Massilani1, Thibaut Devièse2, Mateja Hajdinjak1,SeonbokYi3, Jungeun Lee3, Damdinsuren Tseveendorj4,Byambaa Gunchinsuren4, Tom Higham2, Matthias Meyer1, Janet Kelso1, Ben Peter1, Svante Pääbo1, Laurits Skov1 1 - Max-Planck-Institute for Evolutionary Anthropology, Leipzig, Germany · 2 - Oxford Radiocarbon Accelerator Unit, Research Laboratory for Archaeology and the History of Art, University of Oxford, Oxford, UK · 3 - Seoul National University, Seoul,Korea · 4 - Institute of History and Archaeology, Mongolian Academy of Sciences, Ulaanbaatar, Mongolia In recent years, the sequencing of many ancient early modern human genomes from West Eurasia has provided insights into the human population history in Europe [1]. In contrast, only four genomes from early modern humans in Siberia and one in East Asia have been generated, which limits our grasp of the genetic history of early East Eurasians [1]. Here, we present the genomic analyses of a hominin skull cap discovered in 2006 during mining operations in the Salkhit Valley, Northeastern Mongolia [2]. To our knowledge, the specimen remains the only Pleistocene hominin found so far in the country. Discovered outside any archeological context, the age and the ancestry of the specimen have been debated since its discovery and the presence of peculiar morphological features has led to potential affiliation to archaic hominin groups [3], [4]. We used a compound-specific radiocarbon dating approach to determine the age of the Salkhit individual to 34,950 - 33,900 Cal. BP (at 95% probability), placing the specimen in the Mongolian Early Upper Paleolithic period. We also determined its complete mitochondrial genome (mtDNA) and showed that it belongs to the modern human haplogroup N which is widespread in Eurasia today [5]. Nuclear analyses of the specimen show that the Salkhit individual was a female modern human. To investigate her relatedness to archaic hominin and ancient and present day modern humans, we used hybridization capture of 3.9 million single nucleotide polymorphisms across the nuclear genome. We use f3 and D statistics to show that she was closely related to the 40,000-year-old Tianyuan individual from China but shares more alleles with Western and North-Eastern Eurasians than does the Tianyuan individual. Using an admixture graph, the Salkhit individual is positioned as an ancient East Asian with some genetic contribution from West Eurasian. This scenario underlies an unexpected genetic link between East and West Eurasians after their major split. Using a new method to identify archaic introgressed DNA in ancient genome data, we estimate Neandertal ancestry in the Salkhit individual to∼2%, and show that this ancestry is contained in longer DNA tracks than those of present-day Eurasians – as expected given the age of the specimen. We also show that approximately 0.2-0.3% of the Salkhit genome is derived from Denisovans and identified longer tracts (>0.2 cM) of Denisovan ancestry in the Salkhit and other ancient East Eurasians genomes than in present-day East Eurasians genomes. This is the first evidence of Denisovan ancestry in Upper Pleistocene modern humans in East Eurasia. It is in sharp contrast to West Eurasia where we found no evidence for Denisovan introgression at the same resolution in early or later modern humans. The genome of the Salkhit individual provides further evidence for a complex population history of Pleistocene modern humans across Eurasia involving population substructure, migration and admixture. Those results emphasize the mosaic of events that shaped the genetic landscape of modern human since the Upper Pleistocene. Статья про находку из Салхита: http://antropogenez.ru/single-news/article/761/
  2. 2 points
    Чем объяснить наличие персидских названий дней недели в текстах Кодекс Куманикса?
  3. 2 points
    Еще один прекрасный пример того, откуда на свет (в русских переводах источников) появились названия рек современной Монголии, которые позволили историкам перетащить истинную родину татарских племен Чингизхана 12 - 13 веков с западной стороны Алтая на ее восточную сторону. Рашид ад-Дин: "... Когда Чингиз-хан разбил найманов и убил Таян-хана, он в год барса, в пределах течения реки _________ 670, водрузил девятиконечный белый бунчук[туг], устроил великое собрание и великий пир; и [там] дали ему имя Чингиз-хан. После этого [Чингиз-хан] выступил с намерением захватить Буюрук-хана, брата Таян-хана; тот же был занят [в это время] охотой на птиц [кушламиши]; [Чингиз-хан] неожиданно захватил его во время охоты и убил. Кушлук и его брат, оба были с [Буюрук-ханом]; убежав, они ушли к реке Ирдышу." Сноска: 670 В ркп. A, S, Р – у?н; С, L, I, В – уин; у Березина – Онон; разумеется вышеупомянутый правый приток р. Шилки, из слияния которой с р. Аргунь образуется р. Амур, – р. Онон. В 7-ми рукописях летописи название татарской реки У?н и Уин, а вот Березин захотел видеть в ней название Онон. И тут же им или комментатором совершенно безосновательно используется уже даже не вводное слово типа "возможно", "по видимому", а прямой вывод "разумеется это р. Онон". Потом админ форума Рустам, калмыцкие, бурятские и халхаские юзеры решат правильным не написание в 7-ми рукописях, а личное мнение, желание Березина, и начнут махать им перед нами в качестве абсолютного доказательства. Точно так же обстоит дело по всем остальным 5 - 6 татарским рекам, притянутым к территории современной Монголии в результате грубейшего искажения их названий. Вот так то.
  4. 2 points
    Это если отталкиваться от искаженного написания Субэдэй, которое появилось на мой взгляд в 20 веке для "омонголивания" тюркского/джалаирского имени Супатай.
  5. 2 points
    Раньше у нас апрель называли "Көкек" (кукушка), даже на календарях печатали так. Но постепенно как во всех сферах жизни к нам проникло из других регионов название "Сәуір". Могу лишь предположить, что первая часть "ақ" несет смысл "снежный". На северо-востоке Казахстана февраль считается буранным месяцем, то есть самым снежным. У нас говорят "тамызда түн суыйды" (в августе ночи становятся холодными) или "тамызда су суыйды" (в августе вода в реках и озерах становится холодной). Возможно название связано со словом "тамызық" (ветки, щепки для растопки очага). У меня по поводу этого названия 2 версии: 1) Возможно название связано с осенним палом степи, чтобы вернувшись на эти пастбища весной не было гнуса и трава росла лучше. Қыр - степь, күй - гореть, жечь, күйек - пал. Чтобы не быть голословным приведу слова этнографа А.Н. Букейханова (Историко-этнографические труды. Павлодарский уезд. Алтыбаевская волость): "... В старину нарочно выжигали летовки - джайляу, посылая для этого нарочно работников. В настоящее время перестали жечь степь, т.к. не остается корма, нечего жечь. Ныне если есть палы, то случайные, пущенные проезжими." 2) Возможно название месяца связано с названием древнего казахского/тюркского бараньего контрацептива "күйек" - войлочного фартука, которым издревле регулировали сезонность овечьего окота (на фото внизу). Его надевали баранам производителям (қошқарам) ближе к передним ногам для исключения досрочных беспорядочных половых связей с баранухами, когда отары кошкаров соединяли с отарами маток. Может быть поэтому месяц массового снятия фартуков и регулируемого оплодотворения овец вошло в современный календарь под названием "Қыркүйек"? Если время массового окота (сақман) это вторая половина февраля - начало марта, то время снятия фартуков в сентябре - октябре подходит к месту.
  6. 2 points
    В обычной настоящей аульской жизни, по крайней мере, у моих родственников этих слов нет и они неизвестны. В книгах узнали про эти слова.
  7. 1 point
    Я действительно не верю, что например Чингизхан, Кушлукхан, Тугрулхан, Касымхан или Аблайхан говорили своему войску: "Сенбі, жексенбі күндері демаламып дүйсенбіде жорықпен ойратқа/қалмаққа шабамыз" (В субботу, воскресенье отдыхаем, а в понедельник идем походом на ойратов/калмыков).
  8. 1 point
    Говорят,что среди халха больше 300 тысяч халхазированных ойратов.
  9. 1 point
    Справедливости ради, гапла м-48 у алшинов и ойратов хоть и далека друг от друга , целых - 2000 лет, но всё таки ближе между собой, нежели к манджурам, которые отстоят от тех и других аж на 14000 лет, вроде так писал ув Асан - Кайгы. Ну и вы ведь сами здесь выкладывали про м-48, так ведь там у халха этой м-48 целых 15%, а это ведь очень жирный кусок нации, с этим что будете делать? В кого запишете? Выбор то совсем невелик ...
  10. 1 point
    Около лошадей как понял адайцы? Интересные типажи, не отличить от калмыков, очень монголоидные, думаю метизация с калмыками из за близкого соседства несомненна. Интересно что за порода у вас такая? Насчёт ахалтекинцев наслышан , они очень нежные, за ними особый уход нужен. Думаю ваша порода это помесь арабов, ахалтекинцев, монголок и кыпчакских лошадей, от всех взяла понемногу хороших качеств, такая гремучая смесь получилась, отсюда и результат этих балдыров. От монголок и кыпчачек взяла степную выносливость и неприхотливость, от арабок и ахалтекинок красоту и скорость.
  11. 1 point
    В географической привязке страны татарских племен времен Чингизхана к территории современной Монголии по давлеющей версии академической российской и советской исторической науки самыми ключевыми аргументами выступают как известно две реки, это Онон и Хэрлэн (Керулен русское произношение) как якобы родина Чингизхана. С Ононом всё понятно (см: выше). А что же с Хэрлэном? Смотрим. В сноске к переводу Л.А. Хетагурова летописи Рашид ад-Дина либо сам переводчик, либо комментатор чистосердечно признается: "... р. Керулен (в рукописях – Калуран)" Даже без акцента на абсолютное несоответствие течения современной реки Хэрлэн описаниям очевидцев и современников (она течет в противоположном направлении) нам достаточно обратить внимание на совершенные разные названия двух рек - Калуран и Хэрлэн. В них ведь нет ничего общего - ни общего корня, ни окончания, нет ни соответствия числа слогов, вообщем ничего общего! Кроме совпадающих букв "к/х", "р", "л" и "н". Может кто-нибудь отважится заявить что этого достаточно для отождествления рек? Да и вообще, разве мало созвучных названий рек в Азии в районах обитания тюрков и монголов? Ведь есть много примеров полных созвучий, тёзок (Аксу, Карасу, Аксай, Ока, и пр.) и что тогда делать с ними? Ведь даже в одном Казахстане количество рек порядка 8 500!!! Масса рек и в приграничных областях России, Китая и Монголии. И думаете среди них не найдется названий, созвучных с летописным Калуран?
  12. 1 point
    Вы не поняли суть моего поста... Непревзойденность монгольского войска основывалась не просто на обладании "особенным" оружием, но на целом комплексе "особенностей": уникальные навыки наездника, неприхотливость и выносливость бойцов, умелое использование возможностей войска и умение минимально сталкиваться с моментами, которые были слабыми сторонами монголов. Владение даже обычным оружием максимально мастерски. Железная дисциплина и свод правил, который обеспечивал боеспособность армии (в т.ч. отношения между воинами). Дальнобойность лука была безусловно выше, но максимально поражающим он был, наверное, не на всем расстоянии полета стрелы. Здесь речб шла о железных доспехах в частности. Убить дичь - это одно.., а пробить броню - это другое. Для хорошего воина и нож - убойная сила, а идиоту и танк не поможет (про обезьян с гранатами Вы тоже в курсе). Вот, что я хотела подчеркнуть. Насчет того, что монгольский лук - сложно составной в отличие от лонгбоу Вы безусловно правы, просто англичане приписывают своим лукам "особые" возможности. Собственно, им и стрелять то далеко было не нужно... места мало.
  13. 1 point
    Моя "чуйка" подсказывает, что скоро у монголов в целом (и у калмыков в частности) появятся новые возможности в изучении монгольской истории. Наши лидеры сидят рядышком все время, что не может не радовать, а значит будут контакты не только в экономической, но и в других областях. Будет шанс не только "почитать источники", но и "пощупать" их совместно российским и монгольским ученым-историкам. Наверно, новые техн. достижения позволят добыть новую ин-фу, в т.ч. и о ЧХ. Если окажется, что он из Дальневосточного Федерального Округа ( т.е.из Бурятии - по маме) - значит он россиянин, если просто часто там бывал - значит монгол с российскими корнями. И... вопрос для некоторых будет закрыт навсегда. Памятник в РФ: Скульптор Иван Кроржов... Очень нравится работа Даши Намдакова ( как и другие его работы - основано на личных зрительных и тактильных впечатлениях), к сожалению, не в РФ: И, конечно, очень впечатлили китайцы... ну, они в курсе, что ЧХ - монгол, поэтому воровством истории это не назовешь. ЧХ и Хубилай... . Не могли бы Вы ( или кто-то из жителей Бурятии) прокомментировать ин-фу, которую я прочла в одной статье... есть ли в настоящее время такие места в действительности? "В результате похода его отряда ( поход ЧХ в 1212 г. на родину предков его матери) появились два культовых сооружения. Одно представляет собой конусообразное сооружение правильной формы из больших каменных глыб. Высота этого обоо, посвященного Оэлун, 15-18 метров, а диаметр - не менее 50 метров. Второе сооружение было построено в честь первопредка монгольского народа Бурдуна-Шоно. Вершину, на которой расположено обоо, Чингисхан переименовал в Бурхан Галта Уула ("божественная огненная вершина"). Кроме того, позднее в устье реки Оронгой на скале Баржагар были найдены три надписи красной краской на уйгурском языке "Ехэ эзэнэй эхэ орон", что означает "Родина - мать великого хана". Одна из них была уничтожена при строительстве железной дороги в Монголию в 1906 году, а другая закрашена Дамби-Нима ламой, который нанес поверх нее мантру. Провозгласив эту местность своей родиной, Чингисхан объявил "Великий запрет", согласно которому территория этнической Бурятии, долина Селенги, хребты и предгорья Хамар-Дабана и озеро Байкал были объявлены сакральной заповедной зоной, где запрещались обработка земли, строительство городов, массовая охота и вырубка деревьев. Сообщается, что на обоо регулярно приезжали представители и потомки Чингисхана. В 2012 году, в год 800-летия, на священном месте был проведен большой обряд, в котором участвовала экспедиция, организованная Буддийской традиционной Сангхи России и Институтом Пандито Хамбо Ламы Итигэлова".
  14. 1 point
    Хорошо, если так. Видимо я перепутал Вас с кем-то, с кем спорил о языке монголов. Виноват.
  15. 1 point
  16. 1 point
    Большое спасибо, ув. Асан-Кайгы, с каракалпакскими ханами со второй половины 17 и до второй половины 18 века разобрались (Кучумовичи). Эти данные в книге С. Камалова отсутствовали, акцент делалось на казахских ханов, якобы руководившими ими. Это естественно вина самих каракалпакских историков, им самим и исправлять свои ошибки. Единственное, в своей статье пишете, что параллельно с Ишим Мухамедом правил Султан Мурат (самозванец), но не раскрываете всю картину. В документах, которые появились после выхода Вашей статьи есть некая расшифровка говорящая о том, что еще до нападения джунгар на каракалпакские земли, у каракалпаков уже существовали улусные деления и кроме Ишима и Султан Мурата, параллельно правил еще Мурат Шейх. Посему, думаю, что понятие - Верхние и Нижние каракалпаки появились еще до вторжения джунгар, а это мое мнение еще подтверждается и тем, что в документах 18 века имеются сведения и о Средних каракалпаках, которые раньше нигде не афишировалось. К тому же Средними каракалпаками руководил сам Ишим Мухамед, так как, его сын Шайбак, хан Средних каракалпаков, в документах 1742 года числится, что живет в месте отцовском. Затруднительной остается первая половина 17 века - кто же были ханами?! И еще интереснее 16 век - почему же каракалпаки все время провозглашали своими ханами лжешейбанидов? Один раз как-то можно схитрить и выдавать одного за другого, но систематически такие аферы не проходят. Поэтому, лично думаю, что каракалпаками 16 века все-таки правили настоящие шейбаниды. Как думаете?
  17. 1 point
  18. 1 point
    Все книги уникальные, и қазақша и орысша, жалко что все они пока не оцифрованы: http://www.bookcity.kz/110598 Из этого 50-томного выпуска я, например, использовал труды на казахском языке Алькея Маргулана, Мусы Шорманова, М-Ж Копеева и других, на русском языке - Красовского, Ибрагимова, Жанибекова и других историков и этнографов.
  19. 1 point
    1) Среди кыпчаков были ещё и токсаба, которые были из татар, а не тюрков. Канглы зря приняли Худу, хотя лично у меня из за этого поступка есть симпатия к канглы, поскольку меркиты один из кирпичиков , из которых и сложилась калмыцкая нация в частности, и ойраты - джунгары вообще. Вообще не понимаю этого поступка логически, по Злыгостеву, меркиты доставляли массу неудобств своими набегами всем соседям включая канглы, лесным народам, кереитам, тайчиудам, даже Есугей воевал с ними, а у Тэмуджина они украли Бортэ. Щас меркитов у кого только нет. 2) Думаю исторические найманы и правда родичи киданей Елюй - даши, иначе трудно обьяснить такое гостеприимство гурхана Джулуху к Хучлугу, уверен что их потомки сохранились, они щас - каракалпаки, посмотрите на их старые фото, очень монголоидные. И вот тут- то и наступает момент истины , у кытаев - каракалпаков - потомков тех киданей , днк отличается от казахов - найманов. Вывод? Предки казахских найманов - Сегиз - огузы получили этноним - Найман от монгольских завоевателей из за своей 8 - племенности.
  20. 1 point
    Такое ощущение, что посмотрел обычный семейный альбом среднестатистической казахской семьи сельской местности, потому что в каждой семье есть такие школьные фотографии и лица точно такие же.
  21. 1 point
    Немаловажно отметить роль каракалпакских ханов в принятии Абулхаир ханом российского подданства. У историков сложилось неправильное мнение о том, что якобы именно Абулхаир привел казахов Младшего жуза и Нижних каракалпаков в подданство России. В книге собраны интереснейшие исторические документы, дающие сведения о безвыходном положении Абулхаира в его стремлениях заручиться поддержкой русских. Абулхаир, без ведома своего народа заверил русских, что примет русское подданство и будет служить верой и правдой. Но, население Младшего жуза, услышав об этом выступает против хана, что Абулхаир вместе с русским послом Тевкелевым вынужден был бежать в каракалпакские владения. Именно здесь, Абулхаир нашел единомышленников в лице каракалпакских правителей, у которых еще ранее шли приготовления к созданию дружеских отношений с Россией. А тут как снег на голову к ним является сам русский посол Тевкелев. С помощью каракалпакских ханов, Абулхаиру удается уговорить свой народ последовать примеру каракалпакского народа. Видимо, казахам не хотелось лишиться своего соседа и верного союзника в самый ожесточенный момент своей истории (эти события происходили в 1730 году), и они согласились. То есть, в принятии подданства России казахами и каракалпаками зачинщиком был не Абулхаир хан, а сами каракалпаки, ибо без их поддержки, Абулхаира могли умертвить в любом уголке казахских степей.
  22. 1 point
    Хитрая машинка, ничего не скажешь. Понятно, спасибо за пояснение. Кстати плюсов у меня наверно было бы больше всех на форуме, если бы не двое - трое моих фанатов (Arсен, Tynych и иже с ними), каждый из которых наминусовал меня за эти годы на тыщи. Сами посчитайте. У Arсена в патроннике 10 минусов в день, в месяц 300. Он разряжает в меня ежемесячно всю обойму. Но его усилия не дают всходов, потому что мешают лайкающие меня юзеры. Вот и стоит мой статус на этом уровне, не растет и не уменьшается. Как градусник.
  23. 1 point
    В Таджикистане вообще сейчас как я понял придумывают проект карлукской нации, которая не узбекская но объединит всех узбекоязычных в одну группу Посмотрим что из этого выйдет
  24. 1 point
    Табличка с работы, немного изменена :
  25. 1 point