Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 16.11.2017 in all areas

  1. 5 points
    Про кереев есть в "Юань-Ши". Там описано как кереи сражались с кереитами Ван-хана (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_II/frametext1.htm):
  2. 3 points
    Реклама нужна действительно для содержания сайта. Если будете в нее тыкать - будет совсем хорошо
  3. 3 points
    Считаю его как внешним ,так и внутренним. Т.е. для части вероятно оно не было самоназванием, а для других наоборот таковым являлось.
  4. 3 points
    Как всегда заблуждаетесь. Хоть раз посмотрите на себя со стороны. С вами спорить - пустая трата времени. Для вас все что не вписывается в вашу теорию вранье. Споря с вами нельзя хорошо раскрыть обсуждаемую тему, получится лишь оффтоп на сотню страниц.
  5. 3 points
    Ув. Кошой, из этой статьи я уже давал таблицу с переводами киданьских слов - китай гур,значит "китайское государство". Отсюда гурхан, значит хан государства.
  6. 3 points
    Камал, что то вас понесло. С вами все в порядке? Когда же это казахи были просто-напросто отдельной бандитской группировкой в составе древних каракалпаков? Обосновать сможете? Тем более если казахи как и любой другой этнос является сложносоставным, состоящим из множества бывших кочевых племен.
  7. 3 points
    Ни разу не встречал казахов дворников, и даже на стройках. Больше попадаются казахи на дорогих иномарках .
  8. 2 points
    Он и Шокана Уалиханова спишет в южан Он отрицает Магжана Жумабаева, Абая. Даже в его родном Павлодарском крае название озера Тентекколь отрицает. Объясняет все проделками каких-то мифических "южан"
  9. 2 points
    Они видимо ещё официально в научной статье не опубликованы, вот и отсутствуют. Такая практика и зарубежом есть.
  10. 2 points
    На вопрос о его национальности Крадин отвечает так: - В XII веке не было ни монголов, ни казахов, ни киргизов, ни туркмен, ни бурят. Так что сама постановка вопроса с научной точки зрения некорректна. Были группы тюрко-монголо-язычных племен и так называемые вождества, которые не только враждовали между собой, но и заключали браки, а термин «монголы» является как раз-таки продуктом деятельности Чингисхана. Я бы сказал так: не Чингисхан был монголом, а Чингисхан создал монголов.
  11. 2 points
    Выложил некоторые отрывки. Интересно что сами монголы считали казахов, киргизов, моголов, манчжур и даже татар России - монголами. http://www.ruthenia.ru/folklore/tsendina1.htm А.Д. Цендина Представления монголов о своем происхождении и месте в историческом времени и мировом пространстве (по «историям религии в Монголии») [1] ... "...Чингис-хан, повернувший колесо силы, завоевал сначала Хотон, Торгут, Джунгар, Ари до восточного моря, получил под свою власть Китай, Тибет, Монголию и белошапочный Хотон. Именно в то время Монголия обрела религию. Во времена Годан-хана был порядок учения Джамган-Савана, а во времена Хубилай-хана и Хайсан-Хулуг-хана вершили дело религии Догон-Чойджал-Пагба и Чойджи-Одсэр. Начиная от Чингис-хана, было 16 великих ханов и 21 малых хана, всего 37 монгольских ханов. После последнего Лэгдэн-хана монголы преимущественно были под властью великих ханов джурчидов. Из всех, кто входит в состав монголов — джурчидов Китая, желтых югуров Тибета, казахов Хотона, бурят, киркизов и татар России, [выделяются] джурчиды Китая. Их маньчжурский богдо Манджушри ради расцвета религии и спокойствия всех живых существ в этих местах воссел на золотой трон в великом городе, повернул колесо силы. Таким образом, радующиеся Манджушри великие владыки отцы и сыновья сменяли друг друга, возносясь в небеса. Все, кто входит в их корень, относятся к монголам. Вот почему в Китае маньчжур называют мугдэнскими монголами. ... Кроме того, на западе и севере от Индии много людей монгольского корня, которые не знают учения, а исповедуют ислам. Район монголов-мусульман, живущих близ Индии, называют Верхней Монголией, а район монголов, живущих близ Китая, — Нижней Монголией. ... В целом страна Монголия исключительно обширна, расположена от западных границ Индии и тянется на север. Монголия, лежащая на западе от Индии — это мусульмане, а в Великой Монголии на северо-востоке от Индии и не слышали имени ислама. В сочинении Туган-ринпочэ «Дубта-шэлджи-мэлон» сказано, что за исключением некоторых баргинцев и солонов в Монголии нет тиртиков, или исповедующих ислам. ... На северо-западе Китая и Внутренней Монголии находится Барга и 8 Солонов, а также 16 Чимча. Говорят, что эти страны не имеют религии, а исповедуют ислам. Однако в настоящее время религия понемногу распространяется, и верующих становится больше. На севере и востоке этого района живут люди с телом человека и головой собаки. В 10-и сутках пути на запад от реки Иджил находится страна мусульманского хана Румшама. Самый край этой страны граничит с Россией. Люди там живут богато, благополучно. Тамошний хан исключительно могущественный, он завладел половиной юга Дзамбутива. Торгуты и другие живущие на севере зовут его Хунхэр-бача (Турецкий паша). На западе от Индии живут тюрки мусульмане. Они тоже монголы. Их зовут верхними монголами. Они не придерживаются веры ни внешней, ни внутренней (буддизм), а считают главным спасителем великого дьявола асуров Висамила, следуют учению учителя Брандзи-Лодоя (Мухаммед), мусульманина Дагсига. Их страны — страна монголов мусульман на юго-западе Уддияны у океана, великая мусульманская страна Маха (Мекка), Молдана, Кабилага, Хорсан и прочие. ... На востоке от него Могалдэса (Моголистан?) — страна монголов-согбо. Изображения хана той страны, чиновников, дворцов, субурганов мне показал один русский ученый и сказал: «Коренные земли вашей Согбо-Монголии доходят до Индии, вот доказательство». Он показал изображения и карту и соединил эти доказательства. Если посмотреть на их храмы и субурганы, мне показалось, что они похожи на монастыри буддистов. На севере от Хухана лежит мусульманский город Балаг, или Бухар. На северо-западе от Великого Тогара лежит озеро Манасаровар (Аральское море), на востоке и западе от него есть много людей, относящихся к Хор-Сог, под названием Хар-Халбаг (Каракалпакия). Люди там низкого роста, руки и ноги большие, они бреют голову и бороду, оставляют длинные волосы за ушами и на затылке, одежда почто такая же, как в Тогаре, вид как у Года, не имеют стыда, постоянно едят мясо. На юге от страны Муси, что находится на восточном берегу озера Мансалвара, на севере Тогара лежат страны Хэргэс (Киргизия) и Хасаг (Казах), которые являются народами Верхней Монголии. ... В «Биографии великого йога Губтанаты» сказано: «Святой явился на север Индии, посетил города Моладана, Габэла, Хорасана, Базсана, Гохала. Большинство тех людей — монголы, относятся к корню Верхнего Хора и мусульманского Дагсига ... Однако Маугал Индии и сегодняшняя Монголия — это название народов одного корня, хотя слова, изменившись, стали различными. Пабо-Цзуглаг писал в «Происхождении учения Празднике мудрецов»: «По этим благим писаниям нельзя точно определить, что такое Хор. Но по жизненному укладу, традициям они похожи на мусульман Дагсига, поэтому их следует включать в Туруг и Дагсиг. Центр Дагсига находится на севере от Индии, это — Маха и Маугал. Страна Верхний Багдад, построенная ханом Хулагу, известна как Верхняя Хор-Монголия, его воины остались на западе в стране Урджан и других, они-то и стали известны как Маугал, поэтому ясно, что это и есть Дагсиг. Хор-Монголия находится на севере от Тибета, Тангута и Китая, в ней много стран. Среди них есть известные, как Белые Чагарба, но в целом это — Хор». Таким образом, Дагсиг и Согбо имеют один корень. У них всех распространено учение ислам. В прошлом и в Махе и в других была распространен буддизм, но позднее они стали исповедовать ислам. Об этом ясно написано в сутрах, тантрах, шастрах, чойджунах. Похоже было у индийских мусульман и в Хотане страны Ли. ... Нижняя Монголия также делится на южную, северную и среднюю части. Средняя — та, что в Тибете в прошлом была известна как Джурчид, а в китайских старинных историях как Нуй-дин. Эти люди живут на земле халхасцев, 8-и хошунов Барги, уйгуров, военных частей 8-и хошунов Солона, орончаров, части Урианхая. У них нет учения, которое известно как Дахон, нет законов, язык их похож на маньчжурский, они промышляют рыболовством и охотой. Джурчиды — одна из частей хор-монголов, но они не собственно монголы, с давних времен почитают духов, сейчас среди них уже много и тех, кто относится к школе Гэлугпа. В Барге вера в Будду распространена довольно широко."
  12. 2 points
    По одним жителям Самарканда, которые скорее всего вобрали себе много оседлых элементов в культуре, говорите по всем тюркам? А у казахов она была и есть(фотки моих соплеменников выше выложил АКБ).Те прически которые в отдаленных районах Монголии это результат непрерывной традиции, или возобновление? Скорее не сохраняет, а старается возобновить. Если была бы непрерывная цепь, то тогда было бы сохранение.
  13. 2 points
    По манджурски тысяча - minggan, по эвенкийски - тысяча, миӈан*, тыхинча̄*
  14. 2 points
    Биги делали, сейчас заканчиваем статью с 30 бигами старкластера из разных народов, там датировка будет и даже деление на субклады. Посмотрим что выйдет
  15. 2 points
  16. 2 points
    Как обычно натягиваете все на кыргызов. Кыз Жибек вообще эпос ногайской эпохи, не имеет отношения к кыргызам.
  17. 2 points
    На себя много не берите. Говорить за такое кол-во уйгуров - это уже слишком. Я полагаю/надеюсь, что у большинства образованных уйгуров как раз нет комплексов и такого "перекошенного" взгляда на историю, как у вас, Бахтияр.
  18. 2 points
    Нет. У родственников есть книга с санжырой чериков, но я в ближайшее время к ним выбраться не смогу. Кстати, C-F3918 (знаю что не моя ветвь, вроде бы она обнаружена у киргизских кыпчаков) обнаружиди у дунху: https://www.nature.com/articles/s10038-017-0357-z
  19. 2 points
    https://www.nature.com/articles/s10038-017-0357-z The Y-chromosome haplogroup C3*-F3918, likely attributed to the Mongol Empire, can be traced to a 2500-year-old nomadic group Ye Zhang, Xiyan Wu, Jiawei Li, Hongjie Li, Yongbin Zhao & Hui Zhou Journal of Human Genetics (2017) doi:10.1038/s10038-017-0357-z Received: 19 May 2017 Revised: 02 August 2017 Accepted: 09 August 2017 Published online: 05 December 2017 Abstract The Mongol Empire had a significant role in shaping the landscape of modern populations. Many populations living in Eurasia may have been the product of population mixture between ancient Mongolians and natives following the expansion of Mongol Empire. Geneticists have found that most of these populations carried the Y-haplogroup C3* (C-M217). To trace the history of haplogroup (Hg) C3* and to further understand the origin and development of Mongolians, ancient human remains from the Jinggouzi, Chenwugou and Gangga archaeological sites, which belonged to the Donghu, Xianbei and Shiwei, respectively, were analysed. Our results show that nine of the eleven males of the Gangga site, two of the eight males of Chengwugou site and all of the twelve males of Jinggouzi site were found to have mutations at M130 (Hg C), M217 (Hg C3), L1373 (C2b, ISOGG2015), with the absence of mutations at M93 (Hg C3a), P39 (Hg C3b), M48 (Hg C3c), M407 (Hg C3d) and P62 (Hg C3f). These samples were attributed to the Y-chromosome Hg C3* (Hg C2b, ISOGG2015), and most of them were further typed as Hg C2b1a based on the mutation at F3918. Finally, we inferred that the Y-chromosome Hg C3*-F3918 can trace its origins to the Donghu ancient nomadic group. Исследовали Y-ДНК древних дунху, сяньби и шивей. Значительная часть оказалась принадлежащей C-F3918.
  20. 2 points
    Уважаемый Almaty, привожу список книг китайских казахов где присутствует слово "Коктем". Они вроде бы кереи. Жәди Шәкенұлы. Қытай қазақтары Жарық көрген күй кітаптарын атай кетсек, "Күй толқы­ны" (Қ.Назарұлы, Шынжаң жастар өрендер баспасы, 1984 ж), "Күй қайнары" (Іле халық баспасы 1985 ж). "Жайма­шуақ" (К.Құсайынұлы, Шынжаң халық баспасы 1988 ж), "Көктем шуағы" (Ә.Мәлікұлы халық баспасы 1988 ж.), "Күй аңызы" (Шынжаң халық баспасы, 1994 ж) "Бейсенбі күйлері" (Шынжаң халық баспасы, 2006 ж) секілді көптеген кітаптар шықты. И шилдехана - Қазақ халқының бүкіл өмірі той-думанмен өтеді. Адам өмірге келгеннен о дүние құшағына аттанғанға дейінгі тұтас бір өмірінің тойсыз өтетін сәттері аз болса керек.Шілдехана, жарыс қазан, ат қою салты, ат тергеу, сүйін¬ші, ит көйлек, бесікке салу, тыштыма, қырқынан шығу (қа¬рын шаш), тұсау кесу, байғазы, атқа мінгізу, сүндетке отыр¬ғызу, баланы оқыту, құдалық, қарғы бау, құдаласу, ұрын бару, жыртыс той, қоржын той, қыз танысу, қыз ұзату тойы, келін түсіру тойы, әмеңгерлік, аужар, беташар, көрімдік, өлі-тірі, отау той секілді дәстүрлердің көбі тоймен өтеді. Соның ішінде Шынжаң қазақтарында баланың өмірге келгеннен кейінгі барлық салттары қазақ дәстүріне сай атқа¬рылып келеді. Шілдехана, ат қою, бесікке салу, қырқы¬нан шығару, тұсау кесу салттары дерлік шағын той түрінде өтеді. Скорее напишет, что это происки "южан" и начнет в своем репертуаре изворачиваться
  21. 2 points
    АКБ, у нас дома старшее поколение называло также весну жазгытурым. Если честно, я думал это книжное. Оказ-ся у вас именно так говорят, а коктем не используют.
  22. 2 points
    Как один из вариантов. Впрочем, больше все таки похоже на народную этимологию. Более правдоподобным выглядит следующее утверждение: Если переводить на язык того времени, то было дело так: древнемонг. "möŋke-ɣoul" (бесконечная река) => древнемонг. "moŋɣul" - производный этноним. Можно подумать, что просто совпадение. НО! Какая-такая "бесконечная река" может быть? Посмотрим-ка на могучий Амур: Именно в этом регионе проживало шивэйское племя "moŋ-got" (среднекит. "монгол"), т.е. к северу от киданей (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/IX/Star_ist_Tan_1/text1.htm): Собственно, для древних монголов река Амур была известна как möŋke-ɣoul (бесконечная река). Из монгольского термин "möŋke" (бесконечный) попал в тунгусо-маньчжурские языки как обозначение реки Амур.
  23. 2 points
    Спасибо за пояснения, перестаю с политикой.
  24. 2 points
    Да, прекрасный специалист. Провел титаническую работу по сводке библиографии ключевых работ на всех языках по социальной истории древних тюрок. Поражаюсь, как он окольными путями сумел разобрать даже работы на языках, которые сам не знает, на японском например Сейчас с Серегиным готовит большой труд по древним тюркам, еще по кыргызам писать собирается на основе синтеза енисейских надписей и китайских источников
  25. 2 points
    Из давней переписки с kanishka (Эльдаром Асановым): "В Ферганской долине узбеки из таких районов как Нарын, Учкурган, Баликчи, Бешарик, Дангара, Учкўприк, Узбекистан, Багдад, Бувайда, Фуркат, Қўштепа, Уйчи, Туракурган разговорывают кипчакским акцентом. Это как минимум 20% населения долины". Возможно, что данные этногруппы, разговорывающие кипчакским акцентом являются потомками поздних мигрантов, а не шейбанидских узбеков. Поздние мигранты это те самые кипчаки, ассимилированные киргизы, каракалпаки и узбеки из бухарских и хивинских владений. С. Губаева так описывает это: "Нашествие джунгар (калмыков) в 1723 г. на казахские и кыргызские кочевья, на районы Туркестана, Ташкента, Чимкента, Сайрама вынудили бежать в Фергану казахов, кыргызов и каракалпаков, ряд узбекских племен, например, кипчаков и кураминцев. ...Постоянная междоусобная борьба ханов, не прекращавшаяся в соседнем Бухарском ханстве в течение XVIII-XIX вв., вызывала массовые переселения ... Не мало мигрантов было и из Хивинского ханства, из районов Казахстана, Кыргызстана и других мест. Ю з ы – одно из крупных узбекских племен – представляли в дореволюционной Фергане довольно значительную группу, но точных сведений пока об их числе нет. Первые юзы прибыли в Фергану, вероятно, с войсками Шейбани-хана, но, думается, что эта группа давно осела, как и многие другие племена даштикипчакских узбеков, и слилась с оседлым тюркоязычным населением Ферганы. В данном разделе рассматриваются юзы, пришедшие в Фергану в более обозримое время, в конце XVIII-XIX вв. Родиной предков большинства ферганских юзов были сопредельные с Ферганой территории Заамина и Ура-Тюбе, меньшая часть прибыли из Гиссара. Заамин, Ура-Тюбе и Гиссар были основными местами расселения юзов в рассматриваемый период. Причиной появления в Фергане юзов, как и тюрков и других мигрантов, были различны. Одни шли в Фергану в поисках новых пастбищ, других переселяли по указам ханов для освоения новых земель, третьих манила сюда более спокойная жизнь. В поисках пастбищ они дошли до Андижана. Крупные массивы юзов осели в свое время в окрестностях Кувы, Насретдинбека, Шахрихана, Ассаки и др. Остальные же селения их разбросаны почти по всей равнинной части долины и даже в южных предгорьях Кураминского хребта. К у р а м а. Кураминцы – одна из крупных этнографических групп узбекского народа – известно у самого населения и в литературе под названием «курама». Они расселены в основном в Ангренском оазисе Ташкентской области. Происхождение кураминцев довольно сложное. Большинство исследователей считает, что в их формировании приняли активное участие и группы казахов, которые переселились в долину Ангрен. Мои информаторы также считают, что кураминцы образовались из смеси самых разных племен, но при этом подчеркивают, что значительную роль в этногенезе их сыграли казахи. Интересно, что в селении Гулякандоз Ходжентской области и его окрестностях, где жили как юзы, так и кураминцы, местное население называло последних курама-узбяк или казакча-узбяк, т.е. «казахские узбеки», а юзов – тоза узбяк, т.е. чистые, истинные узбеки». Свою генеалогию ферганские кураминцы возводят к двум казахским джузам: Улуг джуз (Большой, великий джуз) и Урта джуз (Средний джуз). Но, видимо, в их формировании приняли участие и представители Кичи джуза (Малого джуза), так как этнонимы теляу, тама, алчин, зарегистрированные в составе ферганских кураминцев, были известны и Малому джузу казахов. В Ферганскую долину кураминцы переселялись, как свидетельствует местное население, несколькими волнами. Одни называют временем переселения своих предков в Фергану конец в XVIII – начало XIX в., другие называют и более ранние сроки, например, XVII в. Причинами переселения были и нехватка пастбищ в Ангренском оазисе, и слишком высокие налоги и поборы, и видимо, нашествие в XVIII в. джунгар. Все эти субэтносы в составе узбекского народа до революции довольно четко отличали себя друг от друга, хотя в быту, традициях, языке было уже так много общего, что как пишет Б.Х.Кармышева, «не остается сомнения в принадлежности их всех … еще в дореволюционный период к единой узбекской народности».
  26. 2 points
    Историк Бань Гу "По своим обычаям хунны выше всего ставят гордость и силу, а ниже всего исполнение повинностей; они создают государство, сражаясь на коне, и поэтому пользуются влиянием и славятся среди всех народов". http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Ban_Gu/Mat_sunnu_2/frametext2.htm
  27. 2 points
    Государственный советник и цензор Хань Ань-го"У хуннов быстрые и смелые воины, которые появляются подобно вихрю и исчезают подобно молнии..." [Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Выпуск первый. / Предисловие, перевод и примечания В.С. Таскина - Москва: Наука, 1968 - с.73]
  28. 2 points
    Сейчас ув.АКБ либо в засаду уйдет , либо исполнит очередной брейк-данс с переворотом!))) Пошел за попкорном!)))
  29. 2 points
    Что вы имеете в виду под тюрками? Это категория лингвистическая, этническая, антропологическая или как у РАДа- социальная?
  30. 2 points
    как постоянно твердит автор работы: "согласно источникам, авторам и очевидцам событий" ... и звездочка)
  31. 2 points
    с.93 Кутукту в оригинале у Рашида написано قوتوقر кутукр, это дело Тэкстон поправляет на قوتوقتو кутукту.
  32. 2 points
    Нехило так Ув. АКБ - у Вас мания величия? Те кому понятны Ваши сплошные натяжки значит все начитались в детстве книжек про халхасцев? То ватниками обозвал, теперь уже неучами. "Не буду терять времени на ваши посты впредь"... — честно, может и на нас всех не будете терять времени?
  33. 2 points
    Мое личное мнение, что языковый вопрос именно у нас поддается и даже требует государственного регулирования. Нужны лишь воля государственных мужей и высококвалифицированная специальная комиссия. Правда в условиях 26 летнего стояния на месте государственного языка помышлять о каких-то проектах бессмысленно. Это значит, что сперва его все же надо реанимировать и придать ему все таки статус настоящего полноправного государственного языка исключив любых конкурентов в виде "официальных". Новый алфавит здесь не помеха и не помощник. И лишь потом заняться регулированием и отсеиванием всего ненужного. Письменная реликтовая база доступна. Можно и даже нужно начать с катын - әйел!
  34. 2 points
    И сейчас готов забанить Вас как обычного фоменковца. Илья Муромец у вас не хан Батый?
  35. 2 points
    Очередной раз убеждаюсь, что вы ведете себя как школьник! Какое позднее время? Речь идет о 18-19 вв, я вам привел доказательства, что и северяне были диканшы. А нет, вы теперь мои явные источники не принимаете. Можете хоть южных казахов марсианами записать, вашим словам уже никто не поверит! Жетер енди, жат журтка абден мазак еттиниз!
  36. 2 points
    давайте попробуем разобраться где же все таки находится гора Бурхан-Калдун по РАДу: 1. Впоследствии его вместе с его тысячей назначили охранять великий гурук Чингиз-хана, который [находится] в местности Буркан-Калдун 2. Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама 208, Ибира и Сибира 209, Булара и реки Анкары 210, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам в [областях] народа найман, как, например, Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], Ирдыш 211, [гора] Каракорум 212, горы Алтая, [74] река Орган 213, в области киргизов и кэм-кэмджиутов 214, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, – А.С.] и принадлежащих народу кераит, как то: [по рекам и озерам] Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух 215, кои смежны с Китайской стеной. [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению. Комментарий: Упоминаемые здесь реки и озера: р. Онон – правый приток р. Шилки, из слияния которой с р. Аргун образуется р. Амур; р. Керулен (в рукописях – Калуран) – берущая начало в горах Кентей, протекает в равнинной Монголии и впадает в озеро Далай-нор, или Хулунь; Талат-Балджиус (в ркп. С, L, I и у проф. Березина – Талан, второе слово в L стоит особо, отделяясь от первого союзом и (ва), в ркп. A, S, С и L читается как Балджиус или Балджиус; в ркп. В – Балхус; у Березина – Балджиуш) – повидимому, современный Долон, гористая местность к юго-западу от Урги, второе название затрудняюсь определить; Буркан-Калдун – возможно, современный горный узел Кентей (Гентей) – «древняя Бурхан-ола» (где есть р. Бурха – правый приток Онона, последняя горной цепью отделяется от р. Куйтун); такое же название носит и незначительная река – по-монгольски Хуйтун, – сливающаяся с Шара-гол, правым притоком Орхона, так что возможно, что приводимый здесь географический термин обозначает Бурхан-Куйтун; Кукана-нор (в ркп. С, L, I – Кука-наур; в ркп. В и у Березина – Кукэ-наур); Буир-нор – озеро к югу от вышеназванного озера Далай-нор; эти два озера соединяет р. Оршун, вытекающая из северной части Буир-нора и впадающая в Далай-нор. Каркаб (в ркп. В – Каркат; L, S, С, I – Каркат; у Березина – Кулукат) – может быть, соответствует урочищу Хара-хаба в Северной Монголии; Куйин (в ркп. В – Кун?н) – вероятно, соответствует долине р. Куин-гол, правого притока р. Толы, на которой когда-то находилась первая почтовая станция в направлении от Урги к Кяхте, но с другой стороны имеется р. Хойн-гол (Куй-гол), левый приток р. Имин-гол в Барге; Эргунэ (в ркп. С, L – с добавлением Азгунэ-кур; в ркп. I – Азгунэ-кун; у Березина – Аргунэ) – вероятно, р. Аргун (Аргунь), вытекающая из оз. Далай-нор (Хулун) и на севере сливающаяся с Шилкой; Калайр (в ркп. В – Калад; у Березина – Калаири) – быть может, современная долина р. Хайлар; Селенга, река, впадающая в оз. Байкал; Баркуджим-Тукум (в ркп. В – Ииркуджин-Тук?р?м; у Березина – Баркуджин-Тукум, или Баргучин-Тукум, как дальше в тексте) – возможно, современный Баргузин – один из главных притоков Байкала с известной Баргузинской степью; Калалчин-Aлаm (в ркп. I – Каладжин; в ркп. В – Калах?н; у Березина – с добавлением – Калахин-Алат) – неизвестная мне местность (быть может, второе слово следует читать олот, ибо арабское начертание допускает такое чтение), и Уткух (в ркп. В и у Березина – Унгух, что Березин читал как «Унгу») – обычно: районы Великой Китайской стены. [См. указания на все это у арх. Палладия: Дорожные зам. на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг. С введ. д-ра Е. Бретшнейдера и замеч. проф. А.М. Позднеева. СПб., 1892. Также: Е. Bretschneider. Med. Researches, vols I–II (особенно карты при обоих этих трудах). А в отношении названия Уткух см. дальше, стр. 161 с прим. 806]. 3. В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам – бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов. Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения и нашего уруга будет здесь!». Летние и зимние кочевья Чингиз-хана находились в тех [234] [же] пределах, а родился он в местности Булук-булдак, 1454 в низовьях реки Онона, оттуда до горы Буркан-Калдун будет шесть дней пути. Там живет одна тысяча ойратов из рода Укай-Караджу 1455 и охраняет ту землю. Подробное перечисление тех рек, [что стекают со склона горы Буркан-Калдун], такое: с южной стороны, в центре – Кэлурэн, с востока – Онон, с большого северо-востока – Кирэкту, с большого севера – Киркачу, с большого севера – Чику, с большого северо-запада – Калаку, с среднего юго-запада – Кара, со среднего юго-запада – Бурачиту, с большого юго-запада – Дулэ. 1456 вопросы: 1. куда мы денем Орган, Селенгу, Эргунэ, Калуран, озера-науры и Китайскую стену? 2. АКБ постоянно апелирует на искажения комментаторов. но предвзятость переводчиков это не аргумент ибо в оригинале рукописи написано четко Онон и Калуран. что касается единственной реальной реки, кот. нет в Монголии но есть в "Мунгалистане" - Бухтармы - то там у вас аргумент: 726. В ркп. С, I – буктр; В – ?уктр; L – ?ук?р; у Березина – ?ук?р. как это может быть Бухтарма если ни в одной из версии рукописей нет и близко Бухтармы. где там окончание -ма? как можно такую "сову" сравнивать с Ононом и Калураном?
  37. 2 points
    В следующем году займусь процессом выделения каракалпаков из состава Ногайской орды )))
  38. 2 points
    Бажа это свояк на казахском, а не шурин.
  39. 2 points
    Мого́лы — народ, проживающий на севере Афганистана и Индии. Численность народа достигает 20 000 человек, по оценке на 1992 год. Вопрос о происхождении моголов точно не решён. Но традиционно предполагается, что они потомки монгольских завоевателей XIII века, перемешавшихся с местным населением[. Название «Моголы» появилось уже при английских колонизаторах. Могольские правители происходят из рода династии Тимуридов, великого завоевателя Центральной Азии. Племена моголов были вытеснены с территории современного Узбекистана другими монгольскими племенами, вследствие чего мигрировали в Афганистан в составе монгольской армии. Об этом народе рассказывали калмыки, воевавшие в Афганистане. Они говорили, что могли друг друга понимать, и были удивлены этим. Ниже примеры их языка: Могольская поэма Абд Аль Кадира: Могольская поэма: Dotanamni dog baina Hawoi ukini aimag baina Nesoni ugunambi agar toni baiji Mota giri qara qurgani baina. Ekimni dard kina halmini geibe Bemoor boljambi kam khormini geibe Bemoor boljambi kam khormini khodai jaan Ena bemoreztu parwoimini geibe. Перевод на английский: Inside my heart there is a wound The girl I search and long for is of the Aimaq tribe One sign I give you, if near her you happen to be Know that in her ger (yurt) there is a black lamb My head hurts, my condition is bad I'm sick and do not care I'm sick, but my concern is the love of God This disease I give (therefore) no attention. Могольская поэма: Argun-i kulkah utalat Cingiz kulkah ulu’at Nirah-ci-du kulkah gahat ya gaut al-a’zam gar bari Karyas-du-ci kibah nudun lar-i dazam iz abatun Mun abd qadir gai urun ya gaut al-a’zam gar bari Перевод на английский: Lord of lords Arghun of old, Genghis king of kings Under your name is all things old oh supreme mediator hold (my) hand In your fence (camp) the eyes of suffering friends will rest That same Abd Qadir rests peacefully oh supreme mediator hold (my) hand Числительные на могольском языке: Монгольские Могольские 1 "Nigen" "Nika" 2 "Qoyar" "Qyor" 3 "Ghurban" "Qurbun" 4 "Dorben" "Durbon" 5 "Tabun" "Tuwan" 6 "Jirghughan" "Jurghan", "Shish" 7 "Dologhan" "Jolan", "Huft" 8 "Naiman" "Hushtu" 9 "Yisun" "No" 10 "Arban" "Arbon", "Da"
  40. 2 points
    Звучит уже как мантра: "на западных склонах Алтая, в верховьях Иртыша!!!!"
  41. 2 points
    Из книги Ахметова алаша шежиреси : По поводу Алаша каракалпак нашел кое что " у подрода Алаша Божан ,у Кондыбая было трое сыновей - Бекшора Топжан Боранбай ,от Боранбая - Итемген Бектас Доскана Шолак Досбол , от Досканы Кулжан Сейт - от Сейта трое это Отар Нургали и "Каракалпак(усыновленный)" от Каракалпака тоже дальше идет потомство .Возможно это и есть подрод Алаша Каракалпак .
  42. 2 points
    Жозеф де Гинь
  43. 2 points
    Вы с этой мыслью не одиноки, ув. Кылышбай! С вами абсолютно солидарен и имеет такую же позицию Enhd, большой друг казахского народа. Вы с ним как Маркс с Энгельсом - живя в разных странах каждый сам по себе пришел к единой общей теории. Вы оба пытаетесь обосновать свою единую позицию легендой о прилете в округ Алтай в верховьях Иртыша туземных его племен лишь в 18 веке с орбитальной космической станции Союз-1. В таком случае к вам, как к соавторам крутой легенды, три вопроса. Можно? Если да, то начинаю: 1) Откуда у местных казахов племен Кекрей[т], Меркит, Найман, если они новоселы в верховьях Иртыша (по вашему каких-то 100-150 лет), знание о находящейся здесь могиле внука Чингизхана Куюка, ведь он умер в 1248 году?! 2) Откуда у местных казахов племен Кекрей[т], Меркит, Найман, если они новоселы в верховьях Иртыша (по вашему каких-то 100-150 лет), знание о находящейся здесь могиле керейтского Тогрул-хана, он же Он-хан, ведь он умер в 1203 году?! 3) Откуда у местных казахов племен Кекрей[т], Меркит, Найман, если они новоселы в верховьях Иртыша (по вашему каких-то 100-150 лет), знание о находящейся здесь могиле Сарыбая, отца Козы-Корпеша из древней легенды "Козы-Корпеш - Баян-сулу", могила которых находится близ гор Чингизхан-тау (в прошлом Найман-таг) в ВКО РК, ведь легенда датируется 13 - 14 веками?!
  44. 2 points
    Да. Причем интересно, что в одном из источников племена шивэй - "[по-видимому] потомки динлинов" (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/IX/Nov_ist_Tan_1/text15.phtml). Естественно, тех, что к югу от Байкала, т.е. "плиточников". Подробней о сим здесь: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/I_Pjankov_Dinliny.pdf Сам этноним в эпоху Западной Хань звучал как "тэнг-ринг", что уж очень похоже на монгольское "тэнгэрийн(г)" - небесный.
  45. 2 points
    Конечно же. Тогда жду от вас факты - а именно киданьские (пара-монгольские), тангутские (тибетские), чжурчжэньские (маньчжурские) слова в отчете Гандзакеци. По словарям Жду.
  46. 2 points
    Об этом говорят не только китайские хроники, но и Б.Я. Владимрцов (Работы по истории и этнографии монгольских народов): "... В конце XIV и начале XV в. мы застаем ойратов на новых местах, там, где их не было в век монгольской империи. Из своих родных лесов они выходят на степь и начинают кочевать по Алтаю и по прилегающим к нему степям и горным пространствам. Они, следовательно, пережили крупное изменение в хозяйственном быту: из народа "лесного" полуохотничьего, полукочевого они превратились в настоящих степных номадов."
  47. 2 points
    Вот насчет кыпчаков, мы до сих пор находимся в плену концепции Кляшторного хотя она основана только на одной не сохранившейся фразе. Больше нет ничего.
  48. 2 points
    Подлинный уйгурский Каракорум возможно отмечен Идриси как Хазахоракат:
  49. 2 points
    Уже здесь, мой казахский аха. Собственно, полагаю, имеем дело с двумя разными словами - этнонимом и политонимом - кои удачно совпали по звучанию. Однако значение у обоих разное. По политониму "Jeke Moŋɣul Ulus" процитирую себя же: Сами монголы посчитали лучшим все таки назвать свое государство на своем языке: "Государство черных татар (т. е. северного шаньюя) называется Великой Монголией. В пустыне имеется гора Мэнгушань, а в татарском языке серебро называется мэнгу. Чжурчжэни называли свое государство “Великой золотой династией”, а потому и татары называют свое государство “Великой серебряной династией”" "Весной прошлого года [я], Хун, каждый раз видел, как в отправляемых ими документах [они] назывались еще “великой династией”" На письменном монгольском будет как "Jeke Möŋgü-ɣol Ulus" - букв. "Великое серебряное срединное государство". Термин "möŋgü-ɣol" (серебряный центр) => "moŋɣul" (правильно написание этнонима во всех документах). Полагаю, что переход от заднерядного в переднерядный обусловлен влиянием переднерядного "o" в слове "ɣol" (центр). ============================================= По этнониму: впервые документируется как среднекит. "muŋ-ŋot" (蒙兀 - совр. кит. "méng-wù") в . Неимоверно точная передача этнонима (в рамках китайского), ведь даже конечный "-l" передали. К тому же первый знак 蒙 сейчас так и переводится: měng (сокр. вм. 蒙古) Монголия; монгольский; монголы 汉蒙 китайцы и монголы 蒙人 монгол Это одно из племен шивэй (сяньби?): Этимология: согласно Рашид-ад-Дину, название племени образовалось так: "Слово же «монгол» сперва звучало [букв. было] мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный»". В ДТС на стр. 351 вы увидите слово "muŋqul" и его вариацию "muŋul" - неразумный; глупый. Тюркизм? А может этноним враждебного племени стал нарицательным с негативным значением? Тем более, что слово документируется очень поздно и ограниченно. Тем более четкой этимологии с тюркских языков не имеет сие слово, однако явно одного корня с этим: Proto-Mongolian: *mun- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 to become mad 2 ignorance 3 shame Russian meaning: 1 сходить с ума 2 невежество 3 стыд Written Mongolian: muna- 1, muŋgaq 2 (L 551: muŋɣani-, muŋkina- 'to become stupid, be confused', munaid 'outrageous') Middle Mongolian: mǝnɣǝq (IM); moŋqax 'stupid' (HY 38), muŋqax 'silly' (SH) Khalkha: muna- 1, munxag 2, mundur 3 Buriat: munga- 1 Kalmuck: munǝ- 1, muŋxǝg, moŋxū 2, mundr 3 Ordos: munu- 1, muŋχaG 2, munǟda- 'to behave stupidly' Также: халха-монг. "муна-х" (дряхлеть; страдать старческим маразмом), "мунгинаа/мунгинуу" (рассеянный человек), "мунгина-х" (быть рассеянным; оказываться медлительным; путаться; быть нерасторопным); "мунхаг" (неразумный; невежественный; глупый); "мунхагдах" (становиться глупым), "мунгахлах" (вести себя глупо; поступать невежественно). И как тогда объяснить этноним "coŋgol" или, по-бур., "soŋgol"? Это есть наименование одной из этнических групп бурят-монголов халхасского происхождения. Тождество с интересующим нас этнонимом заключается в ауслауте "[ŋ]gol". Имеем: изначальное звучание примерно как "muŋgol", причем точно передний ряд гласных. Также, видимо, есть корреляция с понятиями "бессильный", "простосердечный". ============================================= В итоге, возможная этимология на монгольском: древнемонг. "munа-hа" (1 - дряхлеть; 2 - сходить с ума; страдать старческим маразмом) + аффикс "-g" (аффикс прилагательных от глагольной основы) => древнемонг. "munа-g" (1 - дряхлый; 2 - неразумный; невежественный; грубый; рассеянный) => древнемонг. "muŋ" (1 - дряхлый; 2 - неразумный; невежественный; грубый; рассеянный) + "gowl/gol" (1 - река; 2 - центр; 3 - середина) => древнемонг. "muŋ-gol" (дряхлый центр = слабое племя?). Собственно, почему такое самоназвание у монголов было? Обратимся к источникам. Рашид-ад-Дин: "Примерно за две тысячи лет до настоящего [времени] у того племени, которое в древности называли монгол, случилась распря с другими тюркскими племенами и закончилась сражением и войной. Имеется рассказ, [передаваемый со слов] заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет». А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились". "Мэн-да-бэй-лу" Чжао Хуна: "Татарское государство на юге находится в соседстве с племенами цзю, а слева и справа с ша-то и другими племенами. В старину существовало государство Монгус. В незаконный [период правления] цзиньцев Тянь-хуй (1123 — 1134) [они, т. е. монгус] также тревожили цзиньских разбойников и причиняли [им] зло. Цзиньские разбойники воевали с ними. Впоследствии же [цзиньские разбойники] дали [им] много золота и шелковых тканей и помирились с ними. Как говорится в Чжэн-мэн цзи Ли Ляна: “монголы некогда переменили период правления на Тянь-син и [их владетель] назвал себя „родоначальником династии и первым просвещенным августейшим императором"”. Нынешние татары очень примитивны и дики и почти не имеют никакой системы управления. [Я], Хун, часто расспрашивал их [об их прошлом] и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли. [В Чжи-чжай шу-лу цзе-ти в разделе Вэй ши [сказано]: “Чжэн мэн цзи; одна глава; составлена цзиньским человеком мин-вэй цзян-Цзюнем, правителем округа ДэнчжоуЛи Да-ляном. [Он] был сыном большого разбойника [периода правления] Цзянь-янь (1127 — 1129) и вместе с отцом Чэн сдался Цзинь” В Цза-цзи [Ли Синь-чуаня сказано]: “Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. При Тан его называли племенем мэн-у. Цзиньцы называли его мэн-у, а также называли его мэн-гу. [Эти] люди не варили пищи. [Могли видеть ночью]. [Они] из шкур акулы (?) делали латы, [которые] могли защитить от шальных стрел. С начала [годов правления] Шао-син (1131 — 1162) [они] начали мятежи. Главнокомандующий Цзун-би воевал [с ними] в течение ряда лет, [но] в конце концов не смог покарать; только, разделив войска, удерживал важные стратегические пункты и, наоборот, подкупал их щедрыми [подарками]. Их владетель также незаконно назывался „первым августейшим императором-родоначальником". Во времена цзиньского Ляна [они] причиняли зло на границах. [Как видно], они появились давно. Теперь татары называют себя Великим монгольским государством, и поэтому пограничные чиновники именуют их [сокращенно] мэн-да. Но [эти] два государства отстоят друг от друга с востока на запад в общей сложности на несколько тысяч ли. Неизвестно почему [они] объединены под одним именем. Ибо в период процветания государства Цзинь были созданы северо-восточное вербовочно-карательное управление для обороны от монголов и Кореи и юго-западное вербовочно-карателыюе управление для контроля над территорией татар и Си Ся. Монголы, очевидно, занимали [земли, на которых находились] двадцать семь круглых крепостей того времени, когда У-ци-май начинал дело (т. е. только что вступил на престол. — H. М.), а границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу и достигали государства Больших людей на севере”. [Мэн-да бэй-]лу, очевидно, основано на записях Ли [Синь-чуаня]. Однако Ли [Синь-чуань] пишет в неуверенных выражениях, а в [Мэн-да бэй]-лу прямо говорится о том, что прежнее монгольское государство уже было уничтожено и что нынешние монголы и есть татары. В Гу-цзинь цзи-яо и-пянь Хуан Дун-фа сказано: “Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. Во времена цзиньского Ляна [оно] вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего [периода правления] Цзя-дин [17.I.1211 — 4.I.1212] татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством”. Это также основано на этой книге. Ведь государства в северной стороне простираются то на тысячу ли, то [лишь] на сто ли и процветают и приходят в упадок, возникают и исчезают непрерывно] Еще [татары] восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают название династии как “великое монгольское государство”. [Этому] также научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники. [Я], Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя “мы, татары”; все их сановники и командующие [также] называли себя “мы...”. Они даже не знают, являются ли они монголами и что это за название, что такое название династии и что такое название годов правления. Что касается ныне отправляемых документов, то перебежавшие чиновники, которые знают грамоту, во всех случаях усиленно объясняют [татарам] дела, чтобы научить их". ============================================= В обоих источниках есть упоминание о большой трагедии в истории монголов, когда они чуть ли не были полностью истреблены. Отсюда и перевод этнонима как "бессильный" у Рашид-ад-Дина. То есть, это племя стало "бессильным" после учиненной над ними распри. Совершенно аналогичный случай с кыпчаками: племя, известное как сиры/шары, было разгромлено уйгурами и подвержено чуть ли не геноциду. После этого племя было известно под новым именем - древнетюрк. "qɨvčаq" - неудачливый; злополучный; несчастный; злосчастный.
  50. 2 points
    Военный советник Чао Цо "...Ныне хунны отличаются от Китая в искусстве приспособления к рельефу местности. Кони хуннов поднимаются и спускаются по горным склонам, переправляются через горные реки, входя и выходя из горных потоков, — не то что кони Китая. Конники хуннов то мчатся по опасным тропам, пригибаясь к земле, то стреляют из луков — не то что конница Китая. Они не страдают ни от ветра и дождя, ни от усталости и утомления, ни от голода и жажды — не то что люди Китая. Таковы преимущества хуннов". http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Ban_G..