Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией за 03/12/24 во всех областях
-
У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.2 балла
-
Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой. Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.2 балла
-
1 балл
-
Как основатели имеют, конечно. Туркмены имеют отношение к Османской империи? Да. Являются ли они преемниками?1 балл
-
Прям как пропагандисты и политики РФ: Кивеская Русь это Россия, а Украина и Беларусь это боковые линии или "испорченные", "отпочковавшиеся" русские (утрированно) и т.д.. Тут если не уточнить такой же бред получится: не только Казахстан но и др. тюркские народы и страны (в т.ч. не независимые республики типа Татарстана и Каракалпакия) имеют отношения к ЗО1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Заимствовали у ташкентцев говорил же ранее: көкпар от купкари1 балл
-
Ибрагимов Ш.М. «Очерки быта киргизов», 1872 г. "... Притом киргизы чрезвычайно боятся , чтобы кто-нибудь не сглазил их коней; поэтому, предназначенных на скачку лошадей они никому не показывают, держат их под попоной, а гривы и хвосты сплетают на манер девичьих кос, прикрепляя в разных местах, перья филина". "... Если джолдас (АКБ: послед у рожениц) долго не выходит, то это опять также приписывается козням злых духов и против этого принимаются следующие меры: 1) приводят из табуна лошадь с светлыми, большими глазами, вводят ее быстро в кибитку и морду лошади наклоняют к груди больной, желая испугать этим нечистых духов; 2) приносят филина (укю) которого насильно заставляют кричать, в убеждении, что голос его отгоняет нечистых духов. Киргизы верят этому до такой степени, что желая предохранить детей своих от влияния нечистых духов, прикалывают на шапки перья филина, или нашивают их на одежду думая, что нечистые духи боятся этого; 3) втыкают в землю саблю острием вверх, в изголовье больной, предполагая, что злые духи, увидев обнаженную саблю, испугаются и оставят больную; 4) приглашают баксу (знахаря), который вбегая в кибитку, стремглав бросается на больную и начинает бить ее палкой, чтобы выгнать из нее злых духов". Если верить подписи на миниатюре Хулагу-хан: Перья филина традиционно присутствуют и на казахских головных уборах (сейчас про них, хотя много на чем): Оспан-батыр из племени керей (слева от него, то, что с рукой у рта, монгольский коммунист Чойбалсан): Казахи Монголии 1940 год, предположительно кереи и найманы: Казах одного из племен Улу джуза, Семиречье, 19 век (явно носитель старкластера как субъект сабжа)):1 балл
-
@Jagalbay Не в обиду господину Курышжанова, но его исследование по "Тарджуман" сделано на тяп ляп. Рукопись вообще не 13, а 14 века. Лучше скачайте исследование Гаркавеца по этому памятнику. В самой рукописи написано, что "гыл,кыл" это императив т.е. повелительное наклонение, и это не имеет ничего общего со страдательным залогом Туылу. Как вы видите, "туылу" новодел.1 балл
-
туылған это особый случай, сейчас так говорят во многих регионах мангыстауцы не говорят по туркменски, ЗКО не говорят на калмыцком, актюбинцы не говорят по башкирски исключение туркестанцы(ЮКО), где люди понимают узбекский и северные регионы, где в среднем больше русизмов в повседневной речи1 балл
-
1 балл
-
Традиционный способ поедания мяса, характерный для народов Сибири и Дальнего Востока – не откусывая, но отрезая острым ножом около самых губ ближе к носу куска мяса, захваченного зубами. Распространена у народов: - Обские угры - Ханты - Манси - Ненцы - Селькупы - Чукчи - Эвенки - Ульчи (мангуны) - Нанайцы - Удэгейцы - Саха (якуты) - Буряты - Халхасцы - Ойраты В о п р о с ы: Откуда корни традиции? С чем она связана? Почему она объединяет именно эти народы? К примеру, в "Шара Туджи" (2-я пол. 17 века) упоминаются установления дочери Чорук-бая Мандухай-хатун (род. 1448 г.) для побежденных ею дурбэн-ойратов: "... Не ешьте, отрезая ножом мясо кусками, ешьте откусывая. Такой закон установила. Ойраты просили, чтобы есть мясо, отрезая ножом, и сказала тогда: “Пусть отрезают”. До сих пор эти законы соблюдаются."1 балл
-
1 балл
-
https://books.google.com/books/about/Owl_The_Mysterious_Bird.html "In one story, Genghis Khan was hiding from enemies in a small coppice when an owl roosted in the tree above him, which caused his pursuers to think no man could be hidden there." История о чудесном спасении Чингизхана в перелеске от неких врагов благодаря филину, который сидел на дереве (преследователи подумали, что там не может находиться человек) есть у армянского Хетума, который совершал поездку в Каракорум и мог слышать различные истории из уст самих монголов. ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ О ЧИНГИЗ-ХАНЕ В ТРУДЕ ХЕТУМА ПАТМИЧА Гоар Карагезян. (Стр 135) "В этой связи заслуживает внимания приведенное Хетумом историческое предание о счастливом знамении в образе филина, избавившего Чингиза от пленения. Однажды Чингиз-хан, столкнувшись с неприятелем, храбро вступил с ним в бой, однако конь его упал под ним замертво. Когда его люди увидели Чингиз-хана на земле, они лишились мужества и пустились в бегство, неприятель погнался за ними и упустил из виду Чингиз-хана. Последний, воспользовавшись их отсутствием, укрылся в кустарнике, на котором расположился и герой этой легенды– пролетавший рядом филин. Завидев филина, враги татар удалились, не допуская мысли, что там может укрыться император. “Татары возблагодарили бога и с тех пор до такой степени стали почитать птиц, название которых филины, что носили их перья на голове. Я же привел эту историю для того, чтобы был понятен смысл, почему татары носят наголове перо”" В общем от смерти Чингисхана спас филин. Получается чоросская генеалогическая комбинация "дерево+ филин/сова" может отражать некоторые эпизоды реальной истории Чингизхана. Плюс наложились древнеуйгур. -манихейские легенды с шаманским "кривым" деревом. Кроме того, есть обьяснение почему монголы Чингизхана почитали филина и носили перья филина на голове.1 балл
-
шар шувуу это общее название яваг шар шувуу - это конкретный вид. И думаю что есть другие виды шар шувуу которые дополняется названием каким то. Например я буду называть маааленькую сову жижиг шар шувуу. Ну конечно здесь "жижиг" прилагательное, а яваг вверху название определенное но если ссо словом шар шувуу то будет как прилагательное.1 балл
-
1 балл
-
В армии Зу-н-Нун Аргуна упоминаются кыпчакские отряды.1 балл
-
На обложке видео мой знакомый казах и житель Индии, который показывает свою генеалогию до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннун-бек Аргуна, который служил Тимуридам и погиб в 1507 году. Его сын Шах-бек ушел в Пакистан и Индию и основал в провинции Синд государство Аргынов. После него правил его сын Шах-Хусейн, который был свергнут в 1556 году племенем Тархан. Данное видео является коротким пересказом моей статьи про Аргунов среди Тимуридов. В конце видео добавил приложение одного жителя Индии, который показывает свое шежире до Чингиз-хана. На самом деле он потомок Зуннунбек Аргуна, который погиб в 1507 году. Просто династия Аргын в Синде борясь с могулами придумала свою легенду о своем происхождении от ильхана Аргуна, который правил в Иране. На деле Аргын, предок этих Аргынов и ильхан Аргун это разные люди.1 балл
-
https://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/pred.phtml?id=1453 "...Третий отдел шестого тома «Бахр ал-асрар» содержит обширные родословные шайбанидов, подвизавшихся в казахских степях, излагает историю правления Абу-л-Хайр-хана, в частности сообщает о его походе на Могулистан, во время которого он скончался в 874 г. х., т. е. в 1469/1470 г. н. э., как утверждает Махмуд бен Эмир Вали. Рассказ об откочевке Гирея и Джанибека заимствован из «Та'рих-и Рашиди». Изложение событий из жизни Мухаммад Шайбани-хана совпадает с сообщениями «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и других сочинений первой группы шайбанидского цикла. Так, Махмуд бен Эмир Вали говорит о том, что Мухаммад Шайбани-хан в составе войска Бурунч-оглана принимал участие в нападении на ставку Султан Йунус-хана на берегу Сыр-Дарьи. В этом пункте его сведения совпадают с тем, что сообщает «Фатх-наме», и это позволяет сделать предположение, что и сочинение Моллы Шади входит в круг источников, использованных автором «Бахр ал-асрар»".1 балл
-
Дело в том, что у Хайдара нет информации о войнах Керея и Джанибека с ойратами и кыргызами. Там же информация по походу 1468 года против "юртов" ойратов и кыргызов узбекского Абу-л-Хайр-хана. Т.е. совсем другие подробности.1 балл
-
У меня вопрос к участникам форума относительно сведений о перекочевке Керея и Джанибека в Моголистан при Есен-Буге. Некоторые форумчане, например, @Zake полностью отрицают сведения Мухаммеда Хайдара. Однкао есть еще один источник, который подтверждает это переселение. Махмуд ибн Вали "Бахр ал-Асрар" из статьи Б. Ахмедова: Т.е. Вали подтверждает факт переселения Керея и Джанибека.1 балл
-
Песня "Маман бий" в исполнении Бахтияра Жуматаева. Маман бий из рода Ябы (Жабы), сын Оразак батыра, ближайшего соратника Ишим Мухаммед хана. Маман бий известен каракалпакскому народу как бесстрашный батыр 18 века, выдающийся дипломатический деятель, посол от имени Каип хана в Российскую империю, в пожилом возрасте бий Арыса Онторт уру. Погиб от рук людей прохивински настроенного Айдос бия (бия Арыса Конрат) за идею присоединения Нижних каракалпаков к Российской империи.1 балл
-
История народов Узбекистана. Сведения о Зарафшанских каракалпаках. Этнический состав населения Мианкаля был разнообразен. Здесь жили, кроме входящих в состав узбекского народа из многочисленных племен, еще другие народы. На эту территорию в XVI-XVIII веках были заселены представители родственных народов, такие как казахи, калмыки и каракалпаки. В источниках наряду со сведениями о сырдарьинских каракалпаках, имеются сведения конца XVII века о каракалпаках, живших в среднем Зарафшане. Зарафшанские каракалпаки числились “бухарскими улусами” и считались “подданными бухарскому правителю”. В качестве таковых они участвовали в бухарских войсках как “самые надёжные люди в бою”. Однако, зависимость каракалпаков от Бухары была очень непрочна. В 1681 году они совместно с частью узбеков, живших в Зарафшане (Мианкале), подняли даже восстание против хана аштарханида Субханкули (История народов Узбекистана. Т.II. (От образования Государства Шейбанидов до великой октябрьской социалистической революции). – Ташкент: Изд. АН УзССР, 1947. – С. 106.). В 1092 год хиджры (1681) в Мианкале подняли восстание каракалпаки и хитай-кипчаки (Иванов П. П. Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве 1821-1825 гг. – Москва-Ленинград, 1937. – С. 8.).1 балл
-
Так в целом у казахских коныратов и каракалпакских (узбекских) коныратов совершенно различное родоплеменное "наполнение", в частности у каракалпакских присутствуют кияты, уйгуры и т.д. Без анализа генетических данных видно, что это совершенно разные формирования, в частности у каракалпаков это вообще конфедерация-консорциум племен, где априори должна быть "солянка" из гапплогрупп. Все эти моменты уже верно подметил ув Камал. Прежде нужно было разобраться почему каракалпакская (узбекская) конфедерация племен носит название конырат.1 балл
-
Вы это кто? Все знают что монголы были монголоязычны.1 балл
-
1 балл
-
надо исходить из источников, а не из фольклора. фольклор это всегда вспомогательный ресурс вот есть конкретные имена батыров и биев в источниках, историки по ним и ориентировались. и нам также надо ориентироваться по ним. в учебниках, конечно, беда, но в этом виновато министерство образования, это они туда фольк бред накидали типа шумерских корней казахского языка, или вот путая Бокенбая табынского с Богембаем аргынским может что то еще найдется в среднеазиатских и китайских источниках про "непопулярных" батыров, тогда историки про это и расскажут1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
А как должен был говорить ХОРЕЗМШАХ из ануштегинидов как не на тюркском?1 балл
-
думаю если бы этот документ назывался разговорный язык Чингисхана, то оценка была бы другая. мое мнение, что казахский эволюционировал больше чем другие кипчакские языки так как находился в окружении других тюркских языков + имел среднемонгольское влияние от предков казахов пришедших с Джучи в 13 веке.1 балл
-
Нет не путаю, лично вы писали о том, что древние рунические тексты хорошо понимаются с казахского, чуть ли не на 90%. После предложения прочитать - признались, что далеки. Забыли уже?1 балл
-
Вы уже пробовали читать рунические надписи тюрков, что-то не получилось, насколько я помню.1 балл
-
Ну вам то лучше знать, чем проф. лингвистам. Вы с АКБ самые крутые лингвисты.1 балл
-
Не нашел ничего насчёт труда этого Абеная Тилеуберди. Но оказывается он просто дилетант-сенсационер, и тому же просто откровенно искажающий (намеренно вравший) человек. Ссылка: Қ.Сартқожаұлы: Әбенайұлының әдепсіз байламына ғылыми жауап (Научный ответ на неприличным выводам Абинайулы) Особо забавил меня вольный перевод или точнее выдумка Абиная Тлеуберди одного предложения в ССМ: Это предложение по транслитерации у разных мировых учёных: Ну нормальное монгольское предложение. На современном халха-монгольском: Тэр дунд хээлтэй эм Бодончарт ирж хүү төрөв. - Среди них беременная (с животом) женщина пришла Бодончару и родила сына. А этот Абенай Тлеуберди от этого целого предложения вырывает одно слово и сделает далеко идущие выводы (льжи). дунда (думда) - среди - дүмді (балғалы деген сөз дейді - объясняет что слово обозначает молоток, молотком) Кегелтей ем-е - беременная женщина - Келтей ене. Ха, ха вообще базар и безрассудки. Оказывается г-н Абенай Тлеуберди просто казахо-язычный аеля Данияров. Наверное прошел краткий курс обучения у нашего АКБ-а как вырвать слово из контекста и откровенно лгать и сочинять небылицу.1 балл
-
Такая научная "степень" значит. Фольки неадекватные должны сидеть дома, а не преподавать в главных ВУЗах. Сулейменов пусть своими делами занимается, где мб в чем то и разбирается.1 балл
-
Говоря про Сулейменова, вспомнил. Когда учился в КАЗГУ, был преподаватель по истории, емнип, Восточной Азии. Старик на полном серьезе гнал что индейцы говорят на параказахском. Целые предложения прямо на уроках "разбирал". Были также попытки объяснить топонимику восточной Сибири и Монголии. Таких экземпляров достаточно. Человек имел научную степень и преподавал в одном из главных ВУЗов страны, понимаете ли.1 балл
-
1 балл
-
Н.М.Ядринцев "Сибирские инородцы", стр.194: "... Подражая бурятам русские научились искусно есть полусырое мясо из-под ножа, разрезая его у самых губ снизу."1 балл
-
До какой степени у некоторых участников форума могут быть своебразными ментальные особенности, чтобы не догадаться о чем идет речь в этой теме и связанных темах, где я очень подробно, дотошно, даже нудно разъяснил свою точку зрения, в частности почему уйшин/хушин и уйсун/йусун - изначально совершенно различные термины.0 баллов
-
Под местечковым имею ввиду тех, о ком мало сведений кроме легенд у потомков, которых бесит что историки в статье на 5-10 страниц забыли воспеть его дедушку который был "конкретным тигром" по словам недовольного.-1 балл
-
Таких батыров много иногда в шежіре пишут батыр без подвигов и чем он прославился например у Найманов говорят только о Қабанбай батыре и Көкжал Барақе но под их командыванием были сотни батыров про которых знают только их потомки-1 балл
-
Зачем это аргынам, он жеж отрицательный персонаж? Там запутанная история, по изначальной версии эпоса Бекежан, якобы шектинец и родственник Кыз-Жибек и был рад ее замужеству за Толегена, последнего убил туленгут подосланный отцом кого то из молодоженов. А так сам фильм хороший, кстати снял его уроженец жамбылской области режиссер Султан Ходжиков из рода кожа. -про чей батыр побатырестее. Когда перечисляют батыров, то начинают от трех батыров от Бухар жырау: Каракерей Кабанбай, Канжыгали Богенбай, Шапырашты Наурызбай. Не сомневаюсь в их батырстве, но считаю что начинать надо с других батыров, а именно с жагалбайлы Тайлак батыра и ошакты Санырык батыра. Они были не из многочисленных племен, но первыми разгромили джунгар находившихся в зените славы, поднявшие дух народа, сумевшие сплотить казахов В. и М. жуза. Где был самый многочисленный С. жуз?-1 балл
-
1. Я вам никакой не друг. И чингизханказахист вроде вы, уже несколько лет безуспешно пытаюшийся сделать из ЧХ казаха или хотя бы тюрка. 2. Ваши так называемые “аргументы” зародившиеся в вашем маленьком казахоцентристском мирке не подкреплены никакими источниками. И выглядят со стороны абсолютно жалкими. Забавно что свои туманные домыслы называете гордо “аргументами” ))) 3. А смысловые наполнения Рашид ад-дин передал точно и ясно, но это трудно заметить когда взор запелена халхофобией )))-1 балл
-
Думаю что будет чисто казахо-центрический 7 томник, где 100% -но доказывается правильность всех тезисов и не оспаривается. 😁 Интересно наш АКБ участвует? Если нет то вообще жалко получается.-1 балл
-
Вы уже столько времени привязаны ко мне. Казаха из него делаете вы и те, кто вам лайкует. В моих постах Темур-Чингизхан никакой не казах, а кара-татар. Глаза свои раскройте шире, даже если будет больно. Одна желчь. Аргументы где?-1 балл
-
-1 балл